Библиографический список
1. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург, 1996.
2. Саламатов, А.А. Развитие конкурентоспособности и мобильности выпускника средней школы эколого-экономического профиля // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12(2).
3. Барановский, С.И. XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (Россия, Москва, 25-26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конф. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». - СПб., 2010.
4. Губницкая, О.В. Создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых основной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заочной науч. конф. /под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Пермь, 2011. - Т. 1.
5. Губницкая, О.В. Модель биологически грамотного выпускника гимназии в условиях компететностного подхода // Сборник материалов: опыт лучших педагогов Калининского района, победителей конкурса приоритетного Национального проекта «Образование» в 2008 г. -Челябинск, 2008.
6. Саламатов, А.А. Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - М.; Челябинск. - 2012. - № 4(9).
7. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. - М., 2003.
8. Захлебный, А.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе. Россия в окружающем мире / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008: аналитический ежегодник / отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. - М., 2008.
9. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М., 1993.
Bibliography
1. Kirjyakova, A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennosteyj: monografiya. - Orenburg, 1996.
2. Salamatov, A.A. Razvitie konkurentosposobnosti i mobiljnosti vihpusknika sredneyj shkolih ehkologo-ehkonomicheskogo profilya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 12(2).
3. Baranovskiyj, S.I. XVI Mezhdunarodnaya konferenciya «Ehkologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoyjchivogo razvitiya» (Rossiya, Moskva, 25-26 iyunya 2010): tezisih dokladov i prezentaciyj XVI Mezhdunarodnoyj konf. «Ehkologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoyjchivogo razvitiya». - SPb., 2010.
4. Gubnickaya, O.V. Sozdanie polozhiteljnoyj motivacii ehkologicheskoyj deyateljnosti obuchaemihkh osnovnoyj shkolih // Problemih i perspektivih razvitiya obrazovaniya: materialih mezhdunar. zaochnoyj nauch. konf. /pod obth. red. G.D. Akhmetovoyj. - Permj, 2011. - T. 1.
5. Gubnickaya, O.V. Modelj biologicheski gramotnogo vihpusknika gimnazii v usloviyakh kompetetnostnogo podkhoda // Sbornik materialov: opiht luchshikh pedagogov Kalininskogo rayjona, pobediteleyj konkursa prioritetnogo Nacionaljnogo proekta «Obrazovanie» v 2008 g. - Chelyabinsk, 2008.
6. Salamatov, A.A. Professionaljnihyj proekt: idei, tekhnologii, rezuljtatih: nauch. zhurnal. - M.; Chelyabinsk. - 2012. - № 4(9).
7. Gershunskiyj, B.S. Obrazovateljno-pedagogicheskaya prognostika. Teoriya, metodologiya, praktika: ucheb. posobie. - M., 2003.
8. Zakhlebnihyj, A.N. Razvitie obthego ehkologicheskogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom ehtape. Rossiya v okruzhayuthem mire / A.N. Zakhlebnihyj, E.N. Dzyatkovskaya // Rossiya v okruzhayuthem mire - 2008: analiticheskiyj ezhegodnik / otv. red. N.N. Marfenin; pod obtheyj red. N.N. Marfenina, S.A. Stepanova. - M., 2008.
9. Zverev, I.D. Ehkologicheskoe obrazovanie shkoljnikov / pod red. I.D. Zvereva, T.I. Suraveginoyj. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 377
Kupchigina I.M. STUDYING THE PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE. The article is devoted to the study of the professional culture of teachers with different work experience at the beginning of the experimental work. The article presents the comparative analysis and characteristics of the formation of the cognitive, emotional, communicative and reflective components of the professional culture of teachers with different work experience.
Key words: professional culture, professional culture of teachers, cognitive component, emotional component, communicative component, reflexive component.
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: kupchigina@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Статья посвящена изучению сформированности профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы на начало опытно-экспериментальной работы. В статье представлен сравнительный анализ и характеристики сформированности когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура педагогов, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент.
Обращение к проблеме формирования профессиональной культуры педагогов является актуальным, обоснованным и своевременным в связи с современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров в контексте Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Очевидно, что развитие государства и общества невозможно без осознания огромной роли культуры в образовании. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности, в том числе профессиональной,
активное освоение общих культурных ценностей объективно требуют обращения внимания на изучение профессиональной культуры педагогов. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить в структуре профессиональной культуры педагогов четыре компонента - когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и рефлексивный [1, с. 63].
Для изучения сформированности профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы в опытно-экспериментальной работе приняли участие 60 педагогов, которые были
Таблица 1
Показатели сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы (на начало ОЭР)
Уровни Педагоги со стажем работы 0-5 лет Педагоги со стажем работы 6-10 лет Педагоги со стажем работы 10 лет и более
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий уровень 4 20 6 30 13 65
Средний уровень 8 40 12 60 6 30
Низкий уровень 8 40 2 10 1 5
поделены на три подгруппы: педагоги со стажем работы от 0 до 5 лет (20 чел.); педагоги со стажем от 6 до 10 лет (20 чел.); педагоги со стажем от 10 лет и более (20 чел.).
С целью изучения сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы мы использовали анкету, предложенную Е.Н. Новицкой [2, с. 210-211]. Количественные результаты представлены в таблице 1.
Анализ полученных результатов показывает, что по когнитивному компоненту профессиональной культуры:
- у педагогов со стажем работы 0-5 лет преобладающими являются средний (8 чел. - 40 %) и низкий (8 чел. - 40 %) уровни. Причем поровну в том и другом случаях. Высокий уровень отмечен только у 4 чел. (20%). Соответственно, большинство педагогов не могут дать определение профессиональной культуры, не осознают ее значимость для успешного осуществления профессиональной деятельности;
- у педагогов со стажем работы 6-10 лет отмечается тенденция к среднему уровню сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры (12 чел. - 60%). Высокий уровень имеется у 6 чел. (30%) и низкий уровень знаний показали только 2 чел. (10%). В данном случае у педагогов имеются поверхностные знания о профессиональной культуре и путях ее формирования, в основном они опираются на субъективные представления и собственный опыт работы;
- у педагогов со стажем 10 лет и более отмечается высокий уровень сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры (13 чел. - 65%). Средний уровень знаний выявлен у 6 чел. (30%) и низкий уровень проявляется у 1 чел. (5%). Это говорит о том, что большая часть педагогов имеет достаточно широкое представление о профессиональной культуре, осознает ее значимость для успешной деятельности и знает о путях ее формирования.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что у педагогов со стажем работы 10 лет и более преобладает высокий уровень сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры.
У педагогов со стажем работы 6-10 лет доминирует средний, в то время как у педагогов со стажем работы 3-5 лет показательными являются средний и низкий уровни.
Сформированность эмоционального компонента профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы мы определяли при помощи методики ценностных ориентаций (автор М. Рокич) [3, с. 34].
Анализ результатов показал, что по эмоциональному компоненту профессиональной культуры:
- у педагогов со стажем работы 0-5 лет наиболее значимыми среди терминальных ценностей являются: актив-
ная деятельная жизнь (средний рейтинг 1), материальная обеспеченность (2), интересная работа (3), счастливая семейная жизнь (4) и творчество (5). Наименее значимыми были выявлены ценности: красота природы и искусства (средний рейтинг 18), счастье других (17) и жизненная мудрость (16).
Среди инструментальных ценностей в группе педагогов со стажем 0-5 лет выявлены лидирующие позиции независимости (средний рейтинг 1), образованности (2), жизнерадостности (3), смелости в отстаивании собственной позиции (4) и твердой воли (5). Менее выраженными являются ценности терпимости (16), чуткости (17) и аккуратности (18).
Это может характеризовать данную группу педагогов как целеустремленных прагматиков, знающих цену собственной работы и стремящихся получить за нее достойное вознаграждение, ценящих активность и творчество в деятельности, желающих устроить личную жизнь и благосостояние. В то же время они меньше внимания уделяют ценности красоты, альтруистической направленности и познанию и мудрости как ценностям жизни. В большинстве ситуаций эти люди будут выбирать активную позицию независимости для отстаивания собственной точки зрения, принятой ранее позиции. В то же время они ценят жизнерадостность и оптимизм, ценен статус образованного человека;
- у педагогов со стажем работы 6-10 лет выявлены такие преобладающие терминальные ценности, как: счастливая семейная жизнь (средний рейтинг 1), здоровье (2), материально обеспеченная жизнь (3), интересная работа (4), наличие верных друзей (5). Менее значимыми являются счастье других (16), развлечения (17), красота природы и искусства (18).
Среди инструментальных ценностей педагогов со стажем 6-10 лет обнаруживаются следующие ценности: образованность (средний рейтинг 1), воспитанность (2), широта взглядов (3), честность (4) и эффективность в делах (5). Наименее значимыми являются независимость (16), чуткость (17), непримиримость (18).
Данные показатели характеризуют группу педагогов со стажем 6-10 лет как устойчивых среднестатистических работников, отдающих приоритет классическим ценностям - семейная жизнь, здоровье, материальная обеспеченность и т.д. в текущей деятельности выбирают соблюдение образа интеллигентного человека с широким кругозором;
- у педагогов со стажем работы 10 лет и более выявлены преобладающие терминальные ценности: здоровье (средний рейтинг 1), счастливая семейная жизнь (2) и материально обеспеченная жизнь (3), любовь (4) и наличие верных друзей (5). Менее значимыми представляются развитие (16), общественное признание (17) и развлечения (18).
Таблица 2
Показатели сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы (на начало ОЭР)
Уровни эмпатии Педагоги со стажем работы 0-5 лет Педагоги со стажем работы 6-10 лет Педагоги со стажем работы 10 лет и более
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий уровень 6 30 4 20 3 15
Средний уровень 8 40 12 60 10 50
Заниженный уровень 6 30 3 15 6 30
Очень низкий уровень 0 0 1 5 1 5
Таблица 3
Показатели сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы (на начало ОЭР)
Уровни рефлексивности Педагоги со стажем работы 0-5 лет; Педагоги со стажем работы 6-10 лет Педагоги со стажем работы 10 лет и более
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий уровень 12 60 4 20 2 10
Средний уровень 7 35 10 50 6 30
Низкий уровень 1 5 6 30 11 55
В части инструментальных ценностей обнаружены преобладающими в группе педагогов: широта взглядов (1), ответственность (2) и аккуратность (3), воспитанность (4) и жизнерадостность (5). Менее значимыми являются высокие запросы (16), независимость (17) и нетерпимость к недостаткам (18).
Группа педагогов со стажем 10 лет и более может быть охарактеризована как консервативная в вопросе жизненных ценностей. Они стремятся к достижению общечеловеческих ценностей, например, здоровье, любовь, дружба, материальное благополучие и др. В любых жизненных ситуациях стремятся предпочитать проявление широкого кругозора. Ценят проявления воспитанности в отношениях между людьми, ответственности в работе, аккуратности в делах. В целом привлекательным считают оптимистичный взгляд на жизнь.
Далее представлены показатели сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы по методике диагностики уровня эмпа-тийных способностей В.В. Бойко [4, с. 486-490]. Количественные показатели представлены в таблице 2.
Анализ полученных результатов демонстрирует, что по эмоциональному компоненту профессиональной культуры:
- у педагогов со стажем работы 0-5 лет преобладающими являются средний уровень (8 чел. - 40%). Также отмечается как высокий (6 чел. - 30%), так и низкий (6 чел. - 30%) уровни. Очень низкий уровень в данной группе не выявлен. Полученные результаты характеризуют группу педагогов со стажем 0-5 лет, как достаточно эмпатийных, способных к сопереживанию ученикам и коллегам, понимающих эмоциональные состояния и сострадающих в тяжелых ситуациях;
- у педагогов со стажем работы 6-10 лет доминирует средний уровень (12 чел. - 60%). Высокий уровень проявляется только у 4 чел. (20%), низкий уровень характерен для 3 чел. (15%). Однако в группе проявляется и очень низкий уровень (1 чел. - 5%). В целом, группа также характеризуется пониманием эмоциональных состояний других людей, умением сопереживать и поддержать других;
- у педагогов со стажем 10 лет и более преобладает средний уровень (10 чел. - 50%). У 6 чел. (30%) проявляется заниженный уровень. Высокий уровень отмечен у 3 чел. (15%). Очень низкий уровень присутствует у 1 чел. (5%). Группа педагогов со стажем 10 лет и более также характеризуется умением сопереживать другим людям, входить в их положение в трудных ситуациях, заражаться в потоке эмоций других людей. Но отмечается тенденция к снижению уровня эмпатии по сравнению с другими группами педагогов.
Таким образом, сравнительные результаты демонстрируют, что у всех групп педагогов преобладающим уровнем сформиро-ванности эмоционального компонента профессиональной культуры является средний. Однако у педагогов со стажем работы 0-5 лет второе место занимают высокий и низкий уровни поровну, у педагогов со стажем работы 6-10 лет - высокий уровень, у педагогов со стажем работы 10 лет и более - заниженный.
Для определения уровня сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы нами использовалась методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности (автор А.В. Карпов) [5, с. 45-57]. Результаты сформиро-ванности рефлексивного компонента профессиональной культуры с разным стажем работы представлены в таблице 3.
Анализ полученных результатов показывает, что по рефлексивному компоненту профессиональной культуры:
- у педагогов со стажем работы 0-5 лет преобладающим является высокий уровень (12 чел. - 60%). Средний уро-
вень отмечен у 7 чел. (35%). Низкий уровень проявился только у 1 чел. (5%). Это говорит о том, что в целом группа педагогов со стажем 0-5 лет характеризуется высокой рефлексивностью, т.е. они осознают причинно-следственные связи собственных поступков и решений, умеют признать свою неправоту в некоторых ситуациях и принимают результаты самостоятельной деятельности. Однако иногда рефлексия может доходить до «самокопания» и невнимания к внешним причинам происходящих событий;
- у педагогов со стажем 6-10 лет отмечается средний уровень (10 чел. - 50%). Однако у 6 чел. (30%) выявлен низкий уровень и у 4 чел. (20%) отмечается высокий уровень. Это характеризует группу педагогов, как имеющих представление о причинно-следственных связях собственных поступков и решений, они отдают себе отчет о собственной вине или достижениях в определенных делах, но часто могут настаивать на собственной точке зрения невзирая на логические доводы о неправоте;
- у педагогов со стажем 10 лет и более отмечается низкий уровень (11 чел. - 55%). У 6 чел. (30%) выявлен средний уровень, и только 3 чел. (15%) имеют высокий уровень. Это характеризует группу педагогов со стажем работы 10 лет и более, как невнимательных к собственным мыслям и анализу внутренних побуждений. Зачастую они руководствуются установками и правилами, стереотипами поведения, невзирая на меняющиеся условия. Могут не признавать собственную вину либо наоборот, вклад, в общее дело, ориентируясь на внешние обстоятельства.
Таким образом, изучение сформированности профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы показало, что во всех группах педагогов со стажем работы 0-5 лет, 6-10 лет и стажем 10 лет и более отмечаются различия в сформиро-ванности компонентов профессиональной культуры.
В группе педагогов со стажем работы 0-5 лет по сфор-мированности:
- когнитивного компонента профессиональной культуры преобладающими являются средний и низкий уровни;
- эмоционального компонента профессиональной культуры наиболее значимыми являются такие терминальные ценности, как: активная деятельная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, счастливая семейная жизнь и творчество. Среди инструментальных ценностей выявлены лидирующие позиции независимости, образованности, жизнерадостности, смелости в отстаивании собственной позиции и твердой воли;
- коммуникативного компонента профессиональной культуры выявлен средний уровень, однако также отмечается как высокий, так и низкий уровни;
- рефлексивного компонента профессиональной культуры преобладает высокий уровень.
В группе педагогов со стажем 6-10 лет по сформиро-ванности:
- когнитивного компонента профессиональной культуры доминирует средний уровень;
- эмоционального компонента профессиональной культуры доминируют такие терминальные ценности, как: счастливая семейная жизнь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, наличие верных друзей. Среди инструментальных ценностей приоритетными являются образованность, воспитанность, широта взглядов, честность и эффективность в делах;
- коммуникативного компонента профессиональной культуры преобладает средний уровень;
- рефлексивного компонента профессиональной культуры доминирует средний уровень.
В группе педагогов со стажем 10 лет и более по сфор-мированности:
- когнитивного компонента профессиональной культуры отмечается высокий уровень;
- эмоционального компонента профессиональной культуры преобладающими терминальными ценностями выявлены здоровье, счастливая семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь, любовь и наличие верных друзей. В части инструментальных ценностей обнаружены преобладающими широта взглядов, ответственность и аккуратность, воспитанность и жизнерадостность;
- коммуникативного компонента профессиональной культуры отмечается средний уровень;
- рефлексивного компонента профессиональной культуры выявлен доминирующим низкий уровень.
Для определения достоверности результатов проведенного исследования мы использовали непараметрический метод математической статистики для независимых выборок и-крите-
Библиографический список
рий Манна-Уитни, предназначенный в нашем случае для определения значимости различий в компонентах профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы. Обработка эмпирических данных производилась с помощью компьютерной программы SPSS 15.0 for Windows. Различия можно считать достоверными в случае, если иэмп. d" икр.. икр. (0 05) для групп из 20 чел. равно значению 138. Анализ результатов показал: а) существуют значимые различия когнитивного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы: 0-5 лет
стажа (иэмп Д 6-10 лет стажа (иэмп 2) и более 1 0 лет стажа (иэмп 3):
U ,119 < U0051 38, U 2123 < U0051 38, U 3115 < U0051 38; б) су-
эмп.1 0,05 ' эмп.2 0,05 ' эмп.3 0,05 ' ' 1
ществуют значимые различия коммуникативного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы: 0-5 лет (U .), 6-10 лет стажа (U .) и более 10 лет стажа
v эмп.4" v эмп.5'
(U 6): U .112 < U0051 38, U 5134 < U0051 38, U 6117 < U0051 38;
v эмп.6' эмп.4 0,05 ' эмп.5 0,05 ' эмп.6 0,05 '
в) существуют значимые различия рефлексивного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы: 0-5 лет (U ,), 6-10 лет стажа (U .) и более 10 лет стажа
4 эмп.7' 4 эмп.8'
(^п,) ^п,109 <= U0051 38, ^п,112 < U0,051 38, ^п,98 < U0,051 38.
1. Купчигина, И.М. Изучение и анализ сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования / И.М. Купчигина, И.Е. Балыкова // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 3(40).
2. Новицкая, Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учителя музыки): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002.
3. Крутецкий, В.А. Психология. - М., 2006.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2001.
5. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.
Bibliography
1. Kupchigina, I.M. Izuchenie i analiz sformirovannosti professionaljnoyj kuljturih u buduthikh uchiteleyj v sisteme srednego professionaljnogo obrazovaniya / I.M. Kupchigina, I.E. Balihkova // Mir nauki, kuljturih i obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
2. Novickaya, E.N. Sistemnihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kuljturih studentov pedvuza (na materiale podgotovki uchitelya muzihki): dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2002.
3. Kruteckiyj, V.A. Psikhologiya. - M., 2006.
4. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 2001.
5. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - T. 24.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 377
Kupchigina I.M. FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article reveals the problems of formation of professional culture of future teachers in the system of secondary professional education. The research presents a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of studying the professional culture of a specialist. The author presents the description of the experimental work of forming professional culture of future teachers in the system of secondary professional education.
Key words: professional culture, professional culture of future teachers, cognitive component, emotional component, communicative component, reflexive component, system of secondary professional education.
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: kupchigina@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования, автор представляет вниманию теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения профессиональной культуры специалиста. В статье представлено описание опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в совокупности ее компонентов.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура будущих учителей, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент, опытно-экспериментальная работа, система среднего профессионального образования.
Интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования и вступления ее в Европейское образовательное сообщество (переход на двухуровневую систему образования), социально-экономические изменения, происходящие
в российском обществе, диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных выпускников педагогических заведений, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям,