Научная статья на тему 'Изучение элементов учебного информационного моделирования действительности в начальной школе'

Изучение элементов учебного информационного моделирования действительности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНОЕ / ГРАФИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Хузина С.А.

Выделены начала учебного словесного, графического и математического моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира на занятиях, проектируемых и реализуемых в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение элементов учебного информационного моделирования действительности в начальной школе»

На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала можно сформулировать вывод о том, что новая учебная дисциплина средних общеобразовательных школ «Основы духовно-нравственной культуры народов России», отражающая все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества, является необходимой составляющей повышения уровня интеллектуального и воспитательного потенциала учащейся молодежи Российской Федерации. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Ситдикова М.А. Отражение в социологии процесса влияния общества на развитие личности студента // Сборник научных трудов Одиннадцатой Международной заочной научно-методической конференции «Воспитательный потенциал инновационной образовательной среды». -Саратов: Изд-во СГУ, 2015. - С. 136 - 137.

3. Каримов М.Ф., Каримова Л.М. Особенности моделирования социально-педагогической действительности и их освоение в высшей школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. -№ 5. -С.95- 102.

4. Каримов М.Ф. Учебное и научное информационное моделирование действительности в системе непрерывного образования // УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия Экономика. - 2018. - № 3(25). - С. 152 -156.

© Каримов М.Ф., Саматова Э.В., 2019

УДК 373

М.Ф. Каримов

к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.А.Хузина

учитель начальных классов гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены начала учебного словесного, графического и математического моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира на занятиях, проектируемых и реализуемых в начальной школе.

Ключевые слова

Словесное, графическое и математическое моделирование действительности.

Одним из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования российским ребенком младшего школьного образования является освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой

предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Для решения поставленной государственной и общественной задачи дидактики начальной школы можно использовать на занятиях с учащимися младшего школьного возраста учебное информационное моделирование действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка учебной задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Предметными областями учебной деятельности по получению учащимися нового знания о действительности в начальной школе выделяются:

1. Русский язык и литературное чтение, изучаемое школьниками младших классов средней общеобразовательной школы посредством словесного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности [2];

2. Изобразительное искусство, технология и окружающий мир, осваиваемый учащимися начальной школы с помощью графического моделирования фрагментов природы, технологий и общества [3].

3. Математика, усваиваемая школьниками младшего возраста в процессе учебного математического моделирования материальных или мыслимых объектов, процессов и явлений окружающего нас мира [4].

Постановка каждой учебной задачи начальной школы сопряжена правильным составлением школьниками повествовательных и вопросительных предложений, выделяющих известное и искомое в изучаемом объекте, процессе или явлении действительности.

Построение модели решаемой учащимися начальной школы задачи основано на следующих, излагаемых учителем с помощью примеров перед школьниками, положениях:

1. Модель есть упрощенный заместитель изучаемого объекта, процесса или явления природы, техники или общества, построенная с учетом лишь его основных свойств, признаков и связей;

2. Изучение модели объекта, процесса или явления действительности позволяет получить исследователям получить новые знания о нем;

3. Модели делятся на материальные (игрушки, куклы и машины) и мысленные (рисунки, схемы и символы).

Разработка алгоритма решения учебной задачи младшими школьниками под руководством учителя направлена на составление порядка решения задачи, обладающего такими свойствами, как понятность, точность, расчлененность, результативность и массовость.

Исполнителями алгоритмов решения учебных задач начальной школы являются сами учащиеся, имеющие школьные принадлежности, необходимые для выполнения учебной работы.

Анализ результатов решения учебной задачи и формулировка соответствующих выводов, производимые под руководством учителя школьниками, учит их применению в собственных рассуждениях элементарных логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.

Дидактический опыт изучения учащимися начальной школы таких элементов учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи, показывает его эффективность в повышении качества образования.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что учебное информационное моделирование фрагментов действительности является необходимым элементом дидактики современной начальной школы для достижения высоких результатов обучения учащихся младшего школьного возраста русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру, технологиям и математике.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.

3. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Хузина С.А., 2019

УДК 37

Т.И. Ким

канд. ист. наук, доцент ГБОУ ИРО КК г. Краснодар, РФ filosof23@mail.ru О.В. Павлова старший преподаватель ГБОУ ИРО КК г. Краснодар, РФ pavlovkhab@yandex.ru

ТРАДИЦИОННОСТЬ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Нововведения всегда вызывают отторжения, но не всегда они негативные. Необходимо учитывать современные условия в социальной жизни, чтобы эффективно реализовать их в образовательном процессе.

Ключевые слова:

Традиционность, инновация, образование, современные педагогические технологии,

информационная среда

Современные условия вынуждают вносить изменения в систему образования. Традиционная система требует новшеств и инноваций. Использовать одновременно в педагогической деятельности два полярных друг другу образовательных подхода может только виртуоз. Инновационный процесс необходим для внесения изменений в традиционную платформу. То есть без традиционности невозможны и инновации.

Если изначально под инновациями подразумевалось внедрение чего-либо нового из одной сферы в другую, то сегодня это создание принципиально нового.

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование -способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований [1].

Сегодня в образовательном процессе применяются разнообразные педагогические технологии. Использование их вполне оправдано. Например, информационно-коммуникационная технология. Ее использование необходимо, так как социальная жизнь в современном мире невозможна без использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.