Научная статья на тему 'Открытие Командорских островов (275 лет)'

Открытие Командорских островов (275 лет) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
41
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К.А. Шопотов

Посвящается д.и.н. Борису Петровичу Полевому

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — К.А. Шопотов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

An essay by Admiral Konstantin Shopotov commemorates the 275th anniversary of discovery of the Commander Islands during the Second Kamchatka Expedition, which resulted in the founding of the city of Petropavlovsk Kamchatsky; it also gives an overview of comprehensive Russian-Danish archeological expedition seeking the grave of Captain Vitus Bering and the expedition shipwrecks.

Текст научной работы на тему «Открытие Командорских островов (275 лет)»

Открытие Командорских островов (275 лет).

К.А. Шопотов (Подводно-археологическая экспедиция «Память Балтики», Санкт-Петербург)

Посвящается д.и.н.. Борису Петровичу Полевому

An essay by Admiral Konstantin Shopotov commemorates the 275th anniversary of discovery of the Commander Islands during the Second Kamchatka Expedition, which resulted in the founding of the city of Petropavlovsk Kamchatsky; it also gives an overview of comprehensive Russian-Danish archeological expedition seeking the grave of Captain Vitus Bering and the expedition shipwrecks.

Минувший год ознаменовался 275-летием открытия Командорских островов и 25-летием проведения Комплексной международной историко-культурной

экспедицией «Беринг-91», созданной под эгидой ИА АН СССР, в которую штатно были включены сотрудники ленинградского подводно-археологического общества «Память Балтики». Инициатором проведения изысканий в 1991 году, выступили Международное общество «Подводный мир» и московский клуб «Приключение», в лице известных путешественников А.В. Шумилова и К.Ю. Станюковича, сумевшие заинтересовать как и Институт Археологии Академии Наук, так и Исторический музей города Хорсенса ( Дания, родина В. Й. Беринга). Главная цель экспедиции

заключалась в поиске могилы капитан - командора, с последующей эксгумацией черепа и проведением по методу М.М.Герасимова восстановительной реконструкции лица Великого мореплавателя, дабы подтвердить или развенчать идею о принадлежности знаменитого портретного изображения Беринга не мореплавателю Витусу Йонассену, а его дяде - поэту, Витусу Педерсу Берингу.

В 1740 году в Охотске была построили пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» для восточного отряда Второй Камчатской экспедиции Беринга - Чирикова, с целью определить «как далека Америка от Камчатки», и 8 сентября они ушли в Авачинскую губу. 6 октября «Св. Петр» под командованием начальника экспедиции капитан - командора Витуса Беринга и пакетбот «Св. Павел» под командованием капитана А.И. Чирикова вошли в Авачинскую губу и встали на якоря в уютной гавани, получившей название Петропавловской по имени пакетботов, а уже по ее названию и создающийся город получил славное имя Петропавловск! К приходу кораблей экспедиции «под руководством мичмана И.Ф.Елагина были возведены: жилой дом на пять квартир, три казармы, три амбара и, несколько позже, церковь».1

5 мая 1741 года Беринг собрал совещание, на котором в соответствии с Указом Сената, принятого на основе настоятельного доклада авантюриста и прямого шпиона, закрепившегося профессором в Российской Академии, француза Жозефа Делиля, требовалось, экспедиции отправиться на поиски мифической Земли де Гамы, находящейся по его наляпанному на карте чертежу, южнее Камчатки. Сейчас разобрались, что голландский мореплаватель Де Фриз, действительно оказался в районе южных Курильских островов и назвал их Землей де Гамы, но Берингу и Чирикову нужно было идти к Америке, а где она -неизвестно. Именно потеря времени предрешила все

свалившиеся на экспедицию беды. Совещание приняло решение первоначально следовать на юг, искать согласно карты профессора Делиля землю де Гамы, тем более, в составе экспедиции шел родственник, представляющийся как профессор астрономии Людвиг Делиль де ла Кроер, в свое время кавалерийский офицер, а сейчас крупный специалист по изготовлению самогона из сладкой камчатской травы...

4 июня пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» вышли из Авачинской губы с исторической целью выяснить, как далека Америка от берегов Камчатки, но легли курсом к югу на поиски мифической Земли де Гамы. Спустились до 46 параллели, Землю де Гамы не нашли, в тумане корабли потеряли друг друга и тогда, 23 июня, капитан Флота А.И. Чириков, отказавших от дальнейших бесплодных поисков, взял курс на восток. На всем переходе, на пакетботе «Св. Павел» постоянно велись гидрометеорологические наблюдения, изучали течения, отмечались все натуралистические наблюдения на море. День 15 июля стал подлинно знаменательным в истории великих географических открытий, что четко записано в шканечном журнале пакетбота «Св. Павел»: «В 2 часа пополуночи впереди себя увидели землю, на которой горы высокие, а тогда еще не очень было светло, того ради легли в дрейф. В 3 —м часу стало быть землю свободнее видеть, на которой виден был и оную признаваем мы подлинною Америкою по месту, по положению ее, по длине и по ширине; а в три часа пополуночи были в ширине 55 градусов 21 минуту2 Следуя на

север и отыскивая место якорной стоянки пакетбота, 17 июля, в районе пролива Лисянского, разделяющего острова Якобия и Чичагова, Чириков послал одну за другой обе свои шлюпки во главе с флотским мастером А.М. Дементьевым и боцманом Сидором Савельевым, которые в широте 57 градусов 50 минут отошли от корабля к видневшемуся заливу и, не смотря на тщательный инструктаж командира, никаких сигналов не дали и назад не вернулись - судьба 15 русских моряков до сих пор неизвестна...

На обратном пути к Камчатке были открыты острова Афогнак, Кадьяк, Умнак, Адах, Агатту и Атту Алеутской гряды. Претерпевая мучения от недостатка воды, навалившейся цинги Чириков и лейтенанты Чихачев и Плаутин слегли и пакетбот «Св. Павел» довел до Авачинской губы мичман Елагин. 9 октября 1741 года пакетбот «Св. Павел» точно вошел в Авачинскую губу. Всего 2 дня до подхода к Аваче не дожили старший офицер пакетбота лейтенант И.Л. Чихачев и лейтенант М.Г. Плаутин. Делиль де ла Кройер уже в гавани вышел на палубу, упал и умер. Капитана флота А.И. Чирикова, которого священнослужитель уже отпел, как готового уйти из жизни, на руках снесли на берег! Отошел, выжил.

Беринг подошел к побережью Северной Америки в районе острова Каяк (хотя его Беринг назвал остров Св. Илии) на полтора суток позже Чирикова, постоял на якоре 10 часов, не набрал полностью воды и повернул к берегам

Камчатки. Не рассчитали правильно порядок перехода, теряли время на подход к открытым островам набирать воду и попали в полосу жестоких штормов.

За три месяца плавания экипаж выбился из сил: стесненность в под палубном помещении команды, цинга, которой болело уже более 40 человек, включая Беринга, 12 человек уже отпели и опустили за борт. Штурмана потеряли место. Пакетбот «Св. Петр» потерял управление, что признает и сам лейтенант Свен Ваксель, старший офицер, вступивший в управление кораблем в связи с давно больным командиром Витусом Берингом: «Наш корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать. В таком ужасном состоянии мы дрейфовали по морю в различных направлениях до 4 ноября, когда в 8 часов утра увидели землю - высокие горы, покрытые снегом».3

С этим откровением старшего офицера я знаком давно. Сам в своей службе на флоте дважды прошел эту очень серьезную, ответственную, но очень дорогую и важную для любого корабельного офицера должность старпома. Шведа на русской службе лейтенанта Вакселя по его просьбе участвовать во Второй Камчатской экспедиции определили штурманом и только лично Беринг, уже позже, взял его к себе на пакетбот старшим офицером в твердой уверенности, что Ваксель в любой момент полностью заменит командира! И надо же такое откровение. Что можно здесь сказать. Первое -это письменно, навечно опорочить и себя и вверенный тебе

экипаж корабля. Сознательно или нет - сказать трудно. Второе - штурмана потеряли «место». Плохо, стыдно, но в море такое бывает. В данном случае сам добывай место корабля. Но фактически картина была несколько иная. Дело в том, что все исследователи плавания Беринга, в основном опирались, как на последнюю инстанцию, на книгу Вакселя «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга», написанную через 15 лет после плавания.

Но в 1995 году в Москве издательством «РА№> в переводе появился «Дневник плавания с Берингом к американским берегам 1741-1742» участника плавания на пакетботе «Св. Петр» Георга Вильгельма Стеллера, адьюнкта натуральной истории Санкт - Петербургской Академии наук - всемирно признанный своим высоким научным уровнем и порядочностью исследователь. Дневник написан сразу, в 1743 году, по свежей памяти. Не все трактовки Вакселя выдерживают критику. Пожалуй, главное: «Наш корабль плыл как кусок мертвого дерева.» - пишет Ваксель. Сомнительно. Смотрим карту плавания Беринга от Америки к Камчатке. Простым глазом видно, что курс пакетбота «Св. Петр» от 170 меридиана идет к северо - западу, а на конечном участке, уже на подходе к камчатским берегам - идет чисто к северу. Зачем уходить от Авачинской губы, от Камчатки?

Объяснение этому странному плаванию дает Стеллер: « Итак, вопреки всем резонам мы пошли на север, потому что, как сказал мастер Хитров лейтенанту Вакселю, иначе

счисление нашей долготы не будет правильным. они готовы были поставить на карту наше благополучие, чем признаться в ошибке. Но по многим обстоятельствам представляется, что за этим решением скрывается некая тайная причинная из личных намерений, они хотели идти на север, чтобы необходимо стало плыть к устью Камчатки, а не в Авачу. 31 октября, 1, 2 и 3 ноября не случилось ничего достойного упоминания, за исключением того, что наши больные стали вдруг умирать очень быстро и буквально один за другим и нам с трудом удавалось управлять судном или менять паруса. Однако мы шли к северу, до 56 - го градуса. 4 ноября мы плыли курсом WtZ с попутным ветром. Утром 5 ноября было приказано убавить парусов во избежание посадки на мель. Все стояли на палубе и смотрели вокруг в поисках земли, потому, что ее наличие здесь было предсказано с математической точностью. К нашему удивлению случилось, что в девять часов мы увидели землю. Безмерна наша радость при виде земли. Полумертвые выползли на палубу, чтобы на нее взглянуть. Мы услышали произнесенные нашим оратором (флота мастер Сафрон Хитров - К.Ш.) уверенные слова: « Будь даже тысяча штурманов, им и то не удалось бы так точно проложить курс». 4

Ваксель возликовал, что подошли буквально к входу в Авачинскую губу, похвастал: «Мало кто из мореплавателей смог бы так же точно вывести корабль к намеченному месту... »,5 хотя данные широты, которые удалось получить с

помощью градштока, говорили о том, что пакетбот «Св. Петр» находится ровно на 2,5 градуса по широте севернее Авачинской губы, а это почти 280 километров!

И теперь наиболее веское: в своем рапорте в Государственную Адмиралтейств- коллегию о плавании пакетбота «Св. Павел» к берегам Америки; Ваксель указывает, что земля, которую они обнаружили и на которую он принял решение высаживаться «по обсервации оная земля лежит в ширине 54 градуса», а фактически остров лежит между 55 и 56 градусом северной широты. 6

Это серьезная подтасовка: так Ваксель пытается оправдать решение высаживаться на необитаемый остров, что привело к гибели корабля, смертям членов экипажа, включая капитан- командора Беринга. А ведь месяц назад, от той же точки Америки, откуда начал возвратное плавание пакетбот «Св. Петр», даже несколько позже, начал переход к Камчатке капитан А.И. Чириков. Шел тщательно рассчитанным путем, при той же штормовой погоде, но точно привел свой пакетбот «Св. Павел» в Авачинскую губу месяцем ранее «Св. Петра», 8 октября. Тяжело больной капитан Чириков постоянно корректировал курс корабля, а мичман И.Ф. Елагин, к тому же, как единственный державшийся с трудом на ногах офицер, несходно находился на палубе, самостоятельно управляя с ослабевшей командой кораблем и довел пакетбот «Св. Павел» до Авачинской губы!

Команду «Св. Петра» собрали и убедили, что это Камчатка. Решили высаживаться на увиденную землю, направились прямо к видневшейся у берега бухточки. Поднялось волнение. Пакетбот потащило прямо на видневшиеся впереди в брызгах волн камни. Запаниковали. Отдали один якорь - якорный канат порвало, отдали второй -якорный канат порвало. Начали готовить последний третий становой якорь, но Бог смилостивился и пакетбот «Св. Петр» подогнало штормовой волной к кипящим в камнях бурунам и перекинуло в тихую уютную бухточку. С трудом высадились на берег необитаемого, неизвестного, скалистого острова, где встретились с никогда не видевшими человека каланами,

котиками, сивучами, тысячами песцов, и почти дающимся в руки куропатками. И что важно отметить, медленно и важно разгуливающими огромными морскими коровами, непрерывно жующими морскую капусту, один из немногих в мире ареал распространения которых обитал именно на этом острове. С 7 ноября начали высадку на берег.

9 ноября переправили на носилках Беринга и разместили в отдельную палатку. Команда разбилась на товарищеские группы, и далее жили самостоятельно, группами: строительство жилища, добыча охотой, рыбалка, поиск плавника на дрова. К 12 членам экипажа, умершим еще в море, добавились и на острове - 8 декабря умер начальник Второй Камчатской экспедиции, командир пакетбота «Св. Петр» капитан - командор Витус Йонассен Беринг. К весне 1742 года, из 75 членов экипажа в живых осталось 46 человек, морякам удалось построить из имеющихся стройматериалов небольшое судно класса «гукор», на котором, в августе того же года, пройдя порядка 250 км., достигли вожделенной Авачинской губы.

-ОНа место лагеря экипажа пакетбота «Святой Петр» в

бухте Командор острова Беринга в 1979-81 годах под

патронажем Института истории, археологии и этнографии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

народов Дальнего Востока, в лице научных сотрудников Г.Л.

Силантьева и ВД. Линькова проводились дебютные

изыскания, получившие неоднозначную оценку специалистов

в дальнейшем. На тот момент исследователями из Владивостока была описана номенклатура собранных предметов - несколько сотен единиц: железные части пакетбота, посуда, детали одежды и обуви, предметы вооружения, канцелярские принадлежности, приборы и штурманский инструмент, личные вещи, монеты, предметы, предназначенные для подарков жителям Америки, часть коллекции, собранной во время плавания. Было идентифицировано 11 и поднято 7 пушек.

Бухта Командор - святыня Российского флота. Для экспедиции «Беринг - 91» главной задачей стал поиск могилы Беринга. Доктор исторических наук Борис Петрович Полевой, как представитель Ленинградского научного центра в Академии наук СССР и ведущий специалист по истории географических открытий на Севере, Дальнем Востоке и в Северной части Тихого океана, подключился к научной подготовке экспедиции «Беринг - 91» и предложил включить в экспедицию подводно - археологический отряд из общества «Память Балтики», под командой К.А. Шопотова.

Солнечным днем 23 июля 1991 баржа Командорского зверозавода приткнулась к отмели бухты Командор: мы зачарованно смотрели на раскинувшуюся перед нами долину, невысокие горы, вьющейся среди зарослей кустарникового ольховника речки - 250 лет так же с моря увидели эту же бухту и моряки пакетбота «Св. Петр»!

Остров Беринга имеет длину около 90 км и ширину -18 км. В прибрежных водах встречается около 17 видов китов, установлено 180 видов и подвидов птиц, 55 из них гнездятся на островах. На необитаемых островках Топорков и Арий Камень - царство птиц. Символом островов, пожалуй, является вездесущие песцы, обитают сбежавшие из зверозавода норки и бродят одичавшие стада оленей. Крупных хищников нет, пожалуй, кроме человека. Климат на островах - океанический, погода - взрывная.

Перетащили на берег скарб экспедиции, быстро раскинули палаточный городок и приступили к работе. На основе ранее изученных архивных документов и, прежде всего, выписок из шканечного журнала пакетбота «Св. Пётр»,

на карту бухты Командор было нанесено место якорной стоянки корабля перед тем, как его 28 ноября сорвало с якорей и выбросило на берег. С помощью теодолитов установили ведущий и секущий створы и по ним выставили буй в точке вероятного нахождения якорей.

Выстроив район поиска квадратом 800 х 800 метров с центром в точке вероятного нахождения якорного поля, мы начали его тщательное подводное обследование. Поставив для ориентировки буи и сетку из концов, щедро вынесенным Беринговым морем от рыболовецких сетей, в основном -японских, поиск вели методом буксировки аквалангиста за шлюпкой. Аквалангист шел за буксиром под водой, обследуя полосу шириной не более 5 метров, что определяла видимость в подводном положении. В течение 10 дней, когда позволяла погода, с расчетом перекрытия, через каждые 3 метра был обследован весь район нахождения якорей. Глубина поиска -до 15 метров, температура воды на глубине 5-70 С. В этих условиях аквалангист мог находиться под водой не более 5060 минут. Работы прерывали только по условиям шторма. В такие дни готовили буи и концы от рыболовных сетей для системы координирования района поиска, проверяли технику и снаряжение аквалангистов, мучились с компрессором «Старт» на котором сидел Александр Рубайло, так как при выгрузке с «Академика Курчатова» умудрился подвернуть ногу, и помогали сухопутным археологам на трудоёмких работах. Наша отважная аквалангистка, кстати, преподаватель музыкальной школы, Марина Михайлова с

К.А.Шопотов Открытие командорских островов

особым удовольствием работала в раскопе, напоминающем небольшой окопчик, где Черносвитов вел поиски следов неолита. Валера Дронов, благодаря своей физической мощи, трудился по подъему пушек, на поиск якорей пакетбота «Св. Петр» независимо от погоды шли К.А. Шопотов, В.Н. Поляков, Д.Ю. Столбов, И.А Пятериченко.

В последний день нашей работы в бухте Командор мы наблюдали интересное атмосферное явление, которым постарались воспользоваться. С утра восстановилось безветрие, зеркало бухты ровное, без единой морщинки, только со стороны океана вал за валом накатывалась могуче-тяжелая зыбь -предвестник надвигающегося шторма. Все вокруг в природе застыло в состоянии какого-то напряженного ожидания. Сборы аквалангистов оказались скорыми, мотор шлюпки к нашему изумлению завелся сразу и мы через несколько минут оказались в районе поиска, ставший близким и родным, как собственный огород. Нас поразило странное явление моря: все дни работы видимость под водой не превышала и 5 метров, а сейчас до глубины 17 метров мы отчетливо видели дно, покрытое волнистыми песчаными валами, редкую растительность, т.е. видимость полная! Даже увидели на глубине 15 м и подняли ранее потерянный водолазный нож! Решили не производить спуски аквалангистов, а осмотреть весь свой район исследования с нашей резиновой лодки под мотором. Не прерываясь на обед, до вечера мы заново обследовали весь заданный нам район поиска параллельными, а затем перпендикулярными галсами.

Выявили, что, в основном, в бухте ровное, песчаное, чистое дно, ближе к рифам - мощные заросли капусты, практически отсутствуют морские ежи и морские звезды, в обследуемом районе на поверхности дна якорей нет.

Исходя из того, что после недавно прошедшего землетрясения, находящиеся на берегу, на песчаной лайде, пушки пакетбота «Св. Пётр» ушли под слой песка на глубину до 4 метров, то существует полная вероятность, что под воздействием волновых толчков, движения песка, якоря пакетбота ушли глубоко в песок на дне бухты Командор. Даже в случае обнаружения якорей магнитометром, достать их из слоя песка на глубине моря 15 метров практически не реально. Перед входными рифами бухты Командор, имеющими довольно узкий проход, мористее, мы обнаружили в расстоянии примерно 1000 м от береговой полосы второй барьерный риф, расположенный параллельно береговой черте и покрытый мощными зарослями капусты. Это, наверняка, и определило те записи в документах членов экипажа пакетбота «Св. Петр»: «Перебросило через риф», и «протащило между рифами». Через первый барьерный риф пакетбот перебросило волной, а в проход между образующимися подкову береговыми рифами протащило. Наши натурные наблюдения района бухты Командор позволили более правильно воссоздать картину входа в бухту пакетбота «Св. Петр» в штормовую ночь 5 ноября 1741 года.

Благодаря преподнесенному подарку природы, мы полностью закончили поставленную задачу по поиску якорей пакетбота «Св. Петр»: провели тщательную визуальную подводно - археологическую разведку на площади в несколько тысяч квадратных метров акватории бухты Командор острова Беринга. Целью разведки было

обнаружение утерянных пакетботом «Св. Петр» якорей, однако найти их не удалось. Есть все основания полагать, что якоря погребены под современными песчанно - галечными отложениями. В ходе работы на прибрежной косе бухты Командор мы собрали остатки фрагмента палубы «Св. Пётр», найденного мною в приезд в бухту Командор год назад и переданы: одна часть в Краеведческий музей села Никольское, а вторая часть - в Краеведческий музей города Петропавловска - Камчатского. В единственном на острове Беринга селе Никольском, являющемся Алеутским национальным центром, у берега Берингова моря, на исторической площадке Музея установлено три памятника Витусу Берингу.

Далее наш подводно - археологический отряд перебазировался к озеру Саранному, находящемуся в 10 км от села Никольского, для определения места вероятного нахождения американского самолета типа «Каталина». В 1944 г. при бомбардировке японских островов он был поврежден зенитным огнем, не мог долететь до своей авиабазы Дач-Харбор на Алеутских островах и сел на озеро Саранном. Севший рядом напарник снял экипаж, расстрелял «Каталину» и она легла на глубину 12 метров. Все это, якобы, наблюдали два алеута, благоразумно укрывшихся за ближней сопкой. По скудным и разноречивым данным, собранным нами в поселке, и изучив топографию Саранного, мы выставили буй в точке примерного района гибели самолета.

К.А.Шопотов Открытие командорских островов

Трое суток вели подводный поиск тем же методом буксировки аквалангиста за шлюпкой. Условия поиска значительно хуже: видимость под водой - всего 2 метра. Очевидно, что вести поиск в обширном районе при такой видимости можно только техническими средствами с маломерных судов, используя либо поисковый гидролокатор, либо магнитометр. Мне удалось облететь озеро на вертолете, но пресная вода озера Саранного, когда солнце скрылось за облаками, была непроницаема. По просьбе директора Командорского зверозавода товарища П.М. Мазиева одни сутки в нашей работе мы выделили для производства подводной фотосъёмки опытного участка выращивания мидий на озере Гладковском острова Медный. Побывать на Медном, в бухте Преображения - большое счастье! Подводную фотосъемку произвели Александр Рубайло и Дмитрий Столбов. Фототехника сработала хорошо. Слайдовские пленки проявлены. Качество съёмок отличное. Серьезный интерес к нашим работам проявили председатель Райисполкома товарищ С.И. Мечетин и музей села Никольского. Они видят в наших работах начало подводно-археологических исследований бухт Командорских островов и убеждены, что они дадут большую информацию, уточняющую историческое прошлое острова Беринга и острова Медного.

А московские археологи тем временем вели поиск оставшихся в песке лайды четырех пушек с пакетбота «Св. Пётр», исследовали район базирования экипажа пакетбота, но главным для них был поиск могилы Беринга. Станюкович

начал искать могилу Беринга на левом низменном берегу речки Командор, недалеко от её впадения в бухту Командор Берингова моря. Он четко определил небольшой участок, где брали пробы грунта, считая, что если наткнуться на останки похороненных членов экипажа пакетбота, то химический анализ покажет: да, здесь захоронено что-то теплокровное, правда, возможно, человек, а возможно котик или песец. На вопрос Станюковичу, почему именно в этом малом конкретном участке берутся пробы, он от прямого ответа уклонился. А причем здесь «теплокровные»: ведь от человека за 250 лет наверняка сохранились только кости? В наш лагерь в бухте Командор прибыл секретарь газеты «Камчатская правда» Жилин М.Я. и мы с ним сразу как - то высказали сомнение в научной обоснованности этих работ.

Наконец, уже после того как и оставшиеся четыре пушки были найдены и подняты, и на предполагаемом месте захоронения моряков с экипажа Беринга всё было покрыто пробными шурфами, и мы заканчивали работу в бухте Командор, на горизонте появился красавец - пограничный сторожевой корабль «Имени 70 - летия погранвойск КГБ»! На корабле А.В. Шумилов доставил команду датских археологов. Мы сразу стали называться «Советско - датская экспедиция «Беринг - 91», а Шумилов оказался главным начальником. Шумная, но организованная высадка, знакомство и быстрое бытоустройство наших новых коллег. В составе датской группы прибыли: Оле Шёрринг - директор исторического музея из Хорсенса, где родился капитан - командор Витус

К.А.Шопотов Открытие командорских островов

Йонассен Беринг, Клаэс Скат - Рёрдам - потомок Витуса Йонассена Беринга, Альбретхсен Свен Эрик - археолог, национальный музей г. Копенгагена, Петерсен Сёрен Готтфред - археолог, Орла Мадсен, Хаткорн Лаурсен Марти -журналист, Петерсен Стен Тофт - переводчик, Андерсон Хенрик, Йергенсен Джеспер Вестли - форокорреспондент, Сирз Дэвид Гордон - американский журналист.

Мы еще застали ход работы археологов, но вскоре убыли к озеру Саранному, поэтому официальное описание поиска могилы Беринга представляю так, как изложено профессором Звягиным В.Н. и историком - географом Епишкиным С.М. в известном сегодня очерке «Четверть тысячелетия спустя».

Примечания:

1. Стеллер Г.В. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки 1741 - 1742.М. Издательство «ПА№>.1995.С.154.

2. Шопотов К. А. Великий русский мореплаватель Алексей Чириков. Издательство «ГеоГраф» Санкт-Петербург. 2005. С. 93.

3. Ваксель С. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. М -Л;. 1940 .С.70 - 71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Стеллер Г.В. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки 1741 - 742. М. Издательство «РА№>.1995. С. 90 - 92.

5. Голубев. Г.Н. Колумбы росские. М. Советский писатель. 1989. С. 299.

6. Свен Ваксель Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. Издательство Главсевморпути. Ленинград - Москва. 1940.С.144.