Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА – РУССКЫЙ ЯЗЫК'

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА – РУССКЫЙ ЯЗЫК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / Узбекистан / университеты / динамика интереса к изучению русского как иностранного / причины выбора русского как иностранного / Russian as a foreign language / Uzbekistan / universities / dynamics of interest in studying Russian as a foreign language / reasons for choosing Russian as a foreign language.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авлиякулов, Зокир Авазович, Абдуллаева, Дилшода Бахромовна, Джураев, Атхамжон Шухратжонович

Мониторинг интереса к изучению русского языка является одним из основных направлений деятельности по поддержке и продвижению русского языка. Актуальность статьи обусловлена недостаточным количеством современных исследований, посвященных положению русского языка в академическом образовательном пространстве. Цель исследования проследить динамику изучения русского языка как иностранного (РКИ) в узбекских университетах за последние пять лет и выявить приоритетные факторы, послужившие причиной выбора русского языка для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITIES UZBEKISTAN – RUSSIAN LANGUAGE

Monitoring interest in learning the Russian language is one of the main activities to support and promote the Russian language. The relevance of the article is due to the insufficient number of modern studies devoted to the position of the Russian language in the academic educational space. The purpose of the study is to trace the dynamics of studying Russian as a foreign language (RFL) at Uzbek universities over the past five years and identify priority factors that led to the choice of Russian for study.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА – РУССКЫЙ ЯЗЫК»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА - РУССКЫЙ ЯЗЫК Авлиякулов Зокир Авазович

Преподаватель Термезского Государственного педагогического института

Электронная почта: zokiravliyoqulov@gmail.com

Абдуллаева Дилшода Бахромовна

студентка 2-курса 205-группы Факультет "Филологии" по направлению русский язык и литература в иноязычных группах Термезского Государственного педагогического института.

Джураев Атхамжон Шухратжонович

студент 2-курса 201-группы Факультет "Филологии" по направлению русский язык и литература в иноязычных группах Термезского Государственного педагогического института.

АННОТАЦИЯ

Мониторинг интереса к изучению русского языка является одним из основных направлений деятельности по поддержке и продвижению русского языка. Актуальность статьи обусловлена недостаточным количеством современных исследований, посвященных положению русского языка в академическом образовательном пространстве. Цель исследования -проследить динамику изучения русского языка как иностранного (РКИ) в узбекских университетах за последние пять лет и выявить приоритетные факторы, послужившие причиной выбора русского языка для изучения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, Узбекистан, университеты, динамика интереса к изучению русского как иностранного, причины выбора русского как иностранного.

Monitoring interest in learning the Russian language is one of the main activities to support and promote the Russian language. The relevance of the article is due to the insufficient number of modern studies devoted to the position of the Russian language in the academic educational space. The purpose of the study is to trace the dynamics of studying Russian as a foreign language (RFL) at Uzbek universities over the past five years and identify priority factors that led to the choice of Russian for study.

факультета Филологии кафедры Русского языка и литературы

Тел: +998990681467

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

Key words: Russian as a foreign language, Uzbekistan, universities, dynamics of interest in studying Russian as a foreign language, reasons for choosing Russian as a foreign language.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение иностранного языка, в том числе русского как иностранного (РКИ), — длительный и трудоемкий процесс, цел которого — приобретение коммуникативных навыков. При этом общая лингвистическая компетенция неразрывно связана с формированием социокультурной компетенции, основанной на знании учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также выработкой умения пользоваться полученными знаниями в процессе общения. Особенности формирования такой компетенции «заключаются в специфической направленности занятий по языку, которые проводятся в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира и способствуют, таким образом, достижению межкультурного понимания между людьми и формированию "вторичной языковой личности"»[3. С. 304].

Русский язык является одним из общепризнанных мировых языков, будущее официальным или рабочим языком крупнейших международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ОДКБ, ОБСЕ и др. Принадлежность русского языка и культуры к общечеловеческим ценностям мирового значения не подлежит сомнению.

Традиционно распространение русского языка в Узбекистане рассматривается исследователями в контексте исторических событий и взаимоотношений между странами. Столкновение геополитических интересов и близость русско-узбекских границ привели к увеличению роли русского языка в военной сфере.

В этой связи основная задача преподавателей РКИ состоит в повышении интегральной мотивации для обеспечения устойчивого интереса к русскому языку и культуре. Особое внимание следует уделять формированию межкультурной компетенции, подбирая учебный материал в контексте диалога культур.

Материалы и Методы.

Занимая значительное место в академическом образовательном пространстве Узбекистана в настоящее время, русский язык обладает широкими перспективами для развития. С целю поддержания и стимулирования интереса

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

к его изучению необходимо расширят российско- узбекское сотрудничество в научно образовательной и культурной сферах по следующим направлениям: активизация программ по обмену студентами и профессорско-преподавательскими кадрами, организация международных конференций и симпозиумов, проведение совместных научно- исследовательских проектов, курсов повышения квалификации преподавателей и др. Кроме того, актуальным представляется создание профессионального объединения преподавателей русского языка как иностранного в Узбекистане для обмена опытом и информацией о современных подходах в методике преподавания РКИ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Своевременное определение мотивов учащихся к изучению русского языка имеет ключевое значение при разработке учебных программ и формировании методических концепций [1. С. 332]. В этой связи необходимо расширят исследования в области динамики изучения русского языка в Узбекистане, тенденций эго развития, оценки мотивации студентов.

Для реализации сели исследования применялся комплекс теоретических и практических методов. Теоретические: анализ научных статей, опубликованных в рецензируемых журналах за последние 15 лет, и справочной информации, представленной на интернет-сайтах российских официальных ведомств. Практические: онлайн-анкетирование, метод статистического анализа данных.

Русский язык активно используется респондентами при использовании опосредованных источников речи: интернет-контента и платформ соцмедиа. Однако наблюдается относительно низкая активность в таких видах речевой деятельности, как говорение и чтение [2. С. 49].

Суммируя сказанное, можно отметить положительную динамику интереса к изучению русского языка в Узбекистане как на государственном уровне, так и на индивидуальном.

Взаимосвязь между изучением русского языка и перспективами карьерного роста обусловлена требованиями рынка труда, влияние на который оказывают русско-узбекские экономические отношения. Активно развиваясь с конца 1990-х годов, сотрудничество в области торговли привело к внушительным результатам.

В диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук В.А. Степаненко «Лингвометодическая модель обучения коммуникации с учетом сертификации уровней владения русским языком как иностранным» [2. С. 46] рассматривается один из важных аспектов теории и методики преподавания

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

РКИ. Обучение коммуникации иностранных учащихся элементарного, базового и первого уровня владения РКИ с учетом семантико-синтаксических особенностей сложного предложения как необходимого компонента, определяющего восприятие и построение речевых произведений. Автором разработана модель обучения коммуникации на базе синтаксиса сложного предложения с учетом современного состояния русского языка применительно к трем первым уровням владения РКИ.

В работе в виде целостной системы изучены и представлены значимые для обучения на данных уровнях владения РКИ типы и разновидности сложного предложения, произведена классификация ошибок, связанных с восприятием и продуцированием конструкций сложного предложения и предложены пути и способы их преодоления. В диссертации выявлены и описаны характерные черты синтаксиса современного русского языка, которые должны найти отражение в текстах учебных пособий, исследован лингводидактический потенциал новостных программ с точки зрения представленности в них единиц обучения на уровне сложного предложения, введено понятие дискурса применительно к лингводидактическим описаниям, ориентированным на первые три уровня владения РКИ, разработана и апробирована методика преодоления разрыва между естественной и учебной коммуникацией на первом уровне владения РКИ.

Социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации овладения русским языком иностранными студентами подробно изучен в кандидатском исследовании О.Г. Бутырской [1. С. 85]. В работе дополнены и систематизированы составляющие социокультурного компонента содержания обучения РКИ, описана развернутая структура социокультурной компетенции иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме ИИ и ИИИ сертификационных уровней. Обоснованы критерии отбора учебного материала социокультурной тематики в обучении РКИ, установлены преобладающие виды внутренней мотивации овладения русским языком иностранными учащимися и роль социокультурной информации в формировании мотивов учебной деятельности. Одним из приоритетных направлений научной работы нашей кафедры является лингво- культурология. Впервые изучены и описаны невербальные средства коммуникации в трех аспектах: лингво-страноведческом, структурно- семантическом, функциональном; обоснована необходимость учета невербального компонента в процессе обучения иностранному языку.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

В настоящее время продвижение русского языка за рубежом является одним из приоритетных направлений внешней политики России, что зафиксировано в ряде государственных документов, в частности в Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом 2015 года и Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года. Распространение русского языка рассматривается как способ формирования положительного отношения к России и установления равноправных международных отношений. Принимая во внимание широкий диапазон российско-узбекского сотрудничества в наши дни, вопрос изучения русского языка в Узбекистане приобретает особую значимость.

Своевременное определение мотивов учащихся к изучению русского языка имеет ключевое значение при разработке учебных программ и формировании методических концепций. В этой связи необходимо расширят исследования в области динамики изучения русского языка в Узбекистане, тенденций эго развития, оценки мотивации студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще. Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием или лингвистикой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

2. Зиновева э.И. Понятие «консепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования // Вестник СПбГУ. Сер. 2, 1993. Вып. 2.

3. Игнатева О.П. Рол коммуникативной компетенции в переосмыслении теории ошибки // Лингво-культурологические и лингво-страноведческие аспекты теории и методики преподавания русского языка : матер. междунар. науч.-практ. конф. Тула, 2009.

4. Берарди Симона. Дистатсионное обучение в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории (на примере авторских мультимедийных курсов «Краски-А1» и «Краски-А2»: Дисс канд. пед. наук. М.,

2011.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

5. Буглакова Л.М. Государственное тестирование по русскому языку как иностранному в системе европейского языкового образовательного стандарта: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2011.

6. Avliyoqulov, Z. A. (2022). FEATURES THAT SHOULD BE PAID ATTENTION TO WHEN TEACHING RUSSIAN AT A PEDAGOGICAL INSTITUTE. Евразийский журнал академических исследований, 2(6), 676-678.

7. Кадыров, У. (2023). FACTORS AND IMPORTANCE OF FORMING PERSONAL CONSCIOUSNESS IN THE INFORMATION SOCIETY. American Journal of Pedagogical and Educational Research, 18, 74-79.

8. ^одиров, У. (2023). Психологик хизмат-замонавий таълим тизимининг ажралмас таркибий кдсми. Современные тенденции психологической службы в системе образования: теория и практика, 1(1), 21-24.

9. Умарали ^одиров (2022). ДЕСТРУКТИВ ДИНИЙ ТАСАВВУРЛАРНИНГ ШАХСГА ПСИХОЛОГИК ТАЪСИРИ. Academic research in educational sciences, Religion Conference , 290-294.

10. Avazov, K. H. (2020). FACTORS OF THE EFFECTIVENESS OF POLITICAL POWER AS THE BASIS OF THE SUSTAINABILITY OF SOCIETY. Theoretical & Applied Science, (2), 586-589.

11. Komil, A. (2022). The Role of State Authority in Ensuring Political Stability. Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences, 15, 9-16.

12. Авазов, К. Х. (2018). Угрозоустойчивость общества в системе политического исследования. In Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история (pp. 46-50).

13. Авазов, К. Х. (2023). Социально-политический анализ формирования угрозоустойчивого общества. Вопросы политологии, 2(90), 590-593.

14. Mamanovich, R. H. (2022). The mass media as a subject of political and legal propaganda. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(10), 122-128.

15. Расулов, X. М. (2022). МАЪНАВИЙ ТАРЕИБОТДА ИЛЕОР ХОРИЖИЙ ТАЖРИБАЛАР. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(10-2), 818-826.

16. Mamanovich, R. H. (2021). Civil Society: Prosperities of Decentralization in Management. Middle European Scientific Bulletin, 18, 359-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.