Научная статья на тему 'Динамика реализации программы ДЛО в 2005 году: основные результаты и перспективы'

Динамика реализации программы ДЛО в 2005 году: основные результаты и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЛО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИНАМИКА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабриев Р. У., Тельнова Е. А., Вескер И. Л.

Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) является составной частью важнейшей стратегической задачи по преодолению негативных тенденций в состоянии здоровья населения страны. С начала ее действия прошло больше года. За этот период миллионы социально уязвимых граждан страны получили возможность бесплатно приобретать необходимые лекарственные средства (ЛС), в т.ч. современные и дорогостоящие препараты, которые ранее были им недоступны. В 2004 г., до внедрения программы ДЛО, финансовые затраты на лекарственное обеспечение одного льготника в среднем по субъектам РФ составляли всего 50 руб., теперь они увеличились в 4-5 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика реализации программы ДЛО в 2005 году: основные результаты и перспективы»

ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС

Р.У.ХАБРИЕВ, руководитель Росздравнадзора, чл.-корр. РАМН, д.м.н, д.ф.н., проф., Е.А.ТЕЛЬНОВА, зам.руководителя Росздравнадзора, к.ф.н., с.н.с. ММА им. И.М.Сеченова, И.Л.ВЕСКЕР, главный специалист ФГУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора

Динамика реализации программы ДЛО в 2005 году:

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) является составной частью важнейшей стратегической задачи по преодолению негативных тенденций в состоянии здоровья населения страны. С начала ее действия прошло больше года. За этот период миллионы социально уязвимых граждан страны получили возможность бесплатно приобретать необходимые лекарственные средства (ЛС), в т.ч. современные и дорогостоящие препараты, которые ранее были им недоступны. В 2004 г., до внедрения программы ДЛО, финансовые затраты на лекарственное обеспечение одного льготника в среднем по субъектам РФ составляли всего 50 руб., теперь они увеличились в 4—5 раз.

Программа ДЛО — это комплекс системных организационных мероприятий, представляющих собой крупномасштабный проект по реформированию отрасли.

Масштабность проекта иллюстрирует численность его участников. В программу ДЛО вовлечены:

+ более 14 млн. льготников;

+ 26 064 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);

« 12 914 пунктов отпуска при аптечных организациях;

♦ 233 698 врачей первичного звена;

Ф более 170 отечественных и зарубежных производителей ЛС.

Для реализации программы ДЛО проделана определенная подготовительная работа:

« составлены регистры льготников;

+ составлены перечни ЛС как по МНН, так и по торговым наименованиям, зарегистрированы цены на них;

■ид

It's more than an year since the Additional Drug Provision Program was launched. During this period of time millions of socially vulnerable people got an opportunity to receive medicinal agents they need, free of charge. This includes modern and expensive agents, which were unavailable for socially vulnerable people before the Program launch. The authors review the results of the Program for 2005, analyse its main problems and prospects.

R.U. KHABRIEV, professor, Doctor of Medicine, Doctor of Pharmacology, a corresponding member of Russian Academy of Medical Sciences, the head of Roszdravnadzor (Federal Agency for Health Care and Social Development); E.A. TEL’NOVA, PhD in Pharmacology, Senior Researcher of Moscow Sechenov Medical Academy, the deputy-head of Roszdravnadzor; I.L. VESKER, Chief Specialist of «IMTs-EUAOSMP» Federal State Organisation. The realisation of additional drug provision program (DLO) in 2005: main results and prospects.

4 отработана система логистики поставок ЛС;

+ отработана система контроля реализации программы ДЛО, в рамках которой осуществлялся постоянный мониторинг данных о поставках ЛС, выписки льготных рецептов и последовательности оплаты отпущенных ЛС;

+ в рамках программы ДЛО большинство аптек и ЛПУ оснащены компью-

терной техникой и программным обеспечением;

« отработана нормативная правовая база, состоящая из:

+ 5 федеральных законов;

+ 10 постановлений Правительства РФ;

Ф документов Минздравсоцразвития России (19 приказов, 1 письма и 3 методических рекомендаций);

« документов Росздравнадзора (14 приказов, 6 писем);

+ 6 приказов Федерального фонда ОМС.

Данные постоянно проводимого мониторинга позволяли по ходу реализации программы ДЛО корректировать осуществляемые мероприятия, оперативно принимать эффективные управленческие решения, подготавливать необходимые нормативные документы и организационнометодические рекомендации.

В течение года постоянно увеличивались следующие показатели:

« число лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг (НСУ);

« количество аптечных организаций и ЛПУ и др. (рис. 1).

Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что за период с апре-

ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС

19

март 2006 РЕМШИШМ

таблица 1| Данные о структуре численности

федеральных льготников на 31 декабря 2005 г.

Категории льготников Удельный вес (%)

Участники ВОВ (члены их семей, блокадники) 7,0

Инвалиды ВОВ, бывшие узники 4,0

Инвалиды I — III группы 80,0

Чернобыльцы (лица, подвергшиеся воздействию радиации) 1,0

Ветераны боевых действий 1,0

Другие категории 7,0

Всего: 100,0

таблица 2| Данные о структуре численности

льготников, обратившихся за льготной

лекарственной помощью в течение 2005 г.

Категории льготников Удельный вес льготников, обратившихся за лекарственной помощью в данной группе (%)

Инвалиды ВОВ 66,1

Ветераны (участники) ВОВ 56,8

Члены семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий 45,3

Ветераны боевых действий 13,1

Инвалиды 70,1

Дети-инвалиды 39,2

Лица, подвергшиеся воздействию радиации 55,4

ля по декабрь 2005 г. численность льготников увеличилась более чем на 3%, число аптечных организаций — на 10,4%, а число ЛПУ — на 46,5%. При анализе структуры численности льготников установлено, что основную долю составляют инвалиды (табл. 1).

В течение 2005 г. за оказанием льготной лекарственной помощи обратилось 9,4 млн. человек, что составило 64% от общей численности лиц, имеющих право на получение НСУ.

Из числа обратившихся за льготной лекарственной помощью основную часть составили инвалиды (табл. 2). Из данных таблицы 2 видно, что только 13,1% ветеранов боевых действий обратились в 2005 г. за льготной лекарственной помощью. При этом 70,1% инвалидов І—Ш группы и 66,1% инвалидов ВОВ воспользова-

лись предоставленными им льготами. По данным мониторинга установлено, что в течение 2005 г., в соответствии с реализацией программы ДЛО, существенно увеличился объем поставок ЛС в аптечные организации (рис. 2).

Как видно из данных, представленных на рисунке 2, за указанный период 2005 г. объем поставок ЛС в суммарном выражении увеличился в 5 раз, выписка льготных рецептов — в 5,8 раз, а отпуск — в 6,1 раза.

При этом максимальные объемы поставок ЛС, выписки льготных рецептов и отпуска ЛС осуществлены в Центральном и Приволжском федеральных округах (ФО), а минимальные — в Дальневосточном и Уральском ФО (рис. 3).

Анализ этих же данных, но с учетом количества льготников в федеральных округах, позволил выявить несколько иную картину (табл. 3).

Как видно из таблицы 3, максимальный объем поставок в среднем на одного льготника оказался в Уральском (3,98 тыс. руб.) и Центральном ФО (3,26 тыс. руб.), а минимальный — в Сибирском (2,67 тыс. руб.) и Дальневосточном (2,86 тыс. руб.). Максимальное количество льготных рецептов в среднем на одного льготника было выписано также в Центральном (12,3) и Уральском (11,46) ФО, а минимальное — в СевероЗападном (7,95) и Южном округах (8,3).

РИСУНОК 1

Динамика численности льготников, аптечных организаций и ЛПУ в течение 2005 г.

25000 г

20000

15000

10000

V.

РИСУНОК 2

Объемы поставок ЛС, выписка льготных рецептов и отпуск ЛС в 2005 г.

200000000

150000000

100000000

50000000

В — Поставка (тыс. руб.' □ — Выписка (шт.)

Г~1 — Отпуск (шт.)

Г~1 — Отпуск (тыс. руб.)

:пп ■

1

1

«

и.

Апрель

Июль

Октябрь Декабрь

таблица з| Поставка ЛС, выписка льготных рецептов и отпуск ЛС в 2005 г.

Название округа Кол-во льготников, всего Поставлено ЛС (тыс. руб.) Выписано рецептов Отпущено ЛС (тыс. руб.)

всего (тыс. руб.) на одного льготника всего на одного льготника всего (тыс. руб.) на одного льготника

Центральный 4 521 244 14 717 578 3,26 55 562 390 12,29 12 745 735 2,82

Северо-Западный 1 782 680 5 363 415 3,00 14 164 552 7,95 4 582 924 2,57

Южный 2 136 104 6 243 482 2,90 17 729 808 8,30 4 863 729 2,28

Приволжский 3 076 058 8 664 129 2,81 31 841 019 10,35 7 436 297 2,42

Уральский 957 033 3 813 666 3,98 10 966 136 11,46 2 755 042 2,88

Сибирский 1 752 322 4 680 113 2,67 19 421 280 11,08 4 773 414 2,72

Дальневосточный 463 419 1 325 490 2,86 4 611 271 9,95 1 252 923 2,70

Всего: 14 688 860 44 807 873 3,05 154 296 456 10,51 38 409 066 2,61

РИСУНОК 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемы поставок ЛС, выписка льготных рецептов и отпуск ЛС по федеральным округам в 2005 г.

60000000 г 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 о

-Ї о

»-н со

и

пі

1

I

П,1

ЦФО СЗФО ЮжФО ПривФО УрФО СибФО ДальФО

В — Поставка ЛС (тыс. руб.)

Г~1 — Выписано

рецептов (шт.)

Г~1 — Отпуск ЛС на сумму (тыс. руб.)

55383895

Максимальный объем отпущенных ЛС в среднем на одного льготника в год оказался в Уральском (2,88 тыс. руб.) и Центральном (2,82 тыс. руб.), а минимальный — в Южном (2,28 тыс. руб.) и Приволжском округах (2,42 тыс.).

Нельзя при этом не отметить, что количество выписанных льготных рецептов в 2005 г. значительно возросло по сравнению с 2004 г. (рис. 4). Как видно из данных, представленных на рисунке 4, количество льготных рецептов, выписанных в течение 9 месяцев 2005 г., увеличилось по сравнению с тем же периодом 2004 г.

таблица 4| Динамика уровня лекарственного

обеспечения льготников в течение 2005 г.

Дата 2005 г. Уровень обеспечения ЛС при первичном обращении в аптеку (%) Доля отсроченного обеспечения ЛС (%) Доля отказов в отпуске ЛС (%)

31.01.2005 86,61 10,63 2,76

01.03.2005 91,52 5,81 2,67

01.04.2005 94,78 3,58 1,21

01.05.2005 96,47 2,32 1,20

01.06.2005 97,48 1,50 1,18

01.07.2005 97,88 1,26 1,02

01.08.2005 98,30 0,93 0,91

01.09.2005 98,60 0,66 0,80

01.10.2005 98,82 0,59 0,66

01.11.2005 98,82 0,59 0,59

01.12.2005 97,13 0,63 0,05

РИСУНОК 4

____________Количество выписанных

льготных рецептов в 2004 и 2005 гг.

3500000

3000000

2500000

2000000

1500000

1000000

500000

О

| — 9 мес. 2004 г. О — 9 мес. 2005 г.

1 — Свердловская обл. (Уральский ФО)

2 — Кировская обл. (Приволжский ФО)

3 — Псковская обл. (Северо-Западный ФО)

4 — Ставропольский край (Южный ФО)

5 — Смоленская обл. (Центральный ФО)

ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС

21

РИСУНОК 6

| Уполномоченные партнеры программы ДЛО в 2006 г.

■ — ЦВ «ПРОТЕК» — 22,8%

— «РОСТА — 10,4%

— «СИА — 18,8%

□ — «БИОТЭК — 19,5%

■ — ФАРМИМЭКС — 4,2%

Совокупная доля в пулах — 23,8

РИСУНОК 7

| Схема информационного взаимодействия в программе ДЛО.

в Свердловской области (Уральский ФО) в 1,3 раза, а в Псковской области (Северо-Западный ФО) — в 7,2 раза. Наряду с увеличением объемов выписки льготных рецептов выросла средняя стоимость одного рецепта со 184 до 262 руб. Следовательно, больным стали назначать более дорогие современные лекарственные препараты с более высокой терапевтической эффективностью.

Такая ситуация стала возможной в результате существенного расширения ассортимента ЛС, включенных в перечень для отпуска гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь в системе ДЛО. В настоящее время этот перечень включает 2 347 торговых наименований ЛС. Вследствие этого появилась возможность повысить доступность и качество лекарственной помощи льготным категориям населения (табл. 4). Как видно из данных, приведенных в таблице 4, уровень лекарственного обеспечения при первичном обращении в аптеку поднялся в течение

2005 г. с 86,6 до 97,13%, а доля отсроченного обеспечения ЛС снизилась с 10,63 до 0,63%.

При этом удельный вес отказов в отпуске ЛС сократился с 2,76 до 0,005%. Проведенный нами анализ показал, что в 2005 г. на российском фармацевтическом рынке доля льготного отпуска ЛС в стоимостном выражении составила 25%, а в натуральном — около 15%.

В ходе реализации программы ДЛО к концу 2005 г. были достигнуты следующие показатели:

« повышены доступность и качество лекарственной помощи гражданам, имеющим право на получение НСУ. Из 154,3 млн. выписанных льготных рецептов обслужено 149,9 млн., или 97,1%;

+ благодаря прямым поставкам ЛС по программе ДЛО, не выявлено недоброкачественных ЛС и ЛС с признаками фальсификации;

« значительно активизирована работа отечественной промышленности;

« отработан алгоритм движения финансовых, информационных и товарных потоков;

РЕМШІШМ

+ стабилизированы цены на ЛС в рамках программы ДЛО (цены на ЛС на коммерческом рынке имели существенные изменения);

« повышена эффективность расходования бюджетных средств.

В конце 2005 г., в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.10.2005 г. №1558р, был проведен конкурсный отбор фармацевтических организаций, поставляющих ЛС в ЛПУ и аптеки.

О своем участии в конкурсе заявило свыше 120 фармацевтических организаций (первого и второго уровней), осуществляющих поставки ЛС. Из них были отобраны 23 фармацевтические организации и объединения партнеров первого (федерального) уровня и 69 — второго (регионального) уровня.

При этом значительно увеличилась в субъектах Российской Федерации совокупная доля в пулах (объединениях партнеров): с 4,7% в 2005 г. до 23,8% в 2006 г. Так, в Московской области в

2005 г. работала только компания ЦВ

«ПРОТЕК» и областной склад, а в 2006 г. — уже 6 компаний; в Ленинградской области в 2005 г. работала одна компания ЦВ «ПРОТЕК», в

2006 г. — 2 компании; в Смоленской области в 2005 г. — одна компания, а в

2006 г. — 2 компании и т.д. (рис. 5 и 6). Управленческие решения, направленные на совершенствование снабженческих функций, несомненно, будут способствовать повышению доступности и качества лекарственной помощи льготной категории населения.

Наряду с достигнутыми успехами в процессе реализации программы ДЛО были выявлены отдельные недостатки и недоработки.

В частности, имеется необходимость: « в повышении информированности о ходе и результатах реализации программы ДЛО на всех уровнях производственных взаимосвязей (рис. 7);

+ в дальнейшем расширении информационных технологий, в техническом дооснащении и программном обеспечении ЛПУ и аптек;

« в повышении доступности необходимой лекарственной помощи для отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности и труднодоступных районах;

+ в оптимизации механизма управления запасами ЛС путем обоснованного определения потребности в ЛС с учетом особенностей региональной заболеваемости, составления заявок по данным персонифицированного учета и обеспечения возможности перераспределения запасов ЛС внутри регионов;

« в обеспечении прозрачности и предсказуемости управленческих решений для всех участников программы ДЛО;

+ в закреплении границ прав и ответственности федерального центра и региональных властей в части совершенствования системы ДЛО. Реализация указанных организационных мероприятий позволит обеспечить рациональное использование ЛС и финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.