Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО / ОБРАЗ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыльщикова Ольга Георгиевна

В статье анализируется проблема молодежного лидерства. Опираясь на нормативные документы, автор обосновывает необходимость исследований в современной молодежной среде. В ходе анализа отечественных и зарубежных публикаций автор приходит к выводу о том, что исследования молодежного лидерства проводятся в контексте взаимосвязи с такими составляющими данного феномена как: лидерские навыки, лидерские качества, внешние и внутренние факторы влияния на лидерский потенциал. В то же время автор указывает на наличие изменения подхода молодежи к пониманию лидерства, приводит влияющие на него факторы. В заключении автор резюмирует, что, несмотря на имеющийся интерес ученых к исследованиям по данной проблематике, отмечается недостаточная осведомленность молодежи в вопросах лидерства, отсутствие целостного образа-представления о лидере, что определяет актуальность дальнейшего изучения и развития проблемы лидерства в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF LEADERSHIP IN THE MODERN YOUTH ENVIRONMENT

The article analyzes the problem of youth leadership. Based on normative documents, the author substantiates the need for research in the modern youth environment. In the course of analyzing domestic and foreign publications, the author comes to the conclusion that research on youth leadership is conducted in the context of the relationship with such components of this phenomenon as: leadership skills, leadership qualities, external and internal factors influencing leadership potential. At the same time, the author points out that there is a change in the approach of young people to understanding leadership, cites factors influencing it. In conclusion, the author summarizes that, despite the interest of scientists in research on this issue, there is insufficient awareness of youth in leadership issues, the lack of a holistic image of the leader, which determines the relevance of further study and development of the problem of leadership in the youth environment.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Столыпинский вестник №7/2022

Научная статья Original article УДК 159

ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

THE STUDY OF LEADERSHIP IN THE MODERN YOUTH ENVIRONMENT

Рыльщикова Ольга Георгиевна., магистрант департамент психологии Института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, Москва, 129226

Rylshchikova Olga Georgievna, Master's student, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, 2nd Agricultural Ave., 4, Moscow, 129226

Аннотация: В статье анализируется проблема молодежного лидерства. Опираясь на нормативные документы, автор обосновывает необходимость исследований в современной молодежной среде. В ходе анализа отечественных и зарубежных публикаций автор приходит к выводу о том, что исследования молодежного лидерства проводятся в контексте взаимосвязи с такими составляющими данного феномена как: лидерские навыки, лидерские качества, внешние и внутренние факторы влияния на лидерский потенциал. В то же время автор указывает на наличие изменения подхода молодежи к пониманию лидерства, приводит влияющие на него факторы. В заключении

Столыпинский вестник

4028

автор резюмирует, что, несмотря на имеющийся интерес ученых к исследованиям по данной проблематике, отмечается недостаточная осведомленность молодежи в вопросах лидерства, отсутствие целостного образа-представления о лидере, что определяет актуальность дальнейшего изучения и развития проблемы лидерства в молодежной среде. Abstract: The article analyzes the problem of youth leadership. Based on normative documents, the author substantiates the need for research in the modern youth environment. In the course of analyzing domestic and foreign publications, the author comes to the conclusion that research on youth leadership is conducted in the context of the relationship with such components of this phenomenon as: leadership skills, leadership qualities, external and internal factors influencing leadership potential. At the same time, the author points out that there is a change in the approach of young people to understanding leadership, cites factors influencing it. In conclusion, the author summarizes that, despite the interest of scientists in research on this issue, there is insufficient awareness of youth in leadership issues, the lack of a holistic image of the leader, which determines the relevance of further study and development of the problem of leadership in the youth environment. Ключевые слова: молодежь, молодежное лидерство, образ-представления о лидере.

Keywords: youth, youth leadership, image-ideas about the leader.

В последние годы ряд социальных явлений изменил привычный формат жизни российского общества. Современный мир становится все более технологичным, высокоскоростным, конкурентным, и в тоже время непредсказуемым, предъявляя новые и сложные требования к молодым людям с точки зрения образования, профессиональной подготовки, а также социальных и эмоциональных навыков, необходимых в условиях высокой неопределенности.

4029

Анализ «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года от 29 ноября 2014 г.» [2] позволил нам выделить среди основных государственных приоритетов развитие человека и формирование условий для его самореализации. В соответствии с данной Стратегией [2] молодежь становится основным адресатом данного подхода, так как именно она, по прошествии нескольких лет, будет оказывать влияние на экономические, политические, социальные преобразования, сможет обеспечивать бурный экономический рост и тем самым качественно изменит уровень жизни в стране.

Статус молодежи закреплен в ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»: «Молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно...» [1, с. 2].

Р.Р. Хозинов в ходе исследований молодежного лидерства опирается на следующую градацию подгрупп внутри возрастной группы молодежи: «14-16 лет - подростковый возраст» - период полового созревания, интенсивного психологического и физиологического развития; «17 -19 лет юношеский возраст» - период окончания полового и физического созревания, начала самостоятельной профессиональной ориентации и получения качественно новых знаний, политическую дифференциацию, характеризуется началом процесса социализации, в ходе которого «приобретается полный перечень гражданских прав, приводящий к расширению социально-политических ролей и статусов»; «20-24 года - собственно молодежь» - процесс активной социализации, когда молодой человек создает семью, начинает профессиональную деятельность; «25-30 лет - старшая молодежь» - период завершения процесса формирования личности - активная профессиональная, семейная, а также политическая жизнь [12, с. 23-24].

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [3] одним из приоритетных направлений развития

4030

воспитания является развитие социальных институтов воспитания, которое включает поддержку семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержку общественных объединений.

На основании данной Стратегии [3] государственные и частные организации занимаются разработкой и реализацией большого количества социальных и образовательных программ, таких как: наставничество, школьные программы общественно значимых работ, волонтерские мероприятия, профориентационные программы, школы лидерства, военно-патриотические движения, спортивные и культурно-ориентированные направления.

Таким образом, анализ нормативных документов показывает, что современная молодежь рассматривается как триггер экономических, политических и социальных преобразований в стране, в связи с чем, государственная политика последних лет направлена на создание пространства возможностей для самореализации молодых россиян, где одним из приоритетных направлений становится проблема лидерства в молодежной среде.

Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что на сегодняшний день специалисты в области психологии и педагогики проявляют серьезный интерес к проблематике молодежного лидерства.

Так, И. М. Филиппов [8] в своем исследовании лидерства в государственно-ориентированной молодежной среде выделяет, что к ключевым характеристикам молодого человека сегодня можно отнести лидерские навыки, которые определяют успешность его образовательной, социальной деятельности и личностной жизни.

Р.Р. Хозинов рассматривает молодежное лидерство через общее понятие лидерства. В ходе анализа развития и современного состояния концепций

4031

лидерства он предложил следующую трактовку данного понятия: «Молодежное лидерство представляется как начальный этап институционализации лидерства в государственном и муниципальном управлении, легитимирующегося посредством форм организованной активности молодежи, связанной с накоплением опыта кооперированного взаимодействия лидера и его последователей на основе сочетания общественных, групповых и индивидуальных ценностей и интересов» [10, с. 60].

По мнению Р.Р. Хозинова молодежный лидер - это: «...личность, готовая в полной мере обеспечить интересы своей возрастной группы». Это человек, обладающий такими качествами как, «.интеллектуальная активность, способность к критическому и оригинальному мышлению, инициативность, предприимчивость, динамичность» [9, с. 147].

Опираясь на анализ, проведенный И.Н. Логвиновым [4], можно выделить, что к числу исследователей, изучающих проблему лидерства в молодежной среде, можно отнести работы И.А. Панарина, Г.Ш. Тажутдиновой, В.В. Гулякиной, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова, где рассматривается взаимосвязь данного феномена с различными факторами: социальной ответственностью; направленностью личности подростка; личностной и ситуативной тревожностью лидеров подросткового возраста; копинг-стратегиями, которые применяют молодежные лидеры.

В рамках зарубежных исследований интерес представляет доклад Национального исследовательского совета и Института медицины (США) «Общественные программы содействия молодежи» [11]. Анализ данного документа [11] показал, что американские исследователи рассматривают наличие лидерского потенциала как одно из ключевых условий психологического благополучия подростков, которые, обладая лидерскими навыками, в большинстве своем становятся квалифицированными специалистами и гармонично развитыми личностями, способны легко брать на

4032

себя ответственность за различные события в своей жизни, а также управлять и направлять деятельность людей на своем рабочем месте.

На основании вышеприведенных научных публикаций отечественных и зарубежных специалистов, можно резюмировать следующее: молодежное лидерство изучается в контексте различных компонентов данного феномена, таких как: лидерские навыки как ключевая характеристика успешного молодого человека; лидерские качества (интеллектуальная активность, критическое мышление, инициативность, предприимчивость, динамичность); внешние и внутренние факторы влияния на лидерский потенциал (социальная ответственность, направленность личности, тревожность молодежи и т.д.) и др. То есть исследования лидерства в молодежной среде ведутся достаточно интенсивно.

Однако ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в обществе, указывает на значительные изменения в восприятии образа лидера и представлениях о его качествах в глазах современной молодежи.

Так, обращает на себя внимание исследование О.В. Поповой [7], в котором представлены результаты изучения образа современного лидера в глазах молодежи. Анализ данного исследования показал, что 25,9% респондентов никогда не задумывались о том, кто такой молодежный лидер и не смогли дать характеристику данному понятию; большая часть опрошенных выделяет два типа лидера - руководитель молодежного общественно-политического объединения (29,7%) и активный политический блогер (23,8%)

[7].

В работе А.В. Малых [5], посвященной изучению проблемы изменения понятия лидерства в молодежной среде, выделены факторы, влияющие на представление о лидере у современной молодежи, такие как денежная прибыль, монетизация деятельности, популярность в пространстве интернета. Автор отмечает, что у современного молодого человека лидер ассоциируется с личным успехом, с легкой и свободной жизнью, с большими материальными

4033

возможностями. Такая позиция имеет отрицательные моменты, например, происходит явная переориентация на реализацию собственных интересов за счет группы, что негативно сказывается на командной работе [5].

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что одним из перспективных направлений в изучении лидерства молодежи является определение условий для формирования у современной молодежи целостного образа-представления о лидере.

Методологической основой такого подхода, может стать положение В.П. Пескова, который рассматривает «представление как психическое явление» и указывает на то, что «.субъект, объект и способ представления образуют онтологическое основание представления» [6, с. 55].

Мы согласны с В.П. Песковым в том, что: «Представление является многомерным, многоуровневым, полифункциональным, развивающимся целым», а весь «процесс представления обусловлен личностью» [6, с. 68]. Автор также считает, что развитие личности в контексте формирования образа-представления должно носить целостный характер, объединяющий такие стороны представления как мотивационная, операциональная, структурная, когнитивная и др. [6].

Таким образом, проведенный анализ показал, что в последние десятилетия исследование лидерства в молодежной среде как в нашей стране, так и за рубежом является действительно важным и актуальным. Развитие молодежного лидерства является одним из приоритетных направлений молодежной политики государства. Однако мы видим, что существует противоречие, которое заключается в том, что: с одной стороны, наблюдается всплеск интереса со стороны исследователей к данной проблеме, а с другой -недостаточная осведомленность молодежи в вопросах лидерства, отсутствие понимания лидерства, несформированность образа-представления о лидере (кто является лидером) и т.д., что определяет актуальность дальнейшего изучения и развития проблемы лидерства в молодежной среде.

4034

Литература:

1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http ://publication.pravo. gov.ru/

Document/View/00012020123 00003 ?index=0&rangeSize=1 (режим доступа от 15.09.2022)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р <Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года> (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 декабря 2014 г.)

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. URL: http ://publication.pravo. gov.ru/File/GetFile/ 0001201506020017?type=pdf (режим доступа от 19.09.2022)

4. Логвинов, И. Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии / И. Н. Логвинов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 97. - С. 1343-1366. - EDN SDCEJX.

5. Малых, А. В. Проблемы изменения понятия лидерства в молодежной среде / А. В. Малых // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально -экономических, политических и правовых реформ : Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Барнаул, 22-23 апреля 2021 года. - Барнаул: Алтайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного

4035

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»., 2021. - С. 384-385. - EDN SYWGVZ.

6. Песков, В. П. Субъект представления как внутреннее условие процесса представления, детерминирующее способ его организации, структуру представления и ее особенности / В. П. Песков // Научный диалог. - 2012. - № 11. - С. 52-71. - EDN PKWPHP.

7. Попова, О. В. Политический потенциал молодежного лидерства в российских условиях: результаты межрегионального исследования / О. В. Попова // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2018. - Т. 14. - С. 5271. - EDN EPQKLR.

8. Филиппов, И. М. Проблема лидерства в государственно -ориентированной молодежной среде / И. М. Филиппов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2021. -№ 2(56). - С. 110-120. - DOI 10.26456/vtphilos/2021.2.110. - EDN QBOSFU.

9. Хозинов, Р. Р. Молодежное лидерство в управленческих отношениях: концептуальный анализ / Р. Р. Хозинов // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № 1(81). - С. 146-151. - EDN VLJFLH.

10. Хозинов, Р. Р. Становление молодежного лидерства в государственном и муниципальном управлении (социальные проблемы и перспективы развития) : специальность 22.00.08 "Социология управления" : дис. канд. соц. наук / Хозинов Райиль Рашидович. - Уфа, 2017. - 195с.

11. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2002. Community Programs to Promote Youth Development. Washington, DC: The National Academies Press, available at: https://doi.org/10.17226/10022

Literature:

1. Federal Law No. 489-FZ of 30.12.2020 "On Youth Policy in the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/

4036

Document/View/0001202012300003?index=0 and range size=1 (access mode from 09/15/2022)

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2403 -r of November 29, 2014 <On Approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025> (Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru , December 8, 2014)

3. The strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r dated May 29, 2015) [Electronic resource]. URL: http ://publication.pravo. gov.ru/File/GetFile/0001201506020017 ?type=pdf (access mode from 09/19/2022)

4. Logvinov, I. N. The main trends in the study of the phenomenon of leadership in modern Russian psychology / I. N. Logvinov // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2014. -No. 97. - pp. 1343-1366. - EDN SDCEJX.

5. Malykh, A.V. Problems of changing the concept of leadership in the youth environment / A.V. Malykh // Russia in the XXI century: strategy and tactics of socio-economic, political and legal reforms : Materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference of Students and Young scientists, Barnaul, April 22-23, 2021. - Barnaul: Altai branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation"., 2021. - pp. 384-385. - EDN SIVGVZ.

6. Peskov, V. P. The subject of representation as an internal condition of the representation process, determining the way of its organization, the structure of representation and its features / V. P. Peskov // Scientific Dialogue. - 2012. -No. 11. - pp. 52-71. - EDN PKWPHP.

4037

7. Popova, O. V. The political potential of youth leadership in Russian conditions: results of interregional research / O. V. Popova // Political expertise: POLITEX.

- 2018. - Vol. 14. - PP. 52-71. - EDN EPQKLR.

8. Filippov, I. M. The problem of leadership in a state-oriented youth environment / I. M. Filippov // Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy. - 2021.

- № 2(56). - Pp. 110-120. - DOI 10.26456/vtphilos/2021.2.110. - EDN QBOSFU.

9. Khozinov, R. R. Youth leadership in managerial relations: a conceptual analysis / R. R. Khozinov // Vestnik VEG. - 2016. - № 1(81). - Pp. 146-151.

- EDN VLJFLH.

10. Khozinov, R. R. Formation of youth leadership in state and municipal management (social problems and development prospects) : specialty 22.00.08 "Sociology of Management" : dis. candidate of Social Sciences / Khozinov Rayil Rashidovich. - Ufa, 2017. - 195s.

National Academies of Sciences, Engineering and Medicine. 2002. Public programs to promote youth development. Washington, DC: The National Academies Press, available at: https://doi.org/10.17226/10022

© Рыльщикова О.Г., Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022.

Для цитирования: Рыльщикова О.Г. ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 7/2022.

4038

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.