Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ДИАГНОСТИКА, ПРИЧИНЫ, УПРАВЛЕНИЕ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ДИАГНОСТИКА, ПРИЧИНЫ, УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5594
922
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / СУБЪЕКТ / ФУНКЦИИ / ФАКТОРЫ / ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL GROUPS / SUBJECT / FUNCTIONS / FACTORS / RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омелаенко Наталия Викторовна

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в обществе - социальный конфликт. Этот тип конфликта может развиваться как на уровне взаимодействия двух субъектов, так и больших, и малых групп. Социальные конфликты могут быть обусловлены культурными и индивидуальными различиями социальных групп, природными, экономическими, политическими, историческими, этническими и конфессиональными факторами. Цель научного исследования -проанализировать основные типы и функции, стадии развития социального конфликта, методы его диагностики и управления. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривают конфликт как социальное явление, которое охватывает и влияет на все сферы общества. Диагностика социального конфликта предполагает анализ социального конфликта по ряду параметров: определение состава участников конфликта и их ролей; фиксация зоны конфликта; выявление предмета конфликта; выяснение ресурсов конфликта и их баланса сил; определение типа конфликта; выявление повода конфликта и его первопричин; изучение интересов и целей участников конфликта. Ответы на эти вопросы помогут определить причины конфликтов и найти способы их урегулирования. Наиболее эффективным методом разрешения всех конфликтов является их регулирование, благодаря которому они не исчезают, но их можно контролировать и направлять их творческую силу на развитие социальных структур общества. В ходе исследовательского процесса использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONFLICT: DIAGNOSTICS, REASONS, MANAGEMENT OF CONFLICT

This article discusses one of the most urgent problems in society - social conflict. This type of conflict develops both at the level of interaction of two subjects, and large or small groups. Social conflicts may exist due to cultural and individual differences of social groups, social, natural, economic, political, historical, ethnic and confessional factors. The purpose of scientific research is to analyze the main types and functions, stages of development of social conflict, methods of its diagnosis and management. The methodological basis of the research is the work of domestic and foreign authors who consider conflict as a social phenomenon that covers and influences all spheres of modern society. Diagnosis of social conflict involves the analysis of social conflict on a number of parameters: determining the composition of the parties to the conflict and their roles; fixing the conflict zone; identifying the subject of the conflict; finding out the conflict resources and their balance of power; definition of the type of conflict; identifying the reason of the conflict and its origin; studying the interests and goals of the parties to the conflict. Answers to these questions will help to determine the causes of conflicts and find ways to resolve them. The most effective method of resolving all conflicts is to regulate them. They will not disappear, but they can be controlled, and their creative force will be directed to the development of the social structures of society. General scientific methods are used - analysis, synthesis, comparison, and generalization in the course of the research process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ДИАГНОСТИКА, ПРИЧИНЫ, УПРАВЛЕНИЕ»

УДК 316.48

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ДИАГНОСТИКА, ПРИЧИНЫ, УПРАВЛЕНИЕ

Наталия Викторовна Омелаенко1

1Кафедра иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в обществе — социальный конфликт. Этот тип конфликта может развиваться как на уровне взаимодействия двух субъектов, так и больших, и малых групп. Социальные конфликты могут быть обусловлены культурными и индивидуальными различиями социальных групп, природными, экономическими, политическими, историческими, этническими и конфессиональными факторами. Цель научного исследования —проанализировать основные типы и функции, стадии развития социального конфликта, методы его диагностики и управления. Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривают конфликт как социальное явление, которое охватывает и влияет на все сферы общества. Диагностика социального конфликта предполагает анализ социального конфликта по ряду параметров: определение состава участников конфликта и их ролей; фиксация зоны конфликта; выявление предмета конфликта; выяснение ресурсов конфликта и их баланса сил; определение типа конфликта; выявление повода конфликта и его первопричин; изучение интересов и целей участников конфликта. Ответы на эти вопросы помогут определить причины конфликтов и найти способы их урегулирования. Наиболее эффективным методом разрешения всех конфликтов является их регулирование, благодаря которому они не исчезают, но их можно контролировать и направлять их творческую силу на развитие социальных структур общества. В ходе исследовательского процесса использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Ключевые слова: социальные группы, субъект, функции, факторы, отношения.

Social Conflict: Diagnostics, Reasons, Management of Conflict

Natalia V. Omelaenko1

department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. This article discusses one of the most urgent problems in society — social conflict. This type of conflict develops both at the level of interaction of two subjects, and large or small groups. Social conflicts may exist due to cultural and individual differences of social groups, social, natural, economic, political, historical, ethnic and confessional factors. The purpose of scientific research is to analyze the main types and functions, stages of development of social conflict, methods of its diagnosis and management. The methodological basis of the research is the work of domestic and foreign authors who consider conflict as a social phenomenon that covers and influences all spheres of modern society. Diagnosis of social conflict involves the analysis of social conflict on a number of parameters: determining the composition of the parties to the conflict and their roles; fixing the conflict zone; identifying the subject of the conflict; finding out the conflict resources and their balance of power; definition of the type of conflict; identifying the reason of the conflict and its origin; studying the interests and goals of the parties to the conflict. Answers to these questions will help to determine the causes of conflicts and find ways to resolve them. The most effective method of resolving all conflicts is to regulate them. They will not disappear, but they can be controlled, and their creative force will be directed to the development of the social structures of society. General scientific methods are used — analysis, synthesis, comparison, and generalization in the course of the research process.

Keywords: social groups, subject, functions, factors, relationships.

Введение

Конфликты всегда будут сопровождать человечество, поскольку люди и социальные группы постоянно взаимодействуют друг с другом, и не всегда многие вопросы решаются мирным путем. Поэтому для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций необходимо изучать конфликтогенные факторы, причины и, самое главное, способы управления конфликтами. Несмотря на многочисленные исследования социального конфликта, многие локальные и межэтнические конфликты продолжаются, хотя предложено и сделано немало попыток их урегулирования. Исследование социального конфликта необходимо, прежде всего, начать с уточнения содержания этой категории. Для этого рассмотрим несколько определений социального конфликта.

Конфликт — это разрыв и прекращение социальной связи между социальными объектами, основным признаком конфликта является возникающее на одной или на обеих сторонах возмущение вследствие нарушения императивных норм [1].

Социальный конфликт — это борьба социальных общностей с противоположными интересами за доминирующие социальные статусы в общественной системе, построенной по иерархическому принципу [2].

Социальный конфликт — это процесс противодействия социальных субъектов, который направлен на разрешение противоречий в их интересах и целях. Основным методологическим положением в анализе социальных конфликтов является положение о его неизбежности в социальных взаимоотношениях в обществе. Основными компонентами социального конфликта являются наличие двух или более сторон, ведение сторонами противодействия, оценка противодействия сторон внешним наблюдателем [3].

Социальный конфликт — это социальное противоречие на стадии его реального разрешения вовлеченными в него субъектами [4].

Основной чертой социального конфликта является то, что он характерен для всех социальных групп. Социальный конфликт обусловлен статусно-ролевым положением личности и групп в системе политических, экономических и социально-культурных отношений в обществе. Социальный конфликт является результатом поведения, общения и деятельности социального взаимодействия отдельной личности и социальных групп, а также социальных структур и организаций [5; 6].

Таким образом, изучив определения социального конфликта, можно сделать следующий вывод. В настоящее время предложены разные определения социального конфликта, что доказывает, что в научных кругах нет единого мнения по этому вопросу. За основу исследования можно принять следующую трактовку: социальный конфликт — это борьба за свои идеи и интересы, результатом которой является решение противоречий мирным или насильственным путем.

Материалы и методы

Методологической основой для изучения теории конфликта в нашей стране стали работы зарубежных исследователей Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, С. Хантингтона [7-11]. Они оказали большое внимание на развитие и формирование социологии конфликта в нашей стране.

Всю историю становления социологии конфликта в России можно разделить на четыре этапа. Первый (ранний) этап: 60-е годы XIX века — 1917 год; второй этап: 1917-1961 гг.; третий этап: 1961 — начало 90-х годов ХХ века; четвертый этап: с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время. Первые три этапа можно условно объединить в прединституциональный период российской социологии конфликта (середина XIX века — 1991 год ХХ века). Период институциализации российской социологии конфликта начался в 1991 году. В это время произошел распад СССР, и проходили реформы в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Они оказали влияние на

формирование и становление отраслевых социологий конфликта. Современный этап исторического развития России обусловил становление социологии конфликта как науки. Благодаря этому получили свое развитие отраслевые сферы социологии конфликта, которые используют свой универсальный понятийно-категориальный аппарат.

Первый (ранний) этап связан с именами Я.Л. Юделевского (1910), П.А. Сорокина (1913) и А.С. Звоницкой (1914), которые создали теоретические основы социологического знания о социальных конфликтах. Впервые в отечественной социологии были обоснованы социальная природа конфликтного взаимодействия, разработаны основы социологии конфликта, рассмотрены черты, признаки и характеристики социальных конфликтов. Были выявлены причины, порождающие конфликты, их функциональность, динамические характеристики, последствия конфликтного взаимодействия, изучены пути и способы разрешения и завершения социальных конфликтов. Второй этап российской социологии конфликта характеризуется тем, что основной господствующей теорией конфликта была теория классовой борьбы К. Маркса. В эти годы проявлялись негативное отношение к научному дореволюционному наследию, нетерпимость к инакомыслию, а высылка в эмиграцию интеллигенции из страны привела к забвению многих достижений в области социальных конфликтов. В это время были запрещены исследования по проблематике социальных конфликтов. В 1961 году и в начале 90-х годов ХХ века разрабатываются основы науки о конфликтном взаимодействии социальных субъектов. Особая заслуга принадлежит ученым-практикам, которые научно обосновали и предложили свои рекомендации предупреждения и урегулирования различных конфликтов: производственных (трудовых) и межличностных. Четвертый этап становления отечественной социологии конфликта начинается с начала 90-х годов ХХ века. В это время в стране проходили реформы, поэтому возникла острая необходимость в изучении конфликта и возможностей управления им.

В настоящее время активно развиваются социология политического и экономического конфликта, социология педагогического конфликта, социология межнациональных конфликтов и другие. Основной задачей отраслевых социологий конфликта является разработка рекомендаций, которые помогут урегулировать конфликты и управлять ими [1].

Большой вклад в изучении социального конфликта внесли А. Звоницкая, Д. Зеркин, А. Здравомыслов, В. Нагайцев, Г. Осипов, С. Прошанов, Е. Соломатина, П. Сорокин, Е. Степанов, В. Шейнов и другие. Они исследовали типы и функции конфликтов, причины, порождающие конфликты, предлагали способы диагностики и управления конфликтами. Изучив работы зарубежных исследователей по данной тематике, можно выделить следующие направления: межэтнические и этноконфессиональные конфликты, диагностика и управление социальными конфликтами в разных отраслях промышленности, межгрупповые конфликты и стратегии разрешения конфликтов. В работе Р. Гарагозова и Р. Гадировой предложен нарративный (повествовательный) подход для решения межэтнических конфликтов. Он предполагает набор действий, которые могут уменьшить негативные эмоции, и способствует примирению между участниками конфликта [12].

Целью исследования Н. Отпенова, К. Смагулова и других является аналитическое описание особенностей этноконфессиональных конфликтов в Республике Казахстан. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что религия и этнос являются социальными явлениями и находятся в очень сложных отношениях друг с другом. Их характер отношений зависит от конкретных исторических условий. Эти отношения могут быть как фактором интеграции, так и распада этноса, а религия всегда подчинена этническому процессу. Поскольку религии могут проявлять себя только в этнических формах, которые соответствуют этнической идентичности [13].

Методы решения конфликтов в разных областях жизни разрабатываются учеными во всем мире. Так, например, Ц. Саенц предлагает свои инструменты для диагностики социальных конфликтов в горнодобывающей промышленности Перу. Ц. Саенц отмечает,

что, к большому сожалению, сегодня нет интегрированного инструмента, объединяющего все типы социальных конфликтов и лучшие практики для их преодоления [14]. Исследованием межгрупповых конфликтов занимались Н. Галеви и Т. Коэн. Они отметили распространенность межгрупповых конфликтов. Ученые уверены, что этот тип конфликтов можно разрешить, если ответить на следующие вопросы. Каковы причины проявления вражды людей во время публичных демонстраций? Как моральные мотивы формируют индивидуальное поведение в межгрупповом конфликте? Как влияют межгрупповые процессы на конфликт? Как глобальные вызовы будут формировать межгрупповые конфликты в XXI веке? [15]. Деструктивное и антиобщественное поведение израильской и палестинской молодежи анализировали Е. Дубов, Л. Гусманн и другие. Исследователи выяснили, что физическая агрессия, участие в демонстрациях молодежи тесно связаны с постоянным воздействием этнического и политического насилия в прошлом [16].

Сделав обзор литературы по проблеме социальных конфликтов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы. Представляется, что за основу исследования можно взять тезис, что социальный конфликт представляет собой противоречие, возникшее между двумя и более взаимодействующими субъектами, которое может быть разрешено. К сожалению, необходимо признать, что нет единого способа решения социальных конфликтов и даже те, которые предложены и использованы, не всегда являются эффективными. Возможно, что нет универсального метода решения конфликтов, поскольку разные типы социальных конфликтов требуют особых, специальных подходов.

Всё это предопределяет актуальность исследования теоретических аспектов социального конфликта как социального феномена. Исходя из вышесказанного, автор поставил следующие задачи:

• рассмотреть виды и функции социальных конфликтов;

• изучить основные этапы диагностики конфликтов;

• выявить основные причины социальных конфликтов;

• обобщить основные методы разрешения конфликтов.

Результаты и обсуждение

Одним из крупнейших представителей отечественной социологии конфликта раннего периода была А. Звоницкая (1897-1942). Она внесла значительный вклад в формирование основных понятий и категорий социального конфликта. А. Звоницкая утверждала, что социальные конфликты всегда сопровождали человечество и все области социальной жизни могут подвергаться социальным потрясениям. Она выделила различные виды социальных конфликтов: внутриличностные, между двумя индивидами, между личностью и обществом, между двумя группами, внутригрупповые. Основной причиной межиндивидуальных конфликтов являются индивидуальные различия между двумя социальными личностями. Эти различия могут обостриться под влиянием конкретных условий, в которых развивается личность. Они оказывают влияние на поведение индивида, нарушая принятые в его среде императивные нормы. Это вызывает возмущение, которое и приводит к конфликту.

Рассматривая конфликт социальных групп, А. Звоницкая выделила его стадии: проявление проблемной ситуации, стадию кризиса и послекризисный период. Она определила роль эмоциональных переживаний конфликтующих сторон. Так, негативные эмоции влияют на поведение людей во время кризиса и определяют остроту конфликта. Анализируя функции социальных конфликтов, А. Звоницкая отмечает их воздействие на все сферы общества. Кризис, который разразился в одной области, ускоряет назревший процесс в других областях, и социальные конфликты, которые возникают на классовой и экономической основе, захватят также политическую и правовую сферы. Одной из заслуг исследователя является также обоснование особенностей внутригрупповых конфликтов. Чем

теснее группа, тем выше вероятность её внутреннего раскола, тем чаще возникают спорные вопросы, которые занимали до кризиса второстепенное место.

Кроме того, в социальной группе, где её члены тесно связаны друг с другом, социальный кризис протекает наиболее остро, вызывая взаимное раздражение и негодование. Однако проявление сильного внешнего кризиса укрепляет внутреннее единство социальных групп. Таким образом, А. Звоницкая отметила консолидирующую функцию социальных групп, которую выполняет социальный конфликт. Она была убеждена, что если противоречие, вызвавшее конфликт не разрешено, то конфликт рано или поздно вспыхнет вновь [1]. В современных исследованиях социального конфликта исследователи изучают сущность социального конфликта, основные типы и функции, стадии развития, методы его диагностики и управления.

По мнению Д. Зеркина, для анализа социального конфликта необходимо рассматривать интересы больших социальных групп к доступу к материальным и духовным благам и принятию связанных с ними решений. В качестве субъектов социального конфликта выступают крупные социальные общности — классы, нации и народности, общности, которые отличаются по социально-демографическим и профессиональным признакам. Д. Зеркин считает, что для того чтобы конфликт считался социальным, необходимо участие в борьбе больших социальных групп за общественные, значимые цели. Масштабность социального конфликта зависит от вида социальных общностей. Поэтому конфликты между государствами считают глобальными; между крупными социальными группами внутри страны — макроконфликтами, которые можно разделить на межклассовые, региональные и национальные; конфликты между отдельными группами местных обществ называют местными. Столкновения между местными институтами власти и, например, пенсионерами, многодетными семьями, для решения социальных вопросов относят к местным конфликтам [2].

Социальные конфликты можно диагностировать. Существует два этапа диагностики социальных конфликтов. Первый включает в себя описание конфликта как целостного явления, выявление его количественных и качественных характеристик, которые позволят сделать анализ происходящего. Второй этап диагностического исследования предполагает изучение окружающей социальной среды конфликта. Специфика этого этапа состоит в том, что распознаются и фиксируются изменения в развитии всего социума в процессе конфликта.

Диагностируя социальный конфликт, необходимо удостовериться, что речь идет действительно о конфликте, а не о других похожих на него явлениях, например конкуренции, конкурсе, спортивной игре. Диагностику конфликта нужно начинать с анализа полного состава его участников, а не с выявления причин конфликта. Следует придерживаться равного отношения к сторонам конфликта, использовать современные методы и технологии конфликтологии. Не следует давать рекомендации как разрешить конфликт, пока не закончена его диагностика. Очень важно не навредить своими действиями сторонам конфликта.

Процесс диагностики конфликтов, согласно В.В. Нагайцеву, включает следующие исследовательские операции: определение состава участников конфликта и их ролей; фиксация зоны конфликта; выявление предмета конфликта; выяснение ресурсов конфликта и их баланса сил; определение типа конфликта; выявление повода конфликта и его первопричин; изучение интересов и целей участников конфликта; анализ конфликтных действий и форм поведения участников конфликта; характеристика психологического фона конфликта; выяснение установок сторон на результат конфликта; определение стадии развития, динамики и продолжительности конфликта; составление формулы конфликта и выбор наиболее приемлемого способа его разрешения. Следовательно, диагностика социального конфликта предполагает анализ определенного конфликта по ряду параметров.

Ответы на эти вопросы при проведении процедуры диагностики помогут определить причины конфликтов и найти способы их урегулирования [3]. Одним из наиболее известных исследователей социологии конфликта является А. Здравомыслов. В своей монографии «Социология конфликта» он рассмотрел четыре точки зрения на причины социальных конфликтов, предложенные К. Марксом, А. Гидденсом, П. Сорокиным, Р. Дарендорфом [4]. А. Здравомыслов указывает на то, что понятие «конфликт» чаще всего подводится под более широкую категорию — «противоречие». Однако, по его мнению, существует связь между конфликтом и противоречием. Э. Гидденс под конфликтом рассматривал борьбу между действующими людьми или группами независимо от истоков борьбы, способов и средств, которые использует каждая из сторон.

Социальные противоречия возникают из-за разного образа жизни людей, которые принадлежат к различным социальным группам и имеют разные шансы для своего развития и достижения целей. Но не все противоречия приводят к конфликтам. Для того чтобы противоречие переросло в конфликт, конфликтующие стороны должны осознать противоположные интересы и иметь высокую мотивацию для устранения этих противоречий. Вторая причина — это подавление базовых инстинктов большей частью населения и невозможность их удовлетворения. Такой подход представлен П. Сорокиным. К базовым инстинктам он относит пищеварительный рефлекс, инстинкт самосохранения, собственнический инстинкт масс, потребность в жилище и одежде, интерес к творческой работе, потребность в свободе и другое. Таким образом, неудовлетворение базовых инстинктов позволяет более подробно проанализировать причину социальных конфликтов. П. Сорокин утверждал, что неудовлетворенность потребностей и интересов является главным источником революции в обществе. Для ее предотвращения нужно пойти по пути реформ, отслеживать степень удовлетворения потребностей различных социальных групп и искать средства для удовлетворения этих потребностей.

Рассматривая поведение людей, П. Сорокин считал, что большое влияние на них оказывают такие факторы, как кары и награды. Человек совершает какие-либо поступки в соответствии со своими представлениями о выгоде или невыгоде, понимая все последующие последствия выполненных актов. Если какой-то поступок влечет за собой выгоду, удовольствие и счастье, то это влияет на психику человека и заставляет его совершить этот поступок. Напротив, нежелательные последствия того или иного поступка заставляют людей воздержаться от выполнения тех или иных действий. Кары и награды являются магической силой, которая влияет на психику человека, изменяют нравы, поведение, привычки и жизнь. Одной из причин конфликта является разное понимание у индивидов должного, рекомендованного и запрещенного. Различное понимание должных актов влечет за собой конфликт поведений и приводит к столкновению и борьбе. Если нормы должного поведения двух или большего числа различны, а также различны нормы поведения запрещенного и рекомендованного, то между этими лицами не может быть согласия, и возникнут конфликт и борьба друг с другом. Наличие конфликта — это симптом и диагностический признак того, что нормы поведения понимаются по-разному. В своем исследовании П. Сорокин уделял большое внимание, как и А.С. Звоницкая, проблеме внутригрупповых конфликтов.

Каждый человек, который живет в обществе, принадлежит к той или иной группе — к клану, роду, семье, государству, церкви. Эти группы представляют собой организации с определенным шаблоном поведения. Каждая группа существует и подчиняется определенным законам, нормам и правилам. Внутригрупповой конфликт происходит редко, но когда он возникает, то нарушается единство групп, и она может распасться на несколько отдельных групп. Каждая социальная группа всегда имеет в своей среде инакомыслящих членов, но не все они совершают поступки, которые не допускаются в обществе, поскольку на них оказывают давление кары и награды, которые приняты в данной социальной группе. Если бы их не было, то ничто бы не помешало инакомыслящим членам группы вести себя

вопреки существующим нормам морали, следовательно, не было бы бесконфликтного существования групп. Бесконфликтное существование членов группы возможно лишь благодаря действию мотивационного и дрессирующего влияния кар и наград. Таким образом, П. Сорокин пришел к выводу, что кары и награды играют большую роль в создании, сохранении и укреплении единства группы и способствуют подавлению борьбы внутри группы [17].

Теоретические положения П. Сорокина об основных формах общественного поведения и морали позволяют понять межличностные и межгрупповые взаимодействия и доказывают, что на этот процесс можно влиять. По мнению П. Сорокина, чем культурнее человек, тем большее значение в его поведении играют целевые соображения. Он имеет возможность заглянуть в будущее и просчитать все последствия тех или иных поступков. Причиной социальных конфликтов являются социальные притязания людей, которые определяются путем сравнения себя с другими. Наиболее важными являются не потребности сами по себе, а средства для их удовлетворения и доступ к определенным видам деятельности. Опыт советского общества показал, что стремление к всеобщему равенству привело к уравнительности, не вызывало стимулов для дальнейшего развития как в творческом, так и в профессиональном плане. А. Здравомыслов считает, что неравенство может иметь и положительные стороны, поскольку является источником состязательности и развивает жизненную энергию человека. Но если рассматривать неравенство как социальный конфликт, то оно приводит к мобилизации сил для социальных изменений в обществе, поэтому в природу социальных конфликтов включаются ресурсы, которые являются средствами для достижения целей. Ресурсы сосредоточены в руках власти, которая ими распоряжается. Таким образом, возникает конфликт между теми социальными группами, которые их имеют, и теми, которым доступ к ним закрыт. Четвертый подход, который рассматривает причину социальных конфликтов, — нормативно-ценностный. Его сторонники Э. Дюркгейм и Т. Парсонс определяли конфликт как несовпадение целей и интересов людей и социальных групп. Л. Крисберг писал, что социальный конфликт существует в том случае, если две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы [18].

Изучив основные причины социальных конфликтов, А. Здравомыслов пришел к выводу, что в основе всех теорий лежит природа интереса и способ его осознания субъектами, поэтому анализируя конфликт, необходимо учитывать интересы как побудители социальных действий. Несколько иная точка зрения о причинах конфликтов представлена в теории академика Г. Осипова. Согласно его мнению, в основу современной социальной реальности заложены четыре сферы: социальная сфера, техносфера, альбиосфера (сфера неживой природы) и биологическая сфера. Две первые сферы созданы человеком, его разумом, а две последние изменились настолько, что благодаря ему носят социальный характер. Так, например, некоторые действия людей, такие как выкачивание нефти и газа, парниковый эффект, привели к потеплению климата и трансформации альбиосферы. Если рассматривать техносферу, то можно отметить тот факт, что применение новых технологий может также нанести большой вред человечеству.

По мнению исследователя, отношение к органической и неорганической природе должно контролироваться, чтобы избежать конфликтов, которые могут возникнуть между этими сферами и человеком. Все четыре сферы социальной реальности тесно взаимосвязаны, и в настоящее время они находятся в конфликтных отношениях между собой. Поскольку эти сферы созданы человеком, без учета последствий тех или иных действий, человечеству может грозить самоуничтожение. Следовательно, необходимо регулировать, изменять социальную реальность, изучать действия человека, властных структур, системы управления обществом.

По мнению Г. Осипова, основные теоретики конфликта К. Маркс, Р. Дарендорф и Л. Козер абсолютизируют конфликты, считая, что они присущи человеческому обществу и

способствуют его развитию. Но общество не может развиваться только на основе конфликтов. Исследователь глубоко убежден, что все конфликты являются результатом действия людей, следовательно, для предотвращения конфликтов нужно изучать мотивы, цели и ценностные ориентации, а также социальные установки тех групп, которые создают конфликтные ситуации. Необходимо учитывать тот факт, что ситуации должны складываться в интересах человека и общества. Г. Осипов считает, что все конфликты и конфликтные ситуации существуют не как нечто данное обществу сверху, а как результат деятельности человека, в первую очередь властных структур, которые принимают социально значимые решения. Таким образом, существуют определенные противоречия между обществом и государственными структурами, которые должны выполнять волю общества. Эти противоречия приводят к возникновению конфликта. Для предупреждения конфликтов, ученый предлагает тщательно просчитывать последствия принимаемых законов [4].

Иную точку зрения высказывает Е. Степанов. Он утверждает, что бесконфликтного общественного бытия нет и не может быть, так как оно представляет непрерывный процесс возникновения разного рода конфликтов личностей и социальных групп. Исследователь подчеркивает конструктивную и позитивную роль конфликтов в общественном развитии. Конфликты по тем или иным причинам, по мнению Е. Степанова, — это нормальное явление общественной жизни. Конфликт предполагает поиск условий и форм, при которых можно придать столкновениям культурный, цивилизованный и гуманный характер. Исследователь предлагает изучать социальный конфликт с точки зрения субъектно-деятельностного подхода, который позволяет избежать его широкой трактовки. В этом случае на место одной из конфликтующих сторон ставят не действующих социальных субъектов, а социальные и природные факторы, такие как условия жизни, окружающую среду, цели, идеи и ценности.

Субъектно-деятельностный подход помогает избежать и узкого понимание конфликта, когда началом конфликта считают физическое столкновение субъектов, а это не учитывает их эмоциональные переживания и идейные расхождения, которые влияют на их последующие действия. Таким образом, поскольку субъекты конфликта вступают в противоборство между собой, для разрешения возникшего между ними противоборства, социальный конфликт можно определить как разрешаемое социальное противоречие [4].

Особенно значимыми в теории социального конфликта являются положения, касающиеся вопросов регулирования конфликтов. По мнению Р. Дарендорфа, подавление конфликта является самым неэффективным способом обращения с социальными конфликтами. Другой, малопродуктивной формой устранения конфликта является «отмена» конфликта. В её основе лежит устранение противоречий путем вмешательства в существующие структуры. Под «отменой» Р. Дарендорф понимает попытку в корне ликвидировать противоречия. В качестве примеров подавления конфликта, под видом их разрешения, приведены такие исторические события, как создание бесклассового общества и формирование единства народа. Они, как известно, закончились без положительного результата. Р. Дарендорф считал, что наиболее эффективным методом разрешения всех конфликтов является их регулирование, благодаря которому они не исчезают, но их можно контролировать и направлять их творческую силу на развитие социальных структур общества. Для успешного регулирования социального конфликта должны быть выполнены следующие условия. Участники конфликта должны признать наличие конфликта и существующие противоречия. Далее стороны конфликта должны согласиться на определенные правила и условия, в соответствии с которыми они желают разрешать свои конфликты. Эти правила не должны ущемлять интересы какой-либо другой стороны конфликта.

Р. Дарендорф предложил использовать последовательно ряд форм для регулирования конфликта. Первая форма — переговоры, которые включают создание органа для ведения переговоров между конфликтующими сторонами по темам, связанным с конфликтом. Для успешного ведения переговоров используется вторая форма регулирования конфликта —

посредничество — соглашение сторон выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Третий шаг — арбитраж, определяет либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения решение для исполнения является обязательным. Четвертый шаг включает обязательный арбитраж, который находится на грани между регулированием и подавлением конфликта. Этот метод необходим для сохранения государственности и мира в стране [10].

А. Зайцев предложил использовать понятие «управление конфликтом» в узком и широком смысле. Управление конфликтом в широком смысле можно связать с манипуляциями и воздействием на его причины. Управление конфликтом в узком смысле обеспечивает разрешение конфликта. Управляя конфликтом при широком подходе, предполагается, что необходимо воздействовать на все моменты конфликта. Б. Хоглунд выделил три элемента воздействия на конфликт. В первую фазу конфликта (предотвращение конфликта) — латентную — необходимо манипулировать условиями конфликта, для того чтобы не было возможности для его разрастания. Во второй фазе конфликта (регулирование динамики конфликта) следует направить конфликтные процессы таким образом, чтобы была возможность направить их развитие в желательном направлении. Третья фаза называется окончанием конфликта. Она включает в себя действие на завершение конфликта и получение результата, который устраивал бы обе конфликтующие стороны [19]. Однако следует признать тот факт, что конфликты неизбежны и могут возникнуть совсем неожиданно. Так, Ури писал, что создание системы разрешения конфликтов подобно созданию системы для контроля дождей. Конфликты, как и ливни неизбежны [19].

Большой вклад в изучении проблемы управления конфликтами внес психолог, конфликтолог и социолог В. Шейнов. Проанализировав работы исследователей, посвященных теме управления конфликтами, В. Шейнов выделил ряд проблем. Среди них можно назвать следующие: отсутствие алгоритма поиска причин, породивших конфликт; слабо представлено практическое применение, построенное на основе теоретического анализа; нет комплексных разработок о том, как управлять конфликтом на всех стадиях управления. Некоторые исследователи огромное внимание уделяют переговорам, как одному из средств разрешения конфликта, не применяя приемы убеждения, без которых переговоры могут не принести положительных результатов. Не исследован такой источник конфликтов, как манипулятивные отношения. Автор считает, что управление конфликтом нужно осуществлять на всех стадиях развития конфликта, а начинать следует с предотвращения конфликта.

Итак, первая стадия управления конфликтом — предотвращение конфликта. Для этого необходимо руководствоваться некоторыми правилами, которые помогут нейтрализовать развитие конфликта, а именно не использовать конфликтогены. Под понятием конфликтоген понимают слова, действия, которые приводят к конфликту. Вторая стадия управления конфликтом включает определение потенциала конфликта — глубину накопленных противоречий и количество участников конфликта. Во время затяжного конфликта количество участвующих в конфликте постоянно увеличивается, а первоначальный конфликт перерастает в новые конфликты, которые соответствуют интересам новых членов конфликтной группы. Следовательно, очень важно выявить пассивных и активных участников конфликта, установить главную причину, по которой они присоединились к конфликтующей стороне. Третьей стадией управления конфликтом является диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта. Четвертая стадия включает убеждение как средство предотвращения и разрешения конфликта. В. Шейнов считает, что подавление как один из методов разрешения конфликта имеет один главный недостаток. Конфликтная ситуация не разрешается, а загоняется внутрь, и при благоприятных условиях она может возникнуть вновь. Таким образом, убеждение является наиболее предпочитаемым методом разрешения конфликта. Однако если убедить не удалось, значит нужно пойти на компромисс, отступить от части своих требований в обмен на уступки другой конфликтующей стороны. Следующая стадия — разрешение конфликта. В.А. Шейнин

выделяет три основных подхода в разрешении конфликта, которые часто используются на практике: победа одной из сторон (доминирование); прекращение конфликтных действий при устранении причин, которые вызвали конфликт (урегулирование); взаимовыгодное решение (сотрудничество или интеграция).

Если конфликт приостановлен из-за выигрыша одной из сторон, то он не разрешен, и может начаться в любое время. Урегулирование конфликта также может привести к временным положительным результатам. Наиболее эффективным способом разрешения конфликта является интеграция, так как она открывает новые возможности для сотрудничества, в ходе которого могут быть приняты взаимовыгодные условия. Переговоры, в которых принимают участие конфликтующие стороны, способствуют достижению согласия или компромисса. Альтернативой переговорам является обращение в суд или арбитраж. Однако очень часто сложившаяся практика показывает, что путем переговоров и при посреднике спорные вопросы решаются быстрее. Посредничество представляет собой одну из форм разрешения конфликта, при которой посредник, занимая нейтральную позицию, помогает конфликтующим сторонам преодолеть разногласия. Посредничество применяется, когда стороны неспособны самостоятельно найти решение и достичь соглашения в ходе прямых переговоров, и преодолеть тупиковую ситуацию, которая возникла в ходе переговоров.

Итак, рассмотрев все стадии управления конфликтом, можно использовать следующий алгоритм управления конфликтами, предложенный В. Шейновым: предотвращение конфликта; диагностика возникновения и развития конфликта; процесс разрешения конфликта [20]. Методы, которые применяются для разрешения конфликта в обществе, тесно связаны с культурными и правовыми установками, которые существуют в каждом обществе. Они могут как поощрять, так и запрещать тот или иной способ разрешения конфликта. В России есть пять основных подходов для разрешения социальных конфликтов: с позиции силы, с позиции права, с позиции ненасилия и компромисса, с позиции интеграции интересов сторон конфликта, с позиции изоляции сторон конфликта [3].

Выводы

Рассмотрев теоретические положения по проблеме социальных конфликтов, можно сделать следующие выводы. Социальный конфликт — это конфликт, вызванный несовпадением целей и интересов, в процессе которого возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты могут быть обусловлены следующими причинами: разный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание у индивидов правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами. Для урегулирования конфликта существуют разные способы и методы, наиболее эффективным из которых является применение ненасильственных методов разрешения конфликта, включающих убеждение, компромисс и интеграцию участников конфликта.

По мнению академика Г.В. Осипова конфликты, которые существуют в обществе, не являются его присущей данностью. Это результат действий людей, создающих ту или иную ситуацию не только в стране, но и в мире. Изменить сложившееся положение можно лишь в результате деятельности людей, которые опираются на научные знания. Для этого необходимо изучать причины и тенденции возникновения конфликтов для изменения социальной реальности.

Для современной социальной реальности, которая сложилась в нашей стране и в мире характерны серьезные социальные, национальные и межнациональные конфликты. В результате этих конфликтов необходимо менять управление обществом и социальными процессами для устранения конфликтов. Иначе они могут разрушить не только национальное общество, но и всю современную цивилизацию.

Библиографический список

[1] Прошанов С.Л. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала XX века // Социологические исследования. - 2007. - № 12. - С. 115-120.

[2] Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на Дону: Феникс, 1998. - 480 с.

[3] Нагайцев В.В. Методология диагностического исследования социальных конфликтов // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 195-198.

[4] Осипов Г.В. Конфликтолог — профессия XXI века. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2014. - 540 с.

[5] Соломатина Е.Н. Становление и развитие социологии конфликта в России // Вестник Московского университета. - 2011. - Вып. 18, № 2. - С. 207-221.

[6] Сивякова Е.А., Рябцев С.В., Кириллов П.Е. Современные Методы Управления Конфликтами В Организациях // Тенденции развития науки и образования. - 2019. -№ 49-3. - С. 98-102.

[7] Зиммель Г. Человек как враг // Социологические исследования. - 1994. - № 2. - С. 1149.

[8] Ритцер Дж. Современные социологические теории. Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 688 с.

[9] Козер Л. Функции социального конфликта. - Москва: Идея-Пресс, 2000. - 208 с.

[10] Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145-147.

[11] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - Москва: Издательство АСТ, 2017. - 640 с.

[12] Garagozov R., Gadirova R. Narrative intervention in interethnic conflict // Political Psychology. - 2019. - Vol. 40, Issue 3. - P. 449-465.

[13] Otpenov N., Smagulov K.N., Al'muhametov Ali Rauf, Anarbaiev N. Ethno-confessional conflict as a destructive way to resolve contradictions in social and religious relations // Europian Journal of Science and Theology. - 2019. - Vol. 15, Issue 2. - P. 179-189.

[14] Saenz C. A social conflict diagnostic tool for application in the mining industry: A case study in Peru // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. - 2019. - Vol. 26, Issue 3. - P. 690-700.

[15] Halevy N., Cohen T. Intergroup conflict // Negotiation and Conflict Management Research. -2019. - Vol. 12, Issue 2. - P. 161-173.

[16] Dubow E., Huesmann L., Boxer P., Smith C., Landau C., Shikaki K. Serious violent behavior and antisocial outcomes as consequences of exposure to ethnic-political conflict and violence among Israeli and Palestinian youth // Aggressive Behavior. - 2019. - Vol. 45, Issue 3. - P. 287-299.

[17] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - Москва: Астрель, 2006. - 618 с.

[18] Зинчина А.Б. Хрестоматия по конфликтологии. - Харьков: Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, 2008. - 166 с.

[19] Зайцев А.К. Социальный конфликт. - Москва: Academia, 2001. - 464 с.

[20] Шейнов В.П. Управление конфликтами. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 576 с.

References

[1] Proshanov, S. (2007). Social conflict in the works of russian sociologists at the beginning of the twentieth century. Sociological Studies, 12, 115-120.

[2] Zerkin, D.P. (1998). Basics of conflictology. Rostov-on-Don: Feniks.

[3] Nagaytsev, V.V. (2010). Methodology of the diagnostic study of social conflicts. News of the Altai State University, 1 (2), 195-198.

[4] Osipov, G.V. (2014). Conflictologist — a profession of the XXI century. St. Petersburg: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions.

[5] Solomatina, E.N. (2011). Formation and development of the sociology of conflict in Russia. Bulletin of Moscow State University, 18 (2), 207-221.

[6] Sivyakova, EA, Ryabtsev, SV, & Kirillov, P.E. (2019). Modern methods of conflict management in organizations. Trends in the Development of Science and Education, 49, 98-102.

[7] Zimmel, G. (1994). Man as an enemy. Sociological Studies, 2, 114-119.

[8] Ritzer, J. (2002). Modern sociological theories. St. Petersburg: Piter.

[9] Coser, L. (2000). Functions of social conflict. Moscow: Idea-Press.

[10] Dahrendorf, R. (1994). Elements of the theory of social conflict. Sociological Studies, 5, 145-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Huntigton, S. (2007). Clash of civilization. Moscow: Izdatelstvo AST.

[12] Garagozov, R., & Gadirova R. (2019). Narrative intervention in interethnic conflict. Political Psychology, 40 (3), 449-465.

[13] Otpenov, N., Smagulov, K.N., Al'muhametov, Ali Rauf, & Anarbaiev, N. (2019). Ethno-confessional conflict as a destructive way to resolve contradictions in social and religious relations. European Journal of Science and Theology, 15 (12), 179-189.

[14] Saenz, C. (2019). A social conflict diagnostic tool for application in the mining industry: A case study in Peru. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 26 (3), 690-700.

[15] Halevy, N, & Cohen, T. (2019). Intergroup conflict. Negotiation and Conflict Management Research, 12 (2), 161-173.

[16] Dubow, E., Huesmann, L., Boxer, P., Smith, C., & Shikaki, K. (2019). Serious violent behavior and antisocial outcomes as consequences of exposure to ethnic-political conflict and violence among Israeli and Palestinian youth. Aggressive Behavior, 45 (3), 287-299.

[17] Sorokin, P.A. (2006). Crime and punishment, feat and reward: a sociological study of the main forms of social behavior and morality. Moscow: Astrel.

[18] Zinchin, A.B. (2008). Chrestomathy on conflictology. Kharkov: Kharkov National University of Municipal Economy named after A.N. Beketova.

[19] Zaitsev, A.K. (2001). Social conflict. Moscow: Academia.

[20] Sheinov, V.P. (2014). Conflict management. St. Petersburg: Piter.

Получена / Submitted: 01/10/2019 Доработана / Revised: 15/11/2019 Принята к публикации / Accepted: 25/11/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.