Научная статья на тему 'Изучение исторического и культурного наследия России как способ формирования общекультурных компетенций'

Изучение исторического и культурного наследия России как способ формирования общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОСВОЕНИЕ КАМЧАТКИ / ГЕОПОЛИТИКА / CULTURE / CULTURAL AND HISTORICAL VALUES / CULTURAL TRADITIONS / ASSIMILATION OF KAMCHATKA / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Качалова Виктория Геннадьевна, Бякина Валентина Петровна

Статья посвящена вопросам освоения Камчатки и деятельности первой историко-географической экспедиции в бухту Командор, организованной Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры с целью поиска следов пребывания экипажа корабля «Св. Петр» и могилы Витуса Беринга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDING THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA AS A WAY OF MATURING OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES

The article is about the issues of assimilation of Kamchatka and the activity of the first historical-geographical expedition in the region of Commander Bay. The expedition organized by the Russian society for guarding monuments of the history and culture was aimed to find the tracks of the ship «St. Peter» and Vitas Bering’s grave

Текст научной работы на тему «Изучение исторического и культурного наследия России как способ формирования общекультурных компетенций»

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Качалова В.Г. Бякина В.П.

Статья посвящена вопросам освоения Камчатки и деятельности первой исто-рико-географической экспедиции в бухту Командор, организованной Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры с целью поиска следов пребывания экипажа корабля «Св. Петр» и могилы Витуса Беринга

The article is about the issues of assimilation of Kamchatka and the activity of the first historical-geographical expedition in the region of Commander Bay. The expedition organized by the Russian society for guarding monuments of the history and culture was aimed to find the tracks of the ship «St. Peter» and Vitas Bering's grave

Ключевые слова: культура, культурные и исторические ценности, культурные традиции, освоение Камчатки, геополитика

Key words: culture, cultural and historical values, cultural traditions, Assimilation of Kamchatka, geopolitics

В эпоху глобализации и унификации культур огромное значение приобретает сохранение национальной культуры и национальных культурных ценностей, что, в свою очередь, связано с политикой государства, направленной на распространение культурных традиций через язык «ценностной информации» о культуре, истории и т.д.

Выработка общекультурных компетенций неразрывно связана с гуманитарным образованием, которое способствует приобретению навыков логического мышления, умению обобщать факты и явления, позволяет получить знания о современном мире, обществе, человеке в единстве философских, психологических, культурологических, исторических аспектов, усвоить систему современных морально-этических ценностей. Именно гуманитарная подготовка является тем мощнейшим фундаментом, на котором формируется нравственная основа личности. Возросшие за последние годы ее значимость и сложность определяются в первую очередь радикальными изменениями, произошедшими в нравах российского общества в результате социально-политического и экономического реформирования. По данным социологов ВЦИОМ, в России в указанный период упали традиционные нравственные качества и ценности нашего народа: честность - в 5 раз; доброжелательность - в 6 раз; бескорыстие - в 8 раз. В то же время подвергается сомнениям историческое

прошлое России, предпринимаются попытки фальсификации истории, поэтому большое значение приобретают исторические знания и формирование исторической памяти молодежи.

В данной статье рассказывается о деятельности первой историко-геогра-фической экспедиции, отправленной к месту крушения пакетбота «Св. Петр» под командованием командора Витуса Беринга, посвященной 225-летию открытия Командорских островов и организованной Камчатским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966 году, с использованием дневников и воспоминаний участников экспедиции.

Экспедиция Витуса Беринга была не первой в освоении Дальнего Востока. Камчатка стала известной русским людям задолго до этого, еще в середине XVII в. Связано это с походами Семена Дежнева в 1648 году и Владимира Атласова, официально присоединившего Камчатку к России в 1697 году.

Есть сведения, что первым посетил Камчатку спутник Семена Дежнева Федот Алексеевич Попов (или Федот Алексеев). Во время разыгравшейся бури коч Дежнева долго носило по волнам, а затем прибило к берегу южнее реки Анадыря, а коч Попова пропал бесследно. Впоследствии стало известно, что он был занесен на полуостров Камчатка. Попову и его спутникам так и не удалось вернуться домой, они погибли на открытой ими земле. Коряки называли их «огненными» людьми, считали, что они бессмертны, так как ни стрела, ни копье не могли с ними ничего сделать, принимали их за богов. Но однажды русские поссорились, во время драки один из них был убит. Этот случай привел в удивление и изумление коряков. Смерть одного из русских решила судьбу остальных - все они были перерезаны.

Таким образом, несмотря на то, что русские люди побывали на Камчатке и до Атласова, только его поход положил начало присоединения далекого полуострова к Российскому государству. Поэтому А.С.Пушкин и назвал Атласова «Камчатским Ермаком», а вся его жизнь прошла в борьбе за открытие «новых землиц», за укрепление русских позиций на берегах Тихого океана. Идея похода на Камчатку принадлежит самому Атласову, который ставил при этом две основные цели: во-первых, «прииск» новых земель; во-вторых, расширение пушного промысла. Говоря о продвижении русских на Дальний Восток, надо иметь в виду тот факт, что в конце XVII в. правители России ставят перед собой задачу превращения в великую морскую державу. В то время, когда Атласов направляется к берегам Тихого океана для поиска новых земель, Петр I пробивается к Черному морю, штурмуя Азов. Постройка первых острожков на Камчатке происходит одновременно со строительством Санкт-Петербурга.

Экспедиция Атласова на Камчатку была закономерным следствием развития Российского государства, естественным требованием «поднимающейся нации», а ее предпосылкой - успех предшествующих походов русских землепроходцев.

Ко времени своего похода на Камчатку Атласов располагал не только необходимыми сведениям об этом полуострове, в его распоряжении были люди, которые там уже побывали. Основным источником сведений о первой экспедиции являются «скаски» (так тогда называли записи рассказов землепроходцев) Атласова. Это были первые известия о Камчатке, дошедшие до нас в письменном виде. Они являются выдающимися для своего времени по точности, ясности и многосторонности изложения описания Камчатского полуострова, дающие богатейший материал о его жителях, их быте и нравов.

Однако этот первый этап в истории Камчатки характеризуется почти полным отсутствием государственного интереса к этой вновь открытой земле. В течение нескольких десятилетий она является объектом частных промыслов, освоение идет, в основном, стихийным путем, это, так называемая, казачья колонизация.

При Петре I Россия становится крупной морской державой. Поиски новых морских торговых путей, исследования Севера и Дальнего Востока приобретают большое государственное значение.

Долгое время умы ученых и государственных деятелей волновал вопрос, соединяется ли Азия с Америкой или их разъединяет пролив.

Таким образом, Камчатские экспедиции были первой попыткой государственного изучения северных и восточных окраин России, и задачи перед ними ставились грандиозные - исследование побережья Северного Ледовитого океана, изучение северо-западного побережья Америки, освоение морских торговых путей в Америку и т.д.

К этому времени на Камчатке уже было несколько населенных пунктов, или острогов, как они тогда назывались: Большерецкий, Верхнее- Камчатский, Нижнее-Камчатский. Ведущую роль играл Большерецк, через который осуществлялась морская транспортная связь Камчатки с Охотском - главным портом России на северо-востоке.

Для исследования Северного морского пути и Дальнего Востока по инициативе Петра I организована Первая Камчатская экспедиция (1725-1730) под руководством Витуса Беринга, которая должна была решить ряд задач торгового, промышленного, общественно-политического и научного значения.

В силу ряда обстоятельств Первая Камчатская экспедиция не решила все задачи, которые были перед ней поставлены, поэтому в 1732 году выходит указ о снаряжении Второй Камчатской экспедиции. Перед ней были поставлены еще более широкие и важные вопросы, в разработке которых принимали участие ряд учреждений - Сенат, Академия наук, Адмиралтейств-колле-гия. В состав экспедиции входили известные ученые того времени: Г.Миллер, Г.Стеллер, И.Фишер.

О том далеком времени многое известно, но, к сожалению, весьма актуальные в наше время темы постепенно исчезают из исторической литературы. В результате работы экспедиции были открыты новые земли, собран ценный

этнографический материал о народах, прежде неизвестных или малоизвестных, открыт морской путь из Охотска в Японию, почти завершено открытие Курильских островов, исследована Камчатка, открыты Командорские острова, Алеутский архипелаг и Северо-Западное побережье Америки. Русские моряки и ученые в крайне тяжелых условиях прошли, описали и положили на карты никому еще неизвестные земли, собрали богатейший материал не только по этнографии, но и по географии, естествознанию, археологии, истории.

Работа экспедиции проходила в невероятно тяжелых условиях и продолжалась почти десять лет (1733-1743). Три года добирались участники от Петербурга до Охотска, четыре года строили здесь корабли - пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел».

17 октября 1740 года корабли «Св. Петр», ведомый командором Ви-тусом Берингом, и «Св. Павел», ведомый капитаном Алексеем Чириковым, прибыли на Камчатку в Авачинскую губу. Здесь находилось ительменское поселение Аушин и несколько домов, построенных заранее посланным туда еще летом 1739 года штурманом Иваном Елагиным. Необыкновенно удобная, закрытая со всех сторон огромная бухта привлекла внимание опытных моряков. Здесь был основан город - Петропавловск.

Описание Петропавловска в первые годы его существования оставил участник Второй Камчатской экспедиции С.П.Крашенинников в своей работе «Описание земли Камчатки»: «Там построены преизрядные домы, особливо же великолепно, по тамошнему состоянию, строение Камчатской экспедиции, которое стоит около Петропавловской гавани. Вящее ее украшение придает ему церковь с пристройным зданием, что на изрядном месте воздвигнута».

15 июня 1741 года оба корабля вышли из Авачинской губы и направились к берегам Америки. В сентябре этого же года они должны были вернуться обратно, однако во время шторма уже через 16 дней суда потеряли друг друга в тумане и с тех пор действовали самостоятельно. «Св. Павел» вернулся на Камчатку от берегов Америки 28 октября 1741 года, а «Св. Петру» не суждено было вернуться вовсе. Пакетбот достиг берегов Америки в июле, а в августе направился в обратный путь. Следуя вдоль островов Алеутской гряды, Витус Беринг открывал новые земли и наносил на карты никому еще неизвестные острова - Туманный, Евдокеевские и др. В сентябре 1741 года «Св. Петр» встал на якорь у группы островов, названных Берингом Шумагинскими, по фамилии матроса Никиты Шумагина, которого здесь похоронили. К этому времени 26 членов команды заболели цингой, в том числе и капитан-командор Витус Беринг. Покинув Шумагинские острова, корабль вышел в открытое море, а через несколько дней разразился сильный шторм. До ноября «Св. Петр» дрейфовал в водах Тихого океана, пока его не вынесло к неизвестным островам. В честь капитан-командора Витуса Беринга они были названы Командорскими. У берегов одного из них, названного именем Беринга, судно потерпело крушение. В такой сложной обстановке больной

командор собрал людей на совет. Исходя из того, что такелаж корабля находился в очень плохом состоянии, запасы продовольствия и пресной воды были на исходе, большая часть команды больна и измучена, а впереди - зима и никакой уверенности встретить в скором времени другую землю нет, решили направить судно прямо к берегу и совершить попытку высадиться.

К этому времени из 77 человек экипажа 12 умерло, 34 были больны. Пока моряки измеряли лотом глубину, пытаясь бросить якорь, корабль вдруг подхватила волна и перебросила через каменный риф в спокойную тихую бухту.

На следующий день здоровые начали переносить на берег больных. Самым выносливым из всей команды оказался адъюнкт Академии Наук Г.Стеллер. Он вместе с художником Плениснером сделал предварительную разведку и определил, что этот остров не обитаем. Во время перевозки с корабля на берег умерло еще 9 человек. Необходимо было устраивать жизнь людей. Леса для постройки жилищ на острове не было, рыть землянки не было сил, поэтому для жилья были использованы естественные углубления на берегу реки, покрыв их парусами.

«Св. Пётр» оставался стоять на своих якорях до 28 ноября, когда во время шторма лопнули все якорные канаты, и корабль выбросило на берег. Под действием больших приливов он медленно стал погружаться в пляжный песок. В таком состоянии судно пролежало до марта 1742 года.

Здесь на острове они навсегда оставили многих своих товарищей. Похоронили и капитан-командора Витуса Беринга, умершего 8 декабря 1741 года. Тело его привязали к доске и похоронили на крутом склоне левого берега реки. После смерти Беринга командование на себя принял старший по званию лейтенант Свен Ваксель.

Неутомимый исследователь Г.Стеллер изучал флору и фауну острова, отыскивал съедобные растения, составил каталог растений острова и описал 280 различных видов.

Зима прошла в очень трудных условиях, а с приходом весны люди стали думать, как им добраться до Камчатки. Моряки решили построить новый корабль из остатков разбившегося пакетбота. Свен Ваксель возглавил строительство нового «Св. Пётра».

При постройке судна моряки проявили большую находчивость. Остов, лес, гвозди, такелажное оборудование использовали со старого корабля. Для конопатки судна применили использованные канаты. Труднее всего было добыть смолу для просмаливания подводной части судна. Но и здесь выход был найден. У Свена Вакселя в запасе оказался новый якорный канат. Его разрубили на куски, сложили в медный котел, закрыли крышкой, имевшей отверстие, затем перевернули на деревянный котел с отверстием так, чтобы отверстие пришлось на отверстие. Деревянный котел обложили землей и разожгли костер. От жары смола из канатов вытапливалась и стекала в деревянный котел. Так набрали достаточное количество смолы.

К концу июля судно было готово. Моряки погрузили на корабль только самое необходимое. 13 августа 1742 года якорь был поднят и «Св. Пётр» направился к берегам Камчатки.

27 августа сорок шесть человек из семидесяти семи, отправившихся в плавание летом 1741 года к берегам Америки, благополучно вернулись в Петропавловскую гавань. На острове Беринга они оставили большую часть снаряжения экспедиции.

Бухта, где провели зимовку моряки, река и мыс в честь руководителя экспедиции получили имя Командор.

Российско-Американская компания, руководствуясь описанием участника II Камчатской экспедиции натуралиста Г.Стеллера, изданном на немецком языке, на предполагаемом месте могилы В.Беринга установила деревянный крест. В 1877 году это место проверил по Стеллеру естествоиспытатель Н.Гребницкий, назначенный для управления островами и надзора за правильностью ведения пушного промысла.

Во время работы на Командорских островах Е.Суворов (1912) дважды в 1910 и в 1911 годах посещал бухту Командор. Он видел покосившийся от времени деревянный крест. На месте склада в большой яме Е.Суворов, раскапывая песок, собрал немного разноцветного бисера, бус и гвоздей. Эти реликвии он передал в Русско-Географическое общество.

В 1935 году место гибели пакетбота «Св. Пётр» посетила фотокорреспондент Галина Санько. Она видела памятник на могиле В.Беринга, очевидно все тот же деревянный крест, и на берегу - 13 пушек.

Через шесть лет, в июне 1941 года, готовясь к юбилею 200-летия открытия Командорских островов, учителя Никольской семилетней школы посетили бухту Командор. После длительных поисков им удалось обнаружить остатки деревянного креста, описанного Е.Суворовым и пушки. На могиле В.Беринга участники экспедиции накопали высокий холм, из плавника, которого много на берегу, сбили деревянный крест, прикрепив к нему доску с надписью: «Витусу Берингу в год 200-летия со дня смерти. Могилу восстановили учителя Никольской НСШ Махоркин, Захарчук, Бондарь, промысловик Е.Степнов. 15 июня 1941 года».

Этот крест стоял до августа 1944 года, до прихода в бухту Командор экспедиции, прибывшей по заданию Военного Совета Тихоокеанского флота.

На могиле Витуса Беринга был установлен железный крест, сваренный из труб, к которому была прикреплена латунная пластинка с надписью: «Могила Витуса Беринга, умершего в декабре 1741 года. Крест восстановлен экспедицией Военного Совета ТОФ. 25 августа 1944 года».

Экспедиция произвела раскопки, обнаружив пушечные ядра, картечь, порох, лот, посуду, бусы, остатки такелажного оборудования.

Много и упорно трудились члены экспедиции в поисках пушек. Велись большие земляные работы с использованием миноискателей. Однако пушки

обнаружить не удалось. Но через два года, в 1946 году, они показались на поверхности лайды (заболоченный луг на прибрежных низменных равнинах, затопляемый во время морских приливов и обсыхающий при отливах; термин применяется для Европейского Севера и Северной Сибири).

Очевидно, во время большого шторма произошел глубокий размыв почвы. Силами общественности Алеутского района они были доставлены в село Никольское, а отсюда пропутешествовали дальше: одна из них стоит на лафете около памятника Витусу Берингу в г. Петропавловск, две - на родине прославленного мореплавателя. Советское правительство передало их правительству Дании.

По решению муниципалитета г. Хорсенса (Дания) они установлены при входе в городской сад и напоминают о прославленном соотечественнике Ви-тусе Беринге.

Интерес к истории родной земли и к подвигам первооткрывателей приводил на малоизведанный остров, место гибели пакетбота «Св. Петр», многих людей. Частные лица неоднократно производили раскопки, собирая все, что попадалось. Найденный материал не изучался и не обобщался. К тому же, большинство находок, к сожалению, бесследно исчезло. Вот почему неоднократно возникала мысль об организованном посещении и изучении места гибели пакетбота «Св. Петр», но ее осуществление стало практически возможным с организацией Камчатского отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.

Вопрос о снаряжении экспедиции на о. Беринга в бухту Командор был поставлен на областной учредительной конференции Общества в январе 1966 года и получил горячую поддержку всех участников. Решение конференции молодой, только что созданной организации - Общества охраны памятников истории и культуры - было принято как руководство к действию. Заинтересованность в снаряжении экспедиции проявили Краеведческий музей, ставший центром подготовки и организации экспедиции, Камчатский отдел Географического Общества СССР, музей Боевой Славы, участники клуба «Родина» Алеутского района.

В стенах музея рождался проект памятника на могилу знаменитого мореплавателя. После долгих споров он был решен художником музея А.Г.Бибиковым и архитектором Г.Ф.Васильевым. Решение художникам продиктовала суровая природа Командор: проект вылился в стройную, несколько суровую форму - чугунная плита, и над ней - на 3,5 метра возвышается крест. Место вечного покоя мореплавателя должно просматриваться проходящими мимо судами с моря.

С большим вниманием к заказу музея по исполнению памятника отнеслись на судоверфи. По инициативе специально созданной группы в проекте появился барельеф парусного судна. В короткий срок была прекрасно выполнена необычная работа.

В конце мая на заседании Совета Камчатского отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры был заслушан и утвержден план экспедиции в бухту Командор. Основной задачей работы экспедиции было обследование района гибели пакетбота «Св. Петр» и популяризация среди местного населения знаний по истории родного края.

План работы экспедиции заключался в следующем: составить глазомерный план бухты; произвести раскопки с целью обнаружения остатков имущества экипажа пакетбота «Св. Петр»; определить координаты могилы Витуса Беринга; установить памятник на его могиле; чтение лекций, докладов, бесед на краеведческие темы.

13 июня 1966 года из г. Петропавловск-Камчатский на теплоходе «Николаевск» экспедиция отправилась в бухту Командор в следующем составе: В.Н.Виноградов - руководитель экспедиции; В.П.Бякина - научный сотрудник Камчатского краеведческого музея; А.А.Габриелян, Э.И.Гребзды, Л.Б.Дмитриев, Ю.П.Масуренков - сотрудники института вулканологии Сибирского отделения АН СССР; А.И.Соловьев - сотрудник музея Боевой Славы.

В бухту Командор экспедиция прибыла 17 июня 1966 года и сразу же приступила к работе в соответствии с намеченным планом.

Как отмечалось выше, бухта Командор неоднократно посещалась, и раскопки производились всеми, кто там бывал. Вследствие этого почти все было перекопано, и проведение работ по методике археологических раскопок было исключено. Используя описание Е.Суворова и в результате рекогносцировочных маршрутов, удалось установить место склада и жилых землянок. Последние находились на левом берегу реки Командор в ямах между береговыми валами, в то время еще не покрытые растительностью. Контуры землянок хорошо просматривались.

Как уже сообщалось, члены экспедиции Беринга взяли с собой самое необходимое, все остальное имущество было оставлено на берегу. Л.Берг сообщает о наличии описи всему, что было оставлено на острове, в особом сарае: «Кроме такелажа и запасных частей к нему, в описи упомянуты 9 пушек чугунных, трехфунтовых, 5 пушек двухфунтовых, ядер трехфунтовых - 20, пушечного пороху промоклого - 31 пуд, «флаг: 1 адмирала» и пр. Затем «подарочные вещи, китайки васильковой мокрой - концов 2, шару (табаку) китайского гнилого фунтов - 39 и %, мешков холщевых - 2, наперстков медных и железных - 40, шил разных рук, колокольчиков медных - 64, зеркал - 8 (негодных), ножей с череньем и без череньев - 177, топоров - 5 (негодных)».

На первом этапе раскопки были сосредоточены в районе склада, где было оставлено имущество пакетбота «Св. Петр». При этом было установлено, что весь участок перекопан, так как структура почвы нарушена. Все обнаруженные предметы очень осторожно извлекались из почвы и складывались в отдельные ящики для последующей обработки и полевого описания.

В результате проводимых раскопок обнаружены остатки многих предметов быта потерпевших кораблекрушение и имущество пакетбота «Св. Петр». Хотя почти все предметы, вследствие длительного пребывания в земле, потеряли свой первоначальный вид, но по некоторым частям можно судить об их назначении. Это - замки кремневых ружей, топоры, предметы такелажа парусного судна, корабельные гвозди, стекло, кожа, подковки сапог, куски обуглившегося каната, из которого плавили смолу и так далее. Сравнительно хорошо сохранился бисер и бусы, которых, очевидно, на корабле имелось большое количество для обмена с местными жителями и подарков.

Наличие оставленных с пакетбота «Св. Петр» пушек в бухте Командор, как уже сообщалось, было известно с 1935 года. В июне 1941 года пушки видели учителя Никольской школы.

Для уточнения предполагаемого места нахождения пушек экспедицией был приглашен один из старейших командорских жителей, видевший пушки в 1946 году. С его помощью и на основании описания И.Ф.Махоркина определили прямоугольник песчаного пляжа в приливной полосе. Работы по поиску проводились только во время отлива. В общей сложности удалось исследовать намеченный участок на глубину почти 3 метра, но проводимые работы результатов не принесли.

Возможно, была допущена ошибка в определении первоначального места нахождения пушек. По рассказам местных жителей было установлено, что берег сильно изменяется под воздействием внешних факторов. Так, с 1941 года он отступил на 8-10 метров. Результаты работ утвердили в мысли, что дальнейший поиск целесообразен только при условии оснащения современными приборами поиска.

Член экспедиции фотограф Л.Дмитриев сделал глазомерную съемку бухты в масштабе 1:5000. На основании этого сотрудник института вулканологии Сибирского отделения АН СССР З.Фохт составил схему бухты. Она воспроизвела полную картину месторасположения экспедиции потерпевшего крушение пакетбота «Св. Петр». На схеме были условными знаками нанесены землянки, где жили моряки, склад с имуществом и участок, где плавили смолу из канатов для нового судна, предполагаемое место нахождения пушек и памятник на могиле В.Беринга. Схема бухты Командор впервые дает графическое изображение отдельных объектов на месте почти девятимесячного пребывания экипажа пакетбота «Св. Петр». Она заняла достойное место в экспозициях камчатских музеев - Краеведческом и Боевой Славы, а также в Алеутском народном музее.

Из-за отсутствия специальных приборов на месте координаты могилы Витуса Беринга были определены по крупномасштабной карте с сеткой координат Гауссе-Крюгера. Приблизительные координаты могилы Витуса Беринга следующие: - 50 градусов 55 минут 30 секунд - северной широты; - 166 градусов 30 минут 20 секунд - восточной долготы.

Экспедиция закончила свою работу в бухте Командор установкой памятника на могиле прославленного мореплавателя Витуса Беринга. Могила В.Беринга была реставрирована, основание ее забетонировано, подходы к могиле благоустроены. Площадка и дорожка засыпаны галькой, скосы покрыты дерном. К бетонному основанию могилы пристроили бордюр, в который посадили кусты рододендрона камчатского.

На бетонном основании установлена чугунная плита размером 110x180 сантиметров с надписью: «1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки. Июнь, 1966 год».

Крест, установленный экспедицией Тихоокеанского флота в 1944 году, заменен новым - большим железным крестом, возвышающимся над плитой на высоту 3,5 метра. Прежний крест доставлен в музей Боевой Славы.

11 июля 1966 года состоялось торжественное открытие нового памятника. Руководитель экспедиции В.Н.Виноградов напомнил собравшимся о значении II Камчатской экспедиции и роли в ее организации В.Беринга. В честь прославленного мореплавателя прогремел троекратный салют. Созданный на могиле В.Беринга памятник являлся самым восточным на территории Камчатской области и одним из восточных на территории СССР. В ясную погоду он хорошо виден со стороны моря. Данная экспедиция в бухту Командор явилась общественным начинанием, как по замыслу, так и по воплощению. Множество Камчатских организаций оказывали безвозмездную помощь, как во время ее организации экспедиции, так и за время ее работы. В Петропавловске - это Камчатский областной краеведческий музей, институт вулканологии Сибирского отделения АН СССР, Камчатский областной Совет по туризму, музей Боевой Славы, судоремонтная верфь, Камчатское управление морского пароходства и ряд других организаций.

В России народ свято чтит подвиги русских мореплавателей, открывших новые земли и исследовавших в XVIII веке северную часть Тихого океана. Собранные материалы пополнили экспозиции камчатских музеев о II Камчатской экспедиции, работа которой третье столетие привлекает внимание исследователей. Материалы, собранные экспедицией, дополнили знания о пребывании на острове и оказавшемся в очень тяжелом положении экипажа пакетбота «Св. Петр». Очевидно, основная масса вещей уже вывезена из бухты Командор и тем дороже реликвии, найденные в результате работы экспедиции 1966 года.

Экспедиция 1966 года была первой экспедицией, организованной Камчатским отделением Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. Но ведь в каждом уголке огромной России очень много исторических мест, которые ждут своих археологов и историков.

В настоящее время данная тема особенно актуальна. Территориальные претензии Японии на Курильские острова заставляют по-иному посмотреть на необходимость изучения освоения и истории Дальнего Востока, задуматься над геополитическими процессами как далекого прошлого, так и настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.