Научная статья на тему 'Изучение когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразованию'

Изучение когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Е. А.

В статье представлены результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразованию»

ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ

© Борисова Е.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 175, г. Самара

В статье представлены резуньтаты констатирующего этапа эксперимента по изучению когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразованию.

На современном этапе развития общества перед каждым учителем стоит непростая задача - научить детей «добывать» знания самостоятельно, помочь им создать тот фундамент, который позволит заниматься самообразованием в дальнейшей жизни. Формируя такое личностное образование как готовность учащихся к самообразованию, учитель должен иметь представление о результатах своей деятельности, анализировать её с точки зрения педагогической науки.

В данной статье мы остановимся на изучении когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразованию.

В условиях специально организованного эксперимента учащимся пятых и шестых классов было предложено ответить на следующие вопросы: 1. «Какой смысл ты вкладываешь в понятие «самообразование»?» 2. «Для чего следует заниматься самообразованием?» 3. «Какие методы и приёмы самообразования ты знаешь? Перечисли их». Учащиеся, отвечая на предложенные вопросы, по сути, отвечали на вопросы: «Что это такое?», «В чём заключается цель самообразования?», «Как заниматься самообразованием?». Во-первых, ответы учащихся, их размышления предоставили нам эмпирическое знание о состоянии когнитивного компонента готовности к самообразованию; а во-вторых, дало самим учащимся представление о собственных знаниях по данным вопросам.

Опираясь на идеи В.П. Бездухова [1, с. 21-23], за основные критерии сформированное™ знаний принимаем их научность и осознанность. Научное знание - это способ существования сознания, которое позволяет обрести себя в этом многоликом изменяющемся мире [3, с. 82]. Знание является не только информацией, оно необходимо учащимся для обретения смысла деятельности (самообразовательной - Е.Б.), поскольку «неполнота знания означает и некую нерешенную задачу» [2, с. 57].

Осуществим качественный анализ полученного нами эмпирического знания. Осмысление полученных данных о том, какие знания имеются у

* Учитель французского и немецкого языков, соискатель кафедры Педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

учащихся пятых-шестых классов о самообразовании вообще, его целях, методах и приёмах показывают, что эти знания, основанные на житейском опыте фрагментарны или отсутствуют. Такой вывод вытекает из того, что знания учащихся о самообразовании вообще, его целях, методах и приёмах очень расплывчатые (36,8 %), неправильные (15,8 %) или совсем отсутствуют (47,4 %). Так, 36,8 % учащихся связывают понятие «самообразование» с понятиями «образование» «самостоятельность», «интерес», «знание», «карьера». В их представлении «самообразование» - это «получение образования» (Саша Л., Катя С.) «это самостоятельность человека» (Полина Ф., Никита Б., Егор И., Алёша В., Илья В. и др.), «это что-то интересное» (Гена Н.), «много знаний» (Гена Н.), «карьера» (Никита М.). 15,8 % учащихся смешивают понятие «самообразование» с понятиями «человек», «хобби», «развлечения», «самостоятельность». В их представлении самообразование - это «человек, который уверен в себе, очень умный» (Лена Л.), «это хобби, например, читать, рисовать» (Яна К.), «хождение по театрам, кино» (Миша Т.), «это когда ты сам учишься, и никто тебе не помогает» (Алёша В.) 47,4 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Как выяснилось в наших беседах с учащимися, 15,7 % вообще не знают такого слова. Осмысление эмпирического знания, полученного в результате обработки анкеты, показало, что представления учащихся о других понятиях аналогично фрагментарны, построены на житейском опыте.

На вопрос «Для чего следует заниматься самообразованием?» (скрытый вопрос о целях самообразования) 57,9 % учащихся ответили «чтобы научиться чему-нибудь, стремиться к какой-либо цели» (то есть ясной цели совершенно себе не представляют), либо вовсе затруднились ответить, 18,4 % - «чтобы быть грамотным, получить образование и профессию», 21,1 % - «чтобы работать, получать деньги» и 2,6 % - «для самосовершенствования, получения знаний». Анализируя ответы пяти- и шестиклассников на вопрос анкеты «Какие методы и приёмы самообразования ты знаешь?» можно сделать выводы о том, что если почти все учащиеся знают, что может являться для них источниками информации, то далеко не все связывают их с методами самообразования. Большинство учащихся (78,9 %) не делают различий ме^ду самообразованием и учением, называя «обучение в школе», «слушание учителя», «посещение дополнительных занятий» методами самообразования. Лишь 10,5 % знают о некоторых приёмах самообразования («писать под диктовку самому себе», «решать задачи», «заучить материал», «выбрать в тексте главную мысль», «выполнить задания по теме»). 21,1 % учащихся считают методом самообразования «общение с друзьями». Полученное нами знание о понятии «самообразование», его целях, методах и приёмах позволяет говорить о том, что это знание фрагментарно. В сознании учащихся понятие «самообразование», его цели, методы и приёмы не связаны между собой.

При изучении деятельностного компонента готовности мы исходили из положения А.Н. Леонтьева о том, что «человеческая деятельность не суще-

ствует иначе, как в форме действия или цепи действий. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие её действия, то от деятельности вообще ничего не останется» [4, с. 82]. Изучение деятельностного компонента готовности учащихся к самообразовательной деятельности осуществлялось с помощью разработанных нами тестов. Отметим, что содержание каждой ситуации основано на содержании конкретного умения самообразовательной деятельности, базирующегося в свою очередь на системе ценностей, принимающих форму мотивов самообразования. Учащимся предлагаются вопросы с вариантами ответов, степень согласия с которыми они оценивают. В каждой ситуации необходимо выбрать один вариант действия. Количество выборов, сделанных учащимися по каждому варианту действий, подсчитывается, а полученные результаты представляются в процентном отношении к общему числу учащихся.

При изучении деятельностного компонента готовности мы, наряду с получаемыми статистическими результатами, выявляем средний индекс сформированное™ умений. Несмотря на то, что данный индекс является косвенным показателем, он позволяет судить о сформированное™ тех или иных умений, образующих содержание деятельностного компонента готовности учащихся к самообразовательной деятельности. Анализ результатов показывает, что 10,53 % учащихся уверены, что могут организовать познавательную самообразовательную деятельность на уроке и дома, 47,37 % - думают, что умеют, 28,95 % - затрудняются ответить на данный вопрос, 13,16 % - думают, что не умеют, 0,00 % - уверены, что не могут. Средний индекс сформированное™ умения организовать познавательную самообразовательную деятельность на уроке и дома равен 0,28. 5,26 % учащихся всегда пользуются дополнительной литературой при подготовке домашнего задания, 47,37 % - пользуются иногда, 18,42 % - иногда пользуются, иногда не пользуются, 23,68 % - обычно не пользуются, 5,26 % -никогда не пользуются. Средний индекс сформированное™ умения пользоваться дополнительной литературой равен 0,12. 21,05 % учащихся уверены, что умеют адекватно оценить уровень полученных ими знаний, 26,32 % -думают, что умеют, 42,11 % затруднились ответить на данный вопрос, 10,53 % - думают, что не умеют, 0,00 % - уверены, что не умеют. Средний индекс сформированное™ умения оценить уровень своих знаний равен 0,29. 18,42 % учащихся уверены, что им очень нравится готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по какому-либо предмету, 36,84 % думают, что им, пожалуй, это нравится, 13,16 % - затруднились ответить на данный вопрос, 28,95 % думают, что им, пожалуй, это не нравится, 2,63 % уверены, что им это совершенно не нравится. Средний индекс сформированное™ умения готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по какому-либо предмету равен 0,20. 15,79 % учащихся всегда посещают внеурочные занятия по какому-либо предмету, 39,47 % - посещают иногда, 13,16 % - иногда посещают, иногда нет, 21,05 % - обычно не посещают, 10,53 % - никогда не посещают. Сред-

ний индекс посещаемости внеурочных занятий по какому-либо предмету равен 0,14. 7,89 % учащихся очень нравятся уроки иностранного языка, 39,47 % думают, что им, пожалуй, нравятся уроки иностранного языка, 42,11 % затруднились ответить на данный вопрос, 10,53 % думают, что им, пожалуй, не нравятся уроки иностранного языка, 0,00 % уверены, что им совершенно не нравятся уроки иностранного языка. Средний индекс уверенности равен 0,22. 7,89 % учащихся посещают дополнительные занятия по иностранному языку, 13,16 % - посещают иногда, 13,16 % - иногда посещают, иногда не посещают, 36,84 % - обычно не посещают, 28,95 % -никогда не посещают. Средний индекс посещаемости дополнительных занятий по иностранному языку равен - 0,33. 0,00 % учащихся всегда читают дополнительную литературу по иностранному языку, 34,21 % - иногда читают, 5,26 % - иногда читают, иногда не читают, 36,84 % - обычно не читают, 23,68 % - никогда не читают. Средний индекс сформированное™ умения пользоваться дополнительной литературой по иностранному языку равен -0,25. 7,89 % учащихся умеют составлять последовательный план работы над текстом, 34,21 % - думают, что умеют, 28,95 % затруднились ответить на данный вопрос, 18,42 % думают, что не умеют, 10,53 % - не умеют. Средний индекс сформированное™ умения составлять последовательный план работы над текстом равен 0,05. 2,63 % учащихся очень нравится готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по иностранному языку, 28,95 % - думают, что им, пожалуй, это нравится, 28,95 % - затруднились ответить на данный вопрос, 21,05 % - думают, что им, пожалуй, это не нравится, 18,42 % - уверены, что им это совершенно не нравится. Средний индекс сформированное™ умения готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по иностранному языку (I) = -0,12. 15,79 % учащихся сами изъявляют желание подготовить дополнительный материал по интересной теме, 18,42 % -по требованию учителя, но чаще сами, 28,95 % - по требованию учителя, реже сами, 36,84 % - по требованию учителя, без желания учащихся. 23,68 % учащихся предпочитают самостоятельно выбрать тему и подобрать нужную литературу при подготовке к докладу, реферату, сообщению, 52,63 % -чтобы учитель дал тему, а литературу подобрать самостоятельно, 21,05 % -чтобы учитель дал тему и литературу, 2,63 % - чтобы учитель полностью руководил работой. 7,89 % учащихся посещают дополнительные занятия и мероприятия по иностранному языку потому, что иностранный язык - их любимый предмет, 18,42 % - потому, что требует учитель, но чаще сами, 31,58 % - требует учитель, реже сами, 42,11 % - потому, что этого требует учитель. 2,63 % учащихся изучают дополнительную литературу по теме при подготовке к уроку иностранного языка, 13,16 % - с интересом прочитывают материал, 57,89 % - заучивают заданный материал, 26,32 % - прочитывают заданный материал один раз. 18,42 % учащихся больше всего нравится самостоятельная работа над текстом, 26,32 % - коллективная работа, 36,84 % - обсуждение текста с товарищем, 18,42 % - подробный разбор

текста вместе с учителем. 0,00 % учащихся любят выполнять трудные, требующие дополнительных поисков решения задания по иностранному языку, 5,26 % - с усложнённым заданием, 55,26 % - не очень трудные, 39,47 % - лёгкие. Для 18,42 % учащихся наиболее важным в процессе работы над текстом является самостоятельность при выполнении задания, для 13,16 % - необычный (рациональный) способ выполнения задания, для 39,47 % - количество выполненной работы, для 8,95 % - быстрота и лёгкость в выполнении. Положительные значения среднего индекса сформированное™ умения оценить уровень своих знаний (0,29), сформированное™ умения организовать познавательную деятельность на уроке и дома (0,28) указывают на то, что учащиеся имеют представление об этих умениях, однако, невысокие показатели индексов сформированное™ этих умений показывают, что более половины учащихся ответили на вопросы неуверенно (думаю, что так), а некоторые вообще испытали трудности при ответе на вопросы (затрудняюсь сказать). Метод понятийного словаря указывает на отсутствие у учащихся теоретических знаний о самообразовании, о методах самообразования и лишь 10,5 % знают о некоторых приёмах самообразования. Относительно невысокие показатели индекса сформированное™ умений и метод понятийного словаря подтверждают наше предположение о несформированности умений оценить уровень своих знаний, организовать познавательную деятельность на уроке и дома. Положительное значение среднего индекса сформированное™ умения готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по какому-либо предмету (0,20) свидетельствует о том, что в целом учащиеся имеют, прежде всего, представления о данном виде самообразовательной деятельности, но не обладают умением готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по какому-либо предмету. Отрицательное значение среднего индекса сформированное™ умения готовить доклады, рефераты, сообщения и т.п. по иностранному языку (-0,12) свидетельствует о несформированности этого умения у учащихся. 65,79 % учащиеся берутся за подготовку доклада, реферата, сообщения, если этого требует учитель, без своего желания. Положительное значение среднего индекса посещаемости внеурочных занятий по какому-либо предмету равно 0,14, а по иностранному языку равно - 0,33. Относительная приближенность среднего индекса посещаемости внеурочных занятий по какому-либо предмету к нулю и отрицательное значение среднего индекса посещаемости внеурочных занятий по иностранному языку показывает на несформированность умения заниматься самообразовательной деятельностью во внеурочное время. 73,69 % учащихся посещают дополнительные занятия и мероприятия потому, что этого требует учитель. Положительное значение среднего индекса сформированное™ умения пользоваться дополнительной литературой при подготовке домашнего задания по какому-либо предмету равно 0,12, а по иностранному языку равно -0,25. Относительная приближенность среднего индекса сфор-

мированности умения пользоваться дополнительной литературой при подготовке домашнего задания по какому-либо предмету и отрицательное значение среднего индекса умения пользоваться дополнительной литературой при подготовке домашнего задания по иностранному языку показывает на несформированность умения пользоваться дополнительной литературой при подготовке домашнего задания. 84,21 % учащихся при подготовке к урокам просто заучивают материал или прочитывают его один раз. Практически нулевое значение среднего индекса сформированное™ умения составлять последовательный план работы над текстом (0,05) свидетельствует о не с формированное™ этого умения у учащихся.

Полученное нами эмпирическое знание о состоянии когнитивного и деятельностного компонентов готовности учащихся к самообразовательной деятельности показывает их несформированность у подавляющего большинства учащихся. Таким образом, выдвигается педагогическая задача, заключающаяся в формировании у учащихся знаний о явлении самообразования в целом, его целях и задачах, методах и приёмах в единстве с развитием у них самообразовательных умений, способности к рефлексии.

Список литературы:

1. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: учебное пособие по спецкурсу. - Куйбышев: КГПИ им. В.В. Куйбышева, 1990. - 84 с.

2. Гутнер Г.Б. Знание как событие и как процесс // Что значит знать? Сборник научных статей. - М.: Центр гуманитарных исследований, 1999. -С. 46-59.

3. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: Изд-во СамГПХ 2002. - 400 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд., стер. -М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА: АККУЛЬТУРАЦИОННЫЙ И ДИАЛОГОВЫЙ ПОДХОДЫ

© Васильева A.A.*

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского государственного технологического университета, г. Нижнекамск

В статье рассматривается проблема поликуньтурного образования, которая приобрела особую актуальность и сложность в России в наши

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.