Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3 —--—
https://clinical-journal.ru E-ISSN 2686-6838
RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences
Corresponding Author: Gribkova E.I., RUDN University, Moscow, Russian Federation, Russia E-mail: gribkova_ei@pfur.ru
© Gribkova E.I., Sudarenko K.V., Galkina G.A.,Velichko E.V. - 2023
*** | Accepted: 30.03.2023
http://dx.doi.org/Z10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3-35-39
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ОТПУСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ИММУНОМОДУЛИРУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ
Грибкова Е.И., Сударенко К.В., Галкина Г.А., Величко Э.В.
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва, Российская Федерация Аннотация. На территории Российской Федерации (РФ) в последнее время уделяют особое внимание информированию населения в сфере применения лекарственных препаратов (ЛП). Министерство Здравоохранения Российской Федерации (МЗРФ) утвердило приказ от 13.02.2013 № 66 (ред. От 29.12.2020) «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации», согласно которому предстоит решить такие проблемы, как повышение качества медицинской помощи и удовлетворения населения РФ этой помощью в части лекарственного обеспечения, а также повышение низкого уровня ответственности у населения РФ в отношении своего здоровья [4].
В связи с этим, нами было принято решение изучить информационное сопровождение оказания фармацевтической помощи ЛП иммуномодулирующего действия, через информационную асимметрию. Для проведения исследования были разработаны оригинальные анкеты двойники. В качестве респондентов выступали потребители (конечные, промежуточные, институциональные). Исследование проходило по нескольким направлениям. Были изучены информационные источники, которыми пользуются потребители и проведена оценка уровня «надежности» для каждого источника. Изучены основные причины применения иммуномодуляторов, от которых зависят перечень предоставляемых видов информации потребителям. Отдельно была изучена информационная услуга медицинских представителей по содержанию в зависимости от потребителя.
В результате проведенного исследования были выявлены четыре типа разрывов в обслуживания, которые подтвердили наличие информационной асимметрии при использовании информационных источников при оказании фармацевтической помощи ЛП. Полученные результаты исследования легли в основу разработки единого информационного листка. Устранение данных разрывов позволяет повысить уровень предоставления информационной услуги по изучаемой группе ЛП, тем самым повышает уровень конкурентоспособности среди других аптечных организаций.
Ключевые слова: информационная асимметрия, потребители, врачи, фармацевтические работники, информация, фармацевтическое консультирование
THE STUDY OF INFORMATION ASYMMETRY IN THE DISTRIBUTION OF IMMUNOMODULATORY DRUGS
Gribkova E.I., Sudarenko K.V., Galkina G.A.,Velichko E.V.
RUDN University, Moscow, Russian Federation
Abstract. On the territory of the Russian Federation (RF), in recent years, special attention has been paid to informing the population in the field of the use of medicines (MP). The Ministry of Health of the Russian Federation (MZRF) approved Order No. 66 dated February 13, 2013 (as amended on December 29, 2020) "On approval of the strategy for providing the population of the Russian Federation with drugs for the period up to 2025 and its implementation plan", according to which such problems are to be solved, as improving the quality of medical care and satisfaction of the population of the Russian Federation with this help in terms of drug provision, as well as increasing the low level of responsibility of the population of the Russian Federation in relation to their health [4]. In this regard, we decided to study the information support for the provision of pharmaceutical assistance to immunomodulatory drugs through information asymmetry. For the study, original twin questionnaires were developed. The respondents were consumers (final, intermediate, institutional). The research took place in several directions. Information sources used by consumers were studied and an assessment was made of the level of "reliability" for each source. The main reasons for the use of immunomodulators, which determine the list of types of
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3 —--—
E-ISSN 2686-6838
information provided to consumers, are studied. Separately, the information service of medical representatives was studied in terms of content depending on the consumer.
As a result of the study, four types of service gaps were identified, which confirmed the presence of information asymmetry in the use of information sources in the provision ofpharmaceutical care to PL. The results of the study formed the basis for the development of a single information leaflet. Eliminating these gaps makes it possible to increase the level ofprovision of information services for the studied group of drugs, thereby increasing the level of competitiveness among other pharmacy organizations.
Keywords: information asymmetry, consumers, doctors, pharmaceutical workers, information, pharmaceutical consulting
Введение. Информационно-консультационные услуги, которые предоставляются потребителям в аптечных организациях, должны соответствовать высоким показателям качества, потому что от качества предоставления данных услуг на каждой стадии оказания фармацевтической помощи зависит уровень здоровья населения в будущем. Необходимо постоянно совершенствовать систему грамотного обеспечения населения лекарственными препаратами (ЛП). Соблюдение правил современного консультирования по стандартам «Провизор» и «Фармацевт» уже позволяет достичь высоких результатов в информированности населения о правильном приеме ЛП. Однако, в связи с быстрым развитием медицинской промышленности и внедрением новых препаратов на рынок, система информирования также должна уметь грамотно и быстро реагировать на запросы населения. В связи с этим нами было принято решение проанализировать систему фармацевтического консультирования, изучить валидность информации на разных стадиях оказания фармацевтической помощи на примере группы препаратов иммуномодулирующего действия.
Цель: провести анализ информационной асимметрии при оказании фармацевтической помощи, на примере лекарственных препаратов иммуномодулирующего действия
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные источники литературы по особенностям информационного обеспечения участников фармацевтического рынка;
2. Изучить особенности получения информации о ЛП иммуномодулирующего действия среди потребителей
3. Исследовать процесс использования информационных источников потребителями фармацевтического рынка
Материалы и методы исследования В данном исследовании были использованы следующие методы: социологический (анкетирование и интервьюирование), статистический (метод
ранговой корреляции Спирмена), графический, сравнительный, наблюдение, контент-анализ.
Базовой теорией исследования явилась теория разрывов (А. Парасурамана, В. Зейтамля и Л. Берри). Расчет выборки был рассчитан по формуле бесповоротного случайного отбора. Для репрезентативности выборки нами было опрошено 230 потребителей московских и Московской области аптечных организаций. Среди них преобладали женщины, в возрасте-от 41 до 55 лет и на момент проведения исследования- служащие с высшим образованием. Также были опрошены медицинские и фармацевтические работники.
В качестве материалов были использованы:
база данных, разработанная на основе государственного реестра ЛС,
зарегистрированных на фармацевтическом рынке России.
Результат. Данное исследование включало в себя несколько этапов. На первом этапе исследования по результатам проведенного контент-анализа, была обозначена фармакологическая группа лекарственных препаратов (ЛП) для проведения исследования и разработан инструментарий. Далее, мы выбрали базовую теорию исследования - теорию разрывов А. Парасурамана, В. Зейтамля и Л.Берри [2]. На заключительном этапе по результатам исследования были определены виды разрывов, которые легли в основу информационной асимметрии
фармацевтического консультирования по группу лекарственных препаратов (ЛП)
иммуномодулирующего действия.
Для проведения исследования были составлены анкеты - двойники для обеих групп респондентов.
Первый блок вопросов был направлен на анализ использования иммуномодуляторов потребителями и изучения этого же вопроса у сотрудников аптек и медицинских работников. В результате, был выявлен первый тип разрыва-разрыв между восприятиями сотрудниками потребительских ожиданий и трансформацией
^ис Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3 —-д^СФО^е-—
Е-188К 2686-6838
этого восприятия в спецификации качества услуг. Данный разрыв заключался в разнице мнений среди сотрудников аптек и медицинских работников, и самой цели использования потребителями иммуномодуляторов.
Потребители аптечных организаций 73% приобретают иммуномодуляторы для
комплексного лечения, 33% используют их только для профилактики, 3% используют и для лечения, и для профилактики. Фармацевтические работники в 75% случаев ответили, что советуют данную группу препаратов для комплексного лечения, 25% для профилактики заболеваний, 75% для лечения и профилактики. Медицинские работники в 68% случаев советуют применять иммуномодуляторы для комплексного лечения, 32% для профилактики, 43% для лечения и профилактики.
Далее нами был проведен сравнительный анализ характеристики «Показания» ЛП ряда иммуномодуляторов среди потребителей, разделенных по возрастным группам и работников фармацевтических организаций. По данным было выявлено, что 100 % работников аптечных организаций уверены, что потребители покупают препараты иммуномодулирующего происхождения именно для комплексного лечения, только 38% процентов опрошенных посчитали, что покупатели их используют и для лечения, и для профилактики. В данном исследовании мы можем наблюдать второй разрыв, связанный с тем, что потребитель по-другому рассматривает ситуацию. Потребители в возрасте до 25 лет предпочитают покупать препараты растительного происхождения преимущественно для профилактики (39,58%), как и люди в возрасте старше 55 лет (45,83%). Группы опрашиваемых в возрастных группах от 25 до 40 лет и от 41 до 55 лет считают также, что стоит принимать иммуномодуляторы
преимущественно для лечения 42,86% и 45,83%, но в меньшей степени, чем работники аптечных организаций. Минимальный разрыв между мнением специалистов о выборе покупателей и реальным выбором покупателей аптечных организаций составил 16,17% (от 41, до 55 лет), а максимальный разрыв составил 35% (до 25 лет). Среди 47% людей, которые болеют более одного раза в год 35,3% опрошенных принимают иммуномодуляторы каждый раз, когда болеют, 23,85% принимают препараты
иммуномодулирующего ряда только весной и осенью для поддержания иммунитета в периоды сезонных заболеваний, 11,8% не принимают, 11,8% принимают, когда болеют и в период
сезонных заболеваний, 5,9%, если заболевание сопровождается температурой.
Далее нами были изучены особенности использования источников информации о ЛП, иммуномодулирующего действия всеми типами потребителей иммуномодуляторов (конечными, промежуточными).
Потребители узнают информацию об иммуномодуляторах в основном от друзей/близких/знакомых (60%), от врача (50%), из рекламы в телевизоре (50%), от фармацевтов/провизоров в аптечной организации (36,7%), из рекламы в интернете (13,3%), от блогеров в интернете (6,7%), из книг и другой медицинской литературы (3,3%), на учебе (3,3%), не интересуются этой темой (3,3%), от популяризаторов медицины (0%). Отсюда мы можем сделать вывод о том, что выбор препаратов данной группы у 50% опрошенных зависит от рекламы в интернете, поэтому чаще всего они принимают более разрекламированные препараты, чем их аналоги, менее освещенные в СМИ. Потребители прислушиваться к мнениям друзей/близких/знакомых (60%) даже больше, чем специалистов, имеющих медицинское образование. Согласно опросу 73,3% людей не используют литературу, чтобы узнать новую информацию о препаратах
иммуномодулирующего действия. 16,7% потребителей аптечных организаций находят информацию по новым препаратам иммуномодулирующего действия в интернете, 6,7% читают медицинские журналы, 3,3% читают медицинские книги.
Фармацевтические работники в 75% используют книги и другую медицинскую литературу и узнают информацию от представителей медицинских организаций, 73% на курсах повышения квалификации, 50% из инструкций ЛП, 25% из научных конференций. Медицинские работники 43% информации получали из книг и другой медицинской литературы, 66,7% от представителей медицинских организаций, 52% на курсах повышения квалификации, 66,7% из инструкций ЛП, 65% из научных конференций. Медицинские работники получают новую информацию о препаратах от медицинских представителей (66,7%), из инструкций ЛП (66,7%), на научных конференциях (65%), на курсах повышения квалификации (52%), из книг и другой медицинской литературы (43%). В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что медицинские работники предпочитают узнавать информацию о новых препаратах от медицинских представителей и на научных конференциях,
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3 —--—
E-ISSN 2686-6838
литература имеет меньшее значение для медицинских работников, поэтому необходимо развивать медицинскую литературу, которой врачи и остальные работники будут доверять.
Для медицинских работников важное значение по степени «надежности» играют такие информационные источники, как инструкции новых ЛП (93%), менее значимое место они оставляют для новых медицинских журналов (67%) и медицинских книг (56%). Больше всего доверия у фармацевтических работников также, как и у врачей вызывают инструкции по медицинскому применению ЛП. В итоге, на данном этапе исследования можно говорить о третьем типе разрыва - разрыв между спецификациями качества услуг и качеством предоставляемых услуг.
Необходимо отметить, что ни один из специалистов не обозначил такой информационный источник, как медицинские представители. Они предоставляют
первоначальную информацию о ЛП при прямом общении. Учитывая, что при назначении и отпуске любого ЛП, в том числе и ЛП, иммуномодулирующего действия, врачи и фармацевтические работники, основываются на таких характеристиках препарата, как безопасность (66,7%), доступность (36,7%), эффективность (6,7%), не предоставляют информацию (3,3%), была изучена информационная деятельность медицинских представителей. В результате был выявлен еще один разрыв - разрыв между предоставляемыми услугами и внешней информацией. Данный разрыв заключался в том, что медицинские представители фармацевтических организаций в
разной степени предоставляют информацию для медицинских и фармацевтических работников. Для медицинских работников они обычно говорят о большей эффективности нового препарата, а для фармацевтических работников в большей степени о доступности, в меньшей степени говоря об эффективности. Однако оценка необходимого содержания для специалистов показала несовпадение
На заключительном этапе исследования был разработан единый информационный листок для конечных потребителей лекарственных препаратов иммуномодулирующего действия. В его основу легли результаты исследования по всем выявленным разрывам в обслуживании. Устранение обнаруженных разрывов будет способствовать повышению уровня оказания фармацевтической помощи. Разработанный листок был апробирован на базе московских аптек.
Выводы. В ходе данного исследования была проанализирована информационная литература и нормативно-правовые документы, регулирующие этапы обращения информации по ЛП иммуномодулирующего действия. Также проведен сравнительный анализ результатов социологических опросов респондентов, а именно: потребителей, работников аптечных организаций, а также медицинских работников, с помощью анкет-двойников. На основе полученных данных на заключительном этапе исследования был разработан единый информационный лист, в котором отображена комфортная схема выбора препаратов иммуномодулирующего действия для лиц, подверженных частым сезонным заболеваниям.
REFERENCES
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Gribkova E.I. The study of the effectiveness of integrated marketing communications in the activities of subjects of the pharmaceutical market: Diss. ... Dr. med. Sciences / Moscow., 2004. - 136 p.
[2]. Parasuraman L., Zaytaml V., Berry L. Conceptual model of service quality and its significance for future research // Marketing Classics: Sat. works that have had the greatest impact on marketing. - St. Petersburg, 2001. - P. 508-527.
[3]. Order of the Ministry of Health of Russia dated February 13, 2013 No. 66 (as amended on September 10, 2019) "On approval of the Strategy for drug provision of the population of the Russian Federation for the period up to 2025 and the plan for its implementation" [Electronic resource] / Consultant Plus - reference legal system http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142725/
[4]. Bradley-Stewart A., Jolly L., Adamson W. et al. Cytokine responses in patients with mild or severe influenza A(H1N1) pdm09 //J. Clin. Virol. - 2013. - Vol. 58. P.100-107.
[5]. Chan P.K. Outbreak of avian influenza A(H5N1) virus infection in Hong Kong in 1997 // Clin. Infect. Dis. - 2002. -Vol. 34, No. 2. - P.58-64.
[1]. Грибкова Е.И. Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка: Дисс. ...д-ра мед. наук / Москва., 2004. - 136 с.
[2]. Парасураман Л., Зайтамл В., Берри Л. Концептуальная модель качества сервиса и ее значение для будущих исследований // Классика маркетинга: Сб. работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. - Спб, 2001. - С. 508-527.
[3]. Приказ Минздрава России от 13.02.2013 № 66 (ред. от 10.09.2019) "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации" [Электронный ресурс] / Консультант Плюс - справочная правовая система http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142725/
[4]. Bradley-Stewart A., Jolly L., Adamson W. et al. Cytokine responses in patients with mild or severe influenza A(H1N1)pdm09 //J. Clin. Virol. -2013. - Vol. 58. P.100-107.
[5]. Chan P.K. Outbreak of avian influenza A(H5N1) virus infection in Hong Kong in 1997 // Clin. Infect. Dis.- 2002. -Vol. 34, N 2. - P.58-64.
2023. Vol. 25. № 3 Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3 E-ISSN 2686-6838 ............................................................................................................................— —............................................................................................................................
Author Contributions. Gribkova E.I. conceived the original idea, supervised the project and writing the text, Sudarenko K. V. research concept and design, Galkina G.A. analysis of the results and performed the analytic calculations, Velichko E.V. collection and processing of material.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Gribkova E.I. - SPIN ID: 2770-9640; ORCID ID: 0000-0001-7908-1672 Sudarenko K.V. - SPIN ID: 9194-8907; ORCID ID: 0000-0003-3606-624X Galkina G.A.-SPIN ID: 9361-6039; ORCID ID: 0000-0001-8683-8434 Velichko E.V. - SPIN ID: 3047-2302; ORCID ID: 0000-0002-6196-0422
For citation: Gribkova E.I., Sudarenko K.V., Galkina G.A.,Velichko E.V. THE STUDY OF INFORMATION ASYMMETRY IN THE DISTRIBUTION OF IMMUNOMODULATORY DRUGS. // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2023;25(3):35-39. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3-35-39.
Вклад авторов. Грибкова Е.И. разработка темы, руководство проектом, написанием текста, Сударенко К.В. концепция и дизайн исследования, Галкина Г.А. анализ результатов и проведение аналитических расчетов, Величко Е.В. сбор и обработка материала.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Грибкова Е.И. - SPIN ID: 2770-9640; ORCID ID: 0000-0001-7908-1672 Сударенко К.В. - SPIN ID: 9194-8907; ORCID ID: 0000-0003-3606-624X Галкина Г.А.- SPIN ID: 9361-6039; ORCID ID: 0000-0001-8683-8434 Величко Э. В. - SPIN ID: 3047-2302; ORCID ID: 0000-0002-6196-0422
Для цитирования: Грибкова Е.И., Сударенко К.В., Галкина Г.А., Величко Э.В. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ОТПУСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ИММУНОМОДУЛИРУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(3):35-39. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3-35-39.