Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонова О.В.

В статье обозначен контур проблемы развития эмоциональной сферы современных дошкольников и ее особенности, обусловленные социальной ситуацией развития. Обсуждаются результаты исследования по выявлению гендерных особенностей понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста. По результатам исследования предложены способы развития эмоциональной сферы дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антонова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ»

п

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

О.В. Антонова

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ

В статье обозначен контур проблемы развития эмоциональной сферы современных дошкольников и ее особенности, обусловленные социальной ситуацией развития. Обсуждаются результаты исследования по выявлению гендерных особенностей понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста. По результатам исследования предложены способы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, понимание эмоций, вербализация эмоций, дошкольный возраст, гендерные особенности, развитие эмоциональной сферы.

Вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста в настоящее время изучаются в работах О.В. Гордеевой, Т.А. Данилиной, Н.С. Ежковой, С.В. Ильиной, Е.И. Изотовой и др.

Н. Довгая и О. Перелыгина отмечают нарушения в эмоциональной сфере современных дошкольников, обусловленные дефицитом общения со взрослыми и сверстниками, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие детей в ущерб эмоциональному, бедный игровой и реальный опыт [1].

При проведении психологических исследований важным является учет гендера, что отмечено в работах И.С. Кона, И.С. Клециной, Е.П. Ильина и др. И.С. Кон в связи с этим писал, что все характеристики личности являются не просто возрастными, но также и половозрастными [3]. Традиционно считается, что

© О.В. Антонова, 2022.

мужчины в социальном поведении характеризуются такими чертами, как агрессивность и доминантность, а женщины отличаются контактностью и дружелюбностью.

Резюмируя материалы о различиях мальчиков и девочек, изложенные в работах А.С. Ашиковой. О.И. Ивановой, А.М. Щетининой, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, мы выдвинули гипотезу о существовании различий в эмоциональной сфере детей. Мы предположили, что девочки лучше понимают чужие эмоции и могут их вербализировать, в отличие от мальчиков.

В работах указанных исследователей обозначены различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста, в числе которых отмечено, что девочек уже с раннего детства привлекает человек и взаимоотношения между людьми, тогда как для мальчиков свойственен интерес к двигательной и познавательной активности, преобразующей деятельности. Девочкам свойственно проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать своих сверстников или младших братьев, мальчикам же это не характерно. Девочки чаще, чем мальчики, обращаются к старшим за помощью, жалуются на мальчиков, мальчики жалуются реже. Девочки в большей степени конформны, в большей степени общительны и самолюбивы, тоньше чувствуют нюансы межличностных отношений и лучше реагируют на нормы своей социальной группы [2]|.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте согласно деятельностному подходу, проходит ряд последовательных этапов и совершается под влиянием социального опыта, общения со взрослыми и сверстниками.

Одним из показателей развития эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте является их умение понимать эмоции других людей. Данный аспект описан в работах И.О. Карелиной, А.С. Золотня-ковой, А.М. Щетининой, Н.А. Титовой, В.А. Лабунской, Ю.В. Грановской и др.

На базе МБДОУ Детский сад «Умка» г. Абакана нами было проведено эмпирическое исследование у детей 6 лет. В исследовании принимали участие 2 группы - девочки и мальчики, по 20 человек в каждой. В исследовании была использована методика Н.Я. Семаго «Эмоциональные лица», состоящая из 3 серий заданий: 1) на идентификацию 3-х эмоций по пиктограмме, 2) идентификация эмоций на 7 представленных фотографиях детей, объяснение причин их возникновения, 3) выбор одной эмоции из представленных и составление рассказа о том, что предшествовало возникновению этой эмоции, вписать эмоцию в жизненный контекст [4]. Математическая обработка результатов: 1-критерий Стьюдента.

Обсуждение результатов исследования.

Результаты выполнения первой серии заданий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели по методике Н.Я. Семаго на определение детьми

эмоциональных состояний по пиктограмме (Серия 1)_

Гендер Уровни Мальчики девочки Статистическая значимость

Кол-во % Кол-во % 1дмп = 0.2 Различий между группами не установлено

Высокий (3 балла) 14 70 16 80

Средний (2 балла) 6 30 4 20

Низкий (1 балл) 0 0 0 0

Среднее значение 2,7 2,8

Различий в понимании эмоций у мальчиков и девочек не наблюдается. Настроение на картинках детьми угадывалось хорошо. Поскольку детям нужно было угадать всего 3 эмоции - злость, печаль и радость, а это самые распространенные эмоции, то дети без труда их определили и словесно обозначили. При этом дети, имеющие средний уровень понимания эмоций, смешивали понятия «злость» и «печаль», причем это было свойственно как мальчикам, так и девочкам. В целом, эта серия задания была выполнена детьми достаточно успешно.

Вторая серия заданий методики состояла в определении настроения мальчика (или девочки) на фотографии. После определения настроения ребенка на фотографии следовало предположить, какая ситуация вызывала это настроение, ответить на вопрос, почему у мальчика (девочки) такое настроение. Всего детям предлагалось 7 картинок с разными эмоциями (радость, страх, сердитость, приветливость, стыд (вина), обида, удивление). Результаты по 2 серии методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели по методике Н.Я. Семаго на определение детьми эмоциональных состояний по фотографиям (Серия 2)_

~~ '——^^^ Гендер Мальчики девочки Статистическая значимость

Уровни ' '—-— Кол-во % Кол-во % 1змп = 0

Высокий (7 - 6 баллов) 1 5 1 5 Различий между

Средний (5 - 4 балла) 9 45 11 55 группами не уста-

Низкий (3 балла и меньше) 10 50 8 40 новлено

Среднее значение 2.02 2.71

Среди дошкольников обоих полов только 5% (1 человек в выборке), кто смог верно определить и обозначить все представленные эмоции. В основном же дошкольникам удалось определить в среднем 3-4 эмоции. Помимо того, что для детей представляет сложность определение эмоций, им сложно вербализи-ровать их. Исключение в этом смысле составляет эмоция «радость», однако, и при ее определении часто использовались опосредованные определения «весело», «смеется», «довольный».

Страх определялся как «боится», «страшно», сердитость часто обозначалась как «злость». Сложными для понимания детьми были эмоции: «приветливость», «страх», «стыд (вина)», «удивление», «испуг». Дети не только с трудом могли их «прочесть», распознать по мимике у ребенка своего пола на фотографии, но даже в случае приблизительного ее понимания им сложно было дать их вербальную характеристику. Между мальчиками и девочками дошкольного возраста нет различий в понимании и назывании эмоций. В одинаковой степени они испытывают сложности и затруднения.

Если сравнивать полученные результаты с нормативами для этого возраста, представленными в литературе, в частности, у Н.Я. Семаго в инструкции к методике, то можно заметить, что эмоциональное развитие детей несколько заторможено. Для детей обоих полов наибольшие затруднения вызвали фотографии с изображением таких эмоций, как страх, стыд и удивление. Трудности состояли как в понимании эмоций, так и в их словесном обозначении. На основании результатов мы можем заключить, что эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста не имеет гендерных различий.

При разговоре о причинах появлений эмоций дети чаще всего отвечали односложно, общими фразами, без конкретики. Так, например, радость может быть оттого, что «произошло что-то хорошее», «чему-то обрадовался». Страшно потому, что «чего-то испугался», «кто-то напугал, может, собака». Обида потому, что «кто-то чего-то не дал», «мама не разрешила играть, заставила что-то делать». Испуг, по мнению детей, возникает по причине того, что «увидел змею», «преступника», «аварию», «что-то страшное». Причина злобы, плохого настроения в том. что его «испортили», «не разрешили играть в компьютер», «не купили то, что хотел», «разозлили друзья».

Приветливость, хорошее, веселое настроение у детей обусловлено тем, что мальчик (девочка) «побывали в интересном месте», «хорошо погуляли», «были в кафе», «ели пиццу» и др. Стыд и вина, по мнению детей, могут возникать в том случае, «если провинился», «сделал что-то плохое», «обидел кого-то зря» и проч. Обида возникает в том случае, если «мама наругала зря», «обидел друг». Удивление как эмоцию смогли определить только 2 мальчика и 3 девочки, объясняя ее посредством таких выражений, как «увидел что-то интересное», «что-то необычное встретил, может, инопланетян». В целом же, и мальчики, и девочки затруднялись в вербальном описании эмоций.

Третья серия заданий методики Н.Я. Семаго представляла для детей особенную сложность, поскольку им нужно было придумать жизненную ситуацию, которая могла бы вызвать или спровоцировать какую-то эмоцию. Даже при том, что требовалось описать не все эмоции, представленные на картинках, а выбрать какую-то одну для составления небольшого рассказа, лишь небольшое количество детей смогло выполнить это задание.

Количественные показатели выполнения этой серии заданий детьми представлены в таблице 3.

Высокий уровень понимания эмоциональных состояний и умения объяснить причину их появления был выявлен у 4 мальчиков и у 4 девочек (по 20%). Эти дети выбрали наиболее понравившуюся им эмоцию, определили причину ее появления и составили небольшой связный и логичный рассказ, где рассказана предыстория возникновения этой эмоции.

В рассказе, составленном Мироном, страх у мальчика возник по причине того, что его «схватил преступник, вышедший из машины», в рассказе Ивана эмоция радости появляется от долгожданного подарка на День рождения.

В рассказе Миланы девочка испытывает злость по причине «обид со стороны мальчишек, которые дерутся и обижают ее».

Таблица 3

Показатели по методике Н.Я. Семаго на определение детьми причин _эмоциональных состояний (3 серия)_

^^^^^ Гендер Уровни ^^^^^^ Мальчики девочки Статистическая значимость

Кол-во % Кол-во % 1змп = 0,2 Различий между группами не установлено

Высокий 4 20 4 20

Средний 6 30 7 35

Низкий 10 50 9 45

Среднее значение 1,5 1,7

К среднему уровню понимания эмоций мы отнесли тех детей, чей рассказ был нелогичен, слишком краток или не был полностью адекватен описываемой детьми эмоции. Дети с низким уровнем эмоционального развития испытывали сложности при составлении рассказа и объяснению причин появления эмоций. Часто их рассказы носили несвязный характер, или же причина для появления эмоции имела невнятный характер. «Девочка добрая, потому что у нее хороший характер», «Мальчик злой, потому что он хочет быть монстром, ему нравится пугать людей» и т.п.

Исследование показало, что для старших дошкольников понимание и вербальное обозначение эмоций, вписывание их в реальную жизнь при объяснении причин появления представляет сложность.

Выводы:

Проведенное эмпирическое исследование показало отсутствие гендерных различий в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста. Детям понятно схематичное изображение простых базовых эмоций (по выражению глаз и уголков рта) - злость, печаль и радость. Более сложные эмоции, которые проявляются и изображаются ровесниками их пола на фотографиях (радость, страх, сердитость, приветливость, стыд, обида, удивление) для многих детей сложны для дифференцирования и истолкования. Включение эмоции в жизненный контекст, сочинение рассказа о ситуации, вызвавшей эмоцию, для старших дошкольников представляет сложность.

Исследование показало, что дети не владеют словарем эмоций, он довольно ограничен и скуден. Детям известны две основных эмоции «радость» и «злость», даже понимание грусти вызывает у многих из них затруднения.

Гендерных особенностей понимания детьми эмоций обнаружено не было, что свидетельствует об отсутствии доказательства выдвинутой нами гипотезы. Возможно, в более старшем возрасте гендерные различия в эмоциональной сфере будут проявляться ярче и значимей.

По нашему мнению, такие результаты исследования обусловлены малым личным опытом взаимоотношений с людьми, недостатком впечатлений, отсутствие эмоционального опыта сопереживания, сочувствия героям сказок, художественных произведений. Низкий уровень рефлексии в этом возрасте обусловливает слабое понимание возникновения эмоций.

Полученные результаты исследования сигнализируют о необходимости развития эмоциональной сферы в детском саду и в семье, для чего необходима помощь со стороны взрослых в выражении эмоций, в обучении их понимания. Для этого следует совместно обсуждать поступки героев сказок и книг, их переживания, развивать словарный запас детей, вводить в лексикон ребенка слова, обозначающие эмоции и чувства, предлагать детям способы управления эмоциями (словесные, телесные, зрительные и творческие).

В числе форм работы можно отметить сюжетно-ролевые игры; театрализованную деятельность; совместные праздники и досуги, организуемые взрослыми; чтение художественной литературы; изобразительную деятельность.

Библиографический список:

1.Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание. -2007. - № 12. - С. 12-17

2.Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб, Тускарора, 1998. - 184 с.

3.Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии - 1981. - № 2. - С. 47-57

4.Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб., 2005. - 110 с.

АНТОНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.