Научная статья на тему 'Изучение инновационного потенциала студентов многоуровневого высшего образования'

Изучение инновационного потенциала студентов многоуровневого высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАКАЛАВРА / МАГИСТРА / MASTER / ВУЗА / ЦЕЛОСТНОСТЬ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПУТИ РОСТА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / WAYS OF GROWTH OF INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE BACHELOR / HIGH SCHOOL / INTEGRITY OF EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK / COLLECTIVE COGITATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горенков Евгений Михайлович

Рассматривается становление и развитие инновационного потенциала студента многоуровневого образования в процессе его учебной и научноисследовательской деятельности. Изучаются качественные изменения процесса адаптации к специфике вузовской подготовки высококвалифицированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF MULTILEVEL HIGHER EDUCATION

Formation and development of innovative potential of the student of multilevel formation in the course of its educational and research activity is considered. Qualitative changes of process of adaptation to specificity of high school preparation of the highly skilled expert are investigated.

Текст научной работы на тему «Изучение инновационного потенциала студентов многоуровневого высшего образования»

#

ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

STUDYING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF MULTILEVEL HIGHER EDUCATION

Е. М. Горенков

Рассматривается становление и развитие инновационного потенциала студента многоуровневого образования в процессе его учебной и научно-исследовательской деятельности. Изучаются качественные изменения процесса адаптации к специфике вузовской подготовки высококвалифицированного специалиста.

Ключевые слова: инновационный потенциал бакалавра, магистра, вуза; целостность учебной и научно-исследовательской работы; коллективная мыслительная деятельность, самосознание, пути роста инновационного потенциала.

E. M. Gorenkov

Formation and development of innovative potential of the student of multilevel formation in the course of its educational and research activity is considered. Qualitative changes of process of adaptation to specificity of high school preparation of the highly skilled expert are investigated.

Keywords: innovative potential of the bachelor, the master, high school; integrity of educational and research work; collective cogitative activity, consciousness, ways of growth of innovative potential.

Инновационный потенциал как существенный компонент личностных качеств и профессиональной деятельности выпускника высшей школы изложен нами в работе [1] и приобретает все большую актуальность в контексте становления многоуровневого образования [2].

Под инновационным потенциалом личностных и профессиональных качеств студента высшей школы мы понимаем его энергию, мощь, напряжение физических, духовных сил, обеспечивающих устойчивое развитие общества, посредством создания и реализации высокоэффективных проектов в области науки, производства, бизнеса, отдыха.

Инновационный потенциал личности формируется в школьные, студенческие годы и растет в течение последующего периода жизни посредством обмена энергией, напряжением, степенью мощности между субъектами школы, университета, социума в целом, поиска (создания), распространения и реализации новшеств. Инновационный потенциал как педагогическая система рассмотрена в работе [3].

К действиям по созданию и развитию своего инновационного потенциала студенты относят: участие в конференциях, олимпиадах, конкретных научных исследованиях преподавателей; общение по Интернету, использование средств массовой информации, средств коммуникаций, интернет-ресурсов, общение с учеными, участие в круглых столах, применение инновационных методов в ходе практик, разработки проектов и др.

Одним из направлений сосредоточения энергии, напряжения физических и духовных сил сегодняшние студенты считают свое участие в научно-исследовательской работе всем составом учебной группы с первого курса.

Целенаправленная работа в указанном направлении группы БЖ-31 к концу второго года обучения в универси-

1

тете позволила не только приобрести опыт исследования, но и выступить на научных конференциях, опубликовать статьи в межвузовских сборниках и других изданиях [4]. Приведем их тематику: «Школа как центр образовательной системы», «Развитие школы в режиме развития», «Современная школа - центр модернизации образования», «История развития школы как фактор модернизации современного образования», «Осмысление развития инновационного потенциала студента», «Современный учитель: изучение качеств инновационного потенциала», «Подвиги участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла как фактор воспитания молодежи» и др.

Авторами докладов, статей выступают подгруппы (3-4 человека), в них отражен опыт командной организации проведения исследования, целостность и системность изучения социально-педагогических явлений, процессов.

Так, в одной из групп в ходе указанной деятельности выявлена целостность и системность деятельности школьного учителя по безопасности жизнедеятельности:

- воспитать у учащихся ответственное отношение к безопасности жизнедеятельности;

- сформировать умения и навыки поведения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечить безопасность жизнедеятельности школы, ее субъектов;

- проводить работу по овладению всеми учителями, учащимися нормами поведения, предусмотренными нормативными актами.

В другой группе проведено занятие на тему: «Проблемы рационального использования бюджета времени».

К реальным факторам, затрудняющим рациональное использование бюджета времени, студенты относят: отсутствие

Ф

единого времени начала аудиторных занятий, недостаточное количество учебной литературы; несогласованный объем домашних (самостоятельных) заданий по разным дисциплинам; проведение в отдельные дни 2-3 контрольных работ; слабую развитость внеучебной работы студентов.

Названные факты следует учитывать не только самим студентам, активно адаптироваться к ним, но и в деятельности деканатов и служб университета.

Студенты к сфере осознания включают:

- фиксацию затруднений, их преодоление, причинно-следственные связи;

- взаимосвязь анализа, диагноза, прогноза и результата;

- условия и факторы социально-педагогической адаптации, воспитания и социализации;

- использование метода сравнения социально-педагогических ситуаций, способов решения социально-педагогических задач адаптации и обособления личности, процесса ее социализации;

- изменения субъективности личности в формулировании проблем, их укрупнении и ранжировании, поиске путей их решения;

- сосредоточение их энергии, напряжения физических и духовных сил на инновационной деятельности;

- взаимосвязь мыслей, поступков, действий, ценностей, проявленных в чрезвычайных и повседневных жизненных ситуациях;

- проявление ценностного отношения к истории, мыслям, действиям, поступкам, образу и темпу жизни, изменениям, инновациям, безопасности жизнедеятельности, личностным и профессиональным качествам, к процессам развития общества;

- воспитание, обучение и развитие личности, создание психолого-педагогического климата во всех сферах общества, безопасной жизнедеятельности, осознание ее ценности, обусловливающей экологию жизнедеятельности человека как единства знаний, отношений, мыслей, действий, обеспечивающих гармоничность и природосообразность сбережения и развития ее духовных, физических сил, энергии, мощи, сопровождающих плодотворность в течение всей жизни.

В изучении процесса становления и развития инновационного потенциала студента особое место занимает самоосознание факторов, влияющих на названный процесс. Студенты не только в рамках коллективной деятельности, но и индивидуально, фиксируя в письменной форме, производят осмысление факторов развития инновационного потенциала. Проиллюстрируем это высказываниями студентов Естественного института Астраханского государственного университета.

Юлия Марготова пишет: «За два года обучения в университете мне встретились различные трудности. Основная трудность заключалась в том, что в университете другая система обучения, организация быта, распорядка дня, отведено больше времени на самостоятельное обучение. Для практических занятий необходимо самостоятельно искать материал, который не давали на лекциях, искать часто много новых источников знаний. Необходимо было адаптироваться к специфике преподавания преподавателя, если в школе

все учителя учили по одной схеме обучения, то в университете у каждого своя схема. Сейчас мы преодолели эти трудности. Мы стали выступать на научных конференциях, представлять свои работы на гранты и их выигрывать, чего не было в школе, хотя мы могли в этом участвовать, но особого желания не было. В университете мы поняли, что нам это необходимо, что благодаря этому мы развиваемся в научной, культурной, общественной сферах. Мы становимся более развитыми, осознали, что нам это надо и даже необходимо в нашей жизни. Все наши знания пригодятся в нашей жизни, будем на них опираться и передавать своим детям и тем, кого мы будем воспитывать и учить».

Юлия Володина констатирует: «За годы обучения в университете был выявлен ряд трудностей в развитии нашей воспитанности и социализированности:

- в усвоении материала, в понимании педагогов, проявляющих свою методику усвоения;

- в осознании собственной ответственности в условиях свободы выбора, расширения и углубления сферы интересов и их учета».

Иван Клишин замечает: «За полтора года обучения в университете я многому научился, многое осознал для себя, сделал выводы, как лучше нужно себя вести в различных ситуациях. На первом году обучения было немного трудно привыкнуть к новой обстановке, так как не было знакомых, люди из разных городов, сел, разной национальности, по-разному воспитанные. Но уже в течение некоторого времени я смог адаптироваться. На первом году обучения я уже стал участвовать в различных научных конференциях, принимать участие в жизни нашего университета. Я осознал, что мне это обязательно пригодится в жизни, что это я смогу применить. Стимулом учиться на отлично является также повышенная стипендия, хотя и небольшая, - все равно это деньги. Конечно, трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать и меняться в лучшую сторону».

Ерболат Бегманов признается: «За годы обучения в университете я социально адаптировался. Узнал много интересного, о чем в школе даже не подозревал. Преподаватели приобщают нас к тому, чтобы мы чаще участвовали в различных конференциях, делали интересные сообщения. Мы изучаем различные дисциплины, которые развивают наше мировоззрение, понимание жизненных позиций и ценностей. Но труднее всего было привыкнуть к тому, что живешь предоставленный самому себе, один, без поддержки родных. Я приехал из села в незнакомый город, мне пришлось привыкнуть к тому, что я должен рассчитывать только на собственные силы. Но прожив так два года, я стал совершенно другим человеком, не тем, которым я был, когда учился в школе. Я научился ценить все в этой жизни, научился зарабатывать, хотя и дома я работал, но в городе это совсем по-другому. Здесь тебя никто не знает и не поможет, не то что в селе, где ты знаешь каждого и все знают тебя. Сейчас все хорошо, только хочется видеться чаще с родителями, не один раз в три месяца, а хотя бы один раз в месяц. К тому же я работаю, чтобы оплачивать квартиру и приобретать то, что я хочу. У меня нет компьютера, хотя он сейчас очень нужен, и в дальнейшем я хотел бы его приобрести».

Руфина Хусаинова утверждает, что на втором году обучения в университете она участвовала в различных конференциях по педагогике, во Всероссийской олимпиаде по наркомании, подготовила курсовую по теме «Обеспечение безопасности в образовательных учреждениях». Она многому научилась, обучаясь в университете, стала взрослее, ответственнее и дальше хочет расширить свой кругозор, участвовать во всех возможных конференциях.

Анастасия Вдовина отмечает, что она на втором курсе начала работать над инновационными проектами, принимала участие в программе «Старт 2008, 2009, 2010», «Школьник 2008, 2009», «Умник 2008, 2009». Имеет 7 публикаций по химии и педагогике.

Диляра Куатаева считает инновационный потенциал одним из важнейших качеств специалиста, который определяет будущее не только отдельных регионов, но и всей страны в целом. С третьего курса участвовала в различных научно-исследовательских конференциях, где открыла для себя много нового. Присутствовала, слушала лекции, выступления преподавателей из разных городов, презентации содержания их инновационных исследований. В ходе обучения освоила методику выполнения лабораторных работ, подготовки к семинарам, сбора материалов для дипломной работы, проведения научных исследований.

По мнению Руджаны Мурзатаевой, инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты. Инновационный потенциал студента - это способность и возможность чувствовать необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их на практике. Я считаю, что инновационный потенциал стал хорошо развиваться с поступлением в университет.

Назира Баярстанова говорит, что развитие инновационного потенциала студента начинается еще в школе: «Сначала инновационный потенциал проявлялся в том, что мы находили новую литературу, сайты с интересующей нас информацией, устанавливали связи, приобретали опыт учителей химии - Н. А. Гневиной, Е. М. Мальцевой, Л. М. Кузнецовой, на производственных практиках получили опыт работы с реактивами, посудой, общения с детьми, опыт подготовки и проведения школьной научной конференции».

Ольга Сулоева высказала мнение о требованиях к педагогу: «Он должен уметь раскрыть заложенный в учащемся потенциал, помочь ему реализовать себя. В учебном процессе (на семинарских занятиях, курсах по выбору) должны создаваться условия, помогающие студенту творчески мыслить, раскрывать свои новые идеи и изобретения. Педагог никогда не должен пресекать его попыток самоутвердиться с помощью своих идей, большое значение должно уделяться участию студентов в научно-исследовательских конференциях, в разработке проектов для получения грантов. За два года научной деятельности я смогла принять участие в таких научно-исследовательских программах, как "Старт" и "Умник", принимала участие в различных междугородних и международных конференциях. Это помогло мне правильно определить направление научно-исследовательской деятельности, увидеть новые пробле-

мы, связанные с моей научной работой. К концу четвертого курса появилась уверенность в том, что инновационный потенциал будет раскрываться в процессе работы над создаваемыми разработками. Имею ряд публикаций, раскрывающих мою исследовательскую деятельность».

Важнейшим условием для реализации будущим специалистом позиции инновационной деятельности является целостность и системность видения социально-педагогических явлений, процессов, их развития при проведении научных исследований, его воздействия на социализацию и адаптацию к многоуровневой системе образования.

В настоящее время обнаруживается связь между деятельностью школьников в работе учреждений дополнительного образования и проявлениями у них интереса к исследовательской работе школ и послешкольных учебных заведений.

Так, осознание родителями, учащимися учреждений дополнительного образования, субъектов организации досуговой деятельности было изучено нами в Верхнеба-скунчакском центре детского творчества «Вита» совместно с социальным педагогом И. П. Карташовой, студенткой заочного отделения.

75% родителей указали на стабильность взаимодействия названного центра со школами, социумом в организации досуга детей, 42% родителей связывают досуг детей с их общением по Интернету. Формируют рациональное использование внеучебного времени: школа - 50%, учреждение дополнительного образования - 30%, участие в олимпиадах, конкурсах образовательного учреждения - 25%.

Механизмами рационального использования времени досуга родители считают: воспитание самостоятельности школьников, применение инноваций в образовании, совершенствование работы учреждений дополнительного образования, рост реальных возможностей рационального использования времени в семье, образовательном учреждении.

Школьники, посещающие центр, отмечают: организуют их досуг учреждение дополнительного образования -54%, школа - 45%, семья - 33%, средства массовых коммуникаций - 22%, мотивируют действия школьников, их направленность на творческое использование времени учреждения дополнительного образования - 54%, школа - 44%, родители - 22%.

К механизмам рационального использования времени школьники относят: реальное общение с друзьями, общение по Интернету, расширение возможностей выбора деятельности, саморазвитие самостоятельности, интересов, процесс планирования использования времени суток, недели.

Реализаторами действий школьников являются школа, учреждения дополнительного образования, среда, средства массовой информации. Учащиеся отмечают, что использование времени они связывают с общим развитием, формированием инновационного потенциала.

Школьники, посещающие учреждение дополнительного образования, отмечают, что они имеют представление о рациональном использовании времени, о его влиянии на их развитие. Растет эффективность деятельности учреждений дополнительного образования на организа-

цию семейного досуга, приобретение дополнительного образования становится условием повышения конкурентоспособности личности школьника, средством социализации к инновационным преобразованиям в образовании, производстве, бизнесе, отдыхе.

Критерием воспитания инновационного потенциала молодежи является сосредоточение ее энергии, напряжения, физических и духовных сил на создании (поиске) новшеств, их реализации в изменении себя, деятельности, среды, социума в целом.

Студенты отмечают, что сосредоточение энергии, напряжения, физических и духовных сил взрослого и детского населения по-своему проявилось в годы Великой Отечественной войны. Примерами своего воспитания они считают Хамитову Марузу, исполнявшую в годы войны обязанности заведующей Бакланинской НШ, и секретаря сельского исполкома, первого руководителя названной школы Мурга-залиева Абрахима Мурзагалиевича, упорный труд которого отмечен орденом В. И. Ленина и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (сейчас Бакла-нинская школа носит имя А. М. Мурзагалиева); Кушнира Ивана Трофимовича, ветерана двух войн - Гражданской и Второй мировой (в Гражданскую войну он был кавалеристом, служил у Буденного, Великую Отечественную прошел в пехоте, очень волевой и принципиальный человек, после войны он оказался отличным хозяйственником, возглавил Приволжский совхоз и вывел его в передовое хозяйство); Татарского Анатолия Александровича, моряка-подводника Тихоокеанского флота, волжанина; Хашкину Марию Евстигнеевну, проработавшую всю войну путейцем.

Стимулирующим фактором развития инновационного потенциала студенты называют функционирование в его структуре центра фандрайзинга - отдела, целью работы которого является привлечение финансовых ресурсов для выполнения научных исследований. Выросло количество студентов, принимающих участие в различных конкурсах и грантовых программах, многие студенты стали победителями конкурсов и грантополучателями российских и зарубежных фондов.

К приоритетным направлениям развития инновационного потенциала студенты относят: развитие научно-исследовательской работы, разработку и реализацию инновационных проектов; использование коллективной мыслительной деятельности на занятиях, расширение числа творческих, спортивных, художественных дополнительных учреждений, молодежных организаций, оснащение их необходимыми средствами; организация в вузах олимпиад, конкурсов, круглых столов, научных конференций, сопровождение их участников материальным и моральным стимулированием.

Мужество, боевой дух, физические и духовные силы участников Великой Отечественной войны выступают примером для развития физических и духовных сил молодежи, их сосредоточения на инновационной деятельности.

Важным фактором развития субъектной позиции студентов является их участие в обсуждении актуальных проблем высшего образования [2].

Так, студенты факультета педагогики и социальной работы приняли участие в обсуждении темы: «Проблемы многоуровневого образования».

Названное обсуждение предусматривало: постановку учебной и научно-исследовательской цели - приобретение навыков выявления проблем, их укрупнения, ранжирования; закрепление умений работать в команде; формирование вариантов решения проблем; приобретение опыта обобщения результатов групповой работы; составление письменного анализа процесса и результата работы команды; проведение оценки деятельности команды и каждого ее члена. Работой каждой команды руководил избранный ей организатор коммуникаций, секретарь фиксировал высказывания, предложения, их обобщения.

Так, в одной из групп, выступившей в составе двух команд - «Спецы» и «Специалисты», выявлено 15 проблем, которые были укрупнены в семь. Назовем их:

1. Финансовые сложности в осуществлении перехода к многоуровневой системе образования.

2. Недоверие работодателей к бакалаврам.

3. Непонимание гражданами новой формы образования.

4. Переподготовка преподавателей вуза, переобучение специалистов.

5. Разрушение традиционной советской модели высшего образования и неэффективность Западной системы образования в Российской Федерации.

6. Длительность обучения.

7. С признанием новой формы профессиональной подготовки может произойти утечка мозгов в другие страны.

Для их решения были сформулированы следующие пути:

1) Разработка финансовой программы, направленной на многоуровневую систему образования. Изменение законодательства финансирования вузов.

2) Формирование общественного мнения граждан, ознакомление с новой формой обучения. Создание сайта, посвященного ознакомлению с новой программой. Введение курсов и кружков в школах.

3) Просвещение работодателей о возможностях бакалавриата. Создание курсов, проведение конференций с целью получения работодателями информации о бакалаврах как профессионалах выбранной деятельности. Посещение работодателями вузов для ознакомления с учебной работой бакалавров.

4) Проведение курсов по переподготовке преподавателей, расширение возможностей получения дипломов международного образца.

5) Введение новой системы образования, ее развитие с учетом сложившихся традиций российского образования.

6) Развитие законодательной базы изменений в образовании.

7) Обеспечение трудоустройства, предоставления рабочих мест.

В другой группе выявлены проблемы: поступление в вуз, адаптация, ознакомление, социализация, реализация,

выбор профессии; укрупненные проблемы: выбор, адаптация, обучение, трудоустройство, карьерный рост.

В третьей группе были сформированы проблемы реализации Болонского процесса: не конкурентоспособность на рынке труда между специалистами, бакалаврами и магистрами, недостаточность информирования студентов, работодателей, родителей и педагогов в области многоуровневого образования без учета специфики жизни и менталитета людей; неразвитость дистанционного образования, некомпетентность преподавателей, необеспеченность литературой.

Выявлены пути решения:

1. Постепенный переход к Болонскому процессу с использованием сложившейся формы российского образования.

2. Установка определенных рамок принятия на работу специалистов, магистрантов и бакалавров.

3. Увеличение объема информации, предоставляемой СМИ.

4. Учет специфики жизни и менталитета людей при ориентировании на Западную систему образования.

5. Введение корректировки в систему дистанционного образования, увеличение возможностей регулярного контакта с педагогами.

6. Увеличение бюджетных мест в магистратуре.

7. Повышение квалификации преподавателей за рубежом и использование опыта зарубежных преподавателей.

8. Выпуск необходимого объема литературы.

Наработки в других группах схожи с описанными

выше. Их варианты: недоверие работодателей к выпускникам с дипломом бакалавра, нетрудоустроен-ность выпускников вузов, большое количество коммерческих вузов, необоснованные затраты на получение образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемно ориентированный анализ, приведенный в форме коллективной мыслительной деятельности в составе команд, выступил способом осознания трудностей многоуровневого образования, целостности учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, преподавателей, университета. Он позволил выявить динамику изменения изучаемых объектов, явлений, процессов, определить проблемы и пути углубления их целостности. Изложенная технология, неоднократно воспроизведенная в нашей работе, позволяет вести поиск путей изучения целостности изменений социально-педагогических объектов, явлений, процессов.

Студенты в сферу осознания включают:

- фиксацию затруднений, их преодоление, установление причинно-следственных связей;

- взаимосвязь анализа, диагноза, прогноза и результата;

- условия и факторы социально-педагогической адаптации, воспитания и социализации;

- применение метода сравнения социально-педагогических ситуаций, способов решения социально-педагогических задач адаптации и обособления личности, процесса ее социализации;

- проявление субъективности личности при формулировании проблем, их укрупнении и ранжировании, поиске путей их решения.

В единение личностных и профессиональных качеств студенты включают:

- сосредоточение энергии, напряжения физических и духовных сил на инновационной деятельности;

- взаимосвязь мыслей, поступков, действий, ценностей, процесс исследования объектов, явлений, процессов;

- соблюдение целостности к познанию истории, мыслей, действий, поступков, образов и темпов жизни, изменениям, инновациям, безопасности жизнедеятельности, личностным и профессиональным качествам, к процессам развития общества;

- создание психолого-педагогического климата безопасной жизнедеятельности, ее ценности; единство знаний, отношений, мыслей, действий, обеспечивающих гармоничность и природосообразность сбережения и развития духовных, физических сил, энергии, мощи личности, обеспечивающих ей плодотворную и многолетнюю жизнедеятельность.

Анализ и обобщение материалов исследования подготовки будущих специалистов к работе по развитию их инновационного потенциала школы позволило вычленить ее основные направления: включение студентов в рефлексию изменений себя, различных видов деятельности, в научно-исследовательскую деятельность, в разработку инновационных проектов, опубликование результатов исследования, в проведение научно-методических конференций, круглых столов, в работу школьных кружков, дополнительных образовательных учреждений, молодежных организаций.

Таким образом, инновационный потенциал как социально-педагогическая система выступает одновременно как социальный феномен подготовки бакалавра, магистра и в целом многоуровневого образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горенков Е. М. Инновационный потенциал устойчивого развития выпускника вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 7.

2. Горенков Е. М. Изучение инновационного потенциала выпускника вуза многоуровневого образования // Многоуровневая подготовка в вузе: современные проблемы, инновационные технологии обучения: материалы III науч.-метод. конф. (г. Астрахань, 29-30 марта 2011 г.) / отв. ред. Г. П. Стефанова. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009.

3. Горенков Е. М. Изучение инновационного потенциала как целостной педагогической системы // Наука и школа. 2010. № 5. - С. 6-9.

4. Экология России: на пути к инновациям: меж-вуз. сб. науч. тр. / сост. Н. В. Качалина. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2010. Вып. 3. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.