Научная статья на тему 'Полиаспектный анализ явления конфликта будущим специалистом органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки'

Полиаспектный анализ явления конфликта будущим специалистом органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ / КОНФЛИКТ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / POLIASPEKTNY ANALYSIS / THE CONFLICT / THE FUTURE SPECIALIST OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базелюк В.В.

В статье актуализирована проблема проведения полиаспектного анализа явления конфликта будущим специалистом органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки с позиции междисциплинарной отрасли научных знаний конфликтологии. Представлен контент-анализ социального, правового, этического, психологического, психофизиологического, предметного аспектов познания конфликтов применительно к проблеме противодействия преступности в различных сферах и обеспечению в связи с этим комплексной безопасности личности, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLIASPEKTNY ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF THE CONFLICT OF THE FUTURE EXPERT OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE PROCESS OF TRAINING

The article actualized the problem of poliaspektny analysis of the phenomenon of conflict future specialist of law enforcement agencies in the course of vocational training from the perspective of an interdisciplinary branch of scientific knowledge Conflict. Submitted content analysis of the social, legal, ethical, psychological, psycho-physiological, the objective aspects of the conflicts of knowledge with regard to the problem of combating crime in various areas and to ensure in this context a comprehensive security of the individual, society and state

Текст научной работы на тему «Полиаспектный анализ явления конфликта будущим специалистом органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки»

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.48+351.74+37 № 3 (10) / 2016, с. 60-66

ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА БУДУЩИМ СПЕЦИАЛИСТОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Владимир Васильевич Базелюк

доктор педагогических наук, профессор,

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Озерский филиал, Челябинская область, Российская Федерация E-mail: bazeluk__vladimir@mail.ru

В статье актуализирована проблема проведения полиаспектного анализа явления конфликта будущим специалистом органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки с позиции междисциплинарной отрасли научных знаний - конфликтологии. Представлен контент-анализ социального, правового, этического, психологического, психофизиологического, предметного аспектов познания конфликтов применительно к проблеме противодействия преступности в различных сферах и обеспечению в связи с этим комплексной безопасности личности, общества, государства.

Ключевые слова: полиаспектный анализ, конфликт, будущий специалист органов внутренних дел, профессиональная подготовка.

POLIASPEKTNY ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF THE CONFLICT OF THE FUTURE EXPERT OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE PROCESS OF TRAINING

Vladimir Bazelyuk

Doctor of Pedagogic, Professor, South Ural State University (National Research University), Ozersk branch,

Chelyabinsk region, Russian Federation E-mail: bazeluk__vladimir@mail.ru

The article actualized the problem of poliaspektny analysis of the phenomenon of conflict future specialist of law enforcement agencies in the course of vocational training from the perspective of an interdisciplinary branch of scientific knowledge - Conflict. Submitted content analysis of the social, legal, ethical, psychological, psycho-physiological, the objective aspects of the conflicts of knowledge with regard to the problem of combating crime in various areas and to ensure in this context a comprehensive security of the individual,

society and state.

Keywords: poliaspektny analysis, the conflict, the future specialist of law enforcement agencies, training.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА,

Будущему специалисту органов внутренних дел весьма важно знать и понимать, что любой потенциальный либо реальный конфликт необходимо изучать в профессиональной деятельности полиаспектно. Только тогда, на наш взгляд, появится возможность на высоком профессиональном уровне диагно-

стировать, прогнозировать, предупреждать и конструктивно разрешать конфликт в реальной ситуации противодействия преступлению, требующей оперативного вмешательства органов внутренних дел в пределах их компетенций.

Реализация такого подхода в практике работы органов внутренних дел, возможно,

будет способствовать также достижению качественно нового уровня обеспечения безопасности личности, общества, государства.

В то же время приходится констатировать, что по имеющимся и доступным автору библиографическим данным полиаспектное рассмотрение явления конфликта применительно к проблеме противодействия преступности в различных сферах и обеспечению в связи с этим комплексной безопасности личности, общества, государства - прослеживается не в полной мере.

Это одна из первых попыток построения системы полиаспектного познания явления конфликта будущими специалистами органов внутренних дел в аспекте рассматриваемой проблемы на конкретно-научном уровне методологии.

Полиаспектный анализ явления конфликта предполагает организацию процесса научного познания с позиции принципов подхода, применяемых в конфликтологии как междисциплинарной синтетической отрасли научных знаний о конфликтах.

Методологический инструментарий конфликтологии включает: принцип системности, принцип междисциплинарности, принцип эволюционизма, принцип аксиологического, личностного, деятельностного, диалогического подходов, а также учет принципов культурологического, этнологического, антропологического подходов.

Внешние междисциплинарные связи отражают взаимодействие конфликтологии с другими науками (философия, социология, психология, правоведение, этика, психофизиология, аксиология, антропология, культурология, криминология и др.), внутренние -с ее отраслями (социология конфликта и психология конфликта, а также политическая, управленческая, юридическая конфликтология и этноконфликтология).

Будущему специалисту органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки целесообразно научиться анализировать явление конфликта полиаспектно, а именно с точки зрения социального, правового, этического, психологического, психофизиологического, а также предметного аспектов применительно к решению проблемы противодействия преступности.

Проведем контент-анализ каждого из обозначенных аспектов.

Социологический аспект научного познания конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть связан с социологической наукой, исследующей

социальную обусловленность конфликтов, их роль и значение в жизни общества.

Материалистическая диалектика подчеркивает социальную обусловленность конфликтов, видит в них проявление исторических закономерностей, определяя их как один из факторов социально-экономического развития, но в то же время, как отмечает Ф.М. Бородкин, «конфликтность - свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению, и его наличие всегда свидетельствует о дефектах социального воспитания» [1, с. 38].

Следовательно, принципиально важно сотрудникам органов внутренних дел знать социальную обусловленность конфликтов применительно к проблеме противодействия преступности для того, чтобы научиться грамотно их предупреждать и разрешать в реальной ситуации для обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Будущие специалисты органов внутренних дел должны иметь четкое представление о сущности социологического подхода в аспекте рассматриваемой проблемы. В связи с этим необходимо осветить вопрос о различных концепциях социального конфликта, которые имеют сегодня место, и способствовали становлению новой отрасли научных знаний социологии конфликта.

В рамках зарубежной науки следует выделить социал-дарвинистскую концепцию, функционального равновесия, концепцию конфликтной модели общества, общую теорию конфликта и ряд других, положивших начало и способствовавших становлению современной теории конфликта.

Социал-дарвинистская концепция представлена школой социал-дарвинизма (Л. Гум-полович, Ч. Дарвин, Г. Ратценхофер, У Самнер, Б. Скиннер, А. Смолл, А. Уоллес, И. Хейзинг и другие), отражающей борьбу в человеческом обществе. В соответствии с представлениями социал-дарвинистов, человеческое общество интерпретируется, прежде всего, в системе биологических понятий, опирающихся на законы естественного существования. В результате основой конфликтов в обществе, как и в живой природе, является борьба за существование, предполагающая в качестве необходимого компонента активные усилия, направленные на решение имеющейся проблемы. «Однако как форма социального поведения они не всегда имеют строго направленный характер и ясного противника» [2, с. 23].

Марксистская концепция социального конфликта основывается на идеях К. Маркса, которые разделял Г. Зиммель, положивший

начало современной конфликтологии и социологии конфликта.

Данная концепция строится на социологии классовой борьбы, которая является движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения. Методология разрешения конфликтов, по К. Марксу, связана с «социологией классовой борьбы», где радикальным методом разрешения являются социальные революции. Ядром диалектического учения К. Маркса о конфликте является развитие через борьбу противоположностей. Однако последователи К. Маркса трансформировали этот тезис в такое развитие общества, в котором отсутствуют социальные противоречия, поэтому конфликты не разрешались, накапливался потенциал социальной напряженности в обществе.

Заслуга Г. Зиммеля заключалась в том, что он считал конфликт явлением, которое может менять свою остроту и в силу этого иметь разные последствия для социального целого.

Концепция функционального равновесия

представлена школой структурного функционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Спенсер и другие) и строится на представлениях о равновесных оценках общества, об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. В результате конфликты рассматривались как препятствие на пути интеграции общества, развития социальных систем, поэтому необходимо их исключение из жизни общества через правильное и разумное устройство. Однако данная концепция не содержала адекватного анализа конфликтов, социальных кризисов и обусловила смену научной парадигмы в исследовании социальных конфликтов.

Концепция конфликтной модели общества (Р. Дарендорф, Р. Мертон, Танчер, Боглинд и другие) строится на том, что в жизни общества постоянно происходят социальные изменения, спутниками которых являются конфликты. Основные причины конфликтов скрыты в социальной структуре общества, и главная из них - отношения господства и подчинения, отношения власти, обусловленные иерархией в социальных системах. В связи с этим необходимо регулировать положительную роль в развитии социальных систем.

Концепция конфликтного функционализма функций конфликта (Л. Козер) вписывает конфликты в идею общественного порядка. Суть ее заключается в признании конфликта в качестве неотъемлемой харак-

теристики социальных отношений, что не противоречит задаче общественной стабильности и устойчивости социальной системы. При определенных условиях конфликты не только признак разрушительных тенденций в позиции социальной организации, но и фактор укрепления основы интеграции системы, а также обеспечения ее приспособляемости к окружающим условиям.

Из современных концепций конфликта заслуживает особого внимания концепция общей теории конфликта К. Боулдинга. Ведущей идеей является тезис о всеобщности конфликта во всех сферах реальности -физической, биологической и социальной. К. Боулдингом разработаны статическая (отношения конкуренции между сторонами) и динамическая (интересы сторон как побудительные силы противоборства) модели конфликтов. Управлять конфликтом можно, регулируя и манипулируя раздражителями, - ценностями, влечениями и интересами человека, не изменяя при этом условия общественной жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возлагаются на разум, нравственное совершенство людей.

В настоящее время проблема конфликтов в общественной жизни для отечественной социологической науки становится одной из ведущих. Отечественные ученые (А.Я. Анцу-пов, А.К. Зайцев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здраво-мыслов, В.Н. Кудрявцев, М.И. Негодаева, В.И. Сперанский, В.М. Шепель, А.И. Шипилов и другие) разрабатывают теорию социального конфликта.

Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социально-коммуникативной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Движущей силой социальных конфликтов являются социальные интересы. Данный конфликт имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.

Наиболее полно дефиниция социального конфликта раскрыта Е.М. Бабосовым, который рассматривает конфликт социальный как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении социальных общностей -классов, наций, государств и т. п., обусловленных противоположностью или существенным различием интересов, целей, тенденций развития».

Таким образом, социологический аспект анализа конфликтов должен быть направлен

на раскрытие их социальной обусловленности и социальных свойств в образовательной сфере, их роли и значения в жизнедеятельности систем как общественных институтов в развитии социальных отношений.

Конфликт, являясь распространенной чертой социальных систем, может приводить к их разрушению или служить сохранению целого, способствовать переходу системы в качественно новое состояние, новым социальным изменениям в их жизнедеятельности как в режиме функционирования, так и развития.

Конфликт выступает характеристикой социальных отношений между ведущими субъектами социального процесса и протекает в различных формах. Конфликты, возникающие в социальной системе, разрешимы, причем его деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные усилены.

Ведущими понятиями в рамках социологического аспекта конфликта является понятие «социальный конфликт», а также понятие «общество» как социальная система, «социальные изменения», «социальные интересы», «социальная среда», «социальный кризис», «социальное взаимодействие», «социальные отношения».

Психологический аспект изучения конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть связан с психологической наукой, исследующей психологические механизмы возникновения, развития и разрешения конфликтов через их различные виды: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые.

Обширный материал, освещающий данную проблему, необходимо рассматривать в русле психологии и ее отраслей, имеющих первостепенное значение для целей нашего исследования.

В настоящее время в психологии существует ряд отражающих психологическую традицию изучения конфликтов концепций, которые будущие специалисты органов внутренних дел должны знать.

Ведущими среди них являются психодинамические, ситуационные, а также когнитивные подходы, подробно раскрытые Л.В. Гришиной [2].

В психодинамических подходах (А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон) природа явления конфликта рассматривается через интрапсихические процессы. В его основе лежат внутриличностные особенности человека. С точки зрения представителей данных подходов «конфликт возникает в глубинах

психики как результат воздействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования» [2, с. 75].

Ситуационные подходы (А. Бандура, Л. Берковец, Дж. Доллард, Н. Дойч, Л. Дуб, Н. Миллер, М. Шэриф и другие) разработаны в рамках бихевиористских концепций, где основной акцент смещен на его внешние детерминанты. Конфликт выступает как явление ситуационного характера. Схема возникновения конфликта рассматривается как «ситуация -конфликтное поведение». С точки зрения представителей данных подходов, «конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре» [2, с. 75]. Ситуационная детерминация конфликта обусловлена объективным столкновением интересов сторон.

Когнитивные подходы (У Клар, К. Левин, Т. Ньюк, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и другие) предполагают такое рассмотрение явления конфликта, «для понимания которого недостаточно знания личностных особенностей или объективного описания ситуации, но необходимо понимание когнитивной составляющей - субъективной интерпретации происходящего» [2, с. 63]. С точки зрения представителей данного подхода, «конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения, т. е. с точки зрения их восприятия, осознания, рефлексии взаимодействующим субъектом, тех или иных параметров ситуации, которые становятся основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта» [2, с. 75].

Психологическая традиция изучения конфликтов в отечественной науке представлена работами Г.М. Андреевой, Ф.Е. Васи-люка, Н.В. Гришиной, И.С. Коха, Н.Н. Леонова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Л.А. Петровской, А.А. Реана, В.В. Столина, Б.И. Хасана и других.

Наибольший интерес представляют работы В.С. Мерлина (1970), который «в качестве необходимого условия возникновения конфликтов рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком» [2, с. 62].

В рамках психологии личности категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, «состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.),

представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями».

В результате, «личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление» [2, с. 79].

Среди личностных конфликтов выделяют мотивационную (конфликты в результате проблем в жизненной ситуации индивидов), когнитивную (конфликты столкновения несовместимых представлений человека), ролевую (конфликты в результате проблем в деятельностной сфере) составляющие.

В настоящее время наметилась тенденция к описанию внутриличностных конфликтов «как явлений целостного самосознания личности, включающая все перечисленные сферы» [2, с. 85].

Объектом изучения социальной психологии являются социально-психологические конфликты, возникающие в сфере межличностных и межгрупповых взаимодействий, -отношения между людьми в организации и коллективе.

Таким образом, сотрудники органов внутренних дел должны знать, что особенностью социально-психологического конфликта является «резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей».

Основными видами социально-психологических конфликтов являются межличностные, групповые и межгрупповые конфликты, содержание которых сотрудники органов внутренних дел должны знать для определения специфики конфликта в аспекте проблемы противодействия преступности.

Межличностный конфликт - характеризуется столкновениями между личностями и рассматривается как «ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленная на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон» [2, с. 88].

Существует несколько подходов к пониманию межличностных конфликтов: психоаналитический (интерпретируется через внутренние конфликты), ситуационный (конкурентные отношения, порождающие

конфликтные явления), мотивационный и когнитивный (конфликты интересов и ценностей).

Межгрупповые конфликты характеризуются столкновением между различными группами. Мотивационный подход (межгрупповая враждебность, межгрупповая дискриминация, являющиеся отражением проблем группы), ситуационный подход (следствие особенностей внешней ситуации, конкурентного характера), когнитивный подход (когнитивные установки членов групп относительно друг друга).

Внутригрупповые конфликты характеризуются столкновениями между субъектами внутри группы. Внутригрупповые конфликты обусловлены влиянием на группу позитивных или деструктивных функций, нарушением взаимосвязей между членами группы, проблемы развития группы. Внутригруппо-вые конфликты обусловлены групповыми процессами, совокупностью напряжений в группе.

Необходимо также отметить, что сотрудники органов внутренних дел должны знать общие закономерности психического развития человека, кризисы возрастного развития и их влияние на возникновение конфликтов, которые являются объектом внимания возрастной психологии, в рамках которой анализируется возрастная периодизация конфликтов в социуме, изучаются сходства и различия субъектов взаимодействия разных половых групп в период возрастных кризисов.

Предмет исследования юридической психологии ориентирует сотрудников органов внутренних дел для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в процессе противодействия преступности на изучение психологических особенностей деятельности, имеющих отношение к праву, а именно: определением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других специализированных служб.

Таким образом, психологический аспект анализа конфликтов сотрудниками органов внутренних дел применительно к противодействию преступности должен быть направлен на раскрытие психологических механизмов их возникновения, развития и разрешения.

Психологические конфликты независимо от их вида являются естественной формой

психической жизни людей, могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции в развитии личности и в ее отношениях с другими людьми.

«Психологические конфликты различных видов в своей основе являются интерсубъектными, так как конфликт всегда развивается между субъектами, представителями групп, участниками интерперсонального взаимодействия или в виде конфликта с самим собой» [2, с. 125].

Психологический механизм возникновения конфликта обусловлен влиянием интрапсихических процессов и факторов, наличием и «субъективной неразрешимостью конкретной ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком» [2, с. 62].

Эффективность разрешения психологического конфликта зависит от индивидуального стиля поведения субъекта в конфликте, формирующегося на основе социально значимых, профессионально-деятельностных, личностно значимых составляющих под влиянием различных средовых факторов.

Ведущими понятиями в рамках психологического аспекта являются понятия: «личностный», «межличностный», «групповой», «межгрупповой» конфликт.

Правовой аспект изучения конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть связан с правоведением и его отраслями. рассматривающим право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Правовой аспект анализа конфликтов сотрудниками органов внутренних дел должен быть направлен на овладение ими основами правовых знаний через изучение основных нормативно-правовых документов, защищающих права и свободы личности при возникновении конфликта и др. в процессе противодействия преступности. Ведущими понятиями в рамках данного аспекта являются следующие: «права и обязанности», «нормативные правовые акты», «ответственность», «правовые отношения», «правовой конфликт».

Этический аспект изучения педагогических конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть связан с этикой, исследующей моральные принципы, требования, нормы и правила, регулирующие поведение человека в ситуациях, возникающих во всех без исключения сферах общественной и личной жизни, его от-

ношение к оппоненту, к социальной группе, к себе как члену общества, а также в процессе выполнения возложенных на него социальных обязанностей.

В рамках этики характеризуются принципы морали, основы нравственного сознания, нравственной деятельности, нравственных отношений.

Этические конфликты связаны с нарушением норм и правил поведения человека в обществе. В связи с чем этический аспект изучения конфликтов в рамках рассматриваемой проблемы должен быть направлен на овладение будущими специалистами органов внутренних дел основами знаний, отражающих этические правила общения и поведения в процессе противодействия преступности.

Ведущими понятиями в рамках этого аспекта являются «этика», «этический конфликт», «моральные нормы и правила поведения».

Психофизиологический аспект изучения конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть связан с психофизиологией, исследующей в аспекте рассматриваемой проблемы, психофизиологические механизмы возникновения и протекания конфликтов.

Психофизиологическим атрибутом конфликтов может выступать такое явление как стресс, который определяется как способ достижения устойчивости организма при воздействии на него повреждающего фактора, раздражителя (стрессора).

Нервно-психическое состояние субъектов конфликта может характеризоваться нервно-психической адаптацией (психической стабильностью) или вызывать дезадаптацию (депрессивные состояния) и нервно-психические заболевания.

Технология выхода из стрессового состояния в конфликте предполагает определение необходимого уровня регуляции: социального, психологического, медицинского.

Психофизиологический аспект изучения конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть направлен на овладение основами знаний по проблеме стресса, как психофизиологического атрибута конфликта и практических умений предупреждения и выхода из стрессовых состояний применительно к решению проблемы противодействия преступности. Ведущими понятиями в рамках данного аспекта являются такие: «стресс», «стрессор», «уровни проявления стресса», «нервно-психическое состояние».

Предметный аспект изучения конфликтов ориентирует будущих специалистов органов внутренних на их изучение с точки зрения теории и практики противодействия преступности, обусловленных содержанием и особенностями данного процесса.

В связи с этим предметный аспект, на наш взгляд, должен быть связан с криминологией, ее отраслями, и с юридическими науками, с которыми она взаимодействует, где конфликты рассматриваются с позиции теории и практики противодействия преступности и обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Таким образом, предметный аспект анализа конфликтов будущими специалистами органов внутренних дел должен быть направлен на изучение криминологических основ их возникновения, развития и конструктивного разрешения в реальном процессе противодействия преступности.

В рамках предметного аспекта необходимо изучение будущими специалистами органов внутренних дел технологических осно-

ваний предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в процессе противодействия преступности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овладение технологическими основаниями предупреждения и конструктивного разрешения должно способствовать повышению эффективности процесса противодействия преступности.

Ведущими понятиями в рамках данного аспекта являются понятия: «преступность», «преступление», «противодействие преступности», «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «криминологический конфликт».

Таким образом, полиаспектное изучение будущими специалистами органов внутренних дел явления конфликта, применительно к противодействию преступности в процессе профессиональной подготовки, должно способствовать достижению профессионального уровня готовности к их предупреждению и конструктивному разрешению непосредственно в реальной ситуации противодействия преступлению.

Примечания

1. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - 2-е изд. - Новосибирск : Наука, 1989. - 186 с.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.

3. Кох И. А. Конфликтология. - Екатеринбург : УрО РАН, 1997. - 160 с.

4. Краткий психологический словарь / под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - 494 с.

5. Леонов Н. И. Конфликтология. - М. ; Воронеж : Московский психолого-социальный институт : НПО МОДЭК, 2002. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.