Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
5. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.
© Каримов М.Ф., Камалова Г.М., 2018
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Салахутдинова И.С. к.с.н., доцент кафедры общегуманитарных дисциплин
Нефтекамский филиал БашГУ г. Нефтекамск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Аннотация
Выделены необходимые студентам для проектирования и реализации социально-гуманитарного исследования элементы теории вероятностей и математической статистики.
Ключевые слова Теория вероятностей, математическая статистика, данные социологии.
Современная математическая обработка данных и результатов социально-гуманитарного исследования осуществляется студентами высшей школы на основе знаний и умений, полученных ими на лекционных, практических и лабораторных занятиях по математике, информатике и социальной информатике [1].
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные студенты социально-гуманитарного факультета высшего учебного заведения перед проектированием и реализацией научного исследования фрагмента социальной действительности методом информационного моделирования, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2], изучают в аудиториях или самостоятельно нижеследующие учебные темы по теории вероятностей и математической статистике.
~ 80 ~
1. Понятия о случайном событии и случайном эксперименте.
2. Пространство элементарных исходов или элементарных событий, наступающих в эксперименте.
3. Классическое, геометрическое и аксиоматическое определения вероятности случайного события.
4. Статистическое определение вероятности события, наступающего в случайном эксперименте.
5. Теоремы и правила теории вероятностей, используемые для оценки простых и сложных случайных событий.
6. Дискретные и непрерывные случайные величины и их законы распределения.
7. Вероятностно-статистические модели как основа изучения закономерностей в социологии.
8. Выборочная совокупность объектных элементов, отбираемых для непосредственного изучения генеральной совокупности всех мысленно возможных объектов данного вида.
9. Определения номинальной, порядковой и интервальной социологических шкал измерения изучаемого признака объекта, процесса или явления.
10. Виды вероятностных распределений, используемых при переносе результатов с выборки на генеральную совокупность.
11. Параметры нормального распределения, хи-квадрат распределения, распределения Стъюдента и распределения Фишера.
12. Точечные и интервальные оценки параметров распределения и предъявляемые к ним требования.
13. Формулировка и проверка статистической гипотезы о наличии или об отсутствии связи между изучаемыми социальными признаками.
14. Невозможность полностью формализовать на уровне математической статистики понятия причины и следствия в социологическом исследовании.
15. Однофакторный и многофакторный дисперсионные анализы как методы изучения причинно -следственных социальных отношений.
Дидактический опыт углубленного и систематического изучения элементов теории вероятностей и математической статистики студентами - социологами высшей школы показывает нижеследующее.
1. Осознание студентами использования теории вероятностей и математической статистики в социологии как востребованной временем необходимости для развития выделенной науки [3].
2. Только при дополнительном и самостоятельном изучении студентом ряда вопросов элементарной и высшей математики можно освоить теорию вероятностей и математическую статистику как инструмента познания социологических процессов и явлений.
3. Сущность социального объекта, процесса или явления раскрывается глубже и шире при последовательном построении информационных моделей с элементами математики, адекватных социальной действительности.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что изучение студентами - социологами основ теории вероятностей и математической статистики является необходимой дидактической составляющей высшего социально - гуманитарного образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С. Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. - № 9.2. - С. 58 - 66.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
© Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С., 2018