методике Н.Е. Водопьяновой и внутренней мотивацией по методике К. Замфир. Полученные данные позволяют утверждать, что чем ниже внутренняя мотивация, тем выше эмоциональное выгорание у стрелка.
Положительная значимая связь между внешней отрицательной мотивацией по методике К. Замфир и эмоциональном выгоранием по методике В.В. Бойко (r=0,41 при p<0,01), и профессиональным (эмоциональным) выгоранием по методике Н.Е. Водопьяновой (r=0,34 при p<0,05). Данные результаты, дают возможность предположить, что если работник часто подвергается критике, наказаниям у него будут появляться симптомы эмоционального выгорания. К таким работникам необходимо разумно применять не только «кнут», но и «пряник».
Положительная связь между потребностью в высокой заработной плате, материальном вознаграждении, желанием иметь работу с хорошим набором льгот, надбавок по методике Ш. Ричи, П. Мартина и эмоциональным выгоранием по методике В.В. Бойко (r=0,30 при p<0,05); и профессиональным (эмоциональным) выгоранием по методике Н.Е. Водопьяновой(г=0,30 при p<0,05). Из этого следует, что чем выше потребность в материальном вознаграждении, тем выше уровень эмоционального (профессионального) выгорания.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что существует значимая взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и мотивацией к труду у стрелков ведомственной охраны, а именно: чем выше потребность в заработной плате и уровень внешней отрицательной мотивации, тем выше уровень эмоционального выгорания; чем выше внутренняя мотивация, тем ниже уровень эмоционального выгорания.
Если стрелка мотивирует к труду исключительно только материальная выгода у него высоки шансы для формирования симптомов эмоционального выгорания. Для такого сотрудника коллектив, условия труда, не представляют интерес, у него быстро начнет формироваться негативное отношение к своей профессиональной деятельности, и вследствие этого у стрелка будет появляться чувство истощения, раздражительность, циничное или негативное отношения к работе, коллегам, подчиненным, задержанным. Также, чем выше внешняя отрицательная мотивация сотрудника, тем выше уровень эмоционального выгорания. Например, авторитарный стиль управления руководителя может оказывать на стрелка негативное воздействие, это может послужить триггером формирования симптомов, а затем и синдрома эмоционального выгорания. Чем выше внутренняя мотивация сотрудника, тем ниже уровень эмоционального выгорания. То есть, когда сотрудник сам мотивирует себя к деятельности, и она вызывает интерес, положительные эмоции, без какого-либо внешнего подкрепления, вероятность возникновения эмоционального выгорания снижается.
Литература:
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 258 с. - ISBN 978-5-91180-891-4. -Текст: непосредственный.
2. Дятлов, В.А. Управление персоналом : учебное пособие / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало. -Москва: Приор, 2010. - 80 с. - ISBN 5- 990-0133-8. - Текст: непосредственный.
3. Кибанов, А.Я. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.Я. Кибанова, Н.А. Баткаева, Г.П. Гагаринская. - Самара: СГТУ, 2009. - 21 с. - ISBN 978-5-16-003544-4. - Текст: непосредственный.
4. Наумова Е.И. Современные тенденции развития науки и производства / Е.И. Наумова, Л.М. Лучшева // V Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах, изд-во: Общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский научный центр" (Кемерово), 2017. - С. 204-207. - Текст: непосредственный.
5. Ричи, Ш. Управление мотивацией: учебное пособие / Ш. Ричи, П. Мартин. Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 399 с. - ISBN 5-238-00599-7. - Текст: непосредственный.
6. Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум / О.Т. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c. - ISBN 5-9563-0028-0. - Текст: непосредственный.
Психология
УДК 159.9
доктор психологических наук, профессор Маркелова Татьяна Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); психолог Бурова Екатерина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); психолог Зимина Ирина Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНОСТИ И ДУХОВНОГО КРИЗИСА У ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы духовности и духовного кризиса, их теоретического и эмпирического изучения. В настоящее время феномен духовности является актуальной темой философского, психологического, социологического, педагогического, теологического исследований. Авторами представлены результаты эмпирического исследования тенденций духовного кризиса допризывной молодежи и их представлений о феномене духовности.
Ключевые слова: духовность, духовный кризис, допризывная молодежь.
Annotation. This article discusses the problems of spirituality and spiritual crisis, their theoretical and empirical study. Currently, the phenomenon of spirituality is an urgent topic of philosophical, psychological, sociological, pedagogical, and theological research. The authors present the results of an empirical study of trends in the spiritual crisis of pre-conscription youth and their ideas about the phenomenon of spirituality.
Keywords: spirituality, spiritual crisis, pre-conscription youth.
Введение. Проблема духовности личности в последнее время является предметом пристального внимания ученых: философов, психологов, социологов, педагогов, теологов. Многочисленные психологические, педагогические, социальные, философские исследования констатируют факт увеличения количества исследования по проблеме духовности личности. Актуальность темы обуславливается рядом причин: возрастанием индивидуалистических ориентаций, сменой жизненных стереотипов, повышением психоэмоционального напряжения, увеличением ритма жизни, различными информациоными перегрузками. Значимая роль принадлежит внутренним детерминантам: ценностям, смыслам, установкам, направленности. Современный молодой человек стремится реализовывать себя, приобретая в большей степени материальные, чем духовные ценности, что находит поощрение в обществе.
Изложение основного материала статьи. Полиэтиологичность явления духовности приводит к проявлениям плюрализма в теориях духовности, ее места и роли в определении жизненной позиции.
Сложность и глубина феномена духовности порождает множественность его определений и концепций. Существует четыре основных направления исследований духовности. Первое направление отождествляет духовность с Божественным откровением, со Святым Духом. Во втором духовность связывается с продуктами жизнедеятельности человека, проявлениями его духа, творчества, культуры и искусства. В рамках третьего направления ученые изучают ситуативные факторы, которые способствуют возникновению у человека духовных состояний. В четвертом направлении духовность рассматривается как принцип саморазвития, стремления к высшим ценностям, высший уровень развития зрелой личности [2].
Историческая перспектива открывает путь к более глубокому пониманию психологии духовности. Понимание термина «духовность» тесно связано с понятием «дух». По мнению Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи [6]. В рационализме определяющей стороной духа считается мышление и сознание, в иррационализме - внемыслительные аспекты: воля, чувство, интуиция и т.д.
В философском энциклопедическом словаре раскрываются три формы бытия духа: личный дух (дух отдельного индивида), общий дух (объективный дух) и дух объективизированный (совокупность завершенных творений духа) [8].
Духовность человека представляет собой многоплановое явление, истоки которого коренятся в связи человека с исторической культурой и общечеловеческими ценностями. Значительное место имеет личностный смысл Бытия человека в его соответствии с общечеловеческими и нравственными идеалами [7].
В связи с этим, изучение проблемы психологии духовности требует комплексного и всестороннего подхода. Отмечается необходимость использования взаимодополняющих принципов, подходов и концепций разных уровней [4]:
На философском уровне духовность представлена сочетанием трех фундаментальных принципов: детерминизма, развития и системности. Сочетание этих принципов предполагает изучение явления как сложно организованной целостности, состоящей из упорядоченных и взаимосвязанных элементов, во времени и динамике, с учетом обусловленности процеса развития внутренними и внешними условиями. Духовность существует как изменяющаяся система, которая не сводится к сумме своих элементов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Общенаучный уровень представлен следующими подходами: личностно-деятельностным, аксиологическим и субъектно-гуманистическим. С точки зрения личностно-деятельностного подхода духовность рассматривается в контексте деятельности личности, деятельность же порождает абсолютно все феномены, не исключая и духовность (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).
Ааксиологический подход основан на общечеловеких ценностях и самоценности личности, духовность видится в утверждении высших нравственных ценностей, рассматривается в контексте жизненного пути (В.Н. Мясищев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс и др.).
В субъектно-гуманистическом подходе духовность рассматривается с позиции отношения человека к окружающему миру, выражающего систему связей между миром человека и миром как средой его обитания (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.).
Конкретно-научный уровень представлен концепцией психологии духовности, в которой духовность может пониматься как высший уровень зрелости личности (Д.А. Леонтьев); психологическое качество личности, включающее в себя компоненты ответственности, самоактуализации и поиска смысла жизни (И.М. Ильичева); актуализация глубинных резервов души и тела (В.А. Пономоренко) и др.
Изучение феномена духовности личности, связано в первую очередь с тем, что надежность выполнения боевой задачи зависит от крепкости духа, гражданственности, чувства долга и патриотизма будущего военнослужащего. По мнению ряда исследователей (В.Н. Завгородский, 2009; В.Н. Ядчук, 2011; Р.А. Марков, К.Р. Амлаев, 2016) будущие военнослужащие имеют недостаточные функциональные возможности для успешного прохождения срочной службы по призыву. Около 50 % общего числа юношей не соответствуют предъявленным требованиям и имеют низкую эффективность решения задач [1, 5]. Одной из целей подготовки юношей к службе в рядах Российской армии, является формирование и упрочнение духовных качеств военнослужащего, наряду с психологической, физической и боевой подготовкой.
Обращение к проблеме духовного кризиса связано с тем, что современная ситуация в российском обществе предъявляет высокие требования к сформированности духовно-нравственных качеств будущего военнослужащего, от которых зависит сохранение жизни подчиненных и сослуживцев, выполнение приказов и поставленных задач. [3].
Под духовным кризисом понимается состояние переживания утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на психоэмоциональную реакцию относительно значимого события [9]. Сущность духовного кризиса - переоценка и перекомпоновка слагаемых духовно-смыслового ядра. Духовный кризис способен вызывать болезненные феномены жизни, так как он сопряжен с самопознанием личности, с обнаружением его потенциала, возможностей духовного развития. Духовный кризис напрямую связан с экзистенциальным самоощущением человека. Сохранять внутренний психологический гомеостаз позволяет психологическая устойчивость личности. Выделяются внутренние и внешние ресурсы психологической устойчивости. К внешним ресурсам можно отвенести межличностную и социальную поддержку близких, друзей, сотрудников, сохранение или желаемое изменение семейного, должностного, социального статуса. К внутренним ресурсам относятся согласованность реального и желаемого образа Я личности, вера в
достижимость поставленных целей, умение использовать эффективные способы преодоления трудных жизненных ситуаций и духовность личности.
Во время первого этапа нашего эмпирического исследования с помощью методики «Духовный кризис» было проведено исследование тенденций духовного кризиса у допризывной молодежи [9]. Исследование проводилось во время призывной кампании Военного комиссариата Советского и Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. Выборка испытуемых составила 85 юношей, средний возраст которых составляет - 16 лет.
Были получены следующие результаты:
1. У большинства испытуемых (39%) наблюдается прогрессивная тенденция духовного кризиса. Это может означать проявляния духовного кризиса в субъективном времени, что говорит о неудовлетворенности жизнью, о стремлении человека выйти на новый уровень развития, об устремлениях духовно-нравственного характера.
2. Наименьший процент выборки допризывной молодежи имеет тенденция регрессивного характера духовного кризиса (6%). Данный аспект может характеризоваться снижением проявлений духовного кризиса, что указывает на духовный рост испытуемых, на наличие у них цели и осмысленности жизни.
3. У части выборки (15%) наблюдается стагнационная тенденция духовного кризиса, что указывает на пограничное состояние испытуемых, при котором человек ощущает недостаток осмысленности жизни. Стремясь избавиться от чувства бессмысленности, человек может «сбегать» в учебную, повседневную, или деструктивную деятельность.
4. Так же 15% испытуемых ориентированы на низинную тенденцию кризиса, что может указывать на молодежь, которые переодически входят в состояние духовного кризиса, но отрицающих истинность и ценность своих переживаний.
5. Четверть испытуемых (25%) имеет пиковую тенденцию духовного кризиса, что может указывать на человека, испытывающего эмоциональные трудности, объясняемые психологическими особенностями возрастного периода: активным формированием мировозрения и профессиональных интересов.
Следующий этап нашего исследования заключался в изучении представлений о феномене духовности у допризывной молодежи. Исследование осуществлялось с применением метода экспертной оценки. Анализ направлен на получение информации, выраженной в количественной и качественной форме, обработку и обобщение полученных результатов. Исходя из поставленной цели, метод экспертной оценки направлен на упорядочевание информации об исследуемом предмете и выявлении его специфики.
Определение сущности и содержания понятия духовности заключается в выявлении понимания термина «духонность». Испытуемым предполагась ответить на следующий вопрос: «Под духовностью я понимаю...».
Проведение контент-анализа ответов допризывной молодежи проходило в три этапа. Во время первого этапа было осуществлено определение систем контент-аналитических категорий (категорий анализа). На втором этапе выделялись единицы анализа - лингвистические единицы (элементы содержания текста). На третьем этапе производился подсчет частот встречаемости лингвистических единиц, относящихся к той или иной контент-аналитической категории анализа.
Данные исследования представлений о понятии «духовность» у допризывной молодежи изначально включали в себя 128 лингвистических единиц, из них 5 единиц (4%) были признаны несущественными и были включены в категорию «другое»: («идеальная потребность», «качество», «поведение», «культура», «харизма»). Выделенные 123 лингвистические единицы анализа были объединены в контент-аналитические категории, образованные на основе теоретического анализа по проблеме (табл. 1).
Таблица 1
Распределение частот встречаемости лингвистических единиц в контент-аналитических
категориях
Религиозность и Вера Проявления духа и души Внутренний мир и сущность человека Гуманизм Социальная активность Другое Сумма
ед % ед % ед % ед % ед % ед % ед %
N=85 32 25 29 23 28 22 18 14 16 12 5 4 128 100
В результате анализа к категории «релегиозность и вера» были отнесены: «вера в Бога», «вера в людей», «вера в чудеса», «вера», «вероисповедание», «религия», «религиозность», «связь с Богом».
В категорию «проявления духа и души» отнесены следующие лингвистические единицы: «дух», «сила духа», «проявление духа», «духовный мир», «духовное состояние», «душа», «спокойствие души», «духовное развитие», «проявление души», «потребность души», «контроль духовного состояния».
В категорию «внутренний мир и сущность человека» были отнесены лингвистические единицы: «сущность человека», «внутренний мир человека», «познание человека», «внутренняя сила», «внутреннее состояние», «мировозрение», «самопознание», «саморегуляция», «развитие».
В категорию «гуманизм» были отнесены лингвистические единицы: «отрешенность от материального», «ценность человека», «стремление к высшим ценностям», «мораль», «умение человека понять проблемы другого», «способность людей к нравственным качествам», «соблюдение моральных ценностей», «доброта», «неравнодушие», «добродушие», «неравнодушие».
В категорию «социальная активность» были отнесены лингвистические единицы: «искренность», «уважение», «принципиальность», «спокойствие», «свобода», «решимость», «выдержка», «решительность», «стрессоустойчивость», «правдивость», «смелость».
Выводы. Таким образом, на сегодняшний день в науке сложилось достаточное количество подходов к изучению духовности, структурное содержание которых способствует анализу ключевых моментов,
необходимых для разработки психологической теории духовности. В теоретических и эмпирических исследованиях следует учитывать широкий спектр представлений данного феномена, опираясь на методологически выверенное и философски обоснованное понимание духовности.
Исходя из эмпирического исследования, уже у допризывной молодежи мы наблюдаем появление осознанности духовности как самостоятельного психологического явления, отсутствия у части испытуемых отождествления духовности с религиозностью, нравственностью и моралью. Описанный результат говорит о том, что духовность не соотносится с выполнением социально-значимых требований, а выдвигает феномен духовности как сверхнормативное поведение, стремление к высшим ценностям человечества.
Литература:
1. Завгородний В.Н., Белоусов О.Н., Ахромова А.Г. Педагогические аспекты подготовки допризывной молодежи к службе в рядах Российской армии // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - №4. - С. 80-83.
2. Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. -2018. - № 4. - С. 20-33.
3. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание // Армия и общество. - 2009. - №3. - С. 50-57.
4. Маркелова Т.В. Теоретико-методологические проблемы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности [Текст]: монография / Т.В. Маркелова; Современная гуманитарная акад. - Москва: Изд-во СГУ, 2011. - 256 с.
5. Марков Р.А., Амлаев К.Р. Состояние здоровья юношей призывного и допризывного возраста в России // Астраханский медицинский журнал - 2016. - №3. - С. 44-52.
6. Маркс К. и Энгельс Ф., 1961 - Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 392.
7. Семенов А.И. Духовность: Социально-философские аспекты исследования: дисс. ... канд. философ. наук. - Волгоград., 2001. - 146 с.
8. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - М., Политиздат, 1963. - 544 с.
9. Шутова Л.В., Лящук А.В. Духовный кризис: проблемы определения и диагностики // Психологическая диагностика. - 2005. - №1. - С. 51-71.
Психология
УДК 159.99
доктор философских наук Мартиросян Карен Минасович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); магистрант Матвейчук Вячеслав Васильевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация. В статье рассмотрены основные социально-психологические факторы инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства: формирование общественного мнения о престижности и высокой доходности инвестирования; огласка успешных культурных проектов; разработка «визитных карточек» потенциальных субъектов муниципально-частного партнерства; создание максимально позитивного морально-психологического климата сотрудничества.
Ключевые слова: культурный проект, инвестиционная привлекательность, социально-психологические факторы, государственно-частное партнерство.
Annotation. The article considers the main socio-psychological factors of investment attractiveness of cultural projects of public-private partnership: formation of public opinion about the prestige and high return on investment; publicity of successful cultural projects; development of "business cards" of potential subjects of municipal-private partnership; creation of the most positive moral and psychological climate of cooperation.
Keywords: cultural project, investment attractiveness, socio-psychological factors, public-private partnership.
Введение. Сфера культуры, несомненно, является актуальным направлением инвестиционной привлекательности территорий. Взаимоотношения представителей органов государственной, муниципальной власти и бизнеса, специалистов в сфере культуры, авторов культурных проектов сегодня открывают новые перспективы для организации их партнерства.
Однако сегодня, несмотря на заинтересованность государства в сфере культуры, продолжают существовать проблемы, которые оно не может решить самостоятельно. Правильно организованное государственно-частное партнерство способствует успешному решению этих проблем, удовлетворяя культурные потребности населения. При этом социально-психологические факторы инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства не всегда становятся предметом для специального рассмотрения, их роль в рассматриваемой цепочке сотрудничества не справедливо занижена, что на наш взгляд, существенное упущение.
Вышеперечисленные обстоятельства и подтверждают актуальность проблематики настоящей статьи. Изложение основного материала статьи. Генезис государственно-частного и муниципально-частного партнерства подробно раскрыт следующими учеными: Б.И. Бояринцев, Т.И. Гиззатуллина, Н.Н. Гончарова, Т.Н. Гладуна, С.А. Гусейнов, Е.Д. Костоглодова, В.В. Лосев, Ф.И. Шамхалов, Т.Я. Эрназаров и др.
Современные тенденции государственно-частного партнерства представлены в работах Л.М. Андреевой, А.М. Воротникова, О.А Герасименко, Г.М. Голубева, Н.А. Игнатюка А.Д. Евменова, А.В. Киреевой, Е.К. Колосовой, А.И. Петрова Н.В. Савощенко, О.Н. Любиной, Е.М. Истратий, В.А. Кабашкина, А.К. Каракушяна, В.А. Сидорова, В.С. Латыпова, А.А. Левченко, О.А. Ломовцевой, Е.С. Понькиной и др.