УДК 82-6 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.29.27
В. В. Массон,
Омский государственный педагогический университет ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ И. А. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ "ПАЛЛАДА"» В ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос об изучении книги И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» в рамках школьной программы. Проблема позволяет раскрыть эволюцию авторского сознания, соизмеряющего каждую деталь текста.
Ключевые слова: И. А. Гончаров, автор, читатель, повествователь, рассказчик, путешествие, жанр.
Введение. Монографическая тема «Творчество И. А. Гончарова» изучается в 10 классе. В рамках темы предполагается обращение к романному творчеству писателя: «Обыкновенной истории», «Обломову», «Обрыву». Чаще всего учитель выбирает для занятий внеклассного чтения, вводных уроков первый роман Гончарова «Обыкновенная история». С одной стороны, этот подход оправдан тем, что в сознании учащихся формируется образ автора-романиста, но с другой стороны ученики практически не знакомятся с другой гранью личности писателя. Гончаров был не только литератором, но ещё - переводчиком, критиком, наконец, он был путешественником. Современного ученика тяжело заинтересовать образом писателя (они понимают, что этот труд не приносит дохода, мгновенную славу, всеобщее почитание), в сознании школьника писатель - это человек, сидящий за письменным столом и день и ночь воссоздающий на бумаге то, что им приходится читать (тратить свое время, а делать многие из них это сегодня не любят). На страницах учебника они видят портрет Гончарова работы И. Н. Крамского, и уже по этому портрету представляют себе тучного, немолодого писателя. Летом учащиеся знакомятся с романом «Обломов», не все успешно преодолевают первую часть романа, потому что первая глава представляет собой намеренную ретардацию, читатель должен погрузиться в состояние героя для того, чтобы понять его поступки, мысли, чувства. Думается, что современному поколению, которое идёт не за классическим образцом правильного, соразмеренного нужно представлять образ писателя ярко, находить те качества, которые вызовут интерес, а вслед за интересом к личности родится интерес и к произведениям.
Привлечь внимание к личности и творчеству И. А. Гончарова возможно, рассказав о том, что писатель был участником государственной экспедиции к берегам Японии, во время которой являлся личным секретарем адмирала Путятина. Итогом путешествия стало произведение И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"».
Постановка проблемы. Для нас оказывается значимым показать как вызревает взгляд писателя. На что он смотрит. Для этого достаточно открыть перед учениками карту и прочертить маршрут: уже это одно вызовет интерес. Каков герой Гончарова? Почему повествование ведётся от первого лица? Отвечая на все эти вопросы, необходимо обращаться к фрагментам книги, которые можно распечатать каждому ученику. Выбор фрагментов для анализа чрезвычайно богат. Герой отправляется из Петербурга в путешествие: минуя Европу, Атлантические тропики, Мыс Доброй Надежды, острова Явы, Сингапур, Гон-Конг, острова Вонин-Сима, Шанхай, Японию, Австралию, Филиппинские острова, берега Корей, залив Лазарева, наконец, возвращается через Сибирь. В это время путешественник исполняет обязанности секретаря начальника экспедиции, ведёт шканечный журнал, деловую переписку, присутствует на всех официальных мероприятиях. Сама жанровая природа текста позволяет нам говорить нам об анализе одного фрагмента книги И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"».
Погружая учеников в материал, важно акцентировать, что основу книги составляют письма, которые Гончаров отправлял на родину во время плавания. Эпистолярий и послужил фундаментом очеркового повествования. Именно очерк вышел в 1855 году в журнале «Отечественные записки», однако книга появилась лишь в 1858 году. Первое письмо в книге датировано 1852 годом, получается, что Гончарову понадобилось несколько лет, чтобы создать обширное повествование. При жизни книга издавалась шесть раз, каждый раз претерпевая изменения. Предисловие вообще появилось в 1879 году, практически через 20 лет после первого издания. Таким образом, Гончаров работал над произведением на протяжении длительного периода, одновременно создавая свои литературные шедевры: «Обломов» (1861), «Обрыв» (1869).
Представляется, что «Фрегат "Паллада"» являлся для Гончарова своеобразной творческой лабораторией. В письме к Краевскому в 1849 году он пишет: «Кому нужда знать, что я не могу воспользоваться всяким свободным днём и часом, что у меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело» [2, с. 246]. Таким образом та книга, которую мы видим перед собой - это многолетний труд, прираставший по мере созревания автора. Именно в этой лаборатории Гончаров создавал особые типы и характеры, вырабатывал неповторимый стиль, выявлял особенности литературного метода, и, конечно, создавал жанр. В состав книги входят самые разнообразные жанры: это и письмо, и очерк, и дневник, и воспоминание.
Думается, что построение урока на основе анализа рамочной композиции и одного фрагмента повествования (сама жанровая форма позволяет это сделать) позволит ученикам прикоснуться к личности и творчеству И. А. Гончарова. Главное здесь заинтересовать ученика.
Впервые оказавшись на море, повествователь сообщает: «Наконец 7 октября фрегат "Паллада" снялся с якоря. С этим началась для меня жизнь, в которой каждое движение, каждый шаг, каждое впечатление были не похожи ни на какие прежние. <...> Вскоре всё стройно засуетилось на фрегате, до тех пор неподвижном. Все четыреста человек экипажа столпились на палубе, раздались командные слова, многие матросы поползли вверх по вантам, как мухи облепили реи, и судно окрылилось парусами. Но ветер был не совсем попутный, и потому нас потащил по заливу сильный пароход и на рассвете воротился, а мы стали бороться с поднявшимся бурным, или, как моряки говорят, "свежим" ветром. Началась сильная качка. Но эта первая буря мало подействовала на меня: не бывши никогда на море, я думал, что это так должно быть, что иначе не бывает, то есть что корабль всегда раскачивается на обе стороны, палуба вырывается из-под ног и море как будто опрокидывается на голову» [1, с. 21]. Слова «с этим началась для меня новая жизнь», «я думал» - уже сами нацеливают нас на диалог с повествователем, который вспоминает прошлое, но перед нами не просто воспоминания -это художественная действительность, преломленная в ретроспективе плавания. Мы узнаем не только фактическую сторону первой качки. Мы узнаем, что чувствовал повествователь, видим как происходит «рождение» «я»-путешественника. Что думает, что ощущает герой: это мог переживать не только вымышленный персонаж путешествия, но и сам автор.
Автобиограф и «я»-повествование всегда тождественны в подобных текстах. Но тождественен ли автор биографический и герой путешествия? Даже на разных этапах повествования путешественник и герой будут отличаться. Гончаров, публикующий текст - зрелый, глубокий ум, многое переживший и осмысливший, тем более в очерке «через двадцать лет», а герой путешествия «Гончаров-плаватель» - сознание, проходящее этапы становления.
Думается, что одним из интересных моментов урока может стать анализ названия книги Гончарова.
Двуединая сущность повествования (отсылающее и к факту, и к художественному событию) подчеркивается уже в заглавии. С одной стороны, «Фрегат "Паллада"» - это название парусного судна, но путешествие совершалось еще и на судне «Диана». С другой стороны, есть и художественное объяснение: во второй половине XIX века фрегат - одно из любимых изображений маринистов (достаточно обратиться к полотнам И. К. Айвазовского). Огромные паруса, масштабные размеры судна, размещающие множество людей - демонстрация силы человека, готового сразиться со стихией. А имя «Паллада» дает множественность вариаций: может отождествлять и богиню войны (судно военное) и Путеводную звезду (путь в Азию, открытие Японии), и Афину Палладу - дочь Зевса, богиню победоносной энергии во всех сферах жизни (например, в творческой сфере). К тому же «Паллада» -это покровительница мышления, той сферы жизни, без которой человек не существует. К тому же путешествие подарило Гончарову энергию в творческой сфере: он дописал «Обломова», а затем -книгу очерков.
Таким образом, заглавие несёт романтическое соединение ума и воображения, логического и эмоционального. Через мотив корабля, путешествия ставятся вопросы иного масштаба: о пути человека в этом мире, о пути России. Так возникает мощное философское начало в книге Гончарова. Название заставляет нас задуматься о жанровой природе повествования. Что перед нами? Путешествие? Автобиография? Очерки? Художественное произведение или документальное?
Заглавие занимает сильную позицию в тексте, создавая ориентиры для последующего восприятия. Таким образом, оно играет особую роль: во -первых, встраивает произведение в определённый литературный контекст, во-вторых, именно по заглавию читатель (в своём большинстве) и будет осуществлять выбор. Заглавие станет ориентиром для определённой группы читателей. Мы уже отмечали, что со второй половины XIX века фрагменты книги путешествия публикуются
в хрестоматиях для юношества. И фрагменты книги «Фрегат "Паллада"» входили практически во все дореволюционные хрестоматии.
Приобщение к общечеловеческому опыту, познание мира является для путешественника необходимым: «Это вглядыванье, вдумыванье в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа, или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь. Недаром ещё у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие» [1, ^ 47]. Здесь точка зрения концепированного автора сливается с точкой зрения самого Гончарова: наблюдение за всеми стадиями жизни и человеческими характерами оказывается фундаментом для воссоздания мира художественного произведения (факт, преломленный сознанием художника), а также философско-эстетического обобщения. Размышления Гончарова в этом плане продолжают предшествующую литературную традицию. Отношения, выстраивающиеся в полюсах прошлое - настоящее, своё - чужое, позволяют выйти на общечеловеческий уровень. Об этом еще в 30-х гг. XIX века, размышляя о лирике, писал И. В. Киреевский: «...в наше время все важнейшие вопросы бытия и успеха таятся в опытах действительности и в сочувствии с жизнью общечеловеческою» [3, ^ 142]. Данные законы литературы применимы и к эпическим формам. Необходимость включения в пространство всего мира, выход за пределы границ, даже государственных, наблюдение и постижение культур иных формаций, людей других национальностей, «сочувствие» - это позволит увидеть, что различий гораздо меньше, нежели мы привыкли считать. Понять, что есть некое общее начало: людей разных эпох волнуют проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, семьи, человеческого достоинства, веры и безверия.
Перед читателем открывается многообразие человеческих взаимоотношений: доброта/жестокость, открытость/замкнутость, грубость/милосердие, суетливость/спокойствие. Повествование стремится охватить все антиномии жизни. Рассказчик не пытается избежать деталей, для него общее вызревает через частное.
Мельчайшие подробности, умение воссоздать темп речи и её мельчайшие оттенки, индивидуальность в лексическом и синтаксическом строении фразы - всё это доказывает, что путешественник - человек наблюдательный, внимательный к мелочам, а значит: ничего случайного на страницах текста нет.
Такие наблюдения дают первичное представление об авторе текста, знакомят с художественным миром писателя, позволяют говорить об истоках других произведений: например романа «Обломов», первую часть которого Гончаров возил с собой в плавание, обдумывая и редактируя. Осмысление того, как связаны тексты Гончарова, неизбежно требует обращения к образу рассказчика, к процессу самого рассказывания. Анализ показывает, что чертой, объединяющей повествование является установка на ретроспективность. Именно через эту особенность повествования в книге «Фрегат Паллада» мы видим и рефлексию автора над текстом, и рефлексию героя-путешественника над событиями плавания, можем предположить или опровергнуть идею «сверхзамысла» Гончарова о создании тетралогии. Гончаров намеривался отправить Обломова в путешествие: в письме от 20 ноября 1852 года он скажет, что пишет вступление к «Путешествию вокруг света в 12 томах, с планами, чертежами, картой японских берегов, с изображением портрета Джаксона, костюмов и портретов жителей Океании И. Обломова» [4, с. 43].
Подтверждение этой мысли мы нашли в работе Б. М. Энгельгардта, который говорит о том, что «Фрегат "Паллада"» является четвёртой частью тетралогии: «Обыкновенная история» - «Обломов» -«Обрыв» - «Фрегат "Паллада"», в то же время критик вводит мысль о том, что текст «Фрегата» уже в самом начале был задуман Гончаровым как прямое продолжение романа «Обломов» [4].
Вывод. Книга «Фрегат "Паллада"», думается, сегодня незаслуженно забыта, она отодвигается на второй план, а между тем именно она позволяет приоткрыть завесу тайны над лабораторией писателя. На первый взгляд, может показаться, что это сложная книга, требующая от читателя непомерных усилий, ведь объём повествования - это почти два тома. Однако Гончаров воспитывает «вгляды-вание и вдумывание» во все процессы человеческой жизни. В этом видится огромное благо его произведений, в этом их педагогический и духовно-просветительский смысл. Гончаров стремится воссоздать целостность мира, мечта о котором прослеживается сквозь всю русскую литературу. Это стремление связывает Гончарова с писателями-мыслителями XIX века: Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым. У каждого из них свой путь постижения мира, своя мечта о цельности бытия, но мощным объединяющим началом является не только эпическое сознание перечисленных авторов, но и цель: воссоздание мирообраза, постижение бытия.
Библиографический список
1. Гончаров, И. А. Фрегат «Паллада» // Гончаров И. А. Собрание сочинений: в 8 т.; подгот. текста и примеч. А. Г. Цейтлина. - Т. 2. - М.: Художественная литература, 1952. - 328 с.
2. Гончаров И. А. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма // Гончаров И. А. Собрание сочинений: в 8 т.; подгот. текста ст., заметок, рецензий, автобиографий и примечания А. П. Рыбасова; подготовка текста писем А. П. Могилянского, М. Я. Полякова ; примеч. к письмам М. Я. Полякова. - Т. 8. - М.: Художественная литература, 1955. - 576 с.
3. Киреевский И. В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - 439 с.
4. Энгельгардт Б. М. «Путешествие вокруг света И. Обломова»: главы из неизданной монографии // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования ; вступ. ст. и публ. Т. И. Орнатской. - М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. - С. 15-74.
V. V. Masson,
PhD student, e-mail: [email protected] Omsk's state pedagogical university, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation
STUDY OF THE I. A. GONCHAROVS BOOK «FRIGATE PALLADA» IN SCHOOL
The article deals with the study of the book of I. A. Goncharov's "The Frigate Pallada" within the confines of student course. The problem allows to discover the evolution of the author's consciousness, which analyzes every detail of the text.
Keywords: I. A. Goncharov, author, reader, narrator, storyteller, travel, genre.
References
1. Goncharov I. A. Fregat «Pallada». Sobranie sochinenij: in 8parts, 2nd part. [Fregat «Pallada»]. Moscow : Hudozhestvennaya literature publ., 1952, 328 р. (In Russ.).
2. Goncharov I. A. Stat'i, zametki, recenzii, avtobiografii, izbrannye pis'ma. Sobranie sochinenij: in 8 parts. 8th part. [Articles, notes, reviews, autobiographies, selected letters]. Moscow : Hudozhestvennaya literatura publ., 1955, 576 р. (In Russ.).
3. Kireevskij I. V. Kritika i ehstetika. [Criticism and aesthetic]. Moscow : Iskusstvo publ., 1979, 439 р. (In
Russ.).
4. EHngel'gardt B. M., I. A. Goncharov. Puteshestvie vokrug sveta I. Oblomova. Novye materialy i issledovaniya. [I. Oblomovs travel around the world]. Moscow: IMLI RAN publ., Nasledie publ., 2000, 15-74 рр. (In Russ.).
Поступила в редакцию 24.08.2017 © В. В. Массон, 2017
Автор статьи: Валентина Викторовна Массон, аспирант кафедры литературы и культурологии, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Е. А. Акелькина, доктор филологических наук, профессор, директор Омского регионального научно -исследовательского центра изучения творчества Ф. М. Достоевского.
А. В. Ляпина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.