Научная статья на тему 'Изучение истории Узбекистана как основная задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости'

Изучение истории Узбекистана как основная задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3728
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Узбекистана / воспитание молодежи / идеология национальной независимости / этническая общность «узбеки» / путь развития / the history of Uzbekistan / education of young people / the ideology of national independence / ethnic community "the Uzbeks" / path of development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллаев Диёр Нодирович

В данной статье раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости. Также приведена история развития этнической общности «узбеки» и становление государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article explores the role of the study of the history of Uzbekistan in the education of youth in the spirit of national independence ideology. It also shows the history of the development of the ethnic community "the Uzbeks" and statehood development.

Текст научной работы на тему «Изучение истории Узбекистана как основная задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости»

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Д. Н. Абдуллаев

В данной статье раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости. Также приведена история развития этнической общности «узбеки» и становление государственности.

This article explores the role of the study of the history of Uzbekistan in the education of youth in the spirit of national independence ideology. It also shows the history of the development of the ethnic community "the Uzbeks" and statehood development.

Ключевые слова: история Узбекистана, воспитание молодежи, идеология национальной независимости, этническая общность «узбеки», путь развития.

Key words: the history of Uzbekistan, education of young people, the ideology of national independence, ethnic community "the Uzbeks", path of development.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед народом Узбекистана, является задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости. Ее решение невозможно без обращения к богатейшей истории нашей страны. Президент Республики Узбекистан И. Каримов подчеркивал: «Духовный фундамент нашего дома, опоры будущего нашего государства -очень древние и очень прочные. Этого никто не может отрицать. Наша история уходит корнями в глубь тысяче летий». Обращаясь к истории, необходимо помнить, что это «память народа» и поэтому требует к себе бережного и уважительного отношения. Люди, не обладающие исторической памятью, превращаются в манкуртов, людей без родины, без нравственности, без гражданской позиции. Знание истории способствует не только осознанию своего прошлого, но и позволяет ориентироваться в современных проблемах, выбирать свою дорогу в жизни, определять путь в будущее.

Изучение богатого, поистине уникального прошлого нашего народа через призму важнейших исторических фактов, событий, явлений, процессов, вклада наших великих предков в сокровищницу мировой цивилизации, деятельности широких народных масс, их борьбы за прогресс и процветание Отечества, за свою свободу и независимость; анализ социальнополитических, экономических и культурных аспектов исторического развития нашего региона с древнейших времен до наших дней, в тесной взаимосвязи со всемирной историей, является основной целью изучения курса «История Узбекистана». Представление молодому поколению истории Узбекистана со всеми ее светлыми и темными сторонами, с многообразием общественнополитических, экономических и культурных связей и перспектив общественного развития, с кипением человеческих страстей и столкновением личностей, со всеми сложностями и противоречиями; повышение политической культуры молодежи, формулирование социальных ориентиров, что является жизненно необходимым в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями, с многообразием подходов, многопартийностью являет-

439

ся основой воспитания у молодого поколения высокой духовности и нравственности.

Интерес к истокам, интерес к тому, как мы пришли к сегодняшним свершениям, не только не ослабевает, но и усиливается год от года. «Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира». Обретение независимости усилило процесс более глубокого изучения истории народов, проживающих на территории нашей республики. Независимость Республики Узбекистан открыла перед нашим народом возможность быть равным среди равных. В этом воплотилась мечта многих поколений наших предшественников. «Мы - народ, познавший свое достоинство, мы - народ, который уверен в своей силе, мы - свободный народ, способный сострадать другим», - эти слова Президента И. Каримова нацеливают ученых на дальнейшее изучение и глубокий анализ не только истории узбекского народа, но и его духовных источников. Любой народ, живущий в этом мире, не мог, конечно, сформироваться внезапно, без долгого, тернистого пути эволюционного развития. Некоторые народы сохранили свои этнические имена на протяжении веков, некоторые жили в составе других наций. Многие народности в силу экономических, политических, общественных отношений утратили свою самобытность и влились в другие народы. Наравне с другими народами, жившими в Центральной Азии, этнотип узбекского народа стал формироваться уже в III-II тыс. до н. э., т. е. в первобытнообщинное время, в виде кочевых и оседлых племен. Древние письмена и археологические находки позволяют нам говорить о том, что оседлые и кочевые племена, проживавшие в Хорезмском оазисе, т. е. в низовьях Амударьи, назывались кангуями и массагетами. Основными жителями Согдианы были согды и саки. В областях нынешних Сурхандарьи, Кашкадарьи, Нарына, Ка-радарьи, Таласа, Чу, Ташкентской и Ферганской долин обитали кангхи, дай и саки. Все перечисленные племена мы можем отнести к предкам узбекского народа. Упоминание о народах, обитавших в этих областях, встречается у древнегреческих историков, в частности, у Геродота. Греки объединяли эти племена под одним названием - скифы. Действительно, нельзя не заметить той взаимной близости в жизни тюркских народов, являвшихся предками узбеков, со скифами Средней Азии.

Мы можем утверждать, что история народа - это еще не история нации в ее современном названии, ибо отсутствие имени «узбек» не лишает народ сложной и многогранной истории. Начиная с XVI в. на территории Мовароун-нахра продолжается процесс формирования узбекской национальной государственности. Здесь следует иметь в виду тот факт, что как при Шейбанидах и Аштарханидах, так и во время трех ханств идет постепенное развитие этнической общности, которая воспринимает себя как «узбеки». Захват Россией Средней Азии ускорил процесс национального самосознания и сплочения народа в борьбе за свою независимость. Советский режим, пришедший на смену царизму, не мог не считаться с такой реальной силой, как Туркестанская этническая общность. Большевики во главе с В. И. Лениным считали необходимым расчленение единого Туркестана на отдельные республики или

440

автономные области. Еще в 1920 г. в своих замечаниях по проекту Туркестанской комиссии об основных задачах РКП(б) в Туркестане (13 июня 1920 г.) В.И. Ленин писал: «Поручить составить карту (этнографическую и проч.) Туркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию, Туркмению». Этот замысел был осуществлен в 1924 г. После принудительной ликвидации Бухарской и Хорезмской республик были образованы три советские республики, которые в виде Узбекистана, Казахстана и Туркмении вошли в состав СССР. Не мудрено, что раздел единого Туркестана на отдельные части соответствовал макиавеллевскому принципу «разделяй и властвуй». Тем не менее, с высоты сегодняшнего дня мы можем констатировать, что декларация 1925 г. об образовании Узбекской ССР законодательно оформила создание Узбекского государства. Перед нами не стоит задача, требующая оценки этих событий, но главный вывод мы можем сделать наверняка: узбекский народ прошел огромный исторический путь своего развития, и никакие препоны не смогли сломить его.

441

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.