Научная статья на тему 'Изучение динамики потребления основных видов продуктов питания Оренбургской области'

Изучение динамики потребления основных видов продуктов питания Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / СТАТИСТИКА / ДИНАМИКА / АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Джанвелян В. Г.

В статье, на основе официальных статистических сведений, рассматривается динамика потребления основных видов продуктов питания в Оренбургской области. В качестве инструментария получения доказательных выводов используются эконометрические методы раздела «анализ временных рядов». В заключении делается вывод о сложившейся тенденции в рассматриваемом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение динамики потребления основных видов продуктов питания Оренбургской области»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 2410-700Х

несет гостиница.

2. Суммированные расходы на обслуживание гостиницы делятся на площадь номерного фонда, после чего рассчитывается себестоимость квадратного метра.

3. Производится расчет себестоимости номера, как произведение площади номера на себестоимость одного квадратного метра площади. Она подлежит корректировке на соотношение между оплаченными номеро-днями и номеро-днями в эксплуатации.

4. Рассчитывается себестоимость номера, а к ней прибавляются уплаченные налоги.

5. Цена номера формируется из наценки и себестоимости самого номера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс ценообразования, который происходит в предприятиях гостиничного бизнеса, обладает рядом специфических характеристик. Это обусловлено: высокой эластичностью цен в разных сегментах туристского рынка, разрывом во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи продукта, а также сезонной дифференциацией. Формирование ценовой политики в гостинице является компонентом единой маркетинговой политики и всегда происходит под влиянием предприятий-конкурентов. Список использованной литературы:

1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 с.

2. Каменева В.В. Гостиничный бизнес Хабаровского края: вопросы эффективного ценообразования // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №1 С.38-42.

3. Лесник А.Л. Гостиничный менеджмент : политика ценообразования и управления доходом: учебное пособие / А. Л. Лесник. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. — 272 с.

4. Струк М.В. Тенденции развития гостиничного бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. №54 - С.216-220.

5. Банько ВГ Здания, сооружения, оборудование туристических комплексов и их эксплуатация / Учебное пособие - М.: Центр информационных технологий - 2006 - 292 с.

© Девятых Ю.Н., Козлова Е.И., 2017

УДК 338.439

В.Г. Джанвелян

студент группы З-15Эк(м)САПСЭП Оренбургский государственный университет г.Оренбург, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье, на основе официальных статистических сведений, рассматривается динамика потребления основных видов продуктов питания в Оренбургской области. В качестве инструментария получения доказательных выводов используются эконометрические методы раздела «анализ временных рядов». В заключении делается вывод о сложившейся тенденции в рассматриваемом секторе.

Ключевые слова

Потребление, продукты питания, статистика, динамика, анализ временных рядов.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. При этом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

объектами статистического наблюдения являются такие потребительские единицы, как население в целом или его отдельные группы (экономически активное население, лица в трудоспособном возрасте, дети, пенсионеры и т.д.), а также совокупность домашних хозяйств или часть данной совокупности, обладающая сходными с генеральной совокупностью признаками.

Стоит заметить, что необходимые для изучения питания населения данные получают в настоящее время из двух основных источников:

- из данных баланса ресурсов и использования сельскохозяйственных продуктов, полученных от предприятий и организаций перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, торговли;

- сведения о потреблении продовольственных товаров, полученные на основе обследования бюджетов домашних хозяйств.

При подготовке материалов статьи были учтены мнения и использованы методические подходы таких отечественных ученых как: Афанасьев В.Н. [1], Еремеева Н.С. [2], Зарова Е.В. [3], Кузьмина И.Г. [4], Попов В.В. [5], Цыпин А.П. [6,] и других. Изучение работ перечисленных авторов позволило провести анализ динамики потребления продуктов питания и выявить основную траекторию движения показателя.

Рассмотрим динамику потребления продуктов питания в Оренбургской области за период с 2011 г. по 2015 г., представленную в таблице 1.

Таблица 1

Потребление населением Оренбургской области основных видов продуктов питания, тыс. т.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Картофель 248,7 276,5 276,7 276,8 282,5

Мясо и мясопродукты 132,8 135,2 138,8 141,1 140,1

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 364,9 497,9 464,8 481,2 470,2

Молоко и молокопродукты 800,6 778,2 787,3 788,1 773

Фрукты и ягоды 108,3 113,6 113,3 125,5 122,4

Яйца и яйцепродукты 660,3 657,9 660,7 655,9 663,2

Итого 2 315,6 2 459,3 2 441,6 2 468,6 2 451,4

Для выявления закономерностей развития представленных временных рядов рассчитаем показатели динамики (таблица 2).

В течение пяти анализируемых лет в целом наблюдается увеличение среднегодового потребления населением Оренбургской области картофеля. За данный промежуток времени потребление картофеля возросло на 3,24%.

Также прослеживается тенденция увеличения среднегодового потребления населением Оренбургской области мяса и мясопродуктов. Уровень потребления данных продуктов возрос на 1,34%.

Таблица 2

Средние показатели динамики временных рядов потребления населением основных видов продуктов питания

Показатели Среднее абсолютное изменение Средний темп роста, %

Картофель 8,45 103,24

Мясо и мясопродукты 1,83 101,34

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 26,32 106,55

Молоко и молокопродукты -6,9 99,14

Фрукты и ягоды 3,53 103,1

Яйца и яйцепродукты 0,73 100,1

За анализируемый период увеличилось также среднегодовое потребление населением Оренбургской области овощей и продовольственных бахчевых культур. Потребление овощей и продовольственных бахчевых культур возросло на 6,55%.

Вместе с тем за пять анализируемых лет наблюдается уменьшение среднегодового потребления населением Оренбургской области молока и молокопродуктов. В течение данного времени потребление молока и молокопродуктов снизилось на 0,86%.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Наблюдается увеличение среднегодового потребления населением Оренбургской области фруктов и ягод. Так, за период проведенного анализа потребление фруктов и ягод возросло на 3,1%.

Потребление населением Оренбургской области яиц и яйцепродуктов. за период анализа также незначительно увеличилось. За 5 лет анализируемого периода потребление яиц и яйцепродуктов в Оренбургской области возросло на 0,1%.

Потребление населением Оренбургской области основных видов продуктов возрастает с каждым годом: картофеля - на 3,24%, мяса и мясопродуктов - на 1,34%, овощей и продовольственных бахчевых культур - на 6,55%, фруктов и ягод - на 3,1%, яиц и яйцепродуктов - на 0,1%. Но в тоже время наблюдается падение потребления молока и молочных продуктов на 0,86%.

Приведенные данные отражают следующие изменения в среднегодовом потреблении населения области в 2011-2015 гг.: рост объемов потребления таких видов продуктов как картофель, мясо и мясопродукты, овощи и продовольственные бахчевые культуры, фрукты и ягоды, яйца и яйцепродукты, и незначительное падение потребления молока и молокопродуктов.

В краткосрочной перспективе прогнозируется рост уровня среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов и падение уровня среднедушевого потребления хлеба и хлебопродуктов.

Список использованной литературы:

1. Афанасьев В.Н. Эконометрика для бакалавров: учебник / В.Н. Афанасьев, Т.В. Леушина, Т.В. Лебедева, А.П. Цыпин. - Оренбург: Издательство: Оренбургский государственный университет. 2014. - 434 с.

2. Еремеева Н.С. Причинный анализ динамики естественного движения населения / Н.С. Еремеева, Т.В. Лебедева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1 (51). - С. 183-187.

3. Зарова Е.В. Продовольственная безопасность региона: монография / Е.В. Зарова, Н.Н. Проживина, О.В. Баканач. - Самара: Издательство: Самвен. 2003. - 243 с.

4. Кузьмина И.Г. Статистический анализ структуры и динамики основных показателей состояния и развития розничной торговли в России за период 1990-2012 гг / И.Г. Кузьмина, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2 (46-2). - С. 234-239.

5. Попов В.В. Состояние продовольственной безопасности страны в условиях политики импортозамещения / В.В. Попов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 163-165.

6. Цыпин А.П. Статистика в табличном редакторе Microsoft Excel: Лабораторный практикум / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова. - Оренбург: Издательство: Оренбургский государственный университет, 2016. - 290 с.

© Джанвелян В.Г., 2017

УДК 338.45

Дзюбанчук Александр Александрович,

магистрант 2 курса кафедры экономики предприятия,

Давыдова Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ E-mail: ep.kgmty@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА

ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия должны располагать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.