Shalova Svetlana Yuryevna, Menshikova Tatyana Ivanovna, Dmitrieva Anastasiya Aleksandrovna STUDYING OF READINESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS ...
pedagogical sciences
УДК 37.047
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0049
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ К СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019
Шалова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и социокультурного развития личности» Меньшикова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология» Дмитриева Анастасия Александровна, магистрант Ростовский государственный экономический университет, филиал в г. Таганроге (347936, Россия, Таганрог, ул. Инициативная,48, e-mail: [email protected])
Аннотация. Исследование направлено на определение условий организации совместной трудовой деятельности, наиболее эффективных для воспитания детей с ОВЗ. Одна из задач эмпирического исследования - изучить готовность детей экспериментального класса к совместной трудовой деятельности. С этой целью был использован комплекс методов: наблюдение за трудовой и игровой деятельностью детей; опрос учителя и учащихся, создание экспериментальных ситуаций. Выделены критерии готовности детей к совместной трудовой деятельности: проявление чувства ответственности за совместную работу; активность и инициативность в оказании помощи товарищам; заинтересованность в успехе общего дела; проявление чуткости и сопереживания по отношению к товарищам. Описаны уровни готовности детей с ОВЗ к совместной трудовой деятельности в зависимости от полноты и качества проявления каждого критерия. Описан ход и результаты эмпирического исследования, которое проводилось в школе № 19 г. Таганрога. У большинства испытуемых есть хронические заболевания, они ослаблены. У всех детей замечены нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Результаты диагностики показали, что большинство детей характеризуется средним или низким уровнем готовности к совместной трудовой деятельности. Наиболее ярко готовность учащихся с ОВЗ к совместной трудовой деятельности проявляется в игре.
Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовая деятельность младших школьников, навыки совместной деятельности, влияние коллектива на личность, готовность к совместной трудовой деятельности, дети с ограниченными возможностями здоровья.
STUDYING OF READINESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS AND PHYSICALY DISABLED CHILDREN TO JOINT WORK
© 2019
Shalova Svetlana Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Pedagogics and sociocultural personal development" Menshikova Tatyana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair "Psychology" Dmitrieva Anastasiya Aleksandrovna, undergraduate Rostov State University of Economics, branch in Taganrog (347936, Russia, Taganrog, Initciativnaya street, 48, e-mail: [email protected])
Abstract. The research is directed to definition of the conditions of the organization of joint work, the most effective for education of physically disabled children. One of problems of an empirical research - to study readiness of children of an experimental class for joint work. The complex of methods was for this purpose used: observation of labor and game activity of children; poll of the teacher and pupils, creation of experimental situations. Criteria of readiness of children for joint work are marked out: manifestation of sense of responsibility for collaboration; activity and initiative in assistance to companions; interest in success of common cause; manifestation of keenness and empathy in relation to companions. Levels of readiness of physically disabled children to joint work depending on completeness and quality of manifestation of each criterion are described. The course and results of an empirical research which was conducted at school No. 19 of Taganrog is described. Most of examinees has chronic diseases, they are weakened. At all children violations of the emotional and strong-willed sphere, violation of the speech are noticed. Results of diagnostics showed that most of children is characterized by average or low level of readiness for joint work. Most brightly readiness of physically disabled children to joint work is shown in a game.
Keywords: labor education, work of younger school students, skills of joint activity, influence of collective on the personality, readiness for joint work, physically disabled children.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подготовка школьников к труду, формирование у них готовности самостоятельно осуществлять трудовую деятельность -важная задача современной школы. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями, будь то хронические соматические заболевания, отклонения в психическом развитии и т.д. Для них трудовая деятельность может стать таким процессом, где объединяются все воспитательные влияния. В том числе и влияния коллектива на личность.
Трудовому воспитанию в отечественной педагогике всегда уделялось достаточно внимания, особенно в советский период. Исследовалось содержание трудовой деятельности детей в семье и школе, изучалось влияние труда на формирование нравственных качеств, разрабатывались новые методы и формы организации трудового обучения и воспитания школьников.
Однако существует не так много работ, посвященных изучению совместной деятельности детей, а иссле-
дований совместной трудовой деятельности детей с ОВЗ мы не обнаружили.
У детей с ОВЗ из-за имеющихся ограничений возникают разные проблемы во взаимодействии с другими людьми [1]. Коллектив сверстников для них, как правило, не является значимым. Тем важнее для педагога создать необходимые условия для совместной работы детей. И поскольку учебная деятельность представляет для таких детей значительную трудность, то большее внимание можно обратить на организацию трудовой деятельности.
Этим обусловлена актуальность нашего исследования, направленного на определение условий организации совместной трудовой деятельности, наиболее эффективных для воспитания детей с ОВЗ.
Одна из задач эмпирического исследования - изучить готовность детей экспериментального класса к совместной трудовой деятельности. С этой целью был использован комплекс методов включающий: целенаправленное наблюдение за трудовой и игровой деятельностью
192
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Шалова Светлана Юрьевна, Меньшикова Татьяна Ивановна, Дмитриева Анастасия Александровна ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ...
детей; опрос учителя и учащихся, создание экспериментальных ситуаций.
Изложение основного материала исследования. Еще в первобытном обществе воспитание детей осуществлялось через трудовую деятельность, а именно через совместную со взрослыми деятельность по обеспечению жизнедеятельности племени. Поэтому проблема трудового воспитания интересовала многих известных мыслителей и педагогов.
Так, еще в эпоху Возрождения философы-гуманисты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) сформулировали идею о необходимости трудового воспитания детей. Такое воспитание, по их мнению, должно избавить общество от праздности и тунеядства.
Серьезное внимание вопросам трудового воспитания детей уделяли и выдающиеся педагоги Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Дж. Беллерс, И.Г. Песталоцци и др.). Ж.-Ж. Руссо, например, считал, что когда ребенок физически окреп и научился самостоятельно ориентироваться в окружающих условиях, он может заниматься посильным физическим трудом. Овладение трудовыми навыками - необходимое условие, обеспечивающее человеку собственный кусок хлеба, а, следовательно, свободу и независимость.
В отечественной педагогике основы теории трудового воспитания заложил К.Д. Ушинский. По его мнению, труд велик не только тем, что создает материальные ценности, он велик своей внутренней силой влияния на всю психическую жизнь человека. Это внутреннее достоинство труда педагог называл «животворной силой». Эту животворную силу нельзя ни унаследовать, ни купить. Она проявляется только в том случае, когда человек сам трудится. Причем К.Д. Ушинский рассматривает значение и физического, и умственного труда, которые необходимы человеку для развития и поддержания здоровья. Конечно, чрезмерный труд, как физический, так и умственный, разрушающе действует на организм. А вот умеренный умственный труд, как отмечает ученый, оказывает сильное влияние на развитие нервной системы человека. «Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности, но полное равновесие между ними едва ли необходимо» [2, с. 120].
Фундаментальные идеи по вопросам трудового воспитания содержатся в работах советских ученых: С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. А.С. Макаренко считал труд одним из основных элементов воспитательной работы. Даже если ребенок будет выполнять неинтересную физическую работу, это может принести положительные результаты, т.к. ребенок будет приучаться к трудовому усилию. Кроме того, он был убежден, что «в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка» [3, с. 396]. Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям.
Позднее вопрос о задачах и условиях трудового воспитания нашел отражение в работах П.Р. Атутова, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, В.В. Серикова и др. Ученые отводили трудовому воспитанию важное место во всестороннем развитии личности: в процессе трудового воспитания формируются нравственные качества, значимые мотивы трудовой деятельности, активная жизненная позиция личности; в труде познаются радость творчества; труд способствует физическому и интеллектуальному развитию человека.
Эти задачи могут быть решены только при соблюдении определенных условий. Анализ педагогической литературы [4; 5; 6] позволил выделить наиболее важные из них:
- общественно значимые цели и результаты труда учащихся;
- коллективный характер трудовой деятельности школьников;
- разнообразие организационных форм труда, оптимальное их сочетание;
- постепенное усложнение трудовой деятельности школьников, ее задач, мотивов, содержания, операционной стороны.
- четкая организация труда на всех этапах: от планирования до подведения итогов.
Если соблюдаются все условия, то труд становится для младшего школьника привлекательной деятельностью. В таком труде они приобретают необходимый
опыт, у них формируется правильное отношение к труду.
Анализ программ трудового обучения и воспитания в школах 8 вида показал, что по содержанию труд для младших школьников с ОВЗ можно разделить на несколько видов:
- Хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уборка помещений.
- Труд «в природе»: выращивание растений в саду, уход за комнатными растениями.
- Ручной труд (с элементами конструирования) изготовление поделок из бумаги, природного материала и др.
Анализ литературы [7; 8; 9] показал, что при организации трудовой деятельности детей с ОВЗ нужно учитывать их психологические особенности. Наибольшее значение при этом имеют особенности эмоциональной сферы. Ребенок с ОВЗ не может относиться равнодушно к своей деятельности: она или увлекает его, или кажется скучной.
Психологи отмечают также, что труд является эффективным средством коррекции поведения детей с ОВЗ, причем не только конкретных форм поведения, но и общего социального воспитания. Например, в различных мастерских ребенок приобретает навыки, важные для его дальнейшей профессиональной деятельности. Все это особенно важно для ребенка с различными дефектами развития. Когда речь идет о подготовке к будущей профессиональной деятельности, нужно учитывать, что этот процесс предполагает, с одной стороны, принятие человеком общественно признанных профессиональных ценностей, а, с другой, - включение в некое ценностное пространство, определяющее нормы и принципы профессиональной деятельности и поведения [10].
Как указывает В.П. Кащенко: «наиболее существенную роль труд в мастерских играет тогда, когда рассматривается с точки зрения коллективистского воспитания, формирования социальной активности личности» [11, с. 86]. Именно работа в группе позволяет развить и укрепить мотивацию социального самоутверждения ребенка. В условиях коллективного труда он учится ценить себя и других, приучается относиться к другим так же, как к себе, начинает осознавать преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления.
Эмпирическое исследование проводилось в 3 классе специальной школы № 19 г. Таганрога.
В классе 14 человек (9 мальчиков и 5 девочек). Большинство детей начинали учиться в общеобразовательной школе, но были оставлены на повторное обучение, а затем по рекомендации ПМПК направлены в специальную школу. Поэтому возраст детей разный: от 10 до 12 лет. Семьи относительно благополучные. Отцы работают на промышленных предприятиях или являются предпринимателями; матери, в основном, - домохозяйки. Есть неполные семьи (детей воспитывают матери) и одна опекунская семья.
У большинства детей есть хронические заболевания, они ослаблены. У всех детей замечены нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Есть дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Поэтому дети испытывают проблемы в общении.
Shalova Svetlana Yuryevna, Menshikova Tatyana Ivanovna, Dmitrieva Anastasiya Aleksandrovna pedagogical
STUDYING OF READINESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS ... sciences
Констатирующий этап эксперимента проводился во втором полугодии. Мы выделили следующие критерии готовности детей к совместной трудовой деятельности:
- Проявление чувства ответственности за совместную работу.
- Активность и инициативность в оказании помощи товарищам.
- Заинтересованность в успехе общего дела.
- Проявление чуткости и сопереживания по отношению к товарищам.
В зависимости от полноты и качества проявления каждого критерия мы выделили 3 уровня готовности детей к совместной трудовой деятельности: высокий, средний и низкий. Все уровни, безусловно, имеют относительный характер.
Высокий уровень готовности характеризуется сформированным чувством ответственности за совместную работу, стремлением к коллективной деятельности. Дети с высоким уровнем готовности оказывают помощь товарищам по собственной инициативе, доброжелательны, отзывчивы. Качество проявляется всегда.
Средний уровень готовности характеризуется проявлением ответственности за совместную работу в зависимости от ситуации. Эти дети доброжелательно относятся к другим, готовы оказать помощь товарищу, если их об этом попросят. Чаще эти дети оказывают помощь тем, кто им симпатизирует. Для них характерна неустойчивость проявления исследуемого качества.
Низкий уровень готовности можно определить как равнодушное отношение к совместной деятельности. Дети заинтересованы не в общем успехе, а только в собственном, поэтому к успехам других относятся ревностно. Их не волнуют переживания других детей, помощь товарищам оказывают неохотно, и по указанию взрослых.
В ходе диагностического эксперимента были использованы такие методики, как беседа с учителем, опрос учащихся, включенное наблюдение за трудовой деятельностью детей, экспериментальные игровые методики.
Для получения общей информации обо всех учащихся учителю в начале эксперимента была предложена шкала оценки готовности детей к совместной трудовой деятельности. Учителю нужно было оценить каждого учащегося по следующей шкале:
1 - учащийся не готов к совместной трудовой деятельности;
2 - учащийся слабо подготовлен к совместной трудовой деятельности;
3 - учащийся достаточно подготовлен к совместной трудовой деятельности.
Эти оценки соответствуют трем выделенным нами уровням готовности детей к совместной трудовой деятельности. Чтобы учительница смогла более объективно оценить детей, ей были представлены разработанные критерии оценки и характеристика уровней готовности.
Для уточнения информации с учителем была проведена беседа, в ходе которой затрагивались такие вопросы:
• Кто из учащихся ответственно относится к трудовым поручениям?
• Помогают ли дети друг другу при совместной работе?
• Умеют ли дети сопереживать, сочувствовать неудачам товарищей?
Учительница выделила детей, которые характеризуются разной степенью готовности к совместной работе, и привела примеры характерных ситуаций. Например, одна из девочек, имеющих нарушения слуха, ответственно относится к уборке класса и всегда готова помочь своим товарищам, если те сами не справляются. Мальчик, имеющий системное недоразвитие речи, доброжелательно относится к товарищам, сопереживает по поводу их неудач, но помогает, только если об этом 194
попросит кто-то из взрослых. Девочка с расстройствами аутистического спектра, очень замкнута, одна может выполнять несложные поручения, но от работы совместно с товарищами часто отказывается. Мальчик, который сильно заикается, очень боязлив, сам никогда не проявляет инициативу, но охотно откликается на просьбы учителя, ответственно выполняет все данные ему трудовые поручения.
Т.о., по мнению учителя, высоким уровнем готовности совместной трудовой деятельности характеризуются 2 человека (14%); средним - 6 человек (43%) и низким тоже 6 человек (43%).
Для того, чтобы получить более точную информацию, мы опросили самих детей. Им было задано всего 2 вопроса (учитывая их особенности). Вопросы содержали описание типичной жизненной ситуации, ребенок должен был, оценив ситуацию, предложить свое решение.
1 вопрос - Тебе предстоит выполнить трудовое поручение. Кого из товарищей ты бы выбрал себе в помощники и почему?
2 вопрос - Тебя попросили помочь в уборке класса, но ты торопишься домой. Как ты поступишь?
Ответы на первый вопрос показали, что все дети знают, не только кого именно они бы выбрали, но и почему. Но варианты сильно различались. Например, был ответ: «выбрал бы надежного друга, который в любую минуту сможет мне помочь». Другой типичный вариант: «выбрал бы доброго». Но был и такой ответ: «Буду все делать сам. Мне никто не нужен».
Ответы на второй вопрос условно можно разделить на 3 группы.
1 группа (50%) - учащиеся, которые понимают необходимость помочь товарищу в трудной для него ситуации, но не готовы пожертвовать своими интересами. Поэтому предлагают компромиссный вариант - частичную помощь: «помогу поставить стулья», «я только подмету пол» и т.п.
2 группа (29%) - учащиеся, которые отказывают в помощи, оправдывая свое решение разными причинами: «мне домой нужно идти»; «я никого не просил мне помочь, пусть и они не просят» и др.
3 группа (21%) - учащиеся, которые готовы прийти на помощь в такой ситуации.
На основании анализа ответов на вопросы можно сделать вывод о том, что учащиеся имеют различные представления о товарищеской взаимопомощи, что говорит о разной степени готовности к совместной трудовой деятельности.
Но основную информацию мы получили в ходе наблюдения за детьми в специально созданных экспериментальных ситуациях. Опишем одну из них.
«Ситуация преимущества». Эта ситуация выражалась в том, что один из учащихся фактически выполнял меньший объем работы. Целью наблюдения было выяснить, замечает ли ребенок, выполняющий свою работу раньше другого, что его товарищ еще не закончил работу, какое отношение вызывает у него этот факт и возникает ли желание помочь товарищу.
Такая ситуация была создана в игре «Построим дом». Дети были разделены в группы по 4 человека. Каждому ребенку было дано задание: вырезать из цветной бумаги «кирпичи» или «крышу» для дома. Затем на альбомном листе все вместе должны были «построить дом», т.е. приклеить кирпичи и крышу.
В двух бригадах на первом этапе дети работали довольно слаженно, никто никому не мешал, каждый выполнял свою работу. Но затем при «строительстве» в одной бригаде дети следили за общим ходом работы, помогали друг другу приклеивать детали. А в другой бригаде между двумя мальчиками возникла ссора из-за того, кто будет первым приклеивать свои детали.
В третьей бригаде с самого начала мальчик, которому было поручено вырезать крышу (то самое преимуще-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Шалова Светлана Юрьевна, Меньшикова Татьяна Ивановна, Дмитриева Анастасия Александровна ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ...
ство), быстро справился с заданием и не только не стал помогать другим, но и стал смеяться над теми, кто медленно выполнял задание. Дети стали трудиться хуже, и результат у этой бригады был самым слабым, а качество работы низким.
Наблюдение за поведением детей в ходе игры позволило выявить разную степень готовности детей к совместной работе. Высокая степень готовности выражалась в таких поступках, как оказание помощи товарищу, стремление согласовать свои действия с действиями других детей, проявление радости от успешной совместной работы и т.д. Такое поведение было у двух девочек.
По таким поступкам, как насмешки над товарищами, стремление помешать им выполнить порученное задание, ничегонеделание в то время как другие дети выполняют работу и т.д. мы судили о низкой степени готовности к совместной деятельности. Низкий уровень готовности был выявлен у двух мальчиков, один из которых имеет диагноз «атипичный аутизм».
Остальных детей мы условно отнесли к среднему уровню готовности к совместной деятельности, т.к. в их поведении были как положительные моменты, так и отрицательные. Даже Женя К., который всегда держался в стороне от одноклассников, попав в дружную бригаду, сумел найти взаимопонимание с товарищами и выполнил свое поручение.
На основании количественного анализа всех данных, полученных в ходе диагностического эксперимента, было установлено, что большинство учащихся экспериментального класса можно отнести к среднему уровню готовности (57 %). Детей, показавших по всем методикам высокий уровень, нет. А низкий уровень готовности у 43 % испытуемых.
Анализ данных позволил выявить некоторые важные моменты диагностического исследования.
Во-первых, наиболее ярко готовность к совместной деятельности у учащихся с ОВЗ проявляется в игре. Баллы, полученные детьми в ходе наблюдения за игровыми ситуациями, чаще всего выше баллов, полученных с помощью других методик.
Во-вторых, различия в баллах, полученных с помощью различных диагностических методик, отличаются не более чем на единицу. Это позволяет говорить о достаточно высокой объективности результатов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам проведенного теоретического исследования можно утверждать, что важными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются формирование положительного отношения к труду и нравственных качеств, позволяющих успешно трудиться в коллективе. Эти задачи могут быть решены только при соблюдении ряда условий.
Результаты эмпирического исследования показали, что большинство младших школьников с ОВЗ характеризуется низким или средним уровнем готовности к совместной трудовой деятельности. Наиболее ярко готовность учащихся к совместной трудовой деятельности проявляется в игре.
С учетом выделенных теоретических положений и полученных эмпирических результатов будет разработана программа подготовки детей с ОВЗ к совместной трудовой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 82-86.
2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Собр. Соч.: в 11 т., т.2. - М.: АПН РСФСР, 1948.
3. Макаренко А.С. Собр. Соч. в 7 т., т.4. - М.: АПН РСФСР, 1957.
4. Геронимус Т.М. Проблемы обучения младших школьников на уроках технологии в современной начальной школе //Вестник МГПУ. - 2009. - № 2. - с. 88 - 94.
5. Дмитриев Ю.А. Социализация и развитие личности младшего школьника в процессе трудового воспитания // Школа и производство. - 2013. - № 7. - с. 3 - 7.
6. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. -
М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекци-онной педагогики. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.
8. Обучение детей с задержкой психического /Под ред. Т.А.Власовой и др. - М.: Просвещение, 1984. - 119 с.
9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
10. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013 - №3 (16). - С. 100.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
Статья поступила в редакцию 20.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019