Предложенный и разработанный нами курс по выбору связан, прежде всего, с задачами углубления специальных знаний. Нами разработаны и апробируются электронные средства обучения при изучении школьного курса математики, в частности при изучении тем «Геометрическое тело», «Квадратные уравнения». На практических занятиях и во время прохождения педа-
Библиографический список
гогической практики в школе бакалавры проводят демонстрации и презентации разработанных проектных работ на различные темы в группах («Математическая шкатулка», «Куда исчезла математика» и др.), после чего организуется дискуссия, где каждый может выступать в качестве оппонента и высказать критические замечания.
1. Азизова, Л.Н. Модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию мультимедийных технологий / Л.Н. Азизова, Т.Г. Везиров // Экономические и гуманитарные исследования регионов: научно-теоретический журнал. - Ростов-на-Дону. - 2011. - № 2.
Bibliography
1. Azizova, L.N. Modelj formirovaniya gotovnosti studentov politekhnicheskogo kolledzha k ispoljzovaniyu muljtimediyjnihkh tekhnologiyj / L.N. Azizova, T.G. Vezirov // Ehkonomicheskie i gumanitarnihe issledovaniya regionov: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - Rostov-na-Donu. -2011. - № 2.
Статья поступила в редакцию 22.04.13
УДК 377
Kupchigina I.M., Balykova I.Y. STUDYING AND ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article is devoted to studying and analysis of the formation of the future teachers professional culture in the system of secondary professional education at the beginning of experimental work. In the article are presented criteria, described the characteristics of the formation of the cognitive, emotional, communicative and reflexive components of the professional culture with the position of the theory of values.
Key words: the professional culture, the future teachers professional culture, the cognitive component, the emotional component, the communicative component, the reflexive component, secondary professional education, the theory of values.
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогической психологии Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: kupchigina@mail.ru; И.Е. Балыкова, магистр педагогики Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: germanova-irina@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена изучению и анализу сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы. В статье представлены критерии, описаны характеристики сформированности когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры с позиции теории ценностей.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура будущих учителей, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент, среднее профессиональное образование, теория ценностей.
При изучении и анализе сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования мы учитывали ее особенности, а также специфику профессиональной деятельности будущих специалистов.
Теоретический анализ позволил выявить нам в структуре профессиональной культуры четыре компонента - когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и рефлексивный, сформиро-ванность которых является показателем профессиональной культуры у студентов педагогических специальностей. Одной из задач опытно-экспериментальной работы является выявление уровня сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования по каждому из названных компонентов.
Начало опытно-экспериментальной работы проводилось в 2011-2012 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в колледже педагогического образования, информатики и права. Для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы были выбраны экспериментальная и контрольная группы студентов 2 курса педагогического и дошкольного отделений в количестве 35 человек в каждой группе (2010-2014 гг. обучения).
Выявление уровня сформированности профессиональной
культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в совокупности показателей по каждому из вышеназванных компонентов осуществлялось на основе обозначенных нами критериев. В соответствии с названными критериями и анализом психолого-педагогической литературы по проблемам сформированности профессиональной культуры у специалистов различных профессий, нами были определены критериальные характеристики, отражающие уровни сформиро-ванности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования - высокий, средний и низкий (таблица 1).
С целью изучения сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования мы использовали анкету, предложенную Е.Н. Новицкой [1, с. 210-211].
Полученные данные сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 2.
Обработав ответы испытуемых, мы определили, что низкий уровень сформированности когнитивного компонента доминирует у студентов как экспериментальной, так и контрольной групп (ЭГ: 18 чел. - 52%; КГ: 17 чел. - 49%). У 13 чел. (37%) экспери-
Таблица 1
Критериальные характеристики уровней сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования
Компоненты профессиональной культуры Критерии сформированности Уровни сформированности
высокий средний низкий
Когнитивный компонент наличие знаний о профессиональной культуре и её ценностях, осознание их значимости для успешного осуществления профессиональной деятельности владеет знаниями о профессиональной культуре и её ценностях, осознает их значимость для успешного осуществления профессиональной деятельности владеет знанием о профессиональной культуре, ее ценностях, но не осознает их значимость для успешного осуществления профессиональной деятельности не владеет знанием о профессиональной культуре, её ценностях, не осознает их значимость для успешного осуществления профессиональной деятельности
Эмоциональный компонент проявление эмоций и наличие эмпатийных установок принимает ценности профессиональной культуры, стремится реализовать их в профессиональной деятельности нейтральное отношение к ценностям профессиональной культуры, отсутствие стремления к их реализации в профессиональной деятельности негативное отношение к ценностям профессиональной культуры, отсутствие стремления к их реализации в профессиональной деятельности
Коммуникативный компонент сформированность коммуникативных умений - легко вступать во взаимодействие с другими участниками общения, быстро завоевывать инициативу в общении, использовать различные коммуникативные средства и технологии в процессе общения легко вступает во взаимодействие с другими участниками общения, быстро завоевывает инициативу в общении, в процессе общения использует различные коммуникативные средства и технологии, руководствуясь культурными нормами испытывает коммуникативные барьеры во взаимодействии с другими участниками общения, не всегда может завоевать инициативу в общении, затрудняется в управлении общением проявляет конфликтность во взаимодействии с другими участниками общения, не может завоевать инициативу в общении, не умеет управлять общением, игнорирует культурные нормы
Рефлексивный компонент умение осуществлять рефлексию деятельности по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры в поведении и деятельности осуществляет анализ собственной профессиональной деятельности на основе освоенных ценностей профессиональной культуры и организует дальнейшие действия, руководствуясь ценностными ориентирами анализ профессиональной деятельности осуществляет только в случае необходимости внесения значительных корректив не осуществляет анализ собственной профессиональной деятельности на основе освоенных ценностей профессиональной культуры и не организует дальнейшие действия, руководствуясь ценностными ориентирами
Таблица 2
Данные сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования (на начало опытно-экспериментальной работы)
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во % Кол-во %
высокий 4 11 5 14
средний 13 37 13 37
низкий 18 52 17 49
ментальной и у 13 чел. (37%) контрольной групп выявлен средний уровень. Высокий уровень показали только 4 чел. (11%) экспериментальной и 5 чел. (15%) контрольной групп.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии у студентов поверхностных знаний о профессиональной культуре и ее сущностных характеристиках. Большинство студентов не может дать определение профессиональной культуры, не осознает ее значимости для успешного осуществления профессиональной деятельности. Среди источников освоения профессиональной культуры назывались студентами в основном занятия по педагогике в колледже.
Сформированность эмоционального компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования мы определяли при помощи методики ценностных ориентаций (автор М. Рокич) [2, с. 34]. Методика содержит систему ценностных ориентаций, которая определяет направленность личности на взаимодействие с другими людьми, индивидуальную самореализацию, личностное развитие, мотивацию жизненной активности. В ней различаются два класса ценностей:
- терминальные (ценности-цели) - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, что-
бы к ней стремиться: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, познание, продуктивная жизнь, развитие, развлечение, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе;
- инструментальные (ценности-средства) - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в той или иной ситуации: аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, чуткость.
Каждому студенту был предъявлен бланк с двумя списками ценностей: А - терминальные ценности, Б - инструментальные ценности. Испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер.
Качественный анализ данных, полученных по методике М. Рокича «Ценностные ориентации», проводился с помощью статистического метода обработки. Мы вычисляли медиану, указывающую результат, характеризующий рейтинг ценностей в экспериментальной и контрольной группах. Ценности с минимальным средним значением содержательно определяют направленность исследуемой группы студентов на цели и средства формирования их профессиональной культуры и позволяют оценить, какой смысл имеет профессиональная культура для данных студентов - будущих учителей. Ценности с максимальным средним значением также характеризуют направленность личности и указывают на отсутствие значимости определенных ценностей для исследуемой группы.
Важными ценностями рейтинга ценностей-целей у студентов экспериментальной группы являются «здоровье (физическое и психическое)» (3,7); «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» (5,1); «счастливая семейная жизнь» (6,7); «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» (7,1); «уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)» (7,1); «наличие хороших и верных друзей» (8,1).
У студентов контрольной группы в верхней части располагаются такие ценности-цели, как: «здоровье (физическое и психическое)» (4,2); «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» (5,5); «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» (6,8); «счастливая семейная жизнь» (7,5); «наличие хороших и верных друзей» (7,8); «уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)» (8,3).
У студентов экспериментальной группы в средней части ценностной иерархии расположились такие ценности-цели, как: «интересная работа» (9); «активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)» (9,8); «жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)» (9,9); «свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)» (9,8); «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)» (10,7); «развитие (работа над собой, постоянное физическое совершенствование)» (10,7).
Соответственно, в контрольной группе - «развитие (работа над собой, постоянное физическое совершенствование)» (9,8); «свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)» (9,9); «активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)» (10,3); «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)» (10,3); «общественное призвание (уважение окружающих, коллектив товарищей по работе)» (10,3); «жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)» (11).
Нижние ступени в экспериментальной группе заняли такие ценности-цели, как: «продуктивная жизнь (максимально полное использование возможностей, сил и способностей)» (11); «общественное призвание (уважение окружающих, коллектив товарищей по работе)» (11,7); «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)» (12); «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)» (12,1); «развле-
чения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» (12,3); «творчество (возможность творческой деятельности)» (13).
Нижние ступени ценностной иерархии в контрольной группе занимают такие ценности-цели, как: «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)» (11,7); «творчество (возможность творческой деятельности)» (11,7); «продуктивная жизнь (максимально полное использование возможностей, сил и способностей)» (12,1); «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» (12,3); «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)» (12,9).
Рейтинг ценностей в экспериментальной и контрольной группах показал, что направленность на ценности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования недостаточно сформирована. Ценности, определяющие сформированность эмоционального компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования, заняли нижние и средние ступени в рейтинге ценностей-целей.
Высокий рейтинг ценностей-средств у студентов экспериментальной группы заняли такие ценности, как: «воспитанность (хорошие манеры)» (6); «образованность (широта знаний, высокая общая культура)» (6,3); «аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)» (7); «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» (7); «ответственность (чувство долга, умение держать слово)» (7,3); «самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)» (7,5).
В средней части ценностной иерархии у студентов экспериментальной группы расположились такие ценности-средства, как: «жизнерадостность (чувство юмора)» (7,8); «честность (правдивость, искренность)» (8,7); «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов)» (9); «твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)» (9,5); «чуткость (заботливость)» (9,6); «терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)» (10,6).
Нижние ступени в экспериментальной группе заняли такие ценности-средства, как: «исполнительность (дисциплинированность)» (10,8); «широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки» (11,1); «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения)» (11,1); «эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)» (11,2); «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)»
(14.5); «непримиримость к недостаткам в себе и других (14,8)».
Высокий рейтинг ценностей-средств у студентов контрольной группы заняли такие ценности, как: «воспитанность (хорошие манеры)» (5,1); «образованность (широта знаний, высокая общая культура)» (5,6); «честность (правдивость, искренность)» (6,7); «жизнерадостность (чувство юмора)» (6,7); «аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)» (8,2); «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» (8,7).
В средней части ценностной иерархии у студентов контрольной группы расположились такие ценности-средства, как: «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» (8,7); «ответственность (чувство долга, умение держать слово)» (8,9); «исполнительность (дисциплинированность)» (9,6); «самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)» (9,7); «чуткость (заботливость)» (10,2); «твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)» (10,7).
Нижние ступени в экспериментальной группе заняли такие ценности-средства, как: «эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)» (11,2); «непримиримость к недостаткам в себе и других» (11,2); «широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)» (11,7); «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)» (11,9); «терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)»
(12.5); «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения)» (12,7).
Рейтинг инструментальных ценностей в экспериментальной и контрольной группах показал, что направленность на ценности-средства профессиональной культуры у студентов недостаточно сформирована. Ценности, определяющие сформирован-
Таблица 3
Данные сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования (на начало опытно-экспериментальной работы)
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во % Кол-во %
очень высокий 0 0 0 0
средний 12 34 11 31
заниженный 17 49 20 57
очень низкий 6 17 4 12
Таблица 4
Данные сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования (на начало опытно-экспериментальной работы)
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во % Кол-во %
высокий 4 12% 4 12%
средний 16 45% 18 51%
низкий 15 43% 13 37%
ность эмоционального компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования, расположились на средних и нижних ступенях ценностного рейтинга.
Таким образом, рейтинг терминальных ценностей свидетельствует о том, что студенты отдают предпочтение ценностям, направленным на достижение личных целей. Они не связывают личные достижения с творческой деятельностью, с переживанием прекрасного. Рейтинг инструментальных ценностей также подтверждает низкий уровень сформированности эмоционального компонента профессиональной культуры у студентов, демонстрируя нетерпимость к взглядам и мнениям других людей, недостаточную чуткость со стороны студентов. Результаты данной методики демонстрируют приоритетность нейтрального и негативного отношения студентов педагогических специальностей к профессиональной культуре, что характеризует средний и низкий уровни сформированности эмоционального компонента профессиональной культуры.
Для изучения сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования нами применялась методика диагностики уровня эмпатических способностей (автор В.В. Бойко) [3, с. 486-490].
Использование данной методики позволило выявить уровни сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования и определить у них доминирующие каналы эмпатии - рациональный, эмоциональный, интуитивный, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии. Студентам было предложено 36 утверждений, на которые необходимо было ответить «да» или «нет». Подсчет ответов проводился по каждой шкале, затем определялся суммарный балл. Данные сформи-рованности коммуникативного компонента профессиональной культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп на начало опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 3.
Результаты исследования показали, что 6 чел. (17%) в экспериментальной и 4 чел. (12%) в контрольной группах имеют очень низкий уровень, 17 чел. (49%) в экспериментальной и 20 чел. (57%) в контрольной группах имеют заниженный уровень, 12 чел. (34%) в экспериментальной и 11 чел. (31%) в контрольной группах имеют средний уровень сформированности коммуникативного компонента. Высокий уровень сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры не был зафиксирован ни в одной из групп.
Доминирующим каналом эмпатии по интерпретации результатов методики является интуитивный, что свидетельствует о способности будущих учителей предугадывать поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Ре-
зультаты диагностики показали, что интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. Следует отметить, что у студентов не сформирована способность вхождения в эмоциональный контакт с окружающими
- сопереживать, соучаствовать. А в их будущей профессиональной деятельности важно понять внутренний мир учащихся, их родителей, коллег, уметь прогнозировать их поведение и эффективно воздействовать на него. Обработка ответов наглядно демонстрирует низкий уровень сформированности эмпатийных установок у студентов.
Таким образом, результаты, полученные при помощи методики диагностики уровня эмпатических способностей, показывают низкий уровень сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования.
Рефлексивный компонент профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в нашем исследовании характеризуется наличием стремления к осуществлению ценностной рефлексии и са-морефлексии, готовности к реализации освоенных ценностей профессиональной культуры в поведении и деятельности в совокупности трех других компонентов. Рефлексия учителя выступает как его способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений. Мы учитывали, что осуществление студентами ценностной рефлексии способствует осознанию значимости аксиологической направленности профессиональной культуры и позволяет осуществить анализ привычных профессиональных ситуаций с позиции теории ценностей. Ценностная рефлексия способствует формированию понимания того, что профессиональная культура создает оптимальные условия для профессионального становления и развития личности студента, формирования у него ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Для определения уровня сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования нами использовалась методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности (автор А.В. Карпов) [4, с. 45-57].
Методика включает ряд утверждений, направленных на непосредственный самоконтроль поведения человека в различных ситуациях, осмысление их элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.
Данные сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп на начало опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 4.
Анализ полученных данных показал, что у 4 чел. (12%) экспериментальной и у 3 чел. (9%) контрольной групп был выявлен высокий уровень; у 16 чел. (45%) экспериментальной и у 18 чел. (51%) контрольной групп был выявлен средний уровень; у 15 чел. (43%) экспериментальной и у 14 чел. (40%) контрольной групп был выявлен низкий уровень сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры.
Полученные результаты исследования выявили преобладание как среднего уровня, так и низкого уровня сформированно-сти рефлексивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы.
В обобщенном виде результаты проведенного нами исследования на начало опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о преобладании у студентов экспериментальной и контрольной групп среднего и низкого уровней сформированно-сти профессиональной культуры по всем четырем компонентам.
Сравнение полученных данных сформированности компонентов профессиональной культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп было выполнено при помощи статистического анализа путем вычисления и-критерия Манна-Уитни. В результате на начало опытно-экспериментальной работы, полученные эмпирические значения по когнитивному (иэмп - 574), по коммуникативному (иэмп - 535) и рефлексивному (иэмп - 596,5) компонентам находятся в зоне незначимости. Таким образом,
Библиографический список
между экспериментальной и контрольной группами статистически достоверных различий по названным компонентам не обнаружено, что подтверждает качественное сходство и равноценность групп.
Таким образом, изучение и анализ сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в совокупности когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов позволяет сделать вывод о том, что значительная часть студентов, как в экспериментальной, так и контрольной группах не осознает значимости профессиональной культуры и ее ценностей. Полученные результаты определили в качестве приоритетной для дальнейшего исследования задачу выявления и реализации в системе среднего профессионального образования организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования:
- актуализация знаний студентов о профессиональной культуре учителей и ее ценностях;
- организация диалогового пространства, способствующего формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей;
- включение студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее реализацию освоенных ценностей профессиональной культуры учителей.
1. Новицкая, Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учителя музыки): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002.
2. Крутецкий, В.А. Психология. - М., 2006.
3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2001.
4. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.
Bibliography
1. Novickaya, E.N. Sistemnihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kuljturih studentov pedvuza (na materiale podgotovki uchitelya muzihki): dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2002.
2. Kruteckiyj, V.A. Psikhologiya. - M., 2006.
3. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 2001.
4. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - T. 24.
Статья поступила в редакцию 29.04.13
УДК 37.035.6
Makarchuk Y.V., Malchevskaya M.L. USE OF SEARCH ACTIVITY AS THE CONDITION OF EDUCATION OF PATRIOTISM AT PUPILS OF PRIMARY SCHOOL. Article opens the content of the concept «patriotism» who acts now as a component of outlook and the relation to the native land, other nations and the people, and includes potrebnostno-motivational, cognitive and intellectual, emotional and sensual, behavioural and strong-willed components. The author focuses the main attention on the carried-out skilled and experimental work on studying of level of manifestation of components of patriotic good breeding at younger school students.
Key words: patriotism, patriotic education, moral education, younger school student, search activity of younger school students.
Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, зам. директора по научной работе Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: yanamakarchuk@mail.ru; М.Л. Мальчевская, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ*
Статья раскрывает содержание понятия «патриотизм», который в настоящее время выступает как составной элемент мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам, и включает потребност-но-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Основное внимание автор акцентирует на проведенной опытно-экспериментальной работе по изучению уровня проявления компонентов патриотической воспитанности у младших школьников.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, младший школьник, поисковая деятельность младших школьников.
Одн°й из важных задач в°сгштания п°драстающег° п°к°- данственности, так как именно в этом основа жизнеспособнос-ления всегда было и остается воспитание патриотизма и граж- ти любого государства. Современные исследования показыва-