Научная статья на тему 'Психологические концепции исследования социальных конфликтов: история и современность'

Психологические концепции исследования социальных конфликтов: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1472
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА / PSYCHOLOGY OF CONFLICT / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL CONFLICT / МАКРОПСИХОЛОГИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / GLOBAL CONFLICTS / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ / CONFLICT MANAGEMENT TECHNOLOGIES / MACROPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Лугуева Н.М.

Конфликты выступают неотъемлемой составляющей развития общества. Для современной социальной психологии здесь возникает ряд проблем. Во-первых, исследования конфликтной проблематики характерны для различных социальных наук конфликтологии, политологии, социологии, психологии и социальной психологии, в частности. Во-вторых, на рубеже веков возникли новые проблемы (и исследования), которые непосредственно связаны с конфликтами. В-третьих, все эти проблемы даже в рамках самой психологической науки рассматриваются как самостоятельные направления (психология конфликта, этнопсихология, юридическая психология, политическая психология и т.д.). Цель работы обобщить и структурировать современные направления изучения конфликта и предложить дальнейшие направления исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Лугуева Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF STUDY OF SOCIAL CONFLICT: HISTORY AND THE PRESENT DAY

Conflicts are an integral part of the development of society. For modern social psychology, a number of problems arise. Firstly, studies of conflict problems are characteristic for various social sciences conflictology, political science, sociology, psychology and social psychology in particular. Secondly, at the turn of the century, new problems (and research) arose that are directly related to conflicts. Thirdly, all these problems, even within the framework of the psychological science itself, are considered as independent trends (conflict psychology, ethnopsychology, legal psychology, political psychology, etc.). The aim of the work is to summarize and structure modern directions in the study of the conflict and suggest further research directions.

Текст научной работы на тему «Психологические концепции исследования социальных конфликтов: история и современность»

Китова Д.А., Лугуева Н.М.

психологические концепции исследования социальных конфликтов: история и современность

Природа социального конфликта. История развития каждого человека и общества, в одном из своих проявлений - это история преодоления череды непрерывно возникающих, по-разному развивающихся и своеобразно завершающихся (или нет) конфликтов. Конфликты (через противоречия и их разрешение) изначально находятся в основе развития человека и общества, поскольку даже само понятие «развитие» определяется как преодоление больших и малых конфликтов и устойчивое стремление к состоянию гомеостаза1, который не всегда возможен, или возможен на определенный период времени. В связи с такой этимологией конфликта (подробнее см.: Вахин, Журавлев, 2001), человеческие сообщества, состоящие из огромных совокупностей людей и их разнонаправленных интересов, вынуждены выживать и развиваться в условиях «конвейерных» конфликтов: межличностных, межгрупповых, социетальных, геополитических, глобальных и т.п.

Эти позиции во многом повлияли на логику исследования социальных конфликтов в современном мире. Большинство исследователей социального конфликта сходятся во мнении, что конфликт - системный и непреодолимый фактор нашей жизнедеятельности (Г. Спенсер, У Самнер, Л. В. Парето и др.). В частности, Г. Зиммель рассматривал социальный конфликт как одну из традиционных форм социализации человека и обращал внимание на «неизбывность конфликта» [6]. Широко известна позиция М. Вебера, убежденного в том, что конфликты, которые связанны с определением собственного статуса и расширением влияния, неизменно присутствуют в деятельности любой организации и государства [18]. И.В. Киян указывает на этническую специфику социального конфликта, отмечая, что тема «противоречивости, конфликтности человеческого бытия и ее преодоления очень характерна для русской экзистенциальной философии» [9].

Современные исследователи также отмечают, что история человечества -это многовековая история преодоления конфликтов и войн. Так, за свою историю существования, которую можно исчислять как «минувшие пятьдесят веков», человечество пережило не менее четырнадцати с половиной тысяч войн - больших и малых [13]. В частности, авторы отмечают, что XXI век продолжает протекать в условиях высококонфликтной социальной среды. Авторы отмечают, что в

1 Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

74

мире до сих пор «продолжаются конфликты и войны, активизируются вспышки ненависти и насилия, террористические акты, действия националистических группировок, растет поток беженцев» [13, с. 15].

Социальный конфликт как объект научного исследования. К настоящему времени в современной науке сложились два принципиально отличающихся подхода к пониманию конфликта. В одном из них конфликт определяется весьма широко, как столкновение различных видов, разнородных сил и т.д. При таком понимании конфликты возможны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов человека, что позволяет говорить о конфликтах, присущих человеческому сообществу. Этот подход предполагает, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельное лицо, либо группы людей [2].

в психологии понятие конфликта также применяется достаточно широко, фактически адресуясь к разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и внутриличностные переживания, и межличностные трудности взаимодействия, и кризисные жизненные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося, и др.[2].

Если обратиться к более полному толкованию социального конфликта, то одно из «собирательных» определений социального конфликта представлено в работах В.А. Соснина и П.А. Лунева. Авторы рассматривают социальный конфликт как «процесс развития и разрешения противоречий целей, отношений и действий людей, детерминируемых объективными и субъективными причинами и протекающий в двух взаимосвязанных формах: в форме скрытых противоречивых психологических состояний и в форме открытых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях» [14]. Социальный конфликт как системный феномен может возникать и развиваться на межличностном, групповом, межгрупповом, на государственном и межгосударственном уровнях2.

Психологические парадигмы исследования социального конфликта. Исследования конфликтов, как самостоятельное направление в рамках социальной психологии и социологии, как известно, начались с конца 40-х -начала 50-х гг. прошлого века. Исчерпывающий обзор и анализ состояния исследований конфликтов в западной психологической науке можно найти в четырехтомной монографии Дж. Бертона. Начало исследований конфликтов в отечественной социальной психологии относится к середине 70-х гг. прошлого века и связано с появлением ряда диссертационных работ, посвященных изучению этой проблематики (Н.В. Гришина, В.А. Соснин, Н.И. Фрыгина и др.).

Основные этапы исследования конфликтов представлены в работе Н.И. Леонова, который выделяет в истории исследования феномена три основных этапа. Первый этап (до 1924 г.) связан с тем, что исследование конфликтов

2 Проблематика внутриличностных конфликтов, даже если они вызваны социальными факторами - это отдельная тема. Хотя таких исследований в психологической литературе также много, но этот аспект конфликта в данной работе нами не рассматривается.

не выступает самостоятельной отраслью знаний, и изучение конфликта происходит в лоне различных научных дисциплин (философии, социологии, права, психологии). Второй этап исследования конфликтов (1924—1989гг.) связан с началом исследования конфликтов как самостоятельного направления, хотя также в рамках конкретных научных направлений (которые постепенно расширялись и достигли 11 направлений). Характерной особенностью этих исследований выступает отсутствие единых междисциплинарных теоретических, методологических и эмпирических подходов к изучению проблемы. Третий этап исследований (начиная с 1990 г. по н. в.) связан с выделением конфликтологии в самостоятельное научное направление, когда начинают усиливаться междисциплинарные исследования проблемы, наблюдается значительное увеличение публикационной активности исследователей [10].

Первопроходцем в определении конфликта, как фактора развития видов можно считать Ч. Дарвина, который определил конфликт как основу эволюционного развития. Концепция автора широко известна: борьба биологических видов выступает двигателем эволюционного развития, выживает тот вид, который способен противостоять (или одержать победу) над другими видами. Эти позиции на многие годы стали ведущими в изучении конфликтов, способствовали закреплению постулата о незыблемости конфликта интересов во взаимоотношениях людей и неизбежной враждебности во взаимодействии групп с различными интересами.

Так, австрийский военный исследователь Г. Ратценгофер рассматривает социальные конфликты как основу прогрессивного исторического развития, а детерминантами этого развития он видит различия интересов и целей субъектов этого развития (людей, групп, общностей, государств). Он дает определение социальному конфликту через обоснование изначальной непримиримости и враждебности человека, которое провоцирует бесконечное столкновение этих разнородных интересов, желаний и поведения. Толкования о природной (сущностной) враждебности человека постепенно проецировалось и на поведение групп [10].

Враждебность по отношению к «чужой» группе, которая как успели заметить правители, поддерживает внутреннюю стабильность и сплоченность «своей» группы, стала основанием многочисленных исследований в самых различных отраслях знания (К. Лоренц, А. Бандура, С. Берковиц, р. дарендорф, Л. Козер, Р. Коллинз, Л. Крисберг и др.).

Тем не менее, история развития человека со временем породила новую идею - идею социальной неприемлемости конфликта. Существенный вклад в развитие этой теории внес социолог Т.Парсонс, который предложил рассматривать конфликты как нетерпимое явление, граничащее с «социальной патологией», которой присущи субъективистская природа и временный характер. С утверждением данной теории начали разворачиваться первые разговоры о всевозможных моделях личностного и общественного равновесия, необходимости стабильного развития общества и терпимого отношения к

плюрализму мнений (Дж. Ландберг, Э. Мэйо, Л. Уорнер).

Психологические детерминанты конфликтов. В психологической науке обращение к проблеме конфликтов и пониманию необходимости его анализа первоначально возникло в рамках теоретических концепций классического психоанализа, который традиционно объясняет «человеческие несчастия» самой сущностью человеческой природы (в частности, врожденной предрасположенностью к конфликтам и агрессивному поведению). Считалось, что конфликт является результатом проявления внутренних импульсов человека, которые непременно требуют своего выхода [16]. Многочисленные последователи Фрейда (О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг) также придерживались его идей об универсальном характере человеческой враждебности.

Многие исследователи (Т. Адорно, Э. Фромм и Г. Маркузе) начали на этой основе разработку теорий социальных конфликтов, в соответствии с которыми причины возникновения конфликтов и напряженности в обществе также объяснялись самой природной сущностью человека. Так, М. Хоркхаймер представил новый тип человека -«авторитарную личность», а Э. Фромм выявил у представителей среднего класса Германии (1931 г.) установки «к принятию тоталитарного режима» (по убеждению автора, он обнаружил у людей даже потребность в тоталитарном режиме).

Среди отечественных психологов к психологической детерминации конфликтов обращался В. Н. Мясищев. По его утверждению, конфликт проявляется в социальном поведении человека, выступая «психической презентацией» вызревшего противоречия, при этом если переживания, связанные с конфликтной ситуацией, становятся ведущими переживаниями человека и не находят своего разрешения, то эти переживания могут перерастать в неврозы [11].

К. Левин, рассматривая межличностные конфликты, первым описал их как противоречия между потребностями человека и внешней средой, тем самым связав в рамках конфликта внутренний и внешний мир человека. По его теории, внешние воздействия, отражаясь во внутреннем мире, вызывают внутриличностный конфликт, который в свою очередь вызывает внешнюю активность личности и проявляется в порождении социальных конфликтов (межличностных, межгрупповых и международных).

развитие конфликта. Одно из центральных мест в этих работах занимает позиция М. Дойча, который предложил акцентировать внимание исследователей на факторах позитивного протекания и разрешения конфликта. Автор обозначил, что конфликт часто содержит позитивные и даже продуктивные последствия, если в ходе его разрешения (или по его истечению) люди остаются удовлетворенными конечным результатом, не испытывают при этом чувства «утраты» [17]. Продолжая рассуждения о природе и последствиях конфликта, Дойч отмечает еще один аспект проблемы. В результате продуктивного разрешения конфликта, «характерные процессы и эффекты, обусловленные данным типом социального отношения, имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального

отношения» [17, с. 17]. Здесь возникает ситуация пролонгированности опыта конфликтного взаимодействия, что переводит размышления психологов к новому витку исследования конфликтов, связанного с исследованием динамики конфликта.

Позже, например, исследователи выявили, что причины социальных конфликтов заключаются в факторах непосредственного взаимодействия между группами (М. Шериф, Г.Теджфел, Дж. Кемпбелл), а реализованный (состоявшийся) конфликт интересов между конкретными группами впоследствии порождает «отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы» [3, с. 67]. В дальнейших исследованиях психологами были выделены факторы сдерживания конфликтов, например, - сходство ценностных ориентации. Таким образом, зарождался этап прикладного характера изучения социальных конфликтов, связанный с управлением конфликтом.

Проблемы развития современных социальных конфликтов. Тем временем, в жизни современного мирового сообщества происходят значимые, с социальной точки зрения, изменения: возникают новые социальные проблемы, обострились глобальные противоречия, которые повлекли за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений. В частности, усиливается проблема теоретического вакуума, связанная с исследованием природы глобальных конфликтов, среди которых: политические конфликты Запада и Востока, «столкновение» коллективистских и индивидуалистских ментальностей; разрастанием террористических угроз и деструктивных Интернет-технологий воздействия на человека (часто на еще несформированную подростковую психику), возникновение новых технологий агрессивного политического воздействия на социальную идентичность граждан различных государств, минуя их границы и т.д. [4, 5, 7, 8, 12, 15].

Здесь возникает ряд проблем. Во-первых, на рубеже веков возникли новые социально-психологические проблемы и технологии, которые порождают новые типы конфликтов и способы их детерминации и развития (Интернет, мобильная телефонная связь и т.д.). Во-вторых, проблемы конфликтов исследовались и продолжают исследоваться самостоятельно в рамках различных научных специализаций (экономическая, политическая, юридическая, педагогическая психология и др.) и не интегрированы в общие рамки исследований психологии конфликта. Таким образом, в социальной психологии накоплен большой массив данных и неисследованных проблем, которые требуют профессиональной рефлексии и нового осмысления в рамках социальной психологии конфликта как системного феномена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахин А.А., Журавлев А.Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта // Современная конфликтология в контексте культуры мира: Материалы I международного конгресса конфликтологов. М., 2001. С.

357-372.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

3. Дмитриев A.B. Конфликтология: учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.

4. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Соснин B.A. Проблема психологических технологий в современной психологии // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Материалы международной практической конференции. Казань: Изд-во «Отечество», 2011. С. 158-163.

5. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич A.B. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

6. Зиммель Г. Человек как враг // Социологические исследования. 1994. №2. С. 114-119.

7. Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция в предметном поле психологических исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 1981-1989.

8. Китова Д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 5. С. 91-97.

9. Киян И.В. Конфликт как предмет философско-антропологического анализа: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1998.

10. Леонов Н. И. Конфликтология: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.

11. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960.

12. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

13. Солдатова Г.У, Нестик Т.А. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Национальный психологический журнал. 2011. №2 (6) С.15-24.

14. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: Изд-во «Академия», Институт психологии РАН, 1996.

15. Социально-психологические исследования коррупции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

16. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я. Тбилиси: Изд-во «Мерани». 1921.

17. Deutsch M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training, and Research // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. №11. P. 13-32.

18. Weber M. The theory of social and economic organization / Transl by A.M. Henderson and Talcott Parsons. New York, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.