Научная статья на тему 'Изучение студентами высшей школы статистического моделирования физической действительности'

Изучение студентами высшей школы статистического моделирования физической действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Абрарова Р. Р.

Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений методологии и методики статистического моделирования объектов, процессов и явлений природы и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение студентами высшей школы статистического моделирования физической действительности»

Дидактический опыт изучения студентами высших учебных заведений моделирования объектов, процессов и явлений механической действительности средствами векторной алгебры и векторного анализа показывает его положительное влияние на освоение обучающимися в высшей школе теоретической механики, гидромеханики, теории электричества, магнетизма и электромагнетизма.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что освоение студентами высшей школы положений и приемов векторного исчисления на материале учебного моделирования механической действительности повышает качество высшего образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

© Каримов М.Ф., Абдулгафарова Г.Х., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Абрарова Р.Р. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений методологии и методики статистического моделирования объектов, процессов и явлений природы и технологий.

Ключевые слова

Статистическое моделирование действительности, теория вероятностей.

В течение последних трех столетий с помощью методов теории вероятностей и математической статистики ученым удалось ставить и решить многие естественно-математические и технологические задачи, долгое время не поддающиеся разрешению [1].

В этой связи в дидактике высшей школы учебное статистическое моделирование студентами физических, химических и технологических объектов, процессов и явлений выделяется одной из основных составляющих [2].

Ориентированная на тесное сближение сфер научного и учебного познания физической действительности учебная тематика теория вероятностей и математической статистики, предназначенная для студентов высших учебных заведений, имеет нижеследующие элементы.

1. Предмет, задачи и методы теории вероятностей и математической статистики.

2. Краткая история возникновения, становления и развития статистического моделирования действительности.

3. Классическое, геометрическое и статистическое определения вероятности случайного события.

4. Комбинаторный подход к построению теории вероятностей с исчислением сочетаний, размещений и перестановок.

5. Биномиальные коэффициенты и их приложения в исчислении вероятностей случайных событий.

6. Теоремы сложения и умножения вероятностей случайных событий и их приложения.

7. Вероятностное моделирование случайных природных и технологических событий в схеме Бернулли.

8. Дискретные и непрерывные случайные величины и их функции распределения.

9. Числовые характеристики дискретных и непрерывных случайных величин и способы их нахождения.

10 Случайные процессы и способы их представления и нахождения их числовых характеристик.

11. Оценка неизвестных параметров случайных распределений математической статистики.

12. Проверка однопараметрических и многопараметрических статистических гипотез.

13. Распределение модуля скоростей молекул идеального газа, установленное Джеймсом Клерком Максвеллом (1831, Эдинбург - 1879, Кембридж).

14. Средняя квадратичная скорость как статистическая характеристика движения молекул газа.

15. Наиболее вероятная скорость молекул газа и формула для вычисления её значения.

16. Распределение Людвига Больцмана (1844, Вена - 1906, Дуино), определяющее вероятное число частиц в силовом поле в условиях термодинамического равновесия.

17. Микроканоническое, каноническое и большое каноническое распределения Джозайя Уилларда Гиббса (1839, Коннектикут - 1903, Коннектикут), завершившего создание классической статистической физики.

18. Основные положения и методы квантовой статистической механики идеальных газов.

19. Статистика Шатьендраната Бозе (1894, Калькутта - 1974, Калькутта) и Альберта Эйнштейна (1879, Ульм - 1955, Принстон), описывающая микрочастицы с симметричной волновой функцией и располагающиеся на одном энергетическом уровне сколь угодно большом количестве.

20. Статистика Энрико Ферми (1901, Рим - 1954, Чикаго) и Поля Дирака (1902, Бристоль - 1964, Таллахасси), описывающая микрочастицы с антисимметричной волновой функцией и располагающиеся на одном энергетическом уровне не более одной частицы.

Дидактический систематического изучения студентами высшей школы статистического моделирования физической действительности показывает его эффективность в повышении качества высшего образования учащейся молодежи.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что статистическое моделирование физической действительности является фундаментальным элементом дидактики высшей школы.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

© Каримов М.Ф., Абрарова Р.Р., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.