УДК 94(470.342):314.145
А.Х. Махмутова
Изучение этносословных особенностей на примере жителей деревни Бизяки Елабужского уезда Вятской губернии
В статье рассматриваются источники, которые могут дать ключ для раскрытия этносословных проблем населения Волго-Уральского региона на примере деревни Бизяки Менделеевского района РТ. Приводятся некоторые размышления автора о формировании этносословного и национального самосознания татарского народа.
Ключевые слова: Бизяки, этноним, конфессионим, ясачные татары, башкиры, тептяри, «ясашные чюваша».
В последние два-три десятилетия оживился интерес к тюркоя-зычному населению юго-востока Татарстана, отразившемуся в документах под разными названиями, как-то татары, мещеряки (мишари), тептяри, башкиры. Башкирские ученые «ничтоже сумняше-ся» объявили их скопом «мензелинскими башкирами», не утруждая себя поисками доказательств и опираясь лишь на ревизские сказки, где это население названо «башкирцами». Бизяки также находятся на этой территории и в документах ХУ11-Х1Х вв. они называются то татарской, то башкирской, то тептярской и даже «чювашевской деревней», а жители, соответственно, татарами, башкирцами, теп-тярями и чувашами.
Так кем же были наши предки? И как можно объяснить такое разнообразие в источниках при определении этносословной принадлежности моих предков? Я человек, формировавшийся в середине ХХ в., общалась со многими бабушками и дедушками, родившимися и взрослевшими в XIX в. Многие из них были неграмотными, но говорили они на татарском языке, хотя и имевшем некоторые особенности мензелинского диалекта, но никак не на башкирском. Обвинить в этом советскую школу и учебники на татарском языке, как это делают башкирские политологи, невозможно, так как они в ней не учились.
Теперь об определениях, встречающихся в таком разнообразии в официальных документах. Анализируя их, можно ясно увидеть, что как бы ни назывались в них бизякинцы, это тюркоязычное мусульманское население. Думаю, что появление терминов «чювашевская
деревня», «ясашные чюваша» достаточно объяснено в трудах И.П. Ермолаева, Д.М. Исхакова и других. Источники по деревне Би-зяки только подтверждают их заключение, что термины «ясашные чюваша» и «ясачные татары», «чювашевская деревня» и «татарская деревня» следует рассматривать как категорию социальную, а не этническую. И употребляются они как тождественные понятия по отношению к одним и тем же конкретным людям или поселениям. Конечно, можно было бы допустить, что когда-то в деревне Бизяки жили чуваши, затем отатарившиеся или вытесненные татарами. Однако нет никаких следов, подтверждающих это, ни в виде и названий на местности, ни в виде более или менее близко расположенных чувашских поселений. Так что определимся, что в данном конкретном случае термин «чювашевская деревня» означает деревню татарскую.
Попробуем разобраться с употреблением терминов «башкирцы» и «тептяри» по отношению не только к бизякинцам, но и ко всему тюркоязычному населению Елабужского уезда. «Вообще сословия и народности в Елабужском уезде очень спутаны», - отметили в предисловии составители сборника «Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI. Елабужский уезд: Ч. 2», опубликованного в г. Вятке в 1889 г. Здесь же имеются любопытные рассуждения о тептярях.
Автор предисловия описывает тептярей так: «Обыкновенно считают тептярей за отдельное племя, за отдельную народность; мы же приняли тептярей за сословие и вот на каком основании. При регистрации одни из тептярей оказались башкирами, другие же черемисами, причем нигде не нашлось тептярей, которые представляли бы собой, так сказать, отдельную этнографическую общность. Слово «тептярь» - татарское, которое, по словам одних, обозначает человека, свободного от податей, по словам других, выражает собой то же самое понятие, как малорусское слово «казак» или древнерусское «стрелец». Говорят, что в старые годы русское правительство для защиты своих восточных пределов от враждебных племен устроило стрелецкое или казацкое войско. Войско это, состоящее из различных инородцев, преданных правительству, получило название тептярского, отчего потом и сами инородцы, служившие в этом войске, стали называться «тептярями». Как служилому сословию тептярям в свое время были предоставлены некоторые льготы, которые сохранились за ними, вместе с названием, до сих пор. В Ела-
бужском уезде встречается два вида тептярей: одни из них называются тептярями-вотчинниками, другие же - тептярями-припущен-никами. Первые представляют из себя коренное население, вторые же, по-видимому, суть выходцы из-за Камы» (Материалы по статистике Вятской губернии, 1889, л. Ш).
Постараемся определить, когда тептяри появились в Бизяках.
Самый ранний официальный документ, в котором говорится о бизякинских тептярях, - ревизская сказка 1762 г. Третья ревизия здесь была проведена в 1764 г. Отмечу, что тептяри, жившие на речке Безяка, были учтены отдельно от ясашных татар деревни Бизяки. Можно предположить, что и жили они отдельной деревней под таким же названием. Интересно, что есть и материалы первой ревизии, проведенной в 1722 г., где мы встречаем имена людей, записанных в РС 1764 г. как тептяри. Но здесь они записаны как «ясашные татара», платившие «бобыльский ясак». В других документах идет речь и о том, что эти тептяри были припущенниками у бизякинских вотчинников. Исходя из вышесказанного, мы вполне уверенно можем предположить, что платившие «бобыльский ясак ясашные татара» Бизя-ков в 30-х гг. XVIII в. стали «тептярями». После объединения Теп-тярского войска с Башкирским в 50-х гг. XIX в., они также стали называться башкирцами. Тептяри-башкирцы в Бизяках жили до переселения их на казенные дачи в 1864-1886 гг.
Теперь о термине «башкирцы». В бизякинских документах он появляется в середине XVII в. Именовавшиеся до этого «ясачными татарами» бизякинцы в челобитных начинают называть себя башкирцами. И обращаются они к этому термину, желая сохранить за собой свои вотчинные земли. Можно предположить, что для них это были идентичные понятия. По-моему, это говорит о том, что тюркоязычное население края оставалось еще этнически однородной массой, не дифференцировалось. С образованием же Башкирского войска бизякинцы вошли в его состав, и называться башкирцами стало уже все население, а не только челобитчики. В это же время в официальных документах все чаще начал использоваться и конфессионим «мусульмане».
Я могу подтвердить применение различных названий, даже обратившись к истории своего рода. Наши далекие предки Такаш, Уразмет, Сулейман (Сулюк) в ревизских сказках записаны как ясашные татары. А имя их внука и сына Кузяша Сулюкова впервые встре-
чается в РС 1811 г. и числится он там, как и остальные бизякинцы, башкирцем. Объяснить этот факт можно следующим образом. В 50-х годах XVIII века Русское государство для защиты своих юго-восточных границ и «успокоения» башкирских земель начало создавать башкирское войско. Записавшиеся в войско освобождались от уплаты ясака. «По указу Правительствующего сената от 24 марта 1754 года, последовавшему с высочайшего повеления г. Оренбургскому губернатору Неплюеву предписано ясак с них снять» (НА РТ, ф. 986, оп. 1, д. 489, л. 74об.-75). Так записанные в окладной ясак би-зякинцы-вотчинники стали неокладными башкирцами.
Для деревень, расположенных в Вятской губернии и входивших ранее в состав Башкирского войска, в 60-х гг. XIX в. в Елабужском уезде была создана новая волость - Салаушская, причем она представляла собой не территориальную единицу с определенными границами, а единицу административно-сословную. Население Сала-ушской волости состояло только из вотчинников - башкирцев и тептярей, владевших землей по праву собственности. Так появился Башкиро-тептярский анклав на юго-востоке Елабужского уезда. В него вошло 16 поселений, находившихся на территории пяти уже существовавших до этого волостей Елабужского уезда. Так, например, Бизяки вместе с деревнями Курбан Ключ (Безяки тож), Турае-во, Куразово, Псеево, Ахтиял составляли Тураевский куст Салауш-ской волости. Он занимал юго-восточную часть Кураковской волости, окруженную с юга рекой Камой. Интересно, что дворы ясашных башкир и татар, сидевших на казенных землях и проживавших издавна в некоторых из этих деревень, остались в составе прежних волостей (например, как в Псеево Кураковской волости) (Материалы по статистике Вятской губернии, 1889, с.72).
Административно-сословная единица Салаушская волость, в которой насчитывалось 1566 дворов и 9321 душа обоего пола (Список населенных мест по сведениям 1859-1873 годов, 1876, л. ЬП), видимо, была своего рода исключением не только в Вятской губернии. Известно же, что волости охватывали разноплеменное население определенной территории, а центр его находился в русском селе, и глава волостного правления также был обычно из русских.
«Вообще сословия и народности в Елабужском уезде очень спутаны, - отметили в предисловии составители сборника. - Например, жители починка Новых Бозяков Асановской волости (переселенцы из
деревни Бизяки. - А.М.), принадлежащие в настоящее время к государственным крестьянам и считающиеся татарами, еще недавно принадлежали к башкирам - тептярям припущенникам. На этом основании новобозяковцев называют так: «татары из государственных крестьян, бывшие башкиры из тептярей-припущенников» (Курсив мой. - А.М.). Принявши казенный поселенческий участок в Асанов-ской волости, чего они легко могли достигнуть, как припущенники, новобозяковцы тем самым уже вышли из прежней сословности и превратились из тептярей в крестьян государственных; татарами же они себя неправильно именуют потому, что в сословном отношении они совершенно сравнялись с последними, а также потому, чтобы кто-нибудь не счел их вотчинниками или припущенниками» (Материалы по статистике Вятской губернии, 1889, л. II).
На мой взгляд, это говорит о том, что тюркоязычное население края даже во второй половине XIX в. оставалось еще однородной, этнически недифференцированной массой. В то же время это разъяснение показывает, что не только чиновники, но и сами жители считали понятия «башкиры», «тептяри» равнозначными с термином «государственные крестьяне», т.е. термином сословным, тогда как термин «татары» в их понимании означало родовое или этническое определение. Составители же сборника в дальнейшем при характеристике мусульманского населения уезда употребляют термин «татары».
Обратимся еще к одному документу - материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г. Как известно, в них не учитывалась национальность, но учитывались сословие, вероисповедание, грамотность и родной язык анкетируемого. Материалы переписи населения деревни Бизяки содержат черновые опросные листы по 381 хозяйству (ГАКО, ф. 574, оп. 9, д. 112). В них учтено 1020 мужчин и 945 женщин, в основном, башкирского сословия (есть лишь несколько тептярей-приймаков и мулл, приписанных к другим обществам). О грамотности обычные ответы: неграмотный или читает «по-мусульмански»; местом обучения указано «медресе» или «у муллы». Любопытный ответ содержится в графе «родной язык». В 9 хозяйствах родным языком оказался «турки», в остальных - «мусульманский», причем в двух случаях написанное «турки» зачеркнуто и переправлено на «мусульман». Определение же родного языка как «турки» дали лица, явно окончившие джадидистские медресе.
На мой взгляд, эти ответы характеризуют осознание бизякинца-ми лишь обособления в религиозном, но никак не в этническом отношении. По-видимому, можно говорить о том, что ответ абсолютного большинства бизякинцев на вопрос о родном языке «мусульманский» является ярким показателем активного функционирования даже в конце XIX в. конфессионима «мусульман», характерного для средневековья, т.е. периода формирования этноса волго-уральских татар, характеризующегося неразрывной связью в нем религиозных и собственно этнических компонентов. В то же время появление ответов, что родным языком является «турки», свидетельствует о начавшемся распространении влияния джадидизма, идеологи которого в это время пытались, используя выражение Д.М.Исхакова, «сконструировать» этноним «турки» (Исхаков, 2010, с. 12, 48).
Источники и литература
1. ГАКО. Ф. 574. Оп. 9. Д. 112.
2. НА РТ. Ф. 986. Оп. 1. Д. 489.
3. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI. Елабужский уезд: Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1889. 213 с.
4. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. Х. Вятская губерния: по сведениям 1859-1873 годов. -СПб., 1876. 993 с.
5. Исхаков Д.М. Татары: перепись и политика. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. 86 с.
Список сокращений
ГАКО - Государственный архив Кировской области
НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан
РС - ревизская сказка
А.Х. МэхмYтова
Вятка губернасы Алабуга вязе Бэзэкэ авылы кешелэре мисалында этник-сословие узенчэлеклэрен вйрэну
Мэкалэдэ Татарстан Республикасыньщ Менделеевск районы Бэзэкэ авылы кешелэре мисалында этник-сословие Yзенчэлеклэрен ейрэнугэ ни-гез булган чыганаклар карала. Татар халкында милли Yзац формалашуга бэйле авторныц кайбер фикерлэре китерелэ.
Ачкыч cY-злэр: Бэзэкэ, этноним, конфессионим, ясаклы татарлар, баш-кортлар, типтэрлэр, ясаклы чуашлар.
A.Kh. Makhmutova
Study of etno-estate features on the example of people of Bizjaki village of the Elabuga County of the Vyatka province
The article deals with sources that can provide clues to uncover etno-estate problems of the Volga-Ural region on the example of the population of the village Bizjaki of the Mendeleev District of Tatarstan. We give some reflections on the formation of national and etno-estate identity of the Tatar people.
Keywords: Bizjaki, ethnonym, confessionalism, tributary Tatars, the Bashkirs, the Teptyars, 'Yasashnye chyuvasha'.
Махмутова Альта Хазеевна - кандидат исторических наук, независимый исследователь (г.Казань); e-mail: alta1937@mail.ru
Мэхмутова Альта Хажи кызы - тарих фэннэре кандидаты, Шиhа-бетдин Мэржани ис. премия лауреаты (Казан шэhэре).
Makhmutova Al'ta Khazeevna - Candidate of Historical Sciences, Independent Researcher (Kazan).