Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ В РАМКАХ КУРСА ИСТОРИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ В РАМКАХ КУРСА ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / преподавание / оценка / семинары / успеваемость / учащиеся / quality / teaching / assessment / seminars / academic performance / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.С. Соколова

Атмосфера в классе должна поддерживать самостоятельность учащихся с помощью методов обучения и оценки. В этой статье освещается мнение учащихся о ценности проведения семинаров в качестве метода обучения и оценки в рамках курса истории. Кроме того, обсуждаются вопросы подготовки и ограничения, связанные с такой реализацией. Результаты показали положительное влияние семинаров на процесс обучения в классе и ответственность учащихся за собственное обучение, что может быть достигнуто путем обучения учителей и школьников. Излагаются практические последствия проведения семинаров для будущего использования и предлагается концептуальная основа, основанная на результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF SEMINARS AS A METHOD OF TEACHING AND EVALUATION IN THE COURSE OF HISTORY

The classroom atmosphere should support students' independence through teaching and assessment methods. This article highlights students' views on the value of conducting seminars as a method of teaching and evaluating a history course. In addition, the issues of preparation and limitations associated with such an implementation are discussed. The results showed the positive impact of the seminars on the learning process in the classroom and the responsibility of students for their own learning, which can be achieved through the training of teachers and schoolchildren. The practical implications of the seminars for future use are outlined and a conceptual framework based on the results is proposed.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ В РАМКАХ КУРСА ИСТОРИИ»

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ В РАМКАХ КУРСА ИСТОРИИ

М.С. Соколова, студент

Ставропольский государственный педагогический институт, Филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOr.10.244n/2500-m0-2024-4-3-269-272

Аннотация. Атмосфера в классе должна поддерживать самостоятельность учащихся с помощью методов обучения и оценки. В этой статье освещается мнение учащихся о ценности проведения семинаров в качестве метода обучения и оценки в рамках курса истории. Кроме того, обсуждаются вопросы подготовки и ограничения, связанные с такой реализацией. Результаты показали положительное влияние семинаров на процесс обучения в классе и ответственность учащихся за собственное обучение, что может быть достигнуто путем обучения учителей и школьников. Излагаются практические последствия проведения семинаров для будущего использования и предлагается концептуальная основа, основанная на результатах.

Ключевые слова: качество, преподавание, оценка, семинары, успеваемость, учащиеся.

В литературе по преподаванию истории и оценке освещаются актуальные педагогические проблемы, такие как интеграция оценки в учебный процесс, роли преподавателей и учащихся в оценке, а также важность грамотности в области оценки и обратной связи при оценке для достижения эффективных процедур оценки, которые могут вовлечь учащихся в процесс оценки и способствовать повышению успеваемости учащихся. Несмотря на значительное количество теоретической литературы по оцениванию, количество источников о том, что на самом деле работает в классе, по-прежнему ограничено особенно в условиях сельской школы. Стремление позиционировать оценивание как неотъемлемую часть процесса преподавания и обучения без учета контекста российской аудитории - с учетом ожиданий учителей и учащихся и их прошлого опыта - может иметь нежелательные последствия для ценности оценивания, преподавания и обучения в целом. Учитывая, что методы обучения, такие как чтение лекций, и тесты, по-прежнему доминируют в образовательной политике и на практике в России школьники полагаются на преподавателей в предоставлении материалов, выделении важных моментов, планировании изменений и организации лекционного времени. Таким образом, школьники играют пассивную роль в обучении,

поскольку они слушают преподавателя, могут делать заметки или просто брать материалы у преподавателя позже, как правило, для проверки их на промежуточных и выпускных аттестациях, что составляет не менее 70% от общей оценки за курс. Тем не менее, необходимо переходить к более интерактивному режиму работы студентов с преподавателями, такому как групповая работа, обратная связь с коллегами, презентации, портфолио и/или семинары. Семинары пропагандируют и поддерживают обучение на основе опыта, где учащиеся участвуют в поиске знаний и формировании своего собственного видения истины на основе опыта.

Семинары были использованы как метод обучения, начиная с Сократа. Сократ явно не учил, но создавал ситуации, в ходе которых возникали вопросы, которые требовали учеников мыслить и анализировать их, используя более высокий уровень мышления, чтобы понять скрытый смысл сократовских мыслей. Занятия Сократа поощряют интеллектуальную любознательность, самостоятельное обучение и вовлекают учеников в качестве ценного источника обмена знаниями, используя их базовые знания для поиска истины.

Таким образом, учащиеся рассматриваются как участники процесса формирования реальности и поиска истины, привнося

свой опыт, идентичность и ценности в учебный процесс (принципы Дьюи). Принципы Дьюи подчеркивают, что учителя не должны «пичкать знаниями своих учеников с ложечки», а должны создавать возможности для получения опыта, в ходе которого учащиеся взаимодействуют, формируют и осмысливают свои знания с помощью учителей, работающих в качестве фа-силитаторов и гидов, что, в свою очередь, поддерживает активное участие учащихся.

Кроме того, семинары способствуют развитию критических навыков чтения и письма, поскольку участники знакомятся с широким спектром источников и обобщают данные, которые служат цели семинара.

Более того, они предоставляют исследователям, преподавателям или ученикам платформу для обмена результатами своих исследований и публичной презентации, а также для получения регулярной обратной связи от участников посредством обсуждения. В результате участники расширяют свои знания о результатах исследований других участников и создают интеллектуальную атмосферу в работе или месте проведения занятий и, таким образом, обеспечить информирование участников о текущих проблемах в области обсуждения [5]. Следовательно, навыки общения, управления и презентации улучшаются благодаря организации семинаров и их посещению, а для тех участников семинара, которые не являются знатоками истории, это отличный способ получения информации [3].

Семинары были исследованы на предмет их эффективности в различных областях: образовании, медицине, бизнесе, а также на разных уровнях: школьном, университетском или профессиональном. Например, семинары поддержки помогли преподавателям без отрыва от производства стать более эффективными. Они также могут подготовить учеников к их исследовательской деятельности, поскольку было установлено, что группа, участвовавшая в семинарах поддержки, была хорошо оснащена и подготовлена к преподаванию лучше, чем группа сравнения/контроля, которая не проходила семинаров поддержки. Кроме того, семинары удобны для

профессионалов, которые должны быть в курсе последних событий в своей области, нуждаются в платформе для обсуждения вопросов и проблем и имеют меньше времени для проведения всех исследований самостоятельно.

Кроме того, семинары могут проводиться как в очной, так и в виртуальной форме. Сократические семинары, например, являются формой очных семинаров, в то время как электронный учебный курс «Отечественная история», в рамках которого школьники взаимодействуют через онлайн-пространство, является виртуальной формой семинара. Учащиеся проявляют активность и энтузиазм, участвуя в виртуальном семинаре, дополняя мысли друг друга, поддерживая друг друга и облегчая страхи и озабоченности своих сверстников [2].

Другие формы очных семинаров - это те, которые часто используются на уроках истории культуры и искусства. Например, исследована эффективность аудиторных семинаров и журнального клуба в качестве учебного пособия для внеклассной работы по истории. Отзывы участников были положительными, а школьники продемонстрировали хорошую результативность на своих семинарах и дискуссиях. Кроме того, исследована эффективность основанного на симпозиумах подхода к самостоятельному обучению школьников культурологического содержания курса. Полученные результаты указывают что симпозиумы действительно помогают улучшить навыки студентов не только в области знаний. Они улучшают навыки поиска, презентации, устного перевода и общения школьников и, таким образом, способствуют их самостоятельному обучению. Как очные, так и виртуальные семинары могут быть успешными и давать положительный эффект в плане обогащения знаний и навыков, если их правильно проводить.

Однако семинары не всегда проходят так, как планировалось. Например, в исследовании, посвященном изучению восприятия школьниками методов преподавания и оценки по истории Смутного времени, выяснилось, что только треть участников были удовлетворены семинарами как

инструментом обучения и оценки. Одной трети участников семинары не понравились из-за того, что им приходится прилагать усилия для их подготовки и проведения презентаций, что может быть связано с требованиями других курсов. Кроме того, если школьники плохо подготовлены на ведущих семинарах, они могут просто запоминать, зубрить информацию и излагать ее без глубокого понимания темы [1]. Таким образом, чтобы в полной мере использовать потенциал семинаров, школьники должны быть осведомлены о логическом обосновании этого метода обучения и оценки и своей роли в нем. Также важно иметь четкий план и рекомендации по подготовке, этапам, критериям и роли преподавателей как фасилитаторов обучения на семинарах.

Поэтому необходимо обучать школьников, специалистов и участников подготовке к семинарам и участию в них.

Подготовка включает в себя широкий спектр чтений, постановку вопросов и участие в семинарах или практических занятиях, такие вопросы, как место проведения семинаров и время их проведения. Семинары можно использовать различными способами в качестве инструмента обучения, оценки, поддержки или и того, и другого.

Проведение семинаров требует тщательного рассмотрения факторов успеха семинаров, таких как обоснование, время, организация, ресурсы, критерии для проведения и оценки, необходимые усилия, среда (виртуальная или физическая среда) и

Большинство учащихся воспринимали семинары как хороший метод обучения, который активно вовлекал их в критическое мышление, задавая вопросы по историческим текстам, делясь идеями и совершенствуя свои навыки общения и презентации.

Недостаточная подготовка и осведомленность об эффективности семинаров с точки зрения вовлечения учащихся в процесс обучения, а также нечувствительность к контексту, истории обучения участников и недооценка важности учета логистики на семинарах - вот некоторые из ограничений данного исследования. Кроме того, инструментам исследования/методам сбора данных могут помочь более совершенные процедуры проверки, такие как группа экспертов или ведущих специалистов. Семинары полезны для обеспечения глубокого обучения и рекомендуются для курсов, требующих обсуждения и критического мышления.

Поэтому для будущих исследований в данном направлении рекомендуется рассматривать систему семинаров как метод обучения и оценки, который делает акцент на интенсивной программе обучения на семинарах, включая инструктаж, обсуждение и моделирование презентации на семинаре, критерии и оценку, но не ограничивается ими, для успешного проведения семинаров. Более того, уделение особого внимания логистике, а не только содержанию и процедурам проведения семинаров, скорее всего, приведет к более положительным результатам.

стили обучения студентов [4].

Библиографический список

1. Слезин А.А., Щупленков О.В. Общественно-политические течения молодежи Российского зарубежья 1920-1930-х гг. в поисках сохранения национальной идентичности // Право и политика. - 2012. - № 7. - С. 1261-1271.

2. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Формирование новых образовательных технологий как фактор повышения качества и доступности образования // Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагор-нова. - Ульяновск: Зебра. - 2018. - С. 123-133.

3. Щупленков О.В Воспитание патриотизма в новых исторических условиях // КБ: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 3. - С. 70-112.

4. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества // КБ: Проблемы общества и политики. - 2013. - № 6. - С. 1-58.

5. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Факторный анализ развития отечественной образовательной системы // КБ: Педагогика и просвещение. -2014. - № 1. - С. 25-52.

THE STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF SEMINARS AS A METHOD OF TEACHING AND EVALUATION IN THE COURSE OF HISTORY

M.S. Sokolova, Student

Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. The classroom atmosphere should support students' independence through teaching and assessment methods. This article highlights students' views on the value of conducting seminars as a method of teaching and evaluating a history course. In addition, the issues of preparation and limitations associated with such an implementation are discussed. The results showed the positive impact of the seminars on the learning process in the classroom and the responsibility of students for their own learning, which can be achieved through the training of teachers and schoolchildren. The practical implications of the seminars for future use are outlined and a conceptual framework based on the results is proposed.

Keywords: quality, teaching, assessment, seminars, academic performance, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.