ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА В ДУХЕ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Журабаев Н.Ю.
Журабаев Насыр Юсупович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается роль изучения истории Узбекистана в деле воспитания в молодежи духа патриотизма и гордости за проживающие на территории Узбекистана народы. Приводятся исторические этапы формирования государственности и этнической общности «узбеки».
Ключевые слова: воспитание молодого поколения, этнос, история Узбекистана, идеология национальной независимости.
Перед Республикой Узбекистан, как и любой другой страной, актуальной задачей остаётся воспитание молодого поколения в духе патриотизма, гордости за свое государство, уважения к культурным традициям народов, проживающих на территории Узбекистана. Для того чтобы понять, почему данное решение является настолько актуальным, достаточно обратиться к богатым историческим фактам Узбекистана [1]. Фундаментом и опорой не только дома, но и всего государства является духовность, которая испокон веков была присуща узбекскому народу. История несет в себе, прежде всего память народа, а значит, необходимо бережно и уважительно к ней относиться. Народ, не знающий свою историю - это люди, не имеющие родины, нравственности, а также гражданской позиции. Знать историю своей страны - это значит не только осознавать свое прошлое, но и ориентироваться в проблемах современности, руководствоваться правильным решением при выборе своего жизненного пути.
По этим причинам, следует подходить со всей серьезностью к изучению истории, ведь она является уникальным прошлым народа. С каждым годом интерес к истории Узбекистана и обращение к истокам того, каким образом государству удалось добиться успехов, усиливается все больше. Реформы в системе образования, а также обновления общественной жизни проявили интерес к духовной культуре, которая поспособствовала изменению психологии молодого поколения в сторону патриотизма и гордости за свое отечество. Обретение Узбекистаном независимости, формирование государственности, реформы в приоритетных направлениях развития Узбекистана [2] дали стимул для детального изучения истории народов, проживающих на территории республики, что открывает широкие возможности для народа Узбекистана.
Все национальности формировались в течение долгого пути эволюционного развития. Большинство народностей пронесли свои этнические имена с незапамятных времен, однако есть народы, которые некоторое время были в составе других народностей, а затем отделились или наоборот, ассимилировались и растворились, лишившись самобытности в ходе междоусобиц в сфере экономики, политики, общественных отношений. Этнический тип узбекской нации, наряду с другими национальностями, проживавшими в Центральной Азии, начал формироваться в первобытнообщинное время, а именно в III-II тысячелетии до н.э. Это были кочевые и оседлые племена. Согласно древним письменным и археологическим источникам, имеется основание предположить, что Хорезмский оазис, низовья Амударьи в свое время населяли оседлые, а также кочевые племена - «канглы» и «массагеты». Жители Согдианы назывались «согды» и «саки». В свою очередь, Сурхандарьинскую,
Кашкадарьинскую, Ташкентскую, Ферганскую области, а также территории Нарына, Карадарьи, Таласа и Чу населяли племена «кангхов», «саков» и «дай». Следовательно, все вышеперечисленные племена следует отнести к древним предкам узбекского народа. Можно сделать вывод, что, несмотря на отсутствие самого названия «узбек» у народа долгая история формирования. Как таковая узбекская национальная государственность была сформирована в XVI веке на территории Мовароуннахра.
На сегодняшний день можно констатировать, что народ Узбекистана прошел длинный и тернистый исторический путь. Молодому поколению необходимо изучать историю своего народа, все её светлые и темные стороны во всем разнообразии общественных, политических, культурных и экономических связей. Знание истории Узбекистана поспособствует не только перспективам общественного развития молодежи, но и позволит наметить правильное становление политических и социальных ориентиров, что на сегодняшний день, в эпоху глобализации и стирания границ [3] является жизненно необходимым.
Список литературы
1. Мирзаев И.Б. Роль национальных ценностей в воспитании молодого поколения Узбекистана // Наука и образование сегодня. 2019. № 4 (39). С. 48-49.
2. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»/«Народное слово» от 8 февраля 2017 года. № 28 (6692)
3. Абдукаримова Г.Б. Научно-философский анализ современного этапа глобализации // Наука, образование и культура. 2019. № 4 (38). С. 36-37.
ОПЕРАЦИЯ «ДУНАЙ», СПАСЕНИЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ ОТ
ДЕМОКРАТИИ Лавлинский С.А.
Лавлинский Сергей Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет, г. Воронеж
2019 год, год тридцатилетия событий, вошедших в европейскую историю под названием «бархатных революций». Этот термин прижился применительно к событиям, произошедшим в 1989 году в Праге. С них начался распад «социалистического лагеря». Однако, за 20 лет до этого в Чехословакии происходило то, что можно счесть предтечей «бархатной революции», но тогда результат был иным.
Чехословакия отличалась от большинства восточноевропейских стран тем, что относилась к категории стран с высоким, даже по европейским меркам, уровнем развития промышленности. В связи с этим, индустриализация советского типа не привела к глобальному изменению структуры общества и роли-статуса страны, как это было с аграрными Болгарией, Румынией. Поэтому преимущества социализма должны быть осязаемы, в противном случае, грозит ощущение деградации общества и социальный протест.
Сложности в экономике и стали катализатором многих дремавших проблем, в том числе - национальной. Словаки нередко воспринимали болезненно преобладание чехов в руководящих органах разного уровня.
В Москве к этому отнеслись как к проблемам лично А.Новотного и были не против его смещения, памятуя, что он пришел к руководству при Хрущеве и не выказал радости от его смещения в 1964 году.