Научная статья на тему 'Исследование качества обучения в отделении ВПО филиала Дино университета «Дубна»'

Исследование качества обучения в отделении ВПО филиала Дино университета «Дубна» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ФИЛИАЛ ДИНО УНИВЕРСИТЕТА "ДУБНА" / ОТДЕЛЕНИЕ ВПО / СТУДЕНТЫ / ЗАНЯТИЯ / УЧЕБНЫЙ ГОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Е. В., Демчук М. В., Вишнякова Я. В., Коваленко Т. В.

В данной статье представлен результат исследования качества обучения в отделении ВПО филиала ДИНО университета «Дубна». Данное исследование направленно на изучения процента удовлетворенности студентов уровнем получаемых знаний в отделении ВПО филиала ДИНО университета «Дубна» В исследование приняло участие 76 студентов филиала ДИНО университета «Дубна»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Е. В., Демчук М. В., Вишнякова Я. В., Коваленко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование качества обучения в отделении ВПО филиала Дино университета «Дубна»»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 378

Е.В. Денисова, М.В. Демчук, Я.В. Вишнякова, Т.В. Коваленко

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОТДЕЛЕНИИ ВПО ФИЛИАЛА ДИНО УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА»

В данной статье представлен результат исследования качества обучения в отделении ВПО филиала ДИНО университета «Дубна». Данное исследование направленно на изучения процента удовлетворенности студентов уровнем получаемых знаний в отделении ВПО филиала ДИНО университета «Дубна» В исследование приняло участие 76 студентов филиала ДИНО университета «Дубна»

Ключевые слова: исследование, филиал ДИНО университета «Дубна», отделение ВПО, студенты, занятия, учебный год.

Другое

Так посоветовали родители Здесь хорошее обучение по профессии, которая нравится У Вас были преимущества при поступлении После окончания легко найти работу Есть военная кафедра Можно получить высокооплачиваемую профессию Не удалось поступить в другое учебное заведение Работает кто-то из знакомых, родственников Не сложно учиться

Хороший контингент учащихся

Хорошая ресурсная и техническая база (библиотека, компьютеры, лабораторное или производственное оборудование и т.д.)

Высокая репутация, престиж

Он бесплатный, или доступная оплата обучения, или предлагает хорошие условия для получения кредита

Хорошие, квалифицированные преподаватели В нем учились (учатся) родственники, знакомые или их дети Не трудно поступить Он расположен близко к дому Он единственное в вашем населенном пункте

□ 3,95%

□ 10,53%

□ 14,47% _____ 19,74%

1,32%

3,95%

] 2,63%

9,21%

1,32%

5,26%

10,53%

7,89%

21,05%

27,63%

28,95%

10,53%

19,74%

2,63%

63,16%

0,00% 50,00% 100,00%

Рис. 1 Причины выбора студентами филиала ДИНО университета «Дубна»

Данная гистограмма (рис. 1) показывает, что основополагающими факторами выбора учащимися получения высшего образования в филиале ДИНО университета «Дубна» являются:

© Денисова Е.В., Демчук М.В., Вишнякова Я.В., Коваленко Т.В., 2013.

37

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

расположенность филиала близко к дому, что минимизирует затраты на проезд, проживание, питание; так же значимым фактором в выборе обучения в филиале является высококвалифицированные преподаватели; возможность получения бесплатного образования благодаря большему количеству бюджетных мест; преимущество при поступлении, так как ВУЗ предоставляет большое количество целевых мест.

45.0094

40.0094

35.0094

30.0094

25.0094

20.0094

15.0094

10.0094 5,0094 0,0094

■ Прикладная информатика

■ Менеджмент (профиль общий)

■ Менеджмент (профиль Логистика)

■ И нфо р мати ка и в ы ч и сл ител ьная техника

Рис. 2. Распределение опрашиваемых по направлениям обучения

Данная гистограмма (рис.2) отражает, что большинство опрашиваемых студентов обучаются по направлению Менеджмент - 64% опрошенных; Прикладная информатика - 28%; Информатика и вычислительная техника - 6%. Это объясняется тем, что результаты сдачи ЕГЭ по обществознанию выше чем по физике, поэтому выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ обществознание гораздо чаще, чем физику.

■ Обучение полностью бесплатное

■ Обучение полностью платное

Рис. 3. Форма обучения в филиале ДИНО университета «Дубна»

Рисунок 3 показывает, что в филиале ДИНО университета «Дубна» студенты в основном обучаются на бюджете, так как данный ВУЗ выделяет большое количество бюджетных мест, что также позитивно влияет на причину выбора данного ВУЗа.

38

ISSN 2221-7347

Экономика и право

100,00%

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

Да, подавали документы сразу на платную форму обучения

Нет, поступали на бюджетное место, но не прошли по конкурсу

Бюджет

Рис. 4. Подача заявления при поступлении

Из гистограммы, представленной на рисунке 4, видно, что в филиале ДИНО университета «Дубна» 81% студентов при поступлении подавали заявления на бюджетную форму обучения; 6% студентов подавали документы на бюджет, но не прошли по конкурсу и были вынуждены пойти на платную форму обучения; 3% студентов подавали документы сразу на платную форму обучения.

На рисунке 5 видно, что 63% опрошенных студентов занятия в данном учебном году не пропускали, что отражает большое качество преподавания в филиале и позитивно влияет на имидж филиала.

На вопрос: «Отмечают ли посещаемость преподаватели филиала ДИНО университета «Дубна»?», студенты ответили следующим образом: 65,79% студентов считают, что преподаватели отмечают посещаемость почти на всех занятиях; 6,58% студентов ответили, что отмечают, но не все преподаватели; 1,32% студентов ответили, что посещаемость отмечают только отдельные преподаватели; 1,32% опрошенных студентов ответили, что преподаватели практически не отмечают посещаемость. (Рис. 6)

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

■ Занятия практически не посещаю

■ Посетил(а) не более 25% всех занятий

■ Посетил(а) от 25 до 50% всех занятий

■ Посетил(а) от 50 до 75% всех занятий

■ Достаточно часто посещаю занятия только по отдельным дисциплинам

Занятия практически не пропускаю

Рис. 5. Насколько часто Вы посещали занятия в этом учебном году

39

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

70,00%

60,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

■ Да, отмечают практически на всех занятиях

■ Отмечают, но не все преподаватели

■ Отмечают только отдельные преподаватели

■ Практически не отмечают

Рис. 6. Отмечают ли посещаемость на занятиях в филиале ДИНО университета «Дубна»

На вопрос: «Какие показатели учитываются, как правило, в большинстве дисциплин при вынесении итоговой оценки по курсу?» студенты ответили следующим образом: 86,84% студентов считают, что влияет активность на занятиях (семинарах), ответы на вопросы преподавателя, решение задач; 77,63% студентов считают, что влияет посещаемость; 63,16 % студентов считают, что влияют результаты промежуточных контрольных работ, тестов, коллоквиумов; 60,53% - результаты итогового экзамена по курсу; 53,95% студентов считают, что влияют доклады и выступление на занятиях; 22, 37% студентов считают, что влияют результаты практики, лабораторных и др. практических работ; 21,05% студентов считают, что влияет оценка за реферат, эссе, и т.п. письменную домашнюю работу. (Рис.7)

Рис. 7. Показатели, влияющие на вынесение итоговой оценки

На вопрос: «Какой литературой Вы обычно пользуетесь для подготовки к занятиям студенты»? ответили следующим образом: 43,43% опрошенных студентов в основном читают учебники и конспекты лекций; 23,68% пользуются только конспектами лекций; 13,16% к занятиям практически не готовятся; 13,16% самостоятельно находят дополнительную литературу по предметам; 9,21% читают только обязательную литературу; 3,95% читают рекомендованную дополнительную литературу по большинству предметов; 1,32% читают дополнительную рекомендованную преподавателем литературу по 1-3 предметам. (рис. 8)

40

ISSN 2221-7347

Экономика и право

■ К занятиям практически не готовл юсь

■ Пользуюсь только конспектами лекций

■ В основном читаю учебники и конспекты лекций

■ Читаю только обязательную литературу

■ Читаю дополнительную рекомендованную преподавателем литературу по 1-3 предметам

Рис. 8. Выбор литературы для подготовки к занятиям

Рис. 9. Что Вам приходилось делать в этом году в филиале

На вопрос: «Что Вам приходилось делать в этом году в филиале?» студенты ответили следующим образом: 38,16% опрошенных студентов ксерокопировали лекции, конспекты других учащихся; 35,53% скачивали из Интернета рефераты, эссе, курсовые работы, сочинения и т.п.; 34,21% пользовались опубликованными ответами на экзаменационные вопросы, билеты, сочинениями, шпаргалками и т.п.; 26,32% ничем не пользовались; 17,11% пользовались на экзаменах материалами по предмету, скачанными в мобильный телефон; 13,16% пользовались рефератами, эссе, домашними заданиями и т.д., выполненными учащимися данного учебного заведения в предыдущие годы; 13,16% пользовались на экзаменах шпаргалками других учащихся; 5,26% платили за выполнение курсовых, дипломных работ, рефератов и т.д. (или покупать готовые работы).

На вопрос: «Как, скорее всего, поступит большинство преподавателей Вашего ВУЗа, если обнаружит на экзамене или на зачете, что студент списывает?», студенты ответили следующим образом: 38,16% ответили, что на большинстве экзаменов и зачетов списывать невозможно; 22,37% ответили, что преподаватели ограничатся строгим замечанием; 19,74% ответили, что снизят итоговую оценку на определенное число баллов; 14,47% ответили, что преподаватели сразу поставят неудовлетворительную оценку; 13,16% ответили, что преподаватели разрешают пользоваться учебными материалами во время зачета; 10,53% ответили, что преподаватели ничего не предпримут. (Рис. 10)

41

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

■ Снизят итоговую оценку на определенное число баллов

■ Ограничатся строгим замечанием

■ Преподаватели разрешают пользоваться учебными материалами во время зачета

■ Срезу поставят неудовлетворительную оценку

■ На бол ьш и нстае экзаме нов и зан етов списывать невозможно

■ Н ич в го н в п редп римут

Рис. 10. Что будет делать преподаватель на экзамене (зачете)

■ Снизят итоговую оценку на оп ре-де/генное- число балл db

■ Ограничатся строгим замечанием

■ Поставит неудовлетворительную оценку и заставят переделать

■ Подадут документы на отчисление студента

■ Ничего не предпримут

Рис. 11. Плагиат в студенческой работе

На вопрос: «Как, скорее всего, поступит большинство преподавателей вашего ВУЗа, если обнаружит в сданной студенческой письменное работе наличие явного плагиата?» студенты ответили следующим образом: 60,53% опрошенных студентов считаю, что преподаватели поставят неудовлетворительную оценку и заставят переделать; 31,58% опрошенных студентов считаю, что преподаватели снизят итоговую оценку на определенное число баллов; 15,79% опрошенных студентов считаю, что преподаватели ограничатся строгим замечанием; 2,63% опрошенных студентов считаю, что преподаватели ничего не предпримут; 1,32% опрошенных студентов считаю, что преподаватели подадут документы на отчисление студента.

На вопрос: «Участвовали ли вы в текущем или прошедшем учебном году в научной работе в Вашем учебном заведении или в другой организации? Если да, то, в каких формах?» студенты ответили следующим образом: 59,21% опрошенных студентов не участвовали в научной работе; 25% опрошенных студентов выступали на конференции (в том числе студенческой), научном семинаре; 11,84% опрошенных студентов посещали научные семинары, кружки и другие научные мероприятия; 10,52% опрошенных студентов участвовали в научных проектах лабораторий, клубов, кружков и т.д. на безвозмездной основе; 7,89% опрошенных студентов участвовали в конкурсе научных студенческих работ; 7,89% опрошенных студентов публиковали

42

ISSN 2221-7347

Экономика и право

результаты своих исследований (в том числе в студенческих сборниках); 5,26% опрошенных студентов участвовали в научных проектах лабораторий, центров и т.д. по договору, в рамках гранта и т.д.; 2,63% опрошенных студентов участвовали в олимпиадах.

■ Не участвовали

■ Участвовали в научных про-актах лабораторий, центров и т.д. по договору., в рамках гранта и т.д.

■ Участвовали в научных проектах ла&ораторий., клубов, кружков и т.д. на бе в возмездной ос иске

■ Посещали научные семинары, кружки и другие нэучныемероприлтил

■ Выступали на конференции (втомчисле студенческой), научном семи паре

■ Участвовали в конкурсе научных студе нческих работ

■ Публиковали результаты своих исследований (втомчисле в студенческих сборниках)

■ Олимпиады

Рис. 12. Участие в научной работе

На вопрос: «Если Вы не участвовали в научной работе ни в каких формах, то по каким причинам?» студенты ответили следующим образом: 28,95% опрошенных студентов не участвуют в научной работе из-за нехватки свободного времени, так как много времени занимает обучение; 23,68% опрошенных студентов не участвуют в научной работе, так как нет интереса к научной работе; 17,11% опрошенных студентов не занимаются научной работе из-за нехватки свободного времени, так как я совмещают учебу с работой; 11,84% опрошенных студентов не занимаются научной работы из-за нехватки знаний и навыков; 9,21% опрошенных студентов не занимаются научной работе потому что не хватает информации: я не знаю, как начать научную деятельность; 7,89% опрошенных студентов не занимаются научной работе по иной причине; 6,58% опрошенных студентов не занимаются научной работе так как нет подразделений (лабораторий, центров, клубов, кружков), где я мог бы вести научную работу; 2,63% опрошенных студентов не занимаются научной работе так как считают, что участие в научной деятельности не пригодится мне в будущей работе; 1,32% опрошенных студентов не занимаются научной работе, так как в такие подразделения (лабораториях, центрах и т.д.) не берут на работу студентов. (Рис. 13)

Рис. 13. Почему студенты не участвовали в научной работе

43

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

На вопрос: «Занимаетесь ли Вы в настоящее время в каких-либо секциях или на курсах, помимо обучения в данном учебном заведении?» студенты ответили следующим обра-зом:40,79% опрошенных не занимаются ни в каких секциях и кружках; 31,58% опрошенных занимаются в спортивных секциях, фитнес-клубах и т.п.; 13,16% опрошенных занимаются в музыкальных, танцевальных, художественных, театральных школах, кружках и т.п.; 10,53% опрошенных занимаются любительскими занятиями, домоводством, автокурсами, и т.д.; 5,26% опрошенных студентов занимаются на курсах иностранных языков; 2,63% опрошенных студентов занимаются на профессиональных курсах (обучение на бухгалтера, секретаря-референта, парикмахера и т.п.); 1,32% опрошенных занимаются на компьютерных курсах. (Рис. 14)

На вопрос: «Скажите, пожалуйста, если бы на оплату Вашего образования потребовалась значительная сумма денег, как бы Ваша семья, скорее всего, поступила?» студенты ответили следующим образом: 46,05 % опрошенных затруднились ответить; 26,32% опрошенных оплатили бы самостоятельно, у них достаточно средств; 9,21% орошенных отказались бы от обучения, которое не могут оплатить самостоятельно; 6,58% опрошенных продали бы дачу, автомобиль, ценные вещи и т.п.; 5,26% опрошенных взяли бы деньги в долг у знакомых и родственников; 2,63% опрошенных взяли бы специальный образовательный кредит; 1,32% опрошенных

44

ISSN 2221-7347

Экономика и право

взяли бы долгосрочную ссуду на своем предприятии или взяли бы в банке обычный, а не специальный образовательный кредит. (рис. 15)

■ Есть компьютер в моем (его) личном пользовании

■ Есть компьютер, которым Вы (он) пользуетесь(-ся) вместе в другими (детьми, членами семьи)

■ Нет

Рис. 16. Наличие компьютера

На вопрос: «Если ли у Вас в пользовании компьютер?» студенты ответили следующим образом: 80,26% опрошенных студентов имеют свой личный компьютер; 17,11% опрошенных студентов имеют компьютер, которым они пользуются совместно с другими членами семьи; 2,63% опрошенных студентов не имеют компьютера.

Статья поступила в редакцию 07.06.2013.

ДЕНИСОВА Екатерина Валерьевна - ассистент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления филиал ДИНО университета «Дубна».

ДЕМЧУК Мария Васильевна - студент, направления «Менеджмент», филиала ДИНО университета «Дубна».

ВИШНЯКОВА Яна Вячеславовна - студент, направления «Менеджмент», филиала ДИНО университета «Дубна».

КОВАЛЕНКО Татьяна Владимировна - студент, направления «Менеджмент», филиала ДИНО университета «Дубна».

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.