Дидактический опыт изучения студентами высших учебных заведений моделирования объектов, процессов и явлений механической действительности средствами векторной алгебры и векторного анализа показывает его положительное влияние на освоение обучающимися в высшей школе теоретической механики, гидромеханики, теории электричества, магнетизма и электромагнетизма.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что освоение студентами высшей школы положений и приемов векторного исчисления на материале учебного моделирования механической действительности повышает качество высшего образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
© Каримов М.Ф., Абдулгафарова Г.Х., 2018
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Абрарова Р.Р. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений методологии и методики статистического моделирования объектов, процессов и явлений природы и технологий.
Ключевые слова
Статистическое моделирование действительности, теория вероятностей.
В течение последних трех столетий с помощью методов теории вероятностей и математической статистики ученым удалось ставить и решить многие естественно-математические и технологические задачи, долгое время не поддающиеся разрешению [1].
В этой связи в дидактике высшей школы учебное статистическое моделирование студентами физических, химических и технологических объектов, процессов и явлений выделяется одной из основных составляющих [2].
Ориентированная на тесное сближение сфер научного и учебного познания физической действительности учебная тематика теория вероятностей и математической статистики, предназначенная для студентов высших учебных заведений, имеет нижеследующие элементы.
1. Предмет, задачи и методы теории вероятностей и математической статистики.
2. Краткая история возникновения, становления и развития статистического моделирования действительности.
3. Классическое, геометрическое и статистическое определения вероятности случайного события.
4. Комбинаторный подход к построению теории вероятностей с исчислением сочетаний, размещений и перестановок.
5. Биномиальные коэффициенты и их приложения в исчислении вероятностей случайных событий.
6. Теоремы сложения и умножения вероятностей случайных событий и их приложения.
7. Вероятностное моделирование случайных природных и технологических событий в схеме Бернулли.
8. Дискретные и непрерывные случайные величины и их функции распределения.
9. Числовые характеристики дискретных и непрерывных случайных величин и способы их нахождения.
10 Случайные процессы и способы их представления и нахождения их числовых характеристик.
11. Оценка неизвестных параметров случайных распределений математической статистики.
12. Проверка однопараметрических и многопараметрических статистических гипотез.
13. Распределение модуля скоростей молекул идеального газа, установленное Джеймсом Клерком Максвеллом (1831, Эдинбург - 1879, Кембридж).
14. Средняя квадратичная скорость как статистическая характеристика движения молекул газа.
15. Наиболее вероятная скорость молекул газа и формула для вычисления её значения.
16. Распределение Людвига Больцмана (1844, Вена - 1906, Дуино), определяющее вероятное число частиц в силовом поле в условиях термодинамического равновесия.
17. Микроканоническое, каноническое и большое каноническое распределения Джозайя Уилларда Гиббса (1839, Коннектикут - 1903, Коннектикут), завершившего создание классической статистической физики.
18. Основные положения и методы квантовой статистической механики идеальных газов.
19. Статистика Шатьендраната Бозе (1894, Калькутта - 1974, Калькутта) и Альберта Эйнштейна (1879, Ульм - 1955, Принстон), описывающая микрочастицы с симметричной волновой функцией и располагающиеся на одном энергетическом уровне сколь угодно большом количестве.
20. Статистика Энрико Ферми (1901, Рим - 1954, Чикаго) и Поля Дирака (1902, Бристоль - 1964, Таллахасси), описывающая микрочастицы с антисимметричной волновой функцией и располагающиеся на одном энергетическом уровне не более одной частицы.
Дидактический систематического изучения студентами высшей школы статистического моделирования физической действительности показывает его эффективность в повышении качества высшего образования учащейся молодежи.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что статистическое моделирование физической действительности является фундаментальным элементом дидактики высшей школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
© Каримов М.Ф., Абрарова Р.Р., 2018