Научная статья на тему 'Вопросы истории языка на Всероссийской олимпиаде школьников'

Вопросы истории языка на Всероссийской олимпиаде школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7300
887
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА / ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ / COMPETITION / A HISTORICISM PRINCIPLE / ETYMOLOGICAL VIGILANCE / HISTORICAL ALTERNATIONS / SEMANTIC STRUCTURE / A GRAMMATICAL SYSTEM / THE HISTORICAL COMMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна, Еремина Светлана Александровна

Статья посвящена вопросам истории языка, включаемым в задания на всероссийской олимпиаде школьников. Авторы предлагают различные упражнения по истории языка, нацеленные на проверку эрудиции школьников в области русского национального языка, а также дают необходимый методический комментарий к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна, Еремина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of history of language on the All-Russia Competition of schoolchildren

Article is devoted questions of history of the language which are included in tasks for the All-Russia Competition of schoolchildren. Authors offer various exercises on the stories of language aimed at check of erudition of schoolchildren in the area of Russian national language and also give the necessary methodical comment to them.

Текст научной работы на тему «Вопросы истории языка на Всероссийской олимпиаде школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Дзюба, С.А. Еремина ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ЯЗЫКА

НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ

Олимпиады школьников по русскому языку -традиция, у истоков которой стоял известный ученый Н.М. Шанский. Он впервые заговорил о необходимости выявлять особенно одаренных в области русского языка детей. Цели олимпиадного движения: выявить одаренных, творчески мыслящих детей; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; оценить уровень развития навыков самостоятельной работы, стремления к обучению и самообучению; выявить степень соответствия уровня знаний школьников конкурсным требованиям вузов, а также поспособствовать учащимся старших классов в определении профессиональной ориентации.

В структуру олимпиады по русскому языку традиционно включены различные задания, нацеленные на проверку эрудиции школьников в области русского национального языка с опорой на принцип историзма.

Естественно, предметом школьного изучения является современный русский литературный язык, а история русского языка как специальная дисциплина в программу средней школы не входит. Однако в школьной практике ученикам приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, понимание которых требует знания истории языка. К примеру, история беглых гласных е и о; процесс отвердения [ж] и [ш]; смена кириллического алфавита на гражданский; смена семантической наполняемости предложно-падежных форм; утрата двойственного числа и т.п. Лингвисты и методисты со второй половины XIX века настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с его историей. Не случайно и Всероссийская олимпиада школьников значительную часть заданий имеет по истории языка (например, 5 из 15). Вероятно, это объясняется традицией, поскольку основоположником олимпиадного движения по русскому языку был ученый-специалист по истории языка

Н.М. Шанский, и в настоящее время задания составляют специалисты кафедры общего языкознания (история языка - это основное направление работы таких кафедр).

Елена Вячеславовна Дзюба - кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкулътурной коммуникации Уралъского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

Светлана Александровна Еремина - кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и меж-кулътурной коммуникации Уралъского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

Задания по истории языка предполагают умение находить у ряда слов общий этимологический корень, выявлять отличительные особенности в грамматике современного русского языка и его язы-ка-предшественника. Задания такого рода очень актуальны при изучении русского языка в школе, так как обращение к историческим фактам развивает чувство любви к родному языку, уважения к его истокам. Язык - это наша культура, прошлое нашего языка - это прошлое нашей культуры, и это должно сохраняться на протяжении веков.

Рассмотрим типичные задания олимпиады.

Раздел «История языка» включает задания такого характера:

№ 1. Сгруппируйте данные слова в соответствии с этимологическим корнем.

Горло, воздух, ведьма, дань, ожерелье, вежли-выгй, подать, невежда, дыгхание, невежа, вдохновение, дать, вежливость, подарок, душа, сведущий, Дарья, дыгшло, жерло, вздох.

Ответ: 1) Горло, жерло, ожерелье; 2) ведьма, вежливый, сведущий, невежда, невежа, вежливость; 3) подарок, Дарья, дать, подать, дань; 4) душа, воздух, вдохновение, дыгхание, дыгшло, вздох.

Задание нацелено на выявление знания лексико-словообразовательных связей слов, на проверку умения составлять словообразовательное гнездо. Задания подобного рода включены в школьную программу 6 класса.

Вариантом проверки этимологической зоркости может служить следующее задание, проверяющее умение школьников устанавливать семантические связи между словами, а также развитие значения в слове.

№ 2. Проанализируйте современныге значения слов трава, травить, отрава. Как вы думаете, связаныг ли они этимологически? Сформулируйте первоначальное значение слова трава.

Ответ: Существительное трава первоначально обозначало «то, что потребляется, съедается, т.е. пища, корм». В некоторыгх русских диалектах трава и сейчас обозначает «все съедаемое». Древнейшее однокоренное слово травити в значении «перетирать, съедать» дало префиксальныге глаго-лыг потравить - «истребить траву» и отравить -«убить отравой или причинить чем-нибудь ядови-тыгм вред». На базе этих глаголов возникли сущест-вительныге: потрава - «порча, истребление посевов трав» и отрава - «ядовитое вещество».

Олимпиада для школьников рассчитана на проверку знаний всей системы языка, поэтому задания включают и проверку собственно знаний по словообразованию и морфологии и синтаксису и, естественно, лексики. С одной стороны, школьникам необходимо продемонстрировать знания в области словообразования, примером этому могут служить задания № 3 и № 4, с другой стороны, важно проявить умение видеть типичные формы и исторические изменения, произошедшие в отдельных типах склонения, таковы предложенные задания № 4 и № 5.

№ 3. Проведите анализ морфемной структурыг слов с современной и исторической точек зрения: упрёк, неодолимый, обычный, страсть, приятный, намек.

Ответ:

Современное членение Историческое членение

упрек-0 у-прек-ъ (коренъ тот же, что и в словах переч-итъ, по-перек; неполногласныгй вариант: прек-о-словитъ, во-прек-и)

не-одол-им- ыгй не-о-дол-им-ыгй (коренъ тот же, что в словах доля, делитъ; одо-летъ - взятъ долю, частъ, сча-стъе; неодолимыгй - то, что нелъ-зя разделитъ, чем можно овла-детъ)

обыгч-н-ыгй о-быгч-н-ыгй < *об-выгч-н-ыгй (коренъ тот же, что и в словах при-выгч-к-а, на-выгк)

страстъ-0 страс-т-ъ < *страд-т-ъ (коренъ тот же, что и в слове страд-а-тъ)

прият-н-ыгй при-я-т-н-ыгй (коренъ -я- тот же, что в словах вз-я-тъ, по-(н)-я-тъ, при-(н)-я-тъ)

намек- 0 на-мек-ъ (коренъ тот же, что в словах с-мек-а-тъ, с-мек-а-л-к-а, гсу-мек-а-тъ)

Задание проверяет знание современного и исторического морфемного членения слова. Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

№ 4. В современном русском языгке есть прилагательное белобрысый - «с очень светлыгми, беле-сыгми волосами, бровями, ресницами», например бе-лобрыгсыгй мальчик. Вторая часть этого сложного слова - брысый - образована от др.-русск. существительного бры - первоначальная форма, которое в вин .пад. ед. числа имело форму бровь. Следовательно, белобрысый буквально означает «белобровый».

В современном русском языгке есть еще слова подобной структурыы: кровь, любовь, морковь,

свекровь, церковь. Какова первоначальная форма этих слов?

Ответ: Крыг, любыг, моркыг, свекрыг, церкыг.

№ 5. Как правильно: «в “Песни о вещем Олеге " или “в Песне о вещем Олеге "»?

Ответ: В современном русском языгке существительное песня относится к 1-му склонению. Следовательно, надо произносить и писать в песне (Предл. пад.), однако Пушкин, повествуя о делах давно минувших дней, о седой старине, использовал устаревшую форму этого слова песнь. Поэтому, говоря о произведении Пушкина, надо произносить и писать в «Песни о вещем Олеге».

Особенно интересными, но и непростыми являются задания «проблемного» характера: например, задания на проверку знаний в области исторической орфоэпии языка. Учащиеся должны сопоставить языковые факты (фрагменты стихотворений) с целью выявления территориальных особенностей произношения (петербургского и московского); по принадлежности автора к той или иной территории учащиеся должны сделать вывод о различии московского и петербургского произношения. Задания такого типа проверяют умение сопоставлять и анализировать языковые факты.

№ 6. Какие особенности произношения отразились в записи следующих названий Столешников переулок, Калашный переулок, улица Маршала Шапошникова ?

Ответ: Отступление от орфографической нормы как отражение московского произношения сочетания чн как [шн].

№ 7. Анализируя особенности рифмыг, ответьте на вопрос: как произносится окончание прилагательного на -гий в стихотворении? Для какой территории России быгло характерно такое произношение?

Сижу и смотрю я дорогой

На серый и пасмурный день,

На озера берег отлогий,

На дальний дымок деревень.

(А.К. Толстой)

Ответ: в стихотворении отражено старомосковское произношение: -гий произносится как -гой [гъй].

Задания на выявление исторических чередований являются обязательными в любом туре олимпиады, так как направлены на проверку орфографической зоркости школьника. Тому примером могут служить задания следующего плана:

№ 8. Прочитайте предложение. Выгпишите слова, в которыгх встречаются исторические чередования. Докажите наличие чередований с помощью однокоренных слов.

Хорошо летом забраться в такую сонную глушь, где никто тебя не потревожит. Только так и можно отдохнуть душой.

Ответ: забраться - забираться - заберусь (бр / бир / бер) - 1 балл; глушь - глухой (ш / х) - 1 балл; тревога - тревожит (г / ж) - 1 балл; можно - могут - мочь (г / ч / ж) - 1 балл; отдохнуть - отдых -дышать - дух (ыг /у; х / ш) - 2 балла.

№ 9. Прочитайте фрагмент стихотворения A.C. Пушкина. Вытишите слова, в которыгх встречаются исторические чередования. Докажите наличие чередований с помощью однокоренныгх слов.

И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод;

К привыгчкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод. Ответ: осень - Есенин (осе / есе), здоровье -здравница (оро / ра); польза - льгота (з / г); русский - Россия (у / о); х+олод - хладокомбинат (оло / ла); привычка - привыгкнуть (ч / к); чреда - очередь (ре / ере); ходит - ходу (д / ж); голод - глад (оло / ла).

№ 10. Прочитайте фрагмент стихотворения A.C. Пушкина. Вытишите слова, в которыгх встречаются исторические чередования. Для объяснения своего выгбора подберите к вытисанныгм словам од-нокоренныге.

Но мыгсль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества случайно замечает

Везде невежества убийственныгй позор.

Ответ: мыгсль - мыгшление (сл’ /ш); душа - ду-ховныгй - дыгшать (у / ыг; х / ш); мрак - морока - морочить (ра / оро; к / ч); среди - середина (ре / ере); замечать - заметить (т / ч); невежество - ведение (ж /д); позор - зрение (зор /зр).

Задания на знание семантики устаревших слов проверяют чутье школьника в области русской словесности. Прежде всего, задания данного типа опираются на тексты художественной литературы разных эпох и учащиеся должны показать знания не только в области языка, но и литературы. При этом участники должны показать знание и семантической системы современного русского литературного языка.

№ 11. Каково быгло значение слова десный в древнерусском языгке? Запишите его современныгй эквивалент. В каком значении это современное слово использовалось ранее?

Ответ: Десныш - находящийся справа (от десница - правая рука). Ср. фрагмент из поэмыг

A.C. Пушкина «Руслан и Людмила»: Руслан «в деснице держит меч победныгй». Современное слово -правыгй. В древнерусском языгке слово правыш имело значение «истинный, справедливый».

№ 12. В стихотворении A.A. Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха На площади встает,

Червонная рубаха Забыться не дает.

Определите значение выгделенного слова. Что выг знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Ответ:

1. червонныгй - ‘красныгй, алыгй, цвета крови’.

2. старосл. чръвънъ, др.-русск. - чървенъ -‘красныгй’.

3. В современныгх словарях слово имеет помету «устаревшее». Исполъзовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речъ в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра I, казни стрелъцов, выгступивших на стороне сестрыг Петра I Софъи.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

№ 13. В церкви во время богослужения можно иной раз слыгшатъ фразу на церковнославянском языгке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же все-таки призыгвал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ: В церковнославянском языгке глагол гнати означал не толъко ‘прогонятъ’, но и ‘дого-нятъ’, ‘преследоватъ’, ‘соблюдатъ’ (ср. в русском «гон», «гончая» - собака, призванная не прогонятъ, а преследоватъ, настигатъ добыгчу). Здесъ речъ идет как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правдыг.

№ 14. В церковнославянском переводе Библии читаем: труси же велицы по местомъ и глади и пагубы будутъ, страхования же и знамения велия съ небесе будутъ. Что значит в данном случае слова труси, страхования и глади ?

Ответ:

а) слово труси означает землетрясения (ср. трясти, тряска; диал. вытрусить ковер ‘выгтря-сти ковер’);

б) слово страхования означает страхи, устрашения;

в) слово глади - форма мн. ч. от глад (голод).

№ 15. В каких значениях употребленыг выгделен-ныге слова в следующих примерах? В каких отношениях находятся между собой эти значения? Как назыгвается это явление в научной литературе ?

1) Тобою царства возрастают,

Твое орудие цари;

Тобой они и померцают Как блеск вечерния зари!

(Г'.Р.Державин «Изображение Фелицыг»)

2) Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла, Мерцают звездыг надо мною.

(А.С.Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» - первоначалъная черновая редакция)

Ответ:

1. В первом примере выгделенное слово употреблено в значении ‘потемнетъ, померкнутъ, поту-скнетъ’. Во втором примере слово мерцают упот-

реблено в значении ‘светятся неровныж, колеблющимся светом’. Этимологически глагол мерцать связан со словами меркнуть, сумерки, морока, морочить.

2. Здесъ представлен особыгй вид антонимических отношений, в которыге вступают противопо-ложныге отношения одного слова.

3. Такое явление в научной литературе назыгва-ется энантиосемией.

Особое место в школьной олимпиаде занимают задания по фразеологии. Они обычно предлагаются одиннадцатиклассникам и посвящены проверке общей эрудиции школьников.

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

№ 16. Восстановите первоначалъныгй вид фразеологизма, укажите его источник:

а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (А.П. Чехов. Осколки московской жизни; 1883);

б) Волк в шкуре джентлъмена (МК.

07.12.2002);

в) Но в СССР может ли быгтъ что доброе? (Новая газета).

Ответ:

а) питатъся медом и акридами (акридами и диким медом). Источник - Евангелие (Библия);

б) волк в овечъей шкуре. Источник - Евангелие (Библия);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) Из Назарета может ли быгтъ что доброе? Источник - Евангелие (Библия);

№ 17. В современном русском языгке мыг исполъ-зуем устойчивыге выгражения взялся за гуж, надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила. А каковыы исходныге значения слов гуж, хомут, оглобля, удила?

Ответ:

Гуж - петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Хомут - частъ упряжи - надеваемыгй на шею лошади округлыгй деревянныгй остов с мягким валиком на внутренней стороне.

Оглобля - в упряжи: одна из двух круглыгх длинныгх жердей, укрепленныгх на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.

Удила - частъ сбруи - металлические стержни, вкладыгваемыге в рот упряжного животного.

Задание на знание исторического написания слов являются одними из самых актуальных, поскольку указывают, помимо собственно лингвистических причин, на внелингвистические факторы изменения графики: это процессы, происходящие в обществе и влияющие на смену алфавита, в частности, участие властей в формировании русской графики и орфографии.

Участники олимпиады должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зре-

ния, при этом они должны отметить, что некоторые буквы, включенные в алфавит в определенный исторический период, становятся отражением влияния культуры и языка другой страны.

№ 18. Почему пишется замуж и невтерпеж без Ь, а невмочь и наотмашь с Ь? Дайте историческое объяснение.

Ответ: Все представленныге наречия образованыг от сочетания существителыного с предлогом. Первыге два слова в качестве словообразователыной базыг исполызуют существителыныге м.р., в слове невтерпеж доказателыством тому является суффикс -еж, ср. галдеж. Два последние слова, напротив, произведеныы от существителыныгх ж.р. Слово наотмашь от существителыного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существителыныж ж.р., ср. тишь, глушь.

№ 19. Какие из перечисленныгх ниже языгков и почему легче выгучиты русскому учащемуся? Выгбе-рите из каждой пары .

1. болгарский или английский;

2. немецкий или чешский;

3. полыский или украинский;

4. грузинский или албанский.

№ 20. Установите соответствие между выг-сказыгванием и языгком, на котором записано данное выгсказыгвание. Ответ оформите в виде теста: А - ?, Б - ? и т.д.

А - русский, Б - украинский, В - болгарский, Г -полыский, Д- чешский, Е - сербский.

1. Набрао сам велику киту разнога цвека и пошао куки...

2. Я набрал болышой букет разныгх цветов и шел домой...

3. Бях набрал голям букет различни цветя и си отивах дома...

4. Uzbieralem duzy bukiet róznych kwiatów i szedtem do domu...

5. Я нарвав великий букет рiзныгх квток i йшов додому...

6. Natrhal jsem si velikou kytici kvítí a sel domu...

Ответ: А - 2, Б - 5, В - 3, Г - 4, Д - 6, Е - 1.

Задания, связанные с сопоставлением лингвистических фактов в диахроническом аспекте, нацелены также и на знание межкультурной коммуникации. Так № 21 нацеливает учащихся на сопоставление русских единиц с иноязычными (греколатинскими) элементами и предполагает умение анализировать изменение компонентов лексического значения у слов, имеющих одинаковое происхождение.

№ 21. В приведенныгх ниже словах выгделите иноязычную приставку. Определите ее значение. Дополните список слов своими примерами.

1. Дегенерация, дегероизация, деградация

2. Квазинаучный, квазиученый, квазиспециалист

3. Регресс, регенерация, реноме, ренессанс

4. Прототип, протоисторический, протоиерей

5. Субстанция, субтропический, субъект

Ответ:

1. Де - недостаток, отсутствие, отделение, устранение.

2. Квази - мнимый, якобы.

3. Ре - обратное действие, повторность.

4. Про - вперед, пра-, вместо.

5. Суб - нахождение внутри или под.

№ 22. Какие слова русского языка и изучаемого Вами иностранного языка восходят к следующим латинским словам:

Actio (делаю); circus (круг); laboro (работаю; voco (зову, пою)?

Ответ: акция, цирк, циркуль, лаборатория, лаборант, вокальный, вокал.

№ 23. Что с лингвистической точки зрения объединяет серпантин и серпентарий? Ответ обоснуйте.

Ответ: от лат. serpens - змея. Общее: происхождение от латинского корня и внешнее сходство серпантина со змеей (метафорическая номинация серпантина).

Итак, следует отметить, что строй языка естественным образом определяется взаимодействием его грамматики и лексики. Являясь тесно связанными между собой, они, к сожалению, в разном объеме изучаются в школе. И если грамматический строй языка изучается глубоко и всесторонне, то лексикологии русского языка отводятся лишь ранние этапы школьной программы. Итоги же олимпиады показывают, что необходимо оживлять работу по русской словесности в школе, вводя исторический комментарий к трудным словам на уроках русского языка и литературы, поскольку значение слова неотделимо от его грамматической структуры и слова на той или иной стадии развития языка меняются в его грамматической оболочке. И как говорил

В.В. Виноградов: «Слова, идеи и вещи должны изучаться как аналогические и взаимодействующие ряды явлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.