Научная статья на тему 'Изучение старшеклассниками свойств переходных металлов в средней общеобразовательной школе'

Изучение старшеклассниками свойств переходных металлов в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНЫЙ МЕТАЛЛ / ЖЕЛЕЗО / КОБАЛЬТ / НИКЕЛЬ / ГАДОЛИНИЙ И ИХ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Камалова Г. М.

Представлена учебная тематика изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств ряда переходных металлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение старшеклассниками свойств переходных металлов в средней общеобразовательной школе»

упражняться по две, по три, затем по четыре ноты с акцентами на первую или на последнюю ноту, ощущая вибрацию кисти.

Октавные этюды следует начинать учить медленном темпе. Здесь необходимо участие всей руки (от плеча), при использовании «свободной тяжести» (выражение пианиста Иосифа Гофмана) руки, которая «переступает»с октавы на октаву. Первый палец при исполнении октав должен находиться на белых клавишах около чёрных, а на чёрных клавишах — у их окончания. Это обеспечивает «прямую» траекторию движения рук. Первый и пятый пальцы при этом активно «берут», хватают клавиши («хватандо» — шутливое выражение Г.Г. Нейгауза), что смягчает, амортизирует удар и помогает достичь мягкого звучания. Средние пальцы рук при этом должны быть непринуждённо подтянуты, так как они не должны задевать посторонние клавиши. Многие педагоги рекомендуют учить октавные пассажи отдельно первым, или отдельно пятым пальцем, когда рука при этом остаётся нацеленной на октаву. Эти упражнения обеспечивают точность попадания пальцев на октавы. Кисти рук при этом должны быть свободными, что требует отдельного внимания. Кистевые движения при разучивании октавных пассажей также необходимы. Полезно развивать кисть при игре октав преувеличенным движением, когда кисть в определённой степени изолирована от всей руки. При таких упражнениях развивается подвижность кисти.

Октавы удобно исполнять высокой кистью, как бы «вытряхивая» их из руки. При этом вся рука от плеча должна быть свободна — за этим необходимо следить, а кончики пальцев должны быть активными. При исполнении ломаных октав следует почувствовать ощущение опоры. На пятый палец в левой и на первый палец в правой руке (на сильные метрические доли), используя вращательные движения предплечья.

Все вышеописанные способы работы над этюдами при систематической работе направляют студентов на верный путь освоения различных видов фортепианной техники, необходимых в дальнейшем для исполнения высокохудожественных произведений, шедевров фортепианной литературы. Список использованной литературы:

1. Е.Я. Либерман, Работа над фортепианной техникой, РАМ им. Гнесиных, изд. Фигаро-центр, М. 1996 г.

2. И. Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, М. 1961 г.

3. Б.Л. Кременштейн, Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано, изд. «Классика XXI», М. 2009 г.

4. Ф. Бузони, Путь к фортепианному мастерству. Ыaviembung, М. 1968 г.

© Захаров Д.С., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Камалова Г. М. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ПЕРЕХОДНЫХ МЕТАЛЛОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Представлена учебная тематика изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств ряда переходных металлов.

~ 78 ~

Ключевые слова

Переходный металл, железо, кобальт, никель, гадолиний и их свойства.

Одну из самых больших групп химических элементов периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) [1] составляют переходные металлы, расположенные в побочных подгруппах больших периодов и являющиеся d- и f- элементами.

Учителям химии и физики средних общеобразовательных школ на лекционных и практических занятиях с учащимися следует им напомнить о том, что название «переходные» связано с тем, что в периодах периодической системы Д.И.Менделеева переходные элементы вклиниваются между s- и p-элементами [2].

Уровень интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников средней общеобразовательной школы повышается [3] на основе освоения ими нижеследующих знаний о химической и физической действительности.

В настоящее время исследователям действительности известно шестьдесят пять переходных химических элементов.

Среди десяти d- элементов четвертого периода периодической системы Д.И.Менделеева важное теоретическое и прикладное значение имеют железо, кобальт и никель.

Занимающее по распространенности в земной коре металлов второе место, после алюминия, железо представляет собой простое вещество.

Полиморфное железо имеет четыре кристаллические модификации: 1) a-Fe (феррит) с объёмно-центрированной кубической решёткой и свойствами ферромагнетика, существующий до 769 °C; 2) P-Fe с объёмно-центрированной кубической решеткой и магнитными свойствами парамагнетика, существующий в температурном интервале 769—917 °C; 3) y-Fe (аустенит) с гранецентрированной кубической решёткой; 4) 5-Fe с объёмно-центрированной кубической решёткой устойчиво выше 1394 °C.

Атом железа имеет следующее распределение электронов по орбиталям 1s22s22p63s23p63^4s2.

Серебристо-белый переходный металл кобальт является простым веществом и существует в двух кристаллических модификациях: 1) a-Co с гексагональной плотноупакованной решёткой; 2), P-Co с кубической гранецентрированной решёткой, причем температура перехода a^P составляет 427 °C.

Распределение электронов атома кобальта по орбиталям имеет вид 1s22s22p63s23p63d74s2.

Не тускнеющий на воздухе переходный металл серебристо - белого цвета - простое вещество никель имеет гранецентрированную кубическую решетку и является ферромагнетиком с точкой Кюри 358 °C.

Электронная формула атома никеля в основном состоянии имеет вид

1s22s22p63s23p63d84s2..

Редкоземельный металл гадолиний, представляющий семейство из пятнадцати химических элементов под названием лантаноиды, применяется в современной электронике и ядерной энергетике.

Кристаллическая решетка гадолиния представляет гексагональную сингонию.

Последовательность заполнения электронных орбиталей атома гадолиния имеет вид 1s 22s 22p 63s 23p64s 23d104p65s24d105p66s24f75d\

Сплав гадолиния с кобальтом и железом позволяет создавать магнитные носители информации с колоссальной плотностью записи с помощью цилиндрических магнитных доменов, размерами менее одного микрона [4,5].

Дидактический опыт системного изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств переходных металлов показывает его эффективность в повышении уровня знаний учащихся по естественно-математическим дисциплинам.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что системное проектирование и регулярное освоение системного учебного материала по физическим и химическим свойствам переходных металлов в старших классах средней общеобразовательной школы

способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.

2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

5. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

© Каримов М.Ф., Камалова Г.М., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Салахутдинова И.С. к.с.н., доцент кафедры общегуманитарных дисциплин

Нефтекамский филиал БашГУ г. Нефтекамск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ СТУДЕНТАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация

Выделены необходимые студентам для проектирования и реализации социально-гуманитарного исследования элементы теории вероятностей и математической статистики.

Ключевые слова Теория вероятностей, математическая статистика, данные социологии.

Современная математическая обработка данных и результатов социально-гуманитарного исследования осуществляется студентами высшей школы на основе знаний и умений, полученных ими на лекционных, практических и лабораторных занятиях по математике, информатике и социальной информатике [1].

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные студенты социально-гуманитарного факультета высшего учебного заведения перед проектированием и реализацией научного исследования фрагмента социальной действительности методом информационного моделирования, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2], изучают в аудиториях или самостоятельно нижеследующие учебные темы по теории вероятностей и математической статистике.

~ 80 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.