ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР В ДИАЛОГЕ РУССКИХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX В.
© К.К. Каримов,
доктор исторических наук, профессор,
Уфимский государственный авиационный
технический университет,
ул. Карла Маркса, 12,
450000, г. Уфа, Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
© У.Б. Гайсин,
доктор исторических наук, профессор,
Уфимский государственный авиационный
технический университет,
ул. Карла Маркса, 12,
450000, г. Уфа, Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
© М.М. Кульшарипов,
доктор исторических наук, профессор,
Башкирский государственный университет, ул. Заки Валиди, 32, 450076, г. Уфа, Российская Федерация, эл. почта: [email protected]
© С.Ф. Касимов,
доктор исторических наук, профессор,
Башкирский государственный университет, ул. Заки Валиди, 32, 450076, г. Уфа, Российская Федерация, эл. почта: [email protected]
Проблемы этногенеза и этнической истории башкир в конце XIX - начале XX в. получили дальнейшее развитие в творчестве прогрессивных русских ученых и их последователей из числа передовых представителей национальной интеллигенции. В статье прослеживается вклад видных российских ученых Д.А. Хвольсона, Н.М. Малиева, В.М. Флоринского, С.Г. Рыбакова, Д.Н. Соколова, В.И. Филоненко, С.И. Руденко и других в постановке и изучении узловых проблем этнической истории башкир, расширении проблематики и их благоприятного влияния на становление и развитие этнической истории башкирского народа. Дается краткий анализ трудов башкирских и татарских ученых М. Уметбаева, Р. Фахретдинова, Х.-Г. Габяши, А.-З. Валиди и др., пополнивших историографию этнической истории башкир ценными наблюдениями и выводами, направленными на повышение национального самопознания, внедрение прогрессивных методов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова; башкиры, этническая история, этногенез, угорская и тюркская теории, башкирские роды, тамги, антропология, тюркские народы, исторические источники, историография, персоналии
© K.K. Karimov1, U.B. Gaysin1, M.M. Kulsharipov2 S.F. Kasimov2
ETHNIC HISTORY OF THE BASHKIRS IN THE DIALOGUE OF RUSSIAN AND NATIONAL RESEARCH IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES
1 Ufa State Aviation Technical University, 12, ulitsa Karla Marksa, 450000, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected];
In the late 19th and early 20th centuries the problems of ethnogen-esis and ethnic history of the Bashkir people have been further developed in the works of progressive Russian scientists and their followers from among leading representatives of the national intellectuals. The article traces the contributions of prominent Russian scientists: D.A. Khvolson, N.M. Maliev, V.M. Florinsky, S.G. Rybakov, D.N. Sokolov, V.I. Filonenko, S.I. Rudenko and others in the formulation and study of key problems of the ethnic history of the Bashkirs, the expansion of issues, and their
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
V
/21
2 Bashkir State University, 32, ulitsa Zaki Validi, 450076, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected];
beneficial effect on the formation and development of the ethnic history of the Bashkir people. A brief analysis is given in relation to the works of Bashkir and Tatar scientists: M. Umetbaev, R. Fakhretdinov, Kh.-G. Gab-yashi, A.-Z. Validi and others who have enriched the historiography of the Bashkir ethnogenesis with valuable observations and conclusions aimed at enhancing national self-knowledge, the introduction of advanced methods of training and education of the younger generation.
Key words: Bashkirs, ethnic history, ethnogenesis, Ugric and Turkic theory, Bashkir tribes, tamgas, anthropology, Turkic peoples, historical sources, historiography, personalia
Проблемы этногенеза и этнической истории башкир в конце Х1Х-начале XX в. в условиях ускоренной капиталистической модернизации экономики и трансформационных процессов в области культуры среди мусульманских народов России получили дальнейшее развитие в творчестве прогрессивных русских ученых и их последователей из числа передовых представителей татарской и башкирской интеллигенции. В частности, на страницах центральных научных изданий появились работы известных российских ученых, в которых на основе различных источников обосновывалась такая сложная научная проблема, как проблема происхождения башкирского народа. Точка зрения различных авторов в этом вопросе сводилась к финно-угорской и тюркской основам башкирского этноса.
Идея угро-мадьярского происхождения башкир нашла обоснование в работе Д.А. Хвольсона [1]. Основываясь на филогенетическом анализе рукописи арабского писателя Х в. Абу-Али ибн-Даста, ученый приходит к выводу об идентичности этнонимов «башкорт» и «мадьяр». Данная постановка вопроса имела тогда своих сторонников, полагавших, что древнемадьярские группы в составе тюркских племен Приу-ралья и Поволжья в целом составили этническое ядро формирующейся башкирской народности. Эта гипотеза нашла свое отражение и в трудах более поздних исследователей. Она же в значительной степени легла в основу теории «башкир-мадьярско-
го» родства, некоторое время обсуждавшейся в этнографической и языковедческой научной литературе.
Большинство исследователей того времени определяющую роль в этногенезе башкир отводили пришлым тюркским племенам, ассимилировавшим в составе автохтонных финно-угорских племен, в том числе, древ-немадьярских групп. Свою концепцию они основывали на довольно обширных данных в области этнографии и лингвистики. Наиболее отчетливо она сформирована в сочинениях Н.М. Малиева [2] и В.М. Флорин-ского [3]. Последний назвал наш край своеобразной антропологической лабораторией. Здесь, по его мнению, были свои линии развития, свои закономерности, обусловленные спецификой этносов и этнических процессов. Еще раньше в этом плане высказывались В.В. Вельяминов-Зернов и финский ученый Д. Европеус [4]. Взгляды указанных ученых оказали сильное влияние на исторические работы конца XIX - начала XX в. В частности, тюркской концепции происхождения башкир придерживались В.Н. Ви-тевский и В.А. Новиков.
Отдельные ученые, признав тюркскую гипотезу происхождения башкир, с той или иной долей допускали в нем участие финно-угорского субстрата. К этому заключению они приходили ввиду смешанности и неоднородности этнического и антропологического состава башкир. Наиболее значительными в этом ряду были работы Н.А. Аристова [5] и Д.Н. Соколова [6].
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ ,
/2017, том 25, № 4 (88) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
Видный ориенталист Н.А. Аристов являлся, по существу, пионером в области историко-этнографической интерпретации родоплеменной этнонимии и сопутствующих ей материалов в свете этногенеза тюркских народов. Д.Н. Соколов впервые собрал более 800 башкирских тамг и использовал их для доказательства древних этнических связей башкир с тюркскими племенами Алтая и Средней Азии.
Более углубленно исследовались и «традиционные» темы в этнической истории башкир, в частности, особенно материальной и духовной культуры, быта и обычаев этнических групп башкир.
Авторы большого количества этнографических работ стремятся исследовать разные стороны жизни этнических групп башкир, исходя из специфики географических, демографических, социально-экономических и исторических особенностей. Л. Бер-хольц, например, пишет о жизни башкир-ка-тайцев [7], В.А. Арнольдов исследует са-нитарно-бытовые условия башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда [8], С.Г. Рыбаков подготовил и издал капитальную монографию о музыке и песнях башкир, татар и мишарей Уфимской губернии [9], Д.К. Зеленин описывает отдельные пережитки, сохранившиеся в системе семейных отношений зауральских башкир [10] и т.д.
Интересные наблюдения о ранних этапах истории башкирских племен, их расселении на территории Южного Урала, взаимоотношениях с соседними славянскими и финно-угорскими племенами содержатся в статьях и монографии преподавателя 2-й Уфимской женской гимназии В.И. Филоненко [11]. На основе привлечения данных из русских летописей, В.И. Филоненко пишет, что башкирские племена с древних времен находились в общении с русскими, вели с ними оживленную торговлю. По его мнению, первыми завели торговые отношения с башкирами еще в начале XII в. новгородские купцы.
Усиленная разработка отдельных вопросов этнической истории башкир и накопление этнографического и фольклорного материала явились предпосылкой для создания обобщающего труда о башкирах. Таким трудом явились монографии С.И. Руденко. Первая монография, изданная в 1916 г., была посвящена физическому типу башкир, вторая, вышедшая в 1925 г., - их материальной и духовной культуре [12].
В них систематизирован большой фактический материал предшествующих исследователей, а также данные, извлеченные из музеев, и собранные во время научных командировок автора по Башкортостану в 19061907 и 1912 гг. В итоге, в распоряжении исследователя оказался обширный антропологический и этнографический материал, какого до того времени не было ни у одной из многочисленных народностей России. Анализ разнообразного материала приводит автора к выводу о сложности этнического и антропологического состава и о ведущей роли тюркского компонента в формировании башкирского этноса.
Глубокие социально-экономические реформы, последовавшие после отмены крепостного права, переход башкир от кантон-ной системы управления в гражданскую дали мощный толчок развитию в крае просвещения, светской культуры и научных знаний. Многогранная деятельность прогрессивных российских ученых и краеведов, развитие печати, открытие новометодных учебных заведений для мусульманской молодежи - мектебов и медресе, оказали значительное влияние на рост национального самосознания башкир и татар, способствовали распространению среди них светских знаний, идей просветительства, достижений мировой и отечественной науки, гуманистической общественной мысли.
Из среды формирующейся национальной интеллигенции, для которой были характерны особая духовность, озабоченность
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2017, том 25, № 4 (88) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
судьбами народа, стремление к служению во имя его интересов, выросли ученые, педагоги и краеведы, оставившие ценные труды по истории, этнографии, филологии, общественной мысли, педагогическим и религиозным традициям тюркских народов. В этих трудах еще не было четкой классификации наук (этнографии, истории, фольклора, лингвистики, педагогики, религиоведения), что объяснялось тогдашним уровнем развития гуманитарных знаний, незавершенностью их классификации в мировой и отечественной науке. Ученые выступали тогда как исследователи широкого профиля, охватывая в своих работах многие аспекты истории и духовной культуры народов. Впрочем, одной из примечательных особенностей российского востоковедения, в рамках которого развивались труды первых башкирских и татарских ученых начала XX в., являлась его многопрофильность, комплексный подход к изучению истории и культуры.
Зарождение реформированных мусульманских учебных заведений предопределило формирование плеяды ярких педагогов-методистов, авторов оригинальных учебников и учебных пособий по многим отраслям знаний. Значительное место в этих учебных и методических пособиях занимали наблюдения авторов, почерпнутые из реальной жизни, лучших образцов воспитания и обучения в семье, прогрессивных традиций народной педагогики, и поэтому они могут рассматриваться в рамках заявленной темы. Именно через эти книги шакирды получали первые сведения по истории культуры народов, населяющих Россию и страны Востока, знакомились с биографией и трудами ученых, литераторов, религиозных мыслителей.
В конце XIX - начале XX в. увидели свет первые печатные книги башкирских и татарских ученых по истории и этнографии тюркских народов России. Среди этих авторов Мухаметсалим Уметбаев, Ризаитдин Фахретдинов, Мурат Рамзи, Ахметзаки Ва-
лиди, Хасан-Гата Габаши, Мунир Хади-ев и другие деятели национальной культуры. В их трудах говорится о происхождении башкир, об этнониме «башкорт», языке, территории расселения и о родоплеменном составе, взаимосвязях с другими народами.
Значительный вклад в зарождение национальной этнографии внес М.И. Уметбаев. В 1897 г. в Казани была опубликована его наиболее значительная научная работа «Яд-карь» («Памятки») [13]. В книге имеются интересные наблюдения автора относительно этнической истории башкирского народа, в частности, об угорско-мадьярско-башкир-ских взаимосвязях. Этногенез родного народа он рассматривает как сложный и длительный исторический процесс постоянной взаимосвязи разнородных этнических компонентов, языков и культур. По его мнению, на территории Башкортостана, расположенного на стыке Азии и Европы, в древние времена жили народы, ведущие оседлый образ жизни, даже имевшие свои города и крепости, а позже - народы, в продолжение нескольких веков сменившие друг друга, и в той или иной мере принимавшие участие в формировании башкирского этноса. Он полагал о присутствии в башкирской этнической массе тюркского, монгольского, булгарского, угорско-мадьярского компонентов.
Среди первых печатных книг по истории и этнографии, принадлежащих представителям башкирских ученых, по своему содержанию и широте охвата выделяется изданная в 1907-1908 гг. в Оренбурге на арабском языке двухтомная книга шейха Мурата Рамзи «Талфик ал-ахбар ва талких аль асар фи вакагыйи Казан ва Булгар мулу кат-татар» («Сборник сообщений и преданий о казанских, булгарских и татарских правителях и событиях с ними связанных») [14]. Книга написана на основе изучения обширного круга научного наследия восточных авторов, а также использования и своеобразной трактовки трудов русских историков
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ ,
/2017, том 25, № 4 (88) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!||
С.М. Соловьева, В.Н. Татищева, исследователя этнографии и фольклора народов Сибири и Центральной Азии Н.М. Ядринце-ва и др. В ней содержится много сведений из истории тюркских народов и их борьбы против китайских императоров, монгольских ханов, экспансии русских царей. Отдельные разделы книги посвящены истории ногайско-башкирских отношений, правителям Булгарского государства и Казанского ханства, хозяйству и культуре башкирских племен. Автор приводит ряд ценных сведений, относящихся к древней и средневековой истории башкир. В частности, он пишет о том, что по сообщениям средневековых арабских авторов, племя Бурзян еще в V в. до н. э. обитало на территории современного Мангышлака.
Ценные наблюдения по ранним этапам этнической и социально-политической истории башкир содержатся в опубликованных и рукописных произведениях выдающегося ученого, писателя-просветителя и богослова Р. Фахретдинова. Он внес большой вклад в развитие общественной мысли Урало-По-волжья и в целом тюркоязычных народов нашей страны. Перу ученого принадлежит ряд работ по древней и средневековой истории тюркских народов, жизни и деятельности политических и религиозных предводителей этого времени.
Среди многочисленных работ ученого по истории тюркских народов Восточной Европы наибольшей фундаментальностью выделяется его монографическое сочинение «Булгарские и казанские тюрки». В ней содержится огромный массив материалов национально-экономической и духовной истории Волжской Бул-гарии, жизни и быта народов, освещаются взаимоотношения Булгарского и Казанского ханств с соседними государствами и народами, в том числе, башкирами [15].
В книге Х.-Г. Габяши «Мофассал тарих каум тюрки» («Подробное описание тюр-
ских племен») широко представлены взгляды, как российских ученых, так и восточных авторов по узловым проблемам этнической истории башкир. На их основе автор выводит свою версию. Так, в толковании этнонима «башкорт» Х.-Г. Габяши исходит из того, что название «башкорт» образовано от слов «баш» - «уйгур» - «башгыр» - «башкорт». Древних башкир связывает с сарматами, гуннами и булгарами. Он пишет о разделении древнебашкирского племени на южную и восточную группы. Одна группа угор-баш, или угор-башкорт, расселялась на Южном Урале, образовав базу для башкирского этноса. Другая группа башкир под название буржан (бурзян) продвинулась дальше на юг и дошла до Хорезма. Оставшаяся от этой группы часть бурзянцев живет на старых местах в составе башкирского этноса [16].
В 1912 г. в Казани вышла книга М. Ха-диева «Башкорт тарихы» («История башкир»), которая является одной их первых попыток в национальной историографии популярного изложения истории башкир с X в. до середины XVIII столетия. Она написана на основе целенаправленного отбора фактов, собранных из самых разных источников. Автор широко опирается на работы таких историков, как Р. Игнатьев, Н. Гурвич, В. Хвольсон, М. Уметбаев, Ш. Марджани. Полемизирует автор с тезисом В. Флорин-ского об ассимиляции башкир [17].
Касаясь вопроса башкирско-венгерских связей, М. Хадиев пишет, что мадьяры жили на Урале и в результате притеснения их печенегами в 884 г. под предводительством Алмуса ушли с Урала. Венгры называют себя мадьярами, а древние исламские авторы называли их хингер или маждгару, некоторые - башгирт. Ученый предполагает, что мадьяры входили в родоплеменной состав башкир [17, с. 7]. Такого мнения придерживались тогда многие европейские и отдельные российские ученые.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2017, том 25, № 4 (88) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
На основе подсчета прямых и косвенных сведений, содержащихся в использованных в книге источниках и литературе, М. Хадиев впервые в историографии приводит данные о численности башкир в середине XVI в. По его мнению, башкир в то время было примерно 2,5 млн. человек [17, с. 7]. В последующем данные М. Хадиева о численности башкир в XVI в. ученые подвергли сомнению, считая их чрезмерно завышенными. Однако другие версии в этом вопросе также не отличаются оригинальностью и достоверностью, т. к. историческая реконструкция демографических процессов Восточной Европы входит в разряд сложных проблем ввиду отсутствия письменных источников, сообщающих достоверные сведения о количестве полукочевых этносов и не разработанности методики подсчета таких данных в исторической науке.
Повышение интереса к истории расширяет проблематику изучаемых событий. Предъявлялись более повышенные требования, прежде всего, к тематике исторических исследований, методологии изучаемых проблем и их источниковой базе.
Успешное изучение отдельных проблем этнической истории и духовной культуры мусульманских народов Урало-Повол-жья создало предпосылки для всестороннего исследования их политической и социально-культурной истории, мировоззрения и общественного сознания. Среди наиболее образованных представителей молодой национальной интеллигенции возрос интерес к объективному воссозданию истории тюркских народов с древнейших времен и раскрытию их роли в формировании, в пределах Российской империи, евразийской цивилизации. Этими обстоятельствами объясняется появление книги молодого башкирского ученого и мугаллима Ахмет-Заки Валиди «Тюрк вэ татар тарихы» («История тюрков и татар»), вышедшая в 1912 г. в Казани. Она являлась первым удачным ответом
в национальной историографии систематического освещения истории тюркских народов Восточной Европы, в том числе, историю их духовной культуры.
На базе этого исследования А.-З. Вали-ди в 1915 и 1917 гг. издал еще два учебника по истории тюркских народов: «Кыска-ча торек-татар тарихы» («Краткая история тюрок и татар»). Последнее издание было богато иллюстрировано рисунками по историческим мотивам [18].
Вспоминая о своих первых опытах в изучении истории тюркских народов, изрядно сфальсифицированной официальной историографией, А.-З. Валиди позднее писал: «Я поставил цель сравнить сведения, почерпнутые мною из исторических источников ислама, со сведениями русских источников» [19, с. 61]. Видимо, не случайно первый крупный труд А.-З. Валиди выгодно отличался от других работ национальной историографии того времени, прежде всего, широтой источниковой базы и умением интерпретировать факты, не противопоставляя их выводам российских и восточных авторов. Прекрасно овладев методикой использования памятников устного народного творчества и восточных источников в историческом повествовании, ученый, продолжая и приумножая научные традиции, заложенные в трудах Ш. Марджани, М. Уметбаева, М. Рам-зи, Р. Фахретдинова, создал целостный труд по истории тюркских народов Российского Востока.
Таким образом, в условиях ускоренной капиталистической модернизации экономики и трансформационных процессов в культуре мусульманских народов России, изучение узловых проблем этногенеза и этнической истории башкир получило дальнейшее развитие в творчестве прогрессивных русских ученых и их последователей из числа передовых представителей башкирской и татарской интеллигенции. Работы ученых-краеведов пополняли историографию
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ ,
/2017, том 25, № 4 (88) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!||
этнической истории башкир ценными трудами, способствовавшими раскрытию роли
и места башкирского народа в становлении и развитии евразийской культуры.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн Даста // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Ч. 140. С. 657-711.
2. Малиев Н.М. Антропологический очерк башкир // Труды общества естествоиспытателей. Казань, 1876. Т. V Вып. 5; Малиев Н.М. К вопросу о происхождении лесных башкир // Протоколы заседаний конференции военной медицинской академии за 1897-98 учебный год. СПб., 1902. С. 126-130.
3. Флоринский В.М. Башкирия и башкиры: Путевые заметки // Вестник Европы. 1874. Т. 6. С. 723-765.
4. Европеус Д. К вопросу о народах, обитавших в средней и северной России до прибытия славян // Журнал Министерства народного просвещения. 1868, июль. Ч .140. XII. С. 286-298.
5. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1896. Вып. 3-4. С. 266-279.
6. Соколов Д.Н. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. 13. Оренбург, 1904. 90 с.
7. Бергхольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. № 3-4. С. 74-84.
8. Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда Уфимской губернии // Дневник общества врачей при Казанском университете. Казань, 1884. Вып. 4. С. 227-244.
9. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897. Сер. VIII. 330 с.
10. Зеленин Д.К. О левирате и некоторых других обычаях башкир Екатеринбургского уезда // Этнографическое обозрение. 1908. Т. 78. № 3. С. 78-87.
11. Филоненко В.И. Башкиры. Уфа, 1915. 75 с.
12. Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнографической монографии. Ч. 1. Физический тип башкир. Пг., 1916. 312 с.; Ч. 2. Быт башкир. Л., 1925. 330 с.
13. Уметбаев М. Ядкарь (Памятки). Казань, 1897. 125 с.
14. Рамзи М. Талфик ал ахбар ва талких ал асар фи вакагыйи Казан вэ Булгар мулук ат-татар (Сборник сообщений и преданий о казанских, булгарских и татарских правителях и событиях, с ними связанных). Оренбург, 1908. В 2-х т. 539 с.
15. Фахретдинов Р Болгар вэ Казан тюрклере (Болгарские и татарские тюрки). Казань, 1993. 287 с. (на татар.яз.).
16. Габяши Х.-Г. Мофассал тарих кауме тюрки (Подробная история тюркских племен). Уфа, 1909. 316 с.
17. Хадыев М. Башкорт тарихы (История башкир). Казань, 1912. 71 с.
18. Валиди А.-З. Тюрк вэ татар тарихы (История тюрок и татар). Казань, 1912. 280 с.
19. Тоган З.-В. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Книга I. Перевод с турецкого Г.Г. Шафикова, А.М. Юл-дашбаева. Уфа: Китап, 1994. 400 с.
R E F E R E N C E S
1. Khvolson D.A. Izvestiya o khazarakh, burtasakh, madyarakh, slavyanakh i russkikh Abu Ali Akhme-da Ben Omar Ibn Dasta [Evidence of the Khazars, Burtases, Magyars, Slavs and Russians by Ahmed Abu Ali Ben Omar Ibn Dast]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya - Journal of the Ministry of Public Education, 1868, vol. 140. pp. 657-711. (In Russian).
2. Maliev N.M. Antropologicheskiy ocherk Bashkir [Anthropological essay on the Bashkirs]. Trudy obshchest-va estestvoispytateley - Proceedings of the Society of Naturalists. Kazan, 1876, vol. 5, part. 5, p. 32; Mali-yev N.M. K voprosu o proiskhozhdenii lesnykh bashkir [On the origin of the forest Bashkirs]. Protokoly za-sedaniy konferentsii voennoy meditsinskoy akademii za 1897-98 uchebnyy god [Minutes of Conference Meetings of the Military Medical Academy for 1897-
98 academic year]. St. Petersburg, 1902. pp. 126-130. (In Russian).
3. Florinsky VM. Bashkiriya i bashkiry: Putevyye zam-etki [Bashkiria and the Bashkirs: Travelogue]. Vestnik Evropy - Herald of Europe, 1874. vol. 6, p. 723-765. (In Russian).
4. Evropeus D. K voprosu o narodakh, obitavshikh v sred-ney i severnoy Rossii do pribytiya slavyan [On the issue about the peoples who lived in the central and northern Russia before the arrival of the Slavs]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya - Journal of the Ministry of Public Education, 1868, July, part. 140, No. 12, pp. 286-298. (In Russian).
5. Aristov N.A. Zametki ob etnicheskom sostave tyurk-skikh plemen i narodnostey i svedeniya ob ikh chislen-nosti [Notes on the ethnic composition of the Turkic tribes and peoples and information about their number]. Zhivaya starina - The Living Past, 1896, part. 3-4, pp. 266-279. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
V
/21
6. Sokolov D.N. O bashkirskikh tamgakh [On Bashkir tamgas]. Trudy Orenburskoy uchenoy arkhivnoy komissii - Proceedings of the Orenburg Scientific Archival Commission, Orenburg, 1904, part. 13, pp. 90. (In Russian).
7. Bergkholts L. Gornye bashkiry-kataytsy [Mountain Bashkirs of the Katay tribe]. Etnograficheskoe oboz-renie - Ethnographic Review, 1893, No. 3-4, pp. 74-84. (In Russian).
8. Arnoldov VA. Sanitarno-bytovoy ocherk zhizni bashkir yugo-vostochnoy chasti Sterlitamakskogo uezda Ufimskoy gubernii [Sanitary essay on the everyday life of the Bashkirs living in the south-eastern part of the Sterlitamak uyezd, Ufa Province]. Dnevnik obshchest-va vrachey pri Kazanskom universitete - Proceedings of the Medical Association at the Kazan University. Kazan, 1884, part. 4, pp. 227-244. (In Russian).
9. Rybakov S.G. Muzyka i pesni uralskikh musulman s ocherkom ikh byta [Music and songs of the Ural Muslims with an essay on their way of life]. St. Petersburg, 1897. 330 p. (In Russian).
10. Zelenin D.K. O levirate i nekotorykh drugikh obycha-yakh bashkir Ekaterinburgskogo uezda [On levirate and some other customs of the Bashkirs in the Ekaterinburg uyezd]. Etnograficheskoe obozrenie - Ethnographic Review, 1908, vol. 78, No. 3, pp. 78-87. (In Russian).
11. Filonenko VI. Bashkiry [Bashkirs]. Ufa, 1915. 75 p. (In Russian).
12. Rudenko S.I. Bashkiry: Opyt etnograficheskoy mono-grafii [Bashkirs: Attempt of ethnographic monograph]. Part. 1. Fizicheskiy tip bashkir [The physical type of the
Bashkirs]. Petrograd, 1916. 312 p.; part. 2. Byt Bashkir [Everyday Life of the Bashkirs]. Leningrad, 1925. 330 p. (In Russian).
13. Umetbaev M. Yadkar (Pamyatki) [Memo]. Kazan, 1897. 125 p. (In Tatar).
14. Ramzi M. Talfik al akhbar va talkikh al asar fi vakagyyi Kazan ve Bulgar muluk at-tatar (Sbornik soobsh-cheniy i predaniy o kazanskikh, bulgarskikh i tatar-skikh pravitelyakh i sobytiyakh, s nimi svyazannykh) [Collection of stories and legends about Kazan, Tatar and Bulgar rulers and events related to them]. Orenburg. 1908, vol. 1-2. 539 p. (In Arabian).
15. Fakhretdinov R. Bolgar ve Kazan tyurklere (Bolgarskie i tatarskie tyurki) [Bulgarian and Tatar Turks]. Kazan, 1993. 287 p. (In Tatar).
16. Gabyashi Kh.-G. Mofassal tarikh kaume tyurki (Pod-robnaya istoriya tyurkskikh plemen) [Detailed history of the Turkic tribes]. Ufa, 1909. 316 p. (In Arabian).
17. Khadiyev M. Bashkort tarikhy (Istoriya bashkir) [History of the Bashkirs]. Kazan, 1912. 71 p. (In Tatar).
18. Validi A.-Z. Tyurk ve tatar tarikhy (Istoriya tyurok i tatar) [History of the Turks and Tatars]. Kazan, 1912. 280 p. (In Tatar).
19. Validi A.-Z. Vospominaniya. Borba narodov Turkesta-na i drugikh vostochnykh musulman-tyurkov za nat-sionalnoe bytie i sokhranenie kultury [Memoirs. The struggle of the peoples of Turkestan and other Eastern Muslim Turks for national existence and preservation of culture]. Book I. Translated from Turkish by G.G. Shafikov, A.M. Yuldashbaev. Ufa, 1994. 400 p. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/21