Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТА В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ'

ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТА В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
994
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ / ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ / ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ / TYPES OF CONFLICTS / STAGES OF STUDYING CONFLICTS / CONFLICT THEORY / FUNCTIONS OF CONFLICTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омелаенко Наталия Викторовна

Данная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современности - конфликту. В настоящее время предложено немало определений и классификаций конфликта. Основные теории конфликта в западной социологии позволяют объяснить социальную жизнь в обществе, основные причины и функции конфликтов, предлагают идеи бесконфликтного взаимодействия между различными структурами общества. Цель научного исследования - проанализировать основные теории конфликта в зарубежной социологии. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривают конфликт как явление, которое проявляется в социальном взаимодействии. В ходе исследовательского процесса использовались общенаучные методы - анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Конфликты существовали всегда на протяжении многих веков и тысячелетий и были предметом исследования мыслителей древности и Средних веков. Основные социологические направления зарубежной социологии рассматривают конфликт как социальную жизнь, которая развивается и функционирует по законам природы, как бесконфликтное взаимодействие между разными структурами общества, как основную, силу для развития общества, как социальное явление, которое присуще человеку, которого не избежать, но можно регулировать. Конфликты находят свое проявление в различных сферах человеческого взаимодействия, поэтому в зависимости от типа конфликта существуют и разрабатываются различные технологии предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов. Конфликты необходимы, поскольку являются движущей силой социальных перемен, но они не должны перерастать в гражданскую войну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CONFLICT IN FOREIGN SOCIOLOGY

This article is devoted to one of the most urgent problems of our time - the conflict. At present many definitions and classifications of the conflict have been proposed. The main theories of conflict make it possible to explain social life in society, the main causes and functions of conflicts, and offer ideas for conflict-free interaction between different structures of society. The purpose of the research is to analyze the main theories of conflict in foreign sociology. The methodological basis of the study is the work of domestic and foreign authors who view the conflict as a phenomenon that manifests itself in social interaction. During the research process, general scientific methods were used - analysis, synthesis, comparison and generalization. Conflicts have always existed for centuries and millennia and have been the subject of research by thinkers of antiquity and the Middle Ages. Foreign sociologists consider conflict as a social life that develops according to the laws of nature, as a conflict-free interaction between different structures of society, as the main force for the development of society, as a social phenomenon that is inherent in man, which cannot be avoided, but can be controlled. Conflicts find their manifestation in various areas of human interaction. Therefore, depending on the type of conflict, various technologies for preventing, diagnosing and resolving conflicts exist and are being developed. Conflicts are necessary because they are the driving force of social change, but they should not escalate into civil war.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТА В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ»

УДК 316.48

ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТА В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Наталия Викторовна Омелаенко1

'Кафедра иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Данная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современности -конфликту. В настоящее время предложено немало определений и классификаций конфликта. Основные теории конфликта в западной социологии позволяют объяснить социальную жизнь в обществе, основные причины и функции конфликтов, предлагают идеи бесконфликтного взаимодействия между различными структурами общества. Цель научного исследования -проанализировать основные теории конфликта в зарубежной социологии. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривают конфликт как явление, которое проявляется в социальном взаимодействии. В ходе исследовательского процесса использовались общенаучные методы - анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Конфликты существовали всегда на протяжении многих веков и тысячелетий и были предметом исследования мыслителей древности и Средних веков. Основные социологические направления зарубежной социологии рассматривают конфликт как социальную жизнь, которая развивается и функционирует по законам природы, как бесконфликтное взаимодействие между разными структурами общества, как основную, силу для развития общества, как социальное явление, которое присуще человеку, которого не избежать, но можно регулировать. Конфликты находят свое проявление в различных сферах человеческого взаимодействия, поэтому в зависимости от типа конфликта существуют и разрабатываются различные технологии предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов. Конфликты необходимы, поскольку являются движущей силой социальных перемен, но они не должны перерастать в гражданскую войну.

Ключевые слова: типы конфликтов, этапы изучения конфликтов, теории конфликтов, функции конфликтов.

Study of the Conflict in Foreign Sociology

Nataliya V. Omelaenko1

'Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. This article is devoted to one of the most urgent problems of our time - the conflict. At present many definitions and classifications of the conflict have been proposed. The main theories of conflict make it possible to explain social life in society, the main causes and functions of conflicts, and offer ideas for conflict-free interaction between different structures of society. The purpose of the research is to analyze the main theories of conflict in foreign sociology. The methodological basis of the study is the work of domestic and foreign authors who view the conflict as a phenomenon that manifests itself in social interaction. During the research process, general scientific methods were used - analysis, synthesis, comparison and generalization. Conflicts have always existed for centuries and millennia and have been the subject of research by thinkers of antiquity and the Middle Ages. Foreign sociologists consider conflict as a social life that develops according to the laws of nature, as a conflict-free interaction between different structures of society, as the main force for the development of society, as a social phenomenon that is inherent in man, which cannot be avoided, but can be controlled. Conflicts find their manifestation in various areas of human interaction. Therefore, depending on the type of conflict, various technologies for preventing, diagnosing and resolving conflicts exist and are being developed. Conflicts are necessary because they are the driving force of social change, but they should not escalate into civil war.

Keywords: types of conflicts, stages of studying conflicts, conflict theory, functions of conflicts.

Введение

Конфликты существуют на протяжении многих веков и тысячелетий, они неизбежно возникают в процессе взаимодействия индивидов, между малыми, средними и большими социальными группами, между отдельными государствами. сновная особенность нашего времени - это значительный рост конфликтов среди государств, которые принадлежат к разным цивилизациям. По мнению С. Хантингтона, в этом новом мире наиболее важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, а народами, которые имеют разную культурную идентичность. Внутри цивилизаций будут случаться войны и этнические конфликты.

Сегодня культура играет двоякую роль - она способна как объединять, так и разъединять людей. Люди, которые имеют разную идеологию и чувствуют культурное родство - объединяются. Общества, с одинаковой идеологией, но разделенные по культурным признакам - распадаются. Страны, которые сходны в культурном плане, сотрудничают в экономической и политической сфере.

Таким образом, характер связей между странами определяется, как общностью интересов, так и различием культурных корней. Важные страны мира принадлежат к разным цивилизациям, поэтому существует опасность возникновения крупномасштабных войн между группами и государствами, которые имеют разные культурные традиции [1].

Проблеме конфликтов посвящено огромное количество работ. Тем не менее, несмотря на научный интерес к проблеме конфликта, в настоящее время нет единого, общепризнанного определения «конфликта». В философии социальный конфликт означает столкновения противоположных общественных групп, личностей, институтов, интересов, взглядов, стремлений; разлад, несогласие, распри, спор, которые грозят тяжелыми социальными последствиями [2; 3].

Материалы и методы

В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов [4].

В социологии конфликт - это столкновение, борьба между социальными классами или группами; борьба мнений, идей; амбивалентность чувств, противоположность мотивов, импульсов [5].

Проанализировав эти определения можно сделать следующие выводы. Все вышеуказанные науки признают тот факт, что в основе конфликта лежит столкновение интересов. Вместе с тем, социологи рассматривают противоречия между группами и социальными классами. Психологи изучают конфликт на межличностном уровне, поскольку в центре их внимания взгляды, мнения, позиции участников взаимодействия. Философия исследует конфликт на уровне не только групп, личностей, но и общественных институтов.

Впервые природу социальных конфликтов начали изучать древнегреческие философы Анаксимандр, Гераклит. Так, Гераклит считал, что миру присущи вражда и распри, и единственный закон, который существует - это война.

В средние века о войнах писал Фома Аквинский (1225-1274). Он допускал войны при условии того, что они ведутся от лица государства [6]

Конфликты были в эпоху возрождения, и известные гуманисты Э. Роттердамский и Ф. Бекон выступали против них, призывая к проявлению толерантности и примирению [7; 8].

Разработкой проблемы конфликтов занимались различные направления в социологии.

В истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа. Первый этап начался во второй половине XIX в. и получил название социал-дарвинизм.

Сторонниками этого направления были Ч. Дарвин, Л. Гумплович, У. Самнер, Г. Спенсер, А. Уоллес и др. Социал-дарвинисты описывали человеческое общество, исходя из законов природы. Они пытались установить связь между людьми и животным миром.

Так, например, Г. Спенсер описывал социальную борьбу, которая начинается при столкновении интересов. Классовые конфликты он рассматривал без теоретического анализа разных форм поведения.

Другой, известный дарвинист У. Самнер считал, что социальная революция происходит сама по себе и не зависит от воли и желания людей. Борьба за существование и выживание является естественным законом природы, который не стоит изменять.

Поддерживая действующий капиталистический строй, У. Самнер был твердо убежден, что это самая здоровая экономическая система, а миллионеры являются продуктом естественного отбора, и в борьбе с окружающей средой успех сопутствует только сильнейшим. У. Самнер был на стороне людей с агрессивным поведением, которые стремятся всегда быть первыми.

У. Самнер был против того, чтобы государство оказывало помощь тем, кто не достиг успеха, поскольку, что выживает сильнейший, а человек, который не может приспособиться - погибает. Он считал, что слабые должны сами научиться жить. Таким образом, эта теория оправдывала капиталистический строй и социальное неравенство в обществе [9].

Для второго этапа - первая половина XX в. характерно появление различных теоретических положений о природе конфликта - функциональная теория конфликта Г. Зиммеля, структурный функционализм Т. Парсонса. В исследованиях этого периода были поставлены задачи, включающие выбор эффективных методик разрешения конфликтных ситуаций, которые неизбежно происходят в организациях и на производстве [10; 11].

Во второй половине XX в. были представлены теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера и конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, где впервые были предложены этапы, условия и факторы развития конфликта, методы его регулирования [12;

13].

Современные исследователи конфликта изучают в основном этнические конфликты. Так, М. Дистройзерс и С. Вуцетик анализируют причинно - следственные связи конфликтов, и пишут о том, что они еще мало изучены в конфликтологии, и поэтому очень трудно выявить все причины конфликтов [14].

Проблемы мигрантов из Югославии, их интеграция и возникающие конфликты с местным населением рассмотрены в работе Джонатана Холла. Ученый пытается ответить на вопрос о том, как этнические конфликты влияют на мнение людей, которые видят беженцев, и поддерживают ли они идеологию конфликта, после разрушительных последствий войны [15].

Результаты исследования ученых из Китая позволили им прийти к выводу, что большое количество мечетей и других религиозных учреждений являются сдерживающим фактором этнических конфликтов. Более высокий уровень межэтнического неравенства связан с ростом этнического насилия только в районах с низким и средним количеством мечетей [16].

В этой статье С. Тиссона критически анализируется противоречивое явление, с которым сталкиваются инициативы по урегулированию конфликтов на местном уровне в Израиле и Палестине. Многие из представителей сообщества палестинцев и израильтян отвергают и публично осуждают упрощенные контактные вмешательства такие, как диалог с гражданами и организованные встречи между палестинцами и израильтянами-евреями [17].

Межэтнические конфликты часто в мире обостряются. Группа исследователей во главе с М. Бауэр сделали попытку ответить на вопрос «Почему поведение масс легко меняется от

сотрудничества к агрессии»? Они экспериментально проверили, является ли этническая вражда заразной. Используя мотивированные задачи, они измерили готовность пожертвовать своими собственными ресурсами, чтобы нанести вред представителям других этнических групп.

Представители этнической группы вели себя деструктивно, если вред был нанесен представителям своей же этнической группе. Ученые пришли к выводу, что этнические конфликты могут быстро распространяться даже в обществах с незначительными признаками межнациональной ненависти [18].

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время продолжаются научные дискуссии относительно сущности конфликтов, их классификации, структуры, функций, генезиса и эволюция, динамики и системно-информационного описания, предупреждения, завершения, исследования и диагностики конфликтов.

Следует отметить, что эти темы занимают огромное место в современной отечественной и зарубежной науке, и все же возникают трудности при попытке выбрать единую теорию для анализа конфликтов, поскольку для разных целей исследования необходим определенный подход, своя типология и классификация конфликтов.

Результаты и обсуждение

Наша страна - Российская Федерация отличается своим национальным и религиозным разнообразием, поэтому в обществе существует ряд конфликтогенных факторов. Поликультурный состав населения формировался на протяжении многих веков и в настоящее время значительно меняется в связи с интенсивным миграционным процессом, поэтому миграционный фактор может вызвать рост этнического самосознания коренного населения и привести к этническим конфликтам.

Многие регионы страны значительно различаются по социально-экономическим показателям и по уровню жизни населения. В некоторых субъектах страны высокий уровень безработицы среди молодежи и лиц старшего возраста, вследствие этого, экономический фактор может создать условия для разрастания социальных конфликтов.

К возникновению конфликтов может привести проводимая в стране социальная политика, которая направлена на оптимизацию средств, которые направлены в социальную сферу - образование и медицину. Особые чувства - разочарования и безысходности вызвала пенсионная реформа, предложенная правительством страны.

Таким образом, можно предположить, что на данный момент существуют факторы, которые могут привести к социальным конфликтам, этническим и политическим конфликтам.

Всё это предопределяет актуальность исследования теоретических аспектов конфликта как социального феномена. Исходя из вышесказанного, автор поставил следующие задачи:

• выявить основные причины социальных конфликтов.

• рассмотреть этапы, условия и факторы возникновения конфликта и также методы его

регулирования.

Конфликт как социальное явление впервые был рассмотрен А. Смитом. Исследователь, считал, что одной из причин богатства народов стало разделение труда, благодаря которому увеличилась производительность труда, произошло отделение профессий и занятий, и общество достигло своего процветания. Но разделение труда повлекло за собой и деление общества на классы, а возникшее неравенство неизбежно привело к социальным конфликтам [19].

В дальнейшем большой вклад в формирование теоретических положений конфликта внес К. Маркс. Основной причиной конфликта, по его мнению, является классовая борьба, которая неизбежна в обществе, разделенном на два враждующих класса - класс

эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Несмотря на то, что классовая борьба приводит к огромным человеческим жертвам, К. Маркс полагал, что она является движущей силой истории.

Конфликты также связаны с разными интересами социальных групп и берут своё начало в отношении к собственности и её распределении среди всех членов общества [20].

Главным критиком основных положений теории классового конфликта К. Маркса был итальянский социолог В. Парето. В отличие от К. Маркса, В. Парето был убежден, что главный фактор, который определяет общественный процесс это - соперничество элит и борьба масс с элитой.

Принимая тезис К. Маркса о том, что борьба масс играет большую роль в истории, В. Парето не соглашался с тем, что классовая борьба определяется только лишь противоречиями в экономике и конфликтами, которые возникают из-за собственности на средства производства.

Основной же причиной конфликтов между массами и элитой является обладание государственной властью и военной мощью. Устранение конфликта между трудом и капиталом не приведет к исчезновению классовой борьбы, поскольку это конфликт является одной из её форм. Формы классовой борьбы постоянно меняются, одна форма заменяет другую. Таким образом, конфликт, по мнению В. Парето, происходит и будет происходить постоянно - между социальными группами, политиками, государствами и т.д. [21].

Первым, кто обратился к предмету исследования конфликта в социологии, был Г. Зиммель. Он считал, что в отношениях между социальными группами всегда существует враждебность и симпатия. На проявление антипатии большое влияние оказывает такое явление как «дух противоречия». Даже в тех случаях, когда отношения кажутся гармоничными, у многих податливых натур возникает дух противоречия, который затем проявляется в их поведении. Каждая личность, даже не подвергаясь нападению, утверждается через оппозицию и отрицание другого.

По мнению Г. Зиммеля, незначительные события могут стать поводом для спора и вражды. В человеческой природе причина и действие не всегда находятся в тесной взаимосвязи, и очень часто трудно понять, был ли действительно повод для спора, или это был выход уже существующей вражды.

В человеческих отношениях изначально есть потребность во враждебности и внушаемость враждебного отношения к другим. Среднему человеку гораздо легче внушить недоверие и отвращение к третьему лицу, чем доверие. Предубеждение к другим могут быть внушаться совершенно посторонними, безразличными человеку личностями. Все же для благоприятного предрассудка необходим авторитетный и близкий нам человек.

Враждебность и антипатия к другим - одна из форм выхода человеческой энергии. Душа индивида всегда сама выбирает предмет любви и ненависти.

Одной из формальных причин враждебности - различные интересы, которые побуждают к борьбе за определенные блага и выражения оппозиционных настроений к определенным личностям [10].

Идеи Г. Зиммеля, посвященные проблематике конфликта оказали огромное влияние на научные взгляды Р. Дарендорфа.

Р. Дарендорф считал, что общество имеет две грани: конфликта и согласия, без которых оно не может существовать. Они являются предпосылками друг друга. Основное положение конфликтной теории Р. Дарендорфа состоит в том, что определяющим фактором систематических социальных конфликтов становится дифференциальное распределение власти. Изучая крупные социальные структуры, Р. Дарендорф выделил в обществе различные позиции, которые имеют разные властные полномочия, при этом власть принадлежит не индивидам, а позициям. Между позициями могут возникать

конфликты, причины которых нужно искать в распределении социальных ролей, наделенных ожиданиями доминирования и подчинения.

Для анализа конфликта Р. Дарендорф определил различные властные роли в обществе. Те, кто занимает властные позиции в обществе, контролируют подчиненных, они доминируют над окружающими, однако области контроля власти в обществе конкретизированы.

Власть, согласно данной теории, непостоянна, так как принадлежит позициям, а не людям. Облеченный властью индивид в одной группе не обязательно занимает властное положение в другой, то же самое касается и подчиненных, которые могут занимать доминирующее положение в другой группе. Таким образом, согласно Р. Дарендорфу, общество состоит из ряда элементов, названных «императивно координированными ассоциациями», их можно рассматривать как «объединения людей, которые контролируются другими, занимающими более высокое положение в иерархической структуре» [11].

Общество имеет множество ассоциаций, и индивид может занимать властное положение в одной и быть подчиненным в другой структуре. Группы наверху и группы внизу определены интересами общества. Во все времена в группах присутствует скрытый конфликт интересов, те, кто занимает господствующее положение, стремятся сохранить свой статус, подчиненные хотят изменений.

В любой стране всегда будет существовать разделение на классы и властные позиции. Но каждый индивид может изменить свою позицию, благодаря своим достижениям в профессиональной, общественно-политической, научной сфере. Здоровая конкуренция приводит не только личным успехам, но и является движущей силой для развития всего общества. Неравномерное распределение власти по этническому признаку, доминирование во власти только одной этнической группы может вызвать недовольство других этнических групп и привести к этническому конфликту [11].

Р. Дарендорф в работе «Элементы теории социального конфликта» выделил этапы, условия и факторы возникновения конфликта, а также предложил методы регулирования конфликта.

Первый этап конфликта непосредственно связан с причиной самого конфликта и включает две конфликтующие стороны.

Второй этап развития конфликта проявляется в организации квази-групп и создании группировок для выражения своих интересов.

Для развития социального конфликта должны быть технические, социальные и политические условия. Технические условия предполагают наличие личных, идеологических и материальных условий. Социальные условия предусматривают систематическое вовлечение новых членов и использование средств массовой коммуникации. При определенной политической ситуации создаются свободные коалиции. При отсутствии каких-либо перечисленных условий, конфликты становятся латентными.

Третий этап заключается уже в сформированном конфликте, который достигает своей окончательной формы, где все участвующие элементы становятся идентичными.

Существуют разные формы конфликтов. Так, конфликты могут быть интенсивными и насильственными. Обе эти переменные могут меняться независимо друг от друга, и не каждый интенсивный конфликт может быть насильственным и наоборот.

Переменная насильственности включает формы проявления социальных конфликтов, средства, которые выбирают конфликтующие стороны для отстаивания своих интересов.

Переменная интенсивности относится к степени участия пострадавших в конфликте, чем большее значение придают участники конфликта столкновению, тем интенсивнее конфликт. Интенсивность отражает энергию, которую вкладывают участники конфликта и социальную важность, которую они придают конфликту.

Р. Дарендорф утверждал, что конфликты на основе возрастных и половых различий всегда интенсивнее, чем на основе профессиональных различий, но конфессиональные различия всегда интенсивнее, чем региональные.

Изложив теоретические положения социального конфликта, Р. Дарендорф пришел к выводу, что конфликт не исчезают путем регулирования, но использование определенных форм позволяет смягчить его последствия, уменьшить степень его интенсивности и насильственности [13].

О проблеме порядка в обществе писал Т. Парсонс. Он предложил бесконфликтную, идеальную модель общества. Согласно его теории, общество представляет собой системы, которые состоят из независимых, строго упорядоченных частей. Системы сами поддерживают порядок и равновесие, они могут быть статичны или подвергаться изменениям, но, если меняется одна часть системы, изменяются и другие ее части.

Системы поддерживают границы с внешней средой, сохраняя порядок и контроль внутри системы, где происходят процессы распределения и интеграции необходимые для её равновесия [11].

Согласно мнению Парсонса, социальная система состоит из акторов взаимодействующих друг с другом. На характер их взаимодействия влияет внешняя среда, культурные коллективные символы, оптимизация удовольствия. Парсонс рассматривал социальную систему как системы взаимодействия, но главной единицей системы он считал статусно-ролевой комплекс. Статус относится к позиции в структуре в социальной системе, а ролъ представляет из себя то, что делает человек, занимая ту или иную позицию.

Т. Парсонс выделил следующие функции социальной системы. Социальные системы должны быть структурированы и сосуществовать с другими системами. Социальную систему должны поддерживать другие системы, и она должна удовлетворять потребности своих акторов.

Но все же, возникает вопрос, всегда ли одну социальную систему поддерживают другие системы, и способна ли она действительно удовлетворить хотя бы минимальные потребности других акторов. В нашем обществе предложенная Парсонсом модель не действует, потому, что не все системы эффективно работают и оказывают помощь другим системам.

В связи с этим, следующий тезис Парсонса тоже вызывает сомнение. Парсонс считал, что каждый актор занимает в структуре системы определённую позицию и выполняет определенную роль. Но будет ли устраивать индивида, выполняемая им роль? Вполне возможно, что возникнет желание поменять свою позицию. Отсутствие такой возможности может привести к конфликту, несмотря на то, что в рамках социальной системы осуществляется и поддерживается минимальный контроль над деструктивным поведением членов системы.

Таким образом, идеальная модель функционирования общества имеет свое право на существование, но маловероятно, что она найдет своё воплощение, поскольку в мире всегда будет социальное неравенство, а значит и конфликты.

Выводы

Рассмотрев теоретические положения, посвященные проблематике конфликта, автор пришел к следующим выводам:

1. В основе социального конфликта лежит борьба за выживание, а агрессивное поведение людей вызвано стремлением к доминированию в политической, экономической и социальной сфере жизни.

2. Одной из причин конфликта является разделение труда и деление общества на классы, которое приводит к социальному неравенству, так как общество всегда будет разделено на классы, то и конфликт будет всегда то затухать, то разгораться вновь.

3. К росту конфликта приводит разная культурная идентичность. Представители одной этнической группы часто относятся настороженно и с подозрением к другой.

4. Между социальными группами всегда существуют два чувства - враждебность и симпатия. Предубеждение к другим обычно внушается совершенно посторонним человеком. Часто человек сам выбирает стратегию доброжелательного или негативного отношения к другим в зависимости от ситуации.

4. Борьба масс и элит за обладание государственной властью и военной мощью приводит к социальному конфликту, который часто переходит в фазу государственного переворота, к революции, к смене одного общественного строя другим.

Конфликты существовали всегда на протяжении многих веков и тысячелетий и были предметом исследования мыслителей древности и Средних веков. Основные социологические направления зарубежной социологии рассматривают конфликт как социальную жизнь, которая развивается и функционирует по законам природы, как бесконфликтное взаимодействие между разными структурами общества, как основную, силу для развития общества, как социальное явление, которое присуще человеку, которого не избежать, но можно регулировать.

Конфликты находят свое проявление в различных сферах человеческого взаимодействия, поэтому в зависимости от типа конфликта существуют и разрабатываются различные технологии предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов. Конфликты, по мнению Р. Дарендорфа, необходимы, поскольку являются движущей силой социальных перемен, но они не должны перерастать в гражданскую войну, поэтому главной задачей политиков является обуздание социальных конфликтов.

Библиографический список

[1] Хантингтон С. Столкновение цивилизаци. - Москва: Изд-во АСТ, 2017. - 640 с.

[2] Кондрашов В.В., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 672 с.

[3] Сизов С.Д., Сизова Ю.С. H. Wells, his futurism and not only // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 25. - С. 121-125.

[4] Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - Москва: Педагогика-Пресс, 2002. - 639 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. Москва: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2004. - 511 с.

[6] Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. Москва: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. - 320 с.

[7] Роттердамский, Э. Похвала Глупости. Калининград: Кн. изд-во: ИПП "Янтар. сказ" , 1995. - 213 с.

[8] Бэкон Ф. Жизнь мировоззрения, мысли, максимы. Москва: «Современное Слово», 1998. - 352 с.

[9] Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт Петербург: Изд-во «Ольга», 1996. - 160 с.

[10] Зиммель Г. Человек как враг // Социологические исследования. - 1994. - №2. - С.114-119.

[11] Ритцер Дж. Современные социологические теории. - Санкт Петербург: Питер, 2002. -688 с.

[12] Козер Л. Функции социального конфликта. Москва: «Идея-Пресс». 2000. - 208 с.

[13] Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. - 1994. - №5. - С.145-147.

[14] Desrosiers M., Vucetic S. Causal Claims and the Study of ethnic Conflct // Journal of Global Security Studies. - 2018. - Vol. 3. - Issue 4. - pp. 483-497.

[15] Hall J. Integration of refugees and support of the ethos of conflict // Journal of Conflict Resolution. - 2018. - Vol. 62. - Issue 9. - pp. 2040-2067.

[16] Cao X., Duan H., Liu C., Wei Y. Local religious institutions and the impact of interethnic inequality on conflict // International Studies Quarterly. - 2018. - Vol. 62. - Issue 4. -pp.765-781.

[17] Thiesson C., Darweish M. Conflict resolutuin and asymmetric conflict: the contradictions of planned contact interventions in Israel and Palestine // International Journal of Intercultural Relations. - 2018. - Vol.66. - pp.73-84.

[18] Bauer M., Cahlikova J., Chytilova J., Zelinsy T. Social contagion of ethnic hostility //Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - 2018. - Vol.115, Issue 19. - pp. 4881-4886.

[19] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Москва: Эксмо, 2007. - 960 с.

[20] Гришина Н.В. Психология конфликта. - Санкт Петербург: Питер, 2008. - 544 с.

[21] Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. - 480с.

References

[1] Huntington, S. (2007). Clash of civilization. Moscow: AST Publishing House.

[2] Kondrashov, V.V., Chekalov, D.A., & Koporulina, V.N. (2005). Newest Philosophical Dictionary. Rostov on Don: Feniks.

[3] Sizov, S.D., & Sizova, Yu.S. H. (2015). Wells, his futurism and not only. Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept", 25, 121-125.

[4] Meshcheryakov, B.G., & Zinchenko, V.P. (2002). Large psychological dictionary. Moscow: Pedagogy Press.

[5] Kravchenko, S.A. (2004). Sociological Encyclopedic Russian-English Dictionary. Moscow: Astrel Publishing LLC, AST Publishing LLC, Transitkniga LLC.

[6] Gromova, O.N. (2000). Conflictology. Lecture course. Moscow: Association of Authors and Publishers "Tandem". Publishing house EKMOS.

[7] Rotterdam, E. (1995). Praise of Stupidity. Kaliningrad: Vol. publishing house: IPP "Yantar. Tale".

[8] Bacon, F. (1998). Life outlook, thoughts, maxims. Moscow: Sovremennoye Slovo.

[9] Gromov, IA, Matskevich, A.Yu., & Semenov, V.A. (1996). Western Theoretical Sociology. St. Petersburg: Izdatel'stvo "Olga".

[10] Zimmel, G. (1994). Man as an enemy. Sociological Studies, 2, 114- 119.

[11] Ritzer, J. (2002). Modern sociological theories. St. Petersburg: Piter.

[12] Coser, L. (2000). Functions of social conflict. Moscow: "Idea-Press".

[13] Dahrendorf, R. (1994). Elements of the theory of social conflict. Sociological Studies, 5, 145147.

[14] Desrosiers, M., & Vucetic, S. (2018). Causal Claims and the Study of ethnic Conflct. Journal of Global Security Studies, 3 (4), 483-497.

[15] Hall, J. (2018). Integration of refugees and support of the ethos of conflict. Journal of Conflict Resolution, 62(9), 2040-2067.

[16] Cao, X., Duan, H., Liu, C., & Wei, Y. (2018). Local religious institutions and the impact of interethnic inequality on conflict. International Studies Quarterly, 62(4), 765-781.

[17] Thiesson, C., & Darweish, M. (2018). Conflict resolutuin and asymmetric conflict: the contradictions of planned contact interventions in Israel and Palestine. International Journal of Intercultural Relations, 66, 73-84.

[18] Bauer M., Cahlikova J., Chytilova J., & Zelinsy T. (2018). Social contagion of ethnic hostility. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 115 (19), 4881-4886.

[19] Smith, A. (2007). Research on the nature and causes of the wealth of nations. Moscow: Eksmo.

[20] Grishina, N.V. (2008). Conflict psychology. St. Petersburg: Piter.

[21] Zerkin, D.P. (1998). Basics of conflictology. Rostov-on-Don: Feniks.

Получена / Submitted: 14/01/2019 Доработана / Revised: 18/02/2019 Принята / Accepted: 28/02/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.