Научная статья на тему 'Изучение китайского языка в контексте Всероссийской олимпиады школьников (на примере заданий муниципального этапа 2017-2018 учебных Годов)'

Изучение китайского языка в контексте Всероссийской олимпиады школьников (на примере заданий муниципального этапа 2017-2018 учебных Годов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / ОЛИМПИАДА / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МОТИВАЦИЯ / CHINESE LANGUAGE / SCHOOL OLYMPICS / SCHOOL EDUCATION / GIFTED CHILDREN / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распертова С.Ю.

В статье освещается общая ситуация в сфере изучения китайского языка в мире, приводятся основные причины изучения китайского языка российскими школьниками, рассматриваются типы заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников для 7-8 классов в 2017-2018 гг. и основные трудности разделов «Аудирование», «Чтение», «Лексико-грамматический тест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Распертова С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the Chinese language in the context of the all-Russian school olympics (on the example of 2017-2018 municipal stage tests)

The article describes the general situation with learning Chinese in the world, the main reasons for studying Chinese by Russian schoolchildren, describes types of tasks for the municipal stage of the All-Russian School Olympics for grades 7-8 in 2017-2018 and main difficulties in sections «Listening», «Reading», «Lexical and grammatical test».

Текст научной работы на тему «Изучение китайского языка в контексте Всероссийской олимпиады школьников (на примере заданий муниципального этапа 2017-2018 учебных Годов)»

УДК 811.581.11

С. Ю. Распертова

кандидат философских наук, доцент каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ; e-maiL: guangmei@maiL.ru

ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ (на примере заданий муниципального этапа 2017-2018 учебных годов)

В статье освещается общая ситуация в сфере изучения китайского языка в мире, приводятся основные причины изучения китайского языка российскими школьниками, рассматриваются типы заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников для 7-8 классов в 2017-2018 гг. и основные трудности разделов «Аудирование», «Чтение», «Лексико-грамматический тест».

Ключевые слова: китайский язык; олимпиада; школьное образование; одаренные дети; мотивация.

S. Y. Raspertova

Ph.D., Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Political Sciences, Institute of International ReLations and SociaL-PoLiticaL Studies, MSLU; e-maiL: guangmei@maiL.ru

STUDY OF THE CHINESE LANGUAGE IN THE CONTEXT OF THE ALL-RUSSIAN SCHOOL OLYMPICS (on the example of 2017-2018 municipal stage tests)

The articLe describes the generaL situation with Learning Chinese in the worLd, the main reasons for studying Chinese by Russian schooLchiLdren, describes types of tasks for the municipaL stage of the ALL-Russian SchooL OLympics for grades 7-8 in 2017-2018 and main difficuLties in sections «Listening», «Reading», «LexicaL and grammaticaL test».

Key words: the Chinese Language; SchooL OLympics; schooL education; gifted chiLdren; motivation.

Задача преподавателя заключается не только в подготовке квалифицированного переводчика-китаеведа. Здесь главное - воспитать личность: надо учить [студента] думать, критически оценивать прочитанный материал, высказывать собственное мнение, делать правильные выводы и т. п.

Н. А. Демина

В XXI в. на фоне процессов глобализации экономической деятельности и региональной интеграции во всем мире наблюдается новая волна небывалого подъема интереса к изучению китайского языка. «Бум китайского языка», или ханьюй жэ, способствует возведению мостов дружественных связей между китайским народом и народами других стран мира. Язык - это носитель культуры и необходимый инструмент коммуникации, именно поэтому изучение китайского языка для иностранцев представляется важным способом понимания менталитета, поведенческих установок, традиций, быта китайского народа.

Благодаря популярности китайского языка в разных странах и регионах мира, Китай постепенно повышает «мягкую силу» своей культуры. Начиная с 2016 г. многие страны друг за другом стали включать китайский язык в систему своего национального образования, предлагая школьникам изучать китайский язык в качестве первого, второго или третьего иностранного языка. Более чем в 2,5 тыс. высших учебных заведениях ста с лишним стран мира была введена специальность / предмет «Китайский язык». По прогнозу Канцелярии государственной руководящей группы по преподаванию китайского языка как иностранного «Ханьбань», в ближайшие годы число граждан различных стран, изучающих китайский язык, увеличится до 100 млн человек [Арефьев 2017].

Следует отметить, что никогда ранее в истории китайский язык не был так популярен в мире и Россия не является исключением. Так, Ярославский педагогический университет России опубликовал отчет по исследованию под названием «Культура китайской письменности: тенденции распространения китайского языка в России». В отчете сообщается, что за последние 10 лет численность россиян, изучающих китайский язык, увеличилась более чем в три раза: в 1997 г. численность изучающих китайский составляла 5 тыс. человек, в 2007 г. этот показатель вырос до 17 тыс. человек, в 2017 г. учить китайский стали 56 тыс. человек [Бум на изучение китайского языка захлестнул мир и переживает «эпоху расцвета» 2017].

Среди основных причин, побуждающих российских школьников к изучению китайского языка можно назвать следующие:

- престижно и перспективно в плане будущей профессии (возрастает необходимость в специалистах, владеющих китайским языком);

- возможность трудоустройства в ведущих фирмах и компаниях КНР;

- возможность получить эксклюзивное образование (владение восточным языком) в РФ и возможность продолжения дальнейшего обучения в вузах КНР;

- расширение культурных, экономических и дружеских связей между РФ и КНР;

- географическое соседство;

- знакомство с китайской культурой, обычаями, бытом жителей Поднебесной;

- общение с носителями языка, проживающими на территории РФ;

- желание родителей;

- выезд в КНР на отдых или на лечение.

Китайский язык занимает сегодня пятое место среди иностранных языков, которые в настоящее время изучаются в российских школах в качестве учебного предмета (первого или второго иностранного языка), уступая лишь английскому, немецкому, французскому и испанскому. Большинство школ - лидеров по числу изучающих китайский являются специализированными языковыми школами, где китайский, как правило, изучается как первый либо второй иностранный язык. Наибольшее число школьников, изучающих китайский, - на Дальнем Востоке, в Сибири и Москве [Арефьев 2017].

Одной из главных задач олимпиадного движения современной системы образования является выявление не только хорошо подготовленных школьников по предмету, но и творчески одаренных детей. С этой целью школам, а также учебным центрам по подготовке к предметным олимпиадам следует стремиться к созданию необходимых условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Это является актуальным и при обучении китайскому языку, особенно сегодня в условиях интенсивного развития китайско-российских отношений всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества между РФ и КНР.

Проведение олимпиад по китайскому языку должно стать необходимым стимулом-помощником в изучении китайского языка для российских школьников. Данные мероприятия повышают интерес

школьников не только к китайскому языку, но и побуждают их к изучению истории, географии, культуры, традиций народа сопредельного государства. Умелая организация и реализация олимпиадных проектов по китайскому языку, поддержка и содействие учителей китайского языка как основных помощников в подготовке школьников ко всем этапам олимпиады по китайскому языку, подробный анализ заданий и способов их решений, а также результатов Всероссийской олимпиады на всех этапах ее проведения позволит учащимся не только проявить свои способности и таланты, развить логическое мышление и творческую интуицию, но и будет способствовать становлению личности школьников.

Ежегодная Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку, которая проводится в 4 этапа (школьный, муниципальный, региональный и всероссийский / финальный) и активное участие в ней школьников является одним из важных показателей интереса детей и подростков к китайскому языку.

Рассмотрим некоторые задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку для 7-8 классов в 2017-2018 учебном году [Задания и решения муниципального этапа по китайскому языку 2017].

Аудирование

В данном разделе проверяется: умение в основном понимать на слух выдержанное в естественном темпе отдельно звучащее высказывание, короткие диалоги / тексты бытового характера; умение учащихся выделять главную и второстепенную информацию в предъявленной аудиозаписи.

Анализ раздела «Аудирование» олимпиадных работ школьников 7-8 классов показал, что у некоторых учащихся затруднения вызвали задания «Прослушайте диалоги и ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант», «Прослушайте диалог и определите, верны или нет (^Й) следующие утверждения, или в тексте нет об этом информации (^хШ)».

Ошибки, допущенные в данном разделе, вероятно, были вызваны, во-первых, тем, что некоторые школьники в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками аудирования, что привело к неверному выбору ответа в заданиях; во-вторых, недостаточным

количеством времени, которое отводится для тренировки аудирования в классе; в-третьих, невнимательностью учащихся. Так, например, в задании «Прослушайте диалоги и ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант» верными вариантами ответов являются: 1 - а, 5 - Ь, 6 - с.

1.

^■■ш^ш^шт^шЖ'тп

a) (пельмени)

b) ШШШ^

c) шшш

а)

^■ш^пЖ'тттт*

a)

b) АЙФ (Мэри знает курс евро к юаню)

c)

а)

6.

a)

b)

c) МФА^^^Ш^^ (Двое пойдут в библиотеку)

а) ЩШ^Ж

В задании «Прослушайте диалог и определите, верны или нет (^Й) следующие утверждения или в тексте нет об этом информации Верные варианты ответов: 8 - с, 9 - Ь, 10 - а.

мшшшм? шштчщц? ттч^&тщ?

Т-Хт'ШШ-т*

8.

a) Й

b) зд

С) йгй

В тексте нет информации о том, что велосипеды китайского производства самые лучшие в мире.

9.

a) Й

b) ЗД

c)

Утверждение о том, что семья состоит из трех человек является неверным, так как в диалоге мужчина говорит о четырех членах семьи.

10. шмжттт^*

a) й

b) зд

c)

Утверждение о том, что раньше в семье было всего 4 велосипеда, является верным. Это подтверждает реплика мужчины из диалога (В моей семье 4 человека, у каждого есть один велосипед).

Чтение

Раздел чтение предполагает: проверку владения рецептивными умениями и навыками содержательного анализа китайских письменных текстов различных типов, тематика которых связана

Ж &

& &

с повседневной жизнью молодежи; умения вычленить из текста основные компоненты его содержания; умения установить идентичность или различие между смыслом письменных высказываний, имеющих разную структуру и лексический состав; умения восстановить содержательную логику текста и исключить предложенные в задании избыточные или ошибочные варианты.

Анализ раздела «Чтение» олимпиадных работ школьников 7-8 классов показал, что ввиду того, что некоторые учащиеся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня навыками чтения, они выбирали неверный ответ в заданиях «Прочитайте текст, ответьте на вопросы по его содержанию, выбрав ответ из нескольких предложенных»; «Прочитайте текст и определите, верны или нет (^Й) следующие утверждения или в тексте нет об этом информации (&$)».

Так, в задании «Прочитайте текст, ответьте на вопросы по его содержанию, выбрав ответ из нескольких предложенных» верными ответами являются: 1 - с, 2 - с, 3 - Ь.

'ЖЧ +

1. щшмт?

a) жшшш

b) ^тде&ш:

с) (одногруппник Мартина и Майка)

а) Ж&ШШЖ

2.

a) Ж^^ШШ

b) ^7

c) Ж^ (Майк)

а) топ

3.

a) жтш

b)

c) ЙШ^Й

а) ^ййШ^

Определенные затруднения также вызвало задание «Прочитайте текст и определите, верны или нет (7Й) следующие утверждения или в тексте нет об этом информации (^хШ)». Ошибки в данном разделе были вызваны, вероятно, невнимательностью или неумением вчитываться в текст. Верными вариантами ответов являются: 7 - с, 8 - а, 9 - Ь.

a) Й

b) зд

c)

В тексте нет информации о том, что туристическая фирма, в которой подрабатывает главный герой, занимается исключительно направлением туристов в Китай на экскурсионные программы (а не предоставляет услуги переводчика, перевода, например), поэтому верный вариант ответа с - «в тексте нет об этом информации».

8.

a) Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b) та

c) ШЙ

Ответ а «верно» является правильным, так как глава туристической фирмы направлял главного героя в Китай в качестве сопровождающего тургрупп.

a) Й

b) та

c) ШЙ

Ответ Ь - «не верно». Туристы очень хотели совершить путешествие на поезде, так как раньше им никогда не приходилось путешествовать таким образом по Китаю, а также они хотели полюбоваться прекрасными видами из окна поезда.

Лексико-грамматический тест

Данный раздел проверяет лексические и грамматические умения и навыки (уровень лексико-грамматической компетенции); способности узнавать и понимать основные лексико-грамматические единицы китайского языка, правила лексической сочетаемости; умения выбирать, распознавать и использовать нужные лексико-грамматические единицы, адекватные коммуникативной задаче (или ситуации общения); проверку владения правилами написания иероглифов.

Анализ раздела «Лексико-грамматический тест» олимпиадных работ школьников 7-8 классов показал, что ряд учащихся в недостаточном объеме владеют базовыми для своего уровня знаниями по грамматике, иероглифике, системе тонов китайского языка, поэтому

в некоторых из приведенных ниже заданий учащиеся выбирали неверный ответ.

Так, например, заданиях с 1 по 4 необходимо указать место слова или компонента слова, приведенного в скобках (1-4).

1. (а) щщг, (ь) (с) ^ (Ф шт°(п)

Правильный вариант ответа с.

Наречие Д в сочетании с отрицанием означает «больше не...». В этом сочетании Д может употребляться как в будущем, так и в прошедшем времени. Отрицание ставится перед Д.

Наступили каникулы, больше не нужно рано вставать.

2. (а) тяж (ь) тш (с) Ш7(Ф «о (-йл)

Правильный вариант ответа с.

ШЙ представляет собой глагольно-объектную конструкцию, поэтому —'^А, которое в данном предложении выполняет роль длительности действия, ставится после глагола

-

Мы только что поговорили / переговорили с ним.

3. (а) (Ь) (с) Ш7 (а)

«о (7)

Правильный вариант ответа d.

Модальная частица 7 употребляется как показатель изменения ситуации / обстоятельств и в этом случае ставится в конце предложения.

Вчера он говорил, что собирается поехать в путешествие вместе

с нами, а сегодня сообщил нам, что передумал.

4. тш (а) МШ (Ь) (с) А (а)

Правильный вариант ответа d.

Согласное правилу: «числительное + счетное слово + ^ + существительное». Существительное А употребляется без счетных слов.

Он работает пять с половиной дней каждую неделю.

В заданиях с 5 по 7 необходимо заполнить пропуски модальными глаголами.

(а) тш (Ь) тл (с) ш

5. »1

Правильный вариант ответа с. Ш: Очень жаль, но я не могу тебе помочь (невозможность совершения действия в силу каких-либо обстоятельств).

6. АНМШШШ7°

Правильный вариант ответа а. ШШ: Погода должно быть будет теплая (высокая степень уверенности, значение «должно быть»).

7.

Правильный вариант ответа а. ШШ: На прошлой неделе он очень устал (усердно работал /учился), сейчас ему просто необходимо отдохнуть один день (необходимость совершения действия).

В заданиях с 8 по 10 нужно выбрать грамматически правильный вариант.

8. а)

с)

а) штжшж&ящ^тш

Правильный вариант ответа

От его дома до представительства авиакомпании «Аэрофлот» можно добраться за 15 минут на машине.

Согласно правилу, дополнение длительности ставится по-

сле глагола

9. а)

b)

c)

a)

Правильный вариант ответа а. Еще только 5 часов [утра], а ты почему уже встал?

Случай употребления Я перед временным словосочетанием означает, что говорящий воспринимает происходящее как действие, которое совершается прежде положенного / намеченного срока.

10. а) ШШйЛ'^ШИЖ*

b)

c)

а) шт&Л'^тъш-

Правильный вариант ответа с. Я немно-

го устал, не хочу есть.

Если —ставится перед сказуемым, оно обязательно употребляется в сочетании с Щ. Сочетание Щ—не выражает сравнительного значения.

В заданиях с 11 по 14 необходимо заполнить пропуски подходящими предлогами: а) ^ Ь) ^ с) ^

11.

Правильный вариант ответа Ь. предлог указывает на управляемый объект.

12.

Правильный вариант ответа с. предлог указывает на местонахождение.

13.

Правильный вариант ответа а. Щ, предлог указывает на временной промежуток (до... осталось... дней).

14.

Правильный вариант ответа с. предлог указывает на местонахождение.

В задание 15 требуется выбрать правильный тональный рисунок.

a) 1,1,4

b) 1,1,2

c) 3,2,2 ¿) 1,3,2

Правильный вариант ответа 3,2,2 (х1ао^т) В задании 16 нужно указать количество черточек в иероглифе.

ш

a) 19

b) 18

c) 17

а) 16

Правильный вариант ответа а. 19 черточек.

В заданиях с 17 по 20 необходимо заполнить пропуски подходящими по смыслу словами из списка после прочтения текста.

а) Шф Ь) ШМ с) а) е) ШЙ

17. Правильный вариант ответа с. что означает общая / общественная кухня, где ^ - общий, коллективный.

18. Правильный вариант ответа что означает самостоятельно платить по счету /оплачивать.

19. Правильный вариант ответа а. что означает испортить, повредить, сломать.

20. Правильный вариант ответа Ь. ^Ш, что означает досрочно, заранее, заблаговременно.

Итак, повышение мотивации школьников к изучению китайского языка посредством привлечения их к участию в олимпиадах по данному предмету прежде всего должно иметь целью подготовку и воспитание высококвалифицированных специалистов, т. е. специалистов, владеющих всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом, однако не следует забывать также и о владении фоновыми лингвострановедческими знаниями. Как отмечал Г. Д. Томахин, фоновые знания носителя языка и культуры входят в коммуникативную компетенцию как ее неотъемлемая компонента [Томахин 2007].

По мнению ведущего китаеведа МГЛУ Н. А. Деминой, современные специалисты-китаеведы должны владеть всеми аспектами китайского языка, знать все его формы - устную и письменную, просторечную и литературную. Для достижения полного взаимопонимания с носителями языка необходимо знать их национальные черты, менталитет, психологию, традиции, т. е. необходимо знание национально-культурного фона. Это означает, что в задачу преподавателя китайского языка входит не только преподавание языковых знаний, но и обучение страноведению - знанию китайских реалий [Демина 2006].

Изучение и углубление диапазона знаний по географии, истории, культуре Китая через участие в олимпиадах по китайскому языку представляется актуальным в условиях продвижения набирающей всё большую популярность в мире инициативы «Один пояс и один путь». Выдвинутая китайской стороной инициатива «Один пояс и один путь» родилась в эпоху глобализации и региональной интеграции и является «симфонией» всех заинтересованных в данном проекте сторон. Реализация данного проекта будет способствовать [Воробьев 2015]:

- единой инфраструктурной сети (возведение моста через р. Амур в районе г. Благовещенск, проработка проекта создания Евразийского высокоскоростного коридора «Москва - Пекин» и т. д.);

- свободным торговым связям (увеличение двустороннего товарооборота, строительство газопроводов в Китай, создание

широкофюзеляжного пассажирского самолета, стратегическое сотрудничество в освоении Дальнего Востока);

- валютно-финансовой интеграции (расширение масштабов использования национальных валют в двусторонней торговле, в сфере инвестиций и кредитования);

- объединению народов (реализация Плана действия по развитию китайско-российского взаимодействия в гуманитарной сфере, успешное проведение мероприятий культурной направленности, т. е. проведение национальных Годов России и Китая, Годов национальных языков, Годов туризма, создание совместного российско-китайского университета и т. д.) и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арефьев А. Л. Национальные и иностранные языки в российской системе образования / под ред. академика Г. В. Осипова. М. : Институт социально-политических исследований РАН, 2017. 328 с. Бум на изучение китайского языка захлестнул мир и переживает «эпоху расцвета» // Китайский информационный интернет-центр China.org.cn. URL : russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-11/02/content_41835292.htm Воробьев В. Е. Защитить Победу. Посол КНР в России Ли Хуэй о попытках переписать историю // Стратегическое взаимодействие Китая и России под пером российских журналистов. 2015. URL : rg.ru/2015/04/26/posol-site.html

Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского языка.

2-е изд., испр. и доп. М. : Восточная литература, 2006. 88 с. Задания и решения муниципального этапа по китайскому языку. Этапы Всероссийской олимпиады школьников в г. Москве. URL : vos.olimpiada. ru/2017/okrug

Румянцева М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с. Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1984. 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.