Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СЛУХОВОГО УТОМЛЕНИЯ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СЛУХОВОГО УТОМЛЕНИЯ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слуховое сенсорное утомление / сенсорная адаптация / лица с ОВЗ и инвалидностью / сенсорная депривация / auditory sensory fatigue / sensory adaptation / persons with disabilities / sensory deprivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михальчи Екатерина Владимировна

В статье приведены результаты исследования особенностей слухового сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. В ходе исследования определялись параметры воздействия звуков с разными силой, частотой, интенсивностью, временной продолжительностью и их влияние на возникновение слухового сенсорного утомления. Также участники исследования были разделены на кластеры с разными уровнями сенсорного утомления, причинами его возникновения и ответными психическими реакциями. Полученные результаты позволяют выявить факторы сенсорного утомления, временные параметры и частоту его наступления при воздействии звуков, уровни сенсорной адаптации у разных групп респондентов, что дает возможность разработки методов и подходов к снижению сенсорного напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF AUDITORY FATIGUE IN PERSONS WITH DISABILITIES

The article presents the results of a study of the characteristics of auditory sensory fatigue in people with different levels of health, including those with disabilities. During the study, the exposure parameters of sounds with different strength, frequency, intensity, time duration and their influence on the occurrence of auditory sensory fatigue were determined. Participants were also divided into clusters with different levels of sensory fatigue, the causes of its occurrence and mental responses. The results obtained make it possible to identify factors of sensory fatigue, time parameters and the frequency of its onset when exposed to sounds, levels of sensory adaptation in respondents, which makes it possible to develop methods and approaches to reduce sensory fatigue.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СЛУХОВОГО УТОМЛЕНИЯ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СЛУХОВОГО УТОМЛЕНИЯ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Е.В. МИХАЛЬЧИ*

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Москва

В статье приведены результаты исследования особенностей слухового сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. В ходе исследования определялись параметры воздействия звуков с разными силой, частотой, интенсивностью, временной продолжительностью и их влияние на возникновение слухового сенсорного утомления. Также участники исследования были разделены на кластеры с разными уровнями сенсорного утомления, причинами его возникновения и ответными психическими реакциями. Полученные результаты позволяют выявить факторы сенсорного утомления, временные параметры и частоту его наступления при воздействии звуков, уровни сенсорной адаптации у разных групп респондентов, что дает возможность разработки методов и подходов к снижению сенсорного напряжения.

Ключевые слова: слуховое сенсорное утомление, сенсорная адаптация, лица с ОВЗ и инвалидностью, сенсорная депривация.

Введение

Утомление сенсорных систем человека является фактором изменения психофизического состояния при кратковременном воздействии внешних раздражителей и может вызывать ухудшения в здоровье и снижение работоспособности отдельных органов-анализаторов и расстройства функций сенсорных систем при длительном и интенсивном воздействии. Появление и развитие сенсорного утомления зависят от характеристик внешнего воздействия различных раздражителей (звуков, света, вибрации, температуры и т.д.), количества одновременно воздействующих

© Михальчи Е.В., 2019

* Для корреспонденции:

Михальчи Екатерина Владимировна старший преподаватель Института бизнеса и делового администрирования ФГБОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: missi-ice@rambler.ru

на человека раздражителей, окружающей обстановки и влияния других факторов на состояние органов чувств, а также от индивидуальных особенностей реципиентов - личных характеристик, физического и психического здоровья, эмоционального состояния, степени психофизической усталости, ведущей деятельности в период воздействия на сенсорные системы и т.д. Одним из внешних раздражителей, постоянно воздействующих на сенсорные системы индивида, является звук. Звуки могут иметь различную высоту, частоту, громкость, интенсивность, временные периоды воздействия на сенсорные системы человека. При воздействии звуковых раздражителей с повышенной громкостью и интенсивностью, с длительными периодами воздействия у человека могут возникнуть слуховое утомление и другие негативные реакции, появление и развитие которых имеют свои особенности у лиц из условно здоровой группы и представителей с психофизическими нарушениями, в том числе с инвалидностью.

Сенсорное утомление слуха является функциональным состоянием человека и представляет собой «реакцию на более или менее длительное раздражение интенсивным звуком или шумом. Выражается в повышении слуховых порогов, то есть во временном понижении слуха. Это обстоятельство сближает утомление слуха со слуховой адаптацией» [3].

Слуховое сенсорное утомление как функциональное состояние организма человека, развивающееся в процессе воздействия на слуховую сенсорную систему, и причины его появления у человека изучаются в трудах многих зарубежных и отечественных ученых в области физиологии, профпатологии, психофизиологии, психологии и в других сферах: Неймана В.Л., Нигматуллаевой Д.Ж., Сорокина Г.А., Из-мерова Н.Ф., Швецова А.Г., Гельфанда С., Рассела Д., Джуаристи Дж. С. и др.

Гельфанд С. выделяет в качестве основного фактора возникновения сенсорного утомления - шум [1]. Под «шумом» понимаются «беспорядочные, нежелательные звуки, которые подчиняются всем законам акустики как особой части физики, которая изучает генерацию, распространение и восприятие звука» [13].

Его мнение разделяют и другие ученые, отмечая, что «слуховая усталость появляется в процессе шумной работы». «От шума организм человека практически не защищен, а вредное воздействие шума на организм совершенно незаметно и имеет кумулятивный характер» [12]. Шум влияет на развитие слуховой усталости и сенсорного утомления «тем сильнее, чем больнее субъект» [11].

Нигматуллаева Д.Ж. в качестве фактора сенсорного утомления выделяет вид деятельности человека: «выполнение умственной работы может вызывать снижение функционального состояния зрительного и слухового анализаторов работников в течение всего дня, что говорит о возможности возникновения сенсорного утомления, которое требует разработки профилактических мер» [4].

Другими факторами сенсорного утомления при восприятии звуков могут являться индивидуальные особенности человека: его возраст, уровень здоровья, вид профессиональной деятельности, физическое и психическое состояние, наличие психоэмоциональных расстройств, строение и возможные нарушения органов-анализаторов и слуховой сенсорной системы, степень устойчивости к воздействиям внешних раздражителей, адаптационные возможности организма и т.д. Некоторые ученые еще выделяют такие факторы, влияющие на появление сенсорного утомления у человека, как комбинированный шум, температура воздуха, рабочая нагрузка [10].

В процессе воздействия импульсов звуковых волн на слух человека его чувствительность временно снижается. Так, попадая в шумное место, человек с нормальным уровнем слуха ощущает звуки как очень сильные, соответственно их действительной интенсивности и громкости. Через некоторое время шум воспринимается как менее громкий и интенсивный, хотя эти его характеристики не меняются в действительности. Прекращение воздействия на слух сильного шума или других импульсов звуковых волн, временное снижение слухового восприятия при попадании человека в шумное место (на улицу, в транспорт и т.д.) называется слуховой адаптацией. Она предохраняет «нервные элементы слухового анализатора от истощения под воздействием сильного раздражителя» [3], в данном случае внешнего шума.

Слуховая адаптация является кратковременным процессом при условии нормального функционирования слуха у человека. При нарушении слуха, а также при длительном и интенсивном воздействии импульсов звуковых волн у индивида может развиться слуховое утомление. «Для звуков с частотой 2000-4000 Гц утомляющее действие начинается с 80 дБ, для звуков с частотой 5000-6000 Гц - с 60 дБ» [8]. При слуховом утомлении чувствитель-

ность к восприятию звуковых волн понижается значительно и на продолжительный период времени; для ее восстановления нужны отдых слухового анализатора и разгрузка соответствующей сенсорной системы [6]. Слуховое утомление дискретно и не накапливается от одного дня к другому. Лицам с нарушениями слуха и другими психофизическими расстройствами при возникновении сенсорного утомления нужен длительный период восстановления, иногда протекающий в течение нескольких часов или суток. К последствиям слухового утомления у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут относиться «изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушения тонуса и ритма сердечных сокращений; ухудшения в работе головного мозга, нарушения в равновесии возбудительных и тормозных процессов центральной нервной системы, изменения в поведении и в эмоциональном состоянии человека, снижения внимания и работоспособности, нарушения когнитивных процессов» [8].

Так как «слуховой анализатор - вторая по значимости после зрительной сенсорная система человека» [5], то возникновение и развитие его утомления приводят к ухудшению перцептивных процессов, изменениям в физическом и психическом состоянии, снижению эмоционального фона, отклонениям в поведении и нарушениям в когнитивной и в других видах деятельности. Слуховое сенсорное утомление может развиваться как у лиц из условно здоровой группы при частом и длительном воздей-

Распределение респондентов

ствии на них интенсивных и громких звуков, так и у лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп, в том числе имеющих нарушения слуха (свыше 60 Дб) [2]. В последнем случае слуховое сенсорное утомление может приводить к необратимым последствиям - снижению сохранных слуховых функций, угнетению имеющихся психофизических возможностей, нарушениям и остановкам процессов социализации и адаптации в обществе. В связи с приведенными положениями изучение особенностей проявления слухового сенсорного утомления у лиц с ОВЗ и инвалидностью является актуальным направлением для исследований в областях специальной психологии и психофизиологии здоровья.

Целью данной работы является исследование таких особенностей воздействия звука на человека, как уровень громкости, его частота и временная продолжительность, приводящих к возникновению и развитию сенсорного утомления слуха у лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Методика

В исследовании приняли участие 117 респондентов в возрасте от 15 до 60 лет, из которых было 25 мужчин и 92 женщины. В экспериментальную группу были включены лица с разными психофизическими нарушениями, в том числе с ОВЗ и инвалидностью (п=67), а в контрольную группу вошли лица с нормальным уровнем здоровья (п=50) (табл. 1).

Таблица 1

группы по уровням здоровья

№ группы Название группы Количество человек

1 Условно здоровые лица 50

2 Лица с расстройствами аутистического спектра (РАС) 28

3 Лица с синестезией 7

4 Лица с вегетососудистой дистонией (ВСД) 16

5 Лица с инвалидностью (соматической, сенсорной и физической) 11

6 Лица с психоэмоциональными нарушениями 2

7 Лица с другими физическими нарушениями и расстройствами 3

Итого: 117

Выборка лиц с психофизическими нарушениями нуждается в пояснении. В нее были включены лица с расстройствами аути-стического спектра (синдромом Аспер-гера), так как большинство из них имеет повышенный уровень сенсорной утомляемости и, как следствие, необходимость периодической сенсорной разгрузки. Лиц с синестезией можно отнести к условно здоровой группе, так как их физическое и психическое здоровье обычно не нарушено и соответствует норме. Однако синестеты имеют особенности восприятия, поэтому были выделены в отдельную группу для оценки слухового восприятия. Некоторые участники исследования с РАС также отмечали у себя наличие синестезии, но они были включены только в одну из групп для участия в обследовании. Лица с вегетососу-дистой дистонией как одной из форм психосоматических расстройств вегетативной нервной системы были выбраны в качестве объектов исследования, так как имеют склонность к психофизическому утомлению, гиперестезии, астенические проявления и т.д., влияющие на их психофизическую устойчивость к сенсорным нагрузкам. В исследовании приняли участие лица с инвалидностью (с физической - 2 чел., с соматической - 4 чел., с сенсорной - 5 чел.). Для участия в исследовании приглашались лица с инвалидностью по зрению (слабовидящие и слепые) и по слуху (слабослышащие). В исследовании участвовали лица с другими психоэмоциональными нарушениями - тревожным расстройством и шизофренией. Лица, имеющие хронические заболевания, травмы, расстройства внутренних систем организма, были отнесены к последней группе выборки. Наличие психоэмоциональных и физических нарушений является одним из факторов развития сенсорного утомления и снижения слуховой адаптации, вследствие более низкого психофизического статуса.

Опрос проводился в электронной и анкетной формах с очной практической частью исследования в октябре-ноябре 2019

года на базе Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

Сначала у представителей выборки с психофизическими нарушениями и из условно здоровой группы определялась частота возникновений неприятных ощущений и сенсорного утомления при воздействии на них разных по силе звуков. Для проведения исследования особенностей слухового сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья были отобраны звуки, превышающие безопасные границы звукового воздействия на человека [7]: звук работающей дрели (90-110 Дб), стук молотка (75-85 Дб), работающая сигнализация машины в радиусе 1-2 метров от человека (90 Дб), громкая речь (70-80 Дб) и громкая музыка (95 Дб) в радиусе 1-1,5 метра. При ответах на вопросы теоретической части исследования респонденты должны были восстановить в памяти ощущения от воздействия на них этих звуков в прошлом, а в практической части - им предлагалось прослушать три первых звука из списка на ноутбуке, находящемся на расстоянии 1-1,5 метра от человека, на максимальном уровне громкости - 80-85 Дб.

Результаты и обсуждение

На первом этапе респондентам нужно было отметить частоту возникновения у них сенсорного утомления при воздействии на их слуховую систему звуков работающей дрели, стука молотка, работающей сигнализации машины, громких голосов и громкой музыки в радиусе 1-1,5 метра. Они должны были отметить, как часто испытывали психофизическую усталость после продолжительного воздействия этих звуков по шкале: никогда (-2), редко (-1), иногда (0), часто (1), всегда (2) (табл. 2 и рис. 1).

Громкие и интенсивные техногенные звуки, такие как звук работающей дрели, по средним оценкам воспринимаются лицами с психофизическими нарушениями как часто вызывающие усталость и слуховое сенсорное утомление. Стук молотка и

Рис. 1. Сопоставление средних оценок частоты возникновения слухового сенсорного утомления у респондентов с разным уровнем здоровья. Примечание: здесь и далее выделены группы: 1 -условно здоровые лица, 2 - лица с РАС, 3 - лица с синестезией, 4 - лица с ВСД, 5 - лица с инвалидностью (соматической, сенсорной, физической), 6 - лица с другими психоэмоциональными нарушениями, 7 - лица с другими физическими нарушениями и расстройствами

звук работающей сигнализации машины, имеющие более низкую интенсивность, четкий ритм и короткую продолжительность звучания, вызывают сенсорное утомление у меньшего числа респондентов

с психофизическими нарушениями. Мелодичные звуки, такие как громкие голоса и музыка, редко или иногда влияют на развитие сенсорного утомления у лиц с психофизическими нарушениями.

Таблица 2

Средние оценки частоты возникновения слухового сенсорного утомления у лиц с психофизическими нарушениями и из условно здоровой группы

Звуки Группы лиц"^^^---^^^ по уровню здоровья Работающая дрель Стук молотка Сигнализация машины Громкие голоса Громкая музыка

Лица из условно здоровой группы 0,87 0,53 0,57 0,79 0,35

Лица с психофизическими нарушениями 0,89 0,35 0,20 -0,04 -0,51

Большинство лиц с психофизическими нарушениями отмечает у себя возникновение и развитие слухового сенсорного утомления при звуках работающей дрели и громких голосов в радиусе 1-1,5 метров. В этих условиях возникновение слухового сенсорного утомления в большей степени отмечают у себя лица с РАС в случаях восприятия всех приведенных звуков. Также звуки с высокими уровнями громкости и интенсивности отрицательно влияют на лиц с ВСД, вызывая у них гиперестезии (состояние непереносимости шума, све-

та, вибрации, температуры, запахов и т.д., сенсорного утомления, непереносимости духоты).

Мелодичные звуки воспринимаются индивидами лучше, чем техногенные, даже при высокой громкости и длительном воздействии. Они не повлияли на утомление лиц с психоэмоциональными и физическими нарушениями.

Лица из контрольной группы также выделили высокую возможность развития у себя сенсорного утомления при звуках работающей дрели. Они отметили у себя

большую частоту появлений сенсорного утомления и слуховой усталости от воздействия звуков стука молотка и работающей сигнализации. Респонденты из условно здоровой группы отметили у себя частоту возникновения случаев сенсорного утомления в промежутке шкалы от иногда (0) до часто (1) при восприятии неприятных звуков (работающей дрели, сигнализации машины, стука молотка); при этом громкие

звуки голосов и музыки редко или практически никогда не вызывают у них слуховой усталости.

Далее определялись временные характеристики наступления сенсорного утомления у лиц с психофизическими нарушениями и представителей условно здоровой группы при воздействии звуков, имеющих уровни громкости и интенсивности выше допустимых норм (табл. 3).

Таблица 3

Средние временные характеристики возникновения слухового сенсорного утомления у респондентов с разным уровнем здоровья (в мин)

Звуки Группы лиц с разным уровнем здоровья^^-^^ Работающая дрель Стук молотка Сигнализация машины Громкие голоса Громкая музыка Среднее значение

1. Лица из условно здоровой группы 2,61 3,00 2,78 3,61 4,69 3,34

Лица с психофизическими нарушениями, в том числе: 2,98 3,42 3,02 3,53 3,65 3,32

2 2,04 2,86 2,04 2,86 3,32 2,62

3 3,00 3,57 3,14 4,29 4,00 3,60

4 3,06 3,00 2,81 2,81 3,38 3,01

5 3,50 4,10 3,80 4,20 3,90 3,90

6 3,28 3,55 3,31 3,51 3,64 3,46

7 2,98 3,42 3,02 3,53 3,65 3,32

Среднее значение: 2,80 3,21 2,90 3,57 4,17 3,33

У лиц с разным уровнем здоровья период появления слуховой усталости от звуков с высокой интенсивностью и громкостью в среднем близок к значениям показателей группы условно здоровых лиц. Лица с психофизическими нарушениями выдерживают звуковое напряжение, по их мнению, в среднем от 2,9 до 3,7 мин. Больший временной интервал нагрузки относится к мелодичным звукам - речи и музыки; за более короткий период наступает звуковое сенсорное утомление у представителей этой группы при воздействии техногенных звуков - работающей дрели, стука молотка и сигнализации машины.

Наибольший слуховой дискомфорт и быстрое развитие сенсорного утомления, по оценкам представителей обеих групп, вызывали звуки работающей дрели и сиг-

нализации машины, имеющие высокую интенсивность и громкость.

Самый короткий период устойчивости к звуковому напряжению был выявлен у лиц с РАС. Для представителей выборки с данным расстройством свойственны быстро наступающие и сильные ответные реакции или, наоборот, снижение чувствительности к внешним раздражителям, в том числе и к звуковым. «Например, в случае гипочувствительности лицу с аутизмом нравятся шумные места, оно может специально громко шуметь, иногда не распознает определенных звуков. В случае гиперчувствительности оно воспринимает окружающие звуки как более громкие или искаженные, не может отключаться от звуков» [9]. Также долгим является у них и период сенсорной разгрузки, в течение ко-

торого необходима депривация как метод ограничения и устранения воздействия одного или нескольких раздражителей.

Звуковая нагрузка в короткий период вызывает сенсорное утомление у лиц с ВСД, которое может проявляться в форме описанной выше гиперестезии, может приводить к приступам мигрени, головной боли, изменениям в артериальном давлении, нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и проявлениям других симптомов ВСД.

Наиболее устойчивыми к звуковой нагрузке оказались лица с синестезией и инвалидностью разных нозологических групп. Лица с синестезией, как было отмечено выше, имеют в большинстве случаев сохранное психофизическое здоровье. Синестезия является дополнительным видом восприятия и позволяет человеку легче воспринимать воздействия внешних раздражителей и перерабатывать их в своем сознании. Лица с инвалидностью также устойчивы к сенсорным нагрузкам; их психофизические нарушения и ограничения жизнедеятельности повышают их пороги чувствительности; в условиях физических и сенсорных ограничений лицам с ОВЗ и

инвалидностью не хватает сенсорных ощущений, поэтому многие звуковые раздражители (голоса, музыка, эмоциональные контакты) являются для них более желаемыми и информативными, чем для представителей других групп.

Лица из условно здоровой группы отметили у себя в среднем время до возникновения реакций утомления на звуковую нагрузку в интервале от 2,6 до 4,7 мин.

Далее приводятся средние оценки временных параметров возникновения слухового сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья, полученные в практической части исследования. В ходе исследования участникам предлагалось в очной форме прослушать записи трех звуков, имеющих высокую интенсивность и громкость (работающей дрели, стука молотка и сигнализации машины). В очном формате практической части исследования приняли участие 93 респондента из участвовавших в теоретическом блоке, остальные участники исследования проходили эту часть исследования удаленно и их результаты не было использованы, так как при их установлении могли соблюдаться не все условия (табл. 4).

Таблица 4

Средние временные параметры возникновения слухового сенсорного утомления

у лиц с разным уровнем здоровья

Звуки Группы лиц с разным уровнем здоровья Работающая дрель Стук молотка Сигнализация машины Среднее значение

1. Лица из условно здоровой группы 6:37 5:57 4:14 5:36

Лица с психофизическими нарушениями, в том числе: 3:02 1:24 2:26 2:17

2 8:07 1:14 3:40 4:20

3 4:19 1:19 2:19 2:39

4 4:08 2:04 1:49 2:40

5 1:25 2:56 5:40 3:20

6 0:11 0:14 0:45 0:23

7 0:06 0:42 0:23 0:23

Среднее значение: 3:29 1:58 2:39 2:42

Примечание: в цифрах перед двоеточием указаны минуты, после - секунды

Всем участникам практической части исследования предлагалось прослушать по очереди записи трех звуков. Эти записи имели продолжительность 30 минут, максимальный уровень громкости был 80-85 Дб, слушатели располагались в аудитории на расстоянии 1-2 метров от ноутбука. В начале прослушивания каждой записи респонденты должны быть включить секундомеры и остановить отсчет времени при возникновении слуховой усталости. После этого они могли надеть наушники и не участвовать в прослушивании записей.

На лиц с психофизическими нарушениями предъявляемые звуковые раздражители оказывали достаточно сильное воздействие и в непродолжительный период от 1 мин 24 сек до 3 мин 2 сек вызывали у них сенсорное утомление и желание остановить прослушивание.

У респондентов из контрольной группы слуховая усталость наступала в среднем на 3 мин 5 сек позже при прослушивании данных записей, что связано с их возможностями к сенсорной адаптации, высокой степенью психической и физической устойчивости, слабой подверженностью утомлению и появлениям негативных психофизических состояний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В среднем звуковые раздражители высокой громкости и интенсивности более всего повлияли на возникновение и развитие сенсорного утомления у лиц с психическими и физическими нарушениями и расстройствами (группа 6 и 7). Устойчивость к слуховой усталости при сильном звуковом воздействии показали представители с расстройствами аутистического спектра и инвалидностью. По результатам анализа комментариев к практической части исследования некоторых участников с РАС, можно заключить, что прослушивание подобных звуков с высокой частотой и громкостью им может быть приятно, вызывать физические ответные реакции, заставлять на определенное время «залипать» на одном звуке.

Лица с инвалидностью так же, как и в теоретической части исследования, по-

казали свою сенсорную адаптивность и устойчивость к звуковым воздействиям.

Результаты кластерного анализа третьего этапа исследования

Далее будут представлены результаты кластерного анализа третьего этапа исследования особенностей слухового сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья, в которую были включены вопросы о психологических изменениях у респондентов при воздействии сильных звуковых раздражителей.

В ходе проведения кластерного анализа в ПППО IBM SPSS Statistics были выделены 4 кластера, в которые вошли объекты с разными уровнями слухового сенсорного утомления и психологическими ответными реакциями (рис. 2 и табл. 5).

Рис. 2. Дендрограмма

Таблица 5

Результаты кластерного анализа

Л^ЮУЛ

Кластер Ошибка Б Значи-

Средний ст. св. Средний ст. св. мость

квадрат квадрат

Наличие слухового утомления от бытового звукового окружения (звуки работающих приборов, звонки телефон, звуки гаджетов 27,086 3 0,433 113 62,512 0,000

и т.д.)

Наличие желания оказаться в полной тиши-

не (в условиях звуковой сенсорной депривации) 15,279 3 0,301 113 50,741 0,000

Наличие слухового утомления от социального окружения и нахождения в шумных 19,263 3 0,189 113 101,686 0,000

местах

В первую группу вошли респонденты с самым высоким уровнем сенсорного утомления и выраженными ответными психическими реакциями на звуковое воздействие.

На возникновение сенсорного утомления у респондентов из этой группы оказывают влияние звуковые раздражители низкой и средней громкости и интенсивности (например, звуки от работающих бытовых приборов, звонки телефонов, звуки различных гаджетов и т.д.). Большинство респондентов отмечает, что они некомфортно себя ощущают в шумных местах, вынуждены избегать ситуаций пребывания в местах с большим скоплением людей, а также испытывают физическую усталость и сенсорное утомление после нахождения в подобных местах и в ситуациях.

Звуковое воздействие у участников исследования вызывает часто или всегда ответные психологические реакции: желание остаться в полной тишине или в условиях звуковой сенсорной депривации, например, надеть наушники, а также побыть в одиночестве, ограничив или совсем устранив любые социальные контакты.

В эту группу вошли респонденты из условно здоровой группы (40%), лица с РАС (20%), лица с инвалидностью (16%), лица с ВСД (14%), лица с другими физическими нарушениями и расстройствами (10%).

Во вторую группу вошли лица с низким уровнем сенсорной адаптации и устойчивости к сенсорному напряжению. У них практически всегда наступают слуховая усталость и сенсорное утомление от воздействия звуков низкой и средней интенсивности и громкости. Респонденты из этой группы утомляются как от воздействия бытового звукового окружения, так и находясь в публичных местах и вступая в контакты.

Потребность в звуковой сенсорной разгрузке и в депривации у них высокая. Часто возникает желание остаться в относительной тишине и уединиться, имеется потребность в избегании эмоционального общения и частых социальных контактов.

В эту группу с уровнем сенсорного утомления выше среднего и выраженными ответными психическими реакциями на воздействие звуковых раздражителей вошли лица с РАС (43%), условно здоровые респонденты (34%), лица с вегетососуди-стой дистонией (12%), а также респонденты с другими психофизическими нарушениями (11%).

В третью группу вошли лица со средним уровнем звукового сенсорного утомления и средним уровнем появления психических ответных реакций. Звуки бытового окружения влияют на развитие у них слу-

ховой усталости в низкой степени, а звуковое поле общественных мест и социальные контакты часто вызывают у респондентов из этой группы сенсорное утомление, если воздействие осуществляется в степени выше средней и продолжительное время.

Желание оказаться в условиях относительной тишины возникает у них редко, но при этом у представителей выборки из этой группы часто появляется потребность к уединению и ограничению социальных контактов. Они иногда отказываются от посещения шумных мест, так как испытывают сенсорное утомление после нахождения в них.

В эту группу вошли условно здоровые лица (50%), лица с вегетососудистой дисто-нией (22%), лица с сенсорной инвалидностью (22%), лица с РАС (6%).

В четвертый кластер были включены респонденты с высоким уровнем устойчивости к воздействию звуковых раздражителей и низким уровнем сенсорного утомления.

На них редко оказывают влияние звуки бытовых приборов и гаджетов, а также другое бытовое звуковое окружение. Также у респондентов из этой группы практически не возникает потребности оказаться в условиях относительной тишины.

Потребность в уединении после звукового воздействия при посещении шумных мест и в ситуациях частых социальных контактов у них выражена и является условием их сенсорной разгрузки. Они быстро и эффективно адаптируются к изменениям уровня громкости звуков вокруг.

Большую часть респондентов из этой группы составляют условно здоровые лица (57%), а также имеющие синестезию (22%); еще в этот кластер вошли лица с РАС (14%) и лица с ВСД (7%).

Заключение

Объектами изучения особенностей возникновения и развития сенсорного утомления являлись лица с разным уровнем здоровья. У них были выявлены более низкие пороги чувствительности к звуковым раз-

дражителям высокой громкости и интенсивности техногенного происхождения (к работающей дрели, стуку молотка, сигнализации машины и др.). Мелодичные звуковые раздражители (громкие голоса и музыка) также вызывают сенсорное утомление у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Большую звуковую сенсорную нагрузку испытывали респонденты с РАС и ВСД. Обе эти категории лиц с психофизическими нарушениями испытывают целый спектр негативных последствий сенсорного восприятия - гиперестезии, сенсорные перегрузки, невозможность восприятия одного или нескольких внешних раздражителей - и нуждаются в специальных мерах для сенсорной разгрузки.

Продолжительность звуковой сенсорной нагрузки в среднем совпадает у лиц с психофизическими нарушениями с оценками представителей контрольной группы - условно здоровых лиц.

Большее время воспринимать звуковые раздражители высокой громкости и интенсивности способны лица с РАС и инвалидностью разных нозологических групп. Временная продолжительность восприятия звуков в ходе проведения практического исследования приблизилась у них к показателям условно здоровых лиц. Это можно объяснить особенностями восприятия (гиперчувствительностью и гипочувствитель-ностью, наличием синестезий, физическим отражением звуков) у респондентов с РАС и наличием психологической мотивации к контактам и восприятию звуковой информации, а также сохранными перцептивными процессами у лиц с инвалидностью.

Для выявления особенностей звукового сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья оценки респондентов результаты их обследований сравнивались с подобными показателями у условно здоровых лиц, которые составили контрольную группу в исследовании.

После проведения практической части исследования, которую часть респондентов прошла в очном формате, а другие смогли прослушать удаленно, были зафиксирова-

ны ответные психические реакции на звуковое воздействие и последствия сенсорного утомления у лиц с разным уровнем здоровья. Все респонденты были разделены на 4 группы по уровню сенсорного утомления и наличию ответных психических реакций:

1. Участники из этой группы получают сильное звуковое сенсорное утомление и медленно восстанавливаются; у них низкий уровень сенсорной адаптации. На них оказывает сенсорную нагрузку восприятие звук бытового окружения; они вынуждены избегать шумных мест и частых социальных контактов. У респондентов есть потребности в частой сенсорной разгрузке в условиях относительной тишины и в длительном уединении после социальных контактов. Члены этой группы входят в группу риска появления психофизических ухудшений в результате сенсорных нагрузок и им должны предлагаться специальные методы для восстановления сенсорного восприятия.

2. Во вторую группу вошли лица, имеющие низкие пороги чувствительности к звуковым раздражителям. В силу наличия у них психофизических нарушений - расстройств аутистического спектра и веге-тососудистой дистонии - они не могут выдерживать длительные сенсорные нагрузки и испытывают ответные психические реакции. Они плохо переносят громкие и интенсивные звуки, испытывают сенсорную усталость от бытового и социального звукового окружения. Вынуждены применять методы для самостоятельной сенсорной разгрузки - пребывать в тишине какое-то время, использовать наушники, уединяться в случаях высокого уровня утомления.

3. Члены третьей группы испытывают сенсорное утомление от бытовых звуков в меньшей степени, чем от социального звукового окружения при высоком и среднем уровнях громкости и длительной продолжительности воздействия. Специальные методы звуковой сенсорной разгрузки они не применяют, однако психически имеют склонность к уединению и ограничению социальных контактов для самостоятель-

ного восстановления после сенсорного напряжения.

4. Лица, вошедшие в последнюю группу, имеют высокий уровень сенсорной адаптации и используют эффективные методы восстановления после сенсорных нагрузок. Они не отмечают у себя наличия ответных реакций и сенсорного утомления от звукового напряжения, не испытывают усталости от звуков бытового и социального окружения.

Распределение членов экспериментальной и контрольной выборок на 4 кластера позволило выделить две группы лиц с высоким уровнем сенсорного утомления и психическими последствиями, появляющимися в зависимости от двух критериев: уровня сенсорной адаптации - для группы 1 и наличия психофизических факторов, снижающих возможности ее возможности (гиперчувствительность, гипочув-ствительность, гиперестезии, синестезии и др.), - для группы 2. Для представителей этих групп необходимо проводить дополнительные обследования возможностей их сенсорного восприятия и оценки порогов чувствительности, а также применять специальные методы и подходы к снижению уровня сенсорного утомления.

Также были выделены группы лиц (3- и 4-я группы) со средним и высоким уровнем сенсорной адаптивности к звуковым раздражителям, которые используют эффективные формы самостоятельного восстановления после сенсорных нагрузок и не нуждаются в дополнительных мероприятиях по сенсорной разгрузке.

Результаты исследования показали, что лица с разным уровнем здоровья имеют свои особенности восприятия звуковых раздражителей разной громкости, интенсивности, частоты и продолжительности воздействия. Лица с психофизическими нарушениями больше подвержены слуховому сенсорному утомлению, и у них возникают ответные психические реакции на сильное и продолжительное воздействие звуков. Респондентам из некоторых групп,

выделенных по наличию психофизического нарушения, необходимо применение специальных методов и подходов к снижению сенсорной нагрузки. Лица из условно здоровой группы также ощущают звуковое сенсорное утомление и нуждаются в нормировании уровня звуковой нагрузки и охране от шума. Психические ответные реакции и физические симптомы сенсорного утомления у них проявляются реже.

Автор считает, что для снижения и профилактики сенсорного утомления у лиц с ОВЗ и инвалидностью необходимо продолжить изучение его особенностей при воздействиях на разные сенсорные системы человека и разработать методы и подходы, адаптированные к особенностям лиц с разными психофизическими нарушениями, применение которых позволит снизить сенсорную нагрузку и предотвратить нежелательные последствия утомления сенсорных систем.

Литература

1. Гельфанд С.А. Слух: введение в психол. и физиол. акустику. Пер. с англ. О.К. Федоровой, О.П. Токарева. - М: Медицина, 1984. - 350 с.

2. ГОСТ 12.1.036-81 (СТ СЭВ 2834-80) Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях. 1982-07-01.

3. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

4. Нигматуллаева Д.Ж., Хотамова Ф.О., Абдусатторова С.Б. Исследование функционального состояния зрительного и слухового анализаторов у работников умственного труда / Сборник II международной научно-практической конференции МЦНС «Наука и просвещение». - 2018. -С. 218-220.

5. Николаева Е.И. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. - М.: ПЭРСЕ, 2008. - 171 с.

6. Попова О.А., Гончарова И.Г., Картыше-ва С.И. Проблемы слухового утомления и

слуховой адаптации у детей и подростков // Новой школе - здоровые дети / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 130-132.

7. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36).

8. Тутукарова С.С. Шум и его воздействие на здоровье человека // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.1(21). - С. 45-50.

9. Шишкина С.А. Особенности сенсорного восприятия при РАС. - 2018. [Электронный ресурс]: https://pedpsi-ivant-sch1. edumsko.ru/articles/post/1269797.

10. Chen Ch.-J, Dai Yu-N, Sun Yi.-M, Lin Yi-Ch, Juang Yo.-J. Evalution of auditory fatigue in combined noice heat and workload exposure // Industrial Health. - 2007. - Vol. 45. - P. 527-534.

11. Duclos J.C., Lafon J.C., Dubreuil C., Meersch Van Der F. Experimental study of auditory fatigue // Acta oto-rhino-laryngologica Belgica. - 1979. - Vol. 2. - P. 972-975.

12. Juaristi Julio S., Martinez-Conde Mar S. Auditory Fatigue // Acta Otorrinolaringologica Espanola. - 1979. -Vol. 66(1). - P. 17-38.

13. Korica Sanja Lj., Popovic Kristina D. Noise, sources of noise and its influence on the quality of work and living environment // Vojnotehnicki glasnik. - 2017. - № 4. - С. 1017-1026.

References

1. Gel'fand SA. Slukh: vvedeniye v psikhol i fiziol akustiku. Per s angl OK Fedorovoy, OP Tokareva. Moscow: Meditsina, 1984: 350 (in Russian).

2. GOST 12.1.036-81 (ST SEV 2834-80) Sistema standartov bezopasnosti truda (SSBT). Shum. Dopustimyye urovni v zhilykh i obshchest-vennykh zdaniyakh. 1982-07-01 (in Russian).

3. Neyman LV, Bogomil'skiy MR. Anatomiya, fiziologiya i patologiya organov slukha i re-chi: Ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. za-vedeniy. Pod red VI Seliverstova. Moscow: VLADOS, 2001: 224 (in Russian).

4. Nigmatullayeva DZh, Khotamova FO, Abdu-sattorova SB. Issledovaniye funktsional'nogo sostoyaniya zritel'nogo i slukhovogo anali-zatorov u rabotnikov umstvennogo truda. Sbornik II mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii MTSNS «Nauka i prosveshcheniye», 2018: 218-220 (in Russian).

5. Nikolayeva Yel. Psikhologicheskaya fiziologiya s osnovami fiziologicheskoy psikhologii. Moscow: PERSE, 2008: 171 (in Russian).

6. Popova OA, Goncharova IG, Kartysheva SI. Problemy slukhovogo utomleniya i slukhovoy adaptatsii u detey i podrostkov. Novoy shkole - zdorovyye deti. Materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2018: 130-132 (in Russian).

7. Sanitarnyye normy SN 2.2.4/2.1.8.562-96 «Shum na rabochikh mestakh, v pomesh-cheniyakh zhilykh, obshchestvennykh zdaniy i na territorii zhiloy zastroyki» (utv postanov-leniyem Goskomsanepidnadzora RF ot 31 ok-tyabrya 1996 g. N 36) (in Russian).

8. Tutukarova SS. Shum i yego vozdeystviye na zdorov'ye cheloveka. Vestnik sovremennykh issledovaniy 2018; 6.1(21):45-50 (in Russian).

9. Shishkina SA. Osobennosti sensornogo vospriyatiya pri RAS. 2018. [URL]: https:// pedpsi-ivant-sch1.edumsko.ru/articles/ post/1269797. (in Russian).

10. Chen Ch-J, Dai Yu-N, Sun Yi-M, Lin Yi-Ch, Juang Yo-J. Evalution of auditory fatigue in combined noice heat and workload exposure. Industrial Health 2007; 45:527-534.

11. Duclos JC, Lafon JC, Dubreuil C, Meersch Van Der F. Experimental study of auditory fatigue. Acta oto-rhino-laryngologica Belgica 1979; 2:972-975.

12. Juaristi Julio S, Martinez-Conde Mar S. Auditory Fatigue. Acta Otorrinolaringologica Es-panola 1979; 66(1):17-38.

13. Korica Sanja Lj, Popovic Kristina D. Noise, sources of noise and its influence on the quality of work and living environment. Vojnoteh-nicki glasnik 2017; 4:1017-1026.

PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF AUDITORY FATIGUE IN PERSONS WITH DISABILITIES

E.V. MIKHALCHI

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

The article presents the results of a study of the characteristics of auditory sensory fatigue in people with different levels of health, including those with disabilities. During the study, the exposure parameters of sounds with different strength, frequency, intensity, time duration and their influence on the occurrence of auditory sensory fatigue were determined. Participants were also divided into clusters with different levels of sensory fatigue, the causes of its occurrence and mental responses. The results obtained make it possible to identify factors of sensory fatigue, time parameters and the frequency of its onset when exposed to sounds, levels of sensory adaptation in respondents, which makes it possible to develop methods and approaches to reduce sensory fatigue.

Keywords: auditory sensory fatigue, sensory adaptation, persons with disabilities, sensory deprivation.

Address:

Mikhalchi E.V.

Senior Lecturer, Institute of Business and Business Administration,

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education

at the Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration (RANEPA) (Moscow, Russia).

E-mail: missi-ice@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.