изучают выделенные логические приемы при построении математических моделей фрагментов действительности.
Всем учащимся в средней общеобразовательной школе и студентам в колледже и вузе следует под руководством учителей и преподавателей иметь в виду, что одним из основных приемов математического моделирования действительности является абстракция отождествления, состоящая в мысленном отвлечении от несходных различающихся свойств предметов и одновременном выделении общего свойства рассматриваемых предметов.
В средней общеобразовательной школе особенности абстракции отождествления лучше, как свидетельствует практика, показать учащимся при описании процесса формирования понятия числа или математической модели операции пересчета предметов. Учитель математики при этом выделяет: первый этап установления равночисленности различных множеств; второй этап указания на то, что численность одних множеств выражается через численность других множеств; третий этап определения множества, начинающего выступать в качестве единственного эталона количества; четвертый этап выступления общего свойства всех эквивалентных множеств как понятия или модели натурального числа.
Учителя средних школ, преподаватели колледжей и вузов на занятиях по математике объясняют старшеклассникам и студентам логический прием идеализации как способ образования новых понятий или моделей, которые наделены не только свойствами, отвлеченными от реальных объектов, но и воображаемыми свойствами, отсутствующими у исходных предметов.
К изучаемым на занятиях по математике в средней общеобразовательной школе идеальным понятиям или моделям относятся: геометрическая точка, не имеющая размера и структуры; прямая линия, путь вдоль которой равен расстоянию между двумя точками; бесконечность, рассматриваемый как неограниченность определенного процесса.
Математическую и философскую проблему потенциальной и актуальной бесконечности следует рассматривать со студентами высших учебных заведений на междисциплинарной основе, обсудив этот вопрос познания и дидактики вместе преподавателям математики и философии.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, заключается в том, что четкое выделение на занятиях по математике в средней общеобразовательной школе, специальном колледже и высшем учебном заведении логических приемов абстракции отождествления и идеализации при построении моделей приводит к повышению уровня интеллектуального потенциала обучающихся в системе непрерывного образования.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
2. Каримов М.Ф. Информационное моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
© Каримов М.Ф., Гайниярова Л.Р., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Салахутдинова Ильсеяр Саитьяновна канд. социол. наук, доцент НФ БГУ, г. Нефтекамск, РФ E-mail: [email protected] МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Оценен необходимый минимум математической составляющей основных социологических дисциплин
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
высшей школы. Выделены тематические основы статистической подготовки будущих социологов. Приведены компьютерные технологии, автоматизирующие математическую обработку социологических данных студенческих научных исследований.
Ключевые слова
Математика, социология, вероятность, статистика, студент, исследование.
Интеграция социологических и математических дисциплин становится востребованным научным познанием действительности явлением мировой духовной культуры [1].
В этой связи математическое сопровождение социологических учебных дисциплин на лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятиях со студентами высшей школы становится актуальной дидактической задачей.
Известно, что социология как наука, изучающая общество, имеющая основные разделы в виде теоретической социологии, моделирующей на дедуктивной основе социальные объекты, процессы и явления, и эмпирической социологии, формулирующей индуктивные выводы на основе использования приемов и методов сбора и обработки первичной социологической информации, применяет в своем развитии прикладные достижения математического моделирования теории вероятностей и математической статистики [2].
Исходя из вышеизложенного, нами выделяются для студентов высшей школы нижеследующие интегративные учебные темы математики и социологии: надежность и валидность социологического измерения: шкала номинальная, шкала порядковая, шкала отношений и шкала интервальная; табулирование и представление социологических числовых данных; таблицы, гистограммы, полигоны и диаграммы частотных распределений исследуемых переменных - признаков; анализ данных методами дескриптивной статистики; меры центральной тенденции: мода - наиболее часто встречающееся значение признака; медиана - значение признака, делящее упорядоченное множество данных пополам; среднее арифметическое - сумма всех значений признака, деленная на их число; среднее взвешенное - средняя средних; меры вариации: размах значений - разность между максимальным и минимальным наблюдаемым значением признака; дисперсия - среднее арифметическое квадратов отклонений значений признака от среднего арифметического; среднеквадратическое отклонение - корень квадратный из дисперсии; коэффициент вариации - доля среднеквадратического отклонения в процентах, приходящая на единицу среднего арифметического; квартильный размах - интервал, в котором вокруг медианы или среднего арифметического сосредоточилась половина наблюдаемых значений признака; анализ данных выборки методами индуктивной статистики; оценивание - вычисление характеристик генеральной совокупности по данным выборочной совокупности; доверительная вероятность и доверительный интервал выборочных оценок числовых характеристик генеральной совокупности; задача проверки нулевой гипотезы против альтернативной в социологическом исследовании; нерандомизированные критерии - правила принятия одной из двух статистических гипотез; ошибки первого и второго рода в социологии; критерий хи - квадрат для проверки однородности и независимости признаков; критерий согласия Колмогорова для проверки гипотезы о предполагаемом законе неизвестного распределения признака; корреляционный и регрессионный анализ данных; коэффициент корреляции Пирсона, коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла, нелинейная корреляционная связь между социологическими переменными.
Социальная информатика, имеющая доступные для всех студентов высшей школы прикладные основы математики, языков программирования и электронных таблиц [3], эффективно ими используются при проектировании и реализации научных исследований для автоматизированного вычисления выборочных средних и дисперсий и оценки неизвестных параметров статистических совокупностей социальной действительности.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что последовательное и систематическое установление в процессе обучения студентов высшей школы интегративной связи между математикой и социологией на компьютерной основе позволяет повысить уровень их научной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур человечества в системе непрерывного образования // Социальные - гуманитарные знания. - 2010. - № 9. - С. 65 - 72.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
3. Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С. Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. - № 9.2. - С. 58 - 66.
© Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С., 2016
УДК 372.8
Куватова Розалия Булатовна
студентка БашГУ, г. Стерлитамак E-mail: [email protected] Александрова Лилия Минихаевна
руководитель - к.п.н., доцент Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В работе нашли отражение проблемы творческой активности в процессе использования нетрадиционной техники. Показывается творческий характер использования изобразительного искусства в воспитании и развитии младших школьников. Особое внимание уделяется вопросам образования, воспитания и развития нравственных черт у младших школьников по средствам изобразительного искусства.
Ключевые слова Нетрадиционная техника, творческая активность, рисование.
Деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Кроме того, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) показали, что без целенаправленного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Творческая активность школьников, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности. В области искусства способность учащихся к творчеству развивается в процессе их приобщения к мировому художественному наследию, а также в процессе самостоятельной работы в том или ином виде искусства [2, с. 96].
Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и его отдельных психических процессов, в том числе и творческого воображения.
Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей - развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков.
Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в дошкольном возрасте. Дети около полутора