Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХАРИЗМА / КОММУНИКАЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Иван Михайлович

Автор рассматривает процесс активизации лидерского потенциала, универсальные и отраслевые особенности становления молодежных лидеров. Определяется роль внешних и внутренних факторов в конструировании лидерской молодежной среды. Ценностные аспекты феномена лидерства выделяются в жизненном стиле, субъективном образе поведения, основанном на личностных качествах, и в объективной полезности обществу, мотивационном принципе, обусловленном взаимосвязью личности и общества. Автор объединяет социальную составляющую аксиологического подхода с педагогической, с образовательным процессом и полагает лидерство условием эффективной коммуникации между субъектом и объектом управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH LEADERSHIP IN MANAGEMENT АCTIVITIES: AXIOLOGICAL ASPECTS

The author considers the process of activation of leadership potential, universal and branch features of formation of youth leaders. The role of external and internal factors in the construction of youth leadership environment is defined. The value aspects of the phenomenon of leadership are distinguished in the life style, subjective way of behavior, based on personal qualities, and in objective usefulness to the society, motivational principle, conditioned by the interrelation of personality and society. The author combines the social component of the axiological approach with the pedagogical one, with the educational process and believes leadership to be a condition of effective communication between the subject and the object of management.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 316.46 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-2-167-174

Молодежное лидерство в управленческой деятельности: аксиологические аспекты

И.М. Филиппов

Московский государственный областной университет filivanmih@yandex.ru

Автор рассматривает процесс активизации лидерского потенциала, универсальные и отраслевые особенности становления молодежных лидеров. Определяется роль внешних и внутренних факторов в конструировании лидерской молодежной среды. Ценностные аспекты феномена лидерства выделяются в жизненном стиле, субъективном образе поведения, основанном на личностных качествах, и в объективной полезности обществу, мо-тивационном принципе, обусловленном взаимосвязью личности и общества. Автор объединяет социальную составляющую аксиологического подхода с педагогической, с образовательным процессом и полагает лидерство условием эффективной коммуникации между субъектом и объектом управления.

Ключевые слова: молодежное лидерство, молодежная среда, лидерский потенциал, харизма, коммуникация, аксиологический подход, управленческая деятельность, личность, общество, ценности, молодежная политика.

Youth Leadership in Management Аctivities: Axiological Aspects

I.M. Filippov

Moscow Region State University filivanmih@yandex.ru

The author considers the process of activation of leadership potential, universal and branch features of formation of youth leaders. The role of external and internal factors in the construction of youth leadership environment is defined. The value aspects of the phenomenon of leadership are distinguished in the life style, subjective way of behavior, based on personal qualities, and in objective usefulness to the society, motivational principle, conditioned by the interrelation of personality and society. The author combines the social component of the axiological approach with the pedagogical one, with the educational process and believes leadership to be a condition of effective communication between the subject and the object of management.

Keywords: youth leadership, youth environment, leadership potential, charisma, communication, axiological approach, management activities, personality, society, values, youth policy.

Сегодня лидерство может рассматриваться только на основе междисциплинарного подхода с учетом его многоаспектности, многогранности. Интерес к этому социальному феномену поддерживается на протяжении веков и не утрачивается на современном этапе. В первой половине ХХ века управление стало научной дисциплиной, а личностные качества наиболее эффективных руководителей — объектом изучения. Исследователи 1930—1950-х гг. наиболее глубоко изучили феномен лидерства, поскольку ставили целью детальный анализ личных качеств эффективных лидеров, отвечающих философии управления. Лидерские модели отечественных и зарубежных ученых позволяют использовать те или иные паттерны поведения руководителя в зависимости от ситуаций и мотиваций, принимая во внимание особенности современного общества.

Общество сегодня стремительно «молодеет»: молодежную стилистику перенимают многие сферы — от повседневных коммуникаций до большой политики, молодые люди фактически становятся объектами воздействия и субъектами динамики большинства конкурирующих трендов. Поэтому мощный ресурс для понимания механизма лидерства составляет теория и история культуры. Богатая на события и явления история ХХ века способствовала интересу к феномену лидерства в молодежной среде.

В столкновении мировоззренческих картин представителей разных поколений молодое поколение выступило катализатором общественных перемен, главным образом в области социальных отношений и культурных инноваций. Это означает, что изучение молодежной политики позволяет отслеживать тенденции развития государства и социума в целом. Анализ молодежной политики определяет векторы и перспективы развития молодого поколения в актуальном социокультурном контексте. Моделирование работы с молодежью предполагает высокий уровень социальной коммуникации,

возможность указывать новому поколению на перспективы роста и саморазвития в различных сферах жизни. Изменение молодежных предпочтений, увлечений и формирование мировоззренческих установок, — все это отвечает тенденциям развития многих сфер государственной деятельности, в частности законодательной сферы.

В связи с созданием правовой базы молодежной политики — «Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 г.» и Федеральный закон «О Молодежной политике в Российской Федерации» — методология изучения лидерства расширяется. Главная цель этих документов — становление молодого поколения как ведущей силы в укреплении и развитии нашего государства. Сложность и ответственность позиции молодежного лидера сегодня обусловлена следующими трендами:

1) активный отклик на социальную несправедливость;

2) острая потребность в самовыражении;

3) активное реагирование на инновации;

4) жажда регулярного получения новых знаний и саморазвития.

Лидеру конкретного социального звена необходимо иметь характеристики личности, способной руководить социальными отношениями и быть авторитетной в этом звене. Задачи, которые предстоит решать молодому поколению, являются, в определенной мере, вызовами молодежному лидеру, требуя от него высокой степени работоспособности, самодисциплины и даже харизма-тичности

По данным социологических исследований [1; 3; 5], преуспевающими себя считают немногие, процент участников опроса небольшой, однако большинство респондентов видят себя вполне адаптированными к актуальным жизненным условиям, т.е. ощущают себя в достаточно комфортной среде. Многие молодые люди воспринимают текущие сложности как преходящие и видят положительную динамику и перспективы.

Другая часть респондентов считает, что в непростых условиях можно работать над улучшением будущего. Выделяется мнение молодежной группы меньшей численности, которая расценивает актуальную ситуацию минорно: не видит дальнейших положительных возможностей и перспектив.

Структурное понимание специфики лидерских процессов, ситуаций и отношений в молодежной среде необходимо для построения стратегий работы с молодым поколением и позволяет выявить основные тренды. Несомненно, ключевым является рассмотрение положительных фактов лидерства по критериям: достижения состоявшегося лидера, какие конкретные заслуги к этому привели; причины общественного признания, например, создание принципиально новых субкультурных групп и стилей [1, с. 260]. Рассмотрим универсальные и отраслевые особенности становления молодежных лидеров и их личностные качества. Для понимания универсальных особенностей важны общие тенденции и динамика, для понимания отраслевых особенностей — тренды профессиональной самореализации молодых людей в разных сферах деятельности.

В актуальном социально-политическом контексте молодежный лидер — это человек, оперативно реагирующий на изменения в социуме в целом, сохраняющий достоинство в сложных обстоятельствах, находящийся в постоянном диалоге со своими последователями. Трудность социально-политических исследований заключается в сравнении современного поколения с предыдущим, в выборе критериев оценки их действий и в скептическом отношении к молодежи. Поскольку существенным направлением работы с молодежью сегодня является внедрение программ для развития лидерства, важнейший индикатор социального самочувствия молодежи — ориентация на успех — стал определяющим в исследовании лидерства.

Предметом философских, психологических, социологических и политологических исследований являются способы развития лидерских качеств личности. Результаты исследований позволили сделать вывод о важности роли внеучебной общественной работы в формировании лидерства [1; 3; 5]. Таким образом, в наиболее общей трактовке лидер определяется как социально активная личность. Выделим направления подготовки активной личности в молодежном сообществе. Потенциальный лидер должен прислушиваться к мнению окружающих, обладать развитым эмоциональным интеллектом. С этой целью, во-первых, личности прививается чувство гражданской ответственности, воспитывается потребность во взаимопомощи и культура волонтерской деятельности; во-вторых, молодые люди вовлекаются в общественно-политическую жизнь. Следовательно, подготовка сочетает и образовательную, и воспитательную функции одновременно. Причем важной задачей является формирование положительного образа личности лидера, что достигается путем создания положительного Я: лидеру следует принять свою уникальность и раскрыть индивидуальный потенциал.

Рождение лидера должно происходить в особой социальной среде, где создана атмосфера, благоприятная для созидания и коммуникации. В межличностном взаимодействии в такой среде проявляются качества потенциального лидера, его харизма, инициативность. Интерес к активной жизненной позиции взращивает образовательная среда, она дает молодым людям различные возможности для проявления их талантов и дарований. Речь идет о внеучебной деятельности, это могут быть различные спортивные секции, творческие кружки, волонтерская работа и многое другое из части факультативных дисциплин, что обеспечивает молодежи насыщенную и развивающую жизнь. Качества лидера, актуальные в любой сфере деятельности, это — жизнелюбие и внутренняя сила (благодаря ей цели достигаются наиболее

эффективно), а также тяга к совершенствованию себя и мира. Кроме того, для руководителя крайне важно быть талантливым оратором и мотивировать людей, поддерживать энтузиазм, побуждать к активным действиям. Поэтому справедливо рассматривать лидерство как условие эффективной коммуникации между субъектом и объектом управления. С этой точки зрения молодежное лидерство предполагает высокую степень эмпатии, умение налаживать связи между разными коллективами, оказывать влияние на большую группу людей. Более того, современные каналы коммуникации требуют успешного владения цифровыми средствами общения с молодежью непосредственно при контакте и в медиапространстве [2: 134]. Добавим к перечисленным характеристикам ценностный стандарт: действовать во имя общего блага, руководствуясь таким образом правовой моделью, нравственно здоровыми ценностями.

Поддержка государства на федеральном и региональном уровне заключается в содействии молодежным лидерам в плане перспектив личностного, карьерного роста и развития. В реализации молодежной политики современной России участвуют активисты, которые уже заявили о себе, т. е. собрали эффективную команду последователей, нацеленную на совместную социально полезную деятельность. Подобный опыт дает знания, умения и навыки, которые будут способствовать дальнейшему продвижению активиста в различных сферах жизни.

Появление лидера в молодежном объединении — явление спонтанное, но неизбежное в механизме функционирования группы. Лидерство становится не только социальной ролью для активиста, но и образом жизни. Поясним это утверждение. Лидер молодежной группы формируется под воздействием двух факторов — объективного и субъективного. Согласно объективному фактору, лидер является самым полезным и значимым для сообщества человеком. Субъективный же

фактор определяется незаменимыми качествами личности, не только ценными для данного сообщества, но и необходимыми в индивидуальной жизни. Образ жизни наиболее решительных, волевых, жизнелюбивых людей обусловлен умением вести за собой последователей, быть инициатором совместной, групповой активности и направлен на реализацию этих способностей. Поскольку современному обществу остро необходимы такие специалисты, молодежная политика государства призвана решать задачу поиска лидеров среди активистов, умеющих работать в команде, проявлять инициативу и продуктивно реагировать на различные ситуации, в том числе нестандартные. Обратим внимание на то, что стремление к совершенству, жажда действовать, изменять свою жизнь и жизнь социума присущи многим, однако именно лидеру удается реализовывать эти стремления и эффективно достигать поставленных целей [20; 21].

Перед аксиологией сегодня стоит задача заполнить лакуну между потребностью в социально-философских знаниях о молодежном лидерстве в управленческой деятельности и отсутствием достаточных для этого теоретических разработок, поскольку необходимо найти методы социальной легитимации молодежного лидерства на уровне государственного и муниципального управления [22; 23]. Эта проблема приобретает особую важность на современном этапе развития общества, так как возрастает социальная нагрузка на молодежь, что обусловлено и демографической ситуацией, и официальным увеличением возрастной категории молодежи до 35 лет, и вызовами современности. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать новации — все это составляет потенциал развития, носителем которого выступает молодежь, и делает молодежь стратегическим ресурсом страны. Чтобы эффективно задействовать этот ресурс в укреплении позиции России в мире, ее конкурентоспособности, а также в обеспечении качества жизни российских граждан,

необходимо разработать целенаправленную систему активизации лидерского потенциала. Обозначим умения и навыки, которым должна научить молодого человека такая система: проявлять, развивать базовые лидерские качества и грамотно применять свой лидерский потенциал; совершенствовать навык харизматического влияния, владеть принципами гибкости, основными технологиями самомотивации и управления [3, с. 54—58]. Таким образом, процесс активизации лидерского потенциала заключается в социальном конструировании среды лидерства и учитывает, на наш взгляд, два главных условия: готовность общества, группы или ее членов работать с лидером и стремление, желание молодого человека быть лидером.

Рассмотрим внешние и внутренние факторы, от которых зависит конструирование лидерской среды. С одной стороны, это характеристики социума, в котором растет лидер. Стремительный темп развития многих сфер жизни и, как следствие, нестабильность требует от молодых людей таких навыков, как: строгая дисциплина и самоконтроль, продуктивное распределение сил и времени, самосовершенствование, креативное решение проблем [6; 7; 8]. С другой стороны, это биологическая природа человека, индивидуальные психологические особенности, которые активизируются только в группе. Поэтому вне деятельности, вне общения развитие лидерства как формы общественной активности личности невозможно [15; 16]. Не только личностные качества, темперамент, психотип формируют лидера, но и социальные условия, наличие возможности самопрезентации и реализации потенциала личности — в коммуникации, в общественном взаимодействии [9; 10; 11].

Аксиологический подход к развитию молодежного лидерства можно считать комплексным, поскольку он объединяет в себе педагогическую и психологическую составляющие с социальной. Ценностная составляющая феномена лидерства помимо поведения и личностных установок включает

роль молодежи в формировании гражданского общества. Докажем полезность для общества категории граждан до 35 лет. Именно данная социально-демографическая группа активно резонирует на общественно-политические события, поскольку имеет следующие отличительные особенности: высокий уровень социальной динамики и мобильности; восприимчивость к инновациям и новым технологиям; высокий лидерский потенциал и социальная активность. Способность к самоорганизации при объединении в сообщества современных молодежных групп довольно высокая, что достаточно ценно для реализации молодежной политики и в региональном, и в федеральном масштабе [4, с. 365—371].

Безусловно, педагогическая составляющая аксиологического подхода связана с образовательным процессом, а именно с комплексным решением актуальных вопросов: как использовать лидерские качества в процессе обучения; как помочь правильно распределить обязанности между участниками корпоративных отношений, учитывая особенности раскрытия потенциала личности в молодежной группе, а также индивидуальные психологические особенности активной личности. Эти вопросы продиктованы задачей государства помогать молодежи развивать в себе лидерские черты, детерминирующие успешную взрослую жизнь [12; 13; 14]. Рассмотрим особенности раскрытия лидерского потенциала в молодежной группе. Во-первых, предстоит не только найти в коллективе личность с таким потенциалом, но и направить энергию лидера в созидательное русло, т.е. нивелировать антиценностный потенциал. Во-вторых, не менее важно работать над раскрытием потенциала у нерешительных подростков, над активизацией их личностных качеств [5, с. 8—19]. В-третьих, в каждом молодежном коллективе можно выделить тех, кто имеет талант организации культурно-массовых мероприятий, однако способности лидера носят универсальный характер: это талант добиваться результатов в различной деятельности

и реализовывать планы, соответствующие разным задачам молодежной группы [17; 18; 19]. В связи с этим при исследовании молодежного лидерства в управленческой деятельности следует обратить внимание на следующий потенциал личности: активность, высокие коммуникативные навыки, здоровая самооценка, открытость инновациям, спокойное и быстрое реагирование на неоднозначные ситуации, в том числе внештатные.

Подводя итог, считаем необходимым отметить, что определение особенностей сознания и формирования поведения молодежной группы, управляемого лидером, сегодня являются основной целью образовательного процесса, построенного на аксиологической базе: ценность отношений и способов поведения, соразмерность поведения с общественным мнением, нравственная оправданность жизни, сравнение значимости действий с потребностью социума, детерминирование мотивации действий личным и общественным благом.

Литература

1. Пономарев А. В. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 260 с.

2. Филиппов И.М. Проблемы развития лидерского потенциала на региональном уровне // Коммуникология. 2021. Т. 9. №1. С. 127—137.

3. Котрухова Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №14(152). С. 54—58.

4. Филиппов И.М. Проблема лидерства в государственно-ориентированной молодёжной среде // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов Четвертой Международной научной конференции / Под общ. ред. Г.В. Бариновой, Л.В. Блонского, С.Н. Климова. М., 2020. С. 365—371.

5. Махина Т.В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях

развития лидерских качеств студентов — будущих менеджеров: автореф. дисс. ... канд. психол. н. Москва, 2003. 21 с.

6. Бондарева Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии середины XIX —первой половины XX веков (статья вторая ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 1. С. 23—27.

7. Бондарева Я.В. Развитие принципа синергии в учениях о преобразовании человеческого бытия (к вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2013. № 2. С. 5—10.

8. Бондарева Я.В. Методологические традиции всеединства и православного энергетизма в поисках онтологической целостности (к вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 3. С. 16—21.

9. Бондарева Я.В. Отечественная религиозно-философская антропология: антиномия свободы и детерминизма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2014. № 1. С. 47—53.

10. Бондарева Я.В., Устинов О.А. Религиозно-философская антропологическая парадигма в русской философии XIX — начала XX века: историко-философский анализ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 4. С. 159—171.

11. Бондарева Я.В., Фурсова В.Э. Идея синергии как основа антропологии целостности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2015. № 2. С. 63—69.

12. Бондарева Я.В. Антропологические основы русской религиозной философии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 1. С. 75—82.

13. Бондарева Я.В. Мировоззренческие основы научного познания // Молодой исследователь:

вызовы, поиски и перспективы развития российского образования: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей. 2017. С. 22—28.

14. Бондарева Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии XI — середины XIX веков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 1. С. 19—22.

15. Горбунов А.С. Проблема суверенитета личности в обществе массовой коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2015. № 1. С. 40—46.

16. Горбунов А.С. Деформация личностного бытия в информационном массовом обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 1. С. 28—36.

17. Горбунов А.С. Государственные и политические институты в обществе массовой коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 2. С. 30—37.

18. Горбунов А.С. Проблема делегитимации средств массовой коммуникации в общественном сознании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 3. С. 48—56.

19. Горбунов А.С. Информация как содержательная основа воздействий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2006. № 1. С. 54—60.

20. Буренков С.В. Феномен неотчужденного труда: автореф. дисс. ... канд. филос. н. Москва, 2017. 22 с.

21. Буренков С.В. Поиск области позитивной эвристики феномена идеологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2012. № 3. С. 28—34.

22. Ракитянский Н.М., Колесниченко Ю.В. Потенциал русской философско-психологиче-ской школы и методология портретирования личности политика // Вестник Московского уни-

верситета. Серия 12: Политические науки. 2014. № 6. С. 7-30.

23. Колесниченко Ю.В. Опыт евразийства: тема личности в отечественной философии // Вестник Московского университета. Серия 12: Социально-политические исследования. 1994. № 1. С. 71—78.

Поступила 17.05.2021

Филиппов Иван Михайлович — аспирант, Московский государственный областной университет, помощник Главы Чувашской Республики, г. Чебоксары, filivanmih@yandex.ru

References

1. Ponomarev A. V. Trendy molodezhnoj politiki v zerkale social'nyh nauk i tehnologij: monografija. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2018. 260 c.

2. Filippov I.M. Problemy razvitija liderskogo potenciala na regional'nom urovne // Kommuniko-logija. 2021. T. 9. №1. C. 127—137.

3. Kotruhova R.I. Jeffektivnoe liderstvo i razvitie liderskogo potenciala sovremennoj molodezhi // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universi-teta. 2009. №14(152). S. 54—58.

4. Filippov I.M. Problema liderstva v gosudar-stvenno-orientirovannoj molodjozhnoj srede // Filo-sofskie i metodologicheskie problemy issledovanija rossijskogo obshhestva: sbornik trudov Chetvertoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Pod obshh. red. G.V. Barinovoj, L.V. Blonskogo, S.N. Klimova. M., 2020. S. 365—371.

5. Mahina T.V. Osobennosti ispol'zovanija so-cial'no-psihologicheskogo treninga v celjah razvitija liderskih kachestv studentov — budushhih menedz-herov: avtoref. diss. ... kand. psihol. n. Moskva, 2003. 21 s.

6. Bondareva Ja.V. Edinstvo very i znanija kak bazovyj gnoseologicheski princip russkoj religioznoj filosofii serediny XIX —pervoj poloviny XX vekov (stat'ja vtoraja ) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2010. № 1. S. 23—27.

7. Bondareva Ja.V. Razvitie principa sinergii v uchenijah o preobrazovanii chelovecheskogo bytija (k voprosu o metodologicheskih osnovanijah russkoj

religioznoj filosofii) // Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2013. № 2. S. 5-10.

8. Bondareva Ja.V. Metodologicheskie tradicii vseedinstva i pravoslavnogo jenergetizma v poiskah ontologicheskoj celostnosti (k voprosu o metodologi-cheskih osnovanjah russkoj religioznoj filosofii) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2011. № 3. S. 16-21.

9. Bondareva Ja.V. Otechestvennaja religiozno-filosofskaja antropologja: antinomja svobody i deter-minizma // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serja: Filosofskie nauki. 2014. № 1. S. 47-53.

10. Bondareva Ja.V., Ustinov O.A. Religiozno-filosofskaja antropologicheskaja paradigma v russkoj filosofii XIX — nachala XX veka: istoriko-filosofskj analiz // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. 2017. № 4. S. 159-171.

11. Bondareva Ja.V., Fursova V.Je. Ideja sinergii kak osnova antropologii celostnosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2015. № 2. S. 63-69.

12. Bondareva Ja.V. Antropologicheskie osnovy russkoj religioznoj filosofii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2017. № 1. S. 75-82.

13. Bondareva Ja.V. Mirovozzrencheskie osnovy nauchnogo poznanija // Molodoj issledovatel': vy-zovy, poiski i perspektivy razvitja rossjskogo obrazo-vanja: sbornik materialov XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov i mo-lodyh issledovatelej. 2017. S. 22-28.

14. Bondareva Ja.V. Edinstvo very i znanja kak bazovyj gnoseologicheskj princip russkoj religioznoj filosofii XI - serediny XIX vekov // Vestnik Moskov-skogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Se-rija: Filosofskie nauki. 2010. № 1. S. 19-22.

15. Gorbunov A.S. Problema suvereniteta lich-nosti v obshhestve massovoj kommunikacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universi-teta. Serija: Filosofskie nauki. 2015. № 1. S. 40-46.

16. Gorbunov A.S. Deformacja lichnostnogo bytja v informacionnom massovom obshhestve // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo

universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2017. № 1. S. 28-36.

17. Gorbunov A.S. Gosudarstvennye i politiche-skie instituty v obshhestve massovoj kommunikacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2010. № 2. S. 30-37.

18.Gorbunov A.S. Problema delegitimacii sredstv massovoj kommunikacii v obshhestvennom soznanii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2018. № 3. S. 48-56.

19. Gorbunov A.S. Informacja kak soderzha-tel'naja osnova vozdejstvj // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. 2006. № 1. S. 54-60.

20. Burenkov S.V. Fenomen neotchuzhdennogo truda: avtoref. diss. ... kand. filos. n. Moskva, 2017. 22 s.

21. Burenkov S.V. Poisk oblasti pozitivnoj jevris-tiki fenomena ideologii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serja: Filosofskie nauki. 2012. № 3. S. 28-34.

22. Rakitjanskj N.M., Kolesnichenko Ju.V. Potencial russkoj filosofsko-psihologicheskoj shkoly i metodologjja portretirovanja lichnosti politika // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serja 12: Pol-iticheskie nauki. 2014. № 6. S. 7-30.

23. Kolesnichenko Ju.V. Opyt evrazjstva: tema lichnosti v otechestvennoj filosofii // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Serja 12: Social'no-politiches-kie issledovanja. 1994. № 1. S. 71-78.

Submitted 17.05.2021

Filippov Ivan M., postgraduate student, Moscow Region State University, Assistant to the Head of the Chuvash Republic, Cheboksary, filivanmih@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.