Научная статья на тему 'Изучение графических дисциплин с использованием информационных технологий'

Изучение графических дисциплин с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельной В. И.

С учетом особенностей графических дисциплин предложены дидактические приемы с использованием информационных технологий при проведении основных видов учебной работы: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение графических дисциплин с использованием информационных технологий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

правильно ориентируются в таких здоровьесберегающих положениях, как временной объем домашних заданий, число видов деятельности на уроке, трудоемкость различных уроков. Полученные данные легли в основу программы постоянного гигиенического обучения. На наш взгляд, этому сможет способствовать «Положение о менеджменте классного руководителя» как форма мероприятия по совместной здоровьесберегающей деятельности педагогов, медицинских работников, администрации, родителей и учеников. Таким же, на наш взгляд, перспективным направлением является разработка и внедрение поурочных планов преподавателей на основе принципов здоровьесбережения Список использованной литературы:

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков .Монография. М.: Издательство «ПедиатрЪ»; 2014.388 с.

2.Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К.Здоровье подростков в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария.2015;94(6):59.

3. Баранов А.А. ,Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков-залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы). ВестникРАМН.2014;5-6:65-70.

4.Кучма В.Р. ,Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины Гигиена и санитария.2015 ;94(6):66-70.

5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.:АРКТИ,2003.-272с

6.Сухарева Л.М., Куинджи. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьников. Рос.педиатр.журн.1998;1:14-18.

7..ЮрьевВ.К.,Мирский В.Е.Состояние репродуктивного потенциала школьников Санкт-Петербурга.Современные проблемы науки и образования.Пенза;2015;3:58.

©Стафеев В.Ф., Васильева Г.В., 2016

УДК 744+378

В.И. Тельной

К.воен.н., доцент

Московский государственный строительный университет (Национальный исследовательский университет),

г. Москва, РФ

ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

С учетом особенностей графических дисциплин предложены дидактические приемы с использованием информационных технологий при проведении основных видов учебной работы: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова Инженерная графика, компьютерная графика, самостоятельная работа, графические дисциплины, информационные технологии.

Графические дисциплины дают возможность освоить навыки изображения трехмерных объектов на чертежах, развивают пространственное представление, способность выразить инженерно-техническую мысль на бумаге, а также в электронной форме средствами прикладных программных продуктов, что позволяет сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Процесс передачи знаний по данным дисциплинам реализуются в различных видах учебной работы: лекциях, практических занятиях (ПЗ), самостоятельной работе (СР).

Рассмотрим особенности использования современных информационных технологий для перечисленных видов учебной работы по дисциплинам курса.

Лекция является базовой формой обучения студентов теоретическим аспектам курсов, основой для их дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Сопровождая лекционный курс по дисциплинам инженерной графики графическими построениями, отражающими логические цепочки и четкие алгоритмы решений позиционных и метрических задач, преподаватель ищет лучшие современные формы подачи материала. Такие возможности в полной мере предоставляют мультимедийные технологии. Исследование опыта коллег по их использованию в процессе обучения и анализ собственной деятельности позволили выявить дидактические возможности информационных технологий при изучении графических дисциплин. Умелое сочетание текстовой и иллюстративной части мультимедийного курса лекций, использование Flash-технологий, цветовых решений позволяют передать обучаемым содержательную часть дисциплины в более наглядной и доступной форме.

Лучшему запоминанию нового материала, развитию пространственного воображения и логического мышления студентов способствует демонстрация пошагового (поэтапного) решения графических задач, построения чертежей.

Разработанный интерактивный лекционный курс целесообразно применять в двух направлениях: как современное дидактическое средство, сопровождающее чтение лекции, и как учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины.

Сравнение традиционных форм лекций и с использованием мультимедийных обучающих систем доказало состоятельность и правильность современного подхода, что привело к возрастанию познавательной активности студентов, качеству усвоенного материала, повышению мотивации при изучении графических дисциплин [2, 3].

Мультимедийный курс по графическим дисциплинам представляет теоретическую основу для проведения практических занятий, входящих в программу изучения дисциплин.

Используются три метода проведения практических занятий по основным модулям графической дисциплины [4]:

1. преподаватель работает у доски, выполняя построения традиционным способом при помощи мела (маркера) или комментирует ход решения задач с использованием демонстрационных мультимедийных средств, не привлекая для этой цели студентов. В ходе решения задач обучаемым предлагается ответить на теоретические вопросы;

2. студенты вызываются к доске для решения задачи под руководством преподавателя, при необходимости, с участием других студентов учебной группы;

3. студенты самостоятельно на своих рабочих местах решают задачи. Преподаватель в индивидуальном порядке, при необходимости, даёт рекомендации по их решению и отвечает на возникающие вопросы.

Руководствуясь обстановкой, сложившейся на практическом занятии, преподаватель сам определяет целесообразность применения того или иного метода его проведения.

Кроме того, на практических занятиях проводится контроль глубины проработки лекционного материала или самостоятельно изученных учебных вопросов. Для этого используется тестирование всех студентов учебной группы одновременно общей продолжительностью не более пяти минут с использованием большого количества вариантов тестовых заданий, имеющих короткие и однозначные ответы.

Инновационные информационные технологии используются также при преподавании компьютерной инженерной графики — одного из модулей графических дисциплин. Методика проведения практических занятий по компьютерной инженерной графике предусматривает [5, 6]:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

- проведение компьютерного тестирования в виде «блиц»-опроса перед началом каждого занятия;

- чтение мини-лекций по каждой новой теме с использованием мультимедийных презентаций;

- работа с пакетами прикладных программ по созданию и редактированию электронных чертежей деталей.

Учебные программы дисциплин предусматривает большой объем самостоятельной работы (СР). Для успешной организации СР требуется наличие определенного учебно-методического обеспечения [7]. С этой целью преподавателями ПМК разработан контент, размещенный в виде электронных учебно-методических комплексов по всем разделам дисциплин на сайте кафедры. Наличие таких разработок и электронной среды позволяет студентам самостоятельно изучать и повторять материал с учетом индивидуальных особенностей степени его усвоения.

Электронные пособия содержат значительное количество иллюстративного материала, которое отличается наглядностью демонстрации решения геометрических задач и подробным пошаговым описанием алгоритмов их решения. Это делают пособие интересным, привлекательным и доступным, позволяет обучаемым успешно решать учебные задачи по аналогии, а также применять полученные знания для поиска и решения прикладных задач конструкторского направления.

Непременным условием повышения эффективности самостоятельной работы является контроль и своевременная помощь преподавателя. Для этой цели используются консультации, проводимые преподавателями.

Рассмотренные новые подходы к изучению графических дисциплин с использованием современных информационных технологий повышают уровень инженерного образования, придают ему целостность и системность, обеспечивают формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов [8, 9]. Список использованной литературы:

1. Рычкова А.В., Смирнов А.А. Методические аспекты повышения эффективности обучения в smart-университете // Открытое образование. 2015. №5. С. 39—43.

2. Смирнов А.А. Встроенные языки прикладных экономических систем // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 2-1 (63). С. 135—137.

3. Тельной В.И., Рычкова А.В. Обеспечение принципа наглядности при изучении графических дисциплин // Вестник МГСУ. 2015. № 11. С. 202—211.

4. Смирнов А.А. Особенности обучения конечного пользователя прикладных программных продуктов языкам пользовательского программирования // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 26. С. 110—115.

5. Рычкова А.В., Тельной В.И. Разработка презентаций по графическим дисциплинам как форма самостоятельной работы студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-5 (39). С. 33—34.

6. Смирнов А.А. Реализация основных принципов smart образования при обучении в магистратуре // В сборнике: Ценности и интересы современного общества Информационные технологии. Материалы конференции.2014. С.147—152.

7. Тельной В.И., Рычкова А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении курса инженерной графики // Вестник МГСУ. 2015. № 1. С. 120—128.

8. Смирнов А.А. Роль компьютерной обработки информации в современном развитии общества. Влияние возрастания объемов информации на развитие общества // В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 171—176.

9. Рычкова А.В., Смирнов А.А. Преподавание офисного программирования с использованием технологии открытого образования // Открытое образование. 2016. № 1. С. 49—53.

© В.И. Тельной, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.