Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование выбора ВУЗа и направления обучения'

Маркетинговое исследование выбора ВУЗа и направления обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ВУЗ / НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ / АБИТУРИЕНТ / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕСТИЖ / RESEARCH UNIVERSITY / FIELD OF STUDY / STUDENT / APPLICANT / SELECTION CRITERIA / HIGHER EDUCATION / PRESTIGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Е.В., Волнухина Е.М., Голощапова М.А., Малина Ю.А.

В данной статье представлен результат исследования выбора ВУЗа и направления обучения. В исследование приняло участие 109 студентов 1 курса высшего образования филиала ДИНО государственного университета «Дубна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research student selection and direction of training

This article presents results of research of the university selection and training areas. The study involved 109 students of 1st year of higher education branch of DINO State University "Dubna".

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование выбора ВУЗа и направления обучения»

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

УДК 330

Е.В. Фадеева , Е.М. Волнухина

& & & A A i

М.А. Голощапова , Ю.А. Малина

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ВУЗА И НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

В данной статье представлен результат исследования выбора ВУЗа и направления обучения. В исследование приняло участие 109 студентов 1 курса высшего образования филиала ДИНО государственного университета «Дубна».

Ключевые слова: исследование, ВУЗ, направление обучения, студент, абитуриент, критерии выбора, высшее образование, престиж.

Цель исследования - проанализировать причины, которые оказывают влияние на выбор ВУЗа и направления обучения у абитуриентов.

Объект исследования - студенты 1 курса филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области международный университет природы, общества и человека «Дубна» - Дмитровский институт непрерывного образования.

Предмет исследования - факторы, которыми оперирует учащийся при выборе ВУЗа и направления обучения.

Задачи исследования:

•определить, что служит мотивом получения высшего образования;

•выявить критерии, которыми руководствуются абитуриенты при выборе ВУЗа и направления обучения;

•определить какое воздействие оказывает окружение на выбор ВУЗа и направления обучения абитуриентом;

•определить удовлетворённость выбранным ВУЗом и направлением обучения.

В декабре 2014 года студентами филиала ДИНО государственного университета «Дубна было проведено маркетинговое исследование на тему: «Выбор вуза направления обучения». В качестве основного метода сбора информации был использован метод опроса, а именно - анкетирование. В анкетирование приняло участие 109 студентов 1 курса факультета высшего образования филиала ДИНО государственного университета «Дубна», из них 46 юношей и 63 девушки.

В ходе проведённого исследования обнаружены главные позиции учащихся первого курса относительно получения высшего образования.

© Фадеева Е.В., Волнухина Е.М., Голощапова М.А., Малина Ю.А., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.7

Фадеева Екатерина Валерьевна - аспирант кафедры экономики, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», старший преподаватель филиала ДИНО государственного университета «Дубна».

Волнухина Екатерина Михайловна - студент направления «Государственное и муниципальное управление» филиала ДИНО государственного университета «Дубна».

Голощапова Мария Алексеевна - студент направления «Государственное и муниципальное управление» филиала ДИНО государственного университета «Дубна».

Малина Юлия Александровна - студент направления «Государственное и муниципальное управление» филиала ДИНО государственного университета «Дубна».

59

Новый университет

Экономика и право 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

Рис. 1. Зачем, человек получает высшее образование?

На вопрос «Зачем, по Вашему мнению, человек получает высшее образование?» студенты ответили следующим образом (рис.1):

•это залог его материального благополучия - 35,89% опрошенных;

•это повышает интеллектуальный уровень - 21,79% опрошенных;

•это повышает социальный статус человека - 23% опрошенных;

•это основа воспитания человека - 7,69% опрошенных;

•это интересно само по себе - 6,41% опрошенных;

•это престижно (можно) - 5,13% опрошенных.

Что касается желаемого и фактического места учебы, то 70,97% от числа опрошенных поступили в тот ВУЗ и на то направление, по которой хотели учиться, а 34,21% желали поступить в другой ВУЗ и на другое направление.

Рис. 2. Как Вы готовились к поступлению в ВУЗ

Изначально 50% респондентов планировали поступать только на бюджетное отделение ВУЗа, 27,1% изначально поступали на платное отделение, 15,79% были готовы к любой форме обучения.

Большинство из опрошенных студентов самостоятельно готовились к поступлению в ВУЗ - 41,46%, занимались с репетитором - 29,26%, посещали подготовительные курсы при вузах - 21,95% (рисунок 2).

При проведение опроса было выявлено, что главным источников информации, которым руководствуются абитуриенты при выборе ВУЗа это Интернет - 55,81% опрошенных (рис. 3).

60

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

Рис. 3. Источники информации при выборе ВУЗа

Рис. 4. Критерии выбора ВУЗа

При проведение исследования удалось выявить шесть основных критериев, которыми руководствовались абитуриенты при выборе ВУЗа (рис. 4): близость ВУЗа к дому (15,89%), наличие интересного направления обучения (15,89%), стоимость обучения (11,92%), мнение родителей (11,26%), престижность (известность) ВУЗа (9,27%), перечень вступительных экзаменов (9,27%).

Что касается желаемого и фактического места учёбы, то 78,94% от числа опрошенных поступили в тот ВУЗ и на то направление, по которой желали пройти обучение, а 21,06% планировали поступать на другое направление и в другой ВУЗ. В ходе проведённого исследования были выявлены критерии, которые использовали абитуриенты при выборе направления обучения: востребованность направления обучения (23,71%), интерес к направлению обучения (22,68%), личное желание абитуриента (20,62%), желание родителей (8,25%), популярность направления обучения (8,2%), престижность направления обучения (7,22%), рекомендации друзей и знакомых (6,19%), сложность обучения в ВУЗе (3,09%).

61

Новый университет

Экономика и право 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

Рис. 5. Критерии выбора направления обучения

По результатам исследования было выявлено, что большинство респондентов после окончания ВУЗа планируют открыть своё дело (40%), у многих другие планы на жизнь (14%), небольшой процент студентов планируют посвятить себя дому и семье, продолжить образование (10%), уехать за границу учиться или работать (10%), заняться научно - исследовательской деятельностью (2%), остаться работать в организации, где подрабатывают (2%), у 10% респондентов ещё нет никаких планов на будущее (рис. 6). Большое количество респондентов планируют работать по специальности после окончания ВУЗа (86,48%), потому что считают свою профессию востребованной на рынке труда.

Рис. 6. Чем Вы планируете заниматься после окончания ВУЗа

Студентам было предложено утверждение: «Лучшая профессия - именно та, которая пользуется сегодня наибольшей популярностью», с этим высказыванием согласились 64,1% респондентов, затруднились ответить 20,51% респондентов, не согласились с данным утверждением 15,39% респондентов.

И так, подведём итоги: студенты высоко оценивают значимость получения высшего образования, большинство студентов считают, что высшее образование это залог его материального благополучия, а также повышает интеллектуальный уровень. В ходе исследования были выяснены основные критерии, которыми руководствуется абитуриент при выборе ВУЗа: близость к дома, мнение родителей, престижность (известность) ВУЗа, перечень вступительных

62

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

испытаний, а также уровень преподавания. При выборе направления обучения большинство респондентов руководствовались двумя критериями - это востребованность и интерес к направлению обучения.

Большое количество студентов планируют работать по специальности после окончания ВУЗа (86,48%), потому что считают свою профессию востребованной на рынке труда.

Библиографический список

[1] Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 512 с.

[2] Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2012. - 296 с.

[3] Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - 2-e изд., доп. -М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с

***

UDC 330

E. V. Fadeyeva, Ye.M. Volnukhina, M.A. Goloshchapova, Yu.A. Malina

MARKETING RESEARCH STUDENT SELECTION AND DIRECTION OF TRAINING

This article presents results of research of the university selection and training areas. The study involved 109 students of 1st year of higher education branch of DINO State University "Dubna".

Keywords: research university, field of study, the student, the applicant, the selection criteria, higher education, prestige.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.