УДК 614.27.008
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© Н.С. Стрекалова, Д.А. Кузнецов
Ключевые слова: льготное лекарственное обеспечение населения; программы лекарственного обеспечения. Проведен анализ показателей реализации программ льготного лекарственного обеспечения в Тамбовской области. Сформулированы результаты доступности государственных программ льготного лекарственного обеспечения населения на региональном уровне.
Установлено, что основными элементами государственной политики в области здравоохранения являются эффективность, качественность, доступность лекарственных препаратов, способных удовлетворить потребности населения, реализация которой осуществляется с помощью программ льготного лекарственного обеспечения [1-4].
Целью настоящей работы является оценка реализации программ льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне.
В 2008 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения на основании Федерального закона от 18 октября 2007 г. № 230-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» претерпевает ряд изменений ввиду введения новой схемы лекарственного обеспечения населения. С целью оперативного реагирования на изменения контингента категорий граждан, имеющих льготное обеспечение, принятия управленческих решений, значительная часть полномочий по обеспечению населения лекарственными средствами была возвращена на уровень регионов.
Льготное лекарственное обеспечение, которое организует Управление здравоохранения Тамбовской области, подразумевает обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения за счет средств федерального и областного бюджетов жителей Тамбовской области, определенных групп и категорий, установленных законодательными и нормативными документами Российской Федерации и Тамбовской области [3, 5].
К указанным категориям относятся граждане, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Согласно статье 6.1. Федерального закона от 25 июня 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») за счет средств федерального бюджета граждане, включенные в федеральный регистр и не отказавшиеся от получения набора социальных услуг в установленном законодательством порядке:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды [6].
2. В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 25 декабря 2011 г. № 1665 «О программе государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
2.1. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется закупка лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по Перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
2.3. За счет средств областного бюджета в рамках долгосрочных областных и ведомственных программ:
больным туберкулезом, психическими заболеваниями, эпилепсией;
больным сахарным и несахарным диабетом, вирусным гепатитом (В, С), сифилисом, системной красной волчанкой, онкологическими, гематологическими заболеваниями, СПИД, ВИЧ-инфицированным, а также детям, страдающим бронхиальной астмой, ревматизмом и ревматоидным артритом, фенилкетонурией, ле-
3348
гочной гипертензией, не включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ);
больным системной красной волчанкой, онкологическими, гематологическими заболеваниями, после трансплантации органов и (или) тканей, а также детям, страдающим ревматизмом и ревматоидным артритом, легочной гипертензией, хроническим гломерулонефритом, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшимся от получения набора социальных услуг;
больным онкологическими заболеваниями, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и отказавшимся от получения набора социальных услуг, в части обеспечения анальгетиками.
За счет средств областного бюджета оплачиваются лекарственные препараты для лечения детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет; лекарственные препараты для лечения заболеваний, включенных в перечень редких (орфанных) заболеваний [7].
Вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение лекарственных препаратов, указанных в соответствующих перечнях, установленных действующим законодательством:
за счет средств областного бюджета - по перечню, установленному Постановлением администрации Тамбовской области от 25 декабря 2011 г. № 1665 «О программе государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год» [7];
за счет средств федерального бюджета - по перечням, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 (ред. от 10 ноября
2011 г.) «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» [8];
за счет средств федерального бюджета граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидиой, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей по перечню, установленному Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2053-р «О перечне централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» [9].
В Тамбовской области в период 2008-2011 гг. наблюдался рост общего количества больных по 7 высокозатратным нозологиям (ВЗН) при уменьшении количества получивших лекарственную помощь, происходило уменьшение количества льготников, числящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, сокращение численно-
сти льготополучателей, воспользовавшихся НСУ и обратившихся за лекарственной помощью [5].
В Тамбовской области в региональном сегменте Федерального регистра больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гипофизарным нанизмом, муко-висцидозом, а также пациентов после трансплантации органов и (или) тканей общее количество льготников за 2012 г. составило 693 человека, что на 16,1 % больше, чем в 2011 г. Лекарственную помощь получили 461 человек, в то время как в 2011 г. - 435 (+6,0 %) (рис. 1).
За 2012 г. обслужено 4375 рецептов, что на 2,8 % больше, чем за 2011 г. При этом средняя стоимость 1 рецепта по ВЗН в 2011 г. составляла 53722 руб., в
2012 г. - 51650 руб. (-3,9 %). По результатам реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан по 7 ВЗН в 2012 г. отпущено лекарственных препаратов на сумму 227,9 млн руб., в 2011 г. - 228,5 млн руб.
В 2012 г. общее количество льготников по Тамбовской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, составило 166 751 человек, что на 3,1 % меньше, чем за аналогичный период 2011 г., из них правом на получение НСУ в 2012 г. воспользовались 32916 человек (19,7 % от общего количества льготников), что на 1524 человека меньше (-8,9 %), чем в 2011 г. (34440 человек - 20 % от общего числа льготников). Из них в 2012 г. обратилось за лекарственной помощью 30592 человека, что составляет 92,9 % от общего количества льготников, сохранивших за собой право (в 2011 г. - 31 210 человек, что составляет 90,6 %) (рис. 2).
Количество рецептов, выписанных больным по программе обеспечения населения лекарственными средствами (ОНЛС), в 2012 г. составило 758775, что на 53232 рецепта больше (+ 7,5 %), чем в 2011 г. (705543 рецепта). Стоимость 1 рецепта в 2011 г. составила 477,7 руб., в 2012 г. - 450,51 руб. (-5,7 %). По итогам реализации программы ОНЛС в 2012 г. отпущено лекарственных средств на общую сумму 342,1 млн руб., что на 5,1 млн руб. больше (+ 1,5 %), чем в 2011 г. (337,0 млн руб.).
В Управлении здравоохранения Тамбовской области организован и осуществляет работу телефон «горячей линии». По проблемным вопросам лекарственного обеспечения на «горячую линию» Управления здравоохранения области в 2012 г. поступило 184 обращения. В 2011 г. таких обращений было 398, в 2010 г. - 558.
2011 2012
■ Кол-во льготников к Кол-во льготников, получивших лек. помощь
Рис. 1. Количество больных 7 ВЗН в Тамбовской области за период 2011-2012 гг.
3349
Рис. 2. Структура льготников по Тамбовской области за 2011-2012 гг.
Рис. 3. Количество льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета по Тамбовской области за 2011-2012 гг.
В Тамбовской области в 2012 г. общее количество льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, составило 37381 человек, что на 6033 человека больше (+19,2 %), чем в 2011 г. (31348 человек). Из них за лекарственной помощью в 2012 г. обратилось 23297 человек (62,3 % от общего числа льготников), что на 2471 человека больше (+11,9 %), чем в 2011 г. (20826 человек - 66,4 % от общего числа льготников) (рис. 3).
В 2012 г. за счет средств областного бюджета обслужен 144981 рецепт, что на 20583 рецепта больше (+1б,5 %), чем в 2011 г. (124398 рецептов). Средняя стоимость 1 рецепта в 2012 г. составила 711,22 руб., что на 46,1 руб. больше (+ 6,9 %), чем в 2011 г. (665,12 руб.). По итогам реализации территориальных подпрограмм в 2012 г. отпущено лекарственных средств на общую сумму 102,9 млн руб., что на
20,2 млн руб. больше (+ 24,4 %), чем в 2011 г. (82,7 млн руб.).
В заключение необходимо отметить, что реализация программ льготного лекарственного обеспечения в Тамбовской области стабильна как в отношении федеральных льготников по 7 высокозатратным нозологиям, так и региональных льготополучателей. Установлено, что скоординированный процесс льготного лекарственного обеспечения, система контроля за удовлетворением спроса и обоснованность выписки лекарственных средств создают условия для продолжения обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов Д.А. Роль государственного регулирования в обеспечении экономической безопасности регионального фармацевтического рынка (на примере Рязанской области) // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 4. С. 253-257.
2. Романова С. Перспективы развития отечественной фармпромыш-ленности // Ремедиум. 2008. № 9. С. 58-62.
3. Стрекалова Н.С., Кузнецов Д.А. Состояние льготного лекарственного обеспечения на территории Тамбовской области // Человек и лекарство: сборник материалов 19 Российского Национального конгресса. М., 2012. С. 575.
4. Формирование лекарственной политики, направленной на ограни-
чение роста цен и создание условий для перехода на лекарственное страхование. URL: http://www.minzdravsoc.ru/health/re-
medy/151. Загл. с экрана.
5. Стрекалова Н.С., Кузнецов Д.А. Изучение лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь на территории Тамбовской области // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 4. С. 181-183.
6. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 25.06.1999 г. № 178-ФЗ. М., 2008.
7. О программе государственных гарантий оказания населению
Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год: постановление администрации Тамбовской области от
25.12.2011 г. № 1665. URL: http://www.zdrav.tambov.gov.ru/
5572.html. Загл. с экрана.
8. Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи: приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665 (ред. от 10.11.2011). М., 2006.
9. О перечне централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисци-дозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей: распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2053-р. М., 2008.
Поступила в редакцию 5 ноября 2013 г.
Strekalova N.S., Kuznetsov D.A. RESEARCH OF REALIZATION OF PROGRAMS OF PREFERENTIAL MEDICINAL PROVISION OF POPULATION IN TAMBOV REGION
The analysis of indicators of realization of programs of preferential medicinal provision in Tambov region is carried out. The results of availability of government programs of preferential medicinal provision of population at regional level are formulated.
Key words: preferential medicinal provision of population; program of medicinal provision.
3350