Научная статья на тему 'Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов'

Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / АНКЕТА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВЫБОРКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюба Сергей Федорович, Нескоромный Владимир Николаевич, Назаренко Максим Анатольевич

В статье изложены результаты первого этапа исследования мотивационного потенциала студентов Международного университета «Дубна» и филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне на основе метода изучения уровня мотивации Хэкмана–Олдхэма, адаптированного к образовательному процессу, а также анализируется динамика изменения мотивационного потенциала студентов различных курсов и основные мотивационные факторы, оказывающие положительное воздействие на студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTIVATIONAL POTENTIAL OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION’S STUDENTS

The article describes the results of the study first phase of the International University «Dubna» and Dubna branch of Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation students’ motivational potential on the basis of the motivation Hackman-Oldham study, adapted to the educational process, as well as analyzes the dynamics of change in the motivational potential of various courses students and the main motivational factors that have a positive impact on students.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов»

16. ЭКОНОМИКА ТРУДА

16.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Дзюба Сергей Федорович, кандидат экономических наук, декан факультета экономики и управления.

Место работы: Международный университет

природы, общества и человека «Дубна»

feu@uni-dubna. ru

Нескоромный Владимир Николаевич, кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры высшей математики и естественнонаучных дисциплин.

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный технический университет

радиотехники, электроники и автоматики», филиал.

mirea.dubna@mail.ru

Назаренко Максим Анатольевич, кандидат физикоматематических наук, директор филиала, заведующий кафедрой высшей математики и естественнонаучных дисциплин.

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный технический университет

радиотехники, электроники и автоматики», филиал.

maxim.nazarenko@jinr.ru

Аннотация: в статье изложены результаты первого этапа исследования мотивационного потенциала студентов Международного университета «Дубна» и филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне на основе метода изучения уровня мотивации Хэкмана-Олдхэма, адаптированного к образовательному процессу, а также анализируется динамика изменения мотивационного потенциала студентов различных курсов и основные мотивационные факторы, оказывающие положительное воздействие на студентов.

Ключевые слова: мотивационный потенциал, факторы влияния, анкета, обратная связь, личностные результаты, выборка.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTIVATIONAL POTENTIAL OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION’S STUDENTS

Dzuba Sergey Fedorovich, Candidate of economics, Dean of Economics and Management department.

Place of employment: Dubna International University.

feu@uni-dubna.ru

Neskoromny Vladimir Nikolaevich, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate professor of the Higher mathematics and Natural science disciplines Chair of Dubna branch.

Place of employment: Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation.

mirea.dubna@mail.ru Nazarenko Maksim Anatoljevich, Candidate of Physicaland Mathematical Sciences, Dubna branch manager of Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation, head of the Higher mathematics and Natural science disciplines Chair.

Place of employment: Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation.

maxim.nazarenko@jinr.ru

Annotation: the article describes the results of the study first phase of the International University «Dubna» and Dubna branch of Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation students’ motivational potential on the basis of the motivation Hackman-Oldham study, adapted to the educational process, as well as analyzes the dynamics of change in the motivational potential of various courses students and the main motivational factors that have a positive impact on students.

Keywords: motivational potential, influence factors, the questionnaire, feedback, personal results, sampling.

Эффективность деятельности любой организации зависит, в частности, от того, насколько полно она использует имеющийся потенциал своих основных ресурсов: материальных, финансовых и трудовых. Потенциал трудовых ресурсов - это, прежде всего, сотрудники организации, непосредственная

деятельность которых направлена на достижение ее главной цели. При управлении трудовыми

человеческими ресурсами важную роль играет

использование мотивационного потенциала,

исследование которого имеет более чем

четырехтысячелетнюю историю и продолжает активно обсуждаться в современной научной литературе.

Наиболее действенным сегодня представляется обеспечение функционирования такого механизма формирования мотивационного потенциала, который способствует повышению эффективности

управления1, а более общем случае - повышению эффективности самомаркетинга основного субъекта организации. В пределах этой системы также развивается методика измерения мотивационных нормативов, которые в наибольшей степени отражают специфику промышленных предприятий2. Однако в современных условиях в качестве производимой продукции или предоставляемой услуги описывается и система образования, включая систему высшего профессионального образования. При этом наибольший акцент исследователи переносят на обеспечение качества образования, то есть качества предоставляемых образовательных услуг, а также мотивации студентов, с одной стороны, получать эти образовательные услуги, а с другой стороны -получать именно качественное образование. Здесь уместна следующая цитата, взятая из статьи В.В. Путина: «... мы испытываем серьезные проблемы с качеством образования. По всей видимости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное - мотивация людей.»3.

1 Старкова Е.Ю. Механизм формирования мотивационного потенциала как фактор эффективного управления человеческими ресурсами // Креативная экономика. 2011. № 11. С. 61-65.

2 Мюллер Е.В., Гагаринский А.В. Формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников промышленных предприятий на основе компетентностного подхода // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 149-155.

3 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда.13 февраля 2012. № 20-п (25833-п). С.

8.

Таким образом, разработка и внедрение системы трудовой мотивации учащейся молодежи, которая бы дала возможность в полной мере использовать существующую ценностно-мотивационную структуру общества и повысить качество образовательного процесса, представляется совершенно необходимой. Именно такой анализ целостно-мотивационной структуры и ее «факторов влияния» во взаимосвязи с проблемой трудовой мотивации представляется сегодня наиболее актуальным.

На примере анкетирования студентов Международного университета «Дубна» и филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне была разработана методика подсчета мотивационного потенциала как показателя качества образовательного процесса и заинтересованности студентов в учебе. Результаты, касающиеся только Международного университета «Дубна», опубликованы в работах4. При проведении исследований уровня мотивации студентов за основу был взят метод Р. Хекмана и Г. Олдхэма «Характеристики работы и формирование рабочих заданий», адаптированный к образовательному процессу . Указанный метод исследует взаимосвязи между отдельными характеристиками учебы и мотивацией студентов предполагает, что определенные характеристики процесса учебы (разнообразие учебы, однозначность учебного задания, значимость обучения в данном ВУЗе, автономность и обратная связь учебного процесса) способствуют возникновению определенного психологического состояния (испытанная значимость учебы, чувство ответственности за результаты учебы, понимание результатов учебной деятельности), которое приводит к улучшению личностных результатов учебы (см. рис. 1).

Ключевые характеристики учебного места Критические ПС ихоло гич ескиесостоя н ИЯ Л и ч ностн ые резул ьтаты учебы

1. Разнообразие учебы 2. Однозначность учебного I ^ Испытанная значимость и задания ' осмысленность учебы 3. Значимость обучения Чувство ответственности за 4. Автономность I результаты учебы ' * Понимание результатов 5. Обратная связь |—►учебной деятельности Высокая внутренняя мотивация к учебе Качественная учеба Высокий уровень удовлетворенности Низкий уровень *отчисления студентов и высокая учебная дисциплина

~ ~ ‘ студентов в профессиональном росте

Рис. 1. Модель трудовых мотиваций в соответствии с характеристиками учебы Приведенная модель мотивации была положена в основу разработки анкеты исследования студентов, вопросы которой позволяют получить количественные данные для каждой из пяти характеристик учебного процесса по семибалльной системе. Затем данные опроса были использованы для расчета мотивационного потенциала (МП) по формуле 1:

4 Лифшиц Е.А. Анализ уровня мотивации обучающихся в вузах // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012. № 2. С. 299307; Лифшиц Е.А. Исследование мотивационного потенциала студентов для совершенствования процесса обучения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 49; Петров А.Е., Лифшиц Е.А. Системный анализ мотивации студентов в интересах совершенствования процесса обучения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2012. № 8. С. 32-43.

5 Hackman J. Richard and Oldham Greg R. Motivation Through the Design

of Work: Test of a Theory // Organizational Behavior and Human Performance. Vol. 16, 1976. Р. 250-279.

МП = 3 х(РУ + ОУЗ + ЗО)х А X ОС, (1)

где РУ - разнообразие учебы;

ОУЗ - однозначность учебного задания;

ЗО - значимость обучения;

А - автономность учебного процесса для студентов;

ОС - обратная связь.

Методика анализа МП была применена в практических исследованиях учебного процесса в 2008-2011 гг., анализ результатов по различным курсам представлен на рисунке 2 и достаточно убедительно показывает схожесть тенденций, наблюдаемых из года в год.

I рафик (гшненпя средних мотивационных потенциалов студентов в 2008- 2011 гг

^^“средняя за 2008-2011 гг 2011 ноябрь

2010 ноябрь

2010 апрель

2009 ноябрь

2009 апрель

2008 март

1 2 3 4 5

курсы

Рис. 2. Графики изменения средних мотивационных

потенциалов студентов различных курсов в исследованиях 2008-2011 гг.

На графике явно прослеживается, во-первых, тенденция снижения среднего уровня мотивации от первого курса к пятому на протяжении всех лет исследования. Эту потерю интереса к учебе можно объяснить ее рутинностью, повторяемостью процессов из года в год, непониманием сути и значения учебы, ограничением самостоятельности студентов, слабым пониманием своих результатов и успехов. Это отражается на количественных характеристиках учебного процесса, как показано на столбчатой диаграмме рисунка 3, где все характеристики у студентов первого курса выше, чем у пятикурсников. Вполне закономерным будет предположить, что первокурсники опираются на свои идеальные представления об учебе и будущей профессии, которые при столкновении с реальностью подвергаются трансформации по мере перехода на старшие курсы.

Среднее значенне характеристик учебы студентов с 1 по 5 курсы з;а 2008-2011 гг

■ 1 курс

■ 2 курс

■ 3 курс

■ 4 курс

« . ■ 5 курс

разноооразие целостность в ажностъ автономность оор а тная связь •1

хар актер пс тики учебы

Рис. 3. Столбчатая диаграмма изменения средних показателей характеристик учебы студентов различных курсов в 2008-2011 гг.

Во-вторых, на рисунке 2 можно заметить эффект «скачка»: мотивация понижается к старшим курсам, но неизменно подпрыгивает перед последним курсом (обычно на третьем или четвертом). Данный эффект повышения заинтересованности можно объяснить введением специализации на этих курсах, и, кроме того, студенты к этому времени начинают осознавать суть своей специальности, у них появляется интерес к профессиональной деятельности.

Итогом четырехлетнего исследования является выведенный средний мотивационный потенциал студентов, который в среднем составляет 79,77 баллов. Эта величина может рассматриваться как один из показателей качества обучения студентов наряду с традиционными результатами тестирования.

В маркетинговом исследовании 2009-2011 гг. студентам были предложено оценить различные факторы, которые, по мнению исследователей, оказывают наибольшее воздействие на мотивационный потенциал учащихся. Полученные данные свидетельствуют о предпочтениях студентов, что может оказать существенную помощь при повышении их мотивационного потенциала; выделенные факторы мотивации необходимо использовать в первую очередь для повышения мотивационного потенциала студентов. Во-первых, студенты мало внимания уделяют внешней обстановке и факторам. Их не беспокоят экономические и политические изменения на рынке: эти факторы в настоящее время не оказывают существенного влияния на величину уровня мотивации учащихся. Значительную роль в повышении мотивационного потенциала учащихся играют внутренние факторы (личности и ВУЗа). Во-вторых, в данной ситуации наблюдается незначительное изменение предпочтений в выборе факторов студентами различных курсов. Этот факт легко объяснить с помощью нестадийной теорий развития личности Арджириса, которая утверждает, что «... от детства к зрелости значимость ... параметров для человека постепенно изменяется»6. Наглядно это продемонстрировано в таблице 1 на примере студентов 1 и 5 курсов.

Таблица 1

Наиболее предпочтительные мотивационные факторы

6 Лифшиц Е.А. Исследование мотивационного потенциала студентов для совершенствования процесса обучения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 135.

определяется балансом устанавливающихся в этой движущей системе сил. В зависимости от доминирующих потребностей и мотивов у человека может быть сразу несколько направленностей интересов. Как представляется, у студентов именно профессиональная направленность может служить основой в структуре общего развития потенциала личности для совершенствования процесса обучения. Также можно предположить, что единые требования к студентам, наследуемые каждым новым годом набора на соответствующем курсе, выраженные в форме условий контроля, являются стабилизирующим фактором сохранения и повышения мотивации студентов в современном вузе7. В этом смысле преподавателю как посреднику между личностным миром студента и его профессиональным становлением важно иметь представление о

жизненных целях и ценностных предпочтениях

будущих специалистов, чтобы создать соответствующие условия для их совершенствования и развития.

На сегодняшний день в науке пока еще не выработаны единые концептуальные основы,

позволяющие интегрировать положения теорий

мотивации в логически взаимосвязанную, целостную систему научных знаний о принципах и способах управления трудовым поведением, обеспечивающих максимальное использование потенциала работников.

Список литературы:

1. Лифшиц Е.А. Анализ уровня мотивации обучающихся в

вузах // Научно-технические ведомости Санкт-

Петербургского государственного политехнического университета. 2012. № 2. С. 299-307.

2. Лифшиц Е.А. Исследование мотивационного

потенциала студентов для совершенствования процесса обучения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 49.

3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. 691 с.

4. Мюллер Е.В., Гагаринский А.В. Формирование системы

мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников промышленных предприятий на основе

компетентностного подхода // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 149-155.

5. Назаренко М.А. Научно-практические конференции как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дополнительный фактор мотивации студентов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. (приложение «Педагогические науки»). С. 39 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:

http://online.rae.rU/1207.

6. Петров А.Е., Лифшиц Е.А. Системный анализ мотивации студентов в интересах совершенствования процесса обучения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2012. № 8. С. 32-43.

7. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда.13 февраля 2012. № 20-п (25833-п). С. 1-8.

8. Старкова Е.Ю. Механизм формирования мотивационного потенциала как фактор эффективного

7 Назаренко М.А. Научно-практические конференции как дополнительный фактор мотивации студентов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. (приложение «Педагогические науки»). С. 39 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://online.rae.ru/l207.

студентов 1 и 5 курсов

Востребованные факторы (доля) 1 курс Востребованные факторы (доля) 5 курс

Наиболее интересные виды учебного процесса

Игровые ситуации - 0,51 Творческая работа - 0,47 Спортивные мероприятия - 0,42 Запись лекций - 0,36 Контрольные работы - 0,3 Тренинги - 0,29 Игровые ситуации - 0,49 Творческая работа - 0,46 Тренинги - 0,37 Медиа-сопровождение занятий -0,36 Ситуационные задачи - 0,35

Задействованные навыки и способности

Логическое мышление - 0,69 Накопленный опыт и знания - 0,67 Навыки самостоятельной работы - 0,52 Коммуникабельность - 0,43 Накопленный опыт и знания - 0,73 Логическое мышление - 0,7 Навыки самостоятельной работы - 0,53 Коммуникабельность - 0,48

Меры, делающие учебу определеннее

Тесная связь преподавателей и студентов - 0,51 Интегрирование учебного и практического процессов - 0,38 Самостоятельный выбор студентами дополнительных предметов - 0,37 Практические занятия с участием фирм-работодателей и экскурсии на эти фирмы - 0,33 Интегрирование учебного и практического процессов - 0,45 Тесная связь преподавателей и студентов - 0,44 Практические занятия с участием фирм-работодателей и экскурсии на эти фирмы - 0,43 Самостоятельный выбор студентами дополнительных предметов - 0,41

Полученные предварительные выводы позволяют заключить, что мотивационная сфера человека находится в постоянном движении и развитии. Направленность поведения человека в каждый момент

управления человеческими ресурсами // Креативная экономика. 2011. № 11. С. 61-65.

9. Hackman J. Richard and Oldham Greg R. Motivation Through the Design of Work: Test of a Theory // Organizational Behavior and Human Performance. Vol. 16, 1976. 656 p.

Reference list:

1. Lifshits E.A. Analysis of motivation's level of students in institutions of higher education // Scientific and technical bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. 2012. № 2. P. 299-307.

2. Lifshits E.A. Students' motivational potential research for perfection of the training process // Contemporary problems of science and education. 2012. № 4. P. 49.

3. Lutens F. Organizational behavior. M.: INFRA-M, 1999. 691 p.

4. Muller E.V., Gagarinskij A.V. Formation of motivation's system and stimulation of labour activity of industrial enterprises' workers on the base of competence approach // Bulletin of Volga Region State University of Service. Economic series. 2012. № 22. P. 149-155.

5. Nazarenko M.A. Theoretical and practical conferences as

subsidiary factor of students' motivation // Contemporary problems of science and education. 2012. № 6. (Appendix «Pedagogical sciences»). P. 39 / URL:

http://online.rae.ru/1207.

6. Petrov A.E., Lifshits E.A. System analysis of students' motivation in the interests of development of educational process // Stable innovative development: projection and management. 2012. № 8. P. 32-43.

7. Putin V.V. Formation of justice. Social politics for Russia // Komsomol truth. 13 february 2012. № 20-п (25833-п). P. 1-8.

8. Starikova E.J. The mechanism of motivational potential's formation as factor of effective management of human resources // Creative economics. 2011. № 11. P. 61-65.

9. Hackman J. Richard and Oldham Greg R. Motivation Through the Design of Work: Test of a Theory // Organizational Behavior and Human Performance. Vol. 16, 1976. 656 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью С. Ф. Дзюбы, В. Н. Нескоромного, М. А.

Назаренко «Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов»

В коллективной статье С. Ф. Дзюбы, В. Н. Нескоромного, М. А. Назаренко рассматривается система, разработанная авторами, для повышения мотивационного потенциала студентов вузов. Исследователи справедливо полагают, что использование человеческих ресурсов в любой организации тесно взаимосвязано с мотивационным потенциалом, а если говорить об образовательном учреждении, то это связано с дополнительной мотивацией студентов, направленной на получение ими качественного образования.

Исследователи полагают, что необходимо разработать и внедрить систему трудовой мотивации учащихся. С этой целью авторами была создана методика подсчета мотивационного потенциала студентов (на базе метода Хекмана и Олдхема), и была проведена ее апробация с целью изучения проработанности проблемы.

Статья имеет исследовательский характер и написана хорошим научным языком, что позволяет автору обеспечить баланс между доступностью изложения и уровнем представления научно-методических вопросов.Название статьи соответствует ее содержанию.

Изложение статьи и выводы хорошо аргументированы, имеется несколько ссылок на использованную литературу и другие информационные источники.

Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в издании, внесенном в список ВАК.

Научный отдел Международного интеграционного института системного проектирования (МИИСП), д.пед.н.,

Аринушкина А. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.