Научная статья на тему 'Тептяри и тептярский ясак в XVII - начале XVIII века'

Тептяри и тептярский ясак в XVII - начале XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
495
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПТЯРИ / ТЕПТЯРСКИЙ ЯСАК / СОСЛОВИЕ / БАШКИРЫ / TEPTYARS / TEPTYARSKII YASAK / ESTATE / BASHKIRS / VOTCHINNOE RIGHT / ВОТЧИННОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулов Гаяз Хамитович

Рассматривается значение таких понятий, как «тептярь» и «тептярский ясак», на Южном Урале XVII-XVIII вв. Рассматривая работы, посвященные истории формирования сословия тептярей и опубликованные документы, автор приходит к выводу, что понятие «тептярский ясак» не связано однозначно с группой «тептяри». Также открытым остается вопрос о времени формирования тептярей как отдельной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Teptyars and teptyarskii yasak during 17th - early18th centuries AD

The article concerns a meaning such terms as “the Teptyar’” and “teptyarskii yasak” in the South Urals during 17th 18th centuries AD. Studying the works considering the history of the Teptyary’s estate forming and early published documents, the author finds that the term “teptyarskii yasak” does not directly related to the Teptyari group. Also, the problem of forming of Teptyari as a definite group remains still open.

Текст научной работы на тему «Тептяри и тептярский ясак в XVII - начале XVIII века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). История. Вып. 66. С. 25-30.

УДК 930.2

ББК (Т)63.3(2)46; (Т)63.3(2)6-36; (Т)63.3(235.55)

Г. Х. Самигулов

ТЕПТЯРИ И ТЕПТЯРСКИЙ ЯСАК В XVII - НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА

Рассматривается значение таких понятий, как «тептярь» и «тептярский ясак», на Южном Урале ХУП-ХУШ вв. Рассматривая работы, посвященные истории формирования сословия тептярей и опубликованные документы, автор приходит к выводу, что понятие «тептярский ясак» не связано однозначно с группой «тептяри». Также открытым остается вопрос о времени формирования тептярей как отдельной группы.

Ключевые слова: тептяри; тептярский ясак; сословие; башкиры, вотчинное право.

Понятие «тептярь» хорошо знакомо тем, кто занимается историей и этнографией Южного Урала, или Поволжья. Первые работы, посвященные истории формирования сообщества (этнической группы) тептярей либо же касавшиеся этой темы, появились еще до революции, отдельно можно упомянуть работу Г. И. Ахмарова, сделавшего практически первый историографический и источниковедческий обзор истории тептярей и сформулировавшего два основных объяснения самого слова «тептярь»1. На сегодняшний день основными являются работы Р. Н. Рахимова2 и Р. И. Якупова3. В вышедшей относительно недавно «Истории башкирского народа» в части, посвященной периоду второй половины XVI - начала XVIII в.4, анализ формирования тептярей в XVI-XVИ вв. отсутствует. Но при знакомстве с самыми разными публикациями возникает устойчивое ощущение, что понятна лишь ситуация с формированием сословия «тептяри и бобыли» в 1730-1750-х гг. дальнейшим его бытованием.

Разногласия в работах Р. Н. Рахимова и Р. И. Якупова, а также несоответствие содержания некоторых документов XVII - середины XVIII в. их реконструкциям поставили меня в тупик. Описания формирования группы «тептярь» в XVI-XVII вв. в их работах вызывают вопросы, в первую очередь, в связи с отсутствием ссылок на реальные источники. Очень похоже, что действительность середины XVIII в., когда, по инициативе государства, было создано сословие тептярей и бобылей, включившее в себя большую часть пришлого населения Южного Урала (кроме русских), экстраполировали на более ранний период. Иначе говоря, в качестве исходной «точки» исследований брали сословие тептярей и

1 Ахмаров Г. И. Тептяри и их происхождение... С. 340-364.

2 Рахимов Р. Н. Тептяри Башкирии.

3 Якупов Р. И. Тептяри: историко-этнологические очерки.

4 История башкирского народа: в 7 т. Т. 3. С. 37-160.

бобылей, существовавшее с 1730-х по 1850-е гг., и характерные для него детали переносили на ситуацию более раннего периода. Предлагаемая статья является попыткой разобраться: насколько обоснованно говорить о существовании группы «тептярь» до начала XVIII в.

Р. Н. Рахимов полагает, что тептярями становились башкиры, которые не могли нести тяжесть ясака даже в качестве припущенников. Они выходили из сословия башкир и постепенно образовали группу, «которая получила местное, башкирское название "тептяри", т. е. "отвергнутые, вытесненные"»5. Институт припуска давал им возможность вести свое хозяйство, преимущественно земледельческое, что требовало меньшего количества земли, чем полукочевое скотоводство. «Башкиры-тептяри, окрепнув, в любое время могли вернуться в свое сословие, чтобы наравне со всеми нести ясак и воинскую службу»6. Р. Н. Рахимов указывает, что правительство обложило тептярей подворным ясаком в 1631-1632 гг.7 В работе не указан источник информации, но даже в документе более позднего времени (1678 г.), где подробно рассматриваются различные ясачные не башкирские группы, -говорится только о бобылях. Причем в их число включены также и чуваши, помогавшие башкирам в выплате ясака8. То есть тептяри как отдельная группа не зафиксированы.

Впоследствии, по мнению Р. Н. Рахимова, в группу тептярей вливались переселенцы из Поволжья и Прикамья, поскольку, в отличие от бобылей, принадлежность к тептярям давала реальную возможность впоследствии войти в башкирское сословие. Таким образом, со временем тептяри стали смешанной в этническом отноше-

5 Рахимов Р. Н. Тептяри Башкирии. С. 9.

6 Рахимов Р. Н. Тептяри Башкирии. С. 9-10.

7 Рахимов Р. Н. Тептяри Башкирии. С. 10.

8 Новиков В. А. Сборник материалов. С. 206-208.

нии группой. В 1730-е гг. происходит формирование сословия тептярей и бобылей. Состояние тептярей до 1730-х гг. Р. Н. Рахимов обозначил как «социальная группа», с 1730-х по 1860-е гг. -сословие1. Правда, не оговорив принципиальных отличий социальной группы от сословия.

Р. И. Якупов выводит название «тептяри» от слова «дафтер» - тетрадь. Он рассуждает о причинах формирования прослойки тептярей и их месте в социальной среде Башкирии, но при этом практически признает, что документов, фиксирующих наличие отдельной социальной группы «тептяри» для XVII в., не выявлено. Точнее, сначала он пишет, что «уже источники XVII века фиксируют в Башкирии тептярей и бобылей»2. А чуть дальше отмечает, что, очевидно, в 1630-х гг. появляются бобыльские окладные книги, но тептярские книги еще не появились. И далее резюмирует: «В этом мы находим подтверждение тому, что русская администрация применяла для обозначения лиц, в силу различных причин скрывавшихся от налогообложения, только один термин - бобыли»3. Не очень понятно, почему термин «бобыли» применялся именно в отношении лиц, скрывавшихся от уплаты ясака, поскольку сословие бобылей именно платило ясак.

Формирование тептярей Р. И. Якупов объясняет следующим образом: «Уже источники XVII века фиксируют в Башкирии тептярей и бобылей. Как и почему русская администрация объединила эти две группы? Дело здесь только в терминах. Бобыли - это, по русской традиции, беглецы-однодворцы (или хуторяне). Есть основания полагать, что российские бобыли - это еще ранее подчиненные русскими финские народы Севера, а на западе - мордва, горные чуваши и марийцы. По тюркской традиции, сложившейся уже в Башкирии, припущенники, платившие ясак башкирам или помогавшие им выплачивать царский ясак, назывались тептярями»4. По версии Яку-пова, те финно-угры, которые прочно сохраняли свой язык и жили особняком от башкир, в период утверждения русской администрации стали именоваться бобылями. «В тептяри (на рубеже XVII и XVIII веков) попали те черемисы, чуваши, вотяки, татары, которые были ближе к башкирским общинам, вошли в них либо сознательно выдавали себя за башкир, особенно в период проведения переписей»5. Не очень понятно, почему люди, вошедшие в башкирские общины, попадали в теп-

1 Новиков В. А. Сборник материалов...

2 Якупов Р. И. Тептяри. С. 87.

3 Якупов Р. И. Тептяри. С. 88.

4 Якупов Р. И. Тептяри. С. 87-88.

5 Якупов Р. И. Тептяри. С. 88.

тяри, так же как и те, кто сознательно выдавали себя за башкир, - эти люди должны были входить в сословие башкир, но никак не тептярей.

Если внимательно прочесть книгу Р. И. Яку-пова, то выяснится, что в ней нет конкретных упоминаний каких-либо документов XVII - начала XVIII в., в которых говорилось бы о тептярях. Возможно, подразумевается, что термин «тептяри» был неким внутренним башкирским обозначением для той части бобылей, которые были ближе башкирам. По крайней мере, другого объяснения я не вижу. Фактически и время формирования «прослойки» тептярей в работе Р. И. Яку-пова отнесено к рубежу XVП-XVШ вв.

Складывается весьма странная ситуация -при практически полном отсутствии ссылок на источники оба автора цитированных работ декларируют наличие в Башкирии XVII в. группы тептярей. При расхождении в вопросе о формировании этой группы оба исследователя сходятся в том, что тептяри не являлись вотчинниками, то есть жили на башкирских землях на правах при-пущенников. Эта характеристика остается актуальной и для сословия тептярей и бобылей, сформированного в 1730-1740-х гг.

В. М. Черемшанский в своем «Описании Оренбургской губернии» писал, что тептяри первый раз упоминаются в указе Правительствующего Сената 1734 г. «как сходцы, издавна поселившиеся на башкирских землях "из найму или без найму, по записям или без записей", но с платою особого тептярского ясака»6. Похоже, что здесь произошла ошибка, и в работе В. М. Черемшанского неверно указан год - процитированный им фрагмент дословно совпадает с текстом документа 1736 г. Посмотрим, что же конкретно говорится в сенатском указе от 31 мая 1736 г.: «Что же бьют челом окладные Тептяри и бобыли, чтоб старых и новых и детей и братьев переписать, и для той переписи послать, кого надлежит, и по переписке жить им по прежнему в Уфимском уезде, на Башкирских землях, так, как жили деды и отцы их. Из чего ради из Уфимской воеводской канцелярии публиковать же, что бы такие тептяри и бобыли сами явились в Уфимской канцелярии и объявили о себе <.. .> какой они веры и давно ль кто откуда а Башкирцы пришли, и у кого у Башкирцов в вотчинных землях поселились из найму или без найму, по записям или без записей, и какой кто Тептерский или бобыльский оклад платят, или не платят, и кои не платят тех обложить вновь <...> и записывать их всех в особые тептярскую

6 Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. С. 166.

и бобыльскую книги порознь по дорогам, коим учинить для сего вновь»1 и далее в том же указе: «для того, что ныне те Тептери и бобыли, по их челобитью, все будут записываться в особые Теп-терские и бобыльские книги.»2. Следовательно, вывод Черемшанского о том, что все категории людей, упоминавшиеся в указе 1734 г. как теп-тяри и бобыли, с давних пор платили тептярский ясак, оказывается неподтвержденным. В указе говорится о том, что книги для записи надо «учинить вновь», причем по челобитью «Тептерей и бобылей». Однако можно предположить, что документ зафиксировал уже сложившуюся ситуацию, то есть реальное существование группы, именуемой тептяри, или же «тептяри и бобыли». Здесь сложно дать однозначную оценку, поскольку публикация документа была осуществлена в первой половине XIX в., когда сословие (сословная группа) тептярей и бобылей была явлением устоявшимся, поэтому в ПСЗ фраза передана именно как обозначение единой группы «Тептя-ри и бобыли». Была ли именно такой трактовка этих терминов в 1736 г., мы можем только предполагать.

Исходя из текста процитированного выше указа, можно прийти к выводу, что формирование сословной группы тептярей и бобылей произошло в 1736-1737 гг. Однако П. И. Рычков пишет о несколько ином развитии событий. В своей «Топографии Оренбургской», описывая черемис, мордву и чувашей, он отмечает, что «Мордва и Черемисы, в Уфимской и Исетской провинциях находящиеся, по нынешнюю генеральную ревизию платили все куничный и денежный ясак, а именно: за куницу по сорока копеек <.> за земли и угодья платили они Башкирцам оброки (ибо собственных не имели); но по последней генеральной ревизии положены они в ясак с каждой души по восьмидесяти копеек и состоят общественно в числе Тептярей и бобылей»3. О вотяках П. И. Рычков сообщает: «.на Башкирских землях поселились, и платили Башкирцам оброки, а в казну ясак, как выше сего о Черемисах объявлено. Но в 1747 году положены они обще ж с ними в Тептярский ясак по восьмидесяти копеек с души, и состоят как они, так и Черемисы и Чуваши, в числе Тептярей и бобылей во всем равенственно»4. Петр Иванович тоже лишь указывает на то, что мордва, черемисы, вотяки и чу-

1 ПСЗ-! Т. IX. № 6581.

2 ПСЗ-! Т. IX. № 6581.

3 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. С. 130.

4 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. С.

132.

ваши положены в тептярский ясак с 1747 г. Обозначение ясака, который ими выплачивался до этого, Рычков не называет, так же, как и не объясняет, что же представляло собой сословие тептя-рей и бобылей, и кто в него входил до 1747 г. Непонятно так же, существовало ли оно вообще до 1730-1740-х гг. как единое сословие, (сословная группа). Еще один характерный момент - рассказывая о татарах и башкирах, П. И. Рычков не упоминает, что представители этих народов входили в число тептярей и бобылей5.

Если подытожить этот краткий обзор, то получается, что документально некая прослойка или группа, именуемая «тептяри», фиксируется с 1730-х гг., если в 1736 г. еще предполагалась запись тептярей в отдельные окладные книги от бобылей, то для 1747 г. П. И. Рычков констатирует существование единого сословия (сословной группы) «тептяри и бобыли». При этом никто из авторов не цитирует документы XVII - начала XVIII в., в которых бы использовалось слово «тептярь». Мне тоже не приходилось сталкиваться с такими документами. Но есть опубликованные источники конца XVII - XVIII в., в которых фигурирует «тептярский ясак». Их немного, но имеет смысл их проанализировать - возможно, именно к группе «тептяри» применялось понятие «тептярский ясак»? Иначе говоря: возможно ли, отталкиваясь от существования в XVII - начале XVIII в. понятия (и явления) «тептярский ясак», утверждать о существовании в этот период отдельной группы тептярей, отвечающей указанным выше характеристикам, в первую очередь - отсутствию вотчинных прав на землю.

Первый из известных документов датируется 1700 г., опубликован в «Материалах по истории Башкирской АССР», части первой. Итак: «... бьют челом холопи твои <.> Уфимского уезда Ногайской дороги, деревни Бикметевы Умряска мурза, Ямметев сын, князь Ишеев с братьями. Изстари, государь, деды и отцы их и они, холопи твои, владели по 208 год в Уфимском уезде землею и сенными покосы, звериными ловли <.> И с тех угодий прадеды и отцы их и они, холопи твои, платят твой, великого государя, тептярский ясак и служат твою, великого государя, службу»6. По словам челобитчиков, их с вотчинных земель выдавили соседи, башкиры деревни Кадышевой Ильмамет Деветеев с братьями. А дальше идет интересная информация о том, что вотчина Де-ветеевых «по той же Уршаку реке на другой сто-

5 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. С. 4978.

6 Материалы по истории Башкирской АССР. С. 100.

роне и с иными урочищами, и платили они Иль-маметка преж сего с той своей вотчины ясаку по полубатману меду да по 9 куниц; и подали они сказку, что того оброку платить им невмочь, а землею владеть им малою дачею и платить теп-тярский ясак по одной кунице»1. При этом сами челобитчики платили тептярский ясак по 4 куницы в год2. В данном случае обе группы людей, упоминаемые в источнике, являлись вотчинниками, одна из них конкретно обозначена как «башкиры». При этом люди, входившие в эти группы (судя по документу, все, без исключения), платили тептярский ясак. Челобитчики платили его не менее полувека («прадеды и отцы их»), а представители второй группы перешли (или пытались перейти) на тептярский ясак, ссылаясь на то, «что того оброку платить им невмочь». Исходя из этого документа, можно предположить, что тептяр-ский ясак платили вотчинники, сумевшие показать непосильность выплаты обычного ясака.

В 1728 г. окладные тептяри Минской волости сообщали, что прежде деды и отцы их платили бобыльский ясак вместе с жителями деревень Укарлиной и Темикешевой Сибирской дороги. Но лет за 40 до челобитной их отцы - Иликей Укарлин и Янбулат Анбулатов - переписались в «окладной тептерский ясак обще Уфинско-го уезду, нагайские дороги, Минские волости к башкирцам родственникам»3. Уфимские власти начали направлять челобитчиков на различные работы вместе с бобылями, на что они просили, чтобы «е.и.в. пожаловал их, указал показанный тептерский ясак платить им обще с родственниками их Минской волости з башкирцы»4. Не будем разбирать ситуацию с пребыванием предков челобитчиков в бобыльском окладе - слишком мало данных для того, чтобы делать выводы. Ситуация с уплатой тептярского ясака аналогична той, что описана в предыдущем документе: его выплачивали башкиры Минской волости.

Уже в 1750 г. зафиксирована следующая ситуация: «В Оренбургской-де губернской канцелярии слушаны челобитная Уфимского уезду Сибирской дороги Кущинской старшины Козяша Рахмангулова и Сызгинской волостей сотника Темира Азмакова с товарищи, которою просили о снятии за взятую под Красноуфимскую, также и другие крепости и под казенные мельницы, имеющиеся близ Красноуфимской крепости, из вотчинной их земли <.> платимого ими тептяр-

1 Материалы по истории Башкирской АССР. С. 101.

2 Материалы по истории Башкирской АССР.

3 Материалы по истории Башкирской АССР. С. 128.

4 Материалы по истории Башкирской АССР.

ского ясака <.> и учиненная на то выписка, из которой усмотрено, что <.> по именному <.> императрицы Анны Иоанновны указу, присланному в 1739 году от 20 числа августа к бывшему тогда в Оренбургской комиссии командиром покойному генерал-лейтенанту князю Урусову, <.> о снятии за взятые у башкирцев под строения крепостей земли с них, башкирцев, ясака что надлежит по препорции повеление имеется, что и <.> учинено тайным советником и кавалером Неплюевым обще с бригадиром и бывшим в Уфе вице-губернатором Аксаковым в 1742 году июля 10 числа»5. Середина XVIII в., население двух башкирских волостей платит тептярский ясак. Причем из документа следует, что речь идет не о припущенниках, а именно о вотчинниках. И эти вотчинники являются башкирами, а не тептярями и бобылями.

Из цитированных документов следует, что тептярский ясак на рубеже XVII-XVШ вв. и в первой половине XVIII в. платили вотчинники. Возможно, тептярский ясак являлся формой сниженного оклада, который платили башкиры, которые не могли выплачивать обычный ясак. Д. Б. Рамазанова, основываясь на опыте изучения архивных документов по Приуралью, пишет, что тептярский ясак и окладной ясак в XVII, реже в начале XVIII в., обозначали ясак, уплачиваемый в казну вотчинниками6. Как видим, еще в середине XVIII в. были отдельные волости башкир-вотчинников, плативших тептярский ясак.

Таким образом, можно констатировать, что подтверждений существования в XVII - начале XVIII в. группы или прослойки, носившей название «тептярь» и обладавшей признаками, прописанными в работах В. М. Черемшанского, Р. Н. Рахимова и Р. И. Якупова, на сегодняшний день не выявлено. Традиция констатации существования такой группы в XVII в. берет начало еще в дореволюционной историографии. Исследователи экстраполировали признаки сословной группы «тептяри и бобыли», сформировавшейся в 1740-1750-х гг., на более ранний период. Этот подход, как уже апробированный и устоявшийся, был использован и более поздними авторами. Мы имеем дело, скорее, с историографической традицией. В отличие от термина «тептярь», выражение «тептярский ясак» встречается в документах до 1736 г. (как и в более поздних). Предположение о том, что это выражение в XVII - начале

5 Публикуется по: Корепанов Н. С. «Горная власть» и башкиры.

6 Рамазанова Д.Б. Западноприуральский диалект татарского диалектного языка [Электронный ресурс] http://atlas.antat.ru/ upload/ramazanova/voprosi_dialektologii.pdf

XVIII в. использовалось для обозначения ясачного оклада группы тептярей, подтверждения не получило. Словосочетание «тептярский ясак» использовалось для обозначения оклада башкир-вотчинников, очевидно, плативших меньший

ясак в сравнении со стандартным (если слово «стандартный» применимо к характеристике ясака). Возможно, что тептярский ясак платили и другие группы населения, но документального подтверждения этому мы пока не имеем.

Список литературы

1. Ахмаров, Г. И. Тептяри и их происхождение / Г. И. Ахмеров // Изв. о-ва археологии, истории и этнографии при император. Казан. ун-те. - Т. XXIII. - Казань, 1908. - С. 340-364.

2. История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории яз. и лит. УНЦ РАН. - Т. 3. - Уфа: Гилем, 2011. - 476 с.

3. Корепанов, Н. С. «Горная власть» и башкиры: сб. док. / Н. И. Корепанов. - URL: http://belinka. ur.ru/elib/Authors/korepanov/Sait3/111b2.html.

4. Материалы по истории Башкирской АССР / отв. ред. А. Чулошников. - Ч. I. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1936. - 631 с.

5. Новиков, В. А. Сборник материалов для истории уфимского дворянства / В. А. Новиков. - Уфа, 1879. - С. 206-208.

6. Полное собрание законов Российской империи. - Вып. I, т. IX.

7. Рамазанова, Д. Б. Западноприуральский диалект татарского диалектного языка / Д. Б. Рамазано-ва. - URL: http://atlas.antat.ru/upload/ramazanova/voprosi_dialektologii.pdf.

8. Рахимов, Р. Н. Тептяри Башкирии в XVII - 60-е гг. XIX в. (социально-экономическое развитие): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Р.Н. Рахимов. - Уфа, 1993. - 17 с.

9. Рычков, П. И. Топография Оренбургской губернии / П. И. Рычков. - Оренбург: Оренбург. отд-ние ИРГО, 1887. - 436 с.

10. Черемшанский, В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении / В. М. Черемшанский. - Оренбург: Иждивением Ученого комитета М-ва гос. имуществ, 1859. - С. 166.

11. Якупов, Р. И. Тептяри: историко-этнологические очерки (к проблеме генезиса этничности) / Р. И. Якупов. - М.: Старый сад, 2001. - 270 с.

Сведения об авторе

Самигулов Гаяз Хамитович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ЮжноУральского государственного университета (Челябинск).

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 24 (379). History. Issue 66. P. 25-30.

THE TEPTYARS AND TEPTYARSKII YASAK DURING 17th - EARLY18™ CENTURIES AD

G. Kh. Samigulov

South-Ural State University (Chelyabinsk). [email protected]

The article concerns a meaning such terms as "the Teptyar"' and "teptyarskii yasak" in the South Urals during 17th - 18th centuries AD. Studying the works considering the history of the Teptyary's estate forming and early published documents, the author finds that the term "teptyarskii yasak" does not directly related to the Teptyari group. Also, the problem of forming of Teptyari as a definite group remains still open.

Keywords: Teptyars; teptyarskii yasak; estate; Bashkirs; votchinnoe right.

30

r. X. CaMUsynoe

References

1. Ahmarov G.I. Teptjari i ih proishozhdenie [Teptyari and their origin]. Izvestija obshhestva arheologii, istorii i jetnografii pri imperatorskom Kazanskom universitete [News of society archeology, history and Ethnography of the Imperial Kazan University]. Kazan', 1908, vol. XXIII, pp. 340-364. (In Russ.).

2. Istorija bashkirskogo naroda [History of Bashkir people]: v 7 t. / ed. M. M. Kul'sharipov; In-t istorii jazyka i literatury UNC RAN. Ufa, Gilem, 2011, vol. 3, 476 p. (In Russ.).

3. Korepanov N.S. «Gornaja vlast'» i bashkiry: sbornik dokumentov ["Mountain government" and the Baskirs: a volume of documents]. Available at: http://belinka.ur.ru/elib/Authors/korepanov/Sait3/111b2. html.

4. Materialypo istorii Bashkirskoj ASSR [Materials on the history of the Bashkir ASSR], part I. Moscow, Leningrad, Izd-vo Akademii nauk SSSR Publ., 1936. 631 p. (In Russ.).

5. Novikov V.A. Sbornik materialov dlja istorii ufimskogo dvorjanstva [Collected articles for the history of the Ufa nobility]. Ufa, 1879. Pp. 206-208. (In Russ.).

6. Polnoe sobranie zakonovRossijskoj imperii [Complete set of acts of the Russian empire], vol. I, no. IX. (In Russ.).

7. Ramazanova D.B. Zapadnopriural'skij dialekt tatarskogo dialektnogo jazyka [West-Zis-Uralian dialect of the Tatar dialect language]. Available at: http://atlas.antat.ru/upload/ramazanova/voprosi_dialektolo-giipdf.

8. Rahimov R.N. Teptjari Bashkirii v XVII - 60-e gg. XIX v. (social'no-jekonomicheskoe razvitie) [Teptyari in Bashkiriya in 17th - 1860s of 19th centuries AD (social-economic development), Avtoreferat dis-sertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk. Ufa, 1993. 17 p. (In Russ.).

9. Rychkov P.I. Topografiya Orenburgskoy gubernii [Topography of Orenburg region]. Orenburg, Oren-burgskoe otdelenie IRGO Publ., 1887. 436 p. (In Russ.).

10. Cheremshanskij V.M. Opisanie Orenburgskoj gubernii v hozjajstvenno-statisticheskom, jetnogra-ficheskom i promyshlennom otnoshenii [Description of Orenburg government in economic-statistical, ethnographical and industrial terms]. Orenburg, izhdiveniem Uchenogo komiteta Minsterstva gosudarstvennyh imushhestv Publ., 1859. P. 166. (In Russ.).

11. Jakupov R.I. Teptjari: Istoriko-jetnologicheskie ocherki (kprobleme genezisa jetnichnosti) [Teptyari: historic-ethnological essays (towards the problem of the ethnic genesis)]. Moskva, Staryj sad Publ., 2001. 270 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.