Раздел IV МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ
УДК 614.27.008.2:33
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.С. СТРЕКАЛОВА, Д.А. КУЗНЕЦОВ*
Задача бесплатного обеспечения лекарственными средствами в РФ остается одной из приоритетных. Ежегодно разрабатываются новые законодательные документы для решений существующей проблемы. В ходе исследования установлено, что, несмотря на рост общего количества больных по 7 ВЗН, количество пациентов, получивших лекарственную, помощь уменьшается. Установлено, что ежегодно в Тамбовской области происходит уменьшение количества льготников, числящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, кроме того, сокращается численность пациентов, воспользовавшихся НСУ. Однако, количество пациентов, обратившихся за лекарственной помощью от числа льготников, получающих НСУ, увеличилось. Изучение и анализ территориальных социальных программам Тамбовской области показало, что наблюдается тенденция к увеличению количества выписанных рецептов, увеличению стоимости 1 рецепта, увеличению затрат на отпущенные лекарственные средства.
Ключевые слова: фармацевтические организации, льготное лекарственное обеспечение населения.
Задача бесплатного обеспечения лекарственными средствами в РФ остается одной из приоритетных на сегодняшний день. Ежегодно разрабатываются новые законодательные документы для решений существующей проблемы. Положения ст. 41 Конституции Российской Федерации обеспечивают граждан России государственными гарантиями доступности лекарственных средств бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Федеральным законом от 25.06.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 01.07.2011 г. № 169 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») ст. 6.1. определено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отдельным категориям граждан Российской Федерации, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В этой связи актуализируется цель исследования [4].
Цель исследования — изучение и анализ состояния льготного лекарственного обеспечения населения на территории Тамбовской области.
Материалы и методы исследования. В исследовании использовались принципы системного подхода, метод интервью, методы и подходы фармацевтического менеджмента; объектами исследования выступили фармацевтические организации Тамбовской области, материалы Управления Росздравнадзора, Управления здравоохранения по Тамбовской области, Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области.
Результаты и их обсуждение. С 1 января 2005 года в Российской Федерации Федеральным Законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введена система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Основной целью этой программы является полное, качест-
* ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Минздравсоцразвития России, ул. Высоковольтная, 9, Рязань, 390026, тел.: (4912) 46-08-75, e-mail: oef@pharm .rzn.ru
венное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами; обеспечение контроля за выпиской, выдачей и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии [3].
Программа ДЛО - один из наиболее масштабных проектов здравоохранения. В ней реализуются основные задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, поставленные в Указе Президента РФ № 1351 от 09.10.2007г. «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года»: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов [7].
Изначально в нее были включены все граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи [3].
В реализацию программы ДЛО в 2005-2007 гг. были вовлечены следующие организации: Пенсионный Фонд РФ, федеральный и территориальный фонд ОМС, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Территориальные управления Росздравнадзора, ЛПУ, аптечные предприятия, УФО федерального и регионального уровней, органы управления здравоохранением [1,4,5].
С 1 января 2008 г. в соответствии с Федеральным Законом от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» программа ДЛО претерпела ряд изменений. Так в отдельную подпрограмму «высокозатратные нозологии» (ВЗН) были выделены льготники, имеющие заболевания, относящиеся к следующим 7 нозологиям: злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилия, рассеянный склероз, болезнь Гоше, гипофизарный нанизм, муковисцидоз, а также пациенты после трансплантации органов и (или) тканей. Обеспечение лекарственными средствами других категорий льготников было выделено в подпрограмму «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» (ОНЛС).
В целях оперативного реагирования на изменения контингента категорий граждан, имеющих льготное обеспечение, принятия управленческих решений, значительная часть полномочий по обеспечению населения лекарственными средствами была возвращена на уровень регионов [8].
700 -|
600 -500 -400 -
303 30:
300 - гяяяян
200 -100 -0
ГОД 2008
ЕЗ Кол-во льготников ■ Кол-во льготников, получивших лек.помощь
Рис. 1. Количество больных 7 высокозатратными нозологиями в Тамбовской области за период 2008-2011 гг.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2053-р (в редакции от 27.12.2010 г. № 2415-р) «О перечне централизованно закупаемых за счет федерального бюджета лекарственных средств» больным ВЗН закупки лекарственных средств осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно Федеральному Закону от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» и Федеральному Закону от 21.07.2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» произошла передача финансовых средств на уровень субъектов РФ, которые теперь могли самостоятельно проводить аукционы среди поставщиков лекарственных средств. Благодаря этому вопросы лекарственного обеспечения льготополучателей стали решаться более оперативно и оптимально [2].
В региональном сегменте Федерального регистра больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гипофизарным нанизмом, муковисцидозом, а также пациентов после трансплантации органов и (или) тканей наблюдается рост числа льготополучателей с 303 человек в 2008 году до 597 человек в 2011 году, что составляет 294 человека (+ 97%). Из них за помощью обратились 303 человека в 2008 году, и 435 человек в 2011 году, рост количества получивших лекарственную помощь составляет 132 человека (+ 44%). В 2008 году лекарственную помощь получили 100% больных регионального сегмента Федерального регистра больных 7 ВЗН, в то время как в 2011 году их количество сократилось до 72% (- 28%) (Рис. 1).
Всего в 2008 году было обслужено 2689 рецептов, что составило 8,87 рецепта на 1 льготополучателя. В 2011 году было обслужено 4254 рецептов, что на 1565 рецептов больше (+ 58%), чем в 2008 году, при этом на 1 больного пришлось 9,78 рецепта. При этом средняя стоимость 1 рецепта по ВЗН в 2008 году составляла 62477 руб., в 2011 году - 53722 руб. (- 14%). По результатам реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан по 7 высокозатратным нозологиям в 2011 году отпущено лекарственных препаратов на сумму 168,2 млн. руб., что на 60,3 млн. руб. (+ 36%) превышает общую сумму медикаментов, отпущенных в 2008 году (таблица 1).
Таблица 1
Показатели реализации программы по 7 высокозатратным нозологиям в Тамбовской области
Показатели 2008 2009 2010 2011
Количество льготников 303 347 506 597
Количество льготников, получивших лекарственную помощь 303 350 391 435
Количество обслуженных рецептов (шт.) 2689 3482 3784 4254
Сумма отпущенных ЛС (млн. руб.) 168,16 225,5 215,9 228,5
Средняя стоимость 1 рецепта (руб.) 62477 64764 57074 53722
Согласно Федеральному закону от 25.06.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 01.07.2011 г. № 169 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») граждане, включенные в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг (НСУ), могут отказаться от него, подав заявление в Пенсионный фонд по месту жительства в срок до 1 октября каждого текущего года. Если в указанный срок заявление не подано, то право на набор социальных услуг автоматически предоставляется с 1 января по 31 декабря следующего года. Чем больше граждан не отказались от НСУ, тем больше средств приходится на обеспечение данного региона по программе ДЛО и, значит, тем больше лекарственных средств сможет закупить данный регион. Если от социального пакета отказывается существенное количество льготников, принимая условия монетизации своих льгот, то внутри программы остается недостаточное количество денег, что связано с тем, что из программы, как правило, выходят граждане, которые нуждаются в небольшом количестве лекарственных средств и могут приобретать их самостоятельно за самостоятельный счет, а оставляют за собой право на ДЛО в основном те, кто нуждается в приеме большого количества лекарственных средств или дорогостоящих лекарств, которые они не в состоянии купить самостоятельно, что и приводит к большому дефициту средств на программу ДЛО [6].
В Тамбовской области в 2011 году было зарегистрировано 172110 льготников, что на 19849 человек меньше (- 10%), чем в 2008 году (191959 человек), из них правом на получение НСУ в 2011 году воспользовались 34440 человек (20% от общего количества льготников), что на 17363 человека меньше (- 34%), чем в 2008 году (51803 человека - 27% от общего числа льготников). В
2011 году обратились за лекарственной помощью 31210 человек (90,6% от числа льготников, получающих НСУ), что на 6555 человек меньше (-17%), чем в 2008 году (37765 человек - 71,4% от числа льготников, получающих НСУ (рис. 2).
Рис. 2. Структура льготников по Тамбовской области за 2008-2011 гг
Количество рецептов, выписанных больным по программе ОНЛС в 2011 году, составило 705543, что на 83233 рецептов больше (+ 13%), чем в 2008 году (622310 рецептов). Таким образом, на 1 льготополучателя в 2011 году приходилось по 22,6 рецепта, что на + 37% больше, чем в 2008 году (16,5 рецептов на 1 больного). При этом стоимость 1 рецепта в 2008 году составила 405,48 руб., в 2011 году - 477,7 руб. (+ 18%). По итогам реализации программы ОНЛС в 2011 году отпущено лекарственных средств на общую сумму 337 млн. руб., что на 84,65 млн. руб. больше (+ 34%), чем в 2008 году (252,35 млн. руб.), (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели реализации программы ОНЛС в Тамбовской области
Показатели 2008 2009 2010 2011
Количество льготников, обратившихся за лекарственной помощью 37765 32347 32858 31210
Количество обслуженных рецептов (шт.) 622310 694627 744053 705543
Сумма отпущенных ЛС (млн.руб) 252,35 339,9 371,9 337
Средняя стоимость 1 рецепта (руб) 405,48 489,35 499,81 477,7
В Федеральном Законе Российской Федерации от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в статье 6 к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ при обращении ЛС отнесены разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами. Согласно данной статье, в целях реализации конституционных прав населения субъектов РФ на получение бесплатной медицинской помощи и в соответствии с ежегодным постановлением Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают собственные региональные программы государственных гарантий обеспечения своего населения бесплатной медицинской помощью.
Так, например, Постановление Администрации Тамбовской области от 25.12.2009 г. № 1557 «О программе государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год» утверждает перечень лекарственных средств (препаратов) для амбулаторного лечения больных сахарным и несахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими, гематологическими, психическими заболеваниями, больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, финансируемых за счет средств областного бюджета на здравоохранение. В целях реализации данного постановления, постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» издано Постановление Администрации Тамбовской области от 01.03.2010 г. № 215 «О Порядке бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях отдельных групп населения Тамбовской области за счет средств областного бюджета на 2010 год». Данные постановления разрабатываются ежегодно.
В Тамбовской области в 2011 году общее количество льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, составило 31348 человек, что на 11394 человек больше (+ 57%), чем в 2009 году (19954 человек). Из них в 2011 году обратились за лекарственной
помощью 20826 человек (66% от общего числа льготников), что на 5484 человека больше (+ 36%), чем в 2008 году (15342 человека - 77% от общего числа льготников), (рис. 3).
2GG9 2G1G 2G11
год
S Общее количество льгоников
□ Количество льготников, получивших лекарственную помощь
Рис. З. Количество льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета по Тамбовской области за 2008-2011 гг
Таким образом, общее количество льготников и льготников, получающих лекарственную помощь за счет средств областного бюджета ежегодно увеличивается, в то время как процент льготополучателей лекарственной помощи относительно общего количества льготополучателей уменьшается.
В 2011 году за счет средств областного бюджета обслужено 124398 рецептов, что на 30144 рецептов больше (+ 32%), чем в 2008 году (94254 рецепта). На 1 льготополучателя в 2011 году, так же как и в 2008 году было выписано 6 рецептов. Средняя стоимость 1 рецепта в 2011 году составила 665,12 руб., что на 132,52 руб. больше (+ 25%), чем в 2008 году (532,6 руб.). По итогам реализации территориальных подпрограмм в 2011 году отпущено лекарственных средств на общую сумму 82,7 млн. руб., что на 32,5 млн. руб. больше (+ 65%), чем в 2008 году (50,2 млн. руб.), (таблица 3).
Таблица З
Показатели реализации территориальных подпрограмм в Тамбовской области
Показатели 2GG9 2G1G 2G11
Кол-во льготников 19954 26846 31348
Кол-во льготников, получивших лек.помощь 15342 24734 2G826
Кол-во рецептов (шт.) 94254 114987 124398
Сумма отпущенных ЛС (млн.руб) 50,2 64,7 82,7
Средняяя стоимость 1 рецепта (руб) 532,6 562,95 665,12
Выводы:
1. В ходе исследования установлено, что, несмотря на рост общего количества больных по 7 ВЗН, количество пациентов, получивших лекарственную, помощь уменьшается; при росте количества выписанных рецептов и увеличении суммы затрат на отпуск лекарственных препаратов, произошло снижение стоимости одного рецепта.
2. Установлено, что ежегодно в Тамбовской области происходит уменьшение количества льготников, числящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, кроме того, сокращается численность льгото-получателей, воспользовавшихся НСУ и обратившихся за лекарственной помощью, однако, количество пациентов, обратившихся за лекарственной помощью от числа льготников, получающих НСУ, увеличилось.
3. Изучение и анализ территориальных социальных программам Тамбовской области показало, что происходит увеличение количества льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, в то время как больных, обратившихся за лекарственной помощью становится меньше. Наблюдается тенденция к увеличению количества выписанных рецептов, увеличению стоимости 1 рецепта, увеличению затрат на отпущенные лекарственные средства.
Литература
1. Барышникова, Г. Перспективы реализации программы ДЛО зависят и от заявки на потребности в лекарствах / Г. Барышникова // Фармацевтический вестник.- 2006.- № 2.- С. 8-10.
2. Гурьева, Т. ДЛО: взгляд сверху / Т. Гурьева // Новая аптека.- 2007.- №1.- С. 19-20.
3. Даутов, С.Б. Обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в Республике Башкортостан / С.Б. Даутов, Р.А. Ганиева, А.Ф. Загирова //Вестник Росздравнадзора.- 2010.- № 4.- С. 72-74.
4. Стрекалова, Н.С. Состояние льготного лекарственного обеспечения на территории Тамбовской области / Н.С. Стрекало-ва, Д.А. Кузнецов // Сб. материалов XIX Рос. Нац. конгресса «Человек и лекарство».- М., 2012.- 575 с.
5. Тельнова, Е.А. ДЛО: результаты и проблемы / Е.А. Тель-нова // Новая аптека. Эффективность управления.- 2006.- №2.-С. 9-18.
6. Шубина, Л.Б. Экономические аспекты лекарственного обеспечения медицинской помощи / Л.Б. Шубина //Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал].-2008.- Том 7.- № 3.7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.- Электрон. дан.- Режим доступа: http://mon. gov.ru/dok/ukaz/vosp/4202.
8. 2007-2011: Формирование лекарственной политики, направленной на ограничение роста цен и создание условий для перехода на лекарственное страхование. Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/remedy/151.
THE STUDYING OF MEDICINAL MAINTENANCE OF THE CITIZENS HAVING THE RIGHT TO THE STATE SOCIAL HELP IN TERRITORY OF TAMBOV AREA
N.S. STREKALOVA, D.A.KUZNETSOV
Ryazan State Medical University named after Pavlov
The problem of free maintenance with medical products in the Russian Federation remains to one of priority. New legislative documents are annually developed for decisions of an existing problem. During research it is established, that, despite growth of total of patients on 7 VZN, the quantity of the patients who have received medicinal, the help decreases. It is established, that annually in the Tambov area there is a reduction of quantity of the exempts who are in the Federal register of persons, having the right to reception of a set of social services, number of the patients who have taken advantage NSU is besides, reduced. However, the quantity of the patients who have addressed behind the medicinal help from number of exempts, receiving NSU, was enlarged. Studying and the analysis territorial social has shown to programs of the Tambov area, that the tendency to augmentation of quantity of the made out prescriptions, addition of value of 1 prescription, augmentation of expenses for the released medical products is observed.
Key words: pharmaceutical organizations, preferential medicinal maintenance of the population.
УДК 615.15
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. ЛЫСОВ*
Сложившиеся на сегодняшний день проблемы и противоречия в система высшего профессионального образования, связанные с вхождением России в Болонский процесс, внедрением новых ФГОС, требуют принципиально нового подхода к управлению системой образования. Главной особенностью негосударственного образования является, прежде всего, возможность гибкого индивидуального подхода к реализации учебных планов, кадровой политике, планированию собственного бюджета. Учитывая все преимущества негосударственного медицинского образования, с целью развития региональной системы высшего медицинского образования в новых политико-экономических условиях, в 1993 г. был открыт Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» - единственный на сегодняшний день лицензированный аккредитованный негосударственный медицинский вуз в России.
Ключевые слова: высшее медицинское и фармацевтическое образование, медицинский институт, Реавиз.
Система высшего профессионального образования на сегодняшний день как никогда остро нуждается в реорганизации.
* НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ», ул. Чапаевская, 227, г. Самара, e-mail: reaviz@mail.ru