Детское питание
Результаты. По результатам LIQT, у детей с болезнью Крона нормолактазия (НЛ) отмечалась в 29 (33%) случаях, умеренная - у 34 (39%) и тяжелая гиполактазия (ГЛ) - у 25 (28%) детей. У детей с НЯК - НЛ отмечалась в 34 (39%) случаях, умеренная в 31 (35%) и тяжелая ГЛ у 23 (26%) пациентов. В целом в группе детей с ВЗК нормолактазиявы-явлена у 63 (36%), умеренная ГЛ у 65 (37%) и тяжелая ГЛ - у 48 (27%).
Была выявлена ассоциация исследуемого полиморфного маркера с ГЛ. Генотип CC rs182549 гена MCM6 встречался значимо чаще в подгруппе детей с умеренной и тяжелой ГЛ (р=0,030; OR = 2,72; 95% CI 1,08-6,87).
Аллергия на белки коровьего молока (АБКМ), по данным клинико-лабораторного обследования, была выявлена и подтверждена у 9 (5%) из 176 детей.
В результате детям была скорректирована диета в соответствии с полученными данными обследования: 9 (5%) детям с АБКМ назначена безмолочная диета; 48 (27%) детям с БК и НЯК тяжелой гиполактазией без АБКМ была назначена безлактозная диета; 65 (37%) пациентам с БК и НЯК с умеренной гиполактазией рекомендована диета с низким содержанием лактозы. У 63 (36%) детей с БК и НЯК и нормолактазией диетический рацион включал коровье молоко.
Обсуждение. Гиполактазия у детей ВЗК встречается у 113 (64%) из 176 пациентов: у 59 (67%) с болезнью Крона и у 54 (61%) с НЯК. При этом наличие гиполактазии сопряжено с определенной генетической предрасположенностью и ассоциировано с генотипом СС полиморфного маркера rs182549 гена MCM6 (p=0,030; OR = 2,72; 95% CI 1,08-6,87). Соответственно, сочетание 2 методов обследования на лактазную недостаточность позволяет не только выявить наличие а- или гиполактазии у ребенка с ВЗК, но и прогнозировать формирование толерантности к лактозе и давать долгосрочные рекомендации по диете.
Заключение. Диагностика гиполактазии методом LIQT и оценка генотипа полиморфного маркера rs182549 гена MCM6 позволяет оптимизировать рацион питания детей с ВЗК.
Горелова Ж.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д.
ИЗУЧЕНИЕ ДОМАШНЕГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)
Актуальность. Рациональное питание детей и подростков школьного возраста - необходимое условие обеспечения их здоровья и гармоничного физического и психического развития. Домашнее питание, формируя пищевые привычки, влияет на потребление (съедаемость) школьных завтраков и обедов, так как многие школьники не едят нелюбимые или незнакомые им блюда. Все это делает актуальным изучение привычного домашнего питания школьников.
Цель - проанализировать привычное домашнее питание школьников в будние, выходные и праздничные дни.
Материал и методы. Проведен анкетный опрос родителей московских школьников 1-11-х классов о блюдах, наиболее часто включаемых в рацион питания детей в будние, выходные и праздничные дни, о продуктах, которые школьники берут с собой, если они не завтракают в школе. Проанализированы 553 анкеты: 248 анкет учащихся 1-4-х классов, 238 анкет учащихся 5-8-х классов и 67 анкет учащихся 9-11-х классов. Статистическую обработку проводили с помощью MS Excel, оценку достоверности различий - с помощью таблиц Боярского.
Результаты и обсуждение. Около 2/3 учащихся (62,3-76,3%) регулярно завтракают дома в учебные дни, число таких учащихся достоверно снижается к старшим классам. Наиболее популярны на завтрак овсяная и гречневая каша, их часто употребляют от 34 до 68% учащихся (к 10-11-му классу число их достоверно снижается) и бутерброды с колбасой (46,5-80%). Отмечается редкое употребление молока и молочных продуктов, их регулярное включение в меню завтрака обнаружено в будние дни у 10-16% учащихся начальных и средних классов и 43,8% учащихся старших классов, в выходные дни число таких учащихся достоверно увеличивается, достигая 38,8% у младших школьников и 75,6-52,5% у учащихся средних и старших классов. Наиболее популярным молочным блюдом у школьников является йогурт. В меню обеда чаще всего включаются борщ (61,7-92,3% респондентов) и куриный суп (26,7-83,5% учащихся). Всего 17,3% школьников регулярно употребляют овощные супы. В старших классах отмечено достоверное снижение потребления всех видов супов. Наиболее популярными вторыми блюдами обеда являются запеченные или тушеные мясо и курица с картофелем или макаронами. Овощные гарниры регулярно употребляют всего 33,9% учащихся, свежие помидоры и огурцы - от 74,3 до 94,8% школьников. В ужин подавляющее большинство школьников всех классов чаще всего получают мясо с гарниром (71,7-97,1% респондентов), в качестве гарнира преобладают макароны и рис. Фрукты и сладкое на десерт получают 35-40% учащихся младших и средних классов и всего 9,7% учащихся старших классов. Часто ужинают пельменями в будние дни от 11 до 17,6% учащихся, в выходные дни их число достоверно снижается до 5-7%. Ассортимент праздничных блюд для учащихся начальных и средних классов включает 28 наименований, среди них блюда национальной кухни, роллы, шашлыки. В старших классах ассортимент праздничных блюд, перечисляемых родителями, сокращается до 16 наименований. Наиболее популярны запеченное мясо птицы, говядина, свинина, салаты. В этом перечне редко встречаются блюда из рыбы (8-10% ответов), в младших классах крайне редко в праздничном меню появляются фрукты (2,6%), хотя
Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
в средних и старших классах они в меню присутствуют несколько чаще (в 28 и 44,8% соответственно). Около трети родителей не дали ответа на вопрос о продуктах, которые дети берут с собой в школу, это позволяет предположить, что они ничего не дают детям. Чаще всего, если дети не пользуются услугами столовой, родители дают им с собой в школу фрукты, бутерброды, сок, выпечку, печенье, йогурт (48,7-58,9% родителей учащихся младших и средних классов и всего 25,5% родителей школьников старших классов).
Заключение. Привычный рацион питания школьников всех классов дефицитен по овощным супам и овощным гарнирам, молочным продуктам и фруктам; наблюдается чрезмерно частое потребление колбас. К старшим классам возрастает число школьников, пренебрегающих в учебные дни домашним завтраком, подростки реже употребляют каши, супы и овощные гарниры. Привычное домашнее питание школьников требует коррекции, для этого необходима образовательная работа с родителями, в то же время сформированные пищевые привычки должны быть учтены при формировании меню школьного питания.
Джамаев Л.С., Джумагазиев А.А.
СТЕАТОЗ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У ДЕТЕЙ С КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКЗОГЕННЫМ ОЖИРЕНИЕМ
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России
Актуальность. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что ожирение приняло масштабы глобальной неинфекционной эпидемии и относится к наиболее распространенным хроническим заболеваниям в мире. Особую тревогу вызывает рост распространенности ожирения среди детей, становясь актуальнейшей проблемой педиатрии.
Цель исследования - изучить структурные изменения поджелудочной железы (ПЖ) и оценить уровень лептина у детей с конституционально-экзогенным ожирением (КЭО).
Материал и методы. Обследованы 60 детей в возрасте 5-15 лет, распределенных на 2 группы по индексу массы тела (ИМТ): 30 детей с КЭО и ИМТ от 30,0 до 42,87 (1-я группа) и 30 здоровых детей с нормальным ИМТ (от 18,5 до 24,9; 2-я группа). Пациенты были включены исследование на основании информированного согласия родителей, дети которые принимали участие в научном исследовании. Критерии исключения: вторичное ожирение, сахарный диабет 1 типа, хронические органические, в том числе наследственные заболевания. Структурные изменения поджелудочной железы оценивали при выполнении ультразвукового исследования (УЗИ) на аппарате «Samsung Medison-WS80A» по общепринятым методикам. Биохимическое исследование крови включало определение уровней лептина, общего холестерина, холестерина ЛПНП, холестерина ЛПВП, триглицеридов (ТГ). Концентрацию лептина определяли в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа (ИФА) с использованием тест-систем производства DRG (Germany). Статистическую обработку полученных результатов выполняли методами параметрической и непараметрической статистики с использованием программы StatSoftStatistica 6.0 и MicrosoftExcel 7.0 для Windows-XP.
Результаты и обсуждение. При УЗИ у детей 1-й группы с КЭО изменения эхоструктуры ПЖ выявлены у 27 детей (у 3 детей 2-й группы, р<0,001). У 29 детей с ожирением определялось повышение эхогенностиацинарной ткани (88%) и наличие гиперэхогенных включений (67%).
Средние размеры головки ПЖ у детей с КЭО составили 20,18±0,95 мм, у детей с нормальным ИМТ - 15,41 ± 2,5 мм (р<0,05), хвоста ПЖ у детей с КЭО (1-я группа) - 17,18±2,5, у детей с нормальным ИМТ (2-я группа) -15,18± 2,1 мм (р<0,05). Полученные данные согласуются с сообщениями авторов, выявивших взаимосвязь между стеато-зом ПЖ и ИМТ у взрослых.
У девочек уровень лептина был выше, чем у мальчиков. Так, средний уровень содержания лептина в сыворотке крови у девочек с КЭО в 1-й группе составил 17,9±2,7 нг/мл, с нормальным ИМТ во 2-й группе - 8,43±0,9 нг/мл (р<0,001), тогда как у мальчиков уровень лептина в крови в 1-й группе составил 5,3±0,92 нг/мл, а во 2-й группе -3,54±0,42 нг/мл (р<0,05).Существенные различия показателей лептина, выявленные у мальчиков и у девочек, вероятно, свидетельствуют о гендерных отличительных особенностях распределения жировой ткани у детей. По результатам проведенного исследования, уровень лептина положительно коррелирует с ИМТ и стеатозом ПЖу детей.
Заключение. Таким образом, у детей с КЭО достоверно чаще отмечаются признаки увеличения размеров ПЖ, сопровождающиеся повышением эхогенностиацинарной ткани, наличием гиперэхогенных включений. Уровень лептина положительно коррелирует с ИМТ и стеатозом ПЖ у детей.
Золотин А.Ю., Симоненко Е.С., Седова А.Е., Фелик С.В.
СВЯЗЬ КОНСИСТЕНЦИИ И ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОДУКТА
НИИ детского питания - филиал ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Истра, Московская область
Качество пищевого продукта характеризуется комплексом физико-химических и органолептических свойств. Органолептические свойства актуализируются при восприятии продукта в процессе его потребления. Позитивное