Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ БУХАРЫ В РАБОТАХ Б.А. КАЗАКОВА'

ИЗУЧЕНИЕ БУХАРЫ В РАБОТАХ Б.А. КАЗАКОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бухарский музей / Б.А. Казаков / «Истории Муллазода» / вакуфные документы / Bukhara Museum / B.Kazakov / Scientific centre «For the study of Eastern arabographic manuscripts» / «History Mullazade» / Wakf documents

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураев Шерали Гулямович

В статье рассматриваются научные исследования по истории Бухары ученого-историка, востоковеда, ираниста и научного сотрудника Бухарского музея Баходира Абдушукуровича Казакова. Статья была подготовлена на основе данных инвентарных книг музея, архивных документов и научных исследований сотрудников музея. Научные работы, опубликованные Б.А. Казаковым, были изучены нами на основе сравнительного метода и обобщены с использованием дополнительных фактов. В публикации также подробно описана работа ученого, посвященная научному изучению экспонатов музея. Кроме того, приведено мнение о работе, проделанной Казаковым в области музееведения. Изучение экспонатов фонда Казаковым началось с 1970-х годов, за время его работы было опубликовано более 100 научных работ. Статьи в основном посвящены определенным областям истории Бухары с использованием различных источников. В творчестве ученого важное значение приобретают исторические объекты Бухары, личности, а также события. Он предлагает много интересной информации о медресе и их юридических документах, например, их годовой доход, количество учащихся, процессы обучения, состав населения. В своем творчестве Казаков цитирует первоисточники, что нашло отражение и в кандидатской диссертации «Мавераннахр на рубеже XV–XVI веков». Статьи автора об Абу Хафсе Кабире, в честь которого Бухара названа «Куббат уль-ислам (купол исламской религии)» являются наиболее важным аспектом исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE HISTORY OF BUKHARA IN THE SCIENTIFIC HERITAGE OF B.A. KAZAKOV

The article examines scientific research on the history of Bukhara by the historian, orientalist, Iranian scholar and researcher at the Bukhara Museum Bakhodir Abdushukurovich Kazakov. The article was prepared on the basis of data from the museum's inventory books, archival documents and scientific research by museum staff. Scientific works published by B.A. Kazakov, were studied by us on the basis of the comparative method and generalized using additional facts. The publication also describes in detail the scientist’s work devoted to the scientific study of museum exhibits. In addition, an opinion is given on the work done by Kazakov in the field of museology. Kazakov began studying the fund’s exhibits in the 1970s; during his work, more than 100 scientific papers were published. The articles are mainly devoted to certain areas of the history of Bukhara using various sources. In the scientist’s work, historical objects of Bukhara, personalities, and events become important. It offers a lot of interesting information about madrassas and their legal documents, such as their annual income, number of students, learning processes, population composition. In his work, Kazakov cites primary sources, which is also reflected in his doctoral dissertation “Maverannahr at the turn of the 15th–16th centuries.” The author's articles about Abu Hafs Kabir, after whom Bukhara is named "Kubbat ul-Islam (the dome of the Islamic religion)" are the most important aspect of the study.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ БУХАРЫ В РАБОТАХ Б.А. КАЗАКОВА»

4. Kyzyrgulov, I.R. Realizaciya programm professional'nogo razvitiya gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih v GBOU VO "BAGSU": osobennosti iperspektivy [Implementation of programs for the professional development of state and municipal employees in the State Budgetary Educational Institution ofHigher Education "BAGSU": features and prospects]. In: Professional'noe razvitie gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih v sovremennyh usloviyah: sostoyanie i perspektivy: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 30 maya 2018 goda [Professional development of state and municipal employees in modern conditions: state and prospects: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Ufa, May 30, 2018]. Ufa: Bashkir Academy of Public Service and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan, 2018. P. 13-18. (in Russian).

5. Frolova, I.V. Nauchno-issledovatel'skij centr Akademii: dvadcat ' let istorii [Research Center of the

Academy: Twenty Years of History]. In: Ekonomika i upravlenie [Economics and Management]. 2013. No. 6 (116). P. 21-24. (in Russian).

6. Abdrakhmanov, D.M. Bashkirskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya pri Glave Respubliki Bashkortostan: dostizheniya i strategiya razvitiya [Bashkir Academy of Public Service and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan: achievements and development strategy]. In: Ekonomika i upravlenie [Economics and management]. 2021. No. 5(161). P. 5-12. (in Russian).

7. Safina, S.B., Evdokimov, N.A., Shayakhmetov, A.M. Akademik A. Mahmutov v vospominaniyah kolleg, druzej i rodstvennikov: po materialam «kruglogo stola» [Academician A. Makhmutov in the memoirs of colleagues, friends and relatives: based on materials from the "round table"]. In: Ekonomika i upravlenie [Economics and management]. 2020. No. 6(156). P. 230-233. (in Russian).

DOI 10.24412/2223-0564-2024-1-32-38 Ш.Г. Джураев УДК 930.253

ИЗУЧЕНИЕ БУХАРЫ В РАБОТАХ Б.А. КАЗАКОВА

Аннотация

В статье рассматриваются научные исследования по истории Бухары ученого-историка, востоковеда, ираниста и научного сотрудника Бухарского музея Баходира Абдушукуровича Казакова. Статья была подготовлена на основе данных инвентарных книг музея, архивных документов и научных исследований сотрудников музея. Научные работы, опубликованные Б.А. Казаковым, были изучены нами на основе сравнительного метода и обобщены с использованием дополнительных фактов. В публикации также подробно описана работа ученого, посвященная научному изучению экспонатов музея. Кроме того, приведено мнение о работе, проделанной Казаковым в области музееведения. Изучение экспонатов фонда Казаковым началось с 1970-х годов, за время его работы было опубликовано более 100 научных работ. Статьи в основном посвящены определенным областям истории Бухары с использованием различных источников. В творчестве ученого важное значение приобретают исторические объекты Бухары, личности, а также события. Он предлагает много интересной информации о медресе и их юридических документах, например, их годовой доход, количество учащихся, процессы обучения, состав населения. В своем творчестве Казаков цитирует первоисточники, что нашло отражение и в кандидатской диссертации «Мавераннахр на рубеже XV-XVI веков». Статьи автора об Абу Хафсе Кабире, в честь которого Бухара названа «Куббат уль-ислам (купол исламской религии)» являются наиболее важным аспектом исследования.

Джураев Шерали Гулямович, преподаватель кафедры «Общественные науки» Бухарского педагогического института (Бухара), e-mail: sherali_gulyamovich@mail.ru

Sherali G. Juraev, Lecturer ofthe Department of «Social Sciences» of the Bukhara Pedagogical Institute (Buchara), e-mail: sherali_gulyamovich@mail.ru

© Джураев Ш.Г., 2024

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2024/1 (103)

Ключевые слова: Бухарский музей, Б.А. Казаков, «Истории Муллазода», вакуфные документы Sherali G. Juraev

QUESTIONS OF THE HISTORY OF BUKHARA IN THE SCIENTIFIC HERITAGE OF B.A. KAZAKOV

Abstract

The article examines scientific research on the history of Bukhara by the historian, orientalist, Iranian scholar and researcher at the Bukhara Museum Bakhodir Abdushukurovich Kazakov. The article was prepared on the basis of data from the museum's inventory books, archival documents and scientific research by museum staff. Scientific works published by B.A. Kazakov, were studied by us on the basis of the comparative method and generalized using additional facts. The publication also describes in detail the scientist's work devoted to the scientific study of museum exhibits. In addition, an opinion is given on the work done by Kazakov in the field of museology. Kazakov began studying the fund's exhibits in the 1970s; during his work, more than 100 scientific papers were published. The articles are mainly devoted to certain areas of the history of Bukhara using various sources. In the scientist's work, historical objects of Bukhara, personalities, and events become important. It offers a lot of interesting information about madrassas and their legal documents, such as their annual income, number of students, learning processes, population composition. In his work, Kazakov cites primary sources, which is also reflected in his doctoral dissertation "Maverannahr at the turn of the 15th-16th centuries." The author's articles about Abu Hafs Kabir, after whom Bukhara is named «Kubbat ul-Islam (the dome of the Islamic religion)» are the most important aspect of the study.

Key words: Bukhara Museum, B.Kazakov, Scientific centre «For the study of Eastern arabographic manuscripts», «History Mullazade», Wakf documents

Введение. Востоковедение (ориенталистика) -совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Бахадир Абдушуку-рович Казаков родился 2 августа 1936 г. в Бухаре, является выпускником восточного факультета Ленинградского государственного университета, где ознакомился с историей стран Ближнего и Среднего Востока. Б.А. Казаков по специальности - иранист. Под руководством ученого и востоковеда И.П. Петрушевского он написал кандидатскую диссертацию на тему «Мавераннахр на рубеже XV-XVI веков» [16, с. 34].

Его деятельность как научного сотрудника начинается в Бухарском музее в 1976 г. Документальный фонд музея является одним из крупнейших коллекций с более чем 40 тысячами экспонатов. Ученый Б.А. Казаков уделял основное внимание изучению письменных памятников, как специалист проводил исследование по истории феодального периода Узбекистана. Его исследования посвящены менее изученным вопросам истории Мавераннахра, при освещении которых ученый опирался на персидские источники [16, с. 35].

Наиболее важными экспонатами Бухарского музея являются рукописные и литографские работы и документы. Эти артефакты были приняты в дар или приобретены в разные годы прошлого века, их сбор является важным событием для музейного дела в Бухаре. После начала работы в фондах музея, Б.А. Казаков начинает публиковать свои первые труды: газетные и журнальные статьи, а также публикации в разных сборниках и книгах. Среди его газетных публикаций можно назвать следующие: «Бухоро тарихига оид асарлар», «Бухоронинг тошбосма китоблари» («Литографские книги Бухары»), «Бухоро мозорлари» («Кладбище Бухары»), «Автограф Ахмад Даниша», «Из глубины веков», «История Бухары: глазами германского востоковеда», «Новые документальные памятники», «Неопубликованные письма», «Кулёзмалар - нодир ёдгорликларимиз» («Рукописи - наше достояние»), «Редкий случай в археографии», «Клад с монетами». Большинство из них написано на русском языке. Приведенные статьи автора содержат сведения о богатой истории Бухарского оазиса. Например, в статье «Клад с монетами» говорится о нумизматических находках в окрестностях Бухары, приводится ряд фактов о том, что эти монеты были найдены

недавно и являются важным источником по истории. Затем стало известно, что эти монеты относятся к периоду Тимуридов (XIV-XV вв.) и были выпущены после денежной реформы Мирзы Улугбека (внука Амира Темура, правителя Мавераннахра в 1409-1449 гг.) [5, с. 72].

Очень интересной является статья «Автограф Ахмад Даниша». Ахмад Даниш был одним из последних энциклопедистов Бухары, творчество которого относится к концу XIX в. Среди манускриптов фонда музея был обнаружен один экземпляр произведения Ахмада Даниша [8, с. 3]. Б.А. Казаков писал, что книга «Наводир ул-вакое» («Редкие события») была написана самим автором. В этом сочинении автор рассматривает целый ряд вопросов по философии, общественно-политической жизни, морали и культуре. Также он обращает внимание на сообщения и письма ученых, среди которых есть письмо президента Академии Наук Таджикистана - Садриддина Айни (родом из Бухары). В письме, отправленном в 1954 г. на личный адрес директора музея Мухсина Якубова, он просил вспомнить о Бухаре. Документ оригинальной формы, в котором присутствует автограф ученого на таджикском языке, написан на арабской графике, на фабричной бумаге, на обеих сторонах тетрадного листа. Письмо было переведено Б.А. Казаковым. В нем говорится, что Айни был участником митинга младобухарцев (национально-демократическое движение) против эмира в марте 1917 г. Он писал, что в проходе крепости Арк (главная резиденция бухарских правителей, где ныне находится Бухарский музей) [14, с. 68], есть небольшие комнаты, используемые под временную камеру для заключенных. По словам Айни, это помещение называлось «обхона» (помещение для хранения воды) - пожарной безопасности. Становится ясно, что в Бухаре существовали разные виды наказаний. Также в сообщении Айни упоминаются имена людей, находившихся на государственных должностях [12, с. 3].

В произведениях Б.А. Казакова есть и более интересные факты, например, в одной из статей автор приводит несколько важных фактов о кладбище Эшони Имло (настоящее имя святого -Охунд Мулла Мухаммади) и его жизнь приходится на времена Тимуридских принцев Халил-султана и Мирзы Улугбека (начало XV в.). Востоковед не сообщает о нынешнем местонахождении гробницы, которая не сохранилась до наших

дней. Автор не только обращает внимание на личность святого, но и упоминает его наставников и учеников. Имеется подробная информация о правителях того времени [1, с. 19].

Такое кладбище с могилами Абу Хафса Кабира (религиовед, род. в 767 г.), Сайфиддина Бохарзи (суфийский шейх и богослов 1190-1261 гг.), Ходжи Порадуза (бухарский суфи, ум. в 925 г.), а также сведения о них сравниваются с данными в книгах «Китаби Муллазода» («История гробниц Бухары») Ахмада ибн Махмуда и «Тухфат уз Зоирин» («Подарок паломникам») Саййид Мухаммада Насира [15, с. 37]. Б.А. Казаков собрал много сведений из разных источников, например, из книги «История Бухары» (автор - Наршахи, X век). По его словам, среди народа Абу Хафса Кабира называют по-разному: Хаджатбарор (ишан, разрешающий проблемы) или Хазрати Имам (Проповедник). Там указано, что было установлено три единицы туга (специальный деревянный столб над гробницей с колоколом) на могиле с эпиграфической надписью на гробнице: «Наставник ученых Мавераннахра». Также в книге «Китаби Муллазода» есть интересный факт, что в народе дорога к этому объекту называлась «Хакикат» или «Хакрах» (истина) [15, с. 36]. Автор не раз пишет о Хазрате Имаме, а также не забывает упомянуть, что он является гордостью древнего города. Среди рукописей есть книга стихов Мухлиса Намангани «Тухфат уль-Обидин», где сведения об Абу Хафсе Кабире встречаются в форме стихов. Казаков прочитал ряд источников и написал, что Абу Хафс Кабир был «олим (ученый), омил (правовед) и зохид (набожный)» [5, с. 72].

Б.А. Казаков проанализировал книгу «Китаби Муллазаде», согласно которой рукопись состоит из четырех частей, последние две посвящены истории мечетей и святых мест. В этом же произведении описывается историческое сооружение Турки Джанди, оставшееся среди городских построек и получившее название Мавзолей Ходжи Джанди (Джунди). Эта древняя святыня сохранилась в старой городской части Бухары как некрасивое и заброшенное здание [11, с. 62]. Что касается топографии, то это сооружение находится в южной части города Бухары. Кроме того, с ним связано множество легенд: когда душа бросается в колодец и выходит из священного колодца «Оби зам-зам» в Мекке.

Работая в музее много лет, Казаков как ученый прославился в Средней Азии, Франции,

Германии, России, США, Иране, Саудовской Аравии и других странах. Он проводил научные исследования по истории Узбекистана и Средней Азии, дипломатии, историографии и источниковедению, истории суфизма и др. В 2007 г. среди книг библиотеки музея был обнаружен лист древнего Корана [3, с. 74]. После его изучения стало известно, что это уникальный экземпляр Катта Лангарского Корана, который был написан на оленьей коже почерком куфи-хиджази (древний вид почерка арабского языка), датируется VIII веком.

Большинство работ Баходира

Абдушукуровича не ограничиваются одной рукописью [2, с. 48]. Среди работ, получивших особое признание ученого, - «Описание существующих сооружений в Бухарском Арке» Насириддина Тура (сын Амира Музаффарх-хана, 1860-1885), где есть подробное описание зимней резиденции - крепости Арк. На наш взгляд, эта работа уникальна тем, что сыграла большую роль в изучении древнего архитектурного памятника. Изучив данные, представленные в этой работе, ученый дает ценную информацию об исторических памятниках, священных местах и их расположении в городе Бухара и его окрестностях. Например, святилище 7 пиров (7 святых в суфизме), мавзолей Эшони Имло и Ходжи Исмата (поэт, ум. в 1436 г.), мавзолей Абу Хафса Кабира.

Б.А. Казаков принимал участие в ежегодной конференции «Бартольдовские чтения». В 1990 г. он прочитал доклад на тему «Вакуфные документы мечети мир-Табиб в Бухаре». Хотя изучение вакуфных документов (неотчуждаемое имущество, завещанное на религиозные и благотворительные нужды, не облагаемое налогом) началось в начале ХХ в., сотрудники музея также внесли значительный вклад в эту область документации. Это потребовало серьезных научных исследований. В фондах музея хранятся вакуфные документы медресе Бухары: Газиян (архитектурный памятник XV в.), Даниял-бий Аталык (второй правитель из узбекской династии мангытов в Бухарском ханстве (17581785) и др. Казаков писал карточку научного описания (паспорт для экспоната) рукописей и документов. Востоковед называет «Вакф-наме» мини-архивом с подробной историей. Именно на основе этого основополагающего документа будут освещены аспекты, связанные с образованием и воспитанием в Бухаре. При

классификации музейных рукописей ученый делит их на несколько групп: 1. документы ханства; 2. свидетельства; 3. васика (купчая); 4. судебно-правовые; 5. семейно-брачные и официальные письма, и другие процессуальные документы. В одной из статей Казакова содержится информация о том, что медресе Гозиен было построено в Бухаре в XVI в., рассчитано на 21 студента [7, с. 43]. Студенты были разделены на три группы по 7 человек в каждой. Группы различались по продолжительности обучения и назывались начальными (Адно), средними (Авсат) и высшими (Аъло). Автор публикации отмечает, что студенты получают стипендию от 5 до 10 танга (монет) в месяц, а максимальный срок обучения составляет 7 лет. Казаков внимательно изучил вакуфные документы и даже написал о наказании студентов. Например, если студент отсутствовал в медресе в течение месяца, он лишался худжры (кельи), такое же наказание ожидало его, если он совершил «аморальный поступок». Еще более суровое наказание было предусмотрено за нерадивость: если учащиеся в течение установленного максимального срока 7 лет, не переходили с одной ступени на следующую, то им прекращали платить стипендию и отнимали худжру. Ориенталист высказал мнение, что Медресе Гозиён было высшим учебным заведением в соответствии с первоначальной концепцией и студенты получали звание мударриса-учителя не менее 21 года после окончания медресе [7, с. 42].

Ученый обратил внимание на публикацию на французском языке «Торговые отношения Бухары в начале XIX века», которая была написана на основе рукописных произведений Востока [9, с. 67]. Автор статьи - Мария Шуппе - пишет об индийском путешественнике, упоминающем Бухару. Она пишет, что нашла эту книгу во Франции и она называется «Масири Бухоро» («Путь Бухары»). Казаков, ознакомившись со статьей, пишет, что отечественные историки того времени Ахмед Даниш и Мирза Салимбек в своих трудах не писали об экономических связях Бухарского ханства. Автор сравнивает несколько рукописей и пишет о бухарских купцах и их связях с другими городами, такими как Самарканд, Мешхед (Восточный Иран), Балх (Афганистан), Ош (Кыргызстан), Ёркент и Кашгар (Восточный Туркестан). Главный герой - путешественник Мир Иззатуллах. Фактически, караван отправляется из Бухары в Россию в январе, в качестве товара везут ткани,

хлопчатобумажные и металлические изделия, каракуль, специи и различные другие товары. Из городов Российской империи привозили металлические изделия, сахар, бумагу и другие товары. В конце статьи Казаков приходит к выводу, что эта работа сыграет большую роль в изучении торговых связей Бухары с другими государствами до завоевания Средней Азии Царской (Российской) империей [1, с. 21].

В ходе своих исследований Б.А. Казаков тщательно изучал произведение «Нусхаи Амир Темури», написанное в Бухаре в 1792 г. Сотрудник музея отмечает, что это произведение было написано на основе трудов ряда историков, как Шарафуддин Али Язди, Абдураззока Самарканди, Хафизи Абру, Мирхонда, Хафиз Таниш Бухари. Хотя произведение было переписано в XVIII в., но в качестве его автора указан Али Язди, один из современников Амира Темура [11, с. 65]. В 1983 г. Казаков подарил в фонд музея книгу (литографскую) - «Алфа Лайлатин ва лайлатун» (тысяча и одна ночь) - перевод знаменитой книги занимательных сказок. Книга содержит очень много иллюстраций, что позволит понять, о какой сказке идет речь. Иллюстрации к тексту книги выполнены в чёрно-белом тоне и отражают отдельные эпизоды сюжетов некоторых сказок [5, с. 71].

Казаков продолжал изучать официальные документы, макомоты (книга, посвященная святым людям, написанная после смерти учеников того же человека), документы о финансовых учреждениях, публиковать статьи. Такие документы дают возможность изучить исторические объекты за определенный период и сделать выводы по темам, предоставляют новые, частично редкие и достоверные, а также официально подтверждённые данные для пересмотра вопросов по истории Средней Азии [13, с. 91].

Ученый написал, что внутреннюю форму акта можно анализировать не только с дипломатической или юридической стороны, но также с филологической точки зрения. Дипломатический анализ акта предполагает сравнение его построения с формуляром данного вида. Казаков не успел защитить докторскую диссертацию, его работа называлась «Документальное источниковедение Узбекистана XVI-XIX веков (Дипломатика актов Мавераннахра). К проблеме компьютеризации документальной базы данных».

В ходе научных исследований востоковеда была издана книга «Документальные памятники Средней Азии» в 1987 г. В этой книге отражены такие вопросы, как возникновение рукописных документов в Средней Азии и их изучение, а также формирование архивного дела в этом регионе. В 3-й главе книги собрана информация из восточных рукописей, начиная с монгольского завоевания и заканчивая началом ХХ века. Казаков также подтверждает, что рукописи на Бухарской земле были написаны на разных языках: тюркском, персидском, уйгурском, арабском и русском [10, с. 56].

Автор также подробно писал о праздновании национального весеннего праздника Навруз в Бухаре, его истории, значении, легендах о его возникновении. По его словам, в «Истории Бухары» упоминается крепость Варахша, а также празднование весеннего равноденствия «Навруз Кишоварзан» (крестьянский Навруз) в том же месте. И эта его мысль соответствует содержанию трактата Омара Хайяма «Навруз». В целом, города и крепости, находящиеся на Великом Шелковом пути, их топографические названия, основанные на исторических книгах, а также их значение во внутренней и внешней торговле также широко им освещаются.

Ориенталист вместе с сотрудниками немецкого Университета Галле-Виттенберга занимался демонстрацией и популяризацией восточных рукописей из музейного фонда. Монография Б.А. Казакова «Бухарские документы» стала объектом исследования в собрании исторических документов рукописного фонда. Эта работа также стала большим событием для мирового научного сообщества. Издательством опубликована работа «Das arabische Buchs» [6, с. 35]. Ю. Пауль, профессор Университета Галле-Виттенберга, перевел на английский язык и написал для монографии предисловие. Здесь представлена богатая информация о 600 исторических документах, хранящихся в фондах Бухарского музея-заповедника. Документы, включенные в эту монографию, датируются 1326-1926 гг. и являются уникальным источником [11, с. 62].

В 1990 г. при Институте востоковедения им. Абу Райхана Бируни в качестве филиала был создан Научный центр «По изучению восточных арабографических рукописей» [2, с. 48]. За время своего существования этот научный центр стал местом многочисленных исследований. Фонд

состоит из музейных предметов и экспонатов. После создания научного центра был поставлен ряд задач, таких как перевод работ по исторической топографии Бухары на узбекский язык и научное исследование истории региона на основе древних письменных источников. Была составлена карточка описания всех рукописей и некоторых литографических произведений, имеющихся в музее [9, с. 56]. Научные сотрудники центра публикуют статьи по истории города и истории происхождения названия Бухара на узбекском языке, истории еврейского населения в период правления амира Насруллы (седьмой правитель Бухарского эмирата, 1827-1860) на таджикском языке. К числу таких статей можно отнести и следующие: «Яхудиёни Бухорои шариф» («Евреи Бухары»), «Бухоро мозорлари» («Кладбище Бухары»), «Хазрати Имам - Абу Хафс Кабир Бухари» [15, с. 36], «Бухоро тарихига оид асарлар» («Произведение по истории Бухары»). В последней статье автор приводит ряд фактов по истории Бухары, опираясь на научные труды средневековых авторов и историков. Казаков пишет о топографии Бухарского оазиса, в том числе городов Бухара, Кермине и Таваис, не забывая упомянуть нынешнее название и местонахождение регионов. Таваис - назван в честь павлинов (Товус), т.к. в каждом доме было не менее 1-2 павлинов. Жители этого города были богаты, поскольку там был большой базар (рынок), куда в течение 10 дней на осеннюю торговлю съезжалось более 10 тысяч человек из других регионов, даже из Ферганской долины. В своей статье Казаков писал то же самое о Пайкенде (80 км от Бухары), известном городе в истории до Багдада. Из-за своей прочности был назван как «Медный город».

В этом же году вышел первый номер музейного журнала «Из истории культурного наследия Бухары», в котором неоднократно публиковались труды Казакова о документах древнего города Бухары. Автор пишет о создании первой коллекции рукописей Бухарского музея, включая архив Кушбеги (фонд премьер-министра Бухарского эмирата) и его значение. Документы этого архива после обнаружения были отправлены в Ташкент, но сам Казаков в 70-х гг. XX в. нашел в крепости Арк важные документы - деловые письма татарских студентов Бухары. Подобные письма были недавно найдены в медресе Мири Араб. Среди экспонатов музея интересны книги, приобретенные в областной библиотеке

им. Ибн Сины. Почти никто не знал об этом, кроме немногих ученых, одна из которых была О.Д. Чехович (историк-востоковед, 1912-1982) в составе экспедиции М.С. Андреева (востоковед, этнограф, 1873-1948), и она действительно открыла архив для широкой публики [4, с. 93].

Заключение. Бухара была изучена востоковедом Б.А. Казаковым как священное место и неотъемлемая часть истории Средней Азии. Информация, связанная с историей Бухары, была собрана в основном в результате изучения музейных экспонатов - рукописных книг и документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альмеев Р.В., Казаков Б.А. Рукописный фонд Бухарского государственного музея (состав, пополнения, изучения) // Archaeographia. Orientalis. Материалы всесоюзного рабочего совещания по проблемам восточной археографии. М., 1990. С. 17-24.

2. Ахмедов А.Ф. Бухоро музейларидаги кадимги кулёзма дурдоналар. Бухара. 2018. 48 с.

3. Джураев Ш.Г. Бухарский музей - центр древних Коранов // Ислом тафаккури, 2020, № 3. С. 73-76.

4. Джураев Ш.Г. Первая коллекция рукописей Бухарского музея. Материалы канцелярии Кушбеги эмира бухарского // InfoLIB. 2023, № 4 (32). С. 92-96.

5. Джураев Ш.Г. Собрание ценных артефактов -арабографические рукописи, документы // InfoLIB. 2020. № 3 (23). С. 70-76.

6. Kazakov B.A. Anor. Bukharan documents The Collection in the District Library, Bukhara. Germany: "Das arabische Buch" 2001. 56 p.

7. Казаков Б.А., Тураев Х.Х. Свод документов Даниял-бия аталыка // Бартольлдовские чтения. Год 5-й. Тезисы докладов. М., 1981. С. 42-43.

8. Казаков Б.А. Автограф Ахмад Даниша // Советская Бухара. 1979. № 136 (11609). С. 3.

9. Казаков Б.А. Виды исторических документов // Памятники истории и культуры Бухары. Вып. 4. Бухара, 1995. С. 43-85.

10. Казаков Б.А. Документальные памятники Средней Азии. Ташкент: Узбекистан. 1987. 87 с.

11. Казаков Б.А. Коллекция исторических документов Бухарского государственного музея-заповедника // Из истории культурного наследия Бухары. Ташкент. 1990. С. 62.

12. Казаков Б.А. Новые документальные памятники // Советская Бухара. 1985. № 186. С. 3.

13. Казаков Б.А. Опыт описания среднеазиатских актов // Archaeographia. Orientalis. Материалы всесоюзного рабочего совещания по проблемам восточной археографии. М., 1990. С. 82-93.

14. Казаков Б.А. Садриддин Айний мактубининг муаллиф дастхати // Бухоро мавжлари. 2008. № 2. С. 30-32.

15. Казаков Б.А. Хазрати Имам - Абу Хафс Кабир Бухари // Бухоро мавжлари. 2007. № 4. С. 36-37.

16. ТураевХ.Х. Олим, эроншунос ва дипломат // Сино. 2002. № 8. С. 35.

REFERENCES

1. Almeev, R.V. Kazakov, B.A. Rukopisniy fond Buxarskogo gos. muzeya (sostav, popolneniya, izucheniya) [The manuscript fund of the Bukhara State Museum (composition, replenishment, study)]. In: Ma-teriali vsesoyuznogo rabochego soveshaniya po prob-lemam vostochnoy arxeografii [Materials of the AllUnion workshop on the problems of Eastern archaeog-raphies]. Moscow, 1990. P. 17-24. (in Russian).

2. Ahmedov, A.F. Buxoro muzeylaridagi qadimgi qo'lyozma durdonalar [Ancient manuscripts in the museums of Bukhara]. Bukhara: Durdona. 2018. 48 p. (in Uzbek).

3. Djurayev, Sh.G. Buxarskiy muzey - tsentr drevnix Koranov [Bukhara Museum - center of ancient Korans]. In: Islom tafakkuri [Islamic Thinking]. 2020. No. 3. P. 73-76. (in Russian).

4. Djurayev, Sh.G. Pervaya kollektsiya rukopisey Buxarskogo muzeya. Materiali kantselyarii Kushbegi emira Buxarskogo [The first collection of manuscripts of the Bukhara Museum. Materials of the Office of Kushbegi Emir of Bukhara]. In: InfoLIB. 2023. No. 4 (32). P. 92-96. (in Russian).

5. Djurayev, Sh.G. Sobranie sennix artefaktov -arabograficheskie rukopisi, dokumenty [Collection of valuable artifacts - Arabographic manuscripts, documents]. In: InfoLIB. 2020. No. 3 (23). P. 70-76. (in Russian).

6. Kazakov, B.A. Anor. Bukharan documents The Collection in the District Library, Bukhara. Germany: "Das arabische Buch", 2001. (in English).

7. Kazakov, B.A., Turaev, Kh.Kh. Svod doku-mentov Daniyal-biya atalika [A set of documents of Daniyal-biya atalyk]. In: Bartol'ldskie chteniya. Tezisi dokladov i soobsheniy [Barthold's readings. Year 5. Abstracts of reports and messages]. Moscow, 1981. P. 42-43. (in Russian).

8. Kazakov, B.A. Avtograf AxmadDanisha [Autograph of Ahmad Danisha]. Sovetskaya Buxara [Soviet Bukhara]. 1979. No. 136. P. 3 (in Russian).

9. Kazakov, B.A. Vidy istoricheskix dokumentov [Types of historical documents]. In: Pamyatniki istorii i kulturi Buxari [Historical and cultural monuments of Bukhara]. Issue 4. Bukhara, 1995. P. 43-85. (in Russian).

10. Kazakov, B.A. Dokumentalnie pamyatniki Sredney Azii [Documentary monuments of Central Asia]. Tashkent: Uzbekistan, 1987. 87 p. (in Russian).

11. Kazakov, B.A. Kolleksiya istoricheskix dokumentov Buxarskogo gosudarstvennogo muzeya-zapovednika [Collection of historical documents of the Bukhara State Museum-Reserve]. In: Iz istorii kul 'turnogo naslediya Buxari [From the history of the cultural heritage of Bukhara]. Tashkent, 1990. P. 62. (in Russian).

12. Kazakov, B.A. Novie dokumental'nie pamyatniki [New documentary monuments]. Sovetskaya Buxara -Soviet Bukhara. 1985. No. 186. P. 3 (in Russian).

13. Kazakov, B. Opyt opisaniya sredneaziatskix ak-tov [The experience of describing Central Asian acts]. In: Materiali vsesoyuznogo rabochego sovetshaniya poproblemam Vostochnoy arxeografii [Materials of the All-Union workshop on the problems of Oriental ar-chaeography]. Moscow, 1990. P. 82-93. (in Russian).

14. Kazakov, B.A. Sadriddin Aini maktubining muallif dasthati [The author's autograph of Sadriddin Aini's letter]. In: Bukhoro mavjlari [Waves of Bukhara]. 2008. No. 2. P. 30-32. (in Uzbek).

15. Kazakov, B.A. Hazrati Imam Abu Hafs Kabir Buxoriy [Hazrati Imam Abu Hafs Kabir Bukhari]. In: Bukhoro mavjlari [Waves of Bukhara]. 2008. No. 4. P. 36-37. (in Uzbek).

16. Turaev, Kh.Kh. Olim, eronshunos va diplomat [Scientist, iranologist and diplomat]. In: Sino. 2002. No. 8. P. 35. (in Uzbek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.