Научная статья на тему 'Изучение и сохранение национальных культурных традиций в проектировании этнографических сувенирных кукол'

Изучение и сохранение национальных культурных традиций в проектировании этнографических сувенирных кукол Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СУВЕНИРНЫХ КУКОЛ / КУКОЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / СУВЕНИРНЫЕ КУКЛЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сотникова Елена Алексеевна, Аверина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение и сохранение национальных культурных традиций в проектировании этнографических сувенирных кукол»

жизни, искусству открывает новые творческие перспективы. 10-я региональная художественная выставка « Дальний Восток-2008» и научно-практическая конференция, приуроченная к ее открытию, - важные этапы в художественной жизни Амурской области. К представленным в ее экспозиции произведениям, к проблемам, предложениям, идеям, озвученным на конференции, художники

будут возвращаться вновь и вновь, обсуждать в своих регионах, претворять в жизнь и готовиться к следующей выставке.

1. Глебова Е., Лепетухин А., Левданская Н. Художники Дальнего Востока // Словесница искусств. - 2004. - № 13. - С. 2-15.

2. Вторые Потаповские чтения: Сб. науч. трудов. - Якутск, 2008.

Е.А. Сотникова, Т.А. Аверина

ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СУВЕНИРНЫХ КУКОЛ

The article «Studying and preservation of national cultural traditions in designing ethnographic souvenir dolls» deals with the application of ethnic traditions in modern doll design. Manufacturing of ethnographic souvenir dolls promotes preservation of a cultural heritage of the different countries.

Традиция кукольного мастерства прошла путь от простых игрушек для детей до современных коллекционных экземпляров, украшающих интерьер и выполняющих сувенирную функцию. Кукла - объект материальной и духовной культуры. Материальность ее является отражением уровня экономического развития общества. Духовное начало проявляется в отражении человеческих представлений о мире при создании образа.

В традиционном обществе кукла занимала особое место, являлась сакральным предметом, выполняющим функцию оберега; находилась в центре большинства обрядов календарного цикла. Кукла была средством воспитания социальных и трудовых навыков, изготавливалась в домашних условиях, из подручных материалов.

В современном обществе кукла выполняет не только функцию игрушки, но и, являясь художественным произведением, может экспонироваться, быть предметом коллекционирования. В настоящее время куклы производятся прежде всего промышленным способом, хотя изготавливаются и единичные авторские экземпляры. В наши дни прослеживается тенденция возрождения старинных кукол. Мастера делают кукол из разных природных материалов -традиционные тряпичных, фарфоровых, одетых в исторические и этнографические костюмы.

Куклы в национальных костюмах играют большую роль в этнокультурологическом воспитании, становлении мировоззренческой позиции. Студенты, художники декоративно-прикладного искусства, изготавливая сувенирные этнографические куклы, пытаются сохранить самобытные культурные традиции этносов. Для создания ярких образов они углубленно изучают историю разных стран, мифологию, этнографию и моду, традиционные народные технологии. Особый интерес представляет культура коренных народов, проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока.

Самобытный фольклор народов Саха (Якутия) стал источником вдохновения при создании коллекции этнографических сувенирных кукол «Олонхо» (рис. 1) [1]. Были использованы собирательные образы персонажей якутского героического эпоса - богатыря, сказочной красавицы-невесты и шамана.

Образ главного героя эпоса, богатыря, нашедший отражение в этнографической кукле, наделен лучшими чертами: физической силой, благородной внешностью, высокими моральными качествами. Он олицетворяет духовную мощь, мужество и достоинство якутского народа.

Рис. 1. Сувенирные этнографические куклы «Олонхо» (Н. Роженок).

Один из основных персонажей героических песен, девушка-красавица, также стала прообразом для создания сувенирной куклы. Женщина, невеста с древности является хранительницей очага, ее образ связывается с идеей плодородного начала. Таинственным, загадочным, выразительным в эпосе представляется образ шамана. Он, согласно представлениям народов Якутии, является связующим звеном между Верхним, Средним и Нижним мирами, между людьми и духами. Посредством камлания шаман связывается с потусторонним, сакральным миром.

Характерность этнографических кукол выражается с помощью рисунка и пластики. Но особенно важен для этнически узнаваемого типажа костюм. Он демонстрирует национальную принадлежность в обобщенной форме, что придает ему особую выразительность.

Чтобы выполнить этнографическую куклу, необходимо изучить художественные особенности национального костюма, кроя, отделки, орнаментальные мотивы, характерные для определенной культуры. Традиционно одежда якутов изготовлялась из натуральных материалов, прежде всего шкур животных, богато украшенных орнаментом, который имел культовое значение, играл роль оберега. Представление о вертикальном, трехъярусном устройстве мира также нашло отражение в национальных костюмах, в особом украшении головных уборов, нагрудников, обуви. Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, оживлялся медными украшениями, перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой бисером и т.д.

При изготовлении коллекционных кукол были учтены особенности национальной одежды якутов, использованы натуральный мех, кожа, замша, шерстяные ткани. Для декора также применены типичные вышивка бисером, украшение металлическими бляшками, аппликацией. В костюме куклы-невесты традиционный орнамент на нагруднике и головном уборе в виде полулиры символизирует женское начало. Головной убор выполнен в виде башнеобразного колпака из блестящего меха, с декоративным навершием из плотного сукна, украшенного симметричным орнаментальным мотивом (полулирой), вышитым бисером. Характерные для якутов высокие кожаные сапоги с мягкой подошвой изготовлены для всей коллекции кукол. У женской обуви верхняя часть голенища украшена орнаментом на тему «Древо жизни, корнями уходящее в землю».

Большое внимание уделено костюму шамана, интересному своей наполненностью различными смысловыми элементами. Каждая деталь одежды шамана обладает мистической силой, но главными ритуальными предметами являются бубен с колотушкой и шапка, которые передаются по наследству. Они - олицетворение шаманской силы и достоинства. Ритуальная шапка шамана имеет форму крестообразной фигуры, в центре которой пришито цилиндрическое навершие из замши, символизирующее единение с небесным верховным божеством и являющее собой связь с космосом.

Этнические мотивы народов мира преобладают в творчестве мастеров-кукольников. Поэтому по этнографическим куклам можно изучать самобытную культуру разных стран. Искусство Японии позволило создать куклу в образе гейши в традиционном кимоно (рис. 2) [2]. В костюме нашли отражение особый крой, длинные широкие рукава, широкий пояс-оби, текстильный орнамент в виде цветов пиона. Для завершения образа гейши лицо куклы выбелено, сделан акцент на глазах.

Кукла, представляющая культуру и искусство Индии, одета в сари, самую замечательную и красивую часть индийского костюма (рис. 3) [3]. Сари - традиционная форма драпированной женской одежды, которая отличается многообразием способов драпировки, шьется из неокрашенной белой ткани или шелка или батиста ярких оттенков. В костюме индийской женщины присутствует большое количество украшений - серьги, браслеты, кольца, пояса с пряжками. Замужняя женщина носит на лбу точку ярко-красного цвета.

Коллекционные керамические куклы изготовлены при помощи уникальной технологии ручной формовки, что

Рис. 2. Сувенирная кукла «Гейша» (Е. Саприна).

Рис. 3. Сувенирная кукла «Индианка» (О. Гунько).

позволяет более тонко проработать форму лица, рук, передать внутреннее состояние персонажей.

При создании этнографических кукол преследуется цель не только воспроизвести копии национальных костюмов. но и уловить благородство духа, традиционный колорит, проставить яркие акценты. Целостный художественный образ достигается путем стилизации, творческой переработки исторического образца.

Сувенирные этнографические куклы, обладая информативностью, уникальностью, рукотворной красотой, яв-

ляются источником для индивидуального творчества, педагогической практики, служат для изучения фольклора, обрядовой, праздничной культуры, декоративно-прикладного искусства народов земли.

Проблема сохранения этнического культурного наследия может быть решена через публикации, выставки, семинары, образовательный процесс. Этнографическая сувенирная кукла, являясь подарком, сувениром, украшением интерьера, выполняет воспитательную функцию, прививая нормы нравственности, терпимость к проявле-

ниям иной культуры, уважение к традициям своего и других народов.

1. Первые Потаповские чтения: Сб. науч. трудов. - Якутск. 2008.

2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам Х1Х-ХХ вв. // Народы Севера и Дальнего Востока. - М., 1963.

3. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Книга для учителя / сост. Т.Б. Митлян-ская. - М.: Просвещение. 1983.

4. Ананьев Е., Евсеева Т. Куклы мира. - М.: Аванта+, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.