Научная статья на тему 'Изучение формирования социальных умений детей раннего возраста в группах присмотра и ухода'

Изучение формирования социальных умений детей раннего возраста в группах присмотра и ухода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ / SOCIAL SKILLS AT AN EARLY AGE / КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / CULTURAL AND HYGIENIC SKILLS / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / SOCIO-COMMUNICATIVE SKILLS / УМЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SKILLS OF GAMBLING ACTIVITIES / ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / FORMS OF WORK WITH CHILDREN OF EARLY AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуклай Мария Петровна

В статье раскрывается понятие социальных умений детей раннего возраста, рассматриваются актуальные социальные умения данного возраста: культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативные умения, игровые умения. В данном исследовании приведены результаты и анализ наблюдений сформированности социальных умений воспитанников группы присмотра и ухода, описывается специфика работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуклай Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение формирования социальных умений детей раннего возраста в группах присмотра и ухода»

Понятие электрического заряда - физическое понятие, оно связано с изучением периодического закона. От электрического заряда ядра атома зависит порядковый номер элемента в периодической системе, свойства элемента; с зарядом связано существование изотопов; с ним соотносится и число внешних электронов в электронной оболочке атома. Строение атома и атомного ядра исследуется с применением методов физической науки: трековых камер, фото эмульсионного метода, ускорителей, изучение заряженных частиц в электрическом и магнитном поле, с использованием положений специальной теории относительности. Таким образом, при изучении этой темы знания физики и химии тесно связаны.

Строгая согласованность трактовки и использование знаний по химии требуется при изучении электролитической диссоциации, электролиза, химических источников тока. Здесь для курса физики важны три вопроса: процесс диссоциации солей, кислот и щелочей, механизм электрической проводимости растворов электролитов и процессы, происходящие при электролизе, а также в химических элементах. Желательно, чтобы учитель ознакомился с изложением соответствующих вопросов в учебниках по химии.

В программе по физике после каждой темы даны указания по межпредметным связям. Это сделано для того, чтобы помочь учителю определить, какие знания учащихся по другим предметам он может использовать при изучении данной темы. Эти указания обязательны для выполнения и очень полезны, так как способствуют систематичности изучения наук. Однако реализация указаний встречает определенные трудности. Главная трудность состоит в том, что учитель должен затратить дополнительное время для подготовки к уроку - ознакомится с учебниками по другим предметам, знать материал, указанный в содержании программы о межпредметных связях, чтобы суметь напомнить его учащимся, оценить правильность их ответа.

Литература

1. Докторов А. В. Охрана труда в сфере общественного питания: учебное пособие. М.: Альфа-М: инфра-м, 2012. С. 272.

2. КомисаровВ. Н. Уроки физики в профтехучилищах. Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1990. С. 287.

3. Мамбетакунов Э., Конушбаева Р. К. Программа для среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Б.: ИЦ «Билим» КАО, 2014. С. 28.

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984. С. 143.

5. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.; Под ред. А. В. Перышкина и др. М.: Просвещение, 1984. С. 398.

6. Повар: учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ / Л. Г. Шатун, О. Г. Шатун. Изд. 9-е, стер. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2012. С. 342.

The study of the formation of social skills of children of early age in the groups

of supervision and care Chuklay M.

Изучение формирования социальных умений детей раннего возраста в группах присмотра и ухода Чуклай М. П.

Чуклай Мария Петровна / Chuklay Maria - магистрант, кафедра дошкольного образования и логопедии, педагогический факультет, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: в статье раскрывается понятие социальных умений детей раннего возраста, рассматриваются актуальные социальные умения данного возраста: культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативные умения, игровые умения. В данном исследовании приведены результаты и анализ наблюдений сформированности социальных умений воспитанников группы присмотра и ухода, описывается специфика работы с детьми.

Abstract: the article reveals the concept of social skills in young children, discusses current social skills at this age: cultural and hygienic skills, socio-communicative skills, game skills. In this study, the results and

analysis of observations of formation of social skills of the pupils group supervision and care, describes the specifics of working with children.

Ключевые слова: социализация, социальные умения в раннем возрасте, культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативные умения, умения игровой деятельности, формы работы с детьми раннего возраста.

Keywords: socialization, social skills at an early age, cultural and hygienic skills, socio-communicative skills, skills of gambling activities, forms of work with children of early age.

В настоящее время социализации детей раннего возраста уделяется большое внимание, так как именно в этом возрасте закладываются основы взаимодействия ребенка с миром, усвоения общественных правил поведения и общения, приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Социализация является процессом усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

На каждом этапе социализации человеку необходимо формировать определенные социальные умения и навыки. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам социализации личности и формирования её социальных умений (Н. Ф. Голованова, Н. В. Калинина, И. С. Кон, Дж. Мид, Б. Шугармен, А. В. Мудрик, В. А. Сластёнин) обнаружил, что в науке нет четкого определения понятия «социальные умения». Данное понятие рассматривается через социальные роли, социальные ситуации, социальные компетентности, социальное взаимодействие [3].

Согласно педагогическому словарю, умения — освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков; могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умение может образовываться и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия [1].

Под социальными умениями мы понимаем освоенные субъектом общественно заданные способы деятельности, обеспечивающие ему успешное взаимодействие с другими людьми для выполнения социально значимой деятельности. Социальные умения представляют собой совокупность знаний об обществе, о способах взаимодействия с другими людьми, о своём месте в социальном мире, а также гибких навыков взаимодействия.

Совместно с педагогами групп присмотра и ухода ч/с «Ромашка» с официального сайта ФИРО (Федеральный институт развития образования) нами были изучены современные программы обучения и воспитания детей, разработанных в соответствии с ФГОС ДО [7]. Анализ данных программ помог выделить социальные умения, которыми должен овладеть ребенок к трем годам. Их можно условно разделить на три группы:

1. Культурно-гигиенические навыки, умение обслужить себя (я и быт, предметы): с небольшой помощью взрослого мыть руки; самостоятельно вытирать руки и лицо полотенцем (взрослый обращает внимание ребёнка на то, чтобы руки и лицо было сухими); самостоятельно есть; по напоминанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать за собой тарелку, чашечку, салфетку; использовать носовой платок; по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки; пользоваться туалетом (ходить на горшок); распознавать свои вещи, радоваться опрятной одежде.

2. Социально-коммуникативные умения (я и другие, внимание со стороны других, контактность): выразить свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «Налей ещё чаю» и т.п.); ориентироваться в своём физическом облике, рассказывать о себе (голова, руки, ноги, спина, живот, пальчики, глаза, нос, рот, язык, уши); адекватно ситуации проявлять свои чувства; использовать для выражения своих чувств определённые мимические, пантомимические жесты, действия;

3. Игровые умения: вступать во взаимодействие с другими детьми по поводу игрового материала или отдельных предметов; участие в групповых и подвижных играх; соблюдать элементарные правила игры; самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует другую игрушку, чтобы достать закатившийся мячик) [4].

Нами было проведено исследование по формированию социальных умений детей раннего возраста в группе присмотра и ухода «Ромашка» г. Томск в ноябре 2015 года. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 1,5-3 года.

Диагностика проводилась по картам наблюдений, разработанным на основе системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «МИР ОТКРЫТИИ» (под ред. Петерсон. Л. Г.), данным анкетирования родителей по наблюдению за

детьми в домашних условиях и наблюдениям педагогов за детьми в группе в режимных моментах, непосредственной образовательной и игровой деятельности. Данные наблюдения приведены ниже в таблице.

Таблица 1. Социальные умения детей раннего возраста группы присмотра и ухода

Навыки и умения Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Культурно-гигиенические навыки

мыть руки 5% 90% 5%

вытирать руки и лицо полотенцем 5% 90% 5%

самостоятельно есть 5% 90% 5%

снимать и надевать одежду 35 % 60% 5%

ходить на горшок 30 % 60% 10%

Социально-коммуникативные умения

потребность во взаимодействии с другими 10% 45% 45%

привлечение взрослого к сотрудничеству и активное взаимодействие с ним 15% 85% 0%

адекватно реагирует на слова «можно», «не мешай», 20% 65% 15%

«нельзя»

пользуется словами-заменителями, повторяет за взрослым облегченные слова 30% 50% 20%

использует разные средства для объяснения и решения своей задачи 40% 50% 10%

инициативно осваивает язык, в том числе и через 20% 75% 5%

активное словотворчество

выполняет элементарные поручения из 2-3 действий 10% 75% 15%

самостоятельно выполняет действия не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе 15% 80% 5%

задает вопросы: «Кто это?», «Что это?» 30% 60% 10%

Умения игровой деятельности

вступает во взаимодействие с другими детьми по поводу 15% 80% 5%

игрового материала или отдельных предметов

начинает обмениваться игрушками 25% 75% 0%

участвует в подвижных играх, выполняя разнообразные

движения по показу и самостоятельно, имитируя 50% 50% 0%

действия животных, движения растении и т.п.

включается в процесс групповой игры 30% 70% 0%

соблюдает очередность 40% 60% 0%

соблюдает элементарные правила игры 50% 50% 0%

использует предметную среду для организации своей 5% 55% 60%

игры

Низкий уровень - умение не сформировано (пример: Ваня 2 года, не может самостоятельно снимать и надевать шорты при сборе на прогулку и переодевании с прогулки, нуждается в помощи взрослого).

Средний уровень - умение сформировано не полностью - действия выполняются с помощью взрослого (пример: Лев 2,5 года, при сборе на прогулку и переодевании с прогулки, самостоятельно снимает шорты, а одевает их не до конца, привлекая взрослого).

Высокий уровень - умение сформировано (пример: Настя 2 года 8 месяцев при сборе на прогулку и переодевании с прогулки самостоятельно надевает и снимает колготки).

Полученные результаты указывают на средний уровень формирования умений по культурно-гигиеническим навыкам у большинства детей группы, также определилась группа детей с низким уровнем формирования умений.

Средний показатель формирования культурно-гигиенических навыков и умений самообслуживания по группе составляет 78 %. Средний показатель по группе формирования социально-коммуникативных умений и умений игровой деятельности - 65 %.

Наименее сформированы умения игровой деятельности: соблюдение элементарных правил игры, участие в подвижных играх, соблюдение очередности.

Анализ полученных результатов помог определить пробелы в формировании определенных умений у детей, указывающих на необходимость совместной работы педагогов и родителей для успешного социального развития детей.

В работе с детьми по формированию социальных умений педагогами группы присмотра и ухода применяются следующие формы работы:

1) индивидуальная работа: включает в себя технологические карты по формированию культурно-гигиенических навыков и умений обслужить себя [6];

2) подгрупповая работа: рисование, игры с песком, сюжетно-ролевые игры, сенсорные упражнения (мозаики, шнуровки, сенсорные карандаши, шифоны), пальчиковые игры, су-джок;

3) групповая работа: подвижные игры, театрализация с игровыми пособиями ТАФИ - авторские методики Фицнер Т. Д. (шифоновые сказки, сказки на дощечках, меховые рукавички).

Специфика работы в группе - это введение в опыт ребенка, предоставление ему образца выполнения умения, тренировка (закрепление умения). Эта работа требует системности, регулярности, ориентации на результаты деятельности, поэтому мы включаем родителей в данный процесс, так как семья играет первостепенную роль в развитии ребенка.

Эффективность овладения социальными умениями зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Родителям важно принимать активное участие в формировании социальных умений именно при взаимодействии с педагогами дошкольного учреждения.

Литература

1. Бим-БадБ. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002. С. 295.

2. Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие. Авт.-сост. Удова О. В., Коломиец Е. В. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. С. 156.

3. Запятая О. В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: автореферат дис. на соискание уч. степени канд. пед. Наук / О. В. Запятая. Пенза, 2011.

4. Понгольская К. В. Модель организации первичной социализации детей раннего возраста в группах присмотра и ухода / Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 28 ноября 2012 г. / отв. ред. И. Г. Каблукова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2013. С. 34-41.

5. Трифонова Е. В., Некрасова А. А., Кубышева М. А., Абдуллина М. Л. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «МИР ОТКРЫТИЙ» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. Москва. Цветной мир, 2012. С. 160.

6. Файзуллаева Е. Д. Технологическая карта совместной деятельности взрослого и ребенка // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2015. № 11. С. 17-43.

7. [Электронный ресурс]: Федеральный институт развития образования. Режим доступа: http: //www.firo.ru/?page_id=11684. (дата обращения: 20.10.2015).

The usage of problematic tasks when learning of foreign reasoned statement

(secondary school) Pushkina A.

Постановка проблемных задач при обучении иноязычному аргументированному высказыванию (основная школа) Пушкина А. С.

Пушкина Анна Сергеевна / Pushkina Anna — магистрант, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена одной из актуальных проблем современного языкового образования -формированию и развитию коммуникативной личности школьника, способной высказывать и кратко аргументировать своё мнение. Постановка проблемных задач в основной школе является наиболее целесообразным средством при обучении иноязычному аргументированному высказыванию. Abstract: the article is devoted to the actual problem of modern language education. This intractable problem is the formation and development of communicative personality of a pupil who is able to express and argue his

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.