Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТИВНОСТИ К ФИЗИЧЕСКОМУ УСТРОЙСТВУ МИРА У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТИВНОСТИ К ФИЗИЧЕСКОМУ УСТРОЙСТВУ МИРА У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивность / адаптационный потенциал / нарушения в здоровье / управление движениями / adaptability / adaptive potential / health disorders / motion control

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михальчи Екатерина Владимировна

В статье представлены результаты изучения факторов, особенностей и уровня развития адаптивности к физическому устройству мира как способности и адаптационного ресурса у лиц с разным уровнем здоровья. В ходе проведения исследования были изучены пространственная, временная и двигательная адаптивности человека. Полученные результаты могут использоваться для разработки учебных курсов, в том числе в дистанционной форме, и при психолого-педагогическом сопровождении лиц с нарушениями в здоровье, а также для разработки психологической методики оценки уровня адаптивности личности к изменениям в физических условиях окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FACTORS OF ADAPTABILITY TO THE PHYSICAL DEVICE OF THE WORLD IN PERSONS WITH DIFFERENT LEVEL OF HEALTH

The article presents the results of a study of factors, features and the level of development of adaptability to the physical structure of the world, as an ability and adaptive resource, in people with different levels of health. During the study, the spatial, temporal and motor adaptability of a person was studied. The results can be used to develop training courses, including in remote form, and with psychological and pedagogical support of persons with health problems, as well as to develop a psychological methodology for assessing the level of adaptability of a person to changes in physical environmental conditions.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТИВНОСТИ К ФИЗИЧЕСКОМУ УСТРОЙСТВУ МИРА У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТИВНОСТИ К ФИЗИЧЕСКОМУ УСТРОЙСТВУ МИРА У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Е.В. МИХАЛЬЧИ*

ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Москва

В статье представлены результаты изучения факторов, особенностей и уровня развития адаптивности к физическому устройству мира как способности и адаптационного ресурса у лиц с разным уровнем здоровья. В ходе проведения исследования были изучены пространственная, временная и двигательная адаптивности человека. Полученные результаты могут использоваться для разработки учебных курсов, в том числе в дистанционной форме, и при психолого-педагогическом сопровождении лиц с нарушениями в здоровье, а также для разработки психологической методики оценки уровня адаптивности личности к изменениям в физических условиях окружающей среды.

Ключевые слова: адаптивность, адаптационный потенциал, нарушения в здоровье, управление движениями.

Введение

Физическое устройство мира находится в постоянном развитии, зависящем от изменений таких форм бытия материи, как время и пространство, и формы движения материи. Постоянное изменение во времени, пространстве и движении, происходящее в определенной среде, оказывает влияние на все живые организмы, присутствующие в ней, в том числе на человека, и вызывает необходимость приспособления или адаптации к физическим условиям окружающей среды. Процесс адаптации к изменениям условий окружающей среды протекает у всех живых существ и зависит от уровня их физических, физиологических, психических и других ресурсов. У

© Михальчи Е.В., 2020

* Для корреспонденции:

Михальчи Екатерина Владимировна, старший преподаватель Института бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: missi-ice@rambler.ru

человека адаптационные ресурсы или способности к приспособлению к физическому устройству мира выражаются в уровне адаптивности личности.

Уровень адаптивности как внутреннего ресурса человека соотносится с уровнями его жизнестойкости, стрессоустойчи-вости, личностного потенциала и других психологических конструктов.

Исследования адаптивности в рамках психологических наук проводились многими зарубежными и отечественными учеными, такими как Селье Г., Франкл В., Филипс Л., Налчаджян А.А., Петровский А.В., Маклаков А.Г., Богомолов А.М., Реан А.А., Симаева И.Н., Крупнов А.И., Ростовцева М.В., Тихонова Т.С., Звоников В.М. и др.

В психологии под адаптивностью понимается:

- «хронологический срез адаптационного потенциала, который проявляется и реализуется в деятельности и системе отношений человека» [2];

- «свойство органических и неорганических систем, определяющее успешность их существования в меняющейся окружающей реальности» [14];

- «система характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя свое взаимодействие со средой» [4];

- «адаптивные возможности индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития» [10].

Адаптивность к физическому устройству мира проявляется как «врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности качество человека, определяющее его возможности и уровень приспособления к окружающей среде» [12].

Проведя анализ этих и других определений понятия «адаптивность», можно заключить, что оно многозначно и многокомпонентно, означая разные факторы и направления процесса адаптации человека. Адаптивность личности также имеет множество видов и обнаруживается в зависимости «от уровня структуры личности: от биологической до морально-нравственной сферы» [8], что дает возможность проводить изучение широкого круга проблем, связанных с приспособлением человека к условиям окружающей среды.

Адаптивность, по своей сути, представляет собой единую способность человека, однако в исследовательских целях выделяют разные ее виды в зависимости от направлений и целей адаптации. Так как адаптив-

Взаимосвязь факторов адаптивн с психокогнитивный

ность - это психофизический ресурс или потенциал личности, являющийся единым по своему основанию и целостным по структуре, то условное выделение ее видов зависит только от выбранных условий окружающей среды, по отношению к которым рассматривается адаптация живого организма на всех уровнях его жизнедеятельности.

Адаптивность к физическому устройству мира может зависеть как от внутренних психофизических изменений человека, так и от внешних изменений в условиях окружающей среды. Эта способность может отчасти быть неосознанной и позволяющей быстро адаптироваться к изменениям в окружающем физическом пространстве для безопасности человека и сохранения его жизни. Помимо этого, она частично может быть осознанной и управляемой, позволяя индивиду в тех или иных условиях самому принимать решение о необходимости приспосабливаться к изменениям времени, пространства или движений в окружающей среде и/или изменять под воздействием этих изменений свои психические установки и деятельность, например, двигательную активность и т.д.

Факторы адаптивности к физическому устройству мира, выделенные в ходе проведения исследования, взаимосвязаны с протеканием следующих психокогнитивных процессов у человека: восприятия, ориентации, приспособления (табл. 1).

Таблица 1

ги к физическому устройству мира

процессами человека

^\Психокогнитивные процессы Виды адаптивности Восприятие Ориентация Приспособление

к пространству новых условий окружающей среды и изменений в пространстве на открытой местности, в городском пространстве, в здании или в помещении к условиям природной и городской среды

к времени астрономического времени и проявления психологического времени во времени и виды ее деформации к естественным изменениям и к изменениям в планировании

к движению изменений скорости и направления движения в изменениях положения тела в пространстве к управлению движениями тела

Изучение представленных выше факторов адаптивности к пространству, времени и движению как компонентам физического устройства мира направлено на выявление внутренних адаптационных способностей и ресурсов человека. Наличие тех или иных нарушений в здоровье служит фактором развития дезадаптации личности как в социальной среде и снижения участия в процессах, происходящих в ней, так и окружающей физической среде. Человек с ограничениями в здоровье может испытывать проблемы с приспособлением к новому пространству или измененным условиям в нем; иметь нарушения в восприятии и ориентации во времени и различные деформации в восприятии временной структуры окружающей среды («провалы» во времени, опоздания и т.д.); ограничения в движениях, нарушения в приспособлении своей двигательной активности к внешним требованиям и развитие маломобильности в результате болезни или травмы, которые снижают возможности жизнедеятельности человека. Снижение возможностей адаптивности к физическому устройству мира у лиц с нарушениями в здоровье приводит к ухудшению психического состояния, вызывает различные эмоциональные и поведенческие реакции, в том числе состояния фрустрации и стресса, увеличение тревожности, ухудшение самочувствия. В связи с этим изучение факторов адаптивности к физическому устройству мира у лиц с нарушениями здоровья представляется актуальным направлением адаптивной физической культуры и спорта, физической реабилитации, психологии и педагогики инклюзивного образования.

Цель данной статьи состоит в исследовании особенностей и уровня развития адаптивности к физическому устройству мира у лиц с разным уровнем здоровья и с разными видами нарушений в здоровье. В статье будет представлена часть полученных результатов исследования особенностей пространственной, временной и двигательной адаптивности респондентов

с разным уровнем здоровья. Более полно анализ результатов проведенного исследования будет изложен в соответствующих публикациях.

Методика

Для изучения особенностей адаптивности к физическому устройству мира у лиц с разным уровнем здоровья было проведено исследование на базе Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и опрос в электронной форме - для части респондентов в марте-апреле 2020 г. В нем приняли участие 166 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет (средний возраст - 27 лет), из которых было 37 мужчин и 129 женщин. В экспериментальную группу были включены лица с разными психофизическими нарушениями, в том числе с ОВЗ и инвалидностью (п=102) (далее - ОВЗ), а в контрольную группу вошли условно здоровые лица (п=64) (далее - УЗГ) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов на группы по видам нарушений в здоровье

№ группы Название группы Количество человек

1 условно здоровые лица 64

2 лица с психоэмоциональными расстройствами 37

3 лица с физическими нарушениями 13

4 лица с сенсорными нарушениями 20

5 лица с хроническими заболеваниями 24

6 лица с другими видами нарушений в здоровье 8

Итого: 166

Результаты и обсуждение

Далее рассмотрим результаты эмпирического исследования факторов адаптивности к физическому устройству мира и выделим особенности в приспособлении к изменениям в пространстве, во времени

и в движениях у респондентов из экспериментальной и контрольной групп.

Для восприятия окружающего пространства и последующей ориентации в нем человек может использовать определенные системы. Рассмотрим их виды для ориентации в городском пространстве:

- архитектурно-визуальную,

- знаковую систему координат,

- систему архитектурно-визуальных ориентиров в пространстве,

- знаковую систему ориентиров в пространстве [4].

С учетом представленных выше систем ориентации в пространстве человек может

ориентироваться на открытой местности и/ или в городском пространстве либо по высотным объектам (горам, высоким деревьям, высотным зданиям и т.д.), либо по сетке координат и градусам, либо по разметке городской застройки, представленной на картах, либо по ориентирам, знакам и указателям. Респонденты из экспериментальной и контрольной групп определили, как часто они используют знаковую систему ориентации в пространстве и воспринимают различные знаки, указатели, ориентиры и другие «опорные точки» в процессе адаптации к новым условиям окружающей среды (рис. 1).

39,7 1Л етГ т

■ 24,1 ■ 25,9 18,4

Ч 1Л ГО ■ I 1Л о" СП ^ .1 1

НИКОГДА РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ВСЕГДА ■ УЗГ ИОВЗ

Рис.1. Распределение ответов респондентов об их возможностях использования знаковой системы ориентации в пространстве (в %)

Большинство респондентов из рассматриваемых групп часто или всегда обращает внимание на указатели, схемы и другие знаки и использует их для ориентации на незнакомой местности. Лица с нарушениями в здоровье используют указатели и опорные ориентиры для ориентации в пространстве реже (на 2,5%), чем представители условно здоровой группы, хуже воспринимают значения изображенных на них знаков и обозначений. При перемещениях на транспорте, для ориентации на улицах, на вокзалах, в других общественных местах направляющие указатели, схемы, вывески читают и применяют по назначению большая часть лиц из условно здоровой группы (66%) и чуть больше половины лиц с разными нарушениями в здоровье (55%).

Это может быть связано с тем, что многие указатели и схемы не адаптированы и неправильно размещены для лиц с сенсорными нарушениями, ограничениями мобильности и психоэмоциональными расстройствами, а также часть респондентов из этой группы может придавать низкое значение различным направляющим указателям, не понимать значение текстовых схем и вывесок, что служит ограничением их способностей восприятия окружающего пространства и ориентации в нем.

В ходе исследования респонденты из экспериментальной и контрольной групп отвечали на вопросы, касающиеся их способностей к ориентации на открытой местности, в городском пространстве, в здании или в помещении (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов об особенностях их ориентации в пространстве (в %)

Группы респондентов Насколько быстро Вы можете найти объект на незнакомой улице? УЗГ ОВЗ

медленно 0,0 2,6

не очень быстро 17,2 30,3

иногда быстро, а иногда - нет 43,1 39,5

довольно быстро 27,6 17,1

быстро 12,1 10,5

В случае необходимости найти объект (здание и т.д.) на незнакомой улице лица с нарушениями в здоровье отметили у себя низкие возможности успешной ориентации на местности и его самостоятельного нахождения (32,6 %); многие из участников исследования с ОВЗ и инвалидностью сомневаются, что смогут быстро найти здание на незнакомой местности (39,5%). Лица с нормальным уровнем здоровья в основном успешно справились бы с подобным заданием (39,7%); не уверены в своем

навыке ориентации в пространстве - менее половины участников (43,1%).

Пространственная адаптивность проявляется у человека при приспособлении к условиям естественной, природной и техногенной, городской среды. В ходе исследования респонденты из обеих групп оценили, к условиям какой среды (открытой или городской местности) им быстрее и удобнее приспосабливаться и где они быстрее могут найти нужные объекты (здания, природные объекты и т.д.) (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов об особенностях адаптации к условиям природной и городской среды

80

39

32

37

26

ОВЗ УЗГ

□ город □ открытая местность

а) Где Вы ощущаете себе комфортнее?

18

10

58 48

овз УЗГ

■ город □ открытая местность

б) Где Вам проще найти нужный объект?

Участники исследования из условно здоровой группы и имеющие нарушения в здоровье практически одинаково оценили свои возможности ориентации в природной и в городской местности. Большая часть респондентов из экспериментальной и контрольной групп отметила, что ощущает себя комфортнее на природе, в условиях открытой местности (поле, лес, берег

реки и т.д.) (51,3 и 55,2% соответственно). Ориентироваться участникам исследования и находить нужный объект (здание, природный объект и т.д.) проще в городских, чем в естественных условиях (82,8 и 76,3% соответственно).

Процесс адаптации к пространственным условиям окружающей среды затруднен у лиц с нарушениями в здоровье. Респонденты

из этой группы отметили, что имеют определенные сложности с восприятием пространства и ориентацией в нем; они реже используют знаковую систему ориентации в пространстве (различные знаки, указатели, схемы, опорные ориентиры и т.д.), так как данные обозначения не всегда имеют доступную для них форму и размещение. При ориентации на открытой местности или в городском пространстве лица с нарушениями в здоровье также имеют определенные ограничения. Они не уверены в своих возможностях найти здание или другой какой-либо объект на незнакомой местности без чьей-либо помощи; воспринимают с напряжением возможность самостоятельного пребывания и ориентирования в новых условиях. Эти и другие факторы восприятия, ориентации и приспособления к пространственным условиям окружающей среды приводят к снижению адаптивности и других возможностей для жизнедеятельности лиц с нарушениями в здоровье.

Далее рассмотрим полученные результаты изучения особенностей восприятия и ориентации во времени, а также приспособления к естественным изменениям в нем

как факторов временной адаптивности у лиц с разным уровнем здоровья.

При нормальном восприятии астрономического времени человек должен быть способен определять точное время по часам, а также уметь достаточно точно ориентироваться во времени без использования часов и других измерительных приборов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лица с нарушениями в здоровье могут иметь сложности с восприятием и ориентацией в астрономическом времени, которые служат фактором снижения их временной адаптивности как способности к приспособлению к изменениям этой физической величины в окружающей среде.

Определение точного астрономического времени затруднено для многих респондентов с нарушениями в здоровье. Лица с психоэмоциональными расстройствами и некоторыми видами заболеваний отметили, что практически всегда не могут быстро определить точное время (57%). Не уверены в своих возможностях определять время по часам лица с сенсорными нарушениями и с хроническими заболеваниями разных нозологических групп (53 и 36% соответственно) (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов об их возможностях точного определения времени (в %)

Оценки возможностей Группы респондентов не могу редко могу иногда могу, а иногда - нет часто могу могу

условно здоровые лица 11 8 21 44 15

лица с психоэмоциональными расстройствами 29 18 21 24 9

лица с физическими нарушениями 13 13 13 38 25

лица с сенсорными нарушениями 6 12 53 29 0

лица с хроническими заболеваниями 18 14 36 18 14

лица с другими видами нарушений в здоровье 57 0 43 0 0

Далее рассмотрим, как проявляется фактор адаптивности к естественным временным изменениям у респондентов экспериментальной и контрольной групп.

Активизация физиологических систем человека, его психологических ресурсов и сохранение их работоспособности в течение дня подвержены циклическим изменениям, наиболее тесно связанным с суточным ритмом - сменой дня и ночи. Как отмечают ученые, «с позиций хронобиологии проблема адаптации должна рассматриваться на уровне циркадианных ритмов (ЦР), учитывая, что именно они служат целям регуляции функций, координации взаимозависимых процессов и разделения несовместимых функций во времени» [7]. Рассмотрим, насколько близко режимы сна и бодрствования у лиц с психофизически-

ми нарушениями и из условно здоровой группы совпадают с ритмами смены дня и ночи.

У лиц с нарушениями в здоровье режим сна-бодрствования достаточно ощутимо расходится с реальными суточными ритмами. Большинство респондентов из этой группы отметило, что редко или иногда может уснуть в темное время суток и активно с наступлением дня (26,1 и 28,4% соответственно). Расхождения между режимом сна-бодрствования и суточным ритмом у человека вызывают слабость, нарушения концентрации внимания и снижение памяти, психоэмоциональные расстройства, физические нарушения и ухудшения самочувствия; их можно отнести к факторам снижения временной адаптивности личности (рис. 3, а).

а) частота совпадений режима сна-бодрствования и циркадианного ритма

б) частота возникновения психофизических реакций на смену сезонов

Рис. 3. Распределение ответов респондентов о приспособлении к естественным изменениям времени (в %)

У большей части лиц из условно здоровой группы режим сна-бодрствования и реальные суточные ритмы часто и всегда совпадают (50,8 и 18,0% соответственно). Это показывает устойчивость их циркади-анных систем и хорошую приспособленность к изменениям суточных ритмов.

Помимо суточных ритмов, на организм человека воздействуют также годовые циклы смены сезонов (рис. 3, б).

Смена сезонов в течение года оказывает воздействие на физическое и психическое состояние человека. Респонденты, имеющие нарушения в здоровье, отметили, что смена

сезонов иногда или часто оказывает влияние на их физическое и психическое состояние (27,3 и 31,8% соответственно). Часть из них всегда остро ощущает изменения в своем психофизическом состоянии и эмоциональном фоне при смене сезонов (20,5%).

Лица с нормальным уровнем здоровья тоже испытывают иногда или часто психофизические симптомы при смене сезонов (32,8 и 24,6% соответственно), но эти реакции в меньшей степени влияют на их работоспособность и жизнедеятельность.

Помимо рассмотренных выше особенностей приспособления к естественным

временным изменениям в окружающей среде, восприятия времени и ориентации в нем, к особенностям временной адаптивности также относится адаптация к изменениям в планах, анализ результатов исследования которой будет приведен далее.

Респонденты с нарушениями в здоровье в основном сталкиваются с трудностями психологического характера при изменениях в их краткосрочных планах (при отмене назначенной встречи, изменениях в расписании занятий, отмене запланированных дел на работе и т.д.) (40,9%). Участ-

ники исследования из этой группы утверждали, что некоторые изменения в текущих планах они могут принять (42,0%), и это не доставляет им ущерба в определенных случаях. Изменения в долгосрочных планах (на 6 месяцев, год, полтора года и т.д.) им легче воспринимать и приспосабливаться к ним (60,2%).

Большая доля лиц с нормальным уровнем здоровья достаточно быстро адаптируется к изменениям в краткосрочных и долгосрочных планах (68,9 и 67,2% соответственно) (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов о приспособлении к изменениям в планах (в %)

Оценки ^^возможностей Группы респондентов трудно редко бывает легко иногда легко, а иногда - нет часто бывает легко легко

Краткосрочные планы

ОВЗ 29,5 11,4 42,0 13,6 3,4

УЗГ 13,1 14,8 45,9 23,0 3,3

Долгосрочные планы

ОВЗ 5,7 21,6 42,0 18,2 12,5

УЗГ 4,9 24,6 34,4 32,8 3,3

Заключим, что многие респонденты с нарушениями в здоровье имеют трудности в восприятии и ориентации в астрономическом времени. Участники исследования из этой группы подчеркивали, что достаточно часто их ритмы сна-бодрствования не совпадают с реальными суточными ритмами; также они часто испытывают различные психофизические реакции и нарушения эмоционального состояния при смене сезонов. Изменения в краткосрочных планах большая часть респондентов с нарушениями в здоровье воспринимает негативно, часто это становится проблемой для человека. Изменения в долгосрочных планах лица с нарушениями в здоровье воспринимают более нейтрально. Эти факторы снижения способности к восприятию и ориентации во времени воздействуют на жизнедеятельность человека, его психическое и физическое состояние, возможности адаптации к физическим условиям окружающей среды.

Далее рассмотрим, какие особенности были выявлены у респондентов с разным уровнем здоровья при оценке своих возможностей в изменениях направления и скорости движения тела как фактора двигательной адаптивности.

Изменения в движениях и перемещениях человека обусловлены изменениями таких факторов, как «скорость, направление и темп движения, являющимися его замыслом и целью» [9].

При перемещениях (ходьбе, медленном или быстром беге и т.д.) человеку могут понадобиться частые смены скорости и/ или темпа шага, например, при участии в экскурсиях, туристических походах, занятиях спортом, движении в группе лиц. В зависимости от того, насколько человеку легко и удобно изменять скорость и темп шага, можно судить о возможностях его адаптивности к изменениям характеристик движений (табл. 6).

Таблица 6

Распределение оценок респондентов их возможностей к изменению скорости и темпа движений (в %)

Оценки возможностей Группы респондентов совсем неудобно редко бывает удобно иногда удобно, а иногда - нет часто бывает удобно всегда удобно

ОВЗ 22,4 13,3 28,6 18,4 17,3

УЗГ 12,9 14,5 22,6 33,9 16,1

Респонденты с психофизическими нарушениями отмечают, что изменения таких параметров перемещения, как его скорости и темпа, могут являться для них всегда или периодически затрудненными (22,4 и 28,6% соответственно).

Лица из условно здоровой группы в основном успешно приспосабливаются к изменениям скорости и темпа движений, не испытывают затруднений при перемещениях с группой или при занятиях спортом (50%).

Помимо изменения скорости и темпа шага, при перемещении человеку часто приходится менять направление движения и перестраиваться по собственному желанию или по внешним требованиям.

Респонденты с разным уровнем здоровья оценили, насколько для них легко изменить направления движения при перемещениях по маршруту в группе лиц, например, при участии в экскурсиях, в походах, в организованном передвижении (табл. 7).

Таблица 7

Распределение оценок респондентов их возможностей к изменению направления движений (в %)

Оценки возможностей Группы респондентов нелегко редко бывает легко иногда удобно, а иногда - нет часто бывает легко всегда легко

ОВЗ 6,1 15,3 26,5 35,7 16,3

УЗГ 1,6 9,7 21,0 53,2 14,5

Как показали результаты проведенного опроса, лицам с психофизическими нарушениями сложнее принимать решения об изменении направления движения и перестраиваться при перемещениях по внешним требованиям со стороны ведущего или других участников движения.

Далее рассмотрим, как воздействует на двигательную адаптивность лиц с разным уровнем здоровья такой фактор, как изменение положения тела в пространстве.

Изменение положения тела в пространстве и использование опоры являются факторами двигательной адаптивности человека. Как отмечают исследователи, любое «движение начинается с создания опоры, то есть позы, положения тела, координации напряжения скелетных мышц» [6].

Для оценки особенностей изменения положения тела в пространстве респонденты должны были оценить, насколько им легко изменять его (рис. 4).

Рис. 4. Распределение оценок респондентов их возможностей изменения положения тела в пространстве (в %)

Большая часть респондентов с нарушениями в здоровье и из условно здоровой группы часто или всегда легко могут изменять положение тела в пространстве (вставать, садиться, ложиться и т.д.) (49 и 77% утвердительных ответов соответственно).

Еще одним фактором двигательной адаптивности человека служат его возможности управления движениями и осо-

бенности приспособления к изменениям в управлении, которые будут рассмотрены далее.

Для оценки возможностей управления движениями респондентов из обеих групп просили отметить, насколько им комфортно выполнять различные движения и действия по внешним требованиям, которые относятся к экзогенным факторам управления движениями (табл. 8).

Таблица 8

Распределение оценок респондентов их возможностей выполнять действия по внешним требованиям (в %)

Оценки возможностей Группы респондентов неудобно редко бывает удобно иногда удобно, а иногда -нет часто бывает удобно всегда удобно

ОВЗ 25,5 21,4 25,5 13,3 14,3

УЗГ 12,9 16,1 38,7 14,5 17,7

Лица с нарушениями в здоровье подчеркнули, что им чаще бывает неудобно выполнять те или иные действия или движения по внешним требованиям; они предпочитают осуществлять движение по внутренним мотивам.

Лицам из условно здоровой группы иногда бывает удобно двигаться и осуществлять движения по внешним требованиям, а иногда - нет. Распределение оценок

их возможностей выполнять действия и движения по внешним требованиям равномерное относительно выделенных категорий.

Обобщив полученные результаты, обратим внимание на то, что многие респонденты с нарушениями в здоровье различных нозологических групп имеют трудности в приспособлении к изменениям в движениях в условиях подвижной среды, не

могут быстро и точно изменять скорость, темп и направления своих движений и перемещений, нуждаются в опоре для поддержания положения тела в пространстве, полноценно управлять своим телом под воздействием эндогенных и экзогенных факторов изменения движений, имеют другие особенности в двигательной активности, приводящие к снижению уровня их адаптивности.

Далее были оценены возможности восприятия структуры окружающей среды у респондентов из условно здоровой группы и имеющих нарушения в здоровье. Некоторые компоненты физической среды, например, расстояние от одного населенного пункта до

Распределение ответов респондентов о вос

другого и др., могут восприниматься людьми с разными преобладающими типами восприятия во временных или пространственных величинах, что определяет особенности восприятия и мышления индивида.

Как отмечают некоторые авторы, «мир повседневной жизни имеет пространственную и временную структуры», поэтому любая удаленность друг от друга может быть измерена не только в категориях пространства, но и категориях времени [1].

Респонденты из обеих групп оценили, в чем они преимущественно измеряют и воспринимают удаленность объектов друг от друга и структуру окружающей среды (табл. 9).

Таблица 9

мтии структуры окружающей среды (в %)

—Структура ' —окружающей среды Группы ~~ —— Временная Пространственная

респондентов ^ ——___

условно здоровые лица 59 41

лица с психоэмоциональными расстройствами 72 28

лица с физическими нарушениями 38 63

лица с сенсорными нарушениями 85 15

лица с хроническими заболеваниями 82 20

лица с другими видами нарушений в здоровье 83 17

Большая часть лиц из условно здоровой группы имеет временное восприятие структуры окружающей среды, например, расстояния от одного объекта до другого (59%). Среди респондентов с нарушениями здоровья доля лиц с временной ориентацией выше (от 72 до 85% в разных группах). Это может быть связано с тем, что восприятие временной структуры окружающей среды представляет собой более современный тип восприятия и более инструментально доступный для человека в настоящее время.

Отметим, что лицам с физическими нарушениями, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, с ограничениями мобильности, с травмами и другими дефектами, более доступно про-

странственное восприятие, чем временное (63%). Особенности и ограниченность возможностей передвижения, иной «ракурс» восприятия мира в случаях передвижения на инвалидной коляске, необходимость учитывать длину расстояния и возможности для его преодоления являются теми факторами, которые формируют у представителей этой группы преимущественно восприятие пространственной структуры среды.

Выделенные в ходе исследования факторы и особенности адаптивности человека к устройству физического мира позволили выделить ее уровни (табл. 10).

Далее рассмотрим распределение выборки респондентов с разным уровнем здоровья по выделенным уровням адаптивности к физическому устройству мира (рис. 5).

Таблица 10

Уровни физической адаптивности у лиц с ОВЗ и инвалидностью

Уровни адаптивности Содержание уровней

Высокий Быстрая и точная ориентация на открытом пространстве, быстрое нахождение направляющих указателей в помещениях и в транспорте; приспособление к физическим, техническим, архитектурным, эргономическим и другим условиям в помещениях; адаптация к условиям и эргономике транспорта, отсутствие проблем с ориентацией в новых общественных местах и в различных учреждениях. Быстрая адаптация к изменениям в часовых поясах, смене циркадных ритмов активности [11], сезонным и другим природным изменениям; сформированное и эффективное принятие изменений в жизненных планах, расписании дел (занятий) и в распорядке ежедневных ритуалов; восприятие и ориентация в расписании транспорта, врачей, занятий и т.д.; восприятие и ориентация в астрономическом времени, развитое чувство «психологического времени». Быстрая приспособляемость и физическая готовность к изменениям скорости и направления движений с учетом внешних требований, эффективное восприятие движений и перемещений внешних объектов (машин, других людей и т.д.); развитая способность удерживать свое тело в пространстве, отсутствие необходимости во внешней опоре; уверенная походка, хорошие устойчивость и координация тела; адаптированность к использованию различных подъемных механизмов (лифтов, эскалаторов и т.д.) и разных видов транспорта (автомобилей, автобусов, поездов, самолетов и др.).

Средний Проблемы с ориентацией в пространстве, сниженная способность поиска ориентиров и опорных точек в пространстве; наличие ошибок при построении маршрута своего передвижения; сниженные возможности восприятия и ориентации в направляющих указателях на транспорте и в помещениях; слабая ориентации в городском пространстве без чьей-либо помощи; приспособляемость к некоторым физическим условиям помещений и непереносимость к другим (освещенности, температуры, высоте и т.д.). Сниженные возможности адаптации к изменениям временных параметров окружающей среды (временных поясов, циркадных ритмов, смене сезонов и т.д.); нормальная ориентация в астрономическом времени; развитое чувство «психологического времени»; длительная адаптация к изменениям в краткосрочных и долгосрочных планах, расписании (транспорта, врачей, занятий и т.д.), распорядке ежедневных ритуалов и др. Сложности с изменением скорости и направления своих движений; неуверенная походка, низкий уровень координации тела; желание найти опору для тела или занять расслабленную позу; умение использовать подъемные механизмы.

Низкий Затрудненная и несформированная ориентация на открытом пространстве, неумение обнаруживать опорные точки и отсутствие возможности поиска ориентиров в окружающем пространстве; отсутствие восприятия направляющих указателей на транспорте и в помещениях; плохая ориентация на городских объектах и на транспорте и т.д. Проблемы с адаптацией к изменениям временных параметров пространства (смене временных поясов, циркадных ритмов, сезонов и др.); нарушения или отсутствие восприятия и ориентации в астрономическом времени; дезадаптированность и тяжелое, иногда болезненное, переживание изменений в текущих жизненных планах, в расписании занятий и распорядке ежедневных дел, неполное или отсутствие вообще восприятия расписаний (транспорта, занятий, врачей и т.д.). Неумение подстроить скорость и направление своих передвижений под внешние требования, сложности с удержанием тела в нужном положении и в позе; постоянная потребность во внешней опоре; слабая устойчивость и раскоординация движений тела; неустойчивая походка; невозможность самостоятельного подъема по ступенькам; проблемы с подъемом тела с использованием подъемных механизмов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со г--"

СО со

НИЗКИЙ СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ

■ ОВЗ ШУЗГ

Рис. 5. Распределение респондентов по уровням адаптивности к физическому устройству мира (в %)

Большая часть респондентов из обеих групп имеет средний уровень адаптивности к физическому устройству мира (87,3% - ОВЗ; 76,6% - УЗГ). Среди лиц с нормальным уровнем здоровья большое количество обладает высоким уровнем адаптивности к различным физическим условиям окружающей среды.

Сделаем заметку, что уровень адаптивности к физическому устройству мира складывается из уровней приспособленности к изменениям в пространственных и временных условиях окружающей среды, а также в движениях (табл. 11).

Высокий уровень адаптивности наблюдается у большего количества лиц с нарушениями в здоровье к пространственным условиям окружающей среды; тяжелее им приспособиться к изменениям в движениях. Большинство лиц из этой группы имеет

средний уровень приспособления к изменениям времени.

Лица из условно здоровой группы практически не имеют низкого уровня адаптивности к выделенным условиям среды; средний уровень наблюдается у большей части из них при адаптации к изменениям во времени; приспособление к изменениям в движениях более доступно лицам из этой группы, чем респондентам с психофизическими нарушениями.

Полученное распределение респондентов из экспериментальной и контрольной групп по уровням адаптивности к физическому устройству мира было сопоставлено с их уровнями психической и эмоциональ-но-деятельностной адаптивности, рассчитанными по соответствующим методикам Фетискина Н.П., Козлова В.В. и Мануйлова Г.М. [13].

Таблица 11

Распределение респондентов по уровням пространственной, временной и двигательной

адаптивности (в %)

Виды адаптивности Группы респондентов Пространственная Временная Двигательная

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

ОВЗ 3 50 47 5 92 3 11 67 21

УЗГ 0 73 27 3 86 11 3 58 39

Корреляционный анализ показателей уровней адаптивности к физическому устройству мира, психической и эмоцио-нально-деятельностной адаптивности показал наличие средней прямой связи (г=0,634, р<0,05) между показателями физической и психической адаптивности у участников исследования и слабой обратной связи (г= -0,299, р<0,05) между уровнями физической и эмоционально-деятельностной адаптивности у представителей выборки. Показатели психической и эмоционально-деятель-ностной адаптивности участников исследования также имеют слабую обратную связь (г=-0,334, р<0,05).

Полученные результаты корреляционного анализа демонстрируют, что адаптивность человека к физическому устройству увеличивается на фоне развития его психической адаптивности как способности приспосабливаться к изменениям условий в окружающей среде, в том числе к переменам в социальной жизни, во взаимодействиях с другими членами общества и в постоянном круге общения, организации жизнедеятельности и психическом состоянии.

Эмоционально-деятельностная адаптивность характеризует эмоциональную лабильность человека. Ее величина указывает на возможности эмоциональной устойчивости и нервно-психической регуляции индивида [3] в стрессовых, трудных жизненных и в других ситуациях. Эмоционально-деятель-ностная адаптивность имеет слабые отрицательные связи с физической и психической адаптивностью личности. Это может быть связано в данном случае с количественными и качественными характеристиками обследованной выборки, так как физическая адаптивность личности должна развиваться на фоне увеличения эмоционально-деятель-ностных возможностей человека к приспособлению.

Заключение

Проведенный анализ теоретических источников показал разработанность поня-

тия «адаптивность», однако в них чаще рассматривается общая, социально-психологическая и эмоциональная адаптивность личности. Адаптивность человека к физическим условиям окружающей среды, в том числе к изменениям в пространстве, во времени и в движениях, освещена в научной литературе узко. Это психологическое качество и связанные с ним виды адаптации довольно часто упоминаются в научных статьях и монографиях, однако выделение данного понятия в отдельный объект исследования и определение его структуры обнаружены не были.

В ходе проведения эмпирического исследования были выделены такие факторы адаптивности к физическому устройству мира респондентов с разным уровнем здоровья, как восприятие, ориентация и приспособление к новым или измененным условиям пространства, времени и движения.

Для изучения уровней адаптивности к физическому устройству мира понадобилось определить их критерии. После этого стало возможным определить уровни адаптивности к физическому устройству мира у респондентов из экспериментальной и контрольной групп. Большая часть респондентов из обеих групп имеет средний уровень адаптивности. Это означает, что они обладают сниженными возможностями для адаптации к изменениям в пространстве, во времени и в движениях; испытывают определенные психоэмоциональные и физические реакции при естественных и техногенных изменениях в окружающей среде, имеют ограниченные восприятие и возможности для ориентации в пространственных, временных и механических условиях окружающей среды. У них могут возникать состояния дезадаптации и различные деформации восприятия физических условий среды.

Проведенный корреляционный анализ показал наличие средней прямой взаимосвязи между уровнями адаптивности к физическому устройству мира и психической адаптивности у лиц с нарушениями в здоровье и из условно здоровой группы.

Полученные результаты исследования факторов адаптивности к физическому устройству мира показали наличие особенностей и некоторое снижение этой способности у лиц с нарушениями в здоровье по сравнению с респондентами из условно здоровой группы. Для лиц с нарушениями в здоровье, включая с ОВЗ и инвалидностью, должны быть предусмотрены образовательные программы, в том числе в дистанционной форме, и психологическое сопровождение для развития способностей к адаптации к изменениям в физических условиях окружающей среды, восприятию и ориентации в пространстве, во времени и в движениях, развитию навыков пространственного ориентирования, планирования и управления временем, координации движений и устойчивости тела, управления своими движениям. Также для определения уровня адаптивности к физическим условиям окружающей среды необходима разработка соответствующей психологической методики, в чем автор видит продолжение своей работы.

Литература

1. Анохин А.М. Социальная адаптация в контексте феномена границы // Журнал социологии и социальной антропологии. -2006. - № 3. - С. 53-65.

2. Богомолов М.А. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 67-73.

3. Валиуллина Е.В. Психологические особенности адаптивности и конфликтности студентов первого курса вуза // Вестник общественных и гуманитарных наук. - 2020. - Т. 1. - № 1. - С. 51-54.

4. Габдреева Г.Ш. Гендерные различия адаптивности личности // Филология и культура. - 2016. - № 1. - С. 338-347.

5. Ибрагимов И.А. Системы ориентации в городском пространстве // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2009. -№ 2. - С. 48-51.

6. Касьянов В.М. Особенности позиционного возбуждения в локомоторной реакции чело-

века // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 1950. - № 24. - С. 16-20.

7. Корягина Ю.В., Лычак С.А. Изменения временной организации - как критерий адаптивности к различным физическим нагрузкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 6. - С. 86-87.

8. Лодде О.А. Анализ адаптивности личности с позиции структурного подхода // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - № 7.

- С. 49-57.

9. Маскаева Т.Ю., Урываев Ю.В. Движения человека в подвижной среде // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2017. - № 1. - С. 120-127.

10. Райгородский Д.Я. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ-М», 2006. - С. 549-672.

11. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. образования. -М.: «Академия», 2014. - 58 с.

12. Тихонова Т.С., Звоников В.М. Особенности представлений о женщинах у мужчин с разным уровнем адаптивности // Инновационная наука. - 2019. - № 3. - С. 187-192.

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. -362 с.

14. Юферова М.А., Коряковцева О.А. Влияние общей адаптивности на конфликтоустой-чивость личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.

- 2015. - № 3. - С. 60-63.

References

1. Anokhin AM. Sotsial'naya adaptatsiya v kon-tekste fenomena granitsy. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii 2006; 3:53-65 (in Russian).

2. Bogomolov MA. Lichnostnyy adaptatsion-nyy potentsial v kontekste sistemnogo analiza. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye 2008; 1:67-73 (in Russian).

3. Valiullina YeV. Psikhologicheskiye osobennosti adaptivnosti i konfliktnosti studentov pervogo kursa vuza. Vestnik obshchestvennykh i guman-itarnykh nauk 2020; 1(1):51-54 (in Russian).

4. Gabdreyeva GSh. Gendernyye razlichiya adaptivnosti lichnosti. Filologiya i kul'tura 2016; 1:338-347 (in Russian).

5. Ibragimov IA. Sistemy oriyentatsii v gorods-kom prostranstve. Akademicheskiy vestnik UralNIIproyekt RAASN 2009; 2:48-51 (in Russian).

6. Kas'yanov VM. Osobennosti pozitsionno-go vozbuzhdeniya v lokomotornoy reaktsii cheloveka. Byulleten' eksperimental'noy bi-ologii i meditsiny 1950; 24:16-20 (in Russian).

7. Koryagina YuV, Lychak SA. Izmeneniya vre-mennoy organizatsii - kak kriteriy adaptiv-nosti k razlichnym fizicheskim nagruzkam. Sovremennyye problemy nauki i obrazovani-ya. - 2006. 6:86-87 (in Russian).

8. Lodde OA. Analiz adaptivnosti lichnosti s pozitsii strukturnogo podkhoda. Psikhologi-ya. Istoriko-kriticheskiye obzory i sovremen-nyye issledovaniya 2017; 7:49-57 (in Russian).

9. Maskayeva TYu, Uryvayev YuV. Dvizheni-ya cheloveka v podvizhnoy srede. Uchenyye

zapiski universiteta imeni PF Lesgafta 2017; 1:120-127 (in Russian).

10. Raygorodskiy DYa. Mnogourovnevyy lichnos-tnyy oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM) AG Maklakova i SV Chermyanina. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Ucheb-noye posobiye. Samara: «BAKHRAKH-M», 2006: 549-672 (in Russian).

11. Rybnikov ON. Psikhofiziologiya profes-sional'noy deyatel'nosti: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh obrazovaniya. Moscow: «Akademiya», 2014: 58 (in Russian).

12. Tikhonova TS, Zvonikov VM. Osobennosti predstavleniy o zhenshchinakh u muzhchin s raznym urovnem adaptivnosti. Innovatsion-naya nauka 2019; 3:187-192 (in Russian).

13. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuylov GM. Sotsi-al'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Moscow: Izd-vo In-stituta psikhoterapii, 2002: 362 (in Russian).

14. Yuferova MA, Koryakovtseva OA. Vliyaniye obshchey adaptivnosti na konfliktoustoychi-vost' lichnosti. Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika 2015; 3:60-63 (in Russian).

STUDY OF FACTORS OF ADAPTABILITY TO THE PHYSICAL DEVICE OF THE WORLD IN PERSONS WITH DIFFERENT LEVEL OF HEALTH

E.V. MIKHALCHI

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

The article presents the results of a study of factors, features and the level of development of adaptability to the physical structure of the world, as an ability and adaptive resource, in people with different levels of health. During the study, the spatial, temporal and motor adaptability of a person was studied. The results can be used to develop training courses, including in remote form, and with psychological and pedagogical support of persons with health problems, as well as to develop a psychological methodology for assessing the level of adaptability of a person to changes in physical environmental conditions.

Keywords: adaptability, adaptive potential, health disorders, motion control.

Address:

Mikhalchi E.V.

Senior Lecturer, Institute of Business and Business Administration,

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education

at the Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration (RANEPA) (Moscow, Russia).

E-mail: missi-ice@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.