ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ
Личностно-профессиональное становление, коммуникативные способности, аф-филиация, эмпатия, стили межличностных отношений.
Демократизация и гуманизация современного общества, признание приоритетов личности способствуют усилению роли коммуникативных способностей во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в профессиональной деятельности дефектолога. Именно через общение реализуются задачи обучения, воспитания и развития, именно в нем заключаются мощный резерв повышения профессионального мастерства дефектолога и совершенствование организации педагогической деятельности.
Таким образом, данная статья посвящена проблеме исследования особенностей коммуникативных способностей будущих дефектологов.
Значимость рассматриваемой проблемы обусловлена противоречиями между:
- возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной изученностью коммуникативных способностей, показателей личностно-профессионального становления будущих дефектологов;
- объективной значимостью развития коммуникативных способностей и недостаточной разработанностью этого вопроса в психологии;
- необходимостью создания условий подготовки высококвалифицированных специалистов, психологического сопровождения личностно-профессионального становления, развития коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе и недостаточной разработанностью психологического обеспечения данного развития в вузе.
Целью исследования является изучение особенностей коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе.
Нами были:
1) определены компоненты коммуникативных способностей - формально-динамический и содержательный;
2) определены показатели коммуникативных способностей будущих дефектологов - аф-филиация, эмпатия, стили межличностных отношений;
3) выделены особенности коммуникативных способностей будущих дефектологов, заключающиеся в их качественном своеобразии в зависимости от года обучения в вузе.
Гуманизация образования, ориентированность его на личностное становление будущих специалистов актуализируют проведение исследований индивидуально-психологических особенностей личности, в частности коммуникативных способностей в процессе профессионального обучения.
В настоящее время в психологической литературе нет единого мнения относительно содержания, определения коммуникативных способностей.
В отечественной психологии многие исследователи коммуникативные способности относят к специальным способностям и рассматривают их в контексте деятельности, профессий, требующих взаимодействия с людьми, в частности педагогических и организаторских.
Придерживаясь работ Н.В. Кузьминой, А.С. Шарова, Л.И. Уманского, З.З. Жамбеевой мы считаем, что коммуникативные, организаторские и педагогические способности можно представить в виде структуры, системы, в которой одни способности входят в содержание других, то есть мы предлагаем коммуникативные способности считать составной частью
организаторских способностей, а организаторские способности считать содержанием педагогических способностей.
Таким образом, под коммуникативными способностями мы предлагаем понимать, во-первых, индивидуально психологические особенности личности, которые проявляются во взаимодействии; во-вторых, коммуникативные способности будущих дефектологов, которые являются составной частью педагогической, дефектологической деятельности, отражают ее требования и имеют соответствующие компоненты.
Рассмотрим содержательные характеристики, компоненты коммуникативных способностей будущих дефектологов.
Мы считаем, что структуру, состав коммуникативных способностей необходимо определять, во-первых, исходя из теоретического положения, согласно которому психические феномены рассматриваются с двух сторон - процессуальной (динамической) и содержательной; во-вторых, содержание коммуникативных способностей будущих дефектологов должно соответствовать требованиям профессиональной деятельности. Таким образом, мы выделяем два больших компонента коммуникативных способностей будущих дефектологов -формально-динамический и содержательный.
Формально-динамический компонент коммуникативных способностей биологически обусловлен и представлен потребностью в общении, легкостью установления контактов, эмоциональностью, чувствительностью в процессе общения. Содержательный компонент коммуникативных способностей будущих дефектологов социально обусловлен, формируется в процессе жизнедеятельности и представлен экстравертированностью, доминантностью, беспечностью, эмпатией, самоотношениями, стилями межличностных отношений.
Базой научного исследования явились группы студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, учащихся института специальной педагогики по специальностям «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика». Общая численность охваченных исследованием лиц составила 176 человек. Возраст испытуемых - 17-22 года (студенты I - V курсов).
Для исследования коммуникативных способностей будущих дефектологов в процессе профессионального обучения были использованы следующие методики: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова, ориентационная анкета Б. Басса, опросник аффилиации, методика по изучению самоотношений В.В. Столина, тест-опросник уровня субъективного контроля В.В. Бажина, многофакторный опросник личности Р. Кеттела, методика для оценки способности педагога к эмпатии И.М. Юсупова, методика К.Н. Томаса «Стиль конфликтного поведения», адаптированная Н.В. Гришиной, метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, адаптированный Л. Собчик. Статистическая обработка и интерпретация данных осуществлялись с помощью корреляционного, факторного, кластерного анализа, сравнения показателей с помощью критерия
Н. Крускала-Уолиса.
Для выявления особенностей коммуникативных способностей будущих дефектологов в зависимости от года обучения в вузе нами были использованы различные методы сбора эмпирических данных.
Один из таких методов - факторный анализ, позволяющий выделить структурную классификацию, наиболее весомые факторы, характеризующие коммуникативные способности студентов-дефектологов.
В результате факторного анализа были выявлены 14 наиболее значимых факторов для студентов-дефектологов I курса (данные факторы объясняют 82,83 % дисперсии) и по 18 факторов для студентов-дефектологов III (данные факторы объясняют 79,04 % дисперсии) и V (данные факторы объясняют 79,51 % дисперсии) курсов.
Факторы коммуникативных способностей студентов-дефектологов I курса представлены направленностью на дело, стилями межличностных отношений, свидетельствующими о
Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009 (1). ПСИХОЛОГИЯ
том, что первокурсники-дефектологи, находясь на стадии адаптации к институту, специальности, пытаются решить учебные проблемы, выполнить учебные задания, используя все стили отношений, и наиболее часто сотрудничающие, зависимые, покорные отношения, как наиболее значимые. Потребность в аффилиации, направленность на общение в структуре коммуникативных способностей первокурсников отсутствует, то есть общение для них не является потребностью как таковой, а общаются они исключительно по учебным проблемам. Первокурсники-дефектологи не проявляют сопереживание, впечатлительность, эмоциональность, достаточно хорошо контролируют свои эмоции и поведение, заботятся о своей репутации (в факторном анализе присутствует «отрицательная» эмпатия, сотрудничающая с обращенностью на себя).
Факторы коммуникативных способностей студентов-дефектологов на этапе интенсификации выражаются отрицательной представленностью потребности в аффилиации, стремлением к людям, направленностью на общение, эмпатию, а направляют их личная заинтересованность, удовлетворение, достижение собственных интересов, в основном за счет независимых, доминирующих, организующих стилей межличностных отношений, которые в факторном анализе у третьекурсников имеют больший удельный вес.
Факторы коммуникативных способностей у студентов-дефектологов V курса имеют отрицательную направленность на общение, то есть выпускники-дефектологи независимы от группы, не боятся быть отвергнутыми (мотивационная тенденция потребности аффилиации) в силу достаточно высокого уровня субъективного контроля. Также на этапе идентификации у студентов-дефектологов в структуре коммуникативных способностей отсутствуют агрессивные, недоверчивые, скептические типы межличностных отношений и присутствует показатель «Эмпатия», указывающий, что пятикурсники могут сопереживать, эмоционально реагировать на проблемы других людей. Таким образом, личностно-профессиональное становление дефектологов в вузе имеет место быть, так как эмпатия является ее показателем.
При изучении коммуникативных способностей студентов-дефектологов были выявлены различия показателей в зависимости от года обучения.
Показатели «Боязнь быть отвергнутым» мотивационной тенденции потребности аффилиации и «Покорно-застенчивый», «Сотрудничающе-конвенциальный» стили межличностных отношений имеют неравномерные динамики, то есть к этапу интенсификации снижаются значения, а к пятому еще больше возрастают. Это говорит о том, что на этапах адаптации и идентификации студенты-дефектологи, боясь быть отвергнутыми, проявляют покорность, дружелюбие, стремятся к тесному сотрудничеству, берут на себя чужие обязанности, стремятся подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, что слабо представлено у них на этапе интенсификации.
Значения показателя «Эмпатия» снижаются, и первоначально представляется, что данная ситуация не является благоприятной, так как эмпатия является показателем личностно-профессионального становления, и способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной отзывчивости играет важную роль в профессии дефектолога, имеющего дело с особым проблемным ребенком. Но мы считаем, что это нормальный результат, во-первых, потому, что высокий уровень эмпатийности (болезненно развитое сопереживание, ранимость, впечатлительность) в работе дефектолога, по нашему мнению, хуже, чем средний уровень эм-патийности (контроль над эмоциями, внимательность в общении, деликатность в высказывании своего мнения); во-вторых, эмпатия как показатель коммуникативных способностей будущих дефектологов на этапе идентификации по результатам кластерного анализа является производной аффилиации (стремления к людям) и имеет больший факторный вес, активно внедряясь в структуру коммуникативных способностей студентов-дефектологов V курса, то есть мы констатируем личностно-профессиональное становление будущих дефектологов в вузе.
Библиографический список:
1. Жамбеева, З.З. Коммуникативные способности как фактор личностного и профессионального самоопределения: дис. ... канд. психол. наук / З.З. Жамбеева. - М., 2007.
2. Кузьмина, Н.В. Способности. Одаренность. Талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Л., 1985. - С. 286.
3. Шаров, А.С. Психология образования и развития человека: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А.С. Шаров. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 150 с.