Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАУНЫ УЗБЕКИСТАНА'

ИЗУЧЕНИЕ ФАУНЫ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗООГЕОГРАФИЯ / ЗООЭКОЛОГИЯ / БИОЦЕНОЛОГИЯ / ЛАНДШАФТНО - ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ / БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК / ЭКОЛОГО-БИОЦЕНОЛОГИЧЕСКИЙ / ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ / БИОЦЕНОЗ / ЭКОЛОГО- БИОГЕОЦЕНОЛОГИЧЕСКОЕ / ЗООГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Хамидов А.А.

В статье рассматривается изучение животного мира в Узбекистане с начала ХХ века до наших дней, и в результате этих исследований были сделаны какие конкретные выводы и идеи (концепции) были выдвинуты для изучения животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE FAUNA OF UZBEKISTAN

This article discusses the study of wildlife in Uzbekistan from the beginning of the XX century to the present day, and as a result of these studies, specific conclusions were drawn and what ideas (concepts) were put forward for the study of fauna.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАУНЫ УЗБЕКИСТАНА»

Хамидов А.А. исполняющий обязанности доцента

кафедра географии Ферганский государственный университет

ИЗУЧЕНИЕ ФАУНЫ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: В статье рассматривается изучение животного мира в Узбекистане с начала ХХ века до наших дней, и в результате этих исследований были сделаны какие конкретные выводы и идеи (концепции) были выдвинуты для изучения животного мира.

Ключевые слова:Зоогеография, зооэкология, биоценология, ландшафтно - географический, биосферный заповедник, эколого-биоценологический, гидробиологический, биоценоз, эколого-биогеоценологическое, зоогеографическое районирование.

Khamidov A.A. acting associate professor Fergana State University

STUDYING THE FAUNA OF UZBEKISTAN

Abstract: This article discusses the study of wildlife in Uzbekistan from the beginning of the XX century to the present day, and as a result of these studies, specific conclusions were drawn and what ideas (concepts) were put forward for the study offauna.

Key words:Zoogeography, zooecology, biocenology, landscape-geographical, biosphere reserve, ecological-biocenological, hydrobiological, biocenosis, ecological-biogeocenological, zoogeographic zoning.

С 1900 по 2020 годы зоогеографические и зооэкологические исследования в Узбекистане продолжались в определенном направлении. Если рассматривать логически, то конец XIX века А.П. Федченко (1875), Н.А. Мы видим, что никаких углубленных исследований не проводилось, за исключением работ Северцова (1879), А.И. Вилькинса (1886) и других по системе зоогеографического районирования Средней Азии, включая фауну Узбекистана. Имея это в виду, зоогеографические и зооэкологические исследования этих лет (в основном второй половины XIX века) можно интерпретировать как основу для начала исследований в 19-20-х годах с целенаправленной, плановой системой.

В 1970-е годы в определенной степени сформировались своеобразные зооэкологические воззрения Д.Н. Кашгарова, а его

комплексные эколого-биоценологические исследования стали основой для создания прямого ландшафтно-географического метода [1].

Начало зооэкологических и биоценологических исследований в Узбекистане под руководством Д.Н. Кашгарова явилось важным событием в истории географии региона. Д.Н. Кашгаров и А.Л. Бродский провели большую теоретическую и практическую работу по охране природы Средней Азии, созданию заповедников.

Д.Н. Кашгаров проводил исследования в районе озера Сарычелак в 1925 году и подробно описал свои зооэкологические взгляды в очерке «Обобщенное экологическое состояние фауны позвоночных озера Сарычелак и его окрестностей», в первую очередь в своей работе над особенностями зоологической части. подробно рассмотрено.

В заключительной части очерка Д.Н. Кашгаров требует объявить озеро Сарычелак и южные берега соседних Таманаксой и Кичик Карахотинсой заповедными. Его идея была реализована только в 19 60-е годы. Получен статус южного биосферного заповедника Чаткальского хребта. Сведения о животных Узбекистана и сопредельных территорий можно найти также в классическом труде Д. Н. Кашгарова «Животные Туркестана», изданном в 1931 году.

Научные исследования школы экологии именем Д. Н. Кашгарова и Е. П. Коровина в Узбекистане играют важную роль в расширении зоогеографических и зооэкологических взглядов. Это важно для увязки биологических исследований с географическими исследованиями. Сведения о птицах и животных Узбекистана до 1967 года можно найти в книге «Фауна Узбекистана».

Позже ученики Д.Н. Кашгарова Т.З. Захидов и Р.Н. Макленбурцев обобщили большой объем сведений о животных региона в своих трудах «Природа и фауна Средней Азии», изданных в 1969 -1971 гг.

В целом роль Д.Н. Кашгарова в развитии зоогеографии и зооэкологии Узбекистана и сопредельных регионов неоценима. Ученый, изучавший строение, биологию и географию грызунов Средней Азии, в середине 1920-х годов организовал и возглавил комплексные эколого-биоценологические экспедиции. Сарычелак, Арслонбоб, Бийликуль и другие комплексные экспедиции, упомянутые выше, особенно успешные под его руководством, имели большое значение благодаря своему зооэкологическому, биоценологическому и ландшафтному духу, оригинальности методологии и высокому уровню научных и теоретических выводов.

В основных работах Д. Н. Кашгарова, посвященных научным результатам этих экспедиций, фаунистический, зоогеографический, экологический, биоценологический и ландшафтный анализ регионов настолько переплетены, что в этом отношении он находится на уровне

высшей сложной природно-географической региональной системы произведения своего времени [2].

Экспедиционные и стационарные исследования отдела беспозвоночных и гидробиологии Института зоологии САГУ под руководством А.Л. Бродского развивались в научных направлениях фаунистики, зоогеографии и зооэкологии, гидробиологии и ихтиологии, микробиологии почв. Сотрудниками отдела (А.Л. Бродский, Н.А. Кейзер, С.Д. Муравейский, Н.И. Кузнецов--Угамский и др.) Собрана большая фактическая и научная информация о Ферганском хребте, Кызылкум, Мирзачуль, Дальварзинской степи, Аральском море и других животных и животных региона.

С 1930 по 1938 год Институт зоологии АН СССР организовал комплексные экспедиции на юг Узбекистана и в Каракалпакстан для изучения грызунов.

С 1929 по 1931 гг. Экспедиции Института ботаники и зоологии САГУ не были так развиты и проводились в относительно узком ботанико-зоологическом направлении. Для устранения этой узкой специализации и проведения комплексных исследований в 1932 г. при университете был создан Институт биологических исследований под руководством Е.П. Коровина. Институт биологии стал крупным центром экологической и географической мысли в университете. Институт выступил с инициативами по организации экспедиций по разным направлениям. Помимо биологов различных специальностей, в организованных экспедициях были задействованы климатологи, почвоведы, агрономы и другие специалисты. Эколого-биогеоценологический метод, разработанный Д.Н. Кашгаровым и Е.П. Коровиным, лег в основу экспедиций, и в ходе работы этот метод поднялся до сложной эколого-географической стадии. Одна из таких модельных экспедиций -комплексная экспедиция ^нимех 1934-1937 годов.

В 1934 году комплексная экспедиция ^нимех под руководством И.И. Гранитова начала свою работу в юго-западных Кызылкумах. В экспедиции, продлившейся до 1937 г., приняли участие известные натуралисты Е.П. Коровин, Н.А. Бобринский, Т.З. Зохидов, И.И. Колесников, М.А. Орлов, А.А. Скворцов.

Научные результаты комплексной экспедиции САГУ Конимех легли в основу крупных монографий И. И. Гранитова и Т. З. Зохидова. Книга Т.З. Зохидова «Биоценозы пустыни Кызылкум» (1971) посвящена эколого-биоценологическому анализу, синтезу и оценке региона и богата естественно-географическими выводами и идеями. Характерно, что выявленные и описанные ученым биоценозы Кызылкум на самом деле имеют большое биогеоценологическое значение. Потому что биоценозы песчаных, каменистых, солончаковых пустынь, холмов и водоемов интерпретируются в тесной связи со всеми факторами окружающей среды

- литогенными, эдафическими, гидрологическими и климатическими. Пустыня Кызылкум считается ареной жизни и будет подробно проанализирована вместе с историей ее образования, нынешними экологическими условиями и возможностями ведения сельского хозяйства.

Среди комплексных исследований САГУ по изучению пустынь региона в годы Великой Отечественной войны выделяются Южные Кызылкумские и Устюртские экспедиции по значимости научных результатов. В экспедициях принимали участие зоологи Т.З. Зохидов и другие. Хотя эти экспедиции были организованы в основном от пастбищ до вопросов животноводства, результаты исследования приобрели сложный географический характер. Великие научные результаты экспедиции, сведения о животном мире широко освещены в специальной книге, изданной в 1953 году. Помимо экологии и географии животных плато в Устюртской комплексной экспедиции приняли участие зоологи -И. И. Колесников, В. П. Костин, Н. А. Иоффе, К. В. Беляева и другие [3].

Период после 1945 года был также годом интенсивных исследований по изучению фауны страны как географического компонента и биологического ресурса. В эти годы особенно плодотворный вклад внесли В.С. Виноградов, В.Г. Гептнер, Т.З. Зохидов, Б.А. Кузнецов, Е.Н. Павловский, А.Я. Тугаринов, Ф.А. Турдаков, А.Н. Формозов, Б.К. Штегман, А.И. Янушевич и другие. Исследования экологической школы Д. Н. Кашгарова и Е. П. Коровина в Узбекистане играют важную роль в расширении зоогеографических представлений. Таким образом, во многих статьях Т.З. Зохидова география пустынных животных освещена в широком экологическом и биоценологическом аспекте. Это важно для увязки биологических исследований с географическими исследованиями. Основные географические особенности фауны Средней Азии обобщили в 1958 г. А. Н. Формозов и Р. П. Зимина. Они выяснили закономерности распространения животных на равнинах и в горных районах Центральной Азии, выделили типичные виды животных, оценили положительную и отрицательную роль дикой природы в национальной экономике, описали влияние человека на фауну и, наконец, рекомендовали схема новое зоогеографическое районирование.

К 1950-м годам идеи классиков среднеазиатской зоогеографии Н. А. Северцова, В. Ф. Ошанина, Н. А. Зарудного и Д. Н. Кашгарова о районировании получили успешное развитие.

А. Н. Формозов и Р. П. Зимина раздельно районировали равнинную и горную части страны. В частности, А. Н. Формозов разделил равнины Средней Азии на провинции Казахстан и Туран как часть пустынной области Палеарктики. Основная часть Туранской провинции к югу от Устюрта, Аральского моря и Сырдарьи называется Среднеазиатским пустынным районом, который делится на Прибрежный, Центральный, Северный Кызылкумский и Южный Каракумский районы. Р.П. Зимина на

основе схемы М.А. Мензбира по районированию горной части страны выделяет зоогеографические участки Восточного Тянь-Шаня, Западного Тянь-Шаня, Памира и Таджикистана и с новыми доказательствами показывает их индивидуальные особенности [4].

Последние сведения о животных Узбекистана собрал О.П. Богданов в трудах «Животные Узбекистана» (1978) и «Позвоночные животные Ферганской долины», опубликованных в 1974 году. Эти работы, посвященные животным Узбекистана, прекрасно освещают распространение животных в регионе по ландшафту. Особенность этих работ в том, что в Узбекистане, помимо выявления особенностей распределения животных в ландшафте, также старались полностью раскрыть их достоинства и недостатки. В частности, большое научное и практическое значение имеет обоснование того факта, что условия жизни растений и животных Центральной Ферганской пустыни (Язяван) отличаются от других типов пустынь и что пески здесь имеют достаточную влажность (при глубина 10-20 см). Эти научные выводы широко использовались при сельскохозяйственном освоении пустыни Язяван [5].

С 1970-х гг. Изучение фауны территории Узбекистана стало изучаться подробно, в основном с сельскохозяйственной точки зрения. Другими словами, насекомые, наносящие вред посевам, все еще изучаются, и научные исследования продолжаются.

В связи с сильным антропогенным воздействием на пустыни, холмы, предгорья, горные геосистемы одним из основных вопросов является создание заповедников в различных геосистемах и привитие экологической культуры в сознании людей.

В заключение следует отметить, что большинство научных работ, посвященных изучению ландшафтов той или иной местности, показывают, что животной составляющей ландшафта уделяется очень мало внимания. Обычно даже в таких естественно-географических научных трудах перечисляются названия животных, встречающихся в ландшафте. Вопросы естественно-географического анализа ландшафтной фауны практически не разработаны (Ш.С. Зокиров, 1999). Каким бы важным ни было определение роли животных в изучении внутренних и внешних взаимодействий и связей ландшафта, это всегда оставалось вне поля зрения исследователей.

В связи с этим, пожалуй, наиболее эффективно использование методов, разработанных экологическими науками, биогеоценология дает желаемые результаты. Потому что роль живых организмов в процессе обмена веществ и энергии (Ландшафтного метаболизма), происходящего в ландшафтах, не менее важна, чем роль растений.

Животный компонент ландшафта является модификатором первичного органического вещества, производимого растениями в нем, и

носителем материи и энергии между морфологическими частями ландшафта и между ландшафтами. Большое значение имеет его участие в ряде процессов, таких как почвообразование, формирование плодородия почвы, распространение семян и плодов растений. Знание того, какие виды животных вовлечены в эти процессы, и их группировка в соответствии с их жизнедеятельностью в природе может дать хорошие результаты. Это связано с тем, что количество организмов в таких группах, их методы питания, скорость их роста и размножения, их образ жизни и т. д. Например, животные, питающиеся растениями, и фитофаги выполняют задачи, которые имеют другой характер, чем сапрофаги, питающиеся неодушевленным органическим веществом. Почвенные организмы, а также организмы, обитающие на поверхности, также имеют разные и разные масштабы активности в ландшафте.

Следовательно, каждый организм в ландшафте будет адаптирован к этой ландшафтной среде. Если есть какие-либо изменения в условиях жизни в организме, это приводит к изменению этого организма, что, в свою очередь, в определенной степени влияет на окружающую среду, потому что компонент растений и животных находится в состоянии саморазвития. Таким образом, можно сформировать обзор почвы, флоры и фауны в зависимости от характеристик скал и рельефа, климата и воды в ландшафтах.

В самом деле, роль животных во внутренних и внешних взаимодействиях ландшафтов и степень их участия в естественной географии до сих пор не до конца поняты. Таким образом, этот вопрос может быть включен в перечень новых направлений исследований в зоогеографии, зооэкологии [6].

Результаты геоботанических, зоогеографических, зооэкологических исследований, проведенных в Узбекистане и в Центральной Азии в целом, привели к выводу, что эти данные нашли свою основу и новые исследования в процессе исследований в регионе.

В частности, в результате зоогеографических и зооэкологических исследований в Центральной Азии выяснилось, что южная часть страны связана с генезисом фауны в Старой Азии и Средиземноморье, а северная часть - в Западной Сибири и Средней Азии.. Эта идея нашла свою обоснованию к 1940-м годам в результате исследований. - Изучение фауны на территории Узбекистана с 1900 по 1940 гг. В основном было посвящено их географическому распространению и экологическому статусу;

- зоогеографические исследования, проводившиеся в 1940-1945 гг., Проводились в основном в связи с обеспечением армии продовольствием и одеждой, большое внимание уделялось разведению скота;

- направление зоогеографических, зооэкологических исследований, проведенных в 1946-1965 гг., Было связано с изучением насекомых,

повреждающих сельскохозяйственные культуры, систематизацией животных;

- В период с 1965 по 1990 годы направление зоогеографических и зооэкологических исследований в Средней Азии, в том числе в Узбекистане, несколько изменилось. Из-за того, что природные ландшафты подверглись антропогенной деятельности, ландшафты изменились, и дикая природа пострадала. В конце концов обнищание животного мира привело к полному вымиранию некоторых видов;

- С 1990-х годов по настоящее время: развитие экологического сознания, культуры по снижению негативного воздействия на животный мир, сохранение биоразнообразия.

- В настоящее время целесообразно проводить зоогеографические, зооэкологические исследования во взаимосвязи с другими компонентами природы через развитие мониторинга для определения их экологического состояния, охраны [7].

Использованные источники:

1.Рахимбеков Р.У. Отечественная экологическая школа история ее формирования и развития. Ташкент, "Шарк", 1995.

2.Кашгаров Д.Н. Экологический очерк фауны позвоночных Арсланбаба (Северная Фергана) Вопросы, экологии и биоценологии. 1934. № 1. З.Зохидов Т. З. Природа и животный мир. Средней Азии. Ташкент, 1969, 1971.

4.Формозов А.Н., Зимина Р.П. Животный мир. //В кн. «Средняя Азии» АН СССР. -М.: -1928. -С.113-170.

5.Богданов О.П. Животные Узбекистана. Ташкент. 1978. б.Зокиров Ш.С. Естественная география небольших территорий. // ВУЗ: -Ташкент: - 1999: 31-45 с.

7.Хамидов А.А. Общие выводы эколого-географического изучения природы Ферганской долины в 1918-45 гг. (Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Туркестанского Г.О.). Т.: 1997, с.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.