но-профессиональной деятельности. Положительная динамика изменений в моти-вационном компоненте, саморегуляции, при овладении системой аналитических действий свидетельствует об эффективности введения в учебный процесс интегрированного учебного содержания: позитивные изменения структурных компонентов учебной деятельности как внутренней активности личности будущего специалиста не только поднимают на более высокий уровень саму учебную деятельность студента, но и профессионализируют его личность посредством формирования ее новой направленности.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующий вывод: учебная деятельность студентов — будущих учителей начальной школы по предмету «Иностранный язык» — может быть позитивно преобразована в условиях изменения содержания вузовского обучения— пси-
хологизации предметно-методической подготовки (построения методического содержания обучения студентов в соответствии с закономерностями психического развития детей младшего школьного возраста) и профессионализации психологического знания (отбора психологического содержания обучения с позиций его важности для будущей профессии студента).
ЛИТЕРАТУРА _
1. Кулюткин, Ю. Н. Психологическое знание и учитель / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. —1983. — № 3. — С. 54—61.
2. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М., 1998.
3. Орлов, А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. — 1988. — № 1.
ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ 6-ГО КЛАССА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
М. Ю. КОРШУНОВ,
аспирант кафедры физической географии и геоэкологического образования НГПУ
Ключевые слова: географическое краеведение, внеклассная работа, географический кружок.
Важнейшим видом внеклассной работы по географии являются школьное краеведение и его составная часть — географическое краеведение.
Последнее направлено на всестороннее и взаимосвязанное изучение природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, то есть географии
своей местности, или «малой географии», силами учащихся под руководством учителя. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, поэтому сделать это во внеурочное время гораздо проще.
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки, способствующие воспитанию активности, самостоятельности, формирующие познавательные интересы учащихся, дающие возможность системного и углубленного изучения избранной темы. Активность познавательной деятельности школьников возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому целесообразно планировать организацию географо-краеведческого уголка, музея, выставки, составление плана пришкольного участка, подготовку заметок в местную газету и т. д.
Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика, также необходимо чередовать виды деятельности: теоретическую и практическую. В процессе разнообразной по содержанию и характеру работы учащиеся овладевают сложными умениями и навыками, которые приобретаются в процессе тренировки, упражнений, например, от простейших наблюдений за природой учащиеся могут перейти к составлению фенологического календаря своей местности и т. д.
Суммируя все вышесказанное, предлагаем наш вариант занятий географического кружка «Юный краевед», целью которого является формирование самостоятельной деятельности учащихся на основе познавательного интереса к географии своего района.
Ориентируясь на цель кружка, мы определили основные его задачи:
3 Сформировать систему личностно значимых географо-краеведческих знаний,
отражающих общие и уникальные черты в природной и социально-экономической картине родного края;
3 сформировать ценностное отношение к своему социоприродному окружению;
3 сформировать субъектный опыт самостоятельной деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение географии своего края;
3 развивать патриотические и гражданские чувства, формировать ответственное отношение к своей «малой Родине».
Основные требования к усвоению содержания учащимися:
3 знать общую географическую характеристику своего края;
3 знать методы изучения своего края;
3 уметь выполнять простейшие полевые наблюдения;
3 выражать свое отношение к природе, ее пейзажам и ландшафтам.
Предлагаемая программа занятий гео-графо-краеведческого кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Программа состоит из введения и пяти разделов: «Учусь познавать свой край», «Изучаем карту своего края», «Изучаем природу своего края», «Изучаем население и хозяйство своего края», «Подведем итоги». Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, из них 18 часов отводятся на практические занятия.
В настоящее время программа деятельности географического кружка «Юный краевед» проходит апробацию в Ягубов-ской школе Бутурлинского района и вызывает интерес учащихся и учителей.
В программе нами учтены дидактические принципы изучения географического краеведения.
3 Личностно-деятельностный принцип является одним из ведущих. Он предпо-
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки, способствующие воспитанию активности, самостоятельности, формирующие познавательные интересы учащихся, дающие возможность системного и углубленного изучения избранной темы.
лагает развитие личности как субъекта деятельности на основе включения его в познавательную, коммуникативную, прак-тикоориентированную самостоятельную деятельность. Стратегия этого принципа — способствовать переходу от «знаю — могу» к «хочу — стремлюсь».
3 Принцип мотивированности и активности предполагает развитие внутренних потребностей и мотивации учащихся к активной самостоятельной деятельности по изучению своего края.
3 Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые географические объекты и явления. Я. А. Ко-менский называл этот принцип «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности... все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанием — путем осязания. Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами». Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п.
3 Принцип взаимосвязи глобального — регионального —локального уровней. Используется в формировании представле-
Особенностью содержания занятий кружка является развитие самостоятельной деятельности и познавательного интереса учащихся.
ний о географической картине мира на глобальном уровне (при изучении обще-землеведческих основ), региональном (при изучении географического краеведения Нижегородской области) и локальном (при изучении географического краеведения Бутурлинского района). Предполагает изучение процессов и явлений на отдельных локальных территориях с учетом связи с региональным и глобальным уровнями.
3 Принцип междисциплинарности отражает интегрированный характер краеведения, включающего в себя сведения о географии, истории, культуре своего края.
3 Принцип общего и уникального в географии своего края направлен на выявление типичных и уникальных черт изучаемого края.
3 Принцип развития продуктивной самостоятельности обеспечивает последовательное развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения.
3 Принцип диалогичности предполагает вовлечение учащихся в различные виды диалога (мотивационный, самопрезенти-рующий, смыслотворческий, самореализующий) при изучении географического краеведения.
3 Принцип природо- и культуросооб-разности отражает восприятие человека как неотъемлемой части природы своего края, способного осуществлять «культурное» освоение географии свой местности через все сферы сознания для формирования географической культуры личности.
3 Принцип персонификации предполагает использование имен известных людей родного края, которые служат образцами любви к своему Отечеству, ответственности за сохранение и приумножение природного и культурного наследия своей «малой Родины».
Особенностью содержания занятий кружка является развитие самостоятельной деятельности и познавательного интереса учащихся.
Ниже приводим программу кружка.
Введение
Цель и задачи курса. Познавательное, нравственное и практическое значение курса. Понятия «краеведение» и «географическое краеведение».
Раздел I
Учусь познавать свой край
Методы изучения родного края:
3 эмпирические: научные (наблюдение, описание, экскурсия, поход, моделирование, математический и картографический) и образные (живопись, фотография, литература, музыка);
3 теоретические (работа с краеведческой литературой, интервью, социологический опрос, беседа с краеведами, метод прогнозирования).
Раздел II
Изучаем карту своего края
Тема 1. Что можно узнать по физической карте о своем крае?
Общий и частный характер рельефа, абсолютная и относительные высоты, наклон земной поверхности, направление течения рек, постоянные и пересыхающие русла рек, речная система (правые и левые притоки главной реки), строение речной долины (характер правого и левого берегов), расположение населенных пунктов.
Практическая работа № 1. Знакомство с картографическим методом исследования, или что можно узнать по физической карте о своем крае. Определение общего и частного характера рельефа, абсолютной и относительных высот, наклона земной поверхности, направления течения рек, постоянных и пересыхающих русел рек, речной системы (правые и левые притоки реки Пьяна), строения речной долины (характер правого и левого берегов), расположения населенных пунктов.
Тема 2. Где расположен мой край?
Географическое положение района (в какой части области находится, с какими районами граничит, железнодорож-
ные магистрали и автодороги областного значения, пересекающие район), географические координаты крайних точек, площадь и протяженность по основным направлениям.
Практическая работа № 2. Определение географического положения района и нанесение полученных результатов на контурную карту.
Раздел III
Изучаем природу своего края
Тема 1. Поверхность и горные породы моего края.
Рельеф (возвышенность, речная долина, овраги и балки, карст, пещера), осадочные горные породы (песок, глина, известняк, доломит, гипс, мергель). Роль рельефа в хозяйственной деятельности населения. Методы изучения рельефа: картографический, съемка местности, метод моделирования, фотография, работа с литературными источниками, беседа с краеведами.
Практическая работа № 1. Измерение глубины оврага и изучение его геологического обнажения. Отметить на контурной карте формы рельефа.
Тема 2. Загадки климата моего края.
Погода и климат, климатообразующие факторы, климатические сезоны года и их продолжительность. Роль климата в хозяйственной деятельности населения. Методы изучения погоды и климата: наблюдения, измерения, математический, картографический, метод прогнозирования, работа с литературными источниками, беседа с краеведами, фотография.
Практическая работа № 2. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом и обработка полученных результатов. Построить график изменения температуры и высоты солнца над горизонтом по месяцам.
Тема 3. Природные воды моего края.
Реки, озера, грунтовые (подземные) воды, болота. Родники. Режим (изменение уровня воды) и питание (снеговое, грунтовое, дождевое). Роль природных вод в хозяйственной деятельности населения.
Методы изучения природных вод: наблюдения, измерения, математический, картографический, работа с литературными источниками, беседа с краеведами, фотография.
Практическая работа № 3. Изучение родника и нанесение на контурную карту мест расположения природных вод края.
Тема 4. Почвы, растения и животные моего края.
Серые лесные и черноземные почвы. Дубрава, сосновый бор и луговые растения. Животные леса и открытых пространств. Роль почв, растений и животных в хозяйственной деятельности населения. Растения и животные Бутурлин-ского района, занесенные в Красную книгу Нижегородской области. Методы изучения почв, растений и животных: картографический, наблюдения, работа с литературными источниками, беседа с краеведами, фотография, сбор образцов.
Практическая работа № 4. Изучение разреза серой лесной и черноземной почв. Нанесение на контурную карту границ изученных почв.
Практическая работа № 5. Изучение растений дубрав и сосновых боров, луговых растений. Нанесение на контурную карту границ дубрав и сосновых боров.
Практическая работа № 6. Изучение животных лесов и открытых пространств.
Те м а 5. Сезонные изменения в природе моего края.
Фенология — наука о сезонном развитии живой природы, обусловленном сменой времен года. Фенологические приметы. Календарь природы. Роль фенологических наблюдений в хозяйственной деятельности населения. Методы фенологических исследований: наблюдения, работа с литературными источниками, беседа с краеведами, метод прогнозирования.
Программа курса состоит из введения и пяти разделов: «Учусь познавать свой край», «Изучаем карту своего края», «Изучаем природу своего края», «Изучаем население и хозяйство своего края», «Подведем итоги».
Практическая работа № 7. Наблюдение за погодой, облаками, высотой солнца над горизонтом и обработка полученных результатов. Построить график изменения температуры и высоты солнца над горизонтом по месяцам.
Тема 6. Экологическая ситуация моего края.
Понятие об экологической ситуации. Изменение ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Деятельность по охране и восстановлению окружающей среды. Методы изучения экологической ситуации: наблюдение, прогнозирование, беседа с краеведами, картографический метод.
Практическая работа № 8. Определение степени загрязненности воздуха по листьям и лишайникам. Нанесение полученных результатов на контурную карту.
Раздел IV
Изучаем население и хозяйство своего края
Тема 1. Прошлое моего края.
Природа далекого времени. Коренное (мордва) и пришлое (русское) население. Занятия населения, ремесла. Образование села Бутурлино. Исторические события, происходившие на территории края и в недалеком его окружении (на прилегающих территориях). В. И. Казаков — маршал артиллерии, Герой Советского Союза. Топонимика—наука, изучающая названия географических объектов. Методы изучения истории своего края: работа с литературными источниками, беседа с краеведами, картографический метод.
Практическая работа № 9. Составление топонимического словаря своего края.
Тема 2. Население моего края.
Численность населения. Половой, возрастной, национальный состав населения. Городское и сельское население. Наш знаменитый земляк — академик РАН — И. В. Петрянов-Соколов — выдающийся химик, создавший сверхтонкие волокнистые
материалы, известные во всем мире как фильтры Петрянова. Методы изучения населения: социологический опрос, интервью, беседа с краеведами, работа с литературными источниками, картографический метод.
Практическая работа № 10. Составить карту, отражающую количество жителей населенных пунктов.
Тема 3. Экологические традиции населения моего края.
Понятие об экологических традициях. Экологические традиции русских и мордвы. Методы изучения экологических традиций: беседа с краеведами, социологический опрос, работа с литературными источниками.
Практическая работа № 11. Составление альбома «Экологические традиции населения моего края».
Тема 4. Промышленность моего края.
Промышленные предприятия (Камени-щенский и Ягубовский карьеры, Бакалд-ский консервный завод, Бутурлинская птицефабрика, фабрика «Борнуковская игрушка»). Наш талантливый земляк — скульптор П. И. Гусев — народный художник России, почетный гражданин Нижнего Новгорода. Транспортная сеть. Методы изучения промышленных предприятий: беседа
с работниками предприятий, интервью, социологический опрос, работа с литературными источниками, картографический метод.
Практическая работа № 12. Обозначить на контурной карте промышленные предприятия и транспортную сеть.
Тема 5. Сельское хозяйство моего края.
Главные посевные культуры и направления животноводства. Методы изучения сельского хозяйства: беседа с работниками сельского хозяйства, интервью, социологический опрос, работа с литературными источниками, картографический метод.
Практическая работа № 13. Нанесение на контурную карту главных посевных культур.
Раздел V
Подведем итоги
Формы: презентация, доклад, подготовка альбома и т. д.
Тема 1. «География моего села» (глазами школьников). Географическое положение, рельеф и горные породы, территории, климат, природные воды, почвы, растительный и животный мир, экологическая ситуация, население, хозяйство, история.
ЛИТЕРАТУРА
1. Географический атлас Нижегородской области. — 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г. С. Камериловой [и др.]. — Н. Новгород : Верхневолжское АГП, 2005.
2. География Нижегородской области : учеб. пособие / науч. ред. : Г. С. Кулинич, В. В. Николина. — Н. Новгород : Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
3. Кулинич, Г. С. Геологические путешествия по Горьковской земле / Г. С. Кулинич, Б. И. Фридман. — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.
4. Любое, М. С. География Нижегородского края : учеб. пособие / М. С. Любов — Арзамас : АГПИ, 2000.
5. Морохин, Н. В. Нижегородский топонимический словарь / Н. В. Морохин — Н. Новгород : КиТиздат, 1997.
6. Озеров, А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе : учебно-методическое издание / А. Г. Озеров. — М. : ФЦДЮТиК, 2005.
7. Плавильщиков, Н. Н. Юным любителям природы — 3-е изд., доп. / Н. Н. Плавильщиков — М. : Молодая гвардия, 1955.
8. Порякова, Н. Н. Бутурлинский край. Дорогами истории / Н. Н. Порякова — Н. Новгород : Литера, 1999.
9. Почвы Горьковской области / под ред. Б. А. Никитина. — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1978.
10. Природа Горьковской области / под ред. Н. В. Кузнецова. — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1974.
11. Природа Поволжья : межвузовский сборник научных трудов. — Н. Новгород : НГПУ, 1997.
12. Семенов, И. В. Работа учителя географии по охране природы. Из опыта работы / И. В. Семенов — М. : Просвещение, 1977.
13. Трубе, Л. Л. География Горьковской области : учеб. пособие / Л. Л. Трубе — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1978.
14. Фридман, Б. И. Рельеф Нижегородского Поволжья / Б. И. Фридман. — Н. Новгород : Нижегор. гуманит. центр, 1999.
15. Харитонычев, А. Т. Физическая география Горьковской области : учеб. пособие / А. Т. Харитонычев. — Горький : ГГПИ им. М. Горького, 1985.
\
В IV квартале 2008 года в издательском центре Нижегородского института развития образования вышли в свет книги:
Аспирантура государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования»: Сборник нормативных документов
Сборник содержит нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации и Нижегородского института развития образования, регламентирующие деятельность аспирантуры НИРО.
Среди документов, представленных в данном издании, — Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России № 814 от 27 марта 1998 г.), программы-минимум кандидатских экзаменов по педагогическим специальностям, паспорта педагогических специальностей.
Кроме того, сборник включает нормативную базу по аспирантуре Нижегородского института развития образования: Положение об аспирантуре, о соискательстве, порядок аттестации аспирантов; в приложении представлены образцы документов для аспирантов и соискателей.
Книга предназначена для аспирантов и соискателей института, а также всех специалистов системы образования, которые стремятся получить образование в аспирантуре.
Наука К. Д. Ушинского о воспитании и современное образование: Пятые юбилейные педагогические чтения, март 2008 года
В сборнике представлены материалы Пятых юбилейных педагогических чтений «Наука К. Д. Ушинского о воспитании и современное образование».
Издание, в котором в том числе обобщены результаты исследовательской деятельности педагогов и студентов Нижегородского педагогического колледжа, адресовано преподавателям, студентам педагогических специальностей, а также практическим работникам школ и дошкольных учреждений Нижнего Новгорода и области.
Нижегородский край: Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений: Конспекты уроков
В сборнике представлены конспекты уроков учителей — участников регионального эксперимента по разработке интегрированного учебного курса «Нижегородский край» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Издание предназначено для педагогов, преподающих данный курс в школах Нижегородской области.
К сборнику прилагается электронный диск с презентациями учителей и учащихся, которые помогут педагогам в подготовке к урокам.