Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОСОСЛОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ БИЗЯКИ ЕЛАБУЖСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОСОСЛОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ БИЗЯКИ ЕЛАБУЖСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНИМ / ЯСАЧНЫЕ ТАТАРЫ / БАШКИРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмутова Альта Хазеевна

В статье рассматриваются источники, которые могут дать ключ для раскрытия этносословных проблем населения Волго-Уральского региона на примере деревни Бизяки Менделеевского района РТ. Приводятся некоторые размышления автора о формировании этносословного и национального самосознания татарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ETNO-ESTATE FEATURES ON THE EXAMPLE OF PEOPLE OF BIZJAKI VILLAGE OF THE ELABUGA COUNTY OF THE VYATKA PROVINCE

The article deals with sources that can provide clues to uncover etno-estate problems of the Volga-Ural region on the example of the population of the village Bizjaki of the Mendeleev District of Tatarstan. We give some reflections on the formation of national and etno-estate identity of the Tatar people.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОСОСЛОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ БИЗЯКИ ЕЛАБУЖСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ»

УДК 94(470.342):314.145

А.Х. Махмутова

Изучение этносословных особенностей на примере жителей деревни Бизяки Елабужского уезда Вятской губернии

В статье рассматриваются источники, которые могут дать ключ для раскрытия этносословных проблем населения Волго-Уральского региона на примере деревни Бизяки Менделеевского района РТ. Приводятся некоторые размышления автора о формировании этносословного и национального самосознания татарского народа.

Ключевые слова: Бизяки, этноним, конфессионим, ясачные татары, башкиры, тептяри, «ясашные чюваша».

В последние два-три десятилетия оживился интерес к тюркоя-зычному населению юго-востока Татарстана, отразившемуся в документах под разными названиями, как-то татары, мещеряки (мишари), тептяри, башкиры. Башкирские ученые «ничтоже сумняше-ся» объявили их скопом «мензелинскими башкирами», не утруждая себя поисками доказательств и опираясь лишь на ревизские сказки, где это население названо «башкирцами». Бизяки также находятся на этой территории и в документах ХУ11-Х1Х вв. они называются то татарской, то башкирской, то тептярской и даже «чювашевской деревней», а жители, соответственно, татарами, башкирцами, теп-тярями и чувашами.

Так кем же были наши предки? И как можно объяснить такое разнообразие в источниках при определении этносословной принадлежности моих предков? Я человек, формировавшийся в середине ХХ в., общалась со многими бабушками и дедушками, родившимися и взрослевшими в XIX в. Многие из них были неграмотными, но говорили они на татарском языке, хотя и имевшем некоторые особенности мензелинского диалекта, но никак не на башкирском. Обвинить в этом советскую школу и учебники на татарском языке, как это делают башкирские политологи, невозможно, так как они в ней не учились.

Теперь об определениях, встречающихся в таком разнообразии в официальных документах. Анализируя их, можно ясно увидеть, что как бы ни назывались в них бизякинцы, это тюркоязычное мусульманское население. Думаю, что появление терминов «чювашевская

деревня», «ясашные чюваша» достаточно объяснено в трудах И.П. Ермолаева, Д.М. Исхакова и других. Источники по деревне Би-зяки только подтверждают их заключение, что термины «ясашные чюваша» и «ясачные татары», «чювашевская деревня» и «татарская деревня» следует рассматривать как категорию социальную, а не этническую. И употребляются они как тождественные понятия по отношению к одним и тем же конкретным людям или поселениям. Конечно, можно было бы допустить, что когда-то в деревне Бизяки жили чуваши, затем отатарившиеся или вытесненные татарами. Однако нет никаких следов, подтверждающих это, ни в виде и названий на местности, ни в виде более или менее близко расположенных чувашских поселений. Так что определимся, что в данном конкретном случае термин «чювашевская деревня» означает деревню татарскую.

Попробуем разобраться с употреблением терминов «башкирцы» и «тептяри» по отношению не только к бизякинцам, но и ко всему тюркоязычному населению Елабужского уезда. «Вообще сословия и народности в Елабужском уезде очень спутаны», - отметили в предисловии составители сборника «Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI. Елабужский уезд: Ч. 2», опубликованного в г. Вятке в 1889 г. Здесь же имеются любопытные рассуждения о тептярях.

Автор предисловия описывает тептярей так: «Обыкновенно считают тептярей за отдельное племя, за отдельную народность; мы же приняли тептярей за сословие и вот на каком основании. При регистрации одни из тептярей оказались башкирами, другие же черемисами, причем нигде не нашлось тептярей, которые представляли бы собой, так сказать, отдельную этнографическую общность. Слово «тептярь» - татарское, которое, по словам одних, обозначает человека, свободного от податей, по словам других, выражает собой то же самое понятие, как малорусское слово «казак» или древнерусское «стрелец». Говорят, что в старые годы русское правительство для защиты своих восточных пределов от враждебных племен устроило стрелецкое или казацкое войско. Войско это, состоящее из различных инородцев, преданных правительству, получило название тептярского, отчего потом и сами инородцы, служившие в этом войске, стали называться «тептярями». Как служилому сословию тептярям в свое время были предоставлены некоторые льготы, которые сохранились за ними, вместе с названием, до сих пор. В Ела-

бужском уезде встречается два вида тептярей: одни из них называются тептярями-вотчинниками, другие же - тептярями-припущен-никами. Первые представляют из себя коренное население, вторые же, по-видимому, суть выходцы из-за Камы» (Материалы по статистике Вятской губернии, 1889, л. Ш).

Постараемся определить, когда тептяри появились в Бизяках.

Самый ранний официальный документ, в котором говорится о бизякинских тептярях, - ревизская сказка 1762 г. Третья ревизия здесь была проведена в 1764 г. Отмечу, что тептяри, жившие на речке Безяка, были учтены отдельно от ясашных татар деревни Бизяки. Можно предположить, что и жили они отдельной деревней под таким же названием. Интересно, что есть и материалы первой ревизии, проведенной в 1722 г., где мы встречаем имена людей, записанных в РС 1764 г. как тептяри. Но здесь они записаны как «ясашные татара», платившие «бобыльский ясак». В других документах идет речь и о том, что эти тептяри были припущенниками у бизякинских вотчинников. Исходя из вышесказанного, мы вполне уверенно можем предположить, что платившие «бобыльский ясак ясашные татара» Бизя-ков в 30-х гг. XVIII в. стали «тептярями». После объединения Теп-тярского войска с Башкирским в 50-х гг. XIX в., они также стали называться башкирцами. Тептяри-башкирцы в Бизяках жили до переселения их на казенные дачи в 1864-1886 гг.

Теперь о термине «башкирцы». В бизякинских документах он появляется в середине XVII в. Именовавшиеся до этого «ясачными татарами» бизякинцы в челобитных начинают называть себя башкирцами. И обращаются они к этому термину, желая сохранить за собой свои вотчинные земли. Можно предположить, что для них это были идентичные понятия. По-моему, это говорит о том, что тюркоязычное население края оставалось еще этнически однородной массой, не дифференцировалось. С образованием же Башкирского войска бизякинцы вошли в его состав, и называться башкирцами стало уже все население, а не только челобитчики. В это же время в официальных документах все чаще начал использоваться и конфессионим «мусульмане».

Я могу подтвердить применение различных названий, даже обратившись к истории своего рода. Наши далекие предки Такаш, Уразмет, Сулейман (Сулюк) в ревизских сказках записаны как ясашные татары. А имя их внука и сына Кузяша Сулюкова впервые встре-

чается в РС 1811 г. и числится он там, как и остальные бизякинцы, башкирцем. Объяснить этот факт можно следующим образом. В 50-х годах XVIII века Русское государство для защиты своих юго-восточных границ и «успокоения» башкирских земель начало создавать башкирское войско. Записавшиеся в войско освобождались от уплаты ясака. «По указу Правительствующего сената от 24 марта 1754 года, последовавшему с высочайшего повеления г. Оренбургскому губернатору Неплюеву предписано ясак с них снять» (НА РТ, ф. 986, оп. 1, д. 489, л. 74об.-75). Так записанные в окладной ясак би-зякинцы-вотчинники стали неокладными башкирцами.

Для деревень, расположенных в Вятской губернии и входивших ранее в состав Башкирского войска, в 60-х гг. XIX в. в Елабужском уезде была создана новая волость - Салаушская, причем она представляла собой не территориальную единицу с определенными границами, а единицу административно-сословную. Население Сала-ушской волости состояло только из вотчинников - башкирцев и тептярей, владевших землей по праву собственности. Так появился Башкиро-тептярский анклав на юго-востоке Елабужского уезда. В него вошло 16 поселений, находившихся на территории пяти уже существовавших до этого волостей Елабужского уезда. Так, например, Бизяки вместе с деревнями Курбан Ключ (Безяки тож), Турае-во, Куразово, Псеево, Ахтиял составляли Тураевский куст Салауш-ской волости. Он занимал юго-восточную часть Кураковской волости, окруженную с юга рекой Камой. Интересно, что дворы ясашных башкир и татар, сидевших на казенных землях и проживавших издавна в некоторых из этих деревень, остались в составе прежних волостей (например, как в Псеево Кураковской волости) (Материалы по статистике Вятской губернии, 1889, с.72).

Административно-сословная единица Салаушская волость, в которой насчитывалось 1566 дворов и 9321 душа обоего пола (Список населенных мест по сведениям 1859-1873 годов, 1876, л. ЬП), видимо, была своего рода исключением не только в Вятской губернии. Известно же, что волости охватывали разноплеменное население определенной территории, а центр его находился в русском селе, и глава волостного правления также был обычно из русских.

«Вообще сословия и народности в Елабужском уезде очень спутаны, - отметили в предисловии составители сборника. - Например, жители починка Новых Бозяков Асановской волости (переселенцы из

деревни Бизяки. - А.М.), принадлежащие в настоящее время к государственным крестьянам и считающиеся татарами, еще недавно принадлежали к башкирам - тептярям припущенникам. На этом основании новобозяковцев называют так: «татары из государственных крестьян, бывшие башкиры из тептярей-припущенников» (Курсив мой. - А.М.). Принявши казенный поселенческий участок в Асанов-ской волости, чего они легко могли достигнуть, как припущенники, новобозяковцы тем самым уже вышли из прежней сословности и превратились из тептярей в крестьян государственных; татарами же они себя неправильно именуют потому, что в сословном отношении они совершенно сравнялись с последними, а также потому, чтобы кто-нибудь не счел их вотчинниками или припущенниками» (Материалы по статистике Вятской губернии, 1889, л. II).

На мой взгляд, это говорит о том, что тюркоязычное население края даже во второй половине XIX в. оставалось еще однородной, этнически недифференцированной массой. В то же время это разъяснение показывает, что не только чиновники, но и сами жители считали понятия «башкиры», «тептяри» равнозначными с термином «государственные крестьяне», т.е. термином сословным, тогда как термин «татары» в их понимании означало родовое или этническое определение. Составители же сборника в дальнейшем при характеристике мусульманского населения уезда употребляют термин «татары».

Обратимся еще к одному документу - материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г. Как известно, в них не учитывалась национальность, но учитывались сословие, вероисповедание, грамотность и родной язык анкетируемого. Материалы переписи населения деревни Бизяки содержат черновые опросные листы по 381 хозяйству (ГАКО, ф. 574, оп. 9, д. 112). В них учтено 1020 мужчин и 945 женщин, в основном, башкирского сословия (есть лишь несколько тептярей-приймаков и мулл, приписанных к другим обществам). О грамотности обычные ответы: неграмотный или читает «по-мусульмански»; местом обучения указано «медресе» или «у муллы». Любопытный ответ содержится в графе «родной язык». В 9 хозяйствах родным языком оказался «турки», в остальных - «мусульманский», причем в двух случаях написанное «турки» зачеркнуто и переправлено на «мусульман». Определение же родного языка как «турки» дали лица, явно окончившие джадидистские медресе.

На мой взгляд, эти ответы характеризуют осознание бизякинца-ми лишь обособления в религиозном, но никак не в этническом отношении. По-видимому, можно говорить о том, что ответ абсолютного большинства бизякинцев на вопрос о родном языке «мусульманский» является ярким показателем активного функционирования даже в конце XIX в. конфессионима «мусульман», характерного для средневековья, т.е. периода формирования этноса волго-уральских татар, характеризующегося неразрывной связью в нем религиозных и собственно этнических компонентов. В то же время появление ответов, что родным языком является «турки», свидетельствует о начавшемся распространении влияния джадидизма, идеологи которого в это время пытались, используя выражение Д.М.Исхакова, «сконструировать» этноним «турки» (Исхаков, 2010, с. 12, 48).

Источники и литература

1. ГАКО. Ф. 574. Оп. 9. Д. 112.

2. НА РТ. Ф. 986. Оп. 1. Д. 489.

3. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VI. Елабужский уезд: Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1889. 213 с.

4. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. Х. Вятская губерния: по сведениям 1859-1873 годов. -СПб., 1876. 993 с.

5. Исхаков Д.М. Татары: перепись и политика. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. 86 с.

Список сокращений

ГАКО - Государственный архив Кировской области

НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан

РС - ревизская сказка

А.Х. МэхмYтова

Вятка губернасы Алабуга вязе Бэзэкэ авылы кешелэре мисалында этник-сословие узенчэлеклэрен вйрэну

Мэкалэдэ Татарстан Республикасыньщ Менделеевск районы Бэзэкэ авылы кешелэре мисалында этник-сословие Yзенчэлеклэрен ейрэнугэ ни-гез булган чыганаклар карала. Татар халкында милли Yзац формалашуга бэйле авторныц кайбер фикерлэре китерелэ.

Ачкыч cY-злэр: Бэзэкэ, этноним, конфессионим, ясаклы татарлар, баш-кортлар, типтэрлэр, ясаклы чуашлар.

A.Kh. Makhmutova

Study of etno-estate features on the example of people of Bizjaki village of the Elabuga County of the Vyatka province

The article deals with sources that can provide clues to uncover etno-estate problems of the Volga-Ural region on the example of the population of the village Bizjaki of the Mendeleev District of Tatarstan. We give some reflections on the formation of national and etno-estate identity of the Tatar people.

Keywords: Bizjaki, ethnonym, confessionalism, tributary Tatars, the Bashkirs, the Teptyars, 'Yasashnye chyuvasha'.

Махмутова Альта Хазеевна - кандидат исторических наук, независимый исследователь (г.Казань); e-mail: alta1937@mail.ru

Мэхмутова Альта Хажи кызы - тарих фэннэре кандидаты, Шиhа-бетдин Мэржани ис. премия лауреаты (Казан шэhэре).

Makhmutova Al'ta Khazeevna - Candidate of Historical Sciences, Independent Researcher (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.