Научная статья на тему 'Изучение истории и этнографии башкир в начале XX В. '

Изучение истории и этнографии башкир в начале XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
476
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ЭТНОГЕНЕЗ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ВКЛАД В НАУКУ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримов К. К.

Прослеживаются пути зарождения и развития национальной исторической мысли в начале ХХ века, показывается вклад первых ученых из башкир и татар в изучение истории и этнографии башкирского народа, труды которых развивались в традициях российского востоковедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение истории и этнографии башкир в начале XX В. »

УДК 94(470.57)

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ БАШКИР В НАЧАЛЕ XX В.

© К. К. Каримов

Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.

Тел./факс: +7 (347) 272 63 07.

E-mail: [email protected]

Прослеживаются пути зарождения и развития национальной исторической мысли в начале ХХ века, показывается вклад первых ученых из башкир и татар в изучение истории и этнографии башкирского народа, труды которых развивались в традициях российского востоковедения.

Ключевые слова: изучение, история, этногенез, гуманистическая мысль, вклад в

науку.

Глубокие социально-экономические реформы, последовавшие после отменены крепостного права, переход башкир от кантонной в гражданскую систему управления дали мощный импульс развитию в крае просвещения, светской культуры и научных знаний. Многогранная деятельность прогрессивных российских ученых и краеведов, развитие печати, открытие новометодных учебных заведений для мусульманской молодежи - мектебов и медресе, оказали значительное влияние на рост национального самопознания башкир и татар, способствовали распространению среди них светских знаний, идей просветительства, достижений мировой и отечественной науки, гуманистической общественной мысли.

Из среды формирующейся национальной интеллигенции, для которой были характерны особая духовность, озабоченность судьбами народа, стремление к служению во имя его интересов, выросли ученые, педагоги и краеведы, отставившие ценные труды по истории, этнографии, филологии, общественной мысли, педагогическим и религиозным традициям тюркских народов. В этих трудах еще не было четкой классификации наук (этнографии, истории, фольклора, лингвистики, педагогики, религиоведения), что объяснялось тогдашним недостаточным уровнем развития гуманитарных знаний, незавершенностью их разграничения в мировой и отечественной науке. Ученые выступали, тогда как исследователи широкого профиля, охватывая в своих работах многие аспекты истории и духовной культуры народов. Впрочем, одной из особенностей российского востоковедения, в рамках которого развивались труды первых башкирских ученых начала XX в., являлись многопрофиль-ность, комплексный подход к изучению истории и культуры.

Зарождение реформированных мусульманских учебных заведений предопределено формированию плеяды ярких педагогов-методистов, авторов оригинальных учебников и учебных пособий по многим отраслям знаний. Значительное место в этих учебных и методических пособиях занимали наблюдения авторов, подчеркнутые из реальной жизни, лучших образцов воспитания и обучения в семье, прогрессивных традиций народной педагоги-

ки, и поэтому они могут рассматриваться в рамках заявленной темы. Именно через эти книги шакирды получали первые сведения по истории и культуре народов, населяющих Россию и страны Востока, знакомились с биографией и трудами ученых, литераторов и религиозных мыслителей. Прежде всего, следует указать на труды по исламоведению, очищенных от схоластики и средневековых наслоений, препятствующих ускоренному освоению шакирдами основ ислама и его интерпретаций, исходя из новых реалий жизни. Среди авторов были видные просветители, руководители и ведущие мударисы известных новометодных медресе Уфимской и Оренбургской губерний З. Расулов, Р. Фах-ретдинов, З. Камали, Дж. Валиди, Ф. Карими, С. Бикбулатов, З. Кадыри, Я. Бигиев, Г. Идрисов, Г. Гумеров, Х. Забиров, И. Тагиров и другие прогрессивные деятели национальной культуры. В частности, в качестве учебного пособия по педагогике и воспитательной работе среди шакирдов ведущих медресе губерний использовались известные дидактические произведения Р. Фахретдинова «Т1рбияле бала» («Воспитанный ребенок»),

«Т1рбияле ата» («Воспитанный отец»), «Т1рбияле ана» («Воспитанная мать»), «Гаил1» («Семья»), философский трактат «Юаныч» («Утешение»). С большим успехом использовались методические пособия по воспитательной работе А. Мустафина, Г. Шнаси и других мударисов. Все эти учебники и учебные пособия были подготовлены на достижениях европейской и российской педагогической мысли, с учетом запросов реальной жизни.

Распространение в башкирском обществе товарно-денежных отношений, расширение сети но-вометодных мектебов и медресе являлись побудительными факторами роста национального само-создания, в ускорении процесса самоидентификации башкир среди тюркских народов России. В этих условиях неизмеримо возросла тяга учащейся молодежи, представителей формирующейся национальной интеллигенции прогрессивного духовенства и предпринимателей к истории тюркских народов и их роли в судьбах России, изрядно сфальсифицированной в официальной российской историографии. Этими факторами объясняются, прежде всего, появление целой серии исторических работ,

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1(I)

753

принадлежащих перу башкирских ученых-

просветителей на достаточном для своего времени уровне, объективно изображающие историческое происхождение башкирского народа. Продолжая традиции, заложенные в исторических трудах Ш. Марджани и М. Уметбаева, Мурат Рамзи, Ахмет-Заки Валиди, Хасан-Гата Габяши, Мунир Хадиев, Ризаэтдин Фахретдинов и другие в своих произведениях освещали вопросы происхождения башкир, об этнониме «башкорт», языке, территории расселения и родоплеменном составе, о взаимосвязях с другими народами, раскрывали колонизаторскую политику царизма в Башкортостане и с горечью описывали причины социально-экономической стагнации края.

Среди первых печатных книг по истории и этнографии, принадлежащих представителям башкирских ученых, по своему содержанию и широте охвата, выделяется изданная в 1907-1908 гг. в Оренбурге на арабском языке двухтомная книга шейха Мурата Рамзи «Талфик аль-акбар ва талхик аль-асар фи вакаин Казан ва Булгар ва мулук ат-татар» («Сборник сообщений о казанских, булгар-ских и татарских правителях и о событиях, с ними связанных»). Книга написана на основе изучения авторов, а также использования и своеобразной трактовки трудов русских историков С.М. Соловьева, В. Н. Татищева, исследователя этнографии и фольклора народов Сибири и Центральной Азии Н. М. Ядринцева и др. В ней содержатся много сведений из истории тюркских народов и их борьбы против китайских императоров, монгольских ханов, экспансии русских царей. Отдельные разделы книги посвящены истории ногайско-башкирских отношений, правителям Булгарского государства и Казанского ханства, хозяйству и культуре башкирских племен. Автор приводит ряд ценных сведений, относящихся к древней и средневековой истории башкир. В частности, М. Рамзи пишет о том, что, по сообщениям средневековых арабских авторов, племя Бурзян еще в V веке до н.э. обитало в районе современного Мангышлака.

М. Рамзи подробно описывает жестокость и коварство крупных представителей царской администрации, оренбургских губернаторов, руководивших подавлением башкирских восстаний, нередко натравливая друг на друга мусульманские народы края.

Труды по различным отраслям знаний, прежде всего по истории, этнографии и фольклористике публиковались в журналах «Маглумат махкамаи шаргия», «Шура», газетах «Вакыт», «Тормош» и других изданиях национальной периодической печати. Только на страницах журнала «Шура» его бессменный редактор Р. Фахретдинов в 1908-1917 гг. опубликовал более 300 работ, посвященных творческой биографии европейских и российских ученых, жизни ученых-мыслителей, выдающихся поэтов Востока, прогрессивных религиозных деятелей Средней Азии и Урало-Поволжья.

На страницах журнала «Маглумат махккамаи шаргия» печаталась статья члена Оренбургского

Мусульманского Духовного собрания Хасан-Гата Г абяши по истории тюркских племен, об их расселении на просторах Евразии, изданная в 1907 г. в Казани отдельной книгой под названием «Мохта-сар тарихе кауме торки» («Краткая история тюркских народов»). Позднее этот автор доработал и в 1909 г. в Уфе издал следующую книгу, дополнив книгу новыми главами. Теперь она называлась «Мофассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских племен»). В книге широко представлены взгляды как российских ученых, так и восточных авторов по узловым проблемам этнической истории башкир. На их основе автор выводит свою версию. Так, при толковании этнонима «башкорт» Х.-Г. Габяши исходит из того, что название баш-корт образовано от слов баш - уйгур - башгыр -башкорт. Древних башкир он связывает с сарматами, гуннами, булгарами. Далее он пишет о разделении древнебашкирского племени на южную и восточную группы. Одна группа угыр-баш, или угыр-башкорт, расселилась на Южном Урале, образовав базу для башкирского этноса. Другая группа башкир под названием буржан (бурзян) продвинулась дальше на юг, дошла до Хорезма и ассимилировалась в составе формирующихся тюркских народов Средней Азии. Оставшаяся от этой группы часть бурзянцев живет на старых местах в составе башкирского этноса. [1].

В 1912 г. вышла книга М. Хадиева «Башкорт тарихы» («История башкир»), которая является одной из первых попыток в национальной историографии популярного изложения истории башкир с X в. до середины XVIII столетия. Она написана на основе целенаправленного отбора фактов собранных из самых разных источников Р. Игнатьева, Н. Гуревича, В. Хвальсона и др. Источником для него является «Путешествие Ибн-Фадлана», труды М. Уметбаева и Ш. Марджани. Полемизирует автор с тезисом В. Флоринского об ассимиляции башкир. Причем удельный весь документально-достоверного материала возрастает по мере приближения к основным главам, посвященным башкирским восстаниям, тогда как легенды, предания, шежере занимали место в начале исследования.

Касаясь вопроса о башкирско-венгерских связях, М. Хадиев пишет, что мадьяры жили на Урале и в результате притеснения их печенегами в 884 г. под предводительством Алмуса ушли с Урала. Венгры называют себя мадьярами, а древние исламские авторы называли их хингер, маждгару, некоторые - башгирд. Ученый предполагает, что мадьяры входили в родоплеменной состав башкир [2]. Такого мнения придерживались тогда многие европейские и отдельные российские ученые.

На основе подсчета прямых и косвенных сведений, содержащихся в использованных в книге источниках М. Хадиев впервые в историографии приводит данные о численности башкир в середине XVI в. По его мнению, башкир в то время было примерно 2,5 млн. человек [2]. В последующем данные М. Хадиева о численности башкир в XVI в. ученые подвергли сомнению, считая их чрезмерно

завышенными. Однако другие версии в этом вопрос также не отличаются оригинальностью и достоверностью, т.к. историческая реконструкция демографических процессов Восточной Европы входит в разряд сложных проблем ввиду отсутствия письменных, нарративных источников, сообщающих достоверные сведения о количестве полукочевых этносов и по разработанности методики подсчета таких данных в исторической науке.

Интерес к истории расширяет проблематику изучаемых событий. Предъявлялись более высокие требования, прежде всего, к тематике исторических исследований, методологии изучаемых проблем и их источниковой базе.

Успешное изучение отдельных проблем истории и духовной культуры мусульманских народов Урало-Поволжья создало предпосылки для всестороннего исследования их политической и социально-культурной истории, мировоззрения и общественного сознания. Среди наиболее образованных представителей молодой национальной интеллигенции возрос интерес к объективному воссозданию истории тюркских народов с древнейших времен и раскрытию их роли в формировании в пределах Российской империи евразийской цивилизации. Этими обстоятельствами объясняется появление книги молодого башкирского ученого и мугаллима Ахмет-Заки Валиди «Тюрк вэ татар тарихы» («История тюрков и татар»), вышедшей в 1919 г. в. Казани. В то время в условиях быстрого роста национального самосознания народа, написание на родном языке систематической всеобщей истории тюркских народов, служащей учебником для обучения молодежи с медресе и мактабов являлось злободневной задачей. Написав «Историю тюрков и татар» А.-З. Валиди разрешил эту задачу. Эта книга являлась первым ответом в национальной историографии систематического освещения истории тюркских народов, в том числе их духовной культуры.

На базе этого исследования А.-З. Валиди в 1915 и 1917 гг. издал еще два учебника по истории для тюркских народов: «Кыскача торек-татар тарихы» («Краткая история тюрк и татар»). Последнее издание было богато иллюстрировано рисунками по историческим мотивам. Вспоминая о своем первом опыте в изучении истории тюркских народов, изрядно сфальсифицированной официальной историографией А.-З. Валиди позднее писал: «Я поставил целью сравнивать сведения, почерпнутые мною из исторических источников ислама, со сведениями русских источников» [3, с. 61]. Видимо, не случайно первый крупный труд А.-З. Валиди выгодно отличается от других работ национальной историографии того времени, прежде всего, широтой источниковой базы и умением интерпретировать факты, не противопоставляя их выводам российских и

восточных авторов. Более того, автор их использовал в плане сравнительного анализа в построении истории отдельных исторических сюжетов.

На становление научного мировоззрения А.-З. Валиди большое влияние оказали исторические взгляды Г. В. Плеханова, личное общение и труды выдающихся российских востоковедов В. В. Бартольда, Н. Ф. Катанова, И. Ю. Крачковского и других ученых. Став признанным ученым-ориенталистом мирового уровня, Заки Валиди То-ган вспоминал о том, что в 1910-1911 гг., живя и работая в Казани, изучив труды Г. В. Плеханова «О материалистическом понимании истории», «О роли личности в истории», «пришел к убеждению, что самый верный путь к пониманию истории исходит из экономического развития общества» [3, с. 96]. Определяя методологию изучения истории, в более позднее время, ученый констатирует, что при написании своих всемирно известных трудов «Введение во всеобщую историю тюрков», «Методология истории» остается верен взглядам об определяющей роли экономического развития в историческом прогрессе. И необходимости менять свои взгляды по методологии исторического исследования, усвоенные мною еще в России, не испытывал» [3, с. 97].

Таким образом, выдающийся ученый, продолжатель научных традиций классического российского востоковедения А.-З. Валиди первый опыт в методологии исторических исследований приобрел в годы демократического подъема, вызванного первой российской революцией. Тогда неизмеримо возрос у формирующейся национальной интеллигенции, прогрессивной буржуазии, учащейся молодежи интерес к подлинной истории, «очищенной» от официоза, принижавшего историческую роль и место тюркских народов в становлении и функционировании российской евразийской цивилизации. Именно инструментарием познания этой исторической реальности, хотя первые работы национальной историографии, в том числе и ранние труды А.-З. Валиди не были свободны от субъективистского истолкования в сторону гипертрофированного показа роли тюрко-татар в историческом процессе, служило материалистическое понимание истории, соподчиненность политических и духовных сфер к экономическому уровню и степени организации материального производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габяши Х.-Г. Мофассал тарих кауме тюрки. (История тюркских племен). Уфа, 1909. С. 109-110.

2. Хадиев М. Башкорт тарихы. Казань, 1912. С. 7.

3. Тоган Заки Валиди. Воспоминания: Борьба народов Турки-стана и других восточных мусульман и тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Книга I. Уфа, 1994. С. 97.

Поступила в редакцию 04.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.