Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ФОНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ФОНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / FORECASTING / IDENTIFCATION OF MENTAL STATES / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS / EMOTIONAL WELLBEING / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна, Артемьева Татьяна Васильевна, Артищева Лира Владимировна

Актуальность. Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования. Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/неблагополучие. Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина). Выборка. В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений - 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений - 40 человек. Результаты. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована различными переменными (эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки), структура взаимосвязи распадается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений. Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, с возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна, Артемьева Татьяна Васильевна, Артищева Лира Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN FORECASTING AND IDENTIFICATION OF MENTAL STATES AGAINST THE BACKGROUND OF EMOTIONAL WELL-BEING AND COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN WITH HEARING DISORDERS

Relevance. The ability of children with hearing impairments to recognize and determine their own conditions and those around them, to build adequate forecasts determines the success in socializing, in their interaction with others, both adults and peers, and in establishing relationships with them, which determines the relevance of the study. The objective of the study is to determine the specifics of the relationship between the processes of identifying mental states, predicting and criteria for the success of interaction between children and other people measured by communication skills and emotional well-being / distress. The following methods were used: “Emotional faces” (N.Y. Semago), “Ugadayka” (L.I. Peresleni and V.L. Podobed), “Methodology for determining the level of development of the communicative abilities of preschool children” (N.E. Veraksa), “Scale of emotional distress and atypical behavior” (A.M. Kazmin, N.A. Konovko, O.G. Salnikova, E.K. Tupitsina, E.V. Fedina). Sample. The study involved 15 preschoolers with hearing impairment , 100 preschoolers without hearing impairment, 16 children of primary school age with hearing impairment, and 40 - without hearing impairment. Results. It was found that the processes of predicting and identifying mental states are interrelated; the relationship is mediated by other variables (emotional well-being, communication skills), the structure of the relationship is deteriorating with age in children with and without hearing impairments. The following conclusions were drawn: the structure of prognosis for children with normotypical development and hearing impairment has a general tendency in dynamics ( secondary variables fallout) and specific signs, manifested in the level of complexity and completeness of the structure; having a common foundation (subjective experience) identification and forecasting processes are interconnected only in preschool age; with time their relationship is mediated by additional variables (emotional well-being and communication skills); children with hearing impairments have a less complex structure of the relationship between predicting and identifying mental states against emotional well-being and communication skills.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ФОНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

УДК 159.922.76

doi: 10.11621/vsp.2020.03.14

взаимосвязь прогнозирования и

РАСПОЗНАВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ФОНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

А. И. Ахметзянова*, Т. В. Артемьева, Л. В. Артищева

Казанский федеральный университет, Казань, Россия.

Для контактов*. E-mail: aahmetzy@yandex.ru

Актуальность. Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования.

Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/неблагополучие.

Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина).

Выборка. В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха — 15 человек, без слуховых нарушений — 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха — 16 человек, без слуховых нарушений — 40 человек.

© 2020 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» © 2020 Lomonosov Moscow State University

Результаты. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована различными переменными (эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки), структура взаимосвязи распадается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений.

Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, с возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков.

Ключевые слова: прогнозирование, идентификация психических состояний, дети с нарушениями слуха, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки.

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00251 «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель» и научно-исследовательского проекта № 18-013-01012 «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности».

Для цитирования: Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Артищева Л.В. Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 314-334. <!ок 10.11621/ vsp.2020.03.14

Поступила в редакцию: 02.06.2020 / Принята к публикации: 28.08.2020

THE RELATIONSHIP BETWEEN FORECASTING AND IDENTIFICATION OF MENTAL STATES AGAINST THE BACKGROUND OF EMOTIONAL WELL-BEING AND COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN WITH HEARING DISORDERS

Anna I. Akhmetzyanova*, T.V. Artemieva, L.V. Artischiva

Kazan Federal Univesity, Kazan, Russia.

Corresponding author*. E-mail: aahmetzy@yandex.ru

Relevance. The ability of children with hearing impairments to recognize and determine their own conditions and those around them, to build adequate forecasts determines the success in socializing, in their interaction with others, both adults and peers, and in establishing relationships with them, which determines the relevance of the study.

The objective of the study is to determine the specifics of the relationship between the processes of identifying mental states, predicting and criteria for the success of interaction between children and other people measured by communication skills and emotional well-being / distress.

The following methods were used: "Emotional faces" (N.Y. Semago), "Ug-adayka" (L.I. Peresleni and V.L. Podobed), "Methodology for determining the level of development of the communicative abilities of preschool children" (N.E. Veraksa), "Scale of emotional distress and atypical behavior" (A.M. Kazmin, N.A. Konovko, O.G. Salnikova, E.K. Tupitsina, E.V. Fedina).

Sample. The study involved 15 preschoolers with hearing impairment , 100 preschoolers without hearing impairment, 16 children of primary school age with hearing impairment, and 40 - without hearing impairment.

Results. It was found that the processes of predicting and identifying mental states are interrelated; the relationship is mediated by other variables (emotional well-being, communication skills), the structure of the relationship is deteriorating with age in children with and without hearing impairments.

The following conclusions were drawn: the structure of prognosis for children with normotypical development and hearing impairment has a general tendency in dynamics ( secondary variables fallout) and specific signs, manifested in the level of complexity and completeness of the structure; having a common foundation (subjective experience) identification and forecasting processes are interconnected only in preschool age; with time their relationship is mediated by additional variables (emotional well-being and communication skills); children with hearing impairments have a less complex structure of the relationship between predicting and identifying mental states against emotional well-being and communication skills.

Key words: forecasting, identification of mental states, children with hearing impairments, emotional well-being, communication skills.

Acknowledgments: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research under research project №. 19-01300251 "Prediction as a resource for socialization of children with disabilities: the structural-functional model"and research project №. 18-013-01012 "Subjective experience of mental states in the situation of life prediction».

For citation: Akhmetzyanova, A.I., Artemieva, T.V., Artemieva, L.V. (2020) The relationship between forecasting and identification of mental states against the background of emotional well-being and communicative skills of children with hearing disorders. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 3, Р. 314-334. doi: 10.11621/vsp.2020.03.14

Received: June 02, 2020 / Accepted: August 28, 2020

Проблема исследования

Умение прогнозировать является важной характеристикой когнитивно-речевого развития детей с нарушениями в развитии, определяет эффективность и успешность их социализации. В свою очередь, идентификация психических состояний своих и других людей обусловливает социальное взаимодействие ребенка. Дети с нарушениями слуха чувствуют и переживают иначе, чем другие. И проблема здесь не только в специфике переживаний состояний, а в способности и возможности их идентифицировать, называть, обозначать. Мы считаем, что умение идентифицировать психические состояния, эмоции свои и других людей может определять успешность прогнозирования. В связи с этим встает вопрос о взаимосвязи процессов прогнозирования и идентификации психических состояний детьми с нарушениями в развитии, взаимообусловлены ли эти процессы или опосредованы другими переменными.

Введение

Говоря о встраивании эмоциональной сферы в процесс прогнозирования, мы рассматриваем данный аспект с двух позиций. Во-первых, прогнозирование психических состояний и эмоций,

во-вторых, взаимосвязь эмоциональной сферы с прогнозированием, обусловленность предвосхищения будущего эмоциональными процессами человека.

субъективный опыт психических состояний. Основанием для процессов идентификации психических состояний и их прогнозирования, а также прогнозирования поведения, ситуаций является субъективный опыт человека, его жизненный, личный опыт. Компоненты субъективного опыта могут встраиваться в данные процессы, в частности, образ психического состояния, который является связующим звеном во временном континууме прошлое-настоящее-будущее. Формируясь в настоящем при переживании психических состояний, образ сохраняется в памяти, включаясь в субъективный опыт, и участвует в процессах идентификации, распознавания психических состояний и их прогнозировании (Артищева, 2018; Артищева, 2015; Прохоров, Артищева, 2011; Artishcheva, 2015).

Идентификация, распознавание психических состояний, по нашим предположениям, может определять их прогнозирование. То есть, если человек узнает переживаемое состояние или состояние другого человека, осознает его, значит его опыт сформирован, содержит четко оформленный образ данного состояния и необходимую информацию для идентификации. По имеющимся исследованиям образы прошлого транслируются в будущее с измененной структурой и содержанием (Ахметзянова, Артищева, 2020; Прохоров, Артищева, 2011). В связи с этим можно предположить, что сформированный образ психического состояния, являясь элементом в структуре субъективного опыта и трансформируясь с ним во временном континууме, может по-разному встраиваться в процесс прогнозирования. При сохранности и своей целостности он позволит выстраивать более четкие прогнозы, но при размытости может искажать предвосхищение переживаний в будущем.

Идентификация психических состояний. Вопрос идентификации и распознавания эмоциональных состояний, эмоций человека обсуждается в научном сообществе достаточно давно и в разном контексте. Дети дошкольного возраста имеют специфику идентификации психических состояний, связанную с лицевой экспрессией лиц разного возраста. Ими лучше распознаются эмоции детей, чем эмоции взрослых. Авторы связывают выявленную специфику с влиянием на распознавание накопленного опыта взаимодействия с ровесниками в детском коллективе (Лебедева, 2019). Также есть ис-

следования, показывающие, что одиннадцатилетние дети лучше узнают эмоции своих сверстников, чем подростки. При этом состояния положительной модальности подростки распознают эффективнее (Кузнецова, Макурин, 2010).

Идентификация психических состояний детей с нарушениями в развитии мало изучена. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха опосредованно рядом неблагоприятных факторов: нарушение вербального общения, задержка речевого развития, позднее приобщение к художественной литературе (Вайнер, 2006; Речицкая, Кулигина, 2006), недостаточно сформированные умения и навыки идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающих (Петшак, 1990). Позднее знакомство со всем спектром чувств людей, свойственное им, приводит к обеднению эмоционального мира ребенка, создает сложности в понимании состояний и переживаний других людей, дети испытывают трудности в выражении своих чувств и эмоций (Петшак, 1990). У детей с нарушением слуха существуют общие закономерности развития эмоциональности, но проявляются они с определенной спецификой, обусловленной дефектом и его последствиями (Пет-шак, 1990). У детей с нарушениями слуха затруднено и социальное взаимодействие с чужими людьми и взрослыми (ЛкЬше1гуапоуа, Лг1ешуеуа, 2020).

Дети, имеющие нарушения слуха чувствуют и переживают иначе, чем другие. Проблема не во внутренних переживаниях и чувствованиях, а в способности и возможности их идентифицировать, называть, обозначать. Восприятие внешних проявлений эмоций и чувств, отражающихся в мимике, пантомимике, жестах, голосе, речевой интонации, обусловливает понимание эмоциональных состояний других людей. Если ребенок с нарушением слуха знаком с ситуациями, в которых возникают те или иные эмоции, то понимание реакции людей происходит более успешно. Дружеские и близкие отношения с другими формирует у ребенка способность откликаться на чувства и переживания ближайшего окружения (Феклистова, 2003).

Успешное распознавание и идентификация психических состояний может быть детерминантой в прогнозировании своего поведения и отреагирования окружающих. Выявлена связь между эмоциями и прогнозированием (Регуш, 1981; ЛгШЬсЬеуа, 2018). Это может проявляться в эмоциональных ожиданиях, которые

представляют собой либо предчувствия, либо предвидения, а возможно, и прогнозы. Характерные, типичные для человека формы эмоциональных ожиданий закрепляются в виде эмоциональных свойств (Регуш, 1981).

Прогностические навыки. Умение прогнозировать, предвидеть события и ситуации, определять их причину является важной характеристикой когнитивно-речевого развития детей (Леханова, 2008). Способность к прогнозированию определяет эффективность и успешность социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также сформированность социальных эмоций позволяет им успешно социализироваться (Захарова, Моисеева, 2015). Исследования детей с нарушениями слуха показали, что они достаточно хорошо, как и нормотипичные дети, удерживают в памяти прогнозы, сопоставляют их, отмечается устойчивость их произвольного внимания, используют рациональные стратегии в прогнозировании (Akhmetzyanova, Artemyeva, 2019; Akhmetzyanova, Artemyeva, Nigmatullina, Tvardovskaya, 2017).

Уже в дошкольном возрасте у детей формируется и начинает активно функционировать способность к предвосхищению результатов познавательной деятельности в эмоционально-значимой ситуации. Маленькие дети постепенно приобретают способность представлять будущие события (Atance, Jackson, 2009; Suddendorf, Redshaw, 2013; Atance, Meltzoff, 2005). У них появляется ожидание определенных эмоций, это мотивирует и детерминирует их поведение (Запорожец, 1985).

Способность ребенка опознавать и обозначать эмоциональные состояния является одним из важнейших условий адекватного развития аффективно-эмоциональной сферы, а также необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных переживаний (Семаго, 2005), что, в свою очередь, позволяет говорить о возможности прогнозирования своих состояний.

Таким образом, идентификация психических состояний опирается на актуальное время (здесь и сейчас), тогда как прогнозирование ориентировано на будущее время. Но в основе этих процессов лежит прошлый опыт, что объединяет их и делает взаимосвязанными. Наличие взаимосвязей между идентификацией и прогнозированием может свидетельствовать о сформированности субъективного опыта и его четкости, ясности у ребенка. Успешность идентификации психических состояний и процесса прогнозирования обусловливает на-

лаживание отношений, выстраивание корректных и продуктивных стратегий поведения с окружающими. При этом общее эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка может стать детер-минантой в выстраивании коммуникаций и прогнозов на будущее. Проблема соотношения процессов прогнозирования и идентификации не изучена. Имеются отдельные исследования способности к прогнозированию детей с нарушениями в развитии (Ахметзянова, Артищева, 2020; ЛкЬше1гуапоуа, ЛЛешуеуа, 2020; ЛкЬше1гуапоуа, Лг-1ешуеуа, 2019; ЛкЬше1гуапоуа, ЛЛешуеуа, ^^шаШШпа, Tуaгdoуskaya, 2017), исследования эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии (Артищева, 2018; Вайнер, 2006; Захарова, Моисеева, 2015; Лебедева, 2019; Петшак, 1990; Речицкая, Кулигина, 2007; Семаго, 2005), но отсутствуют исследования, объединяющие данные процессы и раскрывающие их взаимообусловленность при выстраивании коммуникаций, социализации детей.

Цель и задачи исследования: исследовать структуру взаимосвязи процессов идентификации психических состояний и прогнозирования со шкалами, определяющими эмоциональное благополучие/ неблагополучие и коммуникативные навыки детей с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что имеется специфика взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей в зависимости от возраста и от наличия нарушений.

Методы и методики исследования.

Исследование проводилось на базе детских садов и школ г. Казани, участие приняли дети дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста (7-8 лет) с нарушениями слуха и нормотипичным развитием. Дошкольников с нарушением слуха участвовало 15 человек (9 девочек, 6 мальчиков), без слуховых нарушений — 100 человек (48 девочек, 52 мальчика). Детей младшего школьного возраста с нарушением слуха участвовало 16 человек (7 девочек, 9 мальчиков), без слуховых нарушений — 40 человек (26 девочек, 24 мальчика).

Дети с нарушениями слуха обучаются в специализированном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (дошкольное и школьное отделение). Дети без слуховых нарушений посещали детский сад и общеобразовательную школу.

Используемые методики:

1. Опознание психических состояний проводилось с помощью методики «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго). В качестве стимуль-ного материала использовались две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии (злость, печаль, радость, явная радость, страх, сердитость, приветливость, стыд и вина, обида, удивление).

2. Особенности прогностической деятельности исследовались с помощью методики «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), позволяющая выявить качественно-количественные характеристики прогностической деятельности и определить информативные показатели для оценки ее особенностей у детей в норме и с нарушениями в развитии (Переслени, Подобед, 1982, 1982а).

3. Успешность взаимодействия детей с другими людьми нами изучалась с помощью диагностики коммуникативных способностей детей: методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Веракса, 2010) и методики «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (Казьмин, Коновко, Сальникова, Тупицина, Федина, 2014). Данный опросник заполнялся взрослыми — воспитателями и педагогами.

Процедура анализа данных

Полученные данные по всем показателям методик сводились в общий протокол с учетом возраста и наличия нарушения. Обрабатывались данные с помощью программы 8Р88-17. Был проведен корреляционный и структурный анализ, после чего сравнивались следующие группы: дети дошкольного возраста с нарушением и без нарушения слуха, дети младшего школьного возраста с нарушением и без нарушения слуха.

Для корреляционного анализа использовался коэффициент корреляции Пирсона. Анализ структуры опирался на подсчет индексов когерентности и дивергентности по А.В. Карпову (Карпов, 2006):

ИКС — индекс когерентности структуры, который определяется суммированием положительных корреляционных связей с учетом их значимости. Связям, значимым на 5% уровне (р < 0,05), приписывался коэффициент 1 балл; связям, значимым на 1% уровне (р < 0,01), приписывался коэффициент 2 балла; связям, значимым на 0,1% уровне (р < 0,001), приписывался коэффициент 3 балла.

ИДС — индекс дивергентности структуры, который определяется аналогичным способом, но только путем подсчета суммы отрицательных корреляционных связей.

Результаты исследования

Общая структура взаимосвязи. Рассмотрим общую структуру взаимосвязи характеристик, определяющих успешность взаимодействия детей с другими людьми, построения прогнозов и идентификации психических состояний (показатели всех заявленных методик) (табл. 1).

Таблица 1

Индексы связанности структуры

Выборка Дошкольники Школьники

нс Норма нс Норма

Индекс когерентности 28 91 65 72

Индекс дивергентности 9 35 3 38

Примечания: Условные обозначения: НС — нарушение слуха

Индекс когерентности и дивергентности структуры исследуемой взаимосвязи имеет определенную закономерность. У детей дошкольного и младшего школьного возраста при нормотипичном развитии структура более организована, характеристики образуют большое количество взаимосвязей между собой, в отличие от детей с нарушениями слуха. При наличии слуховых нарушений связанность структуры (когерентность) увеличивается с возрастом, а ди-вергентность с возрастом уменьшается. У детей с нормотипичным развитием выявлена обратная специфика: структура в школьном возрасте становится менее когерентной, связанной, а дивергент-ность повышается.

Дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязей характеристик прогнозирования, идентификации состояний и успешности взаимодействия с другими. С возрастом обусловленность успешности взаимоотношений сформированностью навыков прогнозирования и узнавания психических состояний у детей с нарушением слуха усиливается, в механизм прогнозирования и идентификации могут включаться и такие переменные, как эмоциональное благополучие, коммуникативные способности ребенка. А у нормотипичных детей, напротив, с возрастом эти связи ослабевают.

Дети дошкольного возраста

Более подробно структуру исследуемой взаимосвязи рассмотрим на полученных корреляционных плеядах (рис. 1, 2).

У детей дошкольного возраста с нарушениями слуха низкая узнаваемость состояния обиды обусловливает повышение количества ошибок в прогнозировании данного состояния, то есть снижается эффективность прогноза. Детям же без слуховых нарушений свойственно различать состояния сверстников, они достаточно корректно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, что способствует повышению количества ошибок предсказания. Сформированность у них процессов регуляции при построении прогнозов обеспечивает выявленную способность выстраивать коммуникацию со взрослыми и сверстниками, понимать и определять их состояния.

При снижении расторможенности в поведении у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха лучше воспроизводится информация, необходимая при прогнозировании, особенно связанная с эмоциями стыда и вины. Дошкольники без нарушений лучше воспроизводят информацию, извлекают ее из хранилищ памяти также за счет контроля поведения (снижения расторможенности), что способствует пониманию состояний сверстников, лучшей идентификации психических состояний.

Дети дошкольного возраста с нарушениями слуха выбирают рациональные стратегии прогнозирования, но часто происходит смена стратегий, что обусловлено неконтактностью с другими. Дети без нарушений выстраивают рациональные стратегии прогнозирования, детерминированные пониманием состояний сверстников.

Итак, в структуру прогнозирования дошкольников с нарушениями слуха включены в большей степени элементы, связанные с эмоциональным благополучием/неблагополучием и распознаванием состояний. У дошкольников без нарушений слуха в прогнозирование включены различные аспекты психического (коммуникативные навыки, эмоциональная сфера и когнитивная).

Анализ данных по методике Н.Я. Семаго показал, что дошкольники с нарушениями слуха не всегда распознают ситуации, связанные со страхом. Нарушая общепринятые нормы поведения со взрослыми, они могут оценить состояние сердитости с их стороны. Неумение определить приветливость сверстников приводит к недостаточно приемлемым формам взаимодействия с ними.

Рис. 1. Взаимосвязь характеристик, определяющих успешность взаимодействия, построения прогнозов и идентификации психических состояний детей дошкольного возраста (а) дети с нарушениями слуха; б) дети с нормотипичным

развитием)

Примечания: Коммуникативные способности: 1) понимание ребенком задач; 2) понимание ребенком состояния сверстника; 3) отношение ко взрослому; 4) отношение к сверстнику. Эмоциональное неблагополучие: 5) неконтактность; 6) тревога; 7) депрессия; 9) гиперактивность / расторможенность. Особенности прогнозирования: 10) ошибки предсказания (распределяемость внимания); 11) ошибки отвлечения (сформированность регуляции); 12) воспроизведение; 13) стратегии. Опознание психических состояний: 14) злость; 15) печаль; 17) явная радость; 18) страх; 19) сердитость; 20) приветливость; 21) стыд, вина; 22) обида; 23) удивление; 24) общий показатель опознания состояний.

- прямая связь (р < 0,05); - прямая связь (р < 0,01);

-----обратная связь (р < 0,05); - - - обратная связь (р < 0,01)

Дети дошкольного возраста без слуховых нарушений хорошо распознают состояние обиды, когда их поведение начинает выходить за рамки имеющихся правил. Как и дети с нарушениями слуха, они, нарушая общепринятые нормы в отношениях со взрослыми, распознают с их стороны состояние сердитости. Недостаточно четкие представления о социально приемлемых способах коммуникации с детьми и склонность испытывать тревожность позволяет узнавать состояние явной радости у других. Способность распознавать непростое для дошкольников состояние удивления возможно при снижении тревожности, депрессивности и неконтактности. Распознавание приветливости другого человека позволяет быть более контактным с ним.

У дошкольников без слуховых нарушений распознавание эмоциональных состояний взаимообусловлено коммуникативными навыками и эмоциональным благополучием в целом. У детей с нарушениями слуха процесс распознавания состояний в основном связан с коммуникативными навыками.

Дети младшего школьного возраста

По данным рис. 2 можно говорить о возрастной динамике изучаемой взаимосвязи. В младшем школьном возрасте процесс прогнозирования в меньшей степени обусловлен изучаемыми характеристиками.

У младших школьников с нарушением слуха специфика прогнозирования обусловлена лишь коммуникативными навыками со сверстниками. Недостаточно четкие представления о социально приемлемых формах взаимодействия со сверстниками способствуют смене стратегий прогнозирования, предсказания часто случайные. У младших школьников без слуховых нарушений улучшение эмоционального благополучия (снижение тревожности и депрессивности) обусловливает несформированость процессов регуляции в прогнозировании, они начинают часто отвлекаться при построении прогноза. Адаптивность поведения, напротив, позволяет управлять прогнозированием и повышает успешность воспроизведения информации из памяти, извлечения ее из субъективного опыта. Взаимодействие со взрослыми в рамках общепринятых норм расслабляет их в определенной мере, что отражается на снижении регуляционных процессов в прогнозировании.

Младшие школьники с нарушениями слуха не всегда идут на контакт с окружающими, что снижает их способность считывать состояния других. При повышенной тревожности они плохо идентифицируют состояния явной радости. У младших школьников без

Рис. 2. Взаимосвязь характеристик, определяющих успешность взаимодействия, построения прогнозов и идентификации психических состояний детей младшего школьного возраста (а) дети с нарушениями слуха; б) дети с нормо-

типичным развитием)

Примечания: Коммуникативные способности: 1) понимание ребенком задач; 3) отношение ко взрослому; 4) отношение к сверстнику. Эмоциональное неблагополучие: 5) неконтактность; 6) тревога; 7) депрессия; 8) дезадаптивность. Особенности прогнозирования: 10) ошибки предсказания (распределяемость внимания); 11) ошибки отвлечения (сформированность регуляции); 12) воспроизведение; 13) стратегии. Опознание психических состояний: 14) злость; 15) печаль; 16) радость; 17) явная радость; 18) страх; 20) приветливость; 22) обида; 23) удивление; 24) общий показатель опознания состояний.

- прямая связь (р < 0,05); - прямая связь (р < 0,01);

-----обратная связь (р < 0,05); - - - обратная связь (р < 0,01)

слуховых нарушений распознавание эмоциональных состояний взаимосвязано со способностью понимать задачи и выстраиванием своего поведение в соответствии с требованиями взрослых, а также степенью контактности с окружающими.

Обсуждение

Анализ результатов исследования в определенный мере подтверждает наши ожидания, что, имея общую основу, процессы прогнозирования и идентификации психических состояний могут быть взаимосвязанными и взаимообусловленными. При этом выявлено, что не всегда данная взаимосвязь сохраняется, в зависимости от возрастных изменений происходит трансформация процессов прогнозирования, они опосредуются другими переменными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлено, что дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязей характеристик прогнозирования и идентификации состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей. С возрастом структура корреляций исследуемых характеристик усложняется, но обусловленность прогнозирования данными переменными уменьшается. Успешность выстраивания взаимоотношений у детей с нарушением слуха (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки) детерминируется в большей степени прогностическими и идентификационными процессами. У нормотипичных детей, напротив, с возрастом эти связи ослабевают. Мы предполагаем, что процессы распознавания состояний и прогнозирования могут доходить до автоматизма, у детей без слуховых патологий работает механизм опоры на субъективный опыт, и дополнительные переменные не влияют на эти процессы.

У дошкольников с нарушением и без нарушений слуха выявлена связь между прогнозированием и распознаванием психических состояний, с возрастом эти связи разрушаются. Распознавание состояний и прогнозирование ситуаций, определяемые четкостью представлений об эмоциях, психических состояниях, ситуационно-событийного аспекта состояний, становятся самостоятельными процессами. Могут быть связаны между собой лишь опосредованно другими переменными (эмоциональный фон ребенка, отношения ко взрослым).

Можем говорить о том, что процессы прогнозирования в дошкольном возрасте обусловлены не только общим эмоциональным благополучием и коммуникативными навыками, но и способностью правильно и корректно идентифицировать психические состояния, как у детей с нормотипичным развитием, так и у детей с нарушениями слуха. При этом у дошкольников с нормотипичным развитием данная обусловленность более выражена.

Рассмотренные нами исследования ученых в основном касаются отдельных аспектов прогнозирования и идентификации состояний, в отличие от нашего исследования, где мы сделали попытку выявить взаимосвязанность данных процессов, опирающихся на субъективный опыт. Исследования В. Петшака, например, показывают, что навыки распознавания у детей с нарушениями слуха менее сформированы из-за позднего знакомства с чувствами других людей. Дети в основном общаются в кругу сверстников, имеющих такие же нарушения, поэтому их эмоциональный опыт достаточно ограничен. Наши данные показывают, что распознавание некоторых состояний у детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте опосредовано взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. А у школьников, которые имеют уже опыт взаимодействия с более широким кругом взрослых и сверстников, данная обусловленность минимизирована. То есть в определенной степени наши исследования подтверждают данные В. Петшака. Л.А. Регуш в более ранних работах указал на связь эмоций и прогнозирования. Речь в данном случае идет о предвосхищении эмоционально значимых ситуаций, эмоциональных ожиданиях. Об этой же специфике отмечается и в работах ряда зарубежных авторов (Atance, Jackson; Suddendorf, Redshaw; Atance, Meltzoff). В нашем же исследовании раскрывается иной аспект взаимосвязи идентификации психических состояний и прогнозирования. Мы показываем наличие связи, раскрывая структуру данных явлений и внося дополнительные переменные, которые также определяют успешность социализации детей.

Выводы

1. Структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (связи разрушаются) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры взаимосвязи процессов идентификации психических состояний и прогнозирования со шкалами, определяющими эмоциональное благополучие/ неблагополучие и коммуникативные навыки. Дети с нарушениями слуха, по сравнению с нормотипичными детьми, имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования, идентификации психических состояний и критериев успешности взаимодействия (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки).

2. В процесс прогнозирования дошкольников с нарушениями слуха включены в большей степени элементы, связанные с эмоци-

ональным благополучием/неблагополучием и распознаванием состояний, то есть эмоциональный компонент. У дошкольников без нарушений слуха в прогнозирование включены различные аспекты психического (коммуникативные навыки, эмоциональная сфера и когнитивная). Процессы прогнозирования в дошкольном возрасте обусловлены общим эмоциональным благополучием, коммуникативными навыками, а также способностью правильно и корректно идентифицировать психические состояния, как у детей с нормоти-пичным развитием, так и у детей с нарушениями слуха.

3. У младших школьников с нарушением слуха специфика прогнозирования обусловлена коммуникативными навыками (общение со сверстниками), а у детей без слуховых нарушений — не только коммуникативными навыками (общение со взрослыми), но и эмоциональной сферой.

4. Имея единую основу (субъективный опыт), процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны. С возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Артищева Л.В. Событийно-ситуативный аспект образного уровня ментальной репрезентации психического состояния // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. Т. 157, кн. 4. С. 169-176.

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006.

Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение,

1985.

Захарова Т.В., Моисеева А.А. Индивидуализация процесса изучения и формирования социальных эмоций как фактор успешной социализации дошкольников с речевыми нарушениями // Вестник ЧГУ. 2015. № 7 (68). С. 102-106.

Казьмин А.М., Коновко Н.А., Сальникова О.Г., Тупицина Е.К., Федина Е.В. Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 3. URL: https://psyiournals.ru/psyclin/2014/n3/Kazmin_et_al_1.shtml (дата обращения: 28.08.2020).

Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлективных процессов // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 21-25.

Кузнецова Ю.А., Макурин А.А. Распознавание эмоций по выражению лица в подростковом возрасте // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Московский государственный психолого-педагогический университет. 2010. С. 70-71.

Лебедева Е.И. Распознавание детьми 3-5 лет эмоциональной лицевой экспрессии людей разного возраста // Вестник пермского университета. 2019. Вып. 4. C. 575-585. doi: 10.17072/2078-7898/2019-4-575-585

Леханова О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2008. № 3. С. 157-165.

Переслени Л.И., Подобед В.Л. Особенности прогнозирования и эффективность учебной, деятельности // Психология учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 181-182.

Переслени Л.И., Подобед В.Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня развития детей // Дефектология. 1982а. № 6. С. 11-17.

Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. 1990. № 6. С. 18-24.

Прохоров А.О., Артищева Л.В. Образ психического состояния: пространственно-временная структура // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, кн. 5. С. 42-50.

Регуш Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию // Психологический журнал. 1981. Т. 2 (5). С. 106-115.

Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. М.: Книголюб, 2006.

Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.

Феклистова С.Н. Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: автореф. дисс. ... канд пед. наук. Минск, 2003.

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. (2020) Features of interaction of children with developmental disorders with peers and adults. Utopia y Praxis Latinoamericana. Vol. 25, Extra 2, 351-358.

https://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/issue/view/3416/showToc https://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/32133 https://pro-duccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/32133/33578

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. (2019) Correlation between forecasting and successful socialization of children with developmental disorders. Utopia y Praxis Latinoamericana. Vol. 24, EXTRA 6, 294-303.

http://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/issue/view/3323/showToc http://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/30331

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V., Nigmatullina I.A., Tvardovskaya A.A. (2017) Anticipation in the structure of psychological mechanisms of deviance: analytical research review. Man In India, 97 (14), 251-265.

Akhmetzyanova A.I., Artishcheva L.V. (2020) Subjective experience of mental states in predicting persons with disabilities. International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research, volume 128, 520-528. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.074

Artishcheva L.V. (2015) Structure of Psychic States among People with Different Style Preferences During Information Processing. The Social Sciences, 10, 571-575. doi: 10.3923/sscience.2015.571.575

URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.571.575

Artishcheva L.V. (2018) Experience of mental states in children with health disabilities. International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern technologies (FarEastCon2018). Vol. 2, 634-641. https://link.springer.com/chap-ter/10.1007/978-3-030-18553-4_77

Atance C.M., Jackson L.K. (2009) The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years. Journal of experimental child psychology. Vol. 102, Issue 4, 379-391.

Suddendorf T., Redshaw J. (2013) The development of mental scenario building and episodic foresight. Annals of the New York Academy of Sciences. Vol. 1296 (1), 135-153.

Atance C.M., Meltzoff A.N. (2005) My future self: Young children's ability to anticipate and explain future states. Cognitive Development, Vol. 20, 341-361.

REFERENCES:

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V (2020) Features of interaction of children with developmental disorders with peers and adults. Utopia y Praxis Latinoamericana, 25, 2, 351-358.

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. (2019) Correlation between forecasting and successful socialization of children with developmental disorders. Utopia y Praxis Latinoamericana, 24, 6, 294-303.

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V., Nigmatullina I.A., Tvardovskaya A.A. (2017) Anticipation in the structure of psychological mechanisms of deviance: analytical research review. Man In India, 97,14, 251-265.

Akhmetzyanova A.I., Artishcheva L.V. (2020) Subjective experience of mental states in predicting persons with disabilities. International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research, 128, 520-528. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.074

Artishcheva L.V. (2015) Event-situational aspect of the figurative level of mental representation of mental state. Bulletin of Kazan University. Humanitarian science series (Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki), 157, 4, 169-176. (in Russ.).

Artishcheva L.V. (2015) Structure of Psychic States among People with Different Style Preferences During Information Processing. The Social Sciences, 10, 571-575. DOI: 10.3923/sscience.2015.571.575

Artishcheva L.V. (2018) Experience of mental states in children with health disabilities. International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern technologies (FarEastCon2018), 2, 634-641.

Atance C.M., Jackson L.K. (2009) The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years. Journal of experimental child psychology, 102, 4, 379-391.

Feklistova S.N. (2003) Formirovanie igrovoi deyatel'nosti detei mladshego doshkol'nogo vozrasta s narusheniyami slukha: Avtoref. dis .. .kand ped. nauk (Formation of play activity in children of a younger preschool age with hearing abstract from dissertation of a candidate of pedagogical sciences (PhD) Thesis). Minsk. (in Russ.).

Karpov A.V. (2006) Zakonomernosti strukturnoj organizacii reflektivnyh pro-cessov. Psihologicheskij zhurnal, 27 (6), 21-25.

Kaz'min A.M., Konovko N.A., Sal'nikova O.G., Tupicina E.K., Fedina E.V. (2014) Shkala jemocional'nogo neblagopoluchija i atipichnogo povedenija doshkol'nikov // Klinicheskaja i special'naja psihologija, 3 (3). URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/ n3/Kazmin_et_al_1.shtml (data obrashhenija: 28.08.2020).

Kuznetsova Y.A., Makurin A.A. (2010) Recognition of emotions by facial expression in adolescence. Kochenov's readings "Psychology and law in modern Russia" (Ko-chenovskie chteniya «Psikhologiya i pravo v sovremennoi Rossii»), 70-71. (in Russ.).

Lebedeva E.I. (2019) Recognition of emotional facial expressions of people of different ages by 3-5 year old children. Bulletin of Perm University (Vestnik perm-skogo universiteta), 4, 575-585. (in Russ.). doi:10.17072/2078-7898/2019-4-575-585

Lekhanova O.L. (2008) The state of cognitive prerequisites of speech in children with speech underdevelopment. Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin (Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina), 3, 157-165. (in Russ.).

Peresleni L.I., Podobed V.L. (1982a) Issledovanie prognosticheskoi dejatel'nosti dlja harakteristiki urovnja razvitija detei. Defektologija, 6, 11-17.

Peresleni L.I., Podobed V.L. (1982) Osobennosti prognozirovanija i jeffektivnost' uchebnoi, dejatel'nosti // Psihologija uchebnoi dejatel'nosti shkol'nikov (s. 181-182). Moscow.

Petshak V. (1990) Study of emotional attitudes of deaf schoolchildren towards family members. Defectology (Defektologiya), 6, 18-24. (in Russ.).

Prokhorov A.O., Artishcheva L.V. (2011) The image of a mental state: space-time structure. Bulletin of Kazan University. Humanitarian sciences series (Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki), 153, 5, 42-50. (in Russ.).

Rechitskaya E.G., Kuligina T.Y. (2006) Development of the emotional sphere of children with impaired and intact hearing. Methodical manual. Moscow: Knigolyub. (in Russ.).

Regush L.A. (1981) Structure and age dynamics of the ability to predict. Psychological journal (Psikhologicheskii zhurnal), 2, 5, 106-115. (in Russ.).

Semago N.Y. (2005) Theory and practice of assessing mental development of a child. Preschool and primary school age. St. Petersburg: Ryech. (in Russ.).

Suddendorf T., Redshaw J. (2013) The development of mental scenario building and episodic foresight. Annals of the New York Academy of Sciences, 1296, 1, 135-153.

URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.571.575

Veraksa N.Y. (2010) Diagnostics of child's readiness for school: a guide for preschool teachers. Moscow: Mosaika-Sintez. (in Russ.).

Weiner M.E. (2006) Prevention, diagnosis and correction of emotional development deficiencies in preschoolers. Study guide. M.: Pedagogical Society of Russia. (in Russ.).

Zakharova T.V., Moiseeva A.A. (2015) Individualization of the process of studying and forming social emotions as a factor in successful socialization of preschoolers with speech disorders. Vestnik CSU (Vestnik ChGU), 7, 68, 102-106. (in Russ.).

Zaporozhec A.V. (1985) Jemocional'noe razvitie doshkol'nika. M.: Prosveshhenie.

Atance C.M., Meltzoff A.N. (2005) My future self: Young children's ability to anticipate and explain future states. Cognitive Development, 20, 341-361.

информация об авторах

Ахметзянова Анна Ивановна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия. E-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru

Артемьева татьяна Васильевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия. E-mail: Tatyana.Artemeva@kpfu.ru

Артищева лира Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия. E-mail: ladylira2013@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORs:

Anna I. Akhmetzyanova — PhD in Psychology, associate professor, Kazan Federal University. Kazan, Russia. E-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru

Tatiana V. Artemiva- PhD in Psychology, associate professor, Kazan Federal University. Kazan, Russia. E-mail: Tatyana.Artemeva@kpfu.ru

Lira V. Artischeva — PhD in Psychology, associate professor, Kazan Federal University. Kazan, Russia. E-mail: ladylira2013@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.