Научная статья на тему 'Изучение элементов теории вероятностей и математической статистики студентами социально-гуманитарного факультета'

Изучение элементов теории вероятностей и математической статистики студентами социально-гуманитарного факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА / ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Салахутдинова И. С.

Выделены необходимые студентам для проектирования и реализации социально-гуманитарного исследования элементы теории вероятностей и математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение элементов теории вероятностей и математической статистики студентами социально-гуманитарного факультета»

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.

2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

5. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

© Каримов М.Ф., Камалова Г.М., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Салахутдинова И.С. к.с.н., доцент кафедры общегуманитарных дисциплин

Нефтекамский филиал БашГУ г. Нефтекамск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация

Выделены необходимые студентам для проектирования и реализации социально-гуманитарного исследования элементы теории вероятностей и математической статистики.

Ключевые слова Теория вероятностей, математическая статистика, данные социологии.

Современная математическая обработка данных и результатов социально-гуманитарного исследования осуществляется студентами высшей школы на основе знаний и умений, полученных ими на лекционных, практических и лабораторных занятиях по математике, информатике и социальной информатике [1].

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные студенты социально-гуманитарного факультета высшего учебного заведения перед проектированием и реализацией научного исследования фрагмента социальной действительности методом информационного моделирования, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2], изучают в аудиториях или самостоятельно нижеследующие учебные темы по теории вероятностей и математической статистике.

~ 80 ~

1. Понятия о случайном событии и случайном эксперименте.

2. Пространство элементарных исходов или элементарных событий, наступающих в эксперименте.

3. Классическое, геометрическое и аксиоматическое определения вероятности случайного события.

4. Статистическое определение вероятности события, наступающего в случайном эксперименте.

5. Теоремы и правила теории вероятностей, используемые для оценки простых и сложных случайных событий.

6. Дискретные и непрерывные случайные величины и их законы распределения.

7. Вероятностно-статистические модели как основа изучения закономерностей в социологии.

8. Выборочная совокупность объектных элементов, отбираемых для непосредственного изучения генеральной совокупности всех мысленно возможных объектов данного вида.

9. Определения номинальной, порядковой и интервальной социологических шкал измерения изучаемого признака объекта, процесса или явления.

10. Виды вероятностных распределений, используемых при переносе результатов с выборки на генеральную совокупность.

11. Параметры нормального распределения, хи-квадрат распределения, распределения Стъюдента и распределения Фишера.

12. Точечные и интервальные оценки параметров распределения и предъявляемые к ним требования.

13. Формулировка и проверка статистической гипотезы о наличии или об отсутствии связи между изучаемыми социальными признаками.

14. Невозможность полностью формализовать на уровне математической статистики понятия причины и следствия в социологическом исследовании.

15. Однофакторный и многофакторный дисперсионные анализы как методы изучения причинно -следственных социальных отношений.

Дидактический опыт углубленного и систематического изучения элементов теории вероятностей и математической статистики студентами - социологами высшей школы показывает нижеследующее.

1. Осознание студентами использования теории вероятностей и математической статистики в социологии как востребованной временем необходимости для развития выделенной науки [3].

2. Только при дополнительном и самостоятельном изучении студентом ряда вопросов элементарной и высшей математики можно освоить теорию вероятностей и математическую статистику как инструмента познания социологических процессов и явлений.

3. Сущность социального объекта, процесса или явления раскрывается глубже и шире при последовательном построении информационных моделей с элементами математики, адекватных социальной действительности.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что изучение студентами - социологами основ теории вероятностей и математической статистики является необходимой дидактической составляющей высшего социально - гуманитарного образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С. Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. - № 9.2. - С. 58 - 66.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

© Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.